Поощрение ребенка 3 года
Поощрение – самый распространенный метод воспитания, но его эффективность во многом зависит от адекватности применения в конкретной жизненной ситуации.
Возраст и способы поощрения
Для каждого возраста существуют наиболее значимые в этот период способы и мотивы поощрения.
До трех лет детей стоит поощрять за все значительные достижения: за правильно выговоренное слово, собранный пазл, за проявления самостоятельности, хороший аппетит…
Для маленьких детей важны не столько слова, сколько тактильные ощущения — объятия, поцелуи, нежные поглаживания. По мнению специалистов, этот метод поощрения наиболее подходит детям данного возраста. Примерно такое же значение малыши придают играм и игрушкам.
Психологи и педагоги уверены, что счастливое детство не будет таковым без радости от своих успехов и достижений, поэтому необходимо давать простор самостоятельности и высоко ценить ее даже в раннем возрасте.
Дошкольников необходимо поощрять за творческую деятельность — желание и умение делать что-то своими руками, за интеллектуальные достижения — выученные стихи, буквы, цифры, за умение обслуживать себя, за хорошее поведение и помощь близким.
Методы поощрения в этом возрасте: словесная похвала, ласка, сладости, совместные игры с родителями, подарки, прогулки и поездки.
Каждый ребенок стремится к тому, чтобы взрослые проводили с ним как можно больше времени. Поэтому подарок малышу в виде дополнительного времени для совместных развлечений и игр – это очень действенный способ поощрения. Для мотивации можно использовать фразу: «Мы поиграем/погуляем/поедем как только ты …. уберешь игрушки, дорисуешь картинку, выучишь стишок к празднику и т.д.
Детей младшего школьного возраста надо стимулировать за успехи в учебе, помощь по дому, творческую работу, хорошее поведение, послушание, доброту и отзывчивость. Поощряем их похвалой, подарками, прогулками, поездками, походами, совместными играми и общением с друзьями.
В этот период все больше проявляется финансовая заинтересованность: «Купишь мне новую игру, и я буду убираться в своей комнате хоть каждый день». Детей значительно легче мотивировать на нужные поступки, обещая им купить что-то, чем повторять изо дня в день, какой у вас замечательный помощник. Такой способ поощрения все больше входит в нашу жизнь, но использовать его нужно очень осторожно: может случиться так, что ребенок станет требовать нужный ему материальный стимул за каждое свое «правильное» действие.
Подростков следует поощрять за серьезное отношение к учебе, за помощь родителям, за наличие хобби, за личные достижения.
Подростки ценят похвалу, подарки и деньги, дополнительное время на пользование компьютером, расширение границ дозволенного, общение с друзьями.
Родители стараются контролировать время, проводимое детьми за компьютером, а потому дополнительные час-полтора на игры или «зависание в соцсетях» применяется сейчас как довольно действенное средство поощрения. Главное — не злоупотреблять им.
В период ранней юности старшеклассников надо поощрять за ответственность, самостоятельность, за стремление к достижению целей, за помощь, за сознательные поступки и добросовестный труд.
Для юношей и девушек по-прежнему важна похвала, но не менее интересны для них деньги и подарки, расширение границ дозволенного, встречи и общение с друзьями.
Старшеклассники считают себя взрослыми, поэтому приветствуют расширение границ дозволенного. Разумно будет сначала установить строгие правила, а убедившись в том, что повзрослевшим детям на данном этапе можно доверять, понемногу ослаблять контроль и давать больше привилегий. Границы дозволенного будут зависеть от степени доверия.
Как мы видим, способов поощрения довольно много, и если использовать их творчески, учитывая возраст и особенности своего ребенка, то позитивный воспитательный эффект не заставит себя долго ждать.
Некоторые общие правила
Похвала должна быть заслуженной. Иногда родители начинают хвалить своих детей за естественное для их возраста поведение, например, если школьник самостоятельно ест или одевается. Поощрение надо использовать, когда ребенок прикладывает определенные усилия для того, чтобы что-то сделать (например, выучить стихотворение, приготовить ужин, помочь пожилой соседке и др.).
