Портрет ребенка 3 года

Портрет ребенка 3 года thumbnail

Средством преодоления кризиса, возникшего на пороге первого и второго года жизни, является построение новой социальной ситуации развития ребенка, а именно – совместной деятельности ребенка со взрослым. Главная задача совместной деятельности – усвоение способов использования предметов, которые создало общество.

Ведущая деятельность ребенка в этот период

Ведущей деятельностью этого возраста является предметная деятельность. Наряду с этим интенсивно развивается общения, без которого было бы невозможно усвоение того, как надо правильно пользоваться ложкой, пользоваться карандашом, мыть ручки, садиться на стул. Общение, как и в раннем возрасте, имеет две формы: эмоциональное и речевое. Сейчас эти формы существуют параллельно в жизни ребенка, и основное значение приобретает именно развитие речи.

Без преувеличения можно сказать, что именно в этот период ребенок овладевает системой орудийного действия с предметами (получить удаленную игрушку можно, потянув за веревку, копать нужно лопаткой, есть с помощью ложки, носить воду ведерком). Ребенок использует предметы как орудия своей деятельности, как средство воздействия одного предмета на другой, как способ познания одних предметов и их свойств (не только поверхностных, но и скрытых) через другие предметы, и такое открытие назначения предмета и способа его использования происходит постепенно. Еще в конце первого года жизни ребенок начал узнавать о физических, динамических, пространственных свойствах предметов: игрушка имеет постоянную величину, цвет, определенную форму, она может двигаться, находиться над, под, за, близко или далеко от ребенка. Игрушку можно разобрать на части, а потом собрать (формирование элементарных представлений о целом и часть). Однако новым для ребенка к концу 1-го – в начале 2-го года является то, что в процессе манипулирования игрушкой, предметом и общения со взрослым у него складываются представления о постоянном функциональном назначении предметов (ложкой едят, из чашки пьют воду).

Однако ребенок еще несовершенно владеет способами действия с этими предметами, так как возникают реакции сравнения своих действий с действиями взрослого, познания его действий в собственных. С психологической точки зрения, то, что ребенок несовершенно владеет способами действий с предметом, не так уж и важно, главное, что он усвоил принцип действия с предметом.

В целом процесс овладения детей действиями с предметами охватывает следующие три фазы: с предметом выполняются любые действия; предмет применяется только по назначению; предмет применяется свободно; ослабляется жесткая связь определенного действия с определенным предметом, действия могут переноситься с одного предмета на другой, но ребенок знает основные функции этого предмета.

В процессе развития предметной деятельности усложняются действия ребенка. Особое значение приобретают действия, которые возникли еще в раннем возрасте. Так, теперь ребенок может расположить предметы в достаточно сложные пространственные отношения: сложить пирамидку, построить башню.

Появление нового предмета в жизни ребенка вызывает желание узнать, как его можно применить. С предметной деятельности незаметно вырастает игровая, а вернее, в предметной деятельности формируются предпосылки возникновения игры. Так, ребенок постепенно не только подражает отдельным действиям взрослого с предметами, но и воспроизводит  отдельные сюжеты повседневной жизни: строит домик, кормит ребенка и тому подобное. Желание делать все самому, познавать мир взрослых, копировать их, развитие предметной деятельности ведут к возникновению сюжетно-отражательной игры. Большое значение в возникновении и развитии этого вида игры имеет знакомство ребенка с предметами-заменителями: палочка используется как ложка, деревянные брусочки – как строительные материалы, школьный пенал старшего брата может стать автомобилем. Игрушка, по сравнению с предметом-заменителем, имеет конкретное сходство с реальным предметом,

В течение преддошкольного возраста развиваются и другие виды игры. Вместе со взрослым ребенок участвует в несложных учебных и двигательных играх. Дети отражают в игре не просто действия взрослых, а действия конкретных взрослых. Впервые проявляется инициатива ребенка в выдвижении игрового задания, что является признаком творческого развития ребенка.

