Постнатальное развитие мозга ребенка

Рождение и связанные с ним новые сенсорные, гравитационные воздействия, изменения в деятельности внутренних органов определяют поворотный момент в развитии мозга. Они служат сигналом к функциональному «обнулению» — отказу от многих внутриутробных функций, и почти одновременно — к запуску процесса дендритного ветвления, направленного на формирование функциональных связей. «Подготовка» мозга к конкретным условиям жизни является залогом оптимальной адаптации к ним, а в дальнейшем — способности активно влиять на них.
Выделяют три основных направления развития нервной системы в ранний постнатальный период.
- 1. Процессы миелинизации нервной системы начинаются с 4-го месяца внутриутробной жизни и затрагивают спинномозговые и черепно-мозговые нервы. С 21-й до 24-й недели внутриутробной жизни осуществляется миелинизация лицевого нерва, ветви которого иннервируют область губ; с 3-го до 9-й месяц — пирамидного тракта, постталамических соматосенсорных путей и стриатума. В раннем постнатальном онтогенезе происходят изменения в средней части ножек мозжечка. Моторные кортикофугальные связи, включающие стриатум — мозжечок — таламус — сенсомоторную кору, формируют сеть, обусловливающую четкий моторный контроль. Миелинизация лицевого нерва свидетельствует о раннем формировании морфологических структур, принимающих участие в организации сосательного рефлекса, необходимого для выживания ребенка сразу после рождения. Процессы миелинизации заканчиваются к 9—10 годам.
- 2. Увеличение числа синапсов. В 1-й месяц постнатальной жизни ребенка число синапсов возрастает в 50 раз (с 20 до 1000 млрд). На развитие синапсов влияют разнообразные сигналы, поступающие в мозг, что свидетельствует о значимости развивающих занятий с первых месяцев жизни для полноценного функционирования нервной системы ребенка. Максимальное развитие синапсов происходит в первичной слуховой коре на 3-м месяце постнатальной жизни, в зрительной коре — на восьмом, в ассоциативных областях коры и во фронтальной коре — на втором году жизни.
Период активного синаптогенеза отличается высокой чувствительностью и выраженной пластичностью. Задействованные под влиянием специфических сенсорных раздражений синапсы повышают свою эффективность и стабилизируются, незадейсгвованные — отмирают. В 6—8 месяцев происходит новый скачок — возникает избыточный синаптогенез. Подобная избыточная синаптическая плотность рассматривается как морфологическая основа усвоения опыта, свидетельство высокой потенциальной способности к обучению у детей раннего возраста. Постепенно (приблизительно к 7 годам) число синаптических контактов уменьшается и доходит до уровня, типичного для взрослого. Сохраняются контакты, которые непосредственно включены в обработку внешних воздействий. Этот процесс называют селективной стабилизацией синапсов под влиянием социального опыта. Благодаря такой способности мозга полученный в раннем детстве опыт, будучи «зашитым» в структурно-функциональном пространстве мозга, надолго закрепляется в памяти организма.
3. Ветвление дендритов. Дендритное ветвление обусловливает увеличение массы каждого нейрона в 3—5 раз. Наиболее интенсивно процесс дендритного ветвления протекает в первые 2—3 месяца жизни (со 2-й по 8—12-ю недели), т.е. на первом этапе отражения факторов внешней среды и адаптации к ним. Первоначально формируются избыточные дендритные ветвления и избыточные межнейрональные связи, из которых в дальнейшем при создании функциональных систем будут отбираться наиболее функционально эффективные. Этот период называется критическим постнатальным периодом. Увеличение массы нейронов и продолжающиеся процессы размножения, миграции и дифференциации клеток глии, осуществляющей трофическое обеспечение нейронных сетей, приводит к увеличению массы мозга. Начальное развитие дендритной системы в областях, связанных с речью, выявлено в правом полушарии головного мозга, но со второго года жизни ребенка оно начинает смещаться к левому полушарию. Установлено относительно опережающее развитие моторных областей коры и правой речевой области к концу первого года жизни. Такое кортикальное развитие, по-видимому, необходимо для поддержки моторной активности в генерации гуления и лепета.
