Портрет ребенка 4 года

Портрет ребенка 4 года thumbnail

Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.

на родительском собрании 2-ой младшей группы «Звездочки»

МБДОУ № 50 детский сад «Родничок» по теме:

«Психологический портрет ребенка 4-х лет:

любознательные «почемучки»

(от 31 мая 2013 года).

Цель:

1. Познакомить родителей с особенностями психического развития детей средней группы (как развиваются в познавательной и личностной сферах).

2. Побеседовать о задачах воспитания родителями детей среднего дошкольного возраста (аксиомы воспитания)

3. Активизировать интерес родителей к теме собрания (на 2013 – 2014 год дети будут воспитываться в средней группе).

Способствовать активному участию родителей на собрании: задавать вопросы, обсуждать  общие проблемы в организации развивающей среды на группе и др.

     Пособия:

Выставка литературы по теме; папки – передвижки «Этот средний дошкольный возраст, возраст «почемучек»; практические рекомендации родителям; Выставка детских работ («Вот и стали мы на год взрослей…);

Поощрения родителей: за активность в жизни детского сада (субботники, подделки, приобретении игровых пособий, детской литературы, участие в праздниках, в конкурсах, соревнованиях по физическому воспитанию, в оригинальных  работах, работа в родительском комитете и др.)

Выступление:

На следующий 2013 – 2014 учебный год ваши дети пойдут в среднюю группу.. (вот и стали мы на год взрослей…»)

Сегодня я хочу рассказать кратко  о достижениях, трудностях которые приобретет ваш малыш в средней группе. «Психологический портрет ребенка от 4 до 5 лет, в среднем дошкольном возрасте!

Этот возраст называют любознательные «почемучки».

Потому что детей в этом возрасте становятся интересны  внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?, что там внутри?, почему машина двигается? почему снег падает с неба? и др.Если раньше ребенка привлекал внешний вид предметов, явлений, не задумываясь – почему это так происходит, то в этом возрасте – им интересно, почему…..

Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты.

Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения: «солнышко желтое, поэтому все должно быть желтым» и др. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержание самого стремления ребенка рассуждать и думать. Шутки и насмешливый критический у взрослого недопустим.

Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые расценивают это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. В этом возрасте – можно фантазировать. И единственная  правильная  реакция  на подобные «фантазии» – спокойное и заинтересованное внимание.

В этот период интенсивно идет развитие воображения, в полную силу могут проявляться творческие способности ребенка.

Именно в этом возрасте надо читать и рассказывать  волшебные сказки.

Дети обожают переодеваться и наряжаться. Обеспечьте их всем необходимым для переодевания и игры в «волшебный мир».

После 4 – 5 лет многие дети начинают проявлять интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс обучения чтению и счету, но не зацикливайтесь на нем.

Развивается и внимание ребенка – по норме в среднем дошкольном возрасте ребенок может спокойно высидеть до 20 минут, обьем внимания – до 2 предметов, т.е. можно рассматривать сразу 2 предмета, учиться сравнивать их по величине, форме, цвету и другим признакам.

Но зависимость внимания от интереса сохраняется – т.е. если ребенка не интересует предмет, занятие, его не заставишь делать неинтересное дело.

Память в основном остается непроизвольной, т.е. запоминается только то, что ему интересно, ярко, необыкновенно.

И, конечно, ребенок хорошо запоминает только в игровой форме.

Речь продолжает развиваться:

Увеличивается словарь, задача для взрослого больше учить с ребенком стихи: А.Л. Барто, С. Михалкова, С.Маршака, К Чуковский – игровые звучащие стихи, а произведения Н.Носова, В.Осеевой – в занимательной форме учат малышей правильно поступать, разбираться , что такое хорошо, что такое плохо! И главное развивается красивая речь, речевые обороты.

Ребенок  в  4 года развивается как личность:. 

Это возраст – возраст начала половой идентификации ребенка. Возраст романтической любви к родителям, причем девочки обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам. Иногда проявляется ревность к родителям. В 5 лет у ребенка обычно проявляются выраженные страхи перед сказочными персонажами, этот возраст пик страхов и малыш при неправильном  отношении родителей (которые позволяют в этом возрасте смотреть и ужасники,  триллеры и др.) очень вредят психике ребенка, это влечет за собой различные невротические проявления: тики, энурез, вредные привычки и др. Ребенок отделяет себя от взрослых, ребенок желает стать самостоятельным и независимым везде, даже в абсурдных примерах: требует от мамы, чтобы он сам расплатился с продавцом, хочет мыть посуду, полы и др.  Не препятствуйте ребенку в развитии  трудовых навыков, но главное к 4-5 годам он должен уметь сам:

  • Зашнуровывать ботинки даже завязать шнурки;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы;
  • Заправлять свою кровать;
  • Есть, пользуясь приборами: вилка и ложка, использовать салфетку;
  • Привычка перед едой мыть руки;
  • Уметь пользоваться расческой и носовым платком;
  • Оказывать помощь родителям в уборке комнаты, или мытье посуды и может выполнить до 2-3 поручений сразу.

