Портфолио динамика развития ребенка
Все чаще с просьбой составить портфолио дошкольника обращаются к родителям в детских садах, центрах раннего развития и других организациях, осуществляющих интеллектуальное и физическое воспитание детей.
Портфолио представляет собой красочный альбом, тетрадь или папку, в которой содержится информация о ребенке:
- личные данные;
- физические параметры;
- навыки;
- увлечения и стремления.
Этот источник информации создается для того, чтобы воспитатель, учитель или тренер в группе мог открыть альбом и понять, с каким ребенком он столкнулся, на что следует обратить внимание, как правильно организовать план занятий для этого малыша. Чаще всего для учебных организаций требуется составить портфолио дошкольника 5-7 лет.
Для чего нужно портфолио дошкольника?
Портфолио создается для дошкольных образовательных учреждений, при этом виды ДОУ могут быть разными. Часто такой альбом требуется для детского сада, чтобы можно было познакомить воспитателей со всеми детьми в группе, представив в наглядном виде их навыки и возможности. В этом заключаются особенности реализации образовательных программ в области детского развития.
В учреждениях дополнительного образования проект портфолио дошкольника используется как копилка творческих работ – туда добавляют рисунки, поделки.
Если творческое задание выполнено из пластилина, веточек, листьев и других материалов, которые невозможно поместить в альбом, его фотографируют и вклеивают в виде готового кадра. Можно вкладывать в альбом грамоты, награды, медали и другие результаты достижений ребенка. Родители могут придумать собственные разделы и добавить информацию, которой им хочется поделиться.
При обучении по охране труда учитель может использовать информацию о занятиях, которые ребенок выбрал как наиболее интересные для себя. При подаче учебных материалов делается упор на эти занятия, чтобы ребенок получил о них больше информации. Даже в условиях большой группы портфолио становится полезным для определения увлечений большинства детей. Например, все они могут увлекаться одним и тем же персонажем, что позволит создать более сплоченную и дружественную атмосферу в группе.
По этой причине большую роль в создании портфолио играют интересы ребенка. Необходимо перечислить все сферы деятельности, которые привлекают его внимание, а также описать, какой ребенок по характеру. Среди увлечений могут быть игры, персонажи, спортивные и интеллектуальные занятия. Используя эту информацию, преподавателю будет проще организовать учебный процесс, сделать его более увлекательным и привлечь ребенка к выполнению необходимых заданий.
Основные функции портфолио дошкольника.
- диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
- целеполагательная – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
- мотивационная – поощряет достигнутые ребёнком результаты;
- содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ;
- развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;
- рейтинговая – показывает диапазон навыков и умений ребёнка.
Структура портфолио дошкольника.
Структура портфолио дошкольника формируется по желанию родителей, но в нем должны быть обязательные разделы. Если есть сомнения в отношении содержания портфолио, образец поможет правильно организовать последовательность данных.
Сначала размещают титульный лист, где указывается ФИО ребенка, предпочтительное сокращение его имени и заголовок альбома. Затем следует первая страница с личными данными: дата и место рождения, место жительства и краткая биография, в которую будет включена информация ребенка о себе. В биографии можно указать, в каком возрасте малыш начал ходить, каким было его первое слово, есть ли у него братья и сестры, какой садик он посещал. В конце кратко перечисляют любимые занятия ребенка, включая игры в детском саду.
На следующей странице размещают раздел “Моя семья и наши праздники”. Здесь перечисляются имена родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, а также дни их рождения и другие семейные праздники. Можно указать дату свадьбы родителей, описать увлечения каждого члена семьи, нарисовать генеалогическое древо.
После этого помещают раздел “Мои достижения”, где перечисляются творческие успехи ребенка. Можно подкреплять их документальными свидетельствами. Для каждого занятия отводится отдельная страница портфолио, которая заполняется педагогом. Он описывает процесс развития, который привел малыша к достигнутым результатам. Отдельный раздел можно посвятить общему образованию, где статья будет содержать информацию о деятельности в детском саду, занятиях в средней группе, подготовке к школе.
Портфолио дошкольника для мальчика можно выполнить в ярких тонах, оформить наклейками с изображениями автомобилей, трансформеров, супергероев и других любимых предметов и персонажей. Оформление можно менять и дополнять в зависимости от интересов. Часто добавляют фотографии ребенка с детских праздников и из путешествий, вместе с семьей и друзьями.
