Последовательность моторного развития ребенка 1 года жизни

Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.
Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.
Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.
Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.
При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.
С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.
На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.
6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.
Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.
На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.
Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.
На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.
К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД
Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.
Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.
Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.
Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.
ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:
– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;
– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;
– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;
– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;
– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;
– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;
– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;
– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;
– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.
Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Источник
Рост и развитие костного скелета.
Опорно-двигательный аппарат человека представлен костным скелетом и прикрепленными к нему мышцами. В каждый возрастной период опорно-двигательный аппарат имеет свои особенности, обусловливающие основные типы двигательной активности, которые описаны в главе 9, параграфе 9.3.
Моторика младенца с рождения имеет довольно сложную организацию. Она включает в себя множество механизмов, предназначенных для регуляции позы. У новорожденного нередко проявляется повышенная двигательная активность конечностей, которая имеет положительное значение для формирования в будущем сложных комплексов координированных движений.
В ранний постнатальный период жизни в первую очередь устанавливается контроль над движениями головы, за которым следует распрямление туловища (4-й месяц), поддержание сидячей позы (6—7 месяцев), передвижение ползком (9—10 месяцев), вставание на ноги и переступание (13—14 месяцев), ходьба (14—15 месяцев).
Движения и действия, в которых участвуют крупные мышцы тела младенца, называют грубой моторикой.
Педиатры разделяют процесс становления двигательной сферы ребенка на этапы: самостоятельное сидение, ползание и вставание.
В течение первой недели жизни у младенца можно наблюдать первые кратковременные напряжения мышц шеи. В возрасте одного месяца он предпринимает попытки удержать голову при вертикальном положении тела. Лежа на животе, он пытается поднимать голову, подтягивается, поддерживаемый за подмышки — упирается ножками, производит непроизвольные ползательные движения.
В 2 месяца ребенок хорошо поднимает голову и удерживает ее, при лежании на животе приподнимает грудь. При поддержке за подмышки стоит, но при этом подгибает ножки. В этот период исчезают симптом ползания и тонический рефлекс рук. Младенец начинает удерживать предметы всей рукой и таким образом двигательные реакции приобретают некоторую целесообразность. В этом возрасте во время игры можно вложить в кулачки ребенка игрушку и понаблюдать за развитием координации движений.
Прогрессирующее умение ребенка использовать возможности своих рук называют тонкой, или мелкой, моторикой.
Рис. 12.1. Развитие мелкой моторики
В 3 месяца ребенок может пребывать в вертикальном положении до шести минут (находясь на руках у взрослого). Лежа на животе, он приподнимает туловище, опираясь на локти и предплечья, сидит при поддержке за таз, свободно держит голову. Он осваивает новый двигательный навык — переворачивание. Движения рук становятся более свободными и целесообразными: младенец тянет предметы в рот, ощупывает пеленку, тянется к игрушкам.
К 4 месяцам исчезает физиологическая гипертония мышц нижних конечностей. Движения ребенка становятся более точными. Приподнимаясь на руках, он опирается только на ладони, поворачивается со спины на живот, выгибает спину, делая «мост», хватает, гладит и удерживает предметы. В этом возрасте ребенка начинают обучать сидеть с поддержкой.
В 5 месяцев ребенок хорошо сидит; взятый под мышки, стоит прямо, не подгибая ножек, может удерживать в каждой руке по одному предмету не менее 20 с.
В 6—7 месяцев ребенок тянется к своему отражению в зеркале, сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении, поднимается на четвереньки, сидит, встает на колени, стоит, цепляясь за кроватку, переступает при поддержке за подмышки. Он может перекладывать предмет из руки в руку, постукивать игрушкой об игрушку, тянуться на руки.
В 8 месяцев ребенок самостоятельно садится, из сидячего положения ложится, пытается вставать, придерживаясь за что-нибудь, делает попытку ходить и хлопать в ладони. Сроки освоения вертикальной позы индивидуальны для каждого ребенка.
В 9 месяцев ребенок делает попытки стоять без опоры, ходит при поддержке взрослого, садится из вертикального положения, встает на колени. Он ищет упавший предмет, собирает мелкие игрушки, достает кубики из ящика и следит за падением брошенного предмета. К 10 месяцам ребенок стоит, придерживаясь ручками за кроватку или манеж, поднимается без опоры и делает первые попытки ходить, держась за руку взрослого. Он начинает подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами.
К концу первого года жизни (11 — 12 месяцев) ребенок накладывает один предмет на другой, собирая пирамидку, пытается снять носок, приседает без опоры, нагибается при поднимании предмета без приседания, ходит, поддерживаемый за руку (11 месяцев), делает первые шаги без поддержки (12 месяцев). Но для того, чтобы полностью освоить навык ходьбы, ребенок должен научиться сохранять равновесие. И только к 14—15 месяцам — а некоторые дети и гораздо позже — ребенок начинает уверенно ходить без посторонней помощи.
