Портрет ребенка с проблемами в развитии

Портрет ребенка с проблемами в развитии thumbnail

«Психологические портреты детей с проблемами в развитии»

  1. Общие особенности психического недоразвития.

  2. Систематизация детей с умственной отсталостью.

  3. Психолого-педагогическая характеристика детей с различными формами психического недоразвития.

Психическое недоразвитие проявляется как общая интеллектуальная недостаточность (ОИН). Этой терминологией пользуются клиницисты и психологи. Педагоги используют термин дети с ограниченными возможностями здоровья.

ОИН всегда приводит к появлению тяжелых трудностей в развитии, которые изначально тотальны и лишь по мере взросления ребенка при условии правильно организованной коррекционной работы могут частично уменьшаться. Тотальность трудностей развития проявляется в том, что у ребенка нет ни одной не отстающей в темпах своего становления сферы или компонента психической деятельности. То есть ведущим симптомом является недоразвитие всей познавательной деятельности и личности в целом. Это резко нарушает социально-психологическую адаптацию.

По мнению всех авторов (М.С. Певзнер, В.И. Лубовский, М.С. Мнухин, Г.Е. Сухарева, Д.Н. Исаев, В.В. Лебединский) клинико-психологическая структура дефекта при психическом недоразвитии обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом с преимущественной незрелостью его коры.

По степени тяжести состояния в соответствии с МКБ-10 принято выделять следующие формы.

Легкая умственная отсталость – определяется при наличии легкой степени снижения интеллекта, способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и возможности адаптации.

Умеренная умственная отсталость – характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта, способностью к общению, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьезны проблем в социальной адаптации.

Тяжелая умственная отсталость – определяется при наличии грубых нарушениях интеллекта и характеризуется отсутствием способности у обучению, даже в специально организованных условиях, серьезными затруднениями в общении, при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания.

Глубокая умственная отсталость – определяется при наличии крайне тяжелых нарушениях интеллекта и характеризуется как неспособностью к обучению, так и усвоению элементарных навыков самообслуживания.

(схема, стр. 104)

Среди систематизаций олигофрений наибольшее распространение получила классификация М.С. Певзнер, которая основана на клинико-этиопатогенетическом принципе и широко используется на практике не только клиницистами, но и специальными психологами и коррекционными педагогами при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с интеллектуальными нарушениями.

Классификация М.С. Певзнер

  1. Основная (неосложненная) форма олигофрении

  2. Дети с нарушением нейродинамики:

    • с преобладанием процессов возбуждения,

    • с преобладанием процессов торможения,

    • со слабостью обоих процессов.

  3. Дети с психопатоподобным поведением.

  4. Дети с выраженной лобной недостаточностью:

    • с преобладанием процессов возбуждения,

    • с преобладанием процессов торможения.

5. Дети с нарушением анализаторов, речи, опорно-двигательного аппарата (сложный дефект).

Автор выделяет две основные формы: неосложненную и осложненную олигофрению. Глубина дефекта при основной форме может быть разной.

Неосложненная форма. Ее патогенез определяется диффузным (разлитым) недоразвитием головного мозга без выраженных локальных нарушений.

Она характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности в сочетании с относительно первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы, целенаправленной деятельности и поведения. Эта форма наиболее распространенная и имеет более высокие потенциальные возможности социальной адаптации.

Дети имеют определенный запас практических сведений и навыков, дружелюбны по отношению к старшим и сверстникам, основным камнем преткновения является учеба. Трудности в обучении обуславливаются тем, что дети недостаточно осмышляют предложенные им задания. При этом сохраняется внешняя мотивация учения, но она по своему существу бессодержательная. Дети переживают свою несостоятельность, стремятся ее скрыть, гордятся малейшими успехами. С удовольствием помогают учителю, не нарушают школьную дисциплину, стараются. При выполнении доступных им заданий достаточно целенаправленны, устойчиво сохраняют предложенный способ деятельности.

