Понятие среды развития ребенка

Понятие среды развития ребенка thumbnail

Рыжова Елена Анатольевна

студентка группы ЗД-42

План

Введение 3

1.Понятие развивающей предметной среды 4

2. Психологические и педагогические подходы к построению предметно-развивающей среды 7

3. Основные принципы построения развивающей среды 9

Заключение 13

Литература 14

Введение

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда детства обеспечивает разные виды деятельности ребенка-дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку.

Предметно-развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

Понятие развивающей предметной среды

Предметно-развивающая среда – система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.

Создавая развивающую среду, важно учитывать особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности. Если в группе окажется мальчиков больше, чем девочек, – среда должна быть иной, чем там где девочек больше.

Особенности среды во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это найдет отражение в обстановке. Другой педагог предпочитает уделять внимание изобразительной деятельности – это также будет заметно в созданной среде.

Таким образом, нет жестких, детализированных требований к построению среды в разных образовательных учреждениях, поскольку образовательные программы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем, можно выделить наиболее общие положения (требования) при создании развивающей среды в дошкольных учреждениях, основанные на современных подходах к образованию.

1.В каждой возрастной группе нужно создавать условия для самостоятельной активной целенаправленной деятельности (игровой, двигательной, изобразительной, театральной).

2.Организация и размещение предметов развивающей среды должны отвечать возрастным особенностям детей и их потребностям. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, где, как во что играть. Подбор оборудования и материалов для групп определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Например, для детей третьего года жизни нужно свободное, достаточно большое пространство, где можно удовлетворить потребность в активном движении: катании, игры с крупными двигателями. Группе четырехлетних необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с большим количеством атрибутов. У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляется потребность в игре со сверстниками, создании своего мира в укромных уголках. Поэтому дети пятого года жизни будут с удовольствием уютные домики и другие сооружения, рассчитанные на игру 2 – 3 человек. В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают совместные игры, оборудование необходимо размещать так, чтобы было удобно организовывать совместную деятельность.

Читайте также:  Развитие ребенка в алкогольной семье

3.Динамичность – статичность среды. Развивающая среда не может быть построена окончательно. Примерно раз в два месяца часть необходимо заменять, переставлять оборудование. В группе нужно иметь «запасник ценных вещей», где в неглубоких коробках, ящиках сосредоточены разные полифункциональные предметы, материалы, куски ткани, которые позволят детям самостоятельно изменять пространственную среду с позиции своих интересов.

4.Функциональность предметов развивающей среды. В обстановке группы должны находиться только те материалы, которые востребованы детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будет использовано, его следует вынести. Группа не должна походить на склад для хранения материалов и пособий.

5.Среда должна быть наполнена развивающим содержанием, соответствующим:

– интересам мальчиков и девочек. Например, для старшего дошкольного возраста в центре ручного труда и конструирования следует разместить образцы изготовления различной техники (мальчикам), сумочки, куклы с гардеробом вещей, предметы быта (девочкам);

– «зоне ближайшего развития». В обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям определенного возраста, должно быть включено приблизительно 15 % материалов, ориентированных на более старший возраст.

6.Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха. Это могут быть подиумы с мягкими подушками, легкие воздушные беседки из прозрачной ткани, мягкая мебель в тихой зоне возле цветов, аквариумов.

Развивающая предметная среда группы должна способствовать реализации цели, задач и содержания выбранной программы. В РФ утверждено несколько комплексных программ («Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой; «Радуга» Т.Н.Дороновой; «Детский сад – дом радости» Н.М.Крыловой; «Детство» под ред. Т.И.Бабаевой). Цели образования дошкольников в этих программах существенно отличаются друг от друга, а следовательно организация жизненного пространства детей в каждом случае имеет свои особенности.

Психологические и педагогические подходы к построению предметно-развивающей среды

При организации предметной среды в групповом помещении педагогам необходимо учитывать все, что будет способствовать становлению базовых характеристик личности каждого ребенка, развитию его способностей и интересов. Важно помнить, что предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы.

Так, в старшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются интеллектуальная, нравственно-волевая и эмоциональная сферы личности ребенка. Дети начинают ощущать себя старшими среди других воспитанников, и задача воспитателя – помочь им понять это новое состояние. Учитывая характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей взрослыми, воспитатель должен создать условия для развития у них самостоятельности, инициативы и творчества.