Важно запомнить
Средний возраст, когда хорошо питающийся, здоровый ребенок делает свои
первые шаги, составляет от 11 до 13 месяцев.
Таков поразительный прогресс двигательной активности в течение одного года с момента рождения ребенка.
Моторное развитие является частью динамической системы перцептивно-моторного развития сообразно с конкретными социальными условиями. Умение стоять и ходить обеспечивает младенцу новую визуальную перспективу. Способность к локомоции (перемещению) позволяет более активно изучать окружающий мир, что, в свою очередь, способствует когнитивному и перцептивному развитию ребенка. Сроки формирования двигательных навыков индивидуальны для каждого ребенка и во многом определяются не только врожденной программой развития, по временем и усилиями, затраченными взрослыми на занятия с ним.
Источник
От автора: Включает примерные показатели развития детей от 0 мес. до 1 года. Может использоваться при анализе уровня развития ребёнка, как материал, включающий историю развития в раннем возрасте, для подбора необходимой коррекционной работы.
При анализе детских страхов использованы материалы А.И. Захарова.
История развития ребенка.
Оценка развития ребенка в период от 0 мес. до 1-г.
Раннее моторное и психоэмоциональное развитие.
1.Вес ребенка при рождении.
2.Крик.
3.Характеристики периода новорожденное, его особенности.
4.Кто ухаживал за ребенком, особенности ухода (брали ли на руки, строго ли соблюдали режим, были ли противоречия между ухаживающими).
5.Характер вскармливания, отношение к кормлению ребенка и матери.
1.Характер «поведения» ребенка на первом году жизни в целом:
1.Спокойным или беспокойным был ребенок.
2.Были ли проблемы с питанием, сном и т. п. в этот период (например, «ребенок плохо засыпал, путал день с ночью»).
3.Определить характер реакции на мокрые пеленки.
4.Тесное пеленание или облегающую одежду (т. е. изменение порогов тактильной и проприоцептивной чувствительности).
5.Наличие «страхов» раннего возраста: боязнь интенсивной перемены света, громких звуков, чужих людей.
6.Трудности привыкания к твердой пище.
7.Болезненная реакция на изменение режима.
8. Наличие симбиотической связи с матерью (непереносимость ее отсутствия).
9.Характер реакции ребенка на другого человека.
2.Психомоторное развитие ребенка и реакция матери на достижения ребенка:
1.Выявляются сроки моторного развития (сроки возникновения новых моторных навыков), их последовательность:
– наличие или отсутствие периода ползания, сроки его возникновения,
– отметить слишком ранние сроки вставания на ноги (до 7 месяцев),
Нормативная последовательность развития моторных навыков:
ВОЗРАСТ
Моторное развитие (движения, статика)
2 месяца
– В положении на животе начинает держать или хорошо держит голову, пытается приподнимать грудь.
– В вертикальном положении пытается удерживать голову 1-2 минуты.
– При поддерживании подмышками хорошо упирается ножками и стоит не подгибая ножек.-
-К концу месяца исчезает гипертонус рук, феномен ползания.
– Хватательный рефлекс – захватывает предметы вложенные в ладошку в течение нескольких секунд.
3 месяца
– Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову.
– Хорошо держит голову в вертикальном положении.
– Переворачивается со спины на бок.
– Поддерживаемый подмышками крепко упирается ногами в твердую поверхность, ноги согнуты в тазобедренных суставах.
– Появляется условный рефлекс – открывание рта при приближении к груди матери или при виде бутылочки, ложечки.
4 месяца
– Поворачивается со спины на живот и с живота на спину.
– Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность.
– Движения становятся более дифференцированными и более свободными – приподнимается на руках в положении на животе, опираясь на ладони, хватает, гладит и удерживает предметы.
– Исчезает физиологический гипертонус ног.
5 месяцев
– Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук.
– Уверенно переворачивается со спины на живот.
– Берет игрушку из рук взрослого.
– Сидит с поддержкой, придерживаясь за что-нибудь руками, но при сидение его спина может быть сильно согнута – это симптом «складного ножа».
– Поддерживаемый подмышки стоит прямо, не подгибая ножек.
-В каждой руке удерживает по одному предмету не менее 20-30 секунд.
6 месяцев
– Сидит без поддержки.
– Пытается ползать.
– Поднимается на ножки при подтягивании его за руки, при поддержке за грудь делает первые попытки переступать.
– Хватает предметы одной рукой, размахивает погремушкой, поднимает выпавшую из рук погремушку.