Сложные двигательные акты затруднены лишь в случае необходимости их организации по словесной инструкции, не сопровождаемой показом. Не отмечается нарушений в речеслуховом и речедвигательном анализаторах. Эта сохранность элементарного коркового анализа дает детям возможность овладеть элементарной грамотой даже в условиях массовой школы.

Однако дети этой группы затрудняет установление любых связей и закономерностей. Проявляется склонность к стереотипии, что объясняется косностью и бедностью словесной системы связей. На уровне сложной аналитико-синтетической деятельности она полностью теряет свою организующую функцию.

Особенности обучения. В младшем школьном возрасте обнаруживается учебная неуспешность, в первую очередь по математике. Обычно счет чисто механический или на пальцах, совсем не понимают смысл косвенных задач (т.е. задач, требующих обратного действия), составные задачи (в 2 действия) так же не могут решать. Не испытывают трудностей только в овладении последовательным числовым рядом. Понимание обратимости математических операций, умножения возникает через годы специальных тренировок.

Иногда детям удается научиться читать в 1 классе, но они недостаточно улавливают смысл прочитанного, не могут ответить на вопросы по тексту, не понимают скрытого смысла. Переход от прочтения слова к отражению смысла читаемого растягивается на годы. Разрыв между техникой чтения и пониманием прочитанного усугубляется. Тоже самое происходит на уроках письма – процесс написания (графическая и моторная организация) не затруднен, но усвоение (применение) правил практически недоступно. Списывать готовый текст могут значительно успешней, чем выполнять какие-либо задания (вставить буквы, составить слово). Трудности овладения письмом связаны с непониманием грамматических правил, отсутствием вариативности мыслительных операций.

Тетради детей обычно достаточно аккуратные, но любые самостоятельные и контрольные работы отличаются большим количеством ошибок.

Нарушений поведения обычно нет, однако эти дети недостаточно ориентируются в ситуациях, внешне похожих, но существенно различающихся по смыслу, и из-за этого могут быть неадекватными.

Осложненная форма включает еще четыре:

  1. Олигофрения осложненная нарушением нейродинамики

  • с преобладанием процессов возбуждения,

  • с преобладанием процессов торможения,

  • со слабостью обоих процессов.

Патогенез характеризуется сочетанием диффузного недоразвития головного мозга и остаточной, компенсированной гидроцефалии, которая вызывает нарушения взаимодействия процессов нейродинамики.

Эту форму характеризует сочетание недоразвития сложных форм познавательной деятельности с неустойчивостью эмоционально-волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности. Такие нарушения отчетливо проявляются в изменении поведения и низкой работоспособности.

При тормозном варианте дети отличаются вялостью, адинамией, общей заторможенностью, резко выраженной инертностью и косностью (негибкостью) мышления, отсутствием интереса к окружающему. Позы и движения очень бедны, темп движений замедлен. В познавательной деятельности наиболее специфическим признаком является трудность включения в задание и быстрая истощаемость, которая приводит к прекращению всякой деятельности.

Стрессовые воздействия приводят к возникновению еще большего торможения. Возникают псевдонегативистические реакции. Дети могут вести себя неправильно из-за непонимания ситуации. Достаточно рано осознают свою несостоятельность в учебной деятельности, переживают из-за насмешек одноклассников.

Особенности обучения. Главной особенностью является то, что ребенок не успевает выполнять учебные задания в одном темпе с большинством детей, быстро истощается. Дети дополнительно затормаживаются при вызове к доске, присутствии в классе постороннего лица. При обучению чтению специфических ошибок нет, при обучении письму и в дальнейшем при письме обычно всегда наблюдаются ошибки работоспособности. При решении примеров наблюдается та же тенденция, с нарастанием утомления деятельность прекращается. Задачи самостоятельно не решают. Успевают обычно плохо, программу вспомогательной школы усваивают слабо.

Детям требуется стимулирующая и организующая помощь. Инструкции даются в расчлененном варианте. Необходимо специально обучать ребенка речевому сопровождению выполнения задания, поскольку оно улучшает работоспособность.

