Понятие школьная зрелость диагностика влияние на развитие организма ребенка

Понятие школьная зрелость диагностика влияние на развитие организма ребенка thumbnail

Проблема готовности ребенка к процессу школьного обучения набирает свою актуальность уже начиная с выпускных групп детского сада. Еще более острой проблему диагностики психологической зрелости делает обучение детей в школах с шестилетнего возраста.

дети в группе

Определение

Школьная зрелость – это понятие психолого-педагогического характера. Прежде всего оно означает соответствие определенного физического уровня и социального развития определенным требованиям педагогики. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов. Это и физиологическая, и психологическая, и социальная готовность.

определение уровня готовности к школе

Важность психологической готовности

Определение школьной зрелости необходимо проводить до сентября, до того, как ребенок пойдет в первый класс. Нередко бывает так, что при поступлении в школу первоклассник умеет и считать, и писать, но внутренне и психологически к обучению в школе еще не готов. Родители чаще всего обращают внимание на интеллектуальную готовность ребенка, абсолютно забывая о таком показателе, как эмоциональная и социальная готовность обучаться в условиях школы, ведь именно эти аспекты и обеспечивают успешность обучения.

дети читают книги

Соответствие уровню ребенка

Выготский писал о том, что в процессе развития ребенка есть оптимальные сроки для различных типов обучения. Это означает, что на определенных возрастных этапах обучение конкретному предмету или знаниям оказывается более легким и плодотворным, именно поэтому столь важна своевременная оценка школьной зрелости.

Известно, что до четырехмесячного возраста обучать младенцев речи неэффективно, а двухлетнего ребенка вряд ли кто-то станет обучать грамоте. Все по той причине, что в данном возрасте ребенок еще не созрел для этого. Тех функций, которые нужны для такого типа обучения, у него попросту нет.

Компоненты готовности

Школьная зрелость – это достижение ребенком такого уровня развития психики, который обеспечивает ему способность принимать непосредственное участие в процессе школьного обучения.

Это значит, что есть немало объективных причин, которые могут затруднить процесс освоения ребенком школьных навыков. В их основе лежит физиология головного мозга, а именно незрелость корковых и регуляторных структур. Таким образом понятие «школьная зрелость» базируется и на психологических составляющих, и на физиологии ребенка, и на его биологической готовности к учебе.

Учебные занятия необходимо организовывать строго с в соответствии с теми возможностями, которыми обладает ребенок на данном этапе. На пороге школы ребенок должен быть зрелым:

  • физически,
  • умственно,
  • эмоционально,
  • социально.

Если умственное (или же интеллектуальное) развитие родители и педагоги ставят во главу угла, то здоровье ребенка и его психическая готовность оказываются вне поля зрения. При этом имеется в виду не только здоровье физическое, но и социальное. Школьная готовность и школьная зрелость – термины синонимичные, они включают в себя весь спектр показателей. Готовый к обучению интеллектуально ребенок не станет успешным, если у него нет зрелости социальной или эмоциональной. Психологи в один голос утверждают: пусть лучше ребенок будет немного недотягивать до высокого уровня интеллектуального развития, но у него не будут присутствовать симптомы невротического заикания. Речь не идет о тех детях, которые уже достигли школьной зрелости.

ребенок, готовый к школе

Это показатель, который должен быть оценен каждым из родителей, прежде чем отправлять ребенка по достижении определенного возраста в школу. Пусть лучше дочь не будет претендовать на звание «Мисс Лучшая Первоклассница», но у нее пройдут нервные тики. Со временем успех придет, а трудности социальной адаптации в первом классе могут оказать негативное влияние на все последующее обучение.

Уровни зрелости: высокая готовность

Школьная зрелость ребенка – это показатель, который имеет четыре уровня. Высокий отличается наличием следующих навыков и свойств у ребенка:

  • хорошее физическое развитие;
  • готовность деткой руки к письму;
  • умение аккуратно копировать печатный или письменный тест;
  • умение работать с ножницами;
  • хороший слух;
  • достаточно широкий кругозор, общая осведомленность;
  • богатый словарный запас;
  • умение читать по слогам;
  • ребенок понимает переносный смысл пословиц;
  • знает цифры;
  • регулирует свое поведение;
  • обладает устойчивым стремлением пойти учиться.

