Постоянные конфликты с ребенком 4 года

Многие мамы и папы знакомы с проявлением детского характера, как жестокость, агрессивность. Когда возникает конфликт между детьми, ребенка-агрессора родители могут наказать, прилюдно отшлепать.
Разумно поступают родители? Как разрешить конфликт правильно? Как правильно адаптировать малыша к социуму?
Почему ребенок 3-4 лет проявляет агрессию к другим детям?
Потому что не умеет и не знает, как договариваться детьми.
Первым окружением малыша считаются мама и папа. Второй круг занимают другие взрослые. И третий круг – ребенок, входя в социум понимает, что есть другие дети. Малыш решает сложную ситуацию доступными ему способами – крик, плач, драка.
Как правило, взрослые вмешиваются в ситуацию конфликта. Если ребенок ведет себя агрессивно, мама и папа стараются пристыдить виновника, наказать. Для малыша критерий как «нельзя трогать чужое», «нельзя обижать детей», просто не существует.
Дети поругались, не поделили ведерко. Ругать ребенка нельзя. Мать на примере этого события дома может разыграть с ребенком эту ситуацию. Где ребенок может быть в роли обидчика и жертвы. Надо довести каждый сюжет до конца.
Психологи утверждают, ребенок, изучая мир, постигает понятия «одушевленный» и «неодушевленный». Малыш не понимает, что другой ребенок – живой человек. Дети исследуют, изучают, как все в мире происходит. Тогда приходит понимание, что одушевлено, а что не одушевлено.
Важный этап в развитии ребенка – социализация, быстрее протекает после 3 лет. Малыш формирует отношения с детьми. Ребенка нельзя охарактеризовать плохой он или хороший. Дети не понимают чувства других. Он не знает правила хороших манер. Осознание социума и как в нем вести себя зависит от установок, которые найдет сам или получит от своих родителей. И эта «социализация» продолжается на протяжении всей жизни.
Три важных момента, что бы ребенок вырос гармоничной личностью
1. Исключить компьютерные игры, мультфильмы, в сюжете которых заложена агрессивность. Сформируется понимание, чтобы получить желаемое, надо применить силу и повысить тон голоса.
2. Исключить установку добиваться всего любой ценой.
Ребенок может “потребительски” относиться к другим людям, в том числе и членам семьи.
3. В случае, где ребенок жертва, тоже не хорошо. В игре необходимо научить ребенка договариваться, при этом отстаивая и свои интересы, а не уступая всем и во всем.
Агрессия – это одна из форм поведения ребенка, который просто не умеет договариваться. Поэтому родителям, не стоит расстраиваться, что их ребенок может быть злым. С ребенком надо работать. Мамы и папы могут показать примеры доброго поведения, научить дружить.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Как правильно реагировать на ошибки ребёнка?
Как и когда говорить ребёнку “НЕТ”?
5 лайфхаков как больше успевать с ребёнком
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине “Ребёнок Занят” (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
Так или иначе, но конфликты – непременный атрибут нашей жизни. На работе, в семье, на отдыхе неизбежно возникают ситуации, когда мы вынуждены спорить, что-то доказывать, кому-то противоречить. Переиначивая известное высказывание, можно констатировать: “Конфликт – двигатель прогресса в нашей жизни”. Однако, если в общественной жизни мы, конфликтуя, часто в какой-то мере “мужаем”, набираемся жизненного опыта, мудрости, то внутрисемейные проблемы изрядно подтачивают душевное здоровье. И, пожалуй, ничто так не удручает нас, как конфликты с собственными детьми.
Сколько раз, в пылу гнева, в сознании собственной “правоты”, просто потому, что накопили массу негативных эмоций извне, мы обрушиваемся на собственного ребенка! Упреки и нравоучения, резкие приказы и одергивания, а порой и подзатыльники со шлепками… Как легко и удобно, что греха таить, мы повелеваем, учим, а точнее – наслаждаемся своей ничтожной, но все-таки властью над маленьким человеком! И пусть все объясняется заботой о здоровье, успехах, интересах ребенка – благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад. Но пока, после конфликта, “ад” зачастую наступает в нашей душе.
