Поощрение ребенка 4 5 лет
Мы часто ругаем детей. При этом забываем, что они заслуживают и поощрения. Ведь это не просто хороший педагогический прием, а и стимул для хорошего поведения. Как правильно поощрять детей? Как найти ту золотую серединку, которая бы помогла ребенку правильно воспринять это поощрение, а родителю грамотно похвалить его? В этом помогут разобраться советы психолога.
Родителям, говорят психологи, следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Они уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность.
Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег. Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.
Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.
Чем можно поощрять ребенка?
На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?
- Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
- Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
- Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
- Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
- Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.
Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.
Родительские ошибки при поощрении детей
Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.
Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.
Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.
- Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
- Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
- Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат. Как правильно поощрять детей?
Советы психолога
Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.
Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.
Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.
В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.
Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям. Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.
Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий – это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.
В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом.
Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.
Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.…
Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям. Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков.
Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения. Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.…
Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста
Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.
Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.
Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.
Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.
Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.
Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.
Источник
Анастасия Репина
Поощрение детей: как и зачем поощрять
Когда дети ведут себя плохо – они обращают на себя всеобщее внимание, когда они ведут себя хорошо – это никого не удивляет. Тем не менее, дети очень часто ждут одобрений своих действий, стараются заслужить похвалу.
Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье – каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.
Поощрение и наказание – простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.
Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение – наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях.
Поощрение – это признание, одобрение действий, согласие с ними. Это метод прямо противоположный наказанию. Он объясняет детям, что такое «хорошо», как можно и нужно поступать. Поощрение является позитивной составляющей полноценного воспитания. К сожалению, ему не уделяется должного внимания, о нем мало говорят и мало пишут. Все о нем знают, но каждый представляет и использует поощрение по-своему. Кто-то отдает ему основополагающую роль и в воспитании пользуется только им. Кто-то считает, что главное пресечь плохие поступки, а поощрение лишь балует детей. Сколько людей, столько и мнений.
Важность поощрения детей
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело,пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.
Для того чтобы поощрение являлось оценкой детского поведения и приобретало нравственный оттенок, надо, чтобы оно содержало в себе такие конкретные определения, как «послушный», «добрый», «вежливый», «трудолюбивый», «внимательный», «заботливый», «честный», «щедрый» и т. п. Этими словами как бы подчеркивают нравственный смысл того или иного поступка. Несмотря на разногласия, поощрение играет большую, значимую роль в воспитании детей. Формирует личностные качества, направляет на верное поведение. Благодаря поощрению ребенок чувствует себя включенным в жизнь, замеченным, небезразличным, нужным. Это с хорошей стороны отражается на психологическом состоянии, эмоциях. Кроме того, поощрение учит хорошим поступкам, показывает, что они действительно нужны людям.
С помощью этого метода воспитания развиваются следующие качества,черты характера: доброта; ответственность; справедливость; аккуратность; честность; способность к обучению; уверенность; самоконтроль и многие другие.
Но есть в поощрении свои особенности. Не всегда оно несет в себе положительную линию. Бездумное, неправильное его применение чревато не самыми лучшими последствиями. Если регулярно поощрять без повода, просто так, или, что хуже, за плохие поступки, то ребенок станет показывать свою избалованность. Проявляться это будет в его капризности, нежелании слушать родителей, считаться с мнением кого-либо. Плохие поступки, действия, слова участятся, при этом ребенок искренне будет думать, что он все делает правильно, как надо.
Не все так просто, как кажется. Поэтому важно знать, как пользоваться таким легким и доступным методом воспитания.
Способы поощрения
Поощрение используется во всех сферах деятельности и имеет свои результаты. Работает не зависимо от возраста на детях и взрослых. Например, для мотивации хорошего качественного труда, выполнения должностных обязанностей работники награждаются премиями, почетными грамотами. Уже из этого можно сделать выводы об эффективности воздействия поощрения. Для детей используют свои способы.
Похвала – это самое распространенное, широко используемое, универсальное поощрение. Предполагает словесную форму воздействия. За хорошие поступки малыша хвалят, говорят ему, что он сделал правильно, его действия поддерживаются, одобряются со стороны взрослых. При использовании этого способа надо выбирать слова и интонацию. Хвалить нужно не самого ребенка (это вы можете сделать в любое время, а его конкретный поступок. Например, слова «какой ты у меня молодец» лучше заменить на «спасибо, ты мне очень помог, я ценю это».
Ласка направлена на проявление нежности. Сюда можно отнести объятия, поцелуи, одобрительные поглаживания по голове, спине. Ребенку они важны не менее слов родителей и говорят о многом. Главное, что он чувствует любовь, теплоту. Такая форма похвалы применяется чаще к маленьким детям.
Дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений. Это способ мотивирующего поощрения. Часто используется для того, чтобы добиться от ребенка необходимых действий. То есть для получения вознаграждения ему предлагается выполнить какое-либо условие.Например: «как только ты приберешь игрушки, мы пойдем играть на площадку».
Снятие запретов, расширение прав. Если ребенок образцово себя ведет, помогает родителям, его можно поощрить, разрешив делать то, что раньше ему запрещалось. В зависимости от возраста и самостоятельности, например, ложиться спать на час позже обычного, принимать решения совместно со взрослыми. Этот способ поощрения может быть использован при общем хорошем поведении, не зависимо от каждого отдельного положительного поступка.
Великолепное воздействие оказывает на детей поощрение, когда родители привлекают ребенка к совместной работе. Известно стремление малышей стирать, шить, готовить обед, мастерить, как мама или папа. В качестве поощрения можно, например, разрешить постирать носовые платки, помочь маме накрывать стол для гостей или помочь папе чинить велосипед, проверять исправность полотера. Участие в делах взрослых, конечно, является для дошкольника большой радостью. А сколько гордости испытывает малыш,когда рассказывает в детском саду своим сверстникам: «Мы с папой починили…» «Мы с мамой принимали гостей!» и т. д. Безусловно, поощрение – трудом требует от взрослых учета возраста ребенка и его интересов.
Сладости, игрушки, другие вознаграждения являются очень сильной мотивацией. Чтобы в дальнейшем не случилось так, что ребенок будет ждать, требовать материальный стимул за каждое хорошее дело, пользоваться таким способом необходимо с осторожностью. Лучше не привязывать подарки к конкретным действиям ребенка. Либо использовать их как вознаграждение за дела, требующие длительного выполнения, например, окончание с отличием учебного года.
Наилучший результат поощрения достигается при одновременном использовании нескольких его способов.
Правила поощрения
Для того чтобы поощрение выполняло воспитательную функцию, объясняло о том, что такое «хорошо», обучало поступать так, как этого требует ситуация, необходимо правильно им пользоваться. Вот несколько правил, которых следует придерживаться.
1. Любое поощрение должно быть справедливым, соответствовать поведению и поступкам детей. Нецелесообразно хвалить, снимать запреты, одаривать подарками за все мелочи,особенно однотипные: сам надел колготки, футболку, застегнул куртку и т. д. И наоборот,нельзя оставлять без внимания более значимые и учащие чему-то поступки: малыш помог маме прибраться дома, вымыл посуду, подросток помог перейти дорогу пожилому человеку.
2. Не следует поощрять детей из чувства жалости. Предположим, малыша обидели, толкнули. Не правильно будет успокаивать его шоколадкой, конфеткой. Ему нужна поддержка, помощь. Лучше дайте ему совет, как поступать в аналогичных ситуациях.
3. Если целью является расположить к себе ребенка, понравиться ему, то подкуп похвалой, лаской и подарками неуместен. Первым делом необходимо наладить дружеские доверительные отношения с ним посредством общения.
4. Надо постепенно отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за конкретные действия. В противном случае он начнет требовать свои законные, как ему будет казаться, подарки. Поступки должны совершаться просто так, бескорыстно.
5. Хваля детей, всегда говорите, какое действие вы поддерживаете, чтобы они знали, что делать можно и нужно.
Когда поощрение может нанести вред?
Как уже говорилось выше, необдуманное использование поощрения может принести больше вреда, чем пользы. Дети не будут видеть границ дозволенного, определять, где заканчивается «можно» и начинается «нельзя». Развивается перфекционизм, когда стремясь к наилучшему результату, они не в состоянии принять несовершенства, сильно переживают в случае неудач. Особенно тяжело таким детям во взрослой жизни, которая будет преподносить сложные задачи, создавать препятствия. Всегда быть первым, лучшим не удастся. Из-за чрезмерной похвалы у детей формируется завышенная самооценка, эгоизм, восхищение собой. Уважения к родителям, взрослым, сверстникам не будет.
Поощрение – это неотъемлемая часть воспитания. Пользуйтесь им, направляйте детей на благие поступки, прививая только положительные качества, которыми должен обладать человек.
В беседах с родителями воспитатель должен разъяснять, что поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка. Только в сочетании с возрастающими требованиями они приносят желаемый результат. Поощрения тогда имеют педагогическую ценность, когда содействуют удовлетворению разумных потребностей, развивают в ребенке желание порадовать взрослых своим поведением.
Источник