В постнатальном онтогенезе происходит диффсрснцировка отделов коры головного мозга. Продолжается созревание различных областей новой коры, причем этот процесс идет гетерохронии. Ранее формируются более старые структуры, наиболее поздно — более молодые. Генетически более старые проекционные области новой коры и ноля формируются в основном до 7 лет жизни, в то время как дифференцировка межнейрональных связей в этих областях происходит до 13—16 лег. Внутри каждой из этих областей выявлено гетерохронное созревание первичных (проекционных) и вторичных (проекционно-ассоциативных) полей. Первичные поля созревают в более короткие сроки, вторичные — более длительно. Рост ширины коры осуществляется за счет увеличения межнейронного пространства (происходит разряжение клеток), роста и разветвления дендритов, развития глии и увеличения в размерах собственно нейронов. В проекционных областях головного мозга процесс замедляется к концу 2—3-го года жизни; в ассоциативных областях — к семи годам. Интенсивный рост ширины коры и ее слоев происходит на 1-м году жизни. Процесс постепенно замедляется и прекращается в разные сроки в разных областях коры.
Слуховая система человека начинает функционировать с 6-го месяца внутриутробной жизни и до возраста ранней взрослости. Указывают, что уже на 30-й неделе пренатального развития структуры среднего и внутреннего уха, слуховой нерв и нервные пути достаточно созревают для функционирования. Механизм слухового восприятия является сравнительно зрелым с рождения для различения новых и девиантных стимулов. В период от рождения до 5—6 месяцев поверхность височной коры увеличивается в 3,2 раза; в 2 раза возрастают межцентральные корреляции потенциалов нижнетеменных ассоциативных зон с проекционными височными. Полагают, что эти изменения приводят к возникновению у детей способности к дифференцированию сложных звуковых сигналов.
В созревании систем аксонов в слуховой коре выделяют три периода. На протяжении перинатального периода (с III триместра гестации до 4-го месяца жизни ребенка) созревают аксоны верхнего слоя коры, что свидетельствует об анатомических ограничениях для участия коры в обработке слуховых стимулов. Во втором полугодии жизни детей созревают аксоны, обеспечивающие таламокортикальные связи. С 4,5 месяца слуховая кора начинает активно участвовать в процессе обработки слуховой информации. Развитие этих аксональных систем продолжается до пятилетнего возраста. С 5 до 12 лет осуществляется финальная стадия развития слуховой коры: созревают аксоны кортико-кортикальных связей, что обеспечивает взаимодействие между различными подотделами слуховой коры. Возрастают межцентральные корреляции потенциалов нижиетеменных ассоциативных зон с проекционными височными областями, что приводит к возникновению у детей способности к дифференцированию сложных звуковых сигналов.
В зрительной сенсорной системе в постнатальном онтогенезе отмечено гетерохронное созревание разных по типу полей и слоев. Наиболее интенсивный рост ширины коры в полях 17 и 18 происходит от рождения и до 6 месяцев, в поле 19 — до года. Рост ширины коры поля 17 происходит в основном за счет слоя IV, а в полях 18 и 19 — слоя III. Происходит усложнение архитектоники и ветвлений базальных дендритов. Все эти процессы осуществляются с различной интенсивностью в разных полях.
Электрофизиологические исследования указывают на постепенное формирование в этот период зрительного восприятия. По данным МРТ-иссле- дований, при восприятии нормальных и измененных речевых стимулов у трехмесячпых младенцев активизируются области левого полушария коры головного мозга — передняя темпоральная область и ангулярная извилина, т.е. те же области, что и у взрослых. Начальное развитие дендритной системы в областях, связанных с речью, выявлено в правом полушарии, но эта тенденция начинает изменяться в отношении левого полушария со второго года жизни. Однако доминирование кортикального развития правого полушария неоднозначно, ибо для младенцев до трехмесячного возраста выявлено участие левого полушария в слуховой обработке некоторых речевых сигналов. У детей до пятинедельного возраста в ответ на предъявляемые звуки отмечается преимущественная активация левого полушария, на свет — правого. Возможно, что в раннем младенчестве в механизмы восприятия вовлечено левое полушарие, а правое полушарие — в моторный контроль развития вокализаций. Процесс созревания слуховой коры продолжается до 12-летнего возраста и обусловлен формированием различных аксональных систем. В онтогенезе человека характерна ранняя дифферен- цировка моторной области коры (ноле 4), принимающей участие в осуществлении ранних фаз двигательных реакций.
