Портрет моего ребенка 4 года

Портрет моего ребенка 4 года thumbnail

Выступление педагога – психолога Киселевой И.П.

на родительском собрании 2-ой младшей группы «Звездочки»

МБДОУ № 50 детский сад «Родничок» по теме:

«Психологический портрет ребенка 4-х лет:

любознательные «почемучки»

(от 31 мая 2013 года).

Цель:

1. Познакомить родителей с особенностями психического развития детей средней группы (как развиваются в познавательной и личностной сферах).

2. Побеседовать о задачах воспитания родителями детей среднего дошкольного возраста (аксиомы воспитания)

3. Активизировать интерес родителей к теме собрания (на 2013 – 2014 год дети будут воспитываться в средней группе).

Способствовать активному участию родителей на собрании: задавать вопросы, обсуждать  общие проблемы в организации развивающей среды на группе и др.

     Пособия:

Выставка литературы по теме; папки – передвижки «Этот средний дошкольный возраст, возраст «почемучек»; практические рекомендации родителям; Выставка детских работ («Вот и стали мы на год взрослей…);

Поощрения родителей: за активность в жизни детского сада (субботники, подделки, приобретении игровых пособий, детской литературы, участие в праздниках, в конкурсах, соревнованиях по физическому воспитанию, в оригинальных  работах, работа в родительском комитете и др.)

Выступление:

На следующий 2013 – 2014 учебный год ваши дети пойдут в среднюю группу.. (вот и стали мы на год взрослей…»)

Сегодня я хочу рассказать кратко  о достижениях, трудностях которые приобретет ваш малыш в средней группе. «Психологический портрет ребенка от 4 до 5 лет, в среднем дошкольном возрасте!

Этот возраст называют любознательные «почемучки».

Потому что детей в этом возрасте становятся интересны  внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?, что там внутри?, почему машина двигается? почему снег падает с неба? и др.Если раньше ребенка привлекал внешний вид предметов, явлений, не задумываясь – почему это так происходит, то в этом возрасте – им интересно, почему…..

Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты.

Дети пробуют строить и первые собственные умозаключения: «солнышко желтое, поэтому все должно быть желтым» и др. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержание самого стремления ребенка рассуждать и думать. Шутки и насмешливый критический у взрослого недопустим.

Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые расценивают это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. В этом возрасте – можно фантазировать. И единственная  правильная  реакция  на подобные «фантазии» – спокойное и заинтересованное внимание.

В этот период интенсивно идет развитие воображения, в полную силу могут проявляться творческие способности ребенка.

Именно в этом возрасте надо читать и рассказывать  волшебные сказки.

Дети обожают переодеваться и наряжаться. Обеспечьте их всем необходимым для переодевания и игры в «волшебный мир».

После 4 – 5 лет многие дети начинают проявлять интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс обучения чтению и счету, но не зацикливайтесь на нем.

Развивается и внимание ребенка – по норме в среднем дошкольном возрасте ребенок может спокойно высидеть до 20 минут, обьем внимания – до 2 предметов, т.е. можно рассматривать сразу 2 предмета, учиться сравнивать их по величине, форме, цвету и другим признакам.

Но зависимость внимания от интереса сохраняется – т.е. если ребенка не интересует предмет, занятие, его не заставишь делать неинтересное дело.

Память в основном остается непроизвольной, т.е. запоминается только то, что ему интересно, ярко, необыкновенно.

И, конечно, ребенок хорошо запоминает только в игровой форме.

Речь продолжает развиваться:

Увеличивается словарь, задача для взрослого больше учить с ребенком стихи: А.Л. Барто, С. Михалкова, С.Маршака, К Чуковский – игровые звучащие стихи, а произведения Н.Носова, В.Осеевой – в занимательной форме учат малышей правильно поступать, разбираться , что такое хорошо, что такое плохо! И главное развивается красивая речь, речевые обороты.

Ребенок  в  4 года развивается как личность:. 