С возрастом разделы будут увеличиваться, поэтому желательно отвести для них достаточно места. Можно использовать листы-вкладыши и разделители, чтобы выдержать четкую структуру. Не следует забывать о красочном оформлении альбома, чтобы ребенку было приятно и радостно брать его в руки.
При создании портфолио дошкольника для девочки лучше выбирать розовые, бежевые или золотистые тона. Можно добавить блестки, стразы и пайетки. Желательно предложить ребенку самому поучаствовать в оформлении портфолио.
Что включают в портфолио дошкольника.
Полезно включить в портфолио раздел “Динамика физического развития”, особенно если ребенок занимается спортом. Это таблица, в которую регулярно вносятся показатели веса, роста и приобретенных физических навыков. Указываются прыжки в длину, скорость бега, может ли ребенок плавать и т. д.
Еще одна важная глава – “Динамика общего развития”. В эту таблицу ежемесячно или 1 раз в 3 месяца вносят показатели навыков счета, чтения, запоминания, воспроизведения рассказов, звуковой культуры речи. Благодаря подобной статистике родители могут наблюдать за процессом образования детей и уделять особое внимание тем его сферам, которые развиваются медленнее других.
Можно использовать папку для портфолио дошкольника с листами-вкладышами A4. Особенно удобно размещать информацию в папке на кольцах, она легко раскрывается в любом месте для замены или добавления листов. Обложку можно сделать собственную, раскрасить ее фломастерами или разрисовать красками и добавить фото ребенка.
Обязательно должны быть в портфолио любимые стихи и песни ребенка, также можно написать названия книг и сказок, которые ему больше всего нравятся. Полезно поместить раздел “Я мечтаю”, где ребенок опишет свои стремления и планы на будущее. С особенным интересом этот раздел просматривают подросшие дети и сравнивают свои детские мечты с текущими планами.
Кроме того, могут быть добавлены страницы с пожеланиями и отзывами учителей, воспитателей и друзей ребенка, которые останутся на память.
Как составить портфолио дошкольника?
В магазинах продаются готовые альбомы и шаблоны для портфолио, но можно красиво оформить его своими руками, используя образцы. Для этого выбирают подходящий вариант оформления, который можно найти в интернете в виде страничек-заготовок в формате jpg и скачать. После этого начинают создавать собственный вариант портфолио дошкольника, для чего заполняют его рисунками, картинками и наклейками.
Титульный лист необходимо разборчиво подписать, поэтому лучше, если это сделают родители. Затем следует правильно заполнить лист личной информации, используя любую анкету в качестве примера. Можно ввести раздел составления памятки родителям, куда учителя будут вносить свои отзывы и требования. В конце желательно указать адрес проживания и телефоны родителей, на которые можно позвонить.
Образец готового портфолио дошкольника.
Рассмотрим портфолио дошкольника от издательства «Планета», оно позволяет проследить усилия, прогресс и достижения ребёнка 4-7 лет по основным показателям в различных образовательных областях и включает четыре раздела:
- «Знакомьтесь, это Я» – информация о ребёнке, его семье, семейных традициях;
- «Любознайки» – раздел для детей дошкольного возраста, 4-5 лет;
- «Смекалики» – раздел для детей старшего дошкольного возраста, 5-6 лет;
- «Букварики» – раздел для детей подготовительного возраста, 6-7(8) лет.
В каждом разделе представлены следующие образовательные области:
- познавательное развитие – «Умницы и умники»;
- речевое развитие – «Словечко за словечком»;
- художественно-эстетическое развитие – «Мы играли, рисовали…»;
- социально-коммуникативное развитие – «Вместе веселее»;
- физическое развитие – «Сильные, смелые, очень умелые».
Закрепление заданий за определенным возрастным этапом является относительным, так как каждый ребёнок развивается в своём темпе. Поэтому рядом с каждым заданием взрослому предлагается отмечать тот возраст ребёнка, в котором он справляется с этим заданием самостоятельно, что с одной стороны отражает темп освоения ребёнком программы детского сада, а с другой – позволяет не только зафиксировать успехи ребёнка, но и увидеть динамику, оценить сильные и слабые стороны его развития.
