Поставить звуки ребенку в 4 года

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.
Содержание
Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:
- Подражание неправильной речи взрослого окружения
- Проблемы с речевым аппаратом
- Врождённые или приобретённые дефекты слуха
- Психологически тяжёлая атмосфера в семье
Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.
Помните!Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.
Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно
Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.
Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!
Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:
- «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
- «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
- «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
- «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
- «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
- «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
- «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
- «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
- «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот
Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.
К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»
Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.
Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»
Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!
Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»
Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.
Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»
Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.
Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»
Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.
Источник
Речь ребенка формируется на протяжении дошкольного возраста. Следить за ней нужно с раннего возраста, чтобы к первому классу у ребенка полностью закрепилось правильное произношение букв. Но случается, что у детей школьного возраста наблюдается нечистая речь.
Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы
Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.
Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.
Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.
Учим ребенка выговаривать звуки
Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.
Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.
Упражнения для произношения звуков
Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.
1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:
- «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
- «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).
В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:
«В лесу темно,
Все спят давно.
Одна сова не спит,
На суку она сидит».
2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.
3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?
4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:
«Милый мишка,
Славный мишка,
Весь из плюша
Сшит наш мишка».
5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.
6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.
7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:
«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.
«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.
«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.
Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:
- Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
- На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
- Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
- Всех скороговорок не перескороговоришь.
Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы
Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.
Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».
Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?
Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение? Оставьте свой комментарий:
Источник
Красивая речь редко появляется сама собой. Это тяжелый совместный труд — ребенка, родителя, а иногда и логопеда.
Учиться правильно выговаривать буквы нужно в период становления речи — исправлять дефекты в старшем возрасте гораздо сложнее. Как освоить правильное произношения в домашних условиях и когда все же стоит посетить специалиста — об этом в нашем материале.
Как правильно: звук или буква?
Все, что мы говорим и слышим — это звуки. А буквы — это символы, графические обозначения звуков. Правильным будет работать над произношением звуков, а не букв. Однако, родители чаще всего интересуются, как научить ребенка выговаривать те или иные буквы. Поэтому для удобства в материале мы будем использовать термин «буква» в значении «звук».
Причины неправильного произношения у детей
Речь — процесс довольно сложный. Он включает в себя работу отдельных мозговых систем и речевого аппарата, которые управляются центральной нервной системой. Соответственно, нарушения этих систем становятся причинами возникновения дефектов речи и неправильного произношения.
Дефекты речевого аппарата:
- короткая подъязычная связка — затрудняет движение языка;
- слишком толстые губы или малоподвижная верхняя губа — вызывают трудности с произношением губных звуков;
- неправильный прикус и дефекты строения челюстей — часто дают картавость и шепелявость;
- неправильное строение зубного ряда — может вызывать искажения некоторых звуков;
- нетипичные размеры языка или нёба — нарушают артикуляцию.
Другие причины:
- нарушение слуха напрямую связано с развитием речи и ее качеством;
- ослабленность организма на фоне тяжелых соматических заболеваний в период становления речи;
- нарушение фонематического слуха — неумение различать близкие по звучанию звуки (б-п, д-т).
При наличии перечисленных дефектов следует обратиться к специалисту. Большинство других проблем можно решить в домашних условиях.
Этапы развития речи у ребенка

Все дети имеют свои индивидуальные особенности развития. Тем не менее каждый возраст характеризуется определенными достижениями, которые важно отслеживать, например:
- к третьему месяцу у ребенка должно появиться гуление — непроизвольное возникновение звуков (гласных и гортанных согласных);
- к 6-12 месяцам гуление переходит в лепет — произношение слогов (ба-ба-ба, га-га-га);
- в год ребенок должен говорить 5-15 простых слов (мама, папа, дядя);
- в 1 год 10 месяцев ребенок уже умеет строить простые грамматические конструкции (папа, дай! Кука бух! — кукла упала), словарный запас 80-100 слов;
- 2 года — 200-400 слов;
- 3 года — порядка 1000 слов.
С 3 лет начинается интенсивное развитие речи. Ребенок запоминает и без труда воспроизводит новые слова, но не всегда правильно:
- до 4 лет может смягчать согласные (дь, ть), может заменять свистящие С, З, Ц на Т, о выговаривании Р и Л пока речи не идет;
- с 4 до 5 лет ребенок перестает смягчать согласные, начинает внятно произносить свистящие, осваивает шипящие звуки;
- к 6 годам ребенок правильно произносит все звуки, включая сонорные Р и Л, речь становится богатой, используются сложные речевые конструкции;
- к 7 годам ребенок владеет речью в совершенстве, что является обязательным условием для дальнейшего освоения школьной грамоты.