Это возраст – возраст начала половой идентификации ребенка. Возраст романтической любви к родителям, причем девочки обожают пап, а мальчики не могут отвести влюбленных глаз от мам. Иногда проявляется ревность к родителям. В 5 лет у ребенка обычно проявляются выраженные страхи перед сказочными персонажами, этот возраст пик страхов и малыш при неправильном  отношении родителей (которые позволяют в этом возрасте смотреть и ужасники,  триллеры и др.) очень вредят психике ребенка, это влечет за собой различные невротические проявления: тики, энурез, вредные привычки и др. Ребенок отделяет себя от взрослых, ребенок желает стать самостоятельным и независимым везде, даже в абсурдных примерах: требует от мамы, чтобы он сам расплатился с продавцом, хочет мыть посуду, полы и др.  Не препятствуйте ребенку в развитии  трудовых навыков, но главное к 4-5 годам он должен уметь сам:

  • Зашнуровывать ботинки даже завязать шнурки;
  • Застегивать и расстегивать пуговицы;
  • Заправлять свою кровать;
  • Есть, пользуясь приборами: вилка и ложка, использовать салфетку;
  • Привычка перед едой мыть руки;
  • Уметь пользоваться расческой и носовым платком;
  • Оказывать помощь родителям в уборке комнаты, или мытье посуды и может выполнить до 2-3 поручений сразу.

Он учится переживать такие чувства как любовь и  вражда (первые привязанности и влюбленности), страх и помощь, справедливость и несправедливость. Если раньше эмоции и чувства были у ребенка импульсивными и нестойкие, недолгие, то в этом возрасте огорчения, страдания , радость  надолго остаются в детской душе, вот почему этот возраст наиболее ранимый и эмоционально чувствительный.

Читайте также:  Ребенок в 4 года учим

Это  возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре (ведущая деятельность в среднем дошкольном возрасте).

Дети в отличии от малышей играют с 2- и более детьми  (до 5 человек).

И их сплачивает в играх симпатии. Ребенок в игре – и главный режиссер, и главный исполнитель. Играя,  ребенок  учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры. Он учиться проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение.

Игра – школа жизни. Наблюдая за игрой, педагогу и психологу уже известно: какой ребенок лидер, какой ребенок справедливый, и др. в чем слабости и сила характера.

К концу 5 года по уровню усвоения программы детского сада можно оценить особенности интеллекта Вашего ребенка и дать прогноз, каким он будет в школе и в дальнейшей жизни. Это обследование проводит специалист – психолог.

31.05.2-13 год                                   Педагог – психолог: Киселева И.П.

Источник

Психологический портрет ребенка дошкольного возраста 4-5 лет

Показатели и критерии

Психологические особенности

  1. Познавательная сфера

1.1 Особенности восприятия

– освоение приемов активного познания свойств предметов: наложения, прикладывание, измерение;

– формируются представления об основных геометрических фигурах, о семи цветах спектра, белом и черном, о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине), о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу), о времени, особые свойства предметов и явлений ( вкус, запах, звук, температура, качество поверхности);

-. овладевают пространственными представлениями: сзади, между, рядом;

– трудности в освоении времени;.

– речевая опосредованность восприятия.

1.2 Особенности памяти

– начинает проявляться произвольное запоминание;

– развиваются перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы;

– способны удерживать в памяти при выполнении действий несложное условие.

– полное и точное воспроизведение удержанного в памяти материала.

1.3 Особенности внимания

– формируется произвольное внимание;

– внимание зависит от эмоциональной насыщенности и интереса;

– развивается устойчивость и возможность произвольного переключения;

– развитию произвольного внимания помогают рассуждения вслух.

1.4 Особенности мышления

– появляются зачатки мышления: ребенок устанавливает простейшие причинно следственные связи типа «Что будет, если…?»;

– мышление перестает быть наглядно-действенным, оно освобождается от непосредственной ситуации;

– способны прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте;

– могут устанавливать простые причинно-следственные отношения между событиями и явлениями;

– начинает развиваться образное мышление, могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи;

– речевая опосредованность мышления.

1.5 Особенности воображения

– активно развивается фантазирование;

– воображение яркое, воссоздающее, на основе образов, усвоенных от взрослого;

– воображаемые образы далеки от реальности;

– в процесс воображения включается планирование.

1.6 Особенности моторики

– могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу;

1.7 Особенности речи

– задают много вопросов, бессистемно, разнообразно по форме и содержанию;

– преобладает вопрос «Почему?»;

– могут общаться не только по поводу того, что прямо сейчас перед глазами, но и по поводу того, что только представляется.