Другие виды продуктивной деятельности

Под влиянием ведущей деятельности формируются другие виды деятельности: сюжетное конструирование, художественная деятельность (музыкальная, изобразительная, художественно-речевая). Характерными особенностями художественной деятельности в этот период является ее синкретичность и импровизация. Так, ребенок одновременно рисует, составляет сюжет того, что он изображает, и поет. Собираясь что-то нарисовать, ребенок сначала не знает, что именно он конкретно будет рисовать, и замысел, и название того, что он нарисовал, может изменяться несколько раз: «Это котик … Это мячик … Нет – это окно. ..».

Возникновению деятельности рисования предшествует простое манипулирование карандашом и бумагой (1-2 года). Ребенок подражает взрослому и водит карандашом по листу бумаги. Он замечает, что карандаш оставляет следы на бумаге. Сначала – это просто неуклюжие линии, затем каракули, которые ничего не значат. Это изобразительная стадия художественного развития ребенка. В 2-3 года у ребенка появляется интерес к процессу рисования. В этот период и возникает собственно изобразительная стадия, которая генетически включает: опознание предмета в случайном сочетании линий; умышленное отражение в рисунке предметов, людей, окружающей среды, часто сопровождается словесной формулировкой замысла.

Рисование и словесное оформление того, что ребенок изображает, происходит почти одновременно у двухлетнего ребенка, поэтому этот феномен можно назвать собственно замыслом.

Необходимо отметить, что запас графических образов, то есть изображений, которые действительно отражают сходство предмета на рисунке, у ребенка в этот возраст очень мал. Поэтому иногда ребенок, особенно в конце раннего возраста, может отказываться нарисовать по просьбе взрослого нечто такое, что он не знает, как рисовать. Такие отказы свидетельствуют о том, что ребенок от импульсивного отражения предметов и явлений окружающей среды переходит к более сознательному. Однако индивидуальные различия в количестве графических образов у ​​детей уже в этот период их возрастного развития весьма значительны.

Для детей этого периода характерна высокая эмоциональная отзывчивость, что и проявляется в том, что они уже в 1-2 года внимательно слушают музыку, ведут себя тихо, а некоторые даже пытаются танцевать. В 2-3 года дети различают звуки по высоте и тембру, появляются певческие интонации и элементарная ритмичность в движениях под музыку. Эмоциональная отзывчивость влияет также на то, что дети с удовольствием слушают потешки, прибаутки. Они любят многократно слушать сказки, с радостью узнают героев, снова и снова переживают счастливый конец.

Развитие познавательной сферы ребенка

В указанный период продолжают развиваться сенсорные ощущения: зрительные, слуховые, тактильные, кинестетические и тому подобное.

Наиболее интенсивно в этот период развивается восприятие. Оно составляет центр сознания ребенка и вместе с тем тесно связано с развитием практических действий, речью и мышлением. Так, примерно до 1 г. 9 м. Ребенок многократно повторяет одни и те же действия с предметом и путем проб и ошибок постепенно достигает цели своих действий. Он может бесконечно сравнивать величину, форму, цвет предметов, подбирать части предмета. Однако вследствие развития зрительного восприятия и мышления в такой его функции, как оценка отношений между предметами, с 1 г. 9 м. Резко уменьшается количество предыдущих действий по «апробации». Развитие предметной деятельности, речи создает условия возникновения слов-названий предметов, что также способствует становлению восприятия, обобщению чувственной информации.

В период от 2-х до 3-х лет возникают оценочные действия восприятия. Свойства одного предмета становятся эталоном, образцом, меркой, с помощью которых измеряются, оцениваются свойства других предметов.

Мышление в этот период имеет все признаки наглядно-действенного мышления. В результате практического экспериментирования с предметами ребенок открывает для себя не только новые свойства предметов, новые формы передвижения, но и новые средства достижения цели. Так, достать мячик из-под стола можно не скользя животом по полу, а с помощью палки, папиной удочки, дедушкиной трости. К концу 3-го года жизни в процессе мышления дети перестают опираться только на внешние воздействия, а могут опираться на внутренние образы, представления, фантазии. Зарождаются элементы внутреннего плана действий, окончательное формирование которого заканчивается на пороге вступления ребенка в школу. Этому также способствует формирование широкого спектра средств определения предметов и явлений мира, а именно: действий, имитирующих действий взрослого, игрушек, предметов-заместителей, картинок из книг, собственных рисунков. Однако главную роль как средства определения начинает играть слово. Предметы-заместители и языковые знаки (слова) является «строительным материалом», на основе которого формируется символическая функция мышления, то есть замещение реальных предметов окружающей среды и действий человека символами, абстракциями. Символическая функция не открывается самостоятельно ребенком, а усваивается под руководством взрослого в игре и других продуктивных видах деятельности. Таким образом, возникновение внутреннего плана действий, средств определения, в том числе и символических, способствуют появлению наглядно-образного мышления.