Что делать родителям, чтобы речь ребенка развивалась правильно
Чтобы речь у ребенка развивалась правильно и согласно нормам, важно следить за общим развитием ребенка с первых дней его жизни. Лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в период становления речевых навыков, — чаще с ним разговаривать, развивать мелкую моторику и как можно больше играть.
Мелкая моторика
Связь между развитием мелкой моторикой ребенка и речью объясняется близостью мозговых центров, отвечающих за эти процессы. Разминая пальчики малыша, вы одновременно воздействуете и на речевой центр. Упражнений на развитие мелкой моторики масса:
- пальчиковые игры (ладушки, сорока-белобока), массаж ручек;
- игры с песком и крупами (зарыть и откопать предмет, рисование пальчиком по крупе или песку);
- сортировка и нанизывание бусин;
- бизиборды со шнуровками, разными видами замков, кнопок, молний;
- лепка и рисование.
Повышение уровня сложности заданий
Развитие мелкой моторики во многих источниках считается панацеей при отсутствии речи у детей. На самом деле, это не так. Наш мозг устроен таким образом, что для развития ему нужен стресс. Если ребенок ежедневно по несколько часов будет перебирать горох с фасолью, эффективность у таких занятий будет нулевой.
Чтобы дать толчок общему развитию ребенка, задания необходимо постоянно усложнять. Ребенок должен мыслить, использовать разные группы мышц, задействовать слух, зрение, обоняние — тогда его мозг будет развиваться, решая новые для него задачи. А вместе с ним будет совершенствоваться и речь.
Примеры заданий:
- кидали мяч друг другу — кидайте мяч в корзину — сбивайте мячом кегли;
- сортировали бусины по размеру — сортируйте по цвету — нанизывайте бусины одного цвета на леску и т. д.
Речевая среда
Важным аспектом своевременного развития речи является нахождение ребенка в активной речевой среде. С малышом постоянно нужно разговаривать: комментировать свои действия, называть предметы, которые вас окружают, читать книги, стихотворения, петь песни и так далее. Все это будет способствовать формированию пассивного словарного запаса, который станет основой будущей речи вашего ребенка.
Сюсюкание
В последнее время логопеды стали обращать внимание родителей еще на одну деталь, оказывающую воздействие на качество речи ребенка, — сюсюкание с ним. Чрезмерное сюсюкание с ребенком действительно может стать причиной неправильного произношения отдельных звуков, но это не значит, что с рождения малышу нельзя говорить ласковые и смешные словечки. Главное — знать меру, тогда это не станет проблемой.
Как организовать занятия с ребенком дома самостоятельно

Работа над развитием речи требует терпения и системы. Добиться повторения ребенком слогов, слов и предложений и удержать внимание на карточках бывает очень непросто. На помощь приходит игра — особый вид деятельности, через который можно решать речевые проблемы.
При игровом подходе ребенок будет с нетерпением ждать занятий, а эффект не заставит себя ждать — нужные звуки появятся в его лексиконе достаточно быстро.
Чтобы ребенок не переутомился, не занимайтесь с ним дольше 15 минут. Вначале уделите время разминке речевого аппарата, а затем переходите к логопедическим упражнениям. В процессе занятия предложите ребенку смотреть в зеркало, чтобы он лучше понимал, что от него требуют.
Не отрабатывайте одни и те же упражнения больше 5 раз. Это скучно. Ребенок быстро потеряет интерес к занятиям — лучше повторяйте сложные моменты в течение дня.
Совет: детям нравится играть роль учителя, такая практика хорошо закрепляет пройденный материал. Предложите ребенку показать любимой игрушке логопедическое упражнение, и он сам в течение дня будет то и дело повторять его, играя с игрушками.
Разминка речевого аппарата перед началом занятий
Как и любым другим мышцам организма, мышцам речевого аппарата тоже нужна разминка. Мышцы языка, губ и щек нужно разогреть перед работой, поэтому первые 3-5 минут уделите время простым упражнениям:
- подуть на чай — вытянуть губы трубочкой и сделать долгий выдох;
- поиграть пламенем свечи — дуть на свечу, не задувая, а играя ее пламенем (контроль выдоха);
- язык вверх-вниз, влево-вправо, достать языком до носа, до подбородка;
- упражнение «ням-ням» — широко улыбнуться, провести языком по верхней губе, затем по нижней, спрятать язык, поджав его к небу;
- говорить тихо, как мышка, затем громко, как медведь, — разогревает голосовые связки;
- «качели» — высунуть язык, поочередно упереться широкой частью языка то в верхние, то в нижние резцы;
- «заборчик-трубочка» — широко улыбнуться, сомкнув зубы, затем вытянуть губы трубочкой.