1.8 Особенности работоспособности

– оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут;

2. Особенности общения и поведения

2.1 Взаимодействие со сверстниками

– ярко выражена непримиримость к оценке товарищей;

– проявляют сочувствие, эмпатию и любвь к сверстникам;

– конфликтуют в игровой деятельности из-за распределения ролей;

– взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью;

– появляются постоянные партнёры по играм;

– в группах начинают выделяться лидеры;

– появляются конкурентность, соревновательность..

2.2 Взаимодействие с педагогами

– возникает потребность в уважении взрослого;

– повышенная обидчивость и чувствительность к оценкам старших.

2.3. Взаимодействие с родителями

– авторитет взрослого;

– взрослый помогает удерживать цель, выполнять действия, контролирует и оценивает деятельность;

– под влиянием взрослого появляется целепологание – способность удерживать поставленную задачу, исполнять с помощью взрослых, соотносить полученный результат с тем, что хотелось получить.

2.4 Соблюдение социальных и этических норм

– понимание социальных правил поведения.

2.5 Саморегуляция поведения

– начинает формироваться произвольное поведение.

3. Особенности игровой деятельности

3.1Особенности мотивации

– выражен познавательный мотив и познавательная активность;

– задают проблемно-поисковые вопросы.

3.2 Особенности игровой деятельности

– начинают передавать в игре не только действия но и элементы поведения тех лиц , которые совершили эти действия в жизни;

– осознают условность в игре («Это как будто», «Это понарошку»);

– содержанием игры становятся отношения между людьми;

– роли ярко очерчены и выделены;

– называют роль до начала игры;

– появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры;

– действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим;

– игровое действие выполняется не ради самого себя, а ради отношения к другому играющему в соответствии с взятой на себя ролью.

4. Особенности эмоционально-личностной сферы

    1. Личностные характеристики

– формируется потребность в общении и первое «предличностное» образование – активность;

Читайте также:  Ребенку 1 год и 4 месяца сильный кашель

– стремление к самостоятельности;

– повышенная обидчивость;

– поиск справедливого разрешения эмоциональных конфликтов.

4.2 Отношение к себе (самооценка и принятие себя)

– более самодостаточны в получении удовольствия, в преодолении эмоциональных всплесков

4.3 Особенности эмоциональной сферы (страхи, переживания, состояния)

– появляются эмоции на основе удовлетворения социальных птребностей: радость от общения и недовольство его отсутствием, удовольствие от успехов и похвалы, обида и гнев при неудачах;

– поиск конструктивного снятия эмоционального напряжения (рисование или определенные игры);

– начинают понимать и делать рациональные выводы о причинах и следствиях эмоционального состояния.

Источник

Психологический портрет ребенка 3-4 лет (младший возраст)

Основная цель данного возраста:Портрет моего ребенка 4 года

* Осознание своего «Я», своей активности, своей деятельности.

* Переживание своей самостоятельности, личностной автономии.

Находясь на границе между ранним и дошкольным возрастом дети пребывают в кризисной ситуации, когда пересматриваются устои старой системы социальных семейных отношений и устанавливаются требования личностной автономии ребенка.

Основные черты, характерные для поведения ребенка в период кризиса 3 лет, составляют так называемое семизвездие:

1. Негативизм

Ребенок научился поступать вопреки своему собственному желанию. Он противится не самому действию, а требованию или просьбе взрослого. Строгие приказы лишь провоцируют приступы негативизма. Негативизм может быть избирательным: ребенок отказывается выполнять просьбы одного взрослого. В сложных ситуациях негативизм доходит до абсурда: ребенок все делает наоборот.

Негативизм отличается от непослушания.

Непослушание адресовано содержанию действия – делать что-то не хочется, другое действие сделаю с удовольствием.

Негативизм адресован человеку – даже если хочется что-то сделать, откажусь из-за принципа.

2. Упрямство

Реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам сказал об этом взрослому и требует, чтобы с его мнением считались.

Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок может не хотеть или уже расхотеть чего – либо.

Упрямство отличается от непослушания.

Если ребенок не хочет отступать от своего слова – это упрямство.

Если ребенок продолжает делать что-то свое, настаиваю и не соглашаясь со взрослым – это непослушание.

3. Строптивость

Направлена не на отдельного человека, а против сложившейся системы взаимоотношений, норм поведения в семье. Ребенок хочет стать полноправным членом семьи со своим выбором норм и правил поведения.

4. Своеволие

Проявляется в том, что ребенок все хочет делать сам – тенденция к самостоятельности.