Также в каждом разделе представлена номинация «Мои достижения», где взрослым отражаются успехи ребёнка в чтении, письме, овладении речью, элементарными математическими представлениями, умениями устанавливать при чинно-следственные связи и закономерности, ориентировке в пространстве; а также овладение ребёнком различными умениями и навыками, связанными с культурно-гигиеническими навыками, навыками самообслуживания, трудовыми поручениями. Этот раздел ребёнок может заполнить самостоятельно, также, как и раздел «Сильные, смелые, очень умелые», поскольку в них нужно лишь обвести картинки с теми действиями, которыми ребёнок уже овладел.
На протяжении всего портфолио ребёнка сопровождает сказочный герой – Зайчик. Условные обозначения и картинки-символы с ним помогут ребёнку без помощи взрослого понять, что необходимо сделать на каждой страничке.
В конце портфолио находится разрезная картинка-пазл. Её части можно найти на страницах портфолио, в правом нижнем углу. Вырезав и приклеив части картинки, ребёнок к концу подготовительной группы получит красочную иллюстрацию.
Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех дошкольника, так как именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.
Взрослые при работе с портфолио смогут:
- своевременно отмечать успехи ребёнка,
- поддерживать его интерес к различным видам деятельности (занятиям, игре, наблюдениям, физическим упражнениям и т. п.),
- формировать у ребёнка навыки самоконтроля и самооценки.
К портфолио прилагается папка, в которую можно вложить грамоты, благодарности, дипломы, лучшие рисунки, фотографии выступлений на концертах, изготовленных объёмных макетов или вылепленных скульптур, а также фотографии участия в конкурсах, утренниках, театральных постановках детского сада. Важно включать сюда самые лучшие работы и фотографии, которые нравятся также и самому ребёнку. Это поможет оценить предпочтения ребёнка и его наклонности.
Лучше располагать работы в хронологическом порядке. Для оформления практической части портфолио можно использовать любую удобную для этих целей папку, где можно систематизировать работы с помощью листов-вкладышей (в конце портфолио):
- «Награда для героя» – грамоты, благодарности, дипломы;
- «Грани таланта» – рисунки в разных жанрах (акварель, гуашь, пастель, восковые мелки, аппликация и пр.), фотографии поделок (из пластилина, глины, бумаги, картона, природных материалов, конструирование и прочего;
- сведения об участии в спортивных конкурсах и соревнованиях, праздниках, театральных постановках и мероприятиях.
Предлагаем Вам скачать:
«Странички портфолио дошкольника для совместной деятельности детей и родителей»
Для того чтобы получить материалы, укажите адрес своей электронной почты в форме ниже. Мы отправим Вам ссылку для скачивания на почту.
Статья оказалась полезной? Поделитесь ссылкой на материал:
Источник
Портфолио как элемент оценки динамики индивидуального развития учащегося и инструмент профилизации обучения
Оценка образовательных достижений обучающихся осуществляется в рамках внутренней оценки образовательной организации, включающей различные оценочные процедуры (стартовая диагностика, текущая и тематическая оценка, портфолио, процедуры внутреннего мониторинга образовательных достижений, промежуточная1 и итоговая аттестации обучающихся).
В соответствии с примерной ООП:
Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности обучающегося, направленности, широты или избирательности интересов, выраженности проявлений творческой инициативы, а также уровня высших достижений, демонстрируемых данным обучающимся. В портфолио включаются как документы, фиксирующие достижения обучающегося (например, наградные листы, дипломы, сертификаты участия, рецензии, отзывы на работы и проч.), так и его работы. На уровне среднего образования приоритет при отборе документов для портфолио отдается документам внешних организаций (например, сертификаты участия, дипломы и грамоты конкурсов и олимпиад, входящих в Перечень олимпиад, который ежегодно утверждается Министерством образования и науки РФ). Отбор работ и отзывов для портфолио ведется самим обучающимся совместно с классным руководителем и при участии семьи. Включение каких-либо материалов в портфолио без согласия обучающегося не допускается. Портфолио в части подборки документов формируется в электронном виде в течение всех лет обучения в основной и средней школе. Результаты, представленные в портфолио, используются при поступлении в высшие учебные заведения.
В соответствии с Положением о портфеле достижений учащегося МАОУ «СОШ № 40»:
Портфолио является основанием для составления рейтинга достижений, учащегося одной параллели по результатам обучения за учебный год, а также для выдвижения кандидатур для награждения городской стипендией «Одаренные дети».