При возбудимом варианте у детей наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность, эмоциональная лабильность. Дети не могут сосредоточиться, не способны у устойчивой целенаправленной деятельности. Правильные ответы чередуются с неправильными, импульсивными. Познавательная деятельность характеризуется неумением тормозить побочные ассоциации. Самой яркой особенностью является плохое удержание задачи и легкое соскальзывание с нее.

Читайте также:  Центр развития ребенка 102

Поведение дезорганизовано, отличается шумливостью, болтливостью, развязностью, раздражительностью и капризностью. Иногда дают бурные аффективные вспышки, но в отличие от психопатоподобного поведения они не бывают длительными и в благоприятной для ребенка обстановке не возникают вообще.

Дети повышенно отвлекаемы, сосредотачиваются лишь на короткие промежутки времени, во время урока могут вскочить, бесцельно роются в портфеле, перебирают вещи, работоспособность снижена – отмечается неравномерный или ослабевающий ее тип.

Обучение. Дети часто долго не могут научиться читать и писать. При обучении чтению с трудом воспроизводят слог, образование обратного слога или слога с тремя элементами дается еще труднее. Часто читают по догадке или по сходным буквенным элементам.

Характерна неравномерность почерка, ошибки работоспособности – пропуски, удвоение букв, слогов, слов, иногда истинные признаки дисграфии – неузнаваемые слова и предложения. При обучении письму дети приписывают лишние или теряют необходимые элементы букв, в письме наблюдается тенденция «забегания вперед» с пропусками гласных, слиянием нескольких слов в одно, персеверациями. Дети затрудняются так же писать по строке.

При обучении счету долго не овладевают понятием числа, не могут заполнить пропущенное место в числовом ряду, не соотносят числа и предметы. Неуспеваемость иногда выглядит как неравномерность (изредка могут решать простые примеры, или устно дать верный ответ на вопрос простой задачи, но это не касается составных задач, заданий творческого характера).

Нарушены пространственные и временные представления – плохо ориентируются на листе бумаги, в сторонах собственного тела, не запоминают последовательность дней недели, месяцев. Всегда отмечается повышенная истощаемость. Эти жалобы формулируются как нарушения внимания, неумение сосредоточится на объяснениях учителя, самостоятельном выполнении задания. Очень часто страдает моторика – плохо и медленно одеваются, застегивают пуговицы, не справляются с заданиями на уроках труда и рисования. В младших классах постоянно нуждаются в контроле со стороны взрослого.

У детей со слабостью обоих процессов, в поведении отмечается наличие колебания от вялости до повышенной возбудимости и склонность к фазовым состояниям. В эмоционально-волевой сфере специфическим признаком является крайняя изменчивость состояния, немотивированные переходы от одного настроения к другому. Могут возникать признаки негативизма, когда ребенок отказывается от ответов на легкие и доступные вопросы или при дальнейшем нарастании торможения – немотивированные и неосознанные формы дурашливого поведения.

  1. Олигофрения, осложненная нарушением анализаторов.

Патогенетическая основа – сочетание диффузного поражения коры головного мозга с более глубокими нарушениями той или иной анализаторной системы.

Дети имеют локальные дефекты слуха, зрения, речи и опорно-двигательного аппарата. Их особенностью являются более сложное неравномерное недоразвитие познавательной деятельности.

ПРИМЕР

  1. Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением.

Патогенетическую основу составляет сочетание диффузного поражения коры больших полушарий с преимущественно лобной недостаточностью и поражением подкорковых областей мозга.

При этой форме недоразвитие познавательной сферы сочетается с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения.

Характерным для таких детей является выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможенностью влечений. Наиболее типичными оказываются проявления выраженной агрессивности, драчливости, склонности к неоправданным аффектам. Обучение и социальная адаптация детей с этой формой наиболее затруднены.

ПРИМЕР.

4. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью.

