Портрет ребенка 5 лет
Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 5-6 лет
– способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над – под, на – за, перед – возле, сверху – внизу, справа – слева и т. п.);
– способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т. п.) и сочетания фигур;
– способны к классификации фигур по форме, величине;
– способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
– 1-2 одновременно воспринимаемых объекта;
– способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры из деталей;
– продолжает совершенствоваться восприятие цвета;
– воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов..
1.2 Особенности памяти
– продуктивность запоминания в игре значительно выше;
– появление первых специальных перцептивных действий, направленных на запоминание или припоминание;
– для запоминания чаще используется простое повторение;
– преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии;
– способны удерживать в памяти большой объём информации.
1.3 Особенности внимания
– способны к произвольному вниманию;
– устойчивость произвольного внимания 10-15 минут и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка;
– способны к произвольному запоминанию;
– умеют принять и самостоятельно поставить мнемическую задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании наглядного и словесного материала;
– легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения;
– способны овладеть приемами логического запоминания (смысловое соотнесение и смысловая группировка);
– не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
1.4 Особенности мышления
– способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;
– проявляют самостоятельный интерес к животным, к природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
– с удовольствием воспринимают любую новую информацию;
– имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни.
– наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление;
– доступна логическая форма мышления;
– продолжает развиваться образное мышление;
– совершенствуется обобщение – основа словесно логического мышления.
1.5 Особенности воображения
– овладевают активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её;
– образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность;
– начинают различать действительное и вымышленное;
– действия воображения – создание и воплощение замысла – начинают складываться первоначально в игре: перед игрой рождается её замысел и сюжет.
1.6 Особенности моторики
– способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов;
– высокая степень развития произвольности движений;
– способны воспроизвести движение по словесной инструкции в отсутствие предмета, в связи которым оно формировалось;
– совершенной становится крупная моторика: хорошо бегают на носках, прыгают через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катаются на двухколесном велосипеде, на коньках;
– появляются сложные движения: способны пройти по неширокой скамейке и перешагнуть через небольшое препятствие, отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд;
– ловкость и развитие мелкой моторики.
1.7 Особенности речи
– складывается планирующая функция речи: речь начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
– мыслительные действия переходят во внутренний план, появляется внутренняя речь;
– становится нормой правильное произношение звуков;
– сравнивая свою речь с речью взрослых, могут обнаружить собственные речевые недостатки;
– свободно используют средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело или торжественно, способны регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).
– начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова;
– словарь активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности;
– учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью;
– способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.
– круг чтения пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны;
– доступно чтение с продолжение;
– свободно называют свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
1.8 Особенности работоспособности
– могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.);
– развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения усилий на протяжении достаточно длительного времени).
2. Особенности общения и поведения
2.1 Взаимодействие со сверстниками
– повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками;
– свои предпочтения объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть») или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся»);
– общение становится менее ситуативным;
– охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д.
– способны внимательно слушать друг друга, эмоционально сопереживать рассказам друзей.
2.2 Взаимодействие со взрослыми (педагогами, родителями)
– появляется новая форма общения с взрослым: внеситуативно личностная;
– содержание общения становится внеситуативным, т.е. выходящим за рамки непосредственно данной ситуации, более теоретическим;
– взрослый – источник знаний;
– взрослый – образец социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности;
– задают вопросы об отношениях и моральных нормах;
– важно соотнесение своих переживаний, суждений и оценок с мнением взрослого;
– – интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них;
– установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми.
2.3 Соблюдение социальных и этических норм
– возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним;
– переход от импульсивного поведения к произвольно регулируемому на основе усвоенного образца;
– осознают общепринятые нормы, правила поведения и обязательность их выполнения;
– соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию) во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.
Саморегуляция поведения
– способны к волевой регуляции поведения на основе внутренних побуждений и установленных правил;
– способны проявить настойчивость, преодолевать трудности;
– возрастает произвольность поведения;
– способны планировать и выполнять сложные последовательности действий;
– способны преодолеть побудительную силу ситуативных воздействий и стереотипных реакций;
– способны сознательно определять свои действия.
3. Особенности игровой деятельности
Особенности мотивации
– интерес к новым видам деятельности;
– познавательные интересы;
– мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
3.2 Взаимодействие с партнером в игре
– формируют устойчивые игровые объединения из 3-4 человек;
– роль в игре не только называется, присутствует развернутая ролевая речь, обращенная к другим участникам игры.
3.3 Особенности игровой деятельности
– в игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры;
– ролевое поведение в игре регулируется правилами, которые составляют ядро роли;
– содержанием игры становятся отношения между людьми, создаются модели этих отношений;
– в игре много действий, которые передают ролевые отношения ребенка к другим участникам игры;
– речь раскрывает сущность ролевых отношений;
– действия в игре свернутые, короткие, одно действие сменяется другим, образуя динамичный длинный сюжет;
– стремление как можно больше узнать о том, во что играют;
– эпизоды из сказок, кино и мультфильмов, общественные сюжеты занимают в игре основное место.
– пытаются контролировать действия друг друга – указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж;
– при конфликтах в игре объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила;
– при распределении ролей для игры возникают попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»);
– согласование действий, распределение обязанностей возникает по ходу самой игры.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
4.1 Личностные характеристики
– оценивают личностные качества сверстников, взрослых и сравнивают себя с ними;
– формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии);
– при обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки – на такие, как сила, способность заступиться за другого.
– преодоление эгоцентрической позиции: способны встать на позицию другого.
