Понятие среды развития ребенка в образовательном учреждении

Понятие среды развития ребенка в образовательном учреждении thumbnail

Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.

В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология.

Среда– предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Среда– система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.

Среда– система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда – та, которая «способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса».

Развивающая предметная среда– совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка.

Развивающая предметная среда– это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно – через свое содержание и свойства – создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу.

Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т.е. разностороннее развитие и воспитание.

Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную её организацию и соответствующее накопление. Эти взаимосвязанные характеристики имеют существенное значение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А её наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием. Крайне важным является социальный компонент среды, то есть организация соответствующего взаимодействия.

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта.

Педагогически и психологически целесообразная развивающая предметно-пространственная среда способствует оптимизации процесса совместной деятельности, взаимодействия взрослого с детьми. В свою очередь, организованное педагогическое взаимодействие – одно из условий создания «социальной ситуации развития для участников образовательных отношений». [2]

Крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и руководителей дошкольных образовательных организацией в вопросах создания соответствующей развивающей среды, акцентировать их внимание на следующих основных «проблемных зонах»:

  • · Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
  • · Диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
  • · Подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
  • · Обеспечение вариативности развивающей среды;
  • · Обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;
  • · Организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде дошкольной образовательной организации; [3]

Источник

Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения как условие реализации педагогического процесса

          Термин ”предметно-развивающая среда” появился в словаре педагогов в конце 80-х годов 20 столетия , но в рамках проблемы исследования начали проводиться значительно раньше. В самом широком (социальном) контексте развивающая среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация .

Развивающая  предметная среда детства – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития деятельности ребёнка и его личности. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Предметная среда детства предоставляет ребёнку условия для творческого духовного развития и возможность ‘’вычерпать‘’ из неё информацию , необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности. Эта среда должна отвечать принципам обогощенности и наукоемкости, содержать природные и социокультурные средства для разнообразной деятельности ребёнка.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Под развивающей предметно- пространственной средой следует понимать естественную комфортную обстановк , рационально организованную в пространстве и времени , насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами .В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей в группе.

Современный детский сад – это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность  испытывать и использовать свои способности , стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности , творчества. Правильно организованная развивающая среда – это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребёнка. В условиях развивающей среды ребёнок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

В создании развивающей среды очень важно учитывать особенности каждой группы : возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Специальным образом организованная среда способна оказывать активирующее влияние на деятельность, способствовать самообучению , стимулировать становление ребёнка как субъекта разных видов деятельности , обеспечивать самоутверждение , свободу выбора и направление действий.

           Предметно – развивающая среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности , а также присущих ей видов деятельности . Она способствует формированию разносторонних способностей , субъектных качеств дошкольника , обозначает его индивидуальность , стимулирует разные виды  активности , создает благоприятный психологический климат в группе , создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Наличие адекватной среды развития является необходимым условием действия личностно – ориентированной модели дошкольного образования.

Содержание основных принципов построения развивающей среды

Примеры реализации принципов построения развивающей среды детского сада

Принцип дистанции-позиции при взаимодействии взрослого и ребёнка. Партнёрство в общении

Возможность уединения

Принцип уважения к потребностям ребёнка (потребность в движении, общении, познании, одобрении, самостоятельности):

-наличие свободного пространства;

-доступность оборудования и его   многообразие;

-нежесткое зонирование групповых помещений.

Одно из условий среды ,которое даёт возможность педагогу приблизиться к позиции ребёнка ,а ребёнку ‘’подняться’’ до позиции воспитателя. Ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»)

Важно воспитателю для осуществления контакта найти верную дистанцию, общее психологическое пространство общения и с каждым ребёнком, и с группой детей в целом.

    Использование разновысокой мебели  (горки, подиумы, уголки).Можно использовать ярусное игровое оборудование, основное требование к нему –безопасность.

    Трансформация детской мебели: в круг, буквой П, буквой Т.

    Уголок «взрослой»мебели :диван и стол (например кухонный уголок)

    Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место, удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния.

    Групповое помещение условно подразделяется на три зоны:

    -спокойная : учебная,” уголок уединения’ ‘,уголок книги;

    -средней интенсивности: театрализованная , музыкальная ,зона конструирования;

    -зона насыщенного движения: спортивный уголок.