При формировании предметно-развивающей среды в старшей группе педагогический коллектив ДОУ поставил цель выполнить проект с минимальными экономическими затратами, поскольку далеко не каждое дошкольное учреждение может рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Таким образом, старшая группа “Подсолнухи” была оборудована силами педагогов по собственным эскизам с использованием подручного и бросового материалов.

Развивающее пространство, учитывающее возрастные особенности дошкольников, было организовано на основе следующих принципов.

Принцип индивидуальной комфортности заключается в обеспечении эмоционального благополучия ребенка, развитии его положительного самоощущения. Интерьер групповой комнаты, приближенный к домашней обстановке, помогает дошкольникам легче адаптироваться к детскому саду, способствует снятию стрессообразующего фактора. Созданные в группе условия успокаивают, уравновешивают эмоциональный фон, оказывают благоприятное влияние на нервную систему детей. Например, панно “Подсолнухи”, представляющее собой яркий фотомонтаж из жизни воспитанников группы, поднимает настроение, гасит негативные эмоции, располагает к общению.

В соответствии с принципом эстетичности и красотыв оформлении помещения группы выдержан единый стиль. Стены, шторы, палас подобраны в приятной для глаз светло-зеленой цветовой гамме, не нарушают общей гармонии. Светлые стены и белые потолки оптически расширяют пространство, создают ощущение простора и легкости. Развитию правильного светоощущения детей служат цветовые пятна в интерьере группы: искусственное дерево цветущей сакуры, яркое панно на стене, игрушки, постеры в рамках. Удачно подобранная цветовая палитра способствует всестороннему гармоничному развитию дошкольников.

Читайте также:  Как ускорить развитие речи ребенок

Важным при организации предметно-развивающей среды является принцип безопасности оборудования и материалов для здоровья детей. Мнение ребенка относительно содержания предметной среды также следует учитывать, поэтому воспитанники активно вовлекаются в процесс оборудования игровых зон и уголков, вносят свои предложения.

Педагоги стремятся создать в группе условия как для совместной деятельности воспитанников, так и для индивидуальной, учитывая особенности развития каждого дошкольника.

Основные принципы построения развивающей среды

В структуре среды, влияющей на формирование личности ребенка, выделяется природная социальная среда, она имеет множество элементов. Среда как многокомпонентное явление – предмет изучение философов, педагогов, экологов, психологов, и других специалистов.

О воспитательных возможностях среды для подрастающего поколения писали Л.Н.Толстой, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, Л.К.Шлегер, П.П.Блонский. Как подчеркивал А.С.Макаренко воспитывает среда, «организованная наиболее выгодным образом». Новаторским явлением стал опыт работы «Школы под голубым небом» В.А.Сухомлинского, в которой использовался воспитательный потенциал природной среды (обучение на природе).

В 80-е гг. 20 в. активно изучалось взаимодействие среды. Стал использоваться термин «образовательная среда», была разработана теоретическая модель содержания образования, стержнем которой является образовательная среда. Модель представляет собой систему «человек – образовательная среда – мир – предметные формы – искусство – общество).

Автор диссертационного исследования на тему «Эмоционально-насыщенная образовательная среда, как средство коммуникативного развития старших дошкольников» Е.В.Рыбак, рассматривает образовательную среду как зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов, как особое личностное пространство познания и развития. В работе теоретически обосновано необходимость создания развивающей среды в дошкольном детстве. Она базируется на концептуальных положениях о роли социокультурно – образовательной среды воспитании человека, о природо– и культуросообразности народности; системоформирующих  средовых факторах управления нервно-психическим развитием; развитие эмоционального мира личности; на идеи гуманизации образования.

Средоориентированное образование (воспитание, обучение), считает Е.В.Рыбак предполагает научное осмысление системы терминов: предметная, культурная, духовная и духовно-материальная, природная, информационная, внешняя и внутренняя, развивающая, социокультурная, эмоциональная, комфортная.

Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин  «развивающая среда». Л.В.Свирская понятие «предметно-развивающая среда» предполагает классифицировать как духовную, материальную, предметную.