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
– происходят изменения в представлениях ребёнка о себе;
– становятся существенными оценки и мнение товарищей.
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
– стремятся познать себя и другого человека как представителя общества;
– постепенно начинают осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей;
– совершают положительный нравственный выбор, начинают употреблять более точный словарь для обозначения моральных понятий – вежливый, честный, заботливый и др.
– эмоционально переживают не только оценку поведения другими, но и соблюдение норм и правил, соответствие поведения своим морально-нравственным представлениям. –
Источник
Консультация для родителей
«Возрастные особенности детей 5-6 лет»
«Возрастной портрет ребёнка»
Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы. Каждый ребёнок развивается по-своему, у каждого свой собственный путь и темп развития. Но всё же, есть нечто общее:
– Возраст 5-6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7-10 см. Но все-таки эти показатели у детей шестого года жизни чуть ниже, чем у воспитанников подготовительной группы. По средним данным, рост ребенка 5 лет, составляет около 106,0-107,0 см, а масса тела – 17,0-18,0 кг. На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц – 200,0 г, а роста – 0,5 см. е, что позволяет охарактеризовать детей, – это возрастные особенности.
«Социальное развитие»
Социальное развитие ребёнка 5-6 лет процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками и взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определённым неписаным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения».
Развитие личности
Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
• Желает показать себя миру.
• Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения.
• Постепенно переходит от сюжетно – ролевых игр к играм по правилам.
В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль – со стороны его товарищей по игре.
• Дети контролируют сначала друг друга, а потом – каждый самого себя.
• Стремится к большей самостоятельности.
Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
• Очень хочет походить на значимых для него взрослых.
Поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры.
Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
• Может начать осознавать половые различия.
По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.
• Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным?
• способность играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры.
• способность сосредоточенно работать 10-15 минут;
• способность оценить качество своей работы в общем;
• умение планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок;
• способность самостоятельно исправить ошибку в своей работе;
Игры
• Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.
Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Источник
Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 4-5 лет
Показатели и критерии
Психологические особенности
Познавательная сфера
1.1 Особенности восприятия
– освоение приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывание, измерение;
– формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу), о времени, особые свойства предметов и явлений ( вкус, запах, звук, температура, качество поверхности);
-. овладевают пространственными представлениями: сзади, между, рядом;
– трудности в освоении времени;.
– речевая опосредованность восприятия.
1.2 Особенности памяти
– начинает проявляться произвольное запоминание;
– развиваются перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы;
– способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие.
– полное и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.
1.3 Особенности внимания
– формируется произвольное внимание;
– внимание зависит от эмоциональной насыщенности и интереса;
– развивается устойчивость и возможность произвольного переключения;
– развитию произвольного внимания помогают рассуждения вслух.
1.4 Особенности мышления
– появляются зачатки мышления: ребенок устанавливает простейшие причинно следственные связи типа «Что будет, если…?»;
– мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации;
– способны прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте;
– могут устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями;
– начинает развиваться образное мышление, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;
– речевая опосредованность мышления.
1.5 Особенности воображения
– активно развивается фантазирование;
– воображение яркое, воссоздающее, на основе образов, усвоенных от взрослого;
– воображаемые образы далеки от реальности;
– в процесс воображения включается планирование.
1.6 Особенности моторики
– могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу;
–
1.7 Особенности речи
– задают много вопросов, бессистемно, разнообразно по форме и содержанию;
– преобладает вопрос «Почему?»;
– могут общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется.
1.8 Особенности работоспособности
– оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут;
2. Особенности общения и поведения
2.1 Взаимодействие со сверстниками
– ярко выражена непримиримость к оценке товарищей;
– проявляют сочувствие, эмпатию и любвь к сверстникам;
– конфликтуют в игровой деятельности из-за распределения ролей;
– взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью;
– появляются постоянные партнёры по играм;
– в группах начинают выделяться лидеры;
– появляются конкурентность, соревновательность..
2.2 Взаимодействие с педагогами
– возникает потребность в уважении взрослого;
– повышенная обидчивость и чувствительность к оценкам старших.
2.3. Взаимодействие с родителями
– авторитет взрослого;
– взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность;
– под влиянием взрослого появляется целепологание – способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что хотелось получить.
2.4 Соблюдение социальных и этических норм
– понимание социальных правил поведения.
2.5 Саморегуляция поведения
– начинает формироваться произвольное поведение.
3. Особенности игровой деятельности
3.1Особенности мотивации
– выражен познавательный мотив и познавательная активность;
– задают проблемно-поисковые вопросы.
3.2 Особенности игровой деятельности
– начинают передавать в игре не только действия но и элементы поведения тех лиц , которые совершили эти действия в жизни;
– осознают условность в игре («Это как будто», «Это понарошку»);
– содержанием игры становятся отношения между людьми;
– роли ярко очерчены и выделены;
– называют роль до начала игры;
– появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры;
– действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим;
– игровое действие выполняется не ради самого себя, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы
Личностные характеристики
– формируется потребность в общении и первое «предличностное» образование – активность;
– стремление к самостоятельности;
– повышенная обидчивость;
– поиск справедливого разрешения эмоциональных конфликтов.
4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)
– более самодостаточны в получении удовольствия, в преодолении эмоциональных всплесков
4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)
– появляются эмоции на основе удовлетворения социальных птребностей: радость от общения и недовольство его отсутствием, удовольствие от успехов и похвалы, обида и гнев при неудачах;
– поиск конструктивного снятия эмоционального напряжения (рисование или определенные игры);
– начинают понимать и делать рациональные выводы о причинах и следствиях эмоционального состояния.
Источник