Патогенез – сочетание диффузного недоразвития коры больших полушарий с более грубой лобной недостаточностью.

Характерным здесь является сочетание недоразвития познавательной деятельности с изменениями личности по лобному типу и специфическое нарушение моторики.

Эти дети вялы, безынициативны, беспомощны. Их речь многословна и бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, активности, слабо учитывают ситуацию.

Дефект при ОИН не носит прогрессирующего характера и дает основание для оптимистического прогноза развития ребенка. При благоприятных условиях обучения, своевременном его начале и наличии психолого-педагогического сопровождения учебного процесса степень социально-психологической дезадаптации может существенно снижаться: проявляясь изначально всегда как тотальные трудности развития, нарушения могут смягчаться и частично утрачивать тотальный характер.

Литература

  1. Типология детей с общим интеллектуальным недоразвитием. Методические рекомендации. 2002г. Инденбаум Е.Л., Домишкевич С.А.

  2. Психология детей с интеллектуальными нарушениями. Методические рекомендации. Янданова Т.И.

Источник

Процесс становления детской личности сложен и противоре­чив. Личность ребенка «не только дана, но и задана», подчерки­вал известный отечественный психолог и педагог В.В. Зеньковски.Перед ребенком раскрыты бесконечные перспективы духовного развития. Личность ребенка индивидуальна и неповторима. Не зя воспитать человека вообще. У каждого человека свой путь, своя «идеальная форма». С психологической точки зрения личность есть комплекс «данного и скрытого, действующего и дремлющего в глубине, эмпирического и внеэмпирического». Изменчивостъ – одна из важнейших черт детской личности, которая сказывается как в отдельных чертах, так и во всей личности. Ребенок постоянно изменяется, и через несколько месяцев или через несколько лет он может быть совершенно другим. Вот почему, считает В.В. Зеньковский, «мы никогда не можем, не смеем ставить крест на ребенке, который в данный момент кажется, совсем испорчены; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в нем».

Психологические трудности, временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения, которые довольно часто встречаются у большинства детей, составляют неотъемлемую часть развития ребенка. Сами по себе эти расстройства не вызывают особого беспокойства, но у некоторых детей возникающие психические устройства искажают процесс их нормального развития. Эти дети требуют особого внимания и помощи со стороны родителей, педагогов, психологов, врачей.

Значительная часть нарушений детского поведения не имеет качественного отличия от нормы, хотя по симптоматике, т.е. сово­купности проявлений, может напоминать заболевание. В данной главе мы будем характеризовать отклонения и нарушения, возникающие в границах нормального развития ребенка.

Обратимся к характеристике конкретных отклонений в отдель­ные возрастные периоды развития ребенка, используя в качестве основы многочисленные экспериментальные, эмпирические дан­ные, полученные отечественными и зарубежными исследователя­ми, практическими психологами, детскими психиатрами, а также практический опыт педагогов, работающих в классах коррекции, компенсирующего обучения и др.

В настоящий момент классы компенсирующего обучения, коррекционные классы стали реальностью. Здесь учатся дети группы риска, т.е. имеющие осложнения психического и личностного раз­вития. При «сохранном» интеллекте (это может быть и нижняя граница нормы) эти школьники в той или иной степени обнару­живают названные выше особенности поведения, что значительно осложняет их обучение.

Приведем конкретные примеры. II класс компенсирующего обучения общеобразовательной школы; в классе 9 детей, которые учатся вместе с I класса. Им свойственны эмоциональная и моторная расторможенность, повышенная активность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность, несформированность произвольных функций. Сколько-нибудь длительно сосредоточиваться на задаче – для них большая проблема. Задания, требуювнимания, очень скоро вызывают протест, негативные эмоции, двигательное беспокойство. Психическая незрелость сказывается на отношении детей к школьным занятиям, учителю, учебным задачам. Преобладающим у них является «дошкольный» (игровой) и «псевдоучебный» типы отношений. Школьная ситуация для них очень сложна. Позиция ученика принимается с трудом, нередко дети «выпадают» из урока и ведут себя вызывающе – смеются, ложатся на парту, крутятся на стуле. Легко мают игру.

