Потенциал развития ребенка в фгос

МБОУ «Глинковская СШ»
Выступление
на совещании педагогических и руководящих работников
образовательных организаций
на тему:
«Развитие потенциала обучающихся в условия реализации ФГОС
начального общего образования»
Учитель
начальных классов
Филипова Е.А.
с. Глинка
2017г.
Потенциал человека: личностный, человеческий, познавательный, творческий… Цепочку можно продолжать и дальше, но что же скрывается за этими словами? Что же такое потенциал? Определений потенциала очень много. Я предлагаю остановиться на следующем.
Потенциал – в широком словоупотреблении трактуется как средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, которые могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи.
Личностный потенциал человека включает, прежде всего, ресурсы личности, данные ему от рождения, а также мировоззрение, мотивацию к самореализации, личностные качества.
В своём выступлении я остановлюсь на развитии познавательного и творческого потенциала учеников. В условиях введения ФГОС НОО, в основе которого лежит системно-деятельностный подход заслуживает внимания такое определение:
Потенциал младшего школьника – это характеристика обучающегося, отражающая совокупность его возобновляемых ресурсов, которая на основе духовно-нравственных ценностей обеспечивает потребность, способность и возможность саморазвития и самореализации в различных видах деятельности.
Познавательный потенциал – определяется объемом и количеством информации, которой располагает ученик.
Творческий потенциал – определяется умениями и навыками, способностью к действию. Реализуется в деятельности и общении.
Почему потенциал учеников младших классов так важно развивать именно сейчас? Потому что мы говорим об инновационном характере не только образования, но и всего развития общества. Необходимость развития познавательного и творческого потенциала младших школьников диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Главной целью школы в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, общеучебных умений, навыков самообразования, творческих способностей. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие познавательного и творческого потенциала учащихся является важнейшей задачей. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Сегодня многим понятно, что истинная цель обучения – это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, творческого мышления, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. А младший школьный возраст как раз тот период, когда начинают складываться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе познания и творчества.
Творчество – это постоянное усовершенствование своей личности, мышления, сознания, интеллекта и постоянная устремленность совершать нечто новое, делать больше и лучше, чем раньше. В творческой деятельности ученик развивается, приобретает социальный опыт, раскрывает свои природные дарования и способности, удовлетворяет интересы и потребности.
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности».
«Способности – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности». Способности не могут возникать вне конкретной деятельности человека, а формирование их происходит в условиях обучения и воспитания. Именно школа может способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, предоставляя ребёнку возможности проявить себя в активной деятельности разнообразной направленности. А задача учителя найти различные методы, способы выявить эти способности у ученика и развивать их. Способности человека можно представить в виде дерева, где корни — природные задатки человека, ствол — общие способности, а ветви — специальные способности, в том числе творческие и познавательные. Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!
Развивать способности ученика, что это значит?
– во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, привычки анализировать и осмысливать факты, хорошо натренированной памяти, воли, воображения.
– во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
– в-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Каждый ребенок в большей или меньшей степени способен к творчеству, оно постоянный и естественный спутник формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственно, т.к. растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт. Достигнуть желаемого результата учитель сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. А творческий учитель тот, кто:
– преподает увлеченно, творчески планирует свою работу, стремится рационализировать тематическое и поурочное планирование;
– свободно ориентируется в современных педагогических идеях, концепциях и технологиях обучения;
– уважает личность ученика;
– дифференцирует объем и сложность заданий;
– умеет увидеть новую проблему даже в обычном задании, сформулировать творческую задачу для учащихся, активно включить их в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность по решению и анализу хода решения этой задачи;
– побуждает обучающихся к постановке познавательных вопросов, умеет держать в поле зрения всех учащихся класса;
– развивает ребенка, приспосабливаясь к его зоне ближайшего развития, ориентир развития направлен на ученика;
– содействует ребенку в формировании положительной Я-концепции, самопознания и творческого самопроявления;
Для раскрытия творческих и познавательных способностей детей я стараюсь использовать современные технологии обучения, так как считаю, что учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Применяю разные формы: индивидуальную, работу в парах и группах, а так же различные методы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, исследовательские, элементы проектной деятельности, эвристические беседы и т.д.