Поощрение должно соответствовать приложенным усилиям. Не стоит захваливать ребенка за то, что не составило для него труда: надо учитывать характер поступка, мотивацию, степень прилагаемых усилий.
Поощрения не должны быть очень частыми, чтобы не сформировать самоуверенность и эгоизм, и не быть крайне редкими, чтобы не создать заниженную самооценку. Любое поощрение должно быть уместным и объективным.
Дети очень хорошо чувствуют фальшь и не всегда верят дежурным словам «хороший, молодец, умница». Хваля ребенка, необходимо описать его действия как можно точнее, чтобы ребенок, а особенно подросток, понял, что именно он сделал хорошего.
Татьяна Богачева
Фото с сайта allforlady.info
Источник
Примеры, какие меры поощрения нужно применять к ребенку
Существует много ситуаций, когда ребенок заслуживает меры поощрения: оно может быть наградой за выполнение домашней работы, за то, что он посидел с младшим братом или сестрой, достиг определенных вершин в школьных занятиях или секциях и кружках, иногда ребенка поощряют просто за хорошее поведение.
Многие взрослые считают, что поощрениями при воспитании детей они подкупают малыша и «покупают» таким образом его хорошее поведение. На самом деле это не так, почти все формы поощрения ребенка очень важны в воспитательном процессе.
Некоторые методы поощрения ребенка могут также использоваться в побудительных целях, чтобы он лучше сдал экзамен или написал контрольную работу. В общем, для поощрения существуют самые различные поводы и причины, но иногда бывает так, что для этого не требуются причины и поощряют просто так. В таких семьях довольны все: и тот, кто награждает, и тот, кого награждают.
Но, к сожалению, довольно часто встречаются семьи, где родители по разным причинам не желают признавать успехов и достижений ребенка. Они считают, что хорошее поведение малыша – это что-то естественное, само собой разумеющееся и не заслуживающее похвалы.
Как же поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? Надо знать, что награда и поощрение не обязательно должны быть материальными. Это могут быть и улыбка, и ободряющие слова. Современные дети начинают больше ценить нематериальные награды, как бы странно это сейчас ни звучало.
Дети доподросткового возраста учатся быть хорошими, делать не только то, что им нравится, но и начинают понимать, что хорошее отношение зависит от приложенных ими усилий – это происходит в случае, когда родители используют награду как поощрение за хорошее поведение.
В современном мире, когда большинство родителей постоянно находятся на работе, дети отчаянно нуждаются во внимании мамы и папы, поэтому для многих большей наградой станет не покупка новой игрушки или телефона, а просто присутствие любимых родителей рядом. Можно объединить поощрение и совместное времяпрепровождение, которое так необходимо» ребенку, например, всем вместе отправиться в аквапарк, кафе или на прогулку.
Дети младшего возраста с удовольствием послушают на одну сказку больше, чем обычно, в качестве награды за хорошее поведение в течение дня. Также малышу можно разрешить дольше погулять во дворе со сверстниками.
Если ребенок достигает определенных успехов в школе или спортивной секции, он, конечно же, заслуживает похвалы или даже поощрения, но родители должны помнить, что учитывать нужно не только конечный результат, но и усилия, которые он приложил к этому делу, проявленное им трудолюбие. У каждого ребенка разный уровень способностей, поэтому поощрять за одни лишь таланты нельзя, большее внимание стоит уделять детям, которым что-либо дается с трудом. Таких детей чаще ругают, чем подбадривают, а ведь именно они больше других нуждаются в одобрении.
При поощрении надо обращать внимание на индивидуальные особенности ребенка. Скромный или потерявший веру в себя малыш заслуживает большего внимания и, соответственно, некоего поощрения. А вот самоуверенный и заносчивый ребенок требует более осторожного подхода в плане поощрения.
В моменты, когда дети противятся воле родителей или стараются сделать все наоборот, можно воспользоваться поощрением, чтобы ребенок наконец исполнил то, о чем его просят, вместо того чтобы угрожать наказанием. Награда довольно часто побуждает малыша к сотрудничеству. Например, если ребенок слишком медленно ест, да еще и капризничает при этом, скажите: «Если ты сейчас быстренько все доешь, мы сможем сходить и покататься на твоей любимой горке/погулять на полчасика дольше».