Он учится переживать такие чувства как любовь и  вражда (первые привязанности и влюбленности), страх и помощь, справедливость и несправедливость. Если раньше эмоции и чувства были у ребенка импульсивными и нестойкие, недолгие, то в этом возрасте огорчения, страдания , радость  надолго остаются в детской душе, вот почему этот возраст наиболее ранимый и эмоционально чувствительный.

Читайте также:  Что дать ребенку от остриц в 4 года

Это  возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре (ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте).

Дети в отличии от малышей играют с 2- и более детьми  (до 5 человек).

И их сплачивает в играх симпатии. Ребенок в игре – и главный режиссер, и главный исполнитель. Играя,  ребенок  учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учиться проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение.

Игра – школа жизни. Наблюдая за игрой, педагогу и психологу уже известно: какой ребенок лидер, какой ребенок справедливый, и др. в чем слабости и сила характера.

К концу 5 года по уровню усвоения программы детского сада можно оценить особенности интеллекта Вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшей жизни. Это обследование проводит специалист – психолог.

31.05.2-13 год                                   Педагог – психолог: Киселева И.П.

Источник

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 4-5 лет

Показатели и критерии

Психологические особенности

  1. Познавательная сфера

1.1 Особенности восприятия

– освоение приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывание, измерение;

– формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу), о времени, особые свойства предметов и явлений ( вкус, запах, звук, температура, качество поверхности);

-. овладевают пространственными представлениями: сзади, между, рядом;

– трудности в освоении времени;.

– речевая опосредованность восприятия.

1.2 Особенности памяти

– начинает проявляться произвольное запоминание;

– развиваются перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы;

– способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие.

– полное и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.

1.3 Особенности внимания

– формируется произвольное внимание;

– внимание зависит от эмоциональной насыщенности и интереса;

– развивается устойчивость и возможность произвольного переключения;

– развитию произвольного внимания помогают рассуждения вслух.

1.4 Особенности мышления

– появляются зачатки мышления: ребенок устанавливает простейшие причинно следственные связи типа «Что будет, если…?»;

– мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации;

– способны прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте;

– могут устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями;

– начинает развиваться образное мышление, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

– речевая опосредованность мышления.

1.5 Особенности воображения

– активно развивается фантазирование;

– воображение яркое, воссоздающее, на основе образов, усвоенных от взрослого;

– воображаемые образы далеки от реальности;

– в процесс воображения включается планирование.

1.6 Особенности моторики

– могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу;

1.7 Особенности речи

– задают много вопросов, бессистемно, разнообразно по форме и содержанию;

– преобладает вопрос «Почему?»;

– могут общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется.

1.8 Особенности работоспособности

– оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут;

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

– ярко выражена непримиримость к оценке товарищей;

– проявляют сочувствие, эмпатию и любвь к сверстникам;

– конфликтуют в игровой деятельности из-за распределения ролей;

– взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью;

– появляются постоянные партнёры по играм;

– в группах начинают выделяться лидеры;

– появляются конкурентность, соревновательность..

2.2 Взаимодействие с педагогами

– возникает потребность в уважении взрослого;

– повышенная обидчивость и чувствительность к оценкам старших.

2.3. Взаимодействие с родителями

– авторитет взрослого;

– взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность;

– под влиянием взрослого появляется целепологание – способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что хотелось получить.

2.4 Соблюдение социальных и этических норм

– понимание социальных правил поведения.

2.5 Саморегуляция поведения

– начинает формироваться произвольное поведение.

3. Особенности игровой деятельности

3.1Особенности мотивации

– выражен познавательный мотив и познавательная активность;

– задают проблемно-поисковые вопросы.

3.2 Особенности игровой деятельности

– начинают передавать в игре не только действия но и элементы поведения тех лиц , которые совершили эти действия в жизни;

– осознают условность в игре («Это как будто», «Это понарошку»);

– содержанием игры становятся отношения между людьми;

– роли ярко очерчены и выделены;

– называют роль до начала игры;

– появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры;

– действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим;

– игровое действие выполняется не ради самого себя, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

Читайте также:  4 ребенок в 2016 году

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

    1. Личностные характеристики

– формируется потребность в общении и первое «предличностное» образование – активность;

– стремление к самостоятельности;

– повышенная обидчивость;

– поиск справедливого разрешения эмоциональных конфликтов.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

– более самодостаточны в получении удовольствия, в преодолении эмоциональных всплесков

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

– появляются эмоции на основе удовлетворения социальных птребностей: радость от общения и недовольство его отсутствием, удовольствие от успехов и похвалы, обида и гнев при неудачах;

– поиск конструктивного снятия эмоционального напряжения (рисование или определенные игры);

– начинают понимать и делать рациональные выводы о причинах и следствиях эмоционального состояния.