В курсе «Дошкольная педагогика» – одно из профильных дисциплин подготовки будущих специалистов дошкольного образования – предусмотрено ознакомление с разными аспектами терминов «среда» и «развивающая среда». Среда рассматривается как межпредметное понятие важнейшее для педагогики, как фактор развития личности ребенка в узком и широком смысле этого слова (микро-, мезо-  и мазофактуры). Социокультурная среда раскрывается как фактор сдерживающий или наоборот активизирующий процесс развития ребенка (благоприятная, тепличная, враждебная, агрессивная, нейтральная среда. При этом подчеркивается роль взрослого в фильтрации вредных воздействий среды на маленького ребенка, который не может сделать это самостоятельно.

Под развивающей средой понимается не только предметное окружение. Она должна быть особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на развитие ребенка.

Создание развивающей среды в рекомендациях «по экспертизе образовательных программ» для ДОУ РФ рассматривается как необходимое требование для их реализации. В последние годы появились парциональные программы специализации личности ребенка с целью формирования благоприятной среды воспитания и обучения, укрепления духовных связей воспитывающих и воспитуемых, развитие самосознания дошкольников  («мы основа безопасности жизнедеятельности, азбука нравственности, вместе, чудесный город»).

Требования к среде развития – важный компонент государственного стандарта дошкольного образования. Среда развития ребенка как комплекс материально – технических, санитарно – гигиенических, эргономических, эстетических, психолого – педагогических условий, обеспечивающих жизнедеятельность детей и взрослых, является предметом экспертизы в период лицензирования и аттестации ДОУ. С этой целью разработаны критерии оценки условий пребываний детей в детском саду. Ребенок – дошкольник даже обладая элементарными навыками чтения, не может самостоятельно использовать книгу, как источник знаний. Социальный опыт, новые сведения об окружающем мире он получает в процессе непосредственного общения со взрослыми. Поэтому очень важно, чтобы она была именно развивающей.

Читайте также:  Физические показатели развития ребенка по месяцам до года

Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в самостоятельной деятельности, обеспечивает разные виды его активности (умственную, физическую, игровую), становится основной для самостоятельной деятельности, условием для своеобразной формы самообразования.

– Учет индивидуальных социально-психологических и возрастных особенностей у детей;

– Организация совместного общения педагога и ребенка, основанного на сотрудничестве;

– Учет индивидуальных интересов, склонностей и потребностей детей.

– Развитие любознательности и творческих способностей;

– Всемерное развитие эмоциональной личностной сферы ребенка.

– Среда (Обогащенная) – предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
– Среда (Предметная) – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности  детей.
– Развивающая предметная среда (ПРС) – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка, становления его творческих способностей, обеспечивающих разнообразие деятельности; обладает релаксирующим воздействием на личность ребенка. 

Заключение

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено её значимостью для разностороннего развития ребенка, успешной социализации в обществе.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ребенка, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

В связи с выходом в свет ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации, требований к созданию предметно-развивающей среды, в настоящее время возникает необходимость инновационного подхода к организации среды развития ребенка, который определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГТ строится таким образом, чтобы дать возможность педагогам наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности, а каждому ребёнку иметь возможность реализовать собственные потребности и интересы, свободно заниматься любимым делом. При этом очень важно обеспечивать условия для самореализации детей с разным уровнем развития. И всё это не игнорируя социальный заказ и запросы родителей детей, посещающих ДОУ.

Литература

1.Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду// Дошкольное воспитание. № 5. 99. С. 32-38.

2.Артамонова О. Предметно-пространственная развивающая среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. № 4. С. 37-42.

3.Бородова А.Л. Дидактическая игра как средство развития детей (третий год жизни). Минск.: «Нар. асвета», 1967.

4.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост.

А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. И доп. М.: Просвещение,

1983.

5.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956.

6. Дошкольная педагогика. Программа дисциплины и методические

рекомендации к ней / Авторы сост.: к.пед.н., доц. О.В. Солнцева, д-р пед.н.,

проф. М.В. Крулехт, к.пед.н., проф. Т.И. Бабаева. СПб.: Изд. РГПУ им.

А.И. Герцена, 2004.

7.Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. Заведений. 5-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 416 с.

8.Люблинская А.А. Очерки психологического развития ребенка. 2-е изд. М., 1965, С. 234-235.

9.Марецкая Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального, художественного и творческого развития дошкольника «Гном-Пресс», 2005.

10.Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. СПб.: «Детство-

Пресс», 2005.

Источник