ребенок и родитель

Средний уровень

На данном уровне ребенка также можно считать готовым к обучению в школе.

Он предполагает:

  • готовность руки к письму;
  • хороший слух;
  • знание стихов, сказок, хороший словарный запас;
  • ребенок слышит сказку или историю и после ее прочтения взрослым может ответить на простые вопросы;
  • знает цифры и счет в пределах 10;
  • произвольно регулирует свое поведение;
  • при незначительной помощи взрослого способен решать учебные задачи.

Уровень ниже среднего

На данном этапе обучение в школе может создавать для ребенка существенные трудности. Характеризуется:

  • удовлетворительным или хорошим физическим развитием;
  • умением удовлетворительно копировать печатные или же письменные буквы;
  • слабо развитой речью;
  • умением устанавливать очевидные сходства и различия в понятиях, осуществлять несложные операции обобщения (например, объединить картинки по принципу «животные» или «растения»);
  • неустойчивым желанием учиться.

Низкий уровень

Деток на данном уровне отдавать в школу не рекомендуется. Основные свойства и признаки его таковы:

  • хорошее или удовлетворительное физическое развитие;
  • узкий кругозор;
  • отсутствие готовности руки к письму;
  • маленький словарный запас;
  • умение пересказывать текст только при содействии взрослого;
  • слабая мотивация к учебе;
  • отсутствие навыков произвольной деятельности.

Методика школьной зрелости Керна-Иразека

Для определения уровня подготовленности ребенка родителям удобнее всего будет при помощи теста Керна-Иразека. Он состоит из трех частей:

  • нарисовать человека;
  • скопировать слова, написанные от руки;
  • срисовать десять точек, которые располагаются в виде пятиугольника.

Выполнение данных заданий позволяет получить представление об уровне психического развития ребенка, его моторике, мышлении.

Для проведения данного теста берут чистый лист бумаги и ручку (карандаш). Слева взрослый пишет простую фразу: «Он ел суп». Размеры главной буквы должны быть приблизительно 1,5 см, а остальных – 1 см.

Потом рисуют десять точек в форме прямоугольника. Расстояние между ними должно составлять приблизительно 1 см., а диаметр – 2 мм.

Ребенка просят изобразить на чистой стороне человека: «Пожалуйста, нарисуй, мужчину так хорошо, как у тебя получится». Если малыш хочет нарисовать женщину, необходимо настоять на том, что изображать нужно именно мужчину, но подсказывать взрослый не должен.

После непродолжительного отдыха дают второе задание: «Посмотри на фразу на левой стороне листа. Ты пока еще не учился писать, но сейчас попробуй – может быть, получится. Внимательно посмотри, как написано здесь, и рядом справа напиши точно также».

К заключительному заданию дают такую инструкцию: «Здесь нарисованы точки. Постарайся рядом изобразить такие же».

При этом ребенка необходимо хвалить, не подгонять его, разрешать делать исправления.

Когда у малыша получится выполнить все задания, следует оценить полученные результаты. Оптимально делать это вместе с педагогом, но можно провести оценку самостоятельно. Используется пятибалльная шкала, где самый высокий балл – 1, а самый худший – 5.

Тест на школьную зрелость

Оценка задания «Нарисовать мужчину»

Производится следующим образом.

  • 1 балл – хорошо прорисована голова, конечности, туловище. Есть шея. Размеры головы не превышают туловище, на ней изображены детали (глаза, рот, нос). Есть кисти рук. Фигура имеет соответствующую мужскую одежду. Рисунок сделан синтетическим способом (видно, что ноги растут из туловища, а не просто прикрепляются к верхней части).
  • 2 балла – выполнены все требования, кроме синтетического способа.
  • 3 балла – рисунок имеет голову, конечности, туловище. У фигуры нет волос, ушей и пр.
  • 4 балла – примитивное изображение с головой и туловищем. Конечности нарисованы при помощи только одиночных линий.
  • 5 баллов – нет четкой прорисовки туловища.