Низкий уровень самостоятельности и отсутствие произвольности в управлении своим поведением создают значительные сложности в учебной деятельности. Дети этого класса отличаются повышенной тревожностью. Самооценка практически у всех детей класса неадекватно завышена, причем заметно расхождение с ожидаемой оценкой их качеств учителем. Обнаруживается низкая ожидаемая оценка.

Читайте также:  Коррекция и развитие эмоций у ребенка

Портрет ребенка с проблемами в развитии

Во взаимоотношениях друг с другом тоже имеются сложности. Ученики не способны к сотрудничеству. Для них, иногда оказывавается трудным «поделить» парту, за которой они сидят. Они часто ссорятся и даже вступают в драки по незначительному поводу Терпимое, сдержанное отношение к соседу по парте, когда они оказываются вместе, часто бывает невозможно. Вот «портреты» нескольких детей.

Руслан, 8 лет, учится во II классе. Мальчик крупный и физически крепкий. Интеллектуальные способности соответствуют возрастной нор­ме, хотя и не располагаются в верхних ее границах. Активен и энерги­чен на уроках музыки, ИЗО. Особенно его увлекают уроки изобрази­тельного искусства. Он хорошо рисует и может заниматься этим отно­сительно продолжительное время. Он может, отстранившись, любоваться своей работой, вносить исправления, но краски скорее выбирает темные. Гиперактивен, расторможен и аффективен. Повышенная веселость, актив­ность могут внезапно сменяться слезами. Например, на уроке музыки был активен, тянул руку, вскакивал с места, раскачивался на стуле и момен­тально впал в слезы, когда при распределении детских музыкальных инст­рументов другой ученик посягнул на его любимый инструмент – бубен. Но быстро успокоился, вытер слезы рукавом, после того как учительни­ца вручила ему бубен, и энергично бил в него при исполнении произведения. Аффекты его сопровождаются нередко вспышками агрессии, так что мальчик находится под постоянным контролем педагогов. На урок нуждается в постоянном внимании, контроле, поддержке, одобрении.

Максим, 8 лет, воспитывается в полной семье, где, по всей вид мости, нарушены эмоциональные контакты с ребенком. Мальчик трев ный, замкнутый, с аутичными формами поведения, В классе «отвер ный», у него нет друзей, его не любят одноклассники, не принимаю игры. Внешняя причина – конфликтность, агрессивность. Он часто пает в драку, может ударить и девочку. По данным психологиче обследования, у мальчика низкие показатели интеллектуального развития: неустойчивое внимание, невысокий объем кратковременной памяти, несформированность внутреннего плана действий. Слабые способности самоконтроля, самоорганизации создают значительные трудности в учебной деятельности. Он медленно работает на уроках, иногда «выпадает» из учебного процесса и с трудом включается в работу. На уроках эмоционально напряжен, болезненно реагирует на замечания учителя. Внутренние пстоянно готов защищаться. Похвала, поощрение со стороны иногда вызывают неадекватную реакцию. Нарушенные взаимоотношения со сверстниками, отчужденность вызывают стремление быть ближе к взрослым. Значимым взрослым для мальчика является отец.

Учащиеся класса выравнивания характеризуются прежде всего низкими показателями в развитии интеллектуальных процессов: мыслительных операций, внутреннего плана действия, речи, воображения, памяти. Но эти трудности сопровождаются личностными и поведенческими нарушениями. Природа отклонений в каждом конкретном случае индивидуальна, но проявления нарушений имеют много общего.

Остановимся на наблюдениях IV класса массовой школы. В классе 11 человек, все мальчики, возраст- 10-11 лет. Двое из них -второгодники, они пришли в класс в начале года. Все дети реко­мендованы к обучению медико-педагогической комиссией.

