Потенциал развития ребенка в фгос

Потенциал развития ребенка в фгос thumbnail

МБОУ «Глинковская СШ»

Выступление

на совещании педагогических и руководящих работников

образовательных организаций

на тему:

«Развитие потенциала обучающихся в условия реализации ФГОС

начального общего образования»

Учитель

начальных классов

Филипова Е.А.

с. Глинка

2017г.

Потенциал человека: личностный, человеческий, познавательный, творческий… Цепочку можно продолжать и дальше, но что же скрывается за этими словами? Что же такое потенциал? Определений потенциала очень много. Я предлагаю остановиться на следующем.

Потенциал – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.

Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества.

В своём выступлении я остановлюсь на развитии познавательного и творческого потенциала учеников. В условиях введения ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход заслуживает внимания такое определение: 

Потенциал младшего школьника – это  характеристика обучающегося, отражающая совокупность его возобновляемых ресурсов, которая на основе духовно-нравственных ценностей обеспечивает потребность, способность и возможность саморазвития и самореализации в различных видах деятельности.

Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик.

Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.

Почему потенциал учеников младших классов так важно развивать именно сейчас? Потому что мы говорим об инновационном характере не только образования, но и всего развития общества. Необходимость развития познавательного и творческого потенциала младших школьников диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня многим понятно, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, творческого мышления, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. А младший школьный возраст как раз тот период, когда начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.

Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.

Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».

«Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности». Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания. Именно школа может способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. А задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их.  Способности человека можно представить в виде дерева, где корни — природные задатки человека, ствол — общие способности, а ветви — специальные способности, в том числе творческие и познавательные. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

Развивать способности ученика, что это значит?

– во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, привычки анализировать и осмысливать факты, хорошо натренированной памяти, воли, воображения.

– во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.

–  в-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.

Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственно, т.к. растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто:

Читайте также:  Перинатальное развитие ребенка по неделям беременности

– преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится   рационализировать тематическое и поурочное планирование;

– свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;

– уважает личность ученика;

– дифференцирует объем и сложность заданий;

– умеет увидеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи;

– побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет держать в поле зрения всех учащихся класса;

– развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;

– содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;

Для раскрытия творческих и познавательных способностей детей я стараюсь использовать современные технологии обучения, так как считаю, что учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Применяю разные формы: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы и т.д.

В своей работе использую разные способы стимулирования творческого и познавательного потенциала:благоприятная атмосфера в классе, доброжелательность, использование личного примера творческого подхода к решению проблем, обогащение окружающей среды ученика разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, обеспечение возможностей для практики, представление ребятам возможности активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей, отказ от критики в адрес ребенка.

Показателями развития способностей учащихся является:высокий уровень интереса к урокам, способность к фантазированию, воображению и моделированию, проявление радостных эмоций во время работы, способность наслаждаться процессом творчества, умение преодолевать возникшие трудности, проявление догадливости, сообразительности, способность переживать ситуацию успеха, проявление самостоятельности в работе.

Пути развития познавательного и творческого потенциала я нахожу как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках очень важно вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся, поэтому использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки – экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, уроки защиты проектов, уроки с применением ИКТ (например, презентаций, которую приготовила я или сами дети) Благодаря таким урокам ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление, а также даёт шанс самым неуверенным учащимся. Задания и материалы к уроку подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения и занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, головоломок, лабиринтов, позволяющие ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью, давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.

Стараюсь чаще в своей деятельности создавать проблемные ситуации на уроках. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения оказываются рациональными, а другие – нет. В стороне не останутся даже слабые ученики, каждый будет задействован. А еще ребята учатся внимательно слушать и слышать друг друга, что очень важно в начальных классах.

Познавательная и творческая деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается и во внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие разностороннего потенциала младших школьников. Проводимые у нас в школе кружки имеют разную направленность: общеинтеллектуальную, общекультурную (художественно-эстетическую), духовно-нравственную, спортивно-оздоровительную и социальную. Кружковые занятия имеют свой выход. Мои ребята не только активные участники предметных недель, разнообразных конкурсов, выставок, викторин, олимпиад различного уровня, международных игр, но и победители. Они получают благодарности, грамоты, дипломы, а это всё является подтверждением их развития. Ученикам начальной школы надолго запомнились подготовленные нами познавательные мероприятия «Осеннее кафе бабы Яги», праздник «Весны». Ребятам надо было изучить приметы осени и весны, найти интересные загадки, подобрать подходящие стихотворения, придумать конкурсы и игры, подходящие под определённое время года, сделать красочное оформление сцены, подготовить яркие костюмы и отлично сыграть свои роли. Такие коллективные творческие дела как нельзя лучше развивают познавательный и творческий потенциал школьников, учат общению друг с другом.