Перед родителями зачастую встает вопрос: как правильно поощрять детей, чтобы не причинить им вреда, чтобы они не выполняли приказы и поручения только из желания получить награду?
Психологи советуя, какие меры поощрения нужно применять к ребенку, рекомендуют следующее:
- Если вы используете словесный метод поощрения, то он может быть выражен словами «хорошо», «правильно», «умница». Произнося данные слова, достаточно просто улыбнуться, одобрительно посмотреть на ребенка, погладить его по голове, так он почувствует, что мама и папа довольны его поведением, тем, как он выполнил то или иное задание. Словесное поощрение не менее важно для ребенка, чем материальное.
- Время от времени ребенок может получать небольшие награды. Получая их, у него появляется естественное желание доставить родителям ответную радость.
- Предусмотрительные родители всегда имеют в запасе несколько способов поощрения в семье: когда ребенок ведет себя плохо, они используют один из них: например, почитать книгу, поиграть в любимую игру вместе, испечь любимый пирог, пойти вместе за покупками, купить любимую сладость, вместе посмотреть телевизор и др.
- Ещё один пример поощрения ребенка – это подарок. Но такой метод поощрения ребенка в семье надо использовать крайне осторожно. Дарить следует только то, что будет способствовать умственному и физическому развитию ребенка: книги, развивающие игры и спортивные принадлежности, инструменты, конструкторы и др. При выборе способа поощрения нужно руководствоваться индивидуальными особенностями своего ребенка.
Нужно ли поощрять ребенка и как можно это правильно делать?
Все меры поощрения ребенка в семье должны приносить не только радость, но и выполнять воспитательную функцию.
Для этого существует несколько простых правил, которых стоит придерживаться родителям.
- Любое поощрение должно соответствовать поведению и поступкам детей, т. е. быть справедливым. Не имеет смысла хвалить, дарить подарки или снимать запреты за все хорошие поступки или применение уже знакомых ребенку навыков. Например, малыш научился самостоятельно завязывать шнурки, за это можно поощрить, но делать это всякий раз, когда он повторяет данное действие, не надо. И наоборот, нельзя обходить вниманием более значимые поступки. Например, ребенок помог маме вымыть посуду, убраться.
- Не стоит поощрять ребенка из чувства жалости. Если, например, его обидели на детской площадке, не стоит успокаивать его конфетой или шоколадкой, лучше помочь ему, научив, как правильно поступать в подобной ситуации.
- Нельзя похвалой и подарками покупать расположение ребенка к себе. Лучше попытаться наладить с ним доверительные отношения при помощи общения.
- Постепенно нужно стремиться отучать ребенка от постоянного материального вознаграждения за какие-то его действия, так как он всякий раз станет требовать подарки. Нужно объяснить ему, что поступки совершаются бескорыстно.
- Если родители хвалят ребенка, то всегда надо делать акцент именно на том действии, которое они поддерживают, чтобы малыш знал, что можно и нужно делать.
Как ребенок реагирует на поощрение дома
У каждого ребенка свой тип темперамента, поэтому для каждого из них одно и то же обещание награды можно сформулировать совершенно по-разному.
Обещая что-либо чувствительному и впечатлительному ребенку, лучше сделать упор на чувства. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые аттракционы, сможем покататься на них дольше. На улице светит чудесное солнышко. Нам будет очень весело и тепло под таким солнышком».
Активному ребенку при обещании поощрения надо делать акцент на самом действии. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. А еще покатаешься с горки и на велосипеде».
В зависимости от того, как ребенок реагирует на поощрение, можно обратить его внимание на чувственные ощущения. Обещание может звучать как сказка. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. Мы пойдем с тобой на твою любимую площадку, побудем там подольше. Ты помнишь, какие там необычные качели? Они как машинки, а еще там много домиков, в которых, наверное, живут роботы. А горка как ракета, в ней можно улететь в космос».