Любящий и чуткий родитель всегда понимает, когда был неправ, излишне погорячился, “перегнул палку”. Тогда в мыслях мы стоим перед ними на коленях, слушая горькие всхлипывания малыша или обжигаясь ледяным молчанием подростка. Для сохранения взаимопонимания со своим ребенком очень важно найти возможность искренне признаться в своей неправоте, не пуская все на самотек. Как же оправдаться, открыть путь к примирению, не роняя своего “родительского” достоинства? Пусть верный ответ подскажет ваше сердце и некоторые советы детских психологов.
Для начала нужно определиться со спецификой возрастной психологии ребенка. Мириться с дошкольником или, например, подростком, – совсем не одно и то же.
Конфликты с ребенком до 3 лет
Причины конфликтов (если их можно назвать таковыми) с детьми раннего возраста – от 0 до 3 лет – сводятся к некоторому упрямству малыша в каких-то бытовых вопросах. И речь идет не о примирении, а просто умении родителя без лишнего нажима заставить ребенка делать то, чего в данный момент ему не очень хочется, – есть кашу, купаться, ложиться спать и т. п.
Классическая рекомендация в данных ситуациях – играть. Любую, даже самую неприятную процедуру можно обставить таким образом, что малыш начнет сам заинтересованно участвовать в процессе. Пусть нелюбимая каша будет волшебным озером в тарелке, которую нужно немедленно осушить до дна; “колючие” колготки превратятся в таинственные тоннели для паровозиков-ножек; подготовка ко сну станет увлекательной сказкой с ежедневным продолжением. Фантазируйте вместе с ребенком, его пристрастия и формирующийся характер подскажут вам, что придумать в том или ином случае.
Конфликты с детьми 4-7 лет
Дети 4-7 лет условно именуются дошкольниками. Название говорит само за себя: мы имеем дело с маленьким человечком, который осознанно взирает на мир, самоидентифицируется, начинает ощущать себя личностью. В этом возрасте уже бывает недостаточно отвлечь, “заиграть”. Изредка прежние уловки срабатывают, но чем старше ребенок, тем быстрее он понимает подвох в наших действиях.
Именно в этот период мы начинаем срываться, выходить из себя, использовать свое возрастное и физическое превосходство. Очень легко совершить основную родительскую ошибку – привыкнуть заглаживать свои огрехи в воспитании подарками и подношениями. Помните – это срабатывает раз или два, дальше ребенок привыкает получать от вас “отступные” и зачастую даже неосознанно провоцирует конфликт. К тому же этим способом вы в некотором роде “развращаете” и себя, “распоясываясь” в любой ситуации. Вы отдаляетесь друг от друга, и ребенок реагирует на ваш метод воспитания как на неизбежное приложение к подарку.
На этом возрастном этапе бывает достаточно сказать, что вы очень любите своего зайку и что минувшая вспышка гнева – результат некоторой усталости на работе, плохого самочувствия. Вспомните вместе какой-то смешной случай из жизни, фильма, книги – ничто так не примиряет, как совместный смех. Похвалите ребенка за хорошо проделанную работу, оказанную вам помощь. Пусть малыш чувствует, что он очень дорог вам, несмотря на все недоразумения.
Конфликты с ребенком 7-11 лет
7-11 лет – младший школьный возраст. Авторитет взрослых еще достаточно крепок, слова родителей – непререкаемая истина. Но и в этом случае конфликты со своей спецификой имеют место. Жизненный опыт ребенка этого возраста делает его внимательнее к нашим эмоциям, настроению, поведению. Он все отчетливее сознает несправедливость, проявленную нами, и тем сложнее становится найти пути к примирению.
Именно в этот период психологи рекомендуют начинать использовать так называемое “активное слушание” и “я-посыл”. Первый термин означает, что в конфликте вам обязательно нужно слышать и осознавать то, что хочет сказать ваш ребенок. Поскольку в этой статье рассматриваются возможные способы примирения с ребенком, то подробнее остановимся именно на “я-посыле”. Гнев остыл, вы осознали свою неправоту – не бойтесь признаться в этом ребенку! Опишите ему свое душевное состояние, и чем старше ребенок, тем подробнее. Расскажите, что вы чувствовали в момент ссоры, как переживали и беспокоились за него. Начинайте свою речь со слова “я”: “я переживал”, “мне было трудно”, “я очень надеялся”.
Не опасайтесь показаться слабым или непоследовательным, это ваши искренние чувства, которыми вы делитесь с близким человеком. Не забывая, что общаетесь с ребенком, говорите на его языке. Помните о чудодейственной силе непосредственного контакта: иногда нежное прикосновение, дружеское объятие, ласково взъерошенная макушка скажут больше, чем десятиминутная беседа. Не стесняйтесь открыто выражать вашу любовь!