Читайте также:  Игры для развития внимательности ребенка

Важным условием познавательной и творческой деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение, всё это мы можем получить выполняя проекты. Проекты в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения, также ему не обойтись без креативности, умения ориентироваться в информационном пространстве. Ребенок сам придумывает, воплощает, кроме этого привлекает к совместному творчеству и своих родителей. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.

Развивая познавательный и творческий потенциала моих учеников, я тем самым развиваю у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.

Дорогие коллеги, познавайте новое и творите сами, проявляйте в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши дети.

Источник

Сообщение из опыта работы

 Требования ФГОС к созданию условий для развития способностей и самореализации дошкольников

«Ребенок- это солнце, вокруг которого вращается

 весь педагогический процесс, его сила должна

быть выявлена, интересы удовлетворены,

способности развиты». 

Рената Соколова 

         Сегодня мы стремимся к тому, чтобы  ДОУ стал открытым, мобильным, чтобы быстро реагировал на все изменения, происходящие в дошкольном образовании, и выстраиваем деятельность ДОУ в соответствии с образовательными потребностями, интересами и ожиданиями детей, родителей.

        В современных условиях развития общества человеку необходимо уметь

реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств и постоянно ускоряющегося темпа жизни. Особую ценность представляют собой такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, способность к самореализации, саморазвитию.    

     Поэтому, актуальной становится проблема создания таких условий,  при реализации которых ребенок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющий и реализующий собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности.  

      Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует ДОУ на    объединение  обучения  и  воспитания  в  целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.  

        Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей,  носящий  личностно-ориентированный  характер,  направленный  на  достижение социально-значимых  результатов,  призванный  привести  к  преобразованию  личностных свойств и качеств воспитанников.    В  связи  с  этим  перед  ДОУ стоит    цель: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.

Стандарт решает задачи, среди которых:

  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
  • обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
  • формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Читайте также:  Развитие речи ребенка курсовая

   Кроме того   в ФГОС ДО используемые основные понятия,

 • Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

       ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяется успешности и самореализации каждого ребенка. Нам  взрослым предстоит переосмыслить пути решения задач развития творческого потенциала ребенка, создания условий для его самореализации.  

Для получения ожидаемых результатов в  ДОУ создана система работы, которая содержит ряд  взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий   (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).

       Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ.  Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности.  Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.

     Система педагогического взаимодействия педагогов и детей,  строится   в трех направлениях:

  • непосредственно-образовательная деятельность;
  • совместная деятельность педагогов и детей;
  • самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники
  • развлечения,
  • тематические музыкальные вечера,
  • театральные пятницы
  • недели творчества,
  • дидактические игры,
  • выставки рисунков и поделок
  • занятия в библиотеке,
  • создание книг – самоделок.
  • детские проекты.

      Насыщенная событиями жизнь   дошкольников способствует формированию   самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, развитию самостоятельности, автономности,  самосовершенствованию.

       Игровое пространство ДОУ дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также   учитывают интересы детей и связаны с определенными центрами. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:

  • делают выбор;
  • активно играют;
  • используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
  • работают все вместе и заботятся друг о друге;
  • отвечают за свои поступки.

       Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и  интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предлагает детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, оказывает прямую помощь в овладении сложным умением в соответствие с зоной ближайшего развития.

При таком подходе ребенок   растет и развивается в своем собственном темпе, а  воспитатели   помощники детей, организующие пространство,   и планирующие виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.  

     Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Развивающая предметно – пространственная среда организована на всей территории дошкольной организации, включает внешнее и внутреннее содержание.  

         В инфраструктуре ДОУ  предусмотрены   помещения для проведения образовательной деятельности в области физического и музыкального развития, имеется  музыкальный и спортивный зал. С целью   социализации, индивидуализации и развития способностей детей, организации занятий по интересам- созданы мини-музеи «Русская изба», «Картинная галерея», «Комната Творчества».  

       Безусловно, сегодня еще не решены все проблемы ДОУ но они находятся в стадии решения.

   Реализуя ФГОС ДО, в образовательном учреждении происходит:

– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;

– реструктуризация содержания образовательной деятельности;

– рациональная организация предметно-пространственной среды;

– эффективное взаимодействие детского сада с семьей;

Что позволяет  создавать условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявлять индивидуальность и творчество, возможность самореализации.

Источник