Каждое упражнение повторить 4-5 раз.
Логопедические упражнения для развития речевого аппарата

Мышцы речевого аппарата ребенка развиты слабо — именно это и не позволяет ему правильно выговаривать те или иные буквы. Если регулярно тренировать эти мышцы с помощью специальных логопедических упражнений, к 6-7 годам у ребенка не будет проблем с речью. Вот основные группы упражнений, которыми можно заниматься самостоятельно без помощи логопеда.
На укрепление мышц языка
Упражнения направлены на то, чтобы выработать навык долго удерживать язык в приподнятом положении за верхними зубами. Это необходимо для выговаривания букв «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж»:
- «жало» — напряженный, острый язык высунуть вперед и удерживать как можно дольше;
- «лопаточка» — широкий язык уложить на нижнюю губу;
- «чаша» — широко раскрыть рот, высунуть язык, не касаясь зубов, затем засунуть его обратно;
- «маятник» — по аналогии с «чашей» водить напряженным языком из стороны в сторону;
- «лошадь» и «индюк» — имитировать цоканье лошади и крик индюка «бл-бл-бл».
На укрепление корня языка
Упражнения позволяют удерживать язык прижатым к верхнему нёбу для правильного выговаривания букв «г», «к», «х»:
- покашливание;
- имитация полоскания горла;
- резкое, отрывистое произношение гласных а, и, э.
Учимся смыкать губы
Упражнения помогут освоить буквы «б», «п», «м».
- сжать губами карандаш и описать в воздухе круг;
- зажать между губами небольшой предмет (фасоль, семечку) и выплюнуть;
- имитация фырканья лошадки;
- имитация игры на барабане «бум-бам».
Тренируем щечки
- надуть одну щеку, затем другую, затем обе одновременно;
- упражнение «хомячок» — надуть щеки и пережевывать воображаемую пищу;
- втягивание щек между зубами;
- перекатывание воды или воздуха из одной щечки в другую.
Учимся выговаривать сложные звуки

Если общеразвивающие логопедические упражнения вам не помогли и ребенок неправильно произносит некоторые буквы, не расстраивайтесь — ряд логопедических приемов позволит научить ребенка произносить любую букву.
Буква Р
Самая сложная для произношения буква, которая формируется у детей уже в самом конце становления речи — к 6-7 годам. Впрочем, иногда без логопедической помощи буква Р остается недостижимой на всю жизнь.
Чаще всего ребенок просто «глотает» букву Р (дорога — доога). Реже — заменяет ее другими буквами (рыба — лыба, гыба, дыба) или смягчает звук (дорёга, риба, кряска).
Выговорить букву Р действительно непросто — ее артикуляция достаточно сложна. Необходимо разомкнуть зубы на 4-5 мм, поднять кончик языка вверх ближе к зубам, выгнуть среднюю часть его спинки, а заднюю часть прижать к верхнему небу. При этом языком нужно вибрировать.
Объяснить такую технику ребенку довольно трудно, поэтому лучше регулярно выполнять следующие упражнения:
- упражнения «качели» и «лошадка» из речевой разминки;
- рычание тигра — имитация рычания помогает освоить вибрацию и длительный выдох;
- подражание звуку автомобиля.
Если ребенок хорошо выговаривает букву Д, можно «поставить» ему Р с помощью Д:
- быстро повторять букву Д (ддддд) — повторение перейдет в вибрацию и даст звук Р;
- отрабатывать слоги, в которых Р звучит твердо (дру, дро, дрэ), а затем удалить из них Д.
Отрабатывать полученную Р можно карточками со словами на букву Р и скороговорками. Чем младше ребенок, тем проще должны быть скороговорки:
- на дворе трава, на траве дрова;
- грянул гром — гроза в разгаре;
- проворонила ворона вороненка;
- Карл у Клары украл кораллы, а Клара и Карла украла кларнет (для детей постарше).