7 месяцев
– Хорошо ползает в различном направлении, поднимается на четвереньки, самостоятельно встает на колени.
– При поддержке за обе руки ровно стоит и может переступать ножками, любит прыгать на месте.
– Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает из руки в руку, бросает ее.
8 месяцев
-Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает.
– Простое подражание в игре: стучит, катает.
– Стоит, придерживаемый за ручки или цепляясь за спинку кровати, может делать попытки ходить.
9 месяцев
– Ходит, держась за опору.
– Встает на колени.
– Садится из вертикального положения.
– Совершает элементарные движения: собирает мелкие предметы, достает кубики из коробки, бросает игрушки, щелкает языком, стараясь привлечь внимание взрослого.
– С предметами обращается по разному в зависимости от их свойств: шар катает, вынимает один предмет из другого, резиновую игрушку сжимает и разжимает.
10 месяцев
– Идет вперед при поддержке за обе руки, хорошо ходит вдоль опоры.
– Способен влезть на низкую поверхность и сойти (по лесенке пытается пройти 3-4 ступеньки).
– Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами.
– Подражает движениям взрослых (открывает дверцы, не отдает отбираемую игрушку и др.).
11 месяцев
– Самостоятельно стоит, делает первые шаги.
– Хорошо ходит за одну руку.
– Нагибается при поднимании предмета без приседания.
– Приседает без опоры.
– Накладывает кубик на кубик, собирает пирамидку.
12 месяцев
– Ходит самостоятельно (встает, идет и садится без помощи посторонних предметов и взрослого).
– Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу.
3.Симптомы, имеющие отношение к неврологическому состоянию на первом году жизни :
-наличие мышечной гипо- или гипертонии,
-частые срыгивания,
-дрожание (тремор) рук),
-беспричинные крики,
-судороги на фоне высокой температуры.
4.Характеристика психического развития:
1.Эмоциональные реакции (первые улыбки, комплекс оживления, страха перед чужими лицами),
2.Характер манипуляций с игрушками, особенности игровых действий (сопровождение игровых действий вокализацией и соответствующей мимикой),
3.Важным показателем собственно эмоционального развития ребенка в этом возрасте является изменение характера игровой активности в присутствии значимых лиц,
4.Оцениваются понимание интонационной стороны речи взрослых, собственно обращенной речи и ее интонации,
5.Сроки и особенности речевого развития (гуление, лепет, первые слова, определение частей тела),
6.Отмечаются речевые реакции ребенка и изменения их интенсивности и качества в присутствии взрослых.
Нормативная последовательность нервно-психического развития (общение, умения и навыки).
ВОЗРАСТ
Нервно-психическое развитие (общение, умения и навыки)
1 месяц
– Фиксирует взгляд на ярких предметах, лице взрослого, плавно следит за движущимся предметом.
– Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки.
– Первая улыбка в ответ на разговор взрослого, на игрушку.
– Становление речи – кричит, иногда произносит неопределенные гласные звуки.
-Крик приобретает эмоциональные оттенки.
2 месяца
-За движущимся предметом длительное время следит, рассматривает неподвижный предмет (игрушку, лицо) на расстоянии 50-70 см.
– Ищет источник длительного звука поворотом головы.
– При виде яркого предмета прекращает сосание, замирает.
– Становление речи – начинает гулить.
– Улыбается в ответ на ласковое обращение, разговор, улыбку, тормошение.
3 месяца
– Зрительное сосредоточение на неподвижных предметах в вертикальном положении (до 5-6 минут).
– Поворачивает голову в сторону голоса взрослого (четко улавливает направление звука).
– «Комплекс оживления» в ответ на общение – улыбка, оживленными движения руками и ногами.
– Случайно наталкивается на низко висящую игрушку, замирает при этом, разглядывает.
– Длительное время может гулить, гуление становится разнообразным.
– Сосредоточен на лице говорящего и игрушке.
– Движения рук становятся свободными и целесообразными – тянется к игрушкам, тянет предметы в рот, ощупывает пеленку и др.
– Смеется в хорошем настроении, а криком выражает недовольство , например, если его оставляют одного или укладывают спать.
-Положительные звуки при музыкальных звуках.
4 месяца
– Узнаёт мать, радуется при её виде.
– Находит глазами невидимый источник звука.
– Громко смеется при общении с взрослыми, когда с ним играют.
– При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку.
– Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками.- -Неудовольствие выражается хныканьем.
– Гуление становится более длительным, появляются певучие и гортанные звуки.
– Реагирует своим поведением на незнакомое лицо.
5 месяцев
-Различает чужих от близких (по-разному реагирует на лица).
– Узнает голос матери, различает строгий и ласковый тон.