психологический портрет ребенка 23 лет, психологический портрет ребенка 2 3 лет, ребенок 3 года психология

class=”eliadunit”>

На 2 года приходится появление вопросов ребенка: «Что это?», «Как это называется?». При этом ребенка интересует не название, а сам предмет. К концу 3-го года жизни происходит расширение познавательной активности, десятки детских вопросов («Что это?», «Почему так?») Способствуют построению собственных представлений об окружающей среде. Ознакомление с миром приобретает познавательный характер.

В структуре мышления 1-2-летнего ребенка также появляются обобщения – сочетание с предметами и действиями, имеющими общие признаки. Сначала дети сочетают между собой достаточно удаленные предметы. Так, ребенок может называть словом «Джек» и лохматую собаку по имени Джек, который имеет густую шерсть; и мягкую игрушку из синтетического меха; и мамину шубу; и шерстяное одеяло, так как все они имеют ворс и дают одинаковые тактильные ощущения. Постепенно ребенок переходит от единичных, ситуативных обобщений к более широким, точным, существенным.

Речь ребенка

Со второй половины второго года жизни резко возрастает словарный запас ребенка. В 2 года он оперирует 200-300 словам, в 3 года – около 1500. Сначала слова достаточно несовершенны в фонетическом отношении и означают достаточно широкий спектр значений. В начале первого года жизни у детей отсутствуют предложения. Часто одно слово означает по смыслу целое предложение, поэтому эту стадию развития речи называют стадией «слов-предложений». Необходимость быть понятным взрослому заставляет ребенка говорить правильно. Другая движущая сила развития речи – желание познать мир, а это невозможно без общения со взрослым.

Понимание речи взрослого в начале 2-го года жизни зависит от ситуации, в которой общается взрослый и малыш, но к концу этого периода оно все меньше зависит от контекста, а ориентируется на содержание сказанного взрослым. Этому также способствует формирование фонематического слуха.

Параллельно формируется активная речь ребенка. Во второй половине 2-го года жизни ребенок сам инициирует общение. Происходит переход к фразовой речи, усвоение грамматического строя родного языка, появляются формы множественного числа, ряд падежей существительных, уменьшительные суффиксы, повелительное наклонение, прошедшее и настоящее время глаголов. В 2-2,5 года этот перечень дополняется прилагательными, причастиями, местоимениями, новыми падежам, временам глагола, но здесь еще отсутствует согласование прилагательного с существительным. Значительное достижение – появление сложных предложений с союзами. В 3 года предложения состоят из главных и подчиненных частей предложения (языковые суждения), в которых оказываются причинные, целевые, условные и т.д. связи (с помощью союзов «потому что», «чтобы», «если бы» и т.д.).

Для детей конца 3-го года жизни характерна творческая направленность речи. Появление новых слов имеет достаточно случайный характер. Так, под влиянием радостных чувств возникает игра со звуками, что дает начало элементарному словообразованию. Развитие языка и речи в этот период происходит в тесной взаимосвязи с развитием мышления. Так, ребенок в 3 года может рассказать о своих отдельных впечатлениях, не опираясь на наглядную ситуацию, что свидетельствует о появлении наглядно-образного мышления.

Воображение ребенка.

Появляется среди других психических процессов в конце 2-го – начале 3-го года жизни ребенка. Активное взаимодействие с окружающим миром, обогащение жизненного опыта, усвоения языка открывает возможность для анализа и синтеза предыдущих впечатлений преддошкольника. Сначала воображение опирается на восприятие. Так, лепестки цветка напоминают ребенку яркую бабочку, и он называет ее «летающим цветком». В 3 года ребенок может слушать сказки об отдаленных и незнакомых для него событиях и явлениях. Это свидетельствует о развитии воображения.