Ученики этого класса в целом отличаются низкой познава­тельной активностью, которая в сочетании с быстрой утомляемо­стью и истощаемостью создает серьезные трудности в обучении и развитии. Быстро наступающее утомление приводит к потере ра­ботоспособности. Они с трудом удерживают в памяти условие задачи, продиктованное предложение, забывают слова, допуска­ют нелепые ошибки в письменных работах. Для таких учеников оказывается трудным контролировать и оценивать свои действия, они не могут длительно сосредоточиваться на задании. Отвлекаемость внимания и неспособность к умственному сосредоточению – характерная их особенность. «Синдром дефицита внимания» – распространенная форма нарушения поведения школьников. Они легко отвлекаются на посторонние раздражители, однако в какие-то периоды могут работать достаточно сосредоточенно и продук­тивно. Резкое снижение активности происходит порой без види­мых причин, однако и внешние обстоятельства, такие как слож­ность задания, необходимость выполнения большого объема работы, вызывают состояние нервозности.

В спокойном рабочем состоянии школьники могут решать интектуальные задачи, правильно выполнить упражнение и, руководствуясь образцом, исправить ошибки в работе. Бывают довольны, радуются, если удается самостоятельно выполнить задание, найти рациональный способ решения. Большая часть детей на этого класса проявляет интерес к математике, и их деятельность на этом уроке довольно успешна. Нередко дети способны работать на уроке 15-20 минут, после чего наступает утомление, истощение, интерес к занятию пропадает, резко снижается внимание, возникают импульсивные, необдуманные действия, в работах появляется много ошибок и исправлений. У некоторых ребят это вызывает раздражение, другие просто отказываются работать состоянии утомления дети ведут себя по-разному: одни становят вялыми и пассивными, ложатся на парту, бесцельно смотрят в окно, остаются спокойными, но не работают. У других, наоборо возникает повышенная возбудимость, двигательное беспокойство. Они постоянно что-то вертят в руках, теребят пуговицы на своем костюме, играют разными предметами, стараются обратит на себя внимание других ребят. Вывести их из этого состояли можно, если ненавязчиво, осторожно и тактично переключить на практическую деятельность, выполнение которой гарантирует успех.

С приходом в IV класс учеников-второгодников резко изме­нился микроклимат в классе. Образовались две микрогруппы, которые не совсем ладят между собой. Пришедшие ребята имеют карманные деньги, курят, у них есть покровители из старшекласс­ников. К ним очень быстро примкнули Коля и Артем. И если Ко­ля и раньше тяготел к «взрослым формам поведения», то Артем был тихим, скромным, незаметным, благополучным, по мнению учителя, а с появлением в классе Миши и Володи начал курить, пропускать занятия. Он во всем стремится им подражать, готов исполнять все их желания. Беседы, разговоры по душам не изме­нили ситуации.

Эти ребята (их четверо) ведут себя независимо, на переменах держатся возле старшеклассников, тайком курят. Однако все дети участвуют во внеклассных занятиях, не отказываются от дежурст­ва, уборки класса. В таких случаях противоречий не бывает, они могут спокойно обсуждать дело, спорить, обмениваться впечат­лениями. Ребята отзывчивы, если кто-то болен, его обязательно навещают, рассказывают о школьных делах, передают домашние задания.

В классе в этом году не оказалось девочек. Это обстоятельство заметно сказалось на состоянии и поведении мальчиков. Они на переменах постоянно заглядывают в другие классы, стремятся лю­бым способом обратить на себя внимание девочек.

Все дети любят уроки физкультуры, спортивные игры. И хотя у многих обнаруживается двигательная неловкость, недостаточна координированность движений, неумение подчиняться заданно у (музыкальному и словесному) ритму, в процессе занятий они успешно овладевают своим телом и двигательными навыками.

Четвероклассники проявляют исполнительность и аккур ность при уборке класса, территории школы, уходе за растениями, но только если эти виды деятельности разнообразны и не требуют значительного напряжения. Любят участвовать в конкурсах: чи стихи, петь, танцевать, готовить поделки и костюмы к праздникам.