Конфликты с подростками
12-17 лет – подростковый, так называемый “переходный” возраст, пожалуй, самый конфликтный. В организме ребенка идет активная перестройка, гормональные сотрясения меняют не только внешность, но и характер. Милые кроткие “зайки” становятся вдруг ершистыми и неуправляемыми, вчерашнее покладистое чадо день ото дня подносит новые, не всегда приятные сюрпризы. Вот где простор разгуляться нашему “непререкаемому” авторитету! “Да я в твои годы!”, “как ты смеешь!”, “это ты говоришь мне?!” – и нескончаемый поток столь любимых нами нравоучений, упреков и обвинений. Все правильно, учить нужно, именно в этом возрасте допускаются ошибки, которые могут изменить судьбу. Но вот как это делать, чтобы не обидеть, не ранить, не натолкнуться на глухое неприятие?
Активное сотрудничество
Отношения должны перейти в стадию активного сотрудничества. Вы не наставляете, а подсказываете, не приказываете, а рекомендуете. Пусть все это выглядит таким образом, что ваш тинейджер додумался до верного решения сам, а вы были лишь направляющей силой.
Аналогичная ситуация рекомендуется и в вопросах примирения после конфликта. Предложите своему обидевшемуся чаду обмен ролями – пусть он представит себя на вашем месте в тех условиях, когда ваши эмоции вышли через край. Смог бы он по-другому повести себя? Пусть предложит свою модель поведения в этой ситуации. Помогите ему прочувствовать то, что испытали вы.
Еще один совет – в примирительной беседе чаще используйте собственное имя ребенка. Причем не полное – оно делает вашу речь холодно-официальной, но и не уменьшительно-ласкательное – тогда ребенку будет казаться, что вы заигрываете, “сюсюкаете”. Обычное – Таня, Коля, Саша – будет звучать доверительно и располагающе.
Несколько общих рекомендаций, которые подойдут для детей практически любого возраста:
- Начните свою примирительную беседу с рассказа о похожем эпизоде из вашей жизни. Как правило, подобные истории вызывают живой интерес у наших детей. А еще вы можете слегка “подкорректировать” сюжет, максимально приблизив его к реальной ситуации, произошедшей с вами и вашим ребенком. Пусть он поймет, что вы тоже испытали нечто похожее со своими родителями, но поняли, а главное – простили их.
- Изредка, если ребенок особенно обижен и не идет на контакт, попробуйте сказаться немного больным. Сочувствие и сострадание, которое наверняка испытает к вам ребенок, его забота, участие и желание помочь и станут тем психологическим мостиком между вами, который поможет в восстановлении отношений. Главное – не переигрывать и использовать этот способ в исключительных случаях.
- Очень помогает прием “зеркального поведения”. Понаблюдайте, чем занят, как сидит ваш обиженный ребенок, и попробуйте вести себя так же, копируя его действия. Только не в комичном, пародийном стиле, а максимально естественно, как бы случайно. Это наверняка расположит вашего ребенка к дальнейшему контакту, а значит, и к примирению.
И напоследок еще раз повторю – только ваша чуткость, внимательность и бесконечная любовь к ребенку помогут правильно постигать эту сложную науку воспитания человеческой личности!
Виктория Зуева
Источник
Воспитание детей требует не только сил, душевного тепла, времени и педагогического таланта. Мудрость и терпение – вот необходимые составляющие в отношениях родителей и детей. Научить, объяснить, исправить и нацелить на верный путь своего ребенка – основная задача мам и пап.
В семейных отношениях между детьми и их родителями нередко случаются конфликтные ситуации, которые в перспективе, если их вовремя не погасить, могут перерасти в непонимание и неприязненные отношения между поколениями. Не все родители могут похвастаться педагогическими талантами и мудростью. И чтобы незначительные конфликты не трансформировались в нечто более серьезное, для родителей предлагаются следующие практические рекомендации.
1. Игнорируйте неправильное поведение
Оптимально для детей до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Отцы и матери нередко поощряют неприемлемое поведение своего чада тем, что обращают на него внимание.
Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!
Это внимание может являться и позитивным (в виде похвалы), и негативным (в форме критики), но абсолютное отсутствие любого внимания может решить вопрос неправильного поведения сына или дочери. Подобная “техника игнорирования” должна осуществляться грамотно.