В своей работе использую разные способы стимулирования творческого и познавательного потенциала:благоприятная атмосфера в классе, доброжелательность, использование личного примера творческого подхода к решению проблем, обогащение окружающей среды ученика разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности, обеспечение возможностей для практики, представление ребятам возможности активно задавать вопросы, поощрение высказывания оригинальных идей, отказ от критики в адрес ребенка.
Показателями развития способностей учащихся является:высокий уровень интереса к урокам, способность к фантазированию, воображению и моделированию, проявление радостных эмоций во время работы, способность наслаждаться процессом творчества, умение преодолевать возникшие трудности, проявление догадливости, сообразительности, способность переживать ситуацию успеха, проявление самостоятельности в работе.
Пути развития познавательного и творческого потенциала я нахожу как на уроках, так и во внеурочной деятельности. На уроках очень важно вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие познавательные и творческие способности учащихся, поэтому использую различные типы уроков: уроки-путешествия, уроки-конкурсы, уроки – экскурсии, интегрированные уроки, игровые уроки, уроки защиты проектов, уроки с применением ИКТ (например, презентаций, которую приготовила я или сами дети) Благодаря таким урокам ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Это помогает развить в ребёнке интеллектуально – творческую личность, креативное мышление, а также даёт шанс самым неуверенным учащимся. Задания и материалы к уроку подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы – опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения и занимательный материал в виде ребусов, кроссвордов, головоломок, лабиринтов, позволяющие ребенку тренировать внимание, память, формировать саморегуляцию, контроль за своей деятельностью, давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.
Стараюсь чаще в своей деятельности создавать проблемные ситуации на уроках. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения оказываются рациональными, а другие – нет. В стороне не останутся даже слабые ученики, каждый будет задействован. А еще ребята учатся внимательно слушать и слышать друг друга, что очень важно в начальных классах.
Познавательная и творческая деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается и во внеурочной деятельности. Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие разностороннего потенциала младших школьников. Проводимые у нас в школе кружки имеют разную направленность: общеинтеллектуальную, общекультурную (художественно-эстетическую), духовно-нравственную, спортивно-оздоровительную и социальную. Кружковые занятия имеют свой выход. Мои ребята не только активные участники предметных недель, разнообразных конкурсов, выставок, викторин, олимпиад различного уровня, международных игр, но и победители. Они получают благодарности, грамоты, дипломы, а это всё является подтверждением их развития. Ученикам начальной школы надолго запомнились подготовленные нами познавательные мероприятия «Осеннее кафе бабы Яги», праздник «Весны». Ребятам надо было изучить приметы осени и весны, найти интересные загадки, подобрать подходящие стихотворения, придумать конкурсы и игры, подходящие под определённое время года, сделать красочное оформление сцены, подготовить яркие костюмы и отлично сыграть свои роли. Такие коллективные творческие дела как нельзя лучше развивают познавательный и творческий потенциал школьников, учат общению друг с другом.
Важным условием познавательной и творческой деятельности как на уроке, так и во внеурочной деятельности является чувство новизны, удивления, готовность принять нестандартное решение, всё это мы можем получить выполняя проекты. Проекты в начальной школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения, также ему не обойтись без креативности, умения ориентироваться в информационном пространстве. Ребенок сам придумывает, воплощает, кроме этого привлекает к совместному творчеству и своих родителей. Творчество выходит за рамки школы, в семью. Такой познавательный интерес ведёт к успешным итогам в образовательном процессе.
Развивая познавательный и творческий потенциала моих учеников, я тем самым развиваю у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, что в свою очередь создает условия для формирования ключевых образовательных компетенций в рамках реализации ФГОС НОО.
Дорогие коллеги, познавайте новое и творите сами, проявляйте в полную силу свои творческие способности, и творить будут ваши дети.