5. Протест – бунт

Поведение ребенка носит протестующий характер, он находится в состоянии войны: конфликты, частые ссоры с родителями.

6. Обесценивание

Обесценивается то, что было привычно, интересно раньше начинает грубить, ругаться, ломать любимую игрушку, портить знакомые вещи, сопротивляться правилам поведения, которые легко выполнял и т.д.

7. Деспотизм

Характерен для семей с одним ребенком. Он изо всех сил пытается проявить власть над окружающими, добиться полного исполнения всех своих желаний. В семьях с несколькими детьми данная черта может быть заменена на ревность, т.е. борьбу за власть.

В этот период жизни ребенка взрослые могут испытывать трудности взаимодействия с ним, т.к. маленький забавный малыш «вдруг» превращается в упрямое, строптивое, деспотичное создание. Учитывая протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего нормы и формы опеки, сложившиеся в раннем возрасте, взрослые также должны пересмотреть свои требования к воспитанию: заменить авторитарный стиль взаимодействия и гиперопеку на партнерские отношения, предоставляя ребенку разумную самостоятельность.

Общие психологические черты возраста:

Психические процессы

* Все процессы: внимание, память носят непроизвольный характер.

* Ребенку необходима постоянная наглядность, действия по образцу: наглядно- действенное мышление плавно переходит в наглядно- образное.

* Процесс восприятие должен получать подпитку через все органы чувств: тактильные, мышечные, зрительные, обонятельные, слуховые ощущения.

* Воображение в данном возрасте больше воссоздающее – опирающееся на имеющийся опыт, творческого еще нет.

* Память тоже непроизвольная: запоминается что-то яркое, ритмичное, новое.

* Чем больше взаимодействий с разными предметами, тем лучше интеллект.

Общение

* От общения с матерью ребенок переходит к общению со сверстниками – новые социальные условия, идет в детский сад, меняется привычный образ жизни, меняется стиль общения.

* Общение происходит в процессе совместной деятельности, практических действий.

Речь

* Носит предметный характер – название предметов, описание их свойств, действий с ними.

* Диалогическая речь еще бедна, ребенок слышит только себя.

Игра

* Дети эгоцентричны, играют пока рядом. Не понимают желаний другого, могут быть агрессивны – ударить, толкнуть.

* Сверстника воспринимают как игрушку или как объект для наблюдения и подражания.

* Предметно – манипулятивная деятельность переходит в сюжетную игру, предметы, роли, правили игры, реальные действия реальных людей.

* Длительность игры 10-15 минут.

* Появление предметов – заместителей.

Эмоциональное развитие

* Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи. Он не может их контролировать и сдерживать: ограничивают их только поощрения или наказания взрослых.

* Зарождается фон сопереживания.

* При трудной ситуации могут возникать эмоциональные вспышки гнева или плача.

* Легко отвлекается на что-либо интересное или новое

* Зарождается самосознание 2 года – узнавание себя в зеркале, разговор о себя не по имени, а от третьего лица.

* Самооценка завышена.

* Переживания становятся глубже и сложнее.

* Сильной мотивации в действиях и поступках нет.

Что важно учитывать при воспитании в период кризиса:

Читайте также:  Моя ребенок шепелявит 4 года

* Единодушие среди взрослых в воспитании.

* Авторитет и положительный пример со стороны взрослых – «Делай как я».

* Спокойствие и терпение.

* Последовательность и требовательность в своих словах и поступках.

* Уверенность в себе и своих воспитательских силах – Держите обещания, стойте на своем, умейте сказать «нет».

И помните, – «Личность может воспитать только личность».

Источник

Ольга Савинкина
Мастер-класс по составлению портрета ребенка для портфолио дошкольника

Составили воспитатели Савинкина О. Л. и Сапрыкина И. Е

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПОРТРЕТА РЕБЕНКА ДЛЯ ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА

Цель: Совершенствовать умение педагогов выявлять сильные стороны личности ребенка и всячески помогать их развитию совместно с родителями.

Задачи:

1. Вызвать активный интерес к написанию портрета ребенка у педагогов;

2. Способствовать пониманию образа ребенка педагогом и передачи его внутреннего состояния, максимальному раскрытию индивидуальных способностей каждого ребенка

Ход мероприятия.