Буква Л
Буква Л вызывает немало трудностей при произношении. У части детей Л просто выпадает из речи (лампа — ампа), но чаще всего ее заменяют на У (лампа — уампа), В (лук — вук), Д (лавка — давка), в редких случаях на НГ (лампа — нгампа). Замена буквы Л другими буквами считается нормой у детей до 4 лет.
Техника произношения звука:
- зубы разомкнуты на 4-5 мм друг от друга;
- боковые края языка не касаются верхнего нёба;
- кончик языка заострен и загнут вверх к зубам;
- голосовые связки вибрируют.
Гимнастика перед постановкой звука поможет языку занимать правильное положение при произношении:
- упражнения «качели», «лошадка» и «индюк», описанные выше;
- «гамак» — упереться кончиком языка в верхние зубы и выгнуть язык в форме гамака, задержаться в этом положении;
- «грибок» — прижать язык к верхнему нёбу, имитируя шапку гриба, уздечка натянута, задержаться на несколько счетов.
После этих упражнений покажите ребенку, как вы произносите эту букву и попросите повторить перед зеркалом. Потренируйте слоги Ла, Лу, Ля, Ли, а затем и слова с буквой Л. Результат закрепите скороговорками:
- лилии полили ли, иль увяли лилии?
- у елки иголки колки;
- Люда леечку взяла, ландыш Люда полила.
Буква Ш
Шипящие появляются в речи детей ближе к 4 годам. Чаще всего дети заменяют букву Ш на С, реже — на Ф, Х или Т в зависимости от техники произношения и индивидуальных физиологических особенностей.
При правильном произношении буквы Ш зубы необходимо приблизить друг к другу, язык должен принять форму ковша, а губы нужно округлить и выдвинуть вперед.
Упражнения для правильной артикуляции:
- попросить ребенка растянуть звук С, и в этот момент ложечкой приподнять ему язык к небу;
- упражнение «согрей ладошки» — округлить губы и сделать долгий выдох в ладоши, не надувая щеки;
- если ребенок выговаривает букву Р, предложите ему растянуть Р шепотом перед зеркалом и аккуратно остановите вибрацию ложечкой.
Закрепите полученную Ш проговариванием отдельных слогов и слов, используя карточки, а затем переходите к скороговоркам:
- сшила Саша Саше шапку;
- у Саши в кармашке шишки и шашки;
- Маша под душем моет шею и уши.
Буква С
Чаще всего проблемы произношения буквы С связаны с заменой ее на букву Ф (стол — фтол), Т (сон — тон), Ш (сок — шок), З (сила — зила) и даже на ХЛ (салат — хлалат) — при заворачивании языка набок. Если ребенок не умеет контролировать дыхание во время речи, и воздух попадает ему в нос, при произношении буквы С появляется гнусавость.
Техника произношения буквы С схожа с техникой для буквы Ш. Разница — в положении языка: его кончик должен располагаться за верхними передними зубами близко, но не касаясь нёба. Достичь правильной техники помогут упражнения:
- «заборчик» — расположить зубы друг над другом и сомкнуть их, язык расположить плоско за нижними зубами, губы широко раздвинуть;
- изобразить тишину звуком «тсссс», растягивая С в конце;
- посвистеть, высунув язычок между зубами.
Скороговорки для закрепления:
- ест киска суп из миски, сыта киска, пуста миска;
- Евсей, Евсей, муку просей;
- сидит Алеся, с печки ноги свеся.
Буква Ж
Проблемы с освоением буквы Ж возникают при наличии дефектов речевого аппарата или речевого дыхания. При отсутствии физиологических дефектов произношение буквы Ж выравнивается в процессе отработки классических логопедических упражнений.
Для корректного произношения буквы Ж губы нужно округлить и выдвинуть вперед, зубы разомкнуть на расстоянии 1,5-2 мм друг от друга. Кончик языка стремится к краю твердого нёба, между языком и нёбом образуется щель, через которую выдыхается воздух.
Для достижения чистого произношения делаем следующее:
- кладем ребенку руку на горло и просим растянуть звук Ш;
- просим усилить громкость — в горле появится вибрация и Ш перейдет в Ж;
- подробно рассматриваем с ребенком в зеркале правильную технику;
- просим ребенка растянуть звук З, поднимая ложечкой язык вверх к нёбу — получается звук Ж.
Скороговорки для закрепления:
- жужжит жужелица, жужжит и кружится;
- в живом уголке жили ежи да ужи;
- хорош пирожок — внутри творожок.