Восприимчивому ребенку, обещая поощрение, нужно говорить о времени. Например: «Если ты сейчас доешь всю кашу, позже у меня будет больше свободного времени. После того как мы сходим в магазин, мы зайдем с тобой на твои любимые качели, ты покатаешься на них подольше. Сейчас ты поможешь мне, а позже у нас будет время сходить погулять».
Вовсе не обязательно формулировать свои обещания согласно конкретному темпераменту, хотя, несомненно, такая постановка вопроса действует на ребенка лучше, но можно высказать свое обещание и простыми словами.
Родителям также стоит помнить и том, что поощрять ребенка нужно после того, как он совершил какой-то хороший поступок. Если награда дается авансом, то в таком случае ребенок получает твердую уверенность в том, что можно получить что-то хорошее взамен чего-то.
Формы поощрения дома ребенка подросткового возраста
Конечно, надо понимать, что необдуманное использование всех способов поощрения ребенка наносит большой вред воспитанию. Дети, которых поощряют за каждый правильный шаг, не видят границ дозволенного, им трудно определять, где заканчивается то, что можно, и начинается то, что нельзя. У такого ребенка развивается перфекционизм, когда, стремясь к лучшему результату, он не в состоянии принять препятствия на своем пути, сильно переживает по поводу неудач. Особенно тяжело это сказывается во взрослой жизни, которая полна препятствий и сложных задач.
Прибегая к чрезмерному использованию похвалы, родители формируют у своих детей завышенную самооценку, эгоизм, себялюбие. В данном случае у ребенка отсутствует уважение к родителям, другим взрослым, а также сверстникам.
Когда ребенок достигает подросткового возраста, ему в качестве поощрения уже недостаточно шоколадки, он также не пойдет кататься на качелях, т. е. у подростка возникают другие потребности и родителям приходится подстраиваться под них. Как можно поощрять ребенка-тинейджера? Детям в таком возрасте нужны деньги и помощь. Не стоит предлагать деньги ребенку слишком часто, если соблюдать меру, такой вид поощрения оказывается достаточно эффективным.
Если подросток, например, не хочет выполнять просьбы родителей или тратить время на то или иное занятие, родители могут просто предложить ему увеличить количество карманных денег или дать ему небольшую сумму, если он на что-то копит. Если же в семье нет лишних денег, то родители могут предложить ребенку свозить его туда, куда ему нужно, или помочь выполнить какую-то из его домашних обязанностей.
Некоторые родители деньгами поощряют детей за хорошие отметки в школе. Такой подход является довольно продуктивным. Можно поощрять успеваемость подростка не только деньгами, но и разрешить ему, например, погулять подольше или сходить в кино. Свободу ребенку дают обычно после того, как он завоюет соответствующее доверие родителей. Высокая успеваемость может быть как раз одним из способов завоевания доверия. Ведь если подросток хорошо учится, тем самым он демонстрирует, что он достаточно ответственен, а значит, ему можно доверять.
Довольно трудно однозначно утверждать о вреде или положительном характере разовых поощрений, так как проследить за их эффективностью невозможно. Однозначно можно лишь сказать, что положительное или отрицательное воздействие на характер ребенка дает вся система воспитания в целом.
Источник
Каздин А., Ротелла К. Зачем, за что и как хвалить ребенка: Неожиданные результаты воспитания похвалой. — М.: Эксмо, 2016.
Очень краткое содержание:
Во Введении автор утверждает, что «достоверные результаты научных исследований значительно лучше помогут родителям, чем советы других людей». Он объясняет, что в книге результат трудов многих ученых представлен в виде метода, который каждый родитель сможет применять каждый день у себя дома. Это книга для родителей «обычных» детей с «обычными» житейскими проблемами. Суть метода – временнАя линия. «Все начинается в прошлом, прежде, чем ребенок делает то, чего вы от него хотите. Вы хотите изменить его поведение в настоящем. А в будущем вас ожидают результаты этого изменения».
Глава 1. Прошлое, или предшественники событий. Предшественники — все, что происходит непосредственно перед проявлением нежелательного поведения (что ребенок делает, как вы к нему обращаетесь, выражение лица, даже слово «пожалуйста» и т.д.). Основными предшественниками являются подсказки – дают прямые инструкции к действиям (слова, стикеры, жесты, демонстрация правильного действия и т.п.). Эффективнее всего сочетать несколько видов подсказок, а со временем ослаблять их, т.е. постепенно уменьшать их количество.
