Портрет ребенка 5 лет

Портрет ребенка 5 лет thumbnail

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 5-6 лет

– способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – возле, сверху – внизу, справа – слева и т. п.);

– способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетания фигур;

– способны к классификации фигур по форме, величине;

– способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;

– 1-2 одновременно воспринимаемых объекта;

– способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры из деталей;

– продолжает совершенствоваться восприятие цвета;

– воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов..

1.2 Особенности памяти

– продуктивность запоминания в игре значительно выше;

– появление первых специальных перцептивных действий, направленных на запоминание или припоминание;

– для запоминания чаще используется простое повторение;

– преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;

– способны удерживать в памяти большой объём информации.

1.3 Особенности внимания

– способны к произвольному вниманию;

– устойчивость произвольного внимания 10-15 минут и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка;

– способны к произвольному запоминанию;

– умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании наглядного и словесного материала;

– легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;

– способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);

– не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.

1.4 Особенности мышления

– способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;

– проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;

– с удовольствием воспринимают любую новую информацию;

– имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.

– наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление;

– доступна логическая форма мышления;

– продолжает развиваться образное мышление;

– совершенствуется обобщение – основа словесно логического мышления.

1.5 Особенности воображения

– овладевают активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её;

– образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность;

– начинают различать действительное и вымышленное;

– действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре: перед игрой рождается её замысел и сюжет.

1.6 Особенности моторики

– способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов;

– высокая степень развития произвольности движений;

– способны воспроизвести движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи которым оно формировалось;

– совершенной становится крупная моторика: хорошо бегают на носках, прыгают через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катаются на двухколесном велосипеде, на коньках;

– появляются сложные движения: способны пройти по неширокой скамейке и перешагнуть через небольшое препятствие, отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;

– ловкость и развитие мелкой моторики.

1.7 Особенности речи

– складывается планирующая функция речи: речь начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

– мыслительные действия переходят во внутренний план, появляется внутренняя речь;

– становится нормой правильное произношение звуков;

– сравнивая свою речь с речью взрослых, могут обнаружить собственные речевые недостатки;

– свободно используют средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело или торжественно, способны регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

– начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;

– словарь активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности;

– учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью;

– способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Читайте также:  Изюм ребенку 5 лет

– круг чтения пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны;

– доступно чтение с продолжение;

– свободно называют свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

1.8 Особенности работоспособности

– могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.);

– развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения усилий на протяжении достаточно длительного времени).

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

– повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками;

– свои предпочтения объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть») или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся»);

– общение становится менее ситуативным;

– охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д.

– способны внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.

2.2 Взаимодействие со взрослыми (педагогами, родителями)

– появляется новая форма общения с взрослым: внеситуативно личностная;

– содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим;

– взрослый – источник знаний;

– взрослый – образец социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности;

– задают вопросы об отношениях и моральных нормах;

– важно соотнесение своих переживаний, суждений и оценок с мнением взрослого;

– – интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них;

– установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми.

2.3 Соблюдение социальных и этических норм

– возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним;

– переход от импульсивного поведения к произвольно регулируемому на основе усвоенного образца;

– осознают общепринятые нормы, правила поведения и обязательность их выполнения;

– соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию) во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

  1. Саморегуляция поведения

– способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил;

– способны проявить настойчивость, преодолевать трудности;

– возрастает произвольность поведения;

– способны планировать и выполнять сложные последовательности действий;

– способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций;

– способны сознательно определять свои действия.

3. Особенности игровой деятельности

  1. Особенности мотивации

– интерес к новым видам деятельности;

– познавательные интересы;

– мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.

3.2 Взаимодействие с партнером в игре

– формируют устойчивые игровые объединения из 3-4 человек;

– роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры.

3.3 Особенности игровой деятельности

– в игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры;

– ролевое поведение в игре регулируется правилами, которые составляют ядро роли;

– содержанием игры становятся отношения между людьми, создаются модели этих отношений;

– в игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры;

– речь раскрывает сущность ролевых отношений;

– действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет;

– стремление как можно больше узнать о том, во что играют;

– эпизоды из сказок, кино и мультфильмов, общественные сюжеты занимают в игре основное место.

– пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж;

– при конфликтах в игре объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила;

– при распределении ролей для игры возникают попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»);

– согласование действий, распределение обязанностей возникает по ходу самой игры.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

4.1 Личностные характеристики

– оценивают личностные качества сверстников, взрослых и сравнивают себя с ними;

– формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии);

– при обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Читайте также:  Горчичник ребенку 5 лет

– преодоление эгоцентрической позиции: способны встать на позицию другого.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

– происходят изменения в представлениях ребёнка о себе;

– становятся существенными оценки и мнение товарищей.