Процесс дифференциации нейронов, начавшийся в пренатальном периоде, продолжается длительное время. Первыми созревают афферентные и эфферентные пирамиды нижних слоев коры, позже — более поверхностных слоев. Раньше созревают веретенообразные клетки, позже — звездчатые и корзинчатые. Дифференцировка вставочных нейронов начинается в первые месяцы постнатального онтогенеза и продолжается до 3—6 лет. Окончательная их типизация в нереднеассоциативных областях коры отмечается к 14 годам.
Головной мозг у новорожденного относительно большой, его масса в среднем 390 г (340—430) у мальчиков и 355 г (330—370) у девочек, что составляет 12—13% массы тела (у взрослых — примерно 2,5%). Масса мозга по отношению к массе тела у новорожденного определяется отношением 1:8 (у взрослого это отношение — 1:40). К концу первого года жизни масса мозга удваивается, а к 3—4 годам утраивается. После 7 лет масса головного мозга возрастает медленно и к 20—29 годам достигает максимального значения. В последующие возрастные периоды, до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин, масса мозга существенно не изменяется, а после 55—60 лет отмечается ее незначительное уменьшение.
У новорожденного филогенетически лучше развиты более старые отделы мозга. Масса ствола мозга равна 10,0—10,5 г, что составляет примерно
2,7% массы тела (у взрослого около 2%), мозжечка — 20 г (5,4% массы тела). К 5 месяцам жизни масса мозжечка увеличивается в 3 раза, к девяти — в 4 раза (ребенок умеет стоять, начинает ходить). Наиболее интенсивно развиваются полушария мозжечка. Промежуточный мозг у новорожденного развит относительно хорошо. Лобная доля большого мозга сильно выпуклая и относительно невелика. Височная доля высокая. Примерно до четырех лет жизни головной мозг ребенка растет равномерно в высоту, длину и ширину, в дальнейшем преобладает рост мозга в высоту. Наиболее быстро растут лобная и теменная доли.
В целом, для человека характерны наиболее длительный в сравнительном ряду млекопитающих критический период в созревании сенсорных систем, продолжительное гетерохронное созревание различных областей новой коры, дифференцировка межнейронных связей в этих областях и миелинизация афферентных и эфферентных связей. Успешное протекание этих процессов приводит к формированию различных сенсорных функций и развитию когнитивной деятельности ребенка.
Источник
Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».
Мозговые волны
Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:
- дельта;
- тета;
- альфа;
- бета;
- гамма.
Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.
Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).
Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.
Бета (14-30 Гц):
- концентрация, волнение, бдительность, познание;
- высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.
Альфа (8-13,9 Гц):
- релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
- сонливость, медитация, вход в подсознание.
Тета (4-7,9 Гц):
- фаза сна REM;
- увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
- интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
- гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.
Дельта (0,1-3,9):
- «бессонный сон»;
- выпуск гормона роста;
- глубокое, нефизическое состояние, транс;
- вход в подсознание.
Пренатальное развитие
Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.
На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.
Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.
Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:
- 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
- 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
- 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
- 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
- 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
- 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
- далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.
Неонатальное развитие ГМ
Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.
Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.
Как развивается мозг ребенка до года:
- при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
- при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
- каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
- каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
- формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
- чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
- передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
- на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
- до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.
Развитие ГМ в течение первых лет жизни
Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.
В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.
В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.
Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.
В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.
В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.
В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.
У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.
Мозговые заболевания у детей
Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.
В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:
- церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
- гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
- эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.
Болезни у недоношенных детей
Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.
Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.
Как поспособствовать развитию детского ГМ?
Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.
Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.
Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков
Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.
- Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
- Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
- Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.
Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.
Заключение
Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.
Источник