Также важны предопределяющие условия, которые влияют на поведение, но в них нет подсказки. Например, в самолетах звучит спокойная музыка при посадке, а риелторы используют запах корицы и ванили при продаже квартир. Школьная форма, ссора перед выходом из дома, предусмотрительность сидящего на диете человека, пообедавшего перед походом в супермаркет – такие разные факторы оказывают существенное воздействие на человека. Очень популярным и действенным предопределяющим событием для детей может стать дух конкуренции даже с самим собой: «спорим, что…; ты не должен это делать сейчас, но будешь, когда станешь большим; большинство детей в твоем возрасте…». Часто используется «три да», когда следуют три высоковероятные просьбы, на которые ребенок скорее согласится, а потом уже маловероятная.
В некоторых случаях удачным предшественником будет выбор, предложив который ребенкуможно получить неожиданные преимущества. Причем лучше предлагать выбор из реальных ближайших вариантов: «сделаешь целиком или часть сейчас», «сам или помогу», а не «делай это или то».
Даже правильные предшественники нужно использовать в правильном месте в правильное время.
Глава 2. Настоящее, или Поведение ребенка здесь и сейчас. Формировать желательное поведение стоит поэтапно. Сначала определить цель — решить, что вы хотите от ребенка. Шаг кажется очевидным, но часто люди очень хорошо представляют, чего не хотят видеть, а сделанное как надо остается без внимания. Конкретные формулировки более эффективны (автор разбирает на примерах). После этого можно переходить ко второму шагу – определению позитивной противоположности, того самого желательного поведения. Если оно представляет последовательность действий, то лучше разбить его на простые и осуществимые этапы.
Добиться желательного поведения можно тремя способами: формированием навыка (если уже есть частичные проявления навыка), моделированием (если нужных действий нет в принципе или они проявляются крайне редко) и стимулированием (если ребенок выполняет не полностью или недостаточно часто). Во время формирования навыка стоит сосредоточиться на том, что ребенок уже делает и не стремиться к идеальному выполнению. Моделирование объясняется на феноменальной, на мой взгляд, игре в истерику. Причем маме было предложено парадоксальное решение: во время игры хвалить дочку за менее бурные проявления истерики, которые были оговорены заранее. Стимулирование запускает действие, подталкивая ребенка к первому шагу из желательной последовательности действий.
Также автор разбирает типичные ошибки на пути к желательному поведению, среди них желание получить конечный результат слишком быстро или награда за результат, а не за прогресс в развитии навыка.
Глава 3. Будущее, или Результаты. В этой главе речь идет о позитивном подкреплении (положительных стимулах), которое не тождественно вознаграждению. Вознаграждение – то, что ценно для человека, а положительный стимул может не считаться наградой, но все равно влиять на поведение. Основными положительными стимулом автор называет, как ни странно, похвалу и внимание. Родителям потребуются усилия, чтобы обращать внимание на желательное поведение и высказывать одобрение в какой-либо форме. Дополнительными стимулами могут стать призовые очки, звездочки, баллы и т.д. Но они не обладают магическими свойствами сами по себе. Исправить поведение можно и без них, при помощи подсказок, формирования навыков и похвалы.
Важно помнить, что подкреплять нужно позитивные противоположности, действия, которые не совсем точно соответствуют позитивной противоположности, а также более редкое проявление нежелательного поведения. Почти весь остаток главы посвящен примерам правильного использования похвалы и вознаграждения.
Глава 4. Когда, за что и как следует наказывать ребенка. Думаю, заранее порадую читателей тем, что автор против наказаний в принципе. В его методе наказания используются только для уменьшения некоторых видов поведения, но часто можно обойтись и без них. Наказания бесполезны, потому что 1) не учат ребенка желательному поведению; 2) неэффективны, так как прекращают нежелательное поведение, но имеют временный эффект; 3) вызывают побочные эффекты: агрессию, яркую эмоциональную реакцию, избегание наказывающего и т.д.; 4) могут закрепить у ребенка неприятные ассоциации с определенными людьми, местами или деятельностью.