Источник
Сообщение из опыта работы
Требования ФГОС к созданию условий для развития способностей и самореализации дошкольников
«Ребенок- это солнце, вокруг которого вращается
весь педагогический процесс, его сила должна
быть выявлена, интересы удовлетворены,
способности развиты».
Рената Соколова
Сегодня мы стремимся к тому, чтобы ДОУ стал открытым, мобильным, чтобы быстро реагировал на все изменения, происходящие в дошкольном образовании, и выстраиваем деятельность ДОУ в соответствии с образовательными потребностями, интересами и ожиданиями детей, родителей.
В современных условиях развития общества человеку необходимо уметь
реализовывать себя в различных областях с учётом быстро меняющихся обстоятельств и постоянно ускоряющегося темпа жизни. Особую ценность представляют собой такие качества личности, как самостоятельность, инициативность, способность к самореализации, саморазвитию.
Поэтому, актуальной становится проблема создания таких условий, при реализации которых ребенок проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющий и реализующий собственные цели, имеющий собственный опыт, добровольно возлагающий на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирует ДОУ на объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Образовательный процесс – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. В связи с этим перед ДОУ стоит цель: создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка.
Стандарт решает задачи, среди которых:
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирования общей культуры личности воспитанников, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников;
- формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Кроме того в ФГОС ДО используемые основные понятия,
• Амплификация развития – максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.
ДОУ – это второй дом, где жизнь дошкольников наполнена яркими и запоминающимися событиями, поэтому большое внимание уделяется успешности и самореализации каждого ребенка. Нам взрослым предстоит переосмыслить пути решения задач развития творческого потенциала ребенка, создания условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в ДОУ создана система работы, которая содержит ряд взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями).
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, строится в трех направлениях:
- непосредственно-образовательная деятельность;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия,
- праздники
- развлечения,
- тематические музыкальные вечера,
- театральные пятницы
- недели творчества,
- дидактические игры,
- выставки рисунков и поделок
- занятия в библиотеке,
- создание книг – самоделок.
- детские проекты.
Насыщенная событиями жизнь дошкольников способствует формированию самореализации каждого, углублению позитивного отношения к миру и принятие других, развитию самостоятельности, автономности, самосовершенствованию.
Игровое пространство ДОУ дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также учитывают интересы детей и связаны с определенными центрами. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
- делают выбор;
- активно играют;
- используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
- работают все вместе и заботятся друг о друге;
- отвечают за свои поступки.
Центры активности дают возможность индивидуализировать учебно-воспитательный процесс, исходя из собственных навыков и интересов. Например, в центре искусства, один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами замысловатую фигурку. В центре настольных игр один сложит картинку из четырех деревянных кубиков, тогда как другой предпочтет картонную головоломку из 25 кусочков. Воспитатель наблюдает за действиями детей и делает для себя записи, касающиеся их развития. Спустя некоторое время он предлагает детям более сложные материалы, которые усложняют задачу, или же, если потребуется, оказывает прямую помощь в овладении сложным умением в соответствие с зоной ближайшего развития.
При таком подходе ребенок растет и развивается в своем собственном темпе, а воспитатели помощники детей, организующие пространство, и планирующие виды деятельности с учетом индивидуального развития каждого ребенка.
Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Развивающая предметно – пространственная среда организована на всей территории дошкольной организации, включает внешнее и внутреннее содержание.
В инфраструктуре ДОУ предусмотрены помещения для проведения образовательной деятельности в области физического и музыкального развития, имеется музыкальный и спортивный зал. С целью социализации, индивидуализации и развития способностей детей, организации занятий по интересам- созданы мини-музеи «Русская изба», «Картинная галерея», «Комната Творчества».
Безусловно, сегодня еще не решены все проблемы ДОУ но они находятся в стадии решения.
Реализуя ФГОС ДО, в образовательном учреждении происходит:
– изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка;
– реструктуризация содержания образовательной деятельности;
– рациональная организация предметно-пространственной среды;
– эффективное взаимодействие детского сада с семьей;
Что позволяет создавать условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставить возможность проявлять индивидуальность и творчество, возможность самореализации.
Источник