Копирование слов

Оценивается так:

  • 1 балл – фраза скопирована полностью и аккуратно. Буквы ребенка могут быть больше, однако превосходят образец не более, чем в два раза. Фраза начинается с заглавной буквы, изображены все три слова на горизонтальной линии. От нее может быть отклонение вверх или вниз, однако не более, чем на 30о.
  • 2 балла – образец списан хорошо. Фраза может быть крупнее более чем в два раза, уходить вверх или же вниз;
  • 3 балла – наблюдается разбивка на три слова. Хотя бы четыре буквы прописаны четко;
  • 4 балла – совпадение с образцом двух букв;
  • 5 баллов – каракули.

Срисовывание точек

Оценивается следующим образом:

  • 1 балл – порядок скопирован, отклонения от образца незначительны. Может наблюдаться увеличение или же уменьшение, однако не более, чем в два раза. Рисунок расположен параллельно образцу.
  • 2 балла – расположение точек соответствует. Отклонения не более трех точек на такое расстояние, которое не превышает половины изначального расстояния между точками на образце.
  • 3 балла – в целом изображение соответствует образцу, оно не больше первоначального более, чем в два раза. Число точек может не совпадать. Их количество не должно превышать 20 и быть менее 7.
  • 4 балла – общий контур не соответствует, однако состоит из точек.
  • 5 баллов – каракули.

Школьная зрелость – это показатель, который предполагает по данному тесту от 3 до 15 баллов в сумме. Уровень ее рассчитывается так:

  • 3-6 баллов – высокий уровень психологической зрелости;
  • 7-12 – средний;
  • 13-15 – низкий уровень, необходимость проконсультироваться со специалистом.

школьные принадлежности

Диагностика школьной зрелости позволяет вовремя определить особенности развития ребенка. Нередко оказывается так, что документальный возраст не соответствует психологическому и социальному. Поэтому родители должны заранее обратить внимание не только на интеллект ребенка, но и на другие его способности. При необходимости проводится коррекционная работа с психологом, которая позволяет избежать трудностей при обучении младшего школьника.

Источник

Школьная зрелость и готовность ребенка к школьному обучению: условия формирования готовности к школьному обучению.

Подготовка к школе – это содержательный, индивидуально ориентированный образовательный процесс. Этот процесс предполагает взаимодействие педагогов, родителей, детей, т.е. связь детского сада и семьи. Процесс подготовки к школе решает задачи становления основных компонентов готовности (развитие самостоятельности и активности, развитие коммуникативных умений, развитие познавательной активности, развитие воображения и творчества, развитие кругозора ребенка и укрепление его здоровья).

Основная цель готовности ребенка к школе – это профилактика дезадаптации ребенка к школе и помощь ребенку к адаптации к школьному обучению. Чтобы обеспечить высокий уровень готовности необходима преемственность детского сада и школы, которая предполагает что детский сад ориентируется на требования школы и на тот социальный заказ, который есть в обществе, а с другой стороны школа опирается на достигнутый уровень развития ребенка, учитывает его и обеспечивает его дальнейшее развитие. Готовность к школе – это результат учебно – воспитательной работы детского сада, это показатель работы воспитателя.

Школьная зрелость – это совокупность морфо-физиологических и психологических особенностей ребенка, обеспечивающая ему успешный переход к систематическому, организованному школьному обучению.

Достижение школьной зрелости зависит:

  • от органических факторов, от генетических факторов,
  • от факторов здоровья,
  • от психологических факторов (среды, активности ребенка, эмоциональной атмосферы).

Причинами школьной незрелости могут быть:

  • недостатки воспитательной среды,
  • недостатки в соматическом здоровье ребенка,
  • раннее повреждение ЦНС,
  • задержка умственного развития.