«Одобренные» автором методы наказаний: тайм-аут и лишение привилегий. Причем они должны быть щадящими, короткими, немедленными и назначенными без гнева. Автор утверждает, что чем дольше тайм-аут, тем ниже с каждой минутой (именно минутой) его эффективность. Точно так же лишение велосипеда на два дня не менее действенно, чем такое наказание сроком в две недели. Особо предостерегаются родители от использования любого вида деятельности, к которому они хотят приучить ребенка, в качестве наказания. Плохой идеей будут сверхурочные занятия на скрипке или дополнительная уборка.
Также чем-то вроде наказания является прекращение подкрепления плохого поведения. Даже негативные знаки внимания к действиям ребенка, которые не нравятся родителю, служат топливом для этой привычки. Причем нужно понять, кто или что служит источником подкрепления. Например, в школе это может быть смех других учеников. Правда, здесь многих может бомбануть от указания на то, что младенец, который часто просыпается ночью, получает подкрепление в виде родительского внимания. Если отбросить это утверждение, все остальные примеры выглядят весьма логичными и гуманными.
Глава 5. Воспитание день за днем. У меня сложилось впечатление, что эта глава написана для объема. В ней нет ничего о методе. Автор просто подытоживает некоторые факторы, которые могут влиять на поведение косвенно. Он называет все это средой обитания. Сюда входят и атмосфера, в которой подростки готовы делиться своими переживаниями, и поддержание родственных связей, и семейные ритуалы, и важность обучения социальному взаимодействию. Много внимания посвящено необходимости контроля, правда, волшебной таблетки для совмещения ее со свободой и ответственностью ребенка в книге нет. Часть главы описывает всевозможные причины стресса и неблагоприятные биологические факторы (сюда попало даже третичное курение).
Глава 6. Метод воспитания Алана Каздина. В реальных ситуациях. В главе приводится пошаговый план, обобщающий все сказанное выше, только без объяснений, почему это нужно делать так, а не иначе. Заканчивается она тремя подробными кейсами об изменении поведения: трехлетки с его вечным «нет»; шестилетней девочки, которая никак не может вовремя собраться в школу; мальчика, который ужасно вел себя в школе. Подозреваю, что те, у кого схожие проблемы, найдут эти случаи интересными и полезными. Пошаговый план дополнен опросником, с помощью которого каждый родитель сможет адаптировать его под свою конкретную проблему.
Завершается книга еще одни обобщением (метод обучения в действии), которое несколько утешает родителей. Здесь призыв не обвинять себе, замечание о наличии некоторых возрастных проблем и бесполезности наказаний.
Резюме: В целом книга показалась мне полезной и небанальной. Особо подкупило понимание природы поведения человека и спокойное принятие несовершенства родителей. Но возник вопрос о том, куда ребенку девать чувства, которые возникают в процессе приучения его к чему-либо. Отчасти это выглядит как дрессировка, поэтому может вызывать подавление эмоций в пользу возможности заслужить похвалу. Так что поклонники контейнирования могут быть возмущены некоторыми моментами. Но думаю, что метод будет однозначно полезен в вопросах здоровья и безопасности ребенка, следования за родителем в людных местах, оттачивания навыков, которые ребенку самому хочется иметь. В частности, автор описывает, как они занимались формированием правильной последовательности действий при пожаре и в других чрезвычайных ситуациях. Это чем-то похоже на тренировку пилотов на авиатренажере, что явно гораздо эффективнее прочитанной лекции или методички. Причем работает не только на детях. Наверное, тут широкое поле для формирования привычек у взрослых. Интересно только, как себя хвалить и поощрять постоянно? Видимо, после того, как найдешь своего внутреннего родителя, ежедневная зарядка, к которой привыкаешь с помощью описанного метода, перестанет казаться такой уж неподъемной (с дивана) целью.
Материал также размещается на портале «12 объятий»
https://www.12momshugs.ru/
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, кликнув здесь.
Читайте про Хюгге и датский детский мир в другом материале канала.
Источник