    Принцип активности

    Условия для самостоятельной детской деятельности и творчества

    Уважение результатов детской деятельности

    Это возможность совместного участия взрослого с ребенком в создании окружающей среды. Принцип уважения к мнению ребёнка (учет мнений, пожеланий детей при построении среды ,её изменении , обогащении ).Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами , повышая тем самым функциональную активность ребёнка .Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления .При этом надо учитывать и интересы взрослых, взаимодействующих с детьми.

    Использование  модульного оборудования можно использовать для смены конкретного цветового решения в групповом помещении, для повышения активности людей, находящихся постоянно в одном помещении;

    центров песка и воды;

    творческих мастерских (книжный уголок, уголок для рисования, где стоит мольберт, листы бумаги разного размера, мелки, карандаши, краски, спортивный уголок, где при помощи пиктограмм дети самостоятельно могут определить ,как можно использовать тот или иной спортивный инвентарь);

    наборов инструментов( для уборки помещений и улицы, обработки клумб и т.д.)

    использование стен (например «стена творчества»предоставлена в распоряжение детей ,они могут писать и рисовать на ней мелом, красками, углём, создавая  как индивидуальные ,так и коллективные работы; другие стены могут быть использованы для размещения на них крупномасштабных пособий .

    Принцип стабильности-динамичности

    возможность гибкого изменения

    Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитее, а послезавтра – станет тормозить его. Понимая ситуацию, что ребёнок не «пребывает» в среде , а преодолевает её, постоянно меняется , а следовательно , меняется для него и его окружение. Для того ,чтобы оно все же оставалось приемлемым для ребёнка , удобным , надо дать ему возможность менять окружающую среду , вновь и вновь созидать её в соответствии со своими вкусами и настроениями.

      Использование сборно-разборной мебели,

      игрушечной мебели,

      емкостей для хранения игрушек,

      многофункциональные игрушки,

      мягкие плоскости, подиумы для отдыха, модули,

      здесь же возможно создание тематических зон (например, мягкая комната, как часть игровой)

      Использование игрового спортивного оборудования,

      игровых столов сложной конфигурации,

      мебель – трансформер,

      вертикальных разделителей,

      кукольного театра,

      костюмерной,

      игрушек – заменителей.

      Принцип комплексирования и гибкого зонирования  позволяет ребёнку не только искать и осваивать истину , но и «уходить»от неё в фантазию , в грёзы ,не только творчески строить , но и разбирать построенное , видеть не только прекрасное , но и безобразное.

      Среда  должна представлять единый комплекс –цветовой ,звуковой, кинестетический(движение, осязание, обоняние и др.) модальностей.

      Построение непересекающихся сфер активности позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься , не мешая друг другу , разными видами деятельности.

      Организация функциональных помещений предусматривает  определения мест для размещения игрового оборудования так, чтобы была задействована не только групповая комната , но и другие помещения.(Спальная комната может быть использована для «тихих» игр, там же можно разместить пособия для развития движений; следует внимательно отнестись к возможностям использования раздевальной комнаты ,её ниши и стен ;так же особого внимания требует организация ванной комнаты, где возможно организовать эксперименты с водой и специальную ”мокрую игровую зону”.

      Условно , в пределах пространства групп можно выделить игровые и тематические зоны, охватывающие все интересы  ребенка:

      -зона познавательного развития(учебная);может быть представлена мини-лаборатория (занимательная математика, развитие речи, космос), в ней имеются энциклопедии, игротеки;

      -зона художественно-эстетического развития представляется средствами для изодеятельности ,детской художественной литературы, детскими музыкальными инструментами, ”стеной” творчества, образцами произведений декоративно-прикладного искусства и т.д;

      -«лаборатория»содержит материал для проведения опытов;

      -театрализованная зона располагает различными видами театральных кукол, масками , декорациями, ширмами;

      -зоны социально-эмоционального развития содержат обыгранную сюжетом систему зеркал, пиктограммы, игровой материал;

      -в зоне экологического воспитания в соответствии с требованиями «Программы» имеются растения ,животные ,макеты природных зон, различный природный материал для изготовления поделок, игротека экологических развивающих игр и т.д.;

      -игровая зона для сюжетно-ролевых игр включает в себя уголки ряженья, модули-макеты игрового пространства;

      -конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного ,мелкого настольного конструктора, игрушек для обыгрывания , схем построек, материала по правилам дорожного движения, безопасной жизнедеятельности;

      -«уголок уединения.»