Школьную зрелость определяют тремя взаимосвязанными компонентами:

  • физическая готовность (состояние здоровья и физическое развитие ребенка, соответствие нормативным требованиям);
  • специальная готовность (умения и навыки, необходимые для освоения чтения, письма, счета);
  • психологическая готовность (единство в развитии психических качеств для необходимого уровню психического развития, необходимый и достаточный уровень сформированности у ребенка определенных психологических новообразований: «внутренней позиции школьника», произвольности, обучаемости, способности действовать по образцу и т.д).

Психологическая готовность включает в себя:

  • интеллектуальную (соответствующее возрастному уровню зрелость всех познавательных и психических процессов),
  • социально – психологическую (формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника),
  • личностную (состояние определенного уровня развития мотивационной и волевой сферы).

Личностная готовность к школе – ведущий компонент в структуре школьной готовности, это ряд психологических личностных качеств, помогающих ребенку самоопределиться в школе, осмыслить свое новое положение, свое новую роль в этом новом для него мире под названием «ШКОЛА».

В возрасте 6-7 лет у ребенка формируются новые личностные новообразования, от того, насколько зрелыми являются эти качества, и зависит степень личностной готовности ребенка к школе. К ним относят:

  • новый уровень самосознания – желание выполнять социально значимую роль (желание занимать в обществе статусную роль «как взрослый», «я уже не малыш, я не детсадовец, я школьник»),
  • возникновение сознательной иерархии мотивов (способность выделять свои главные и второстепенные потребности),
  • формирование умения себя оценивать – способность к самооценке.

Божович выделяет несколько параметров психологического развития ребенка, влияющих на успешность обучения в школе: это личностная и интеллектуальная готовность. При этом выделяла наиболее важные компоненты, влияющие на успешность в школе: это определенный уровень мотивационного развития ребенка, который включает познавательные (познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями») и социальные мотивы учения (связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений), достаточное развитие произвольного поведения и определнный уровень развития интеллектуальной сферы.

Эльконин важным аспектом выделял волевую готовность, которая заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учеба, положительно относиться к целям деятельности, стремление преодолевать трудности, стремление к достижению результата своей деятельности. С формированием волевых качеств связана способность ребенка соподчинять мотивы и таким образом управлять своим поведением.

Кравцова основной упор делаетна роль общения в развитии ребенка – это коммуникативная готовность, которая проявляется в способности к содержательному общению со взрослыми и сверстниками, в умении следовать нормам и правилам культурного общения.

В работах Бабаевой, Божович, Венгер, Выготского становление готовности обусловлено, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности игры, познания, общения, предметно – трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят перемены. Если ДОУ дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5-7 лет. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования, создания системы непрерывного образования, осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

На первый план выступила проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Организация предшкольной подготовки требует соблюдения ряда условий для подготовки ребенка к школе. Подготовка детей к школе в семье совершенно необходима. Роль родителей в подготовке детей к школе огромна. В семье ребенок вырабатывает умение преодолевать трудности, всесторонне развивается, происходит обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих, формируются познавательные интересы, происходит развитие эстетического чувства в процессе привлечения внимания дошкольника к явлениям повседневной жизни, к предметам, окружению быта. Однако не все родители могут обеспечить полную, всестороннюю подготовку своего ребёнка к школьному обучению, усвоению школьной программы.

Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов.

Работа воспитателя на занятиях по формированию готовности к школе включает в себя: диагностику и оценка готовности дошкольников; реализацию по этим данным индивидуально дифференцированного подхода; обеспечение взаимодействия педагогической, психологической и медицинской служб дошкольного образовательного учреждения; осуществление преемственности в работе ДОУ и школы, формирование игровой деятельности, моделирование образовательной среды, способствующей его личностному и познавательному развитию, направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.

Главные цели предшкольной подготовки – сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень речевого развития и сенсомоторной координации у ребенка. Основными формами образования детей в предшкольных группах являются занятия, требующие познавательной активности, двигательно-активные