(на столах лежат структура портрета ребенка и лист для написания портрета)

Добрый день, уважаемые педагоги! Вы ознакомились с методикой и технологией составления портфолио дошкольника. Четкой структуры создания портфолио не существует. Она подбирается исходя из индивидуальных возможностей и интересов ребенка. Главное условие– портфолио должно быть ярким и красочным, в идеальном случае, оно станет любимой книжкой с картинками для ребенка и предметом гордости для его родителей.

Сегодня оформление портфолио – это требование новых стандартов и одна из составляющих системы оценивания подготовки ребенка к школе.

То есть все то, что может дать индивидуальную и личностную характеристику воспитанника и его успехов.

Это – оригинальный метод регистрации индивидуальных достижений, который помогает передать и упорядочить важные моменты в жизни воспитанника ДОО, его положительные эмоции, цели, достигнутые в различных видах жизнедеятельности, и впечатления от этого. Но любое портфолио должно привлекать в первую очередь самого автора.

Ряд авторов предлагают собственную структуру и содержание портфолио, вы вместе с родителями на родительском собрании выбираете ту редакцию, которая вам всем понравится.

Для того, чтобы составить портфолио дошкольника необходимо поставить цель, для того, чтобы вам было понятно

Алгоритм работы над портфолио.

1.Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

2. Определить вид портфолио.

3. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

4. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик.

5. Презентация портфолио.

Мы хотим представить несколько вариантов портфолио, которые были созданы нами при активном участии родителей, педагогов-специалистов и детей.

Показываются портфолио. Обратить внимание педагогов на то с каким интересом и энтузиазмом подошли участники к созданию портфолио.

Перед Вами еще одно портфолио, где педагог не совсем верно понял идею создания портфолио дошкольника. Ошибка педагога в том, что всю работу выполнил он сам, в связи с этим никакого взаимодействия с родителями и детьми не произошло.

Во многих редакциях «Портфолио» есть раздел – “Портрет моего ребенка”. Вы должны уметь и донести до родителей как создать и как правильно написать сочинение о своем ребенке.

Сейчас мы вам предлагаем обратить внимание на структуру портрета ребенка.

«Портрет моего ребенка» (структура)

1. Как ребенок относится к Вам? К другим членам семьи?

– с любовью,

– уважением,

– равнодушно,

-грубо,

– другое

2. Какие черты характера проявляет ваш ребенок особенно ярко?

Какова главная черта его характера?

3. Что отличает вашего ребенка в

-поведении,

-привычках,

-состоянии здоровья

4.Что больше всего действует на него:

-ласка,

-просьба,

-требование,

-угроза,

-наказание

5. Какова роль ребенка в семье:

-его обязанности,

– его права,

-разовые и постоянные поручения

6. Есть ли у ребенка друзья? Да, нет

Охарактеризуйте круг близких друзей сына (дочери)

7. Где, как и с кем проводит ребенок свободное время?

8. Рассказывает ли Вам ребенок о своей группе? Что нравится ему в детском саду, а что – нет?

9. Кто из взрослых является для него авторитетом?

10Какой ваш ребенок в коллективе?

общительный, необщительный, добрый, недобрый, щедрый, жадный, необидчивый, обидчивый, командует, подчиняет, конфликтный, неконфликтный, уступчивый, неуступчивый, помогает другим, не помогает, обманывает, не обманывает, эгоистичный, не эгоистичный

11 .Что бы Вы хотели изменить в вашем ребенке?

12. Нравятся ли Вам его увлечения? Да, нет. Каковы они?

13. Удовлетворены ли Вы тем, как проводите с ребенком свое свободное время? Да, нет. Как это обычно бывает?

14. Помогаете ли Вы ребенку в организации его свободного времени? Каким образом?

15. Является ли ваш ребенок полноправным участником проводимых вами совместных семейных дел? Какие это дела?

Предлагаем вам прослушать портрет ребенка составленный по данной структуре. Зачитывается. Есть ли у вас вопросы по данной структуре.

Предлагаем вам написать самостоятельно портрет ребенка. В Вашем распоряжении 10 минут.

Самостоятельная работа педагогов. После практической работы педагогов предлагается на выбор зачитать 2-3 сочинения.

Какие у вас возникли трудности?

Уважаемые педагоги, мы надеемся что предложенная нами технология, алгоритм составления и написания одного из разделов портфолио : «Портрет дошкольника» вам была интересна и актуальна, и вы сможете использовать в своей работе.

Благодарим за сотрудничество.

Источник