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

– стремятся познать себя и другого человека как представителя общества;

– постепенно начинают осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей;

– совершают положительный нравственный выбор, начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий – вежливый, честный, заботливый и др.

– эмоционально переживают не только оценку поведения другими, но и соблюдение норм и правил, соответствие поведения своим морально-нравственным представлениям. –

Источник

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 5-6 лет»

«Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же, есть нечто общее:

– Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка 5 лет, составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела – 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см. е, что позволяет охарактеризовать детей, – это возрастные особенности.

«Социальное развитие»

Социальное развитие ребёнка 5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».

Развитие личности

Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.

• Желает показать себя миру.

• Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.

• Постепенно переходит от сюжетно – ролевых игр к играм по правилам.

В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре.

• Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя.

• Стремится к большей самостоятельности.

Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

• Очень хочет походить на значимых для него взрослых.

Поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.

Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

• Может начать осознавать половые различия.

По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.

• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.

• Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.

Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?

• способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.

• способность сосредоточенно работать 10-15 минут;

• способность оценить качество своей работы в общем;

• умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;

• способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе;

Игры

• Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.

Источник

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 4-5 лет

Показатели и критерии

Психологические особенности

  1. Познавательная сфера

1.1 Особенности восприятия

– освоение приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывание, измерение;

– формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу), о времени, особые свойства предметов и явлений ( вкус, запах, звук, температура, качество поверхности);

Читайте также:  Ранец для ребенка 5 лет

-. овладевают пространственными представлениями: сзади, между, рядом;

– трудности в освоении времени;.

– речевая опосредованность восприятия.

1.2 Особенности памяти

– начинает проявляться произвольное запоминание;

– развиваются перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы;

– способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие.

– полное и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.

1.3 Особенности внимания

– формируется произвольное внимание;

– внимание зависит от эмоциональной насыщенности и интереса;

– развивается устойчивость и возможность произвольного переключения;

– развитию произвольного внимания помогают рассуждения вслух.

1.4 Особенности мышления

– появляются зачатки мышления: ребенок устанавливает простейшие причинно следственные связи типа «Что будет, если…?»;

– мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации;

– способны прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте;

– могут устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями;

– начинает развиваться образное мышление, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

– речевая опосредованность мышления.

1.5 Особенности воображения

– активно развивается фантазирование;

– воображение яркое, воссоздающее, на основе образов, усвоенных от взрослого;

– воображаемые образы далеки от реальности;

– в процесс воображения включается планирование.

1.6 Особенности моторики

– могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу;

1.7 Особенности речи

– задают много вопросов, бессистемно, разнообразно по форме и содержанию;

– преобладает вопрос «Почему?»;

– могут общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется.

1.8 Особенности работоспособности

– оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут;

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

– ярко выражена непримиримость к оценке товарищей;

– проявляют сочувствие, эмпатию и любвь к сверстникам;

– конфликтуют в игровой деятельности из-за распределения ролей;

– взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью;

– появляются постоянные партнёры по играм;

– в группах начинают выделяться лидеры;

– появляются конкурентность, соревновательность..

2.2 Взаимодействие с педагогами

– возникает потребность в уважении взрослого;

– повышенная обидчивость и чувствительность к оценкам старших.

2.3. Взаимодействие с родителями

– авторитет взрослого;

– взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность;

– под влиянием взрослого появляется целепологание – способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что хотелось получить.

2.4 Соблюдение социальных и этических норм

– понимание социальных правил поведения.

2.5 Саморегуляция поведения

– начинает формироваться произвольное поведение.

3. Особенности игровой деятельности

3.1Особенности мотивации

– выражен познавательный мотив и познавательная активность;

– задают проблемно-поисковые вопросы.

3.2 Особенности игровой деятельности

– начинают передавать в игре не только действия но и элементы поведения тех лиц , которые совершили эти действия в жизни;

– осознают условность в игре («Это как будто», «Это понарошку»);

– содержанием игры становятся отношения между людьми;

– роли ярко очерчены и выделены;

– называют роль до начала игры;

– появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры;

– действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим;

– игровое действие выполняется не ради самого себя, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

  1. Личностные характеристики

– формируется потребность в общении и первое «предличностное» образование – активность;

– стремление к самостоятельности;

– повышенная обидчивость;

– поиск справедливого разрешения эмоциональных конфликтов.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

– более самодостаточны в получении удовольствия, в преодолении эмоциональных всплесков

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

– появляются эмоции на основе удовлетворения социальных птребностей: радость от общения и недовольство его отсутствием, удовольствие от успехов и похвалы, обида и гнев при неудачах;

– поиск конструктивного снятия эмоционального напряжения (рисование или определенные игры);

– начинают понимать и делать рациональные выводы о причинах и следствиях эмоционального состояния.

Источник