Источник

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 3-4 лет

– воспринимают только наиболее яркие свойства предметов;

– воспринимают предмет без попытки его обследования.

1.2 Особенности памяти

– память непроизвольная, образная;

– преобладает узнавание, а не запоминание;

– хорошо запоминают то, что непосредственно связано с деятельностью, интересно и эмоционально окрашено;

– запомнившееся сохраняется надолго.

1.3 Особенности внимания

– не способны длительное время удерживать внимание на одном предмете;

– быстро переключаются с одной деятельности на другую.

1.4 Особенности мышления

– способны решать практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий;

– выражено наглядно-действенное мышление;

– начинает формироваться наглядно-образное мышление: происходит постепенный отрыв действий от конкретного предмета, перенос ситуации в «как будто».

– мыслительные операции (сравнение, обобщение, анализ) происходят на фоне манипуляции с предметами;

– могут решать некоторые задачи с опорой на «картинку», т.е. только на зрительное восприятие ситуации.

1.5 Особенности воображения

– преобладает воссоздающее воображение: способны воссоздать образы из сказок и рассказов взрослого;

– характерно смешение элементов из различных источников, реального и сказочного;

– фантастические образы эмоционально насыщены и реальны для ребенка.

1.6 Особенности моторики

– действуют с предметами;

– способны бросать мяч через голову, хватать катящийся мяч;

– способны прыгать и стоять на одной ноге;

– сохраняют равновесие при качании на качелях;

– держат карандаш пальцами; собирают и строят из кубиков.

1.7 Особенности речи

– интенсивное развитие речи;

– определяют цвет, форму, фактуру, вкус, используя слова-определения;

– знают назначение основных предметов;

– понимают степени сравнений (самый близкий, самый большой);

– определяют пол людей по роли в семье (он – папа, она – мама);

– понимают время, используют прошедшее и настоящее время;

– считают до пяти;

– слушают длинные сказки и рассказы;

– выполняют двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»);

– формируется регулирующая функция речи: ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняет его требования;

– начинают употреблять сложные придаточные предложения;

– появляются вопросы «Почему?», «Когда?», «Что?»

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

– играют скорее рядом, чем активно вступают во взаимодействие;

– начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

– общение со сверстниками сводится к беготне, веселым крикам, забавным движениям;

– общение раскованное и непосредственное;

– учатся манипулировать сверстниками;

– начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников;

– могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения;

– конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек.

2.2 Взаимодействие с педагогами

– стремятся к самостоятельности, но не могут справиться с задачей без помощи взрослого;

– положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

2.3. Взаимодействие с родителями

– концентрируют внимание и любовь на родителе противоположного пола;

– испытывают антагонизм и конкуренцию к родителю своего пола;

– любят близких, они очень значимы, но он не могут не злиться на них из-за ограничений свободы;

– интерес к миру взрослых.

2.4 Соблюдение социальных и этических норм

– складываются оценочные суждения (хороший, плохой) сначала как подражание оценкам взрослого, затем, как выражение отношения ребенка к себе и другим.

2.5 Саморегуляция поведения

– поведение ситуативное;

– подчиняются инструкции взрослого, выполняют его требования;

– формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения.

3. Особенности игровой деятельности и навыков самообслуживания

3.1 Особенности действия с предметами

– игра становится ведущим видом деятельности;

– начинают вовлекать в игру предметы, замещающие реальные;

– называют предметы-заместители в соответствии с их игровым назначением;

– осваивают орудийные действия, формируются первые трудовые умения и навыки.

3.3 Особенности навыков самообслуживания

– развиваются навыки самообслуживания и самостоятельности;

– формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

4.1 Личностные характеристики

– активность, неутомимость, постоянная готовность к деятельности;

– умеют гордиться успехами своих действий;

– умеют критически оценить результаты своего труда;

– формируется способность к целеполаганию: могут более четко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия;

– развивается интерес и навыки контроля эмоций;

– способны манипулировать окружающими.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

– начинают отделять действия от предмета и себя от своих действий;

– возникает личностное действие и сознание «Я сам».

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

Читайте также:  Связать носки для ребенка 4 года

– инициируют разговоры о чувствах;

– развивается интерес и навыки к контролированию эмоций;

– – проявляют сильные эмоциональные реакции (как положительные так и отрицательные) на сны.

Источник

Психологический портрет ребенка 3-4 лет (младший возраст)

Основная цель данного возраста:Портрет ребенка 4 года

* Осознание своего «Я», своей активности, своей деятельности.

* Переживание своей самостоятельности, личностной автономии.