Вот «портреты» некоторых учеников этого класса, сдела учителем.

Саша 11 лет, из многодетной семьи, где четверо детей. Отец оказывает большое влияние но сына. Скорее всего, ребенок был направлен на медико-педагогическую комиссию из-за неудобства работы с ним. Он был неуправляемым, недисциплинированным, трудным ребенком. Но к IV классу,заметно повзрослев, Саша изменился, стал более сдержан в проявлении эмоции, спокоен, дисциплинирован.

У Саши хороший кругозор, осведомленность. Он много и вдумчиво читает. Любит фантастику и фантастические произведения. У него достаточно большой словарный запас. Он успешно пересказывает и сочиняет рассказы пишет интересные сочинения и изложения. В работах по русскому языку допускает незначительное количество ошибок. Ошибки, как правило, возникают из-за несформированности самоконтроля, при внешнем контроле ошибок почти нет. Хорошие результаты имеет в математике Особых трудностей при усвоении учебного материала не испыты­вает. Он отличается высокой работоспособностью, быстро и легко пере­ключается с одного вида деятельности на другой. За урок выполняет гораздо больше заданий в сравнении с другими детьми.

Читайте также:  Тесты на развитие внимательности ребенка

Саша маленького роста, но крепкий, физически сильный, не болеет. Мальчик живой, энергичный, эмоциональный, но для него оказывается трудным общение со взрослыми. С учителем держит дистанцию, «не допускает к себе». Он очень упрям, даже когда понимает, что неправ. С одноклассниками внешне отношения ровные, общается со всеми, но близких друзей в классе нет. Вступает в драки, когда его «задевают». Вне школы общается со многими ребятами, большинство из них старше Саши. Любит перед ними демонстрировать свое бесстрашие: прыгает с моста в речку, сидит, свесив ноги, на крыше девятиэтажного дома; не­сколько раз проваливался зимой под лед на речке. Подчеркнуто пренеб­регает опасностью.

По итогам IV класса был рекомендован для перевода в обычный класс массовой школы.

Вася, 10 лет, учится в классе выравнивания третий год. Сложная си­туация в семье: мать отбывает наказание в тюрьме. У отца новая семья, где есть еще дети. Мальчик живет в семье отца. Очевидно, он очень переживает, ему плохо: не хочет идти домой после занятий, с удовольствием остается в группе продленного дня, ходит в бассейн, на тренировки по футболу, т.е. старается, как можно дольше оставаться в школе.

С учебными заданиями справляется, к IV классу он стал способным к вым усилиям. Часто болея и пропуская занятия, он, тем не менее, учится хорошо. Умственный план действий, способность решать мыслиные задачи заметно проявились в IV классе. Во II-III классах у него были проолемы с чтением. Но настойчивая самостоятельная работа в период его очередной болезни дала свои результаты. Он читал по нескольку часов в день, пока не достиг желаемого результата.

Однако активный словарь мальчика остается бедным, ему с трудом даются пересказы и творческие работы. В IV классе значительно сокра-оличество ошибок в работах по русскому языку, хотя действие самоконтроля пока еще не сформировано в необходимой мере. На уроках внимателен, сосредоточен при выполнении заданий, но для не трудным остается запоминание материала. Особенно сложным окозывается заучивание стихотворений. Он не чувствует рифмы и не любит стихи.

Отношения со сверстниками сложные. Во II-III классах был задирист, даже агрессивен. В IV классе стал немного сдержаннее. Вспыльчив быстро включается в драку и бывает жесток. Но в последнее время ВаСр удается себя контролировать, и вспышек агрессии становится меньше.

По итогам IV класса рекомендован для обучения в обычном класс школы.