Портфолио, подтверждающее осознанный выбор профиля учащимся, учитывается при индивидуальном отборе при приеме в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 40» для профильного обучения (для учащихся 9 классов)
Портфолио учащегося имеет следующую структуру
титульный лист;
учебная деятельность;
внеурочная деятельность по предметам (участие в олимпиадах, конкурсах);
исследовательская и проектная деятельность;
социальная деятельность (участие в организации классного и школьного самоуправления; участие в мероприятиях, играх, конкурсах, акциях различных уровней; участие в волонтерской деятельности);
дополнительное образование (по направлению профиля);
сводная ведомость рейтинга достижений;
приложения – документы, подтверждающие достижения, занесенные в таблицы (грамоты, дипломы, сертификаты).
По мере работы с учащимися 10 класса выяснилось, что текущая форма портфеля достижений учащихся не полностью отражает потребности ученика в накоплении банка его достижений.
В текущей форме портфолио учтены не все особенности направленности обучения учащихся в 10-11 классе, когда портфолио уже является не только показателем личностного роста учащихся, но и одним из средств накопления баллов при поступлении в выбранный вуз.
Во многих вузах учитываются индивидуальные достижения. В сумме ученик может набрать не больше 10 дополнительных баллов. Таблица учета индивидуальных достижений представлена на сайте
https://vuzopedia.ru/individualnye-dostizheniya
Победителям/призерам олимпийских игр дается в среднем от 6 до 10 баллов.
ГТО
Аттестат с отличием.
Волонтерство. Как правило, засчитывается волонтерство, срок давности у которого не превышает 4-х лет.
Итоговое сочинение. Цифра указана “до”. Т.е. максимальное количество баллов сочинение.
Портфолио включает в себя различные игры, олимпиады, которые не влияют на поступление. Участие, победы в различных профильных выставках, играх и т.д – все сюда.
Портфолио для поступления в ВУЗ обязательно потребуется, если выбран факультет с творческим уклоном. К примеру, если это архитектурный или художественный факультет, обучение в сфере фэшн-индустрии, фотографии.
В вузах портфолио представляют несколько по-своему, не так, как в школе.
Портфолио для поступления на творческую специальность.
Прежде всего, в портфолио должны быть представлены только законченные работы, никаких предварительных наработок. Вне зависимости от сферы деятельности работ не должно быть больше 20. Предпочитаются подлинники, а не копии.
Готовый документ должен иметь максимально презентабельный вид и быть систематизирован по стилистике, цветовым решениям или тематике.
Перед подачей документов необходимо узнать, возможно комиссии потребуется портфолио в электронном виде. К каждому документу должны быть составлены подробные пояснения, так как портфолио может быть рассмотрено без присутствия абитуриента.
Не должно быть экстравагантности и излишней неординарности.
В то же время портфолио не должно быть статичным, в нем должна просматриваться динамика личностных результатов абитуриента.
Приемные комиссии технических вузов хотят видеть портфолио своих абитуриентов несколько по-другому, их структура должна быть похожа на структуру обычного школьного портфолио, однако если у учащегося имелись какие-либо готовые значимые проекты, то характеристика их продукта должна сопровождаться подробным описанием, а также доказательством практической значимости.
Исходя из анализа данной информации можно сделать вывод, что форма портфеля достижений обучающегося в соответствии с ФГОС СОО может быть дополнена несколькими разделами:
Балл за сочинение;
ГТО;
Волонтерство;
Учет участия в олимпиадах в соответствие с перечнем олимпиад, необходимых для поступления в вузы.
Работы учащихся с возможными пояснениями, описание продуктов проектов и результатов практически значимых исследований.
Если старшеклассник заранее определился с выбором специальности, то его портфолио может быть сформировано помимо общих требований с учетом будущей профессии: творческой, технической и т.д. Также нужно иметь в виду, что если даже результаты портфолио не повлияли на поступление, но абитуриент все же стал студентом выбранного вуза, то информация, указанная в его портфеле достижений, может определить его дальнейшее направление развития при обучении в данном вузе.
Портфолио – это не просто красивая папка с грамотами, которая тешит самолюбие ученика и его родителей, но и инструмент измерения личностного роста ребенка. В настоящих условиях конкуренции при поступлении ведение портфолио в средней школе становится необходимостью.
Источник