Эмоциональное развитие ребенка

Эмоции с началом овладения ребенком речью могут возникать не только под влиянием реальных объектов, но и их словесных описаний. Эмоциональные процессы все больше дифференцируются. Так, появляется симпатия, сопереживание, стыд, вина, удовлетворение от достигнутого, огорчение от неудачи, формируется приверженность к другим людям. Однако преимущественно эти эмоции неустойчивы и возникают под влиянием общения со взрослым. В целом для детей 1-3 лет характерна высокая эмоциональная чувствительность.

Развитие волевой сферы ребенка

Характерно импульсивное возникновение целей под непосредственным влиянием эмоционально окрашенных желаний, недостаточная осознанность поведения. В связи с развитием самостоятельности возникает акт постановки собственных целей, но ее достижение возможно только с помощью взрослого. Ребенок не в состоянии намеренно длительное время контролировать свои действия. Однако начинает вырабатываться умение сдерживать свои желания, задерживать действия. Ребенок приучается сопровождать свои действия словесной формулировкой их цели. Под влиянием развития словесного мышления и активной речи начинают формироваться осознанные произвольные действия.

Психологический портрет ребенка 4 лет

Ребенок не осознает общеобязательности правил поведения, а требования взрослого относит только к себе.

Развитие личности

В 2-3 года происходит развитие самосознания. Ребенок без устали исследует себя. После полутора лет он узнает себя в зеркале, в 2 года выделяет свое тело из физического мира, на 3-м году жизни хорошо знает свое имя, узнает себя на фотографии, осознает себя как источник различных желаний и действий. Растет стремление к самостоятельности. Желание ребенка и взрослого могут не совпадать, и это может вызвать протест со стороны ребенка. В этот период происходит переход от обозначения себя в третьем роде к собственному местоимению «Я». Проявляется инициативность. Самооценка ребенка имеет сильную эмоциональную окраску, зависит от одобрения взрослых. Любое недовольство взрослого болезненно переживается. Дети этого возраста выделяют свою половую принадлежность по внешним признакам. Развивается способность устанавливать эмоциональные и деловые контакты с другими. Общение охватывает не только систему «ребенок – взрослый», но и «ребенок – сверстник», хотя отношения в первой системе ведущие. В период с 2-х до 3-х лет появляются реакции подражания детьми друг друга, а также первые речевые диалоги между ними.

Переход от семейного воспитания, узкого круга общения с близкими людьми к воспитанию в детском саду может происходить очень болезненно. Наступает перелом обычного образа жизни. Его психологическими причинами являются: восприятие мира в его конкретике, ситуативности, статике и высокая эмоциональная чувствительность детей. Они могут чувствовать себя брошенными навсегда родителями и горько это переживать.

Возможны кризисные периоды

Кризис этого возраста возникает в результате противоречивых тенденций развития личности ребенка. Желание быть самостоятельным, вести себя как взрослый сталкивается с опекой родителей. Негативизм, упрямство, протест, повышенная уязвимость, деспотизм – вот симптомы нарастания кризиса. Выходом из этого кризиса служит расширение свободы ребенка, чувствительность к оценке со стороны взрослого и дальнейшее развитие игры – «игры во взрослого». Этот комплекс детского поведения получил название «гордость за достижения» (М. И. Лисина). Результатом преодоления кризиса 3-х лет выступают новообразования: отделение ребенком себя от других, сравнение с людьми, которые его окружают.

Новообразования преддошкольного возраста

Возникновение речи и наглядно-действенного мышления (переход от манипулятивной к предметной деятельности). Овладение элементарными формами поведения. Возникновение начальных форм самосознания (формирование системы «Я»).

Источник

В детской психологии возраст 2–3 лет принято считать кризисным или переходным. В этот период развитие ребенка совершает скачок от младенчества к младшему дошкольному возрасту. Изменения в поведении ребенка носят не последовательный, а, скорее, бунтарский характер. Но прежде, чем говорить о переменах, необходимо отметить те возрастные нормы, которым должен соответствовать ребенок 2-3 года жизни.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Если ребенок воспитывается в благоприятных условиях и получает от родителей достаточно внимания и ухода, к возрасту 2 – 3 лет он должен:

  • Уметь ходить, бегать, прыгать. Двигаться на носках и пятках. Перешагивать через порожек.
  • Бросать мяч взрослому или в корзину.
  • Подражать действиям других людей.
  • Начать осваивать трехколесный велосипед.