– Во время бодрствования подолгу и певуче гулит.
– Уверенно хватает предметы и тянет их в рот.
– Не берет чужую грудь.
– Ест с ложки густую пищу, держит в руках бутылочку.
6 месяцев
– По-разному реагирует на свое и чужое имя.
– Лепечет, произносит отдельные слоги («ма», «ба», «да» и др.) без смыслового значения.
– Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами.
– Может пить из блюдца.
7 месяцев
– На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу.
– Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый.
– Долго занимается игрушками.
– Тянется к своему отражению в зеркале.
– Сам поднимает и тянет в рот бутылочку, выпавшую при кормлении. Многие движения имеют вполне определенный эмоциональный оттенок, например ребенок тянется с рук на руки, протягивает руки к знакомым и матери.- Лепечет, повторяет слоги «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и др.
8 месяцев
– Громко, четко и повторно произносит слоги.
– Находит взглядом нужный предмет, выражает мимикой удивление и интерес при виде предметов.
– Выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку”.
– Сам держит и ест сухарик, печенье.
9 месяцев
– Под музыку совершает плясовые движения.
– Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете.
– Находит предмет, независимо от его местонахождения.
– Знает свое имя, оборачивается на зов.
– Пьет из чашки, держа руками или если взрослый придерживает ее.
-Спокойно садится на горшок.
-Различает цвета и форму предметов.
-Ищет упавший предмет, запоминает его название.
10 месяцев
– Повторяет за взрослыми слоги.
– По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы.
– Выполняет разученные действия и движения («дай», «брось», «иди», прячет по просьбе игрушку).
– Называет отдельными слогами различные предметы (собака – «ав», корова – «му»).
– Произносит наиболее легкие слова – «мама», «тата», «баба».
11 месяцев
– Произносит первые упрощенные слова-обозначения «кис–кис», «ав–ав».
– Некоторые слова в речи взрослого начинают приобретать обобщенный характер (на вопрос «где собачка?» приносит мягкую плюшевую или резиновую игрушку-собачку).
– По предложению взрослого выполняет разученные действия с игрушками (покажи у киски глазки, носик, покачай собачку и др.).
12 месяцев
– Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова.
– Понимает без показа названия нескольких предметов, знает имена нескольких взрослых и детей.
– Указывает части тела.
– Понимает слово «нельзя», выполняет отдельные поручения.
– Сам без помощи пьет из чашки.
– Пытается участвовать в одевании, умывании.
5.Развитие речи.
(0 – 3 мес.)
Развитие эмоционально-выразительных реакций.
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
(3 – 6 мес.)
Время появления голосовых реакций (гуления и лепета).
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.
(6 – 10 мес.)
Начало развития понимания речи, активного лепета.
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи.
Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
(10 мес. – 1 год)
Время появления первых слов.
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
6.Отмечаются заболевания и/или травмы первого года жизни.
7.Страхи до года.
1.Некоторые рефлекторные реакции беспокойства типа вздрагивания или оцепенения при резком звуке, резкое изменение положения или потерю равновесия (опоры), а также приближение большого предмета, внезапной перемене положения присущи уже новорожденным.
2. С 1,5 мес. возможны реакции беспокойства в ответ на достаточно продолжительный уход матери или шумную обстановку в семье.
3. К 3 мес. ребенок более спокоен дома и только с теми взрослыми, которые любят детей, разговаривают с ними и восхищаются, т. е. ведут себя как мать. Легко передается и беспокойство матери, если она спешит, волнуется, так как меняется ее привычный образ действий и поведения.
4.Однако собственно о страхе, а не о реакциях беспокойства можно говорить не раньше 6 мес.
После 6 мес. ребенок не пугается сразу при неожиданном воздействии извне, громком звуке и не плачет, как раньше, а смотрит на выражение лица матери, как бы проверяя ее реакцию. Если она улыбается, давая понять, что ничего не случилось, все хорошо, то ребенок быстро успокаивается. Если мать вместо этого сама испугана, то подобная реакция распространяется и на ребенка, усиливая его чувство беспокойства. Таким образом, реакция матери является первичным откликом ребенка на опасность.
5.Беспокойство, испытываемое детьми в 7 и 8 мес. жизни, можно обозначить соответственно как исходные состояния тревоги и страха.
Тревога в 7 мес. — это беспокойство в ответ на уход матери, прерывание контакта, отсутствие поддержки, т. е. реакция на разрыв групповых, основанных на привязанности, отношений.
6. Страх посторонних, незнакомых, чужих взрослых в 8 мес. — это проявление собственно страха как состояния аффекта в ответ на конкретную для ребенка угрозу извне.
7. Страх глубины (при купании) в возрасте до 1 года.
Источник