Вот ее условия:
- Не обращать внимания – предполагает абсолютное игнорирование. Не реагируйте ни коим образом на нежелательное поведение сына или дочери – не повышайте голос, не объясняйте ему ничего. Игнорируйте его до тех пор, пока он не прекратит делать то, что нельзя.
- А когда ребенок прекратит свои нежелательные действия, его необходимо похвалить: “Молодец, что больше не кричишь. Не делай больше так. Когда ты так кричишь, у меня начинает болеть голова.”. Не следует забывать, что “техника игнорирования” предполагает усилия и терпение.
2. Отвлекающий маневр
Оптимально для детей до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Хороший метод избежать сложной ситуации – отвлечь внимание своего чада. Эффектнее всего указанный способ действует до того, как ребенок вошел в состояние, истерики, неуправляемого поведения.
Маленького ребенка отвлечь просто, к примеру, машинкой или конфетой. Но внимание детей старше 3 лет сложнее сосредоточить на предмете, отличающемся от темы ссоры.
3. Смена обстановки
Оптимально для детей от 2 до 5 лет
Неплохо было бы и физически извлечь ребенка из сложной ситуации. Любая смена обстановки позволяет всем прекратить ощущать себя загнанными в угол. Возможно, при смене обстановки ребенок расстроится еще больше. Но это только сначала. Если вам удастся пережить данный эпизод, вы оба, успокоитесь.
4. Крепкие объятия
Оптимально для детей до 2, от 2 до 5 лет
Ни при каких условиях не разрешайте своим детям нанести вред себе или окружающим. Не позволяйте драться. Драчуны ведут себя так не только в стенах дома, но и в прочих местах, с самыми разными людьми. Плюс ко всему, от плохой привычки отвечать физическим насилием в будущем бывает довольно сложно избавиться.
Эффективный способ научить ребенка держать руки при себе: обнимите его, не позволяя ему пинаться и драться. Твердо произнесите: “Я не разрешу тебе драться”. Возможно, сначала он станет кричать еще громче и вырываться из ваших рук. В этот самый момент необходимо держать его наиболее крепко. Постепенно ребенок ощутит вашу твердость, он, наконец, поймет, что вы удерживаете его, не нанося ущерба ему и не позволяя каких-либо действий против себя, – и рано или поздно успокоится.
Подписывайтесь на Эконет в Pinterest!
5. Отыскивайте плюсы
Оптимально для детей до 2, от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Никому не нравится критика. Дети, когда их критикуют, переживают негативные эмоции, которые порой и сами не могут осознать. В итоге они не так охотно соглашаются на контакт. Но критиковать плохое поведение ребенка важно и нужно. Как постараться в подобной ситуации избежать конфликта? Смягчите критику, и ребенок легче воспримет ее. Неплохо “подсластить” неприятные слова легкой похвалой.
- “У тебя красивый голос, но за столом петь не нужно”.
- “Ты хорошо сделал, что сказал правду, но в другой раз, когда захочешь пойти в гости, перво-наперво спроси у меня разрешения”.
6. Предложите выбор
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Многие дети склонны отстаивать свою маленькую независимость. Но как избежать конфликта, настаивая на своем? Предложите ребенку выбор:
- “Ты на завтрак предпочитаешь омлет или овсянку?” “Что ты приготовить на ужин, картофель или спагетти?”
- “Ты в какой куртке пойдешь сегодня в школу, в синей или красной?”
- “Ты наведешь порядок в своей комнате до или после ужина?” “Ты сходишь в магазин или вытрешь пыль?”
Давать возможность ребенку выбирать самостоятельно необычайно полезно – это стимулирует его мыслить самостоятельно. Способность принимать решения развивает адекватное чувство собственной значимости и повышает самооценку маленького человека.
7. Обратитесь за решением проблемы к ребенку
Оптимально для детей от 6 до 11 лет
Метод эффективен, так как дети младшего школьного возраста любят брать на себя ответственность. Произнесите: “Сынок, ты так долго завтракаешь, что мы ежедневно опаздываем в школу на первый урок. С этим нужно что-то решать. Что ты можешь предложить со своей стороны?”
Подобный вопрос заставляет ребенка ощутить свою ответственность.