Для полноценного физического развития специалисты советуют родителям соблюдать режим дня, обеспечивать сбалансированное питание и двигательную активность ребенка.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Внимание ребенка раннего возраста еще носит неустойчивый характер. Однако, по мере взросления он должен сосредотачиваться 10 – 15 минут на интересном занятии: рассматривании новой игрушки, просмотре мультфильма, занятии с мамой.

Память в этот период развивается ускоренными темпами: ребенок способен запоминать события своей жизни, произошедшие неделю, а то и месяц назад. Например, поездку на море, подарок Деда Мороза, поход в зоопарк с родителями. В этом возрасте ребенок может собирать пирамиду, строить из кубиков, определять цвет и форму предмета, сравнивать игрушки по величине (красная машинка большая, а синяя – маленькая).

На третьем году жизни ребенку доступно понимание простейших математических ориентиров:

  • Посчитать до 5, не пропуская цифры.
  • Показать, что расположено сверху, а что снизу.
  • Знать, что на каждой руке по 5 пальцев.
  • Устанавливать соотношение слов цифрами: в комнате два кресла и один стол.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

В раннем возрасте активно формируется словарный запас ребенка. Новые слова в речи ребенка появляются практически ежедневно. В его речи уже более 1500 слов. Ребенок способен строить простые предложения, изменять слова.

К трем годам у него должно появиться представление «я – ты», на смену «Саша – мама». Он может коротко рассказать об окружающем его мире, быстро запоминает и с удовольствием рассказывает небольшие стихи и потешки. В этом возрасте дети знакомятся с миром профессий. Они начинают понимать, что делает врач, воспитатель, шофер.

ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Игра – главная деятельность и мощный импульс в формировании личности ребенка. В игре проходит самовыражение ребенка, он старается копировать взрослых, осваивает порядок действий в разных ситуациях. Он с удовольствием рисует карандашами или фломастерами, лепит из пластилина и глины, занимается творчеством вместе со взрослым. Двухлетний ребенок строит дома, мосты, необычные постройки. Он может «накормить» и уложить спать куклу или зверя, озвучивая при этом каждого персонажа от первого лица.

Для успешного развития ребенка раннего возраста важно обеспечить его такими развивающими игрушками, как:

  • Пазлы, матрешки, пирамиды, конструкторы, мозаика.
  • Комплекты для игр «во взрослую жизнь» (касса для магазина, медицинский чемоданчик, посуда для кафе).
  • Развивающие книжки по возрасту.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Главным новообразованием в психологическом развитии детей третьего года жизни является проявление самостоятельности, как важной черты формирующейся личности. Ребенок тянется к новым видам деятельности, в которых впервые демонстрирует настойчивость и целеустремленность. Родители начинают замечать признаки «кризиса трех лет» у своих еще недавно послушных и ласковых малышей. Ребенок начинает познавать себя, использовать в речи местоимение «Я». У него нередко наблюдаются трудности в проявлениях эмоций.

Ребенок определяет меру своего воздействия протестом и капризами. Он требует больше свободы, не терпит давления со стороны взрослых, хочет все делать сам (даже то, что у него не совсем хорошо получается). А чтобы желание это не пропало, необходимо разрешать ребенку выполнять такие действия, которые будут ему под силу. Жесткие ограничения ведут к нарастанию истерики и агрессии. Вот почему для детей 2 — 3 лет важно получение знаний в игровой форме. Игра помогает снять напряжение и не допустить ненужных слез.