Находясь на границе между ранним и дошкольным возрастом дети пребывают в кризисной ситуации, когда пересматриваются устои старой системы социальных семейных отношений и устанавливаются требования личностной автономии ребенка.

Основные черты, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляют так называемое семизвездие:

1. Негативизм

Ребенок научился поступать вопреки своему собственному желанию. Он противится не самому действию, а требованию или просьбе взрослого. Строгие приказы лишь провоцируют приступы негативизма. Негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы одного взрослого. В сложных ситуациях негативизм доходит до абсурда: ребенок все делает наоборот.

Негативизм отличается от непослушания.

Непослушание адресовано содержанию действия – делать что-то не хочется, другое действие сделаю с удовольствием.

Негативизм адресован человеку – даже если хочется что-то сделать, откажусь из-за принципа.

2. Упрямство

Реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослому и требует, чтобы с его мнением считались.

Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок может не хотеть или уже расхотеть чего – либо.

Упрямство отличается от непослушания.

Если ребенок не хочет отступать от своего слова – это упрямство.

Если ребенок продолжает делать что-то свое, настаиваю и не соглашаясь со взрослым – это непослушание.

3. Строптивость

Направлена не на отдельного человека, а против сложившейся системы взаимоотношений, норм поведения в семье. Ребенок хочет стать полноправным членом семьи со своим выбором норм и правил поведения.

4. Своеволие

Проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам – тенденция к самостоятельности.

5. Протест – бунт

Поведение ребенка носит протестующий характер, он находится в состоянии войны: конфликты, частые ссоры с родителями.

6. Обесценивание

Обесценивается то, что было привычно, интересно раньше начинает грубить, ругаться, ломать любимую игрушку, портить знакомые вещи, сопротивляться правилам поведения, которые легко выполнял и т.д.

7. Деспотизм

Характерен для семей с одним ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, добиться полного исполнения всех своих желаний. В семьях с несколькими детьми данная черта может быть заменена на ревность, т.е. борьбу за власть.

В этот период жизни ребенка взрослые могут испытывать трудности взаимодействия с ним, т.к. маленький забавный малыш «вдруг» превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Учитывая протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего нормы и формы опеки, сложившиеся в раннем возрасте, взрослые также должны пересмотреть свои требования к воспитанию: заменить авторитарный стиль взаимодействия и гиперопеку на партнерские отношения, предоставляя ребенку разумную самостоятельность.

Общие психологические черты возраста:

Психические процессы

* Все процессы: внимание, память носят непроизвольный характер.

* Ребенку необходима постоянная наглядность, действия по образцу: наглядно- действенное мышление плавно переходит в наглядно- образное.

* Процесс восприятие должен получать подпитку через все органы чувств: тактильные, мышечные, зрительные, обонятельные, слуховые ощущения.

* Воображение в данном возрасте больше воссоздающее – опирающееся на имеющийся опыт, творческого еще нет.

* Память тоже непроизвольная: запоминается что-то яркое, ритмичное, новое.

* Чем больше взаимодействий с разными предметами, тем лучше интеллект.

Общение

* От общения с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками – новые социальные условия, идет в детский сад, меняется привычный образ жизни, меняется стиль общения.

* Общение происходит в процессе совместной деятельности, практических действий.

Речь

* Носит предметный характер – название предметов, описание их свойств, действий с ними.

* Диалогическая речь еще бедна, ребенок слышит только себя.

Игра

* Дети эгоцентричны, играют пока рядом. Не понимают желаний другого, могут быть агрессивны – ударить, толкнуть.

* Сверстника воспринимают как игрушку или как объект для наблюдения и подражания.

* Предметно – манипулятивная деятельность переходит в сюжетную игру, предметы, роли, правили игры, реальные действия реальных людей.

* Длительность игры 10-15 минут.

* Появление предметов – заместителей.

Эмоциональное развитие

* Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи. Он не может их контролировать и сдерживать: ограничивают их только поощрения или наказания взрослых.

* Зарождается фон сопереживания.

* При трудной ситуации могут возникать эмоциональные вспышки гнева или плача.

* Легко отвлекается на что-либо интересное или новое

* Зарождается самосознание 2 года – узнавание себя в зеркале, разговор о себя не по имени, а от третьего лица.

* Самооценка завышена.

* Переживания становятся глубже и сложнее.

* Сильной мотивации в действиях и поступках нет.

Что важно учитывать при воспитании в период кризиса:

* Единодушие среди взрослых в воспитании.

* Авторитет и положительный пример со стороны взрослых – «Делай как я».

* Спокойствие и терпение.

* Последовательность и требовательность в своих словах и поступках.

* Уверенность в себе и своих воспитательских силах – Держите обещания, стойте на своем, умейте сказать «нет».

И помните, – «Личность может воспитать только личность».

Источник