Буква К
Проблемы с произношением буквы К возникают нечасто. Как правило, к 4-5 годам у большинства детей формируется правильная техника: зубы разомкнуты, рот приоткрыт, корень языка стремится к небной занавеске, выдыхаемый воздух «взрывает» смычку между корнем языка и занавеской.
Если у ребенка нет ярко выраженных физиологических дефектов, неправильное произношение может быть связано с тем, что малыш «облегчает» себе задачи, заменяя сложную букву К более простой Т.
Упражнения для постановки звука К:
- покашливание — сначала вслух, а затем шепотом, чтобы добиться чистого звука К;
- постановка звука К от звука Т — попросите ребенка непрерывно повторять слог «та», в то же время
- отгибайте ложечкой кончик языка вниз. Сначала «та» перейдет в «тя», затем в «кя» и, наконец, в «ка».
Для закрепления навыка повторяйте:
- у Кондрата куртка коротковата;
- котик ниток клубок укатил в уголок;
- канат у Натки, нитки у Никитки.
Буква З
Свистящие звуки формируются у ребенка к 4 годам. Это звуки «з», «с» и «ц». Важно сразу поставить ребенку правильную технику произношения, иначе проблема может остаться на всю жизнь.
При артикуляции буквы З необходимо приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке, между зубами оставить небольшую щель. Боковые края языка прижать к зубам, а его центр подтянуть к верхнему нёбу, образуя щель, через которую проходит воздух. Голосовые связки при этом должны вибрировать.
Детям свойственно шепелявить, нарушая технику произношения буквы З, либо заменять ее на Д (зима — дима) или Ж (зуб — жуб). Эти дефекты возможно скорректировать:
- классическими логопедическими упражнениями для развития мышц речевого аппарата;
- по аналогии с буквой С попросить ребенка произнести «тсссс», но громко и звонко, пока не услышите четкий З.
Закрепите технику произношения перед зеркалом и попробуйте одну из скороговорок:
- Зоиного зайку зовут Зазнайка;
- у зайки Бубы заболели зубы;
- у Зины много забот, заболел у зайки живот.
Буква Ц
Чтобы правильного выговорить букву Ц, кончик языка нужно упереть в нижние резцы, а его спинку выгнуть, чтобы она соприкасалась с верхним нёбом. В момент выдоха между языком и нёбом образуется щель, а кончик языка отдаляется от зубов, усиливая струю воздуха.
Нарушая технику, дети чаще всего заменяют Ц на Т (цыпленок — тыпленок), С (цена — сена), Ф (цирк — фирк) или Ч (царь — чарь).
Самый простой способ научить ребенка выговаривать букву Ц — попросить его повторить «тсс» много раз подряд шепотом, затем ускориться, пока не получится чистая звонкая Ц. После закрепить слоги: ЦА, ЦО, ЦИ, ЦУ.
Скороговорки на букву Ц:
- у цыпленка Цыпы цепь;
- из соседнего колодца целый день водица льётся;
- скворцы и синицы — веселые птицы.
Буква Ч
Правильное произношение букв Ц и Ч появляется у детей ближе к 5 годам. Это сложные согласные, которые состоят из 2 компонентов — их называют аффрикатами. Звук Ч — это нечто среднее между ТЬ и Щ. На эти звуки ребенок вначале заменяет Ч.
Примечательно, что логопедами допускается 2 техники произношения буквы Ч — верхняя и нижняя. Чаще всего детям ставят верхнюю артикуляцию:
- губы округлить и выставить вперед;
- между зубами должна быть щель 2 мм;
- кончик и передняя часть спинки языка подняты и прижаты к верхнему нёбу;
- на выдохе спинка опускается вниз, образуя узкую щель.
В домашних условиях поставить звук Ч можно простым способом — попросить ребенка часто повторять звук ТЬ и сдавливать ему в этот момент щечки. Если у вас есть проблемы с выговариванием шипящих, обязательно делайте комплекс разминки и логопедических упражнений.
Скороговорки для закрепления:
- черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход;
- чащи чаще в нашей пуще;
- у четырех черепашек по четыре черепашонка.
В каких случаях необходимо обратиться к логопеду
Решить большинство проблем с выговариванием тех или иных букв можно и в домашних условиях. Однако, при наличии серьезных дефектов речевого аппарата или в случаях нарушений работы мозга вам понадобится помощь логопеда.
Если ваши домашние занятия не приносят эффекта в течение нескольких недель, обратитесь за помощью. Возможно, дело действительно в физиологии, или же вашему ребенку нужен индивидуальный подход, который определит опытный специалист.
<