Специалисты выделяют основные психологические особенности детей 2-3 летнего возраста:

  • У ребенка крепнет психическое здоровье, он меньше испытывает перепады настроения. Ребенок обретает способность скрыть бурные эмоции, не так часто случаются истерики.
  • Время бодрствования ребенка становится более продолжительным (до 7 часов без сна).
  • У ребенка происходит резкий рывок в развитии мелкой моторики рук. Он делает успехи в застегивании пуговиц, надевании обуви, завязывании ленточек.
  • В этом возрасте ярко проявляется стремление трехлеток к социализации: дети ищут контакт с ровесниками, пытаются самоутверждаться в обществе взрослых. Ближе к трем годам ребенок уже способен выполнять правила, установленные в детском саду, дома, во дворе. Он может воспроизводить жесты и слова взрослых, замечать их отличительные черты.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 2-3 ЛЕТ

На третьем году жизни дети начинают осознавать свою принадлежность к женскому или мужскому полу. В более раннем возрасте дети не позиционируют себя как мальчик или девочка. Становление мальчиков в этом возрасте отличается от развития девочек.

  • МАЛЬЧИКИ
  • Впитывают информацию путем зрительного созерцания. Мальчику лучше показать положительный пример вместо долгого объяснения.
  • В образовательном процессе не любят повторов. Для них характерен ускоренный темп деятельности.
  • Нуждаются в большей территории для игр, чем девочки. Им необходимо бегать, прыгать, кидать, метать.
  • Играют с игрушками, которые надо трансформировать и передвигать: кубики, машинки, Лего.
  • Мальчики рвутся лидировать и выделяться среди других детей. Это качество можно направить в мирное русло (на занятия в спортивной секции, турниры, соревнования).
  • ДЕВОЧКИ
  • Легче усваивают учебный материал на слух. Девочкам лучше рассказать, чем показать.
  • Информацию запоминают пошагово. Им важно повторить и закрепить полученные знания.
  • Любят насыщенные и радужные цвета, красивые вещи.
  • Нуждаются в нежности и ласке, в силу большей телесной чувствительности.
  • Стремятся имитировать поведение и действия мам, с удовольствием помогают по хозяйству. В это время у них закладывается способность к заботе и проявлению материнских чувств.

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА 2-3 ЛЕТ

Родителям ребенка раннего возраста следует помнить о том, что стремление быть самостоятельным, является главной особенностью трехлеток. В этот период необходимо предоставить ребенку больше прав и свобод, но при этом объяснить ему, что вместе с правами у него появился и новый круг обязанностей. В этом возрасте удобно воспитывать трудолюбие и ответственность в характере ребенка: убирать игрушки, одеваться, мыть руки. Но делать это нужно не заставляя ребенка, а стараясь создать такие условия, чтобы он сам захотел сделать это.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Не подавляйте любопытство ребенка.
  • Поощряйте самостоятельность и хвалите за каждое новое достижение.
  • Отнеситесь с энтузиазмом к стараниям ребенка. Дайте понять, что Вам важен его результат.
  • Не смейтесь, когда у ребенка что-то не получается.
  • Не ругайте ребенка, если он сломал игрушку, пытаясь разобраться в том, как она сделана.
  • Укрепляйте в ребенке веру в его способности.
  • Мотивируйте к преодолению трудностей. Ребенок должен знать, что не все в жизни дается легко и просто.
  • Наберитесь терпения – дайте ребенку время, чтобы освоить новое действие.
  • Не захватывайте инициативу в свои руки. Не доводите дело, начатое ребенком, до конца, если он не смог сделать это сам.
  • Помогите ему советом, облегчите задачу, стимулируйте приняться за дело снова.
  • Позвольте ребенку играть с мелкими предметами: пуговицами, камушками, крупой, шишками. Важно, чтобы материал был разным по ощущениям. Но, не оставляйте ребенка без присмотра!
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте ему стихи, рассказы, сказки. Обсуждайте события, которые он видел или принимал участие.
  • По возможности не допускайте такие ситуации, когда ребенок может оказаться в них неудачником.
  • Не позволяйте себе негативно говорить о ребенке, не завышайте и не занижайте его возможности.
  • Показывайте доверие и убежденность в том, что ребенок справится с поставленной задачей.

Трехлетний ребенок – уже не малыш, а формирующаяся личность. Но он имеет свое мнение и свое мироощущение. Поэтому задача родителей на данном этапе заключается в том, чтобы сохранить психическое здоровье ребенка, поддерживать его попытки к самовыражению, с позитивным настроем и любовью пережить нелегкий, но интересный и базовый «кризис 3 года жизни».

Источник