Артем, 11 лет, младший в многодетной семье. Семью трудно назвать благополучной. Старшие дети стоят на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. В младших классах Артем был послушен, тих, незаметен, застенчив, даже боязлив. Старательно и ответственно отно­сился к учебным занятиям, верно и аккуратно выполняя домашние задания. Дружил с Мишей, тихим и спокойным мальчиком. Но в IV классе с приходом второгодника Володи с Артемом произошли резкие пере­мены. Он стал пропускать занятия, курить и даже воровать на рынке. Когда с ним беседует учитель, инспектор по делам несовершеннолетних или другие взрослые, мальчик демонстрирует на лице раскаяние, но очень скоро забывает обо всех внушениях и продолжает свои неблаговидные дела. Артем стал «тенью» Володи, во всем ему подражает, у него абсолютно парализована способность принимать самостоятельные решения. Он ожидает реакции друга на замечания учителя или его пря­мого указания, как следует себя вести.

У Артема все три года большие проблемы с математикой. Все, что связано с запоминанием, он усваивает, но решительно не способен устанавливать и удерживать в сознании какие бы то ни было связи; содержательные, логические и др. Он не в состоянии решить самостоя­тельно даже простейшую задачу, ему необходима постоянная и ощути­мая помощь. Однако Артем лучше всех в классе читает: правильно, выразительно и достаточно бегло. У него хорошие творческие работы. Мальчик любит пересказывать тексты, составлять рассказы по картинкам. У него достаточно большой активный словарь. Артем – и самый грамот­ный в классе. Он может не знать правила, но имеет «языковое чутье».

В IV классе стал плохо вести себя на уроках, невнимателен, ча отвлекается, пропал интерес к учебе. Отметки перестали его интере вать. Обострились отношения с одноклассниками. Его часто «задирают», толкают и даже бьют, но он не отвечает агрессией, возможно, потому, что причинять боль другому ему не свойственно. Переведен в V класс.

Сережа, 10 лет, психически незрелый, инфантильный ученик. Он маленького роста, на вид – первоклассник. Игровые интересы значительно преобладают над учебными. Даже в IV классе он каждь’и приносил в класс различные игрушки. Но чаще всего, видимо, видимо, не для того, чтобы поиграть с ребятами, о чтобы другие позавидовали. Мальчик патологически жаден. Он никогда никого из ребят не угощает тем, что в избытке приносит в школу, хотя учителю очень настойчиво предлагает угощения. По словам мамы, это – из особого расположения к учительнице. В детском саду у Сережи были большие трудности во взаимоотношениях с воспитателями. Сережа растет в полной, материально обеспеченной семье. У него есть младший брат-дошкольник.

Любая умственная деятельность для него сложна. К интеллектуальному, волевому усилию он не способен. Внимание неустойчиво, на уроках спокоен, никогда не разговаривает с другими детьми, но это не означает, что он следит за ходом урока. Он просто «выпадает» из учебного процесса, занимается своими игрушками или подвернувшимися предметами. На последних уроках становится особенно вялым и каприз-ым Однако, попав на улицу, оживает и может до самого вечера ка­таться на велосипеде или на санках.

Закончить выполнение домашнего задания ему часто не хватает сил. Письменные работы за него обычно заканчивает мама. У мальчика вы­ражен «отказ от усилия», он не способен к волевому напряжению. Сере­жа не умеет и не хочет трудиться. Если у него что-то не получается в контрольной работе, он оставляет ее и начинает заниматься более инте­ресными делами. Он медленно читает, плохо запоминает стихи, правила, активный словарь его невелик. В письменных работах по русскому языку допускает большое количество ошибок. Но для него небезразличны оценки и отметки, получаемые на уроках.

Взаимоотношения со сверстниками складываются трудно. Видимо, его незрелость, детскость, физическая слабость становятся причиной сложно­стей в общении. Его часто обижают, поэтому на переменах он старает­ся находиться рядом с учительницей. Но Сережа стремится к общению и даже принимает участие в шалостях с другими детьми, он любит масте­рить различные поделки, рассматривать картинки, собирает вкладыши от жевательных резинок. В V класс переведен.

Источник