8. Попытайтесь вызвать у ребенка сочувствие
Оптимально для детей от 6 до 11 лет
“Мне обидно, что ты таким образом со мной разговариваешь”. Дети 6-8 лет буквально увлечены темой справедливости, что запросто примут вашу точку зрения – если это происходит не в минуты ссоры.
9. Учите на собственном положительном примере
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Если дети ведут себя, с точки зрения взрослого, не так, это значит, что взрослому необходимо показать, как следует правильно вести себя. За родителем ребенок повторяет очень многое. Поэтому личный пример – кратчайший путь научить ребенка вести себя хорошо.
10. Все по порядку
Оптимально для детей от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Некоторые родители сами провоцируют конфликт, например, бесконечными претензиями и придирками. Одного подростка мать систематически донимала критикой за то, как он ведет себя в быту, с какими приятелями общается, как учится в школе и как проводит досуг. На все высказываемые матерью претензии применял единственную реакцию – игнорирование. Оказалось, что единственным желанием женщины было то, чтобы ее сын устроился на работу. Но желание буквально утонуло в океане прочих просьб и жалоб. Для парня негативные сентенции матери превратились в беспрерывный поток критики. В результате их взаимоотношения разладились полностью.
Если вы стремитесь что-либо переменить в поведении своего ребенка, предварительно обдумывайте свои высказывания и претензии. Отбирайте существенные недочеты его поведения, с которыми непременно нужно бороться. Все менее значительное можно отбросить.
Правильно расставьте приоритеты, а уж потом переходите к действию.
11. Давайте ясные и точные указания
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Родители нередко увещевают: “Будь хорошей девочкой”, “Веди себя хорошо» или “Не порти мне нервы”. Но подобные указания довольно неясны и расплывчаты, они лишь сбивают детей с толку. Команды отца или матери должны быть максимально точными.
Малыш:
- “Нет!”
- “Не кусайся!”
Дошкольник:
- “Перестань бегать по квартире!”
- “Кушай котлету”.
Школьник:
- “Иди в свою комнату”.
- “Успокойся и объясни, чего ты хочешь”.
12. “Нет” означает нет
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Нужно правильно говорить ребенку “нет”. Дети, как правило чутко реагируют именно на тон, которым была произнесена фраза. Отказ “нет” должен быть жестким и конкретным.
Случается, что мама или папа “посылает” ребенку двусмысленную информацию: так, их “нет” можно трактовать как “возможно, да, но позже”. Если ребенок делает попытки манипулировать родителем, чтобы тот изменил свой вердикт, необходимо перестать с ним разговаривать. Пусть сын или дочь даст выход собственным эмоциям. Помните, что вы в семье главный и власть находится в ваших руках.
13. Разговаривайте с ребенком спокойно
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Дети могут доставлять проблемы, требуют много внимания и затраты сил, но у отца и матери всегда должно иметься в распоряжении какое-нибудь “доброе слово”. Разговаривать с ребенком всегда нужно спокойным тоном, без угрожающих интонаций.
Говорить следует медленно, обдумывая свои слова. Критика будет обидной для ребенка, может спровоцировать злость и протест, вынудить защищаться. А спокойный тон расположит его к диалогу, вызовет доверие, готовность к компромиссу.
14. Учитесь слушать
Оптимально для детей до 2,от 2 до 5, от 6 до 12 лет
Всегда нужно находить возможность выслушать ребенка. Что он чувствует? Почему поступил подобным образом? Что его на это толкнуло? Да, вам необходимо будет отложить свои дела и полностью сосредоточиться на беседе с сыном или дочерью. Возможно, ребенку сложно передать словами свои переживания, тревоги. Постарайтесь проявить терпение и чуткость. Ведь доверительность в отношениях между родителем и ребенком – это ключ к взаимопониманию и открытому контакту. Возможно, поступок ребенка, который вам не понравился и который вы обсуждаете, был совершен в минуту эмоционального возбуждения, не подумавши.
Объясняйте больше, приводите в пример различные жизненные ситуации, говорите на самые разные темы. Таким образом ваша эмоциональная связь будет крепнуть, и вы всегда отыщете точки соприкосновения. А многие проблемы в поведении вашего ребенка уйдут сами собой. Ведь напряжение, неприятие, негатив возникают именно из-за непонимания.опубликовано econet.ru.
Подписывайтесь на наш youtube канал!
P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление – мы вместе изменяем мир! © econet
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ: , чтобы видеть ЛУЧШИЕ материалы у себя в ленте!
Источник