      -для зоны двигательного развития необходим спортивный комплекс , нестандартное оборудование для физического развития детей.

      Для этого используются ширмы, нетрадиционно располагается мебель и оборудование, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

      Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребёнка

      Эмоциональная насыщенность –неотъемлемая черта развивающей среды. Учитывая то ,что ребёнок в детском саду находится целый день ,то необходимо создавать ему оптимальные условия для игр, обучения и развития в разных видах деятельности.

      Уголки уединения, личное пространство для каждого ребёнка-это специальное для ребёнка организованное место ,собственный «уголок»- то место где можно побыть одному

      Для того чтобы обеспечить каждому ребёнку личное пространство , то есть собственное место, где он мог хранить свои секреты,  можно сшить индивидуальные сумочки ,кармашки на стульчики, в эту систему включаются и структурные ёмкости (например контейнеры) для личных вещей, игрушек, книг и т.п., принадлежащих только ребёнку  .Каждый ребёнок должен быть обеспечен кроватью и шкафом для  хранения одежды.

      Для формирования и развития полноценного образа «Я» необходимо наличие в помещении разновеликих зеркал.

      Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Эстетическая организация среды. Очень часто этот принцип недооценивается. Ведь не секрет. Что основную информацию человек получает с помощью зрения. Именно поэтому следует уделять особое внимание визуальному оформлению предметной среды. В группе должно быть не только уютно и комфортно ,но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

      Сочетание категорий эстетического в разных видах искусства

      Тематические выставки помогают ребёнку лучше познакомиться с народным творчеством.

      С помощью колокольчиков и тарелок, которые размещены в удобном месте  ребёнок может импровизировать, наполняя комнату перезвоном.

      После занятий в течение 3-5 минут можно устраивать музыкальные паузы, «минутку радости»,этюды на релаксацию , перед сном под спокойную классическую музыку –«минутку тишины» или слушание короткой сказки, в течение дня –«динамический час»(по перспективному плану)

      Принцип открытости-закрытости

      (развивающая предметно-пространственная среда должна иметь характер открытой , не замкнутой системы , способной к изменению , корректировке и , самое главное , развитию; такая система должна быть не только развивающей , но и развивающейся).Этот принцип может быть представлен в нескольких аспектах:

      -открытость природе(способствует единству Человека и Природы);

      -открытость культуре в её прогрессивных проявлениях;

      -открытость обществу (особым правом участия в жизни детского учреждения пользуются родители);

      -открытости своему «Я»,собственного внутреннего мира.

      Организация «зелёных комнат»,»зимних садов» в помещениях.

      Альбомы и папки с фотографиями должны хранится в доступном для ребёнка месте ,чтобы он мог по своему желанию рассматривать их.

      Открытость обществу , народу формируется через расширение знаний о родном городе ,иллюстрации ,гербы, кукол в национальных костюмах. Декоративно-прикладное искусство способствует приобщение детей к русской народной культуре.

      Принцип учёта половых и возрастных различий детей реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе нормами

      Создание специализированных игровых зон

      -для мальчиков: ’’Уголок мастера”,транспортные игрушки ,конструктор ”Лего” и многое другое, что привлекает именно мальчиков;

      -для девочек :куклы различных размеров, ”Дом быта”,” Магазин” ,доктор и многое другое ,что привлекает именно девочек

      1.Киреева Л.Г.Организация предметно-развивающей среды :из опыта работы –                                                         Волглград:Учитель,2009.-143с.

      2.Нишеева Н.В.Предметно-пространственная развивающая среда в детском     саду.Принципы построения , советы, рекомендации.- СПб,Детство-Пресс,2010.-128с.

      3.Полякова М.Н. Создание моделей предметно- развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации)Учебно –методическое пособие.-М.,Центр педагогического образования ,2008.- 96с.

      4.Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика .Курс лекций :Учебное пособие для студентов педагогических факультетов . – СПб.,Детство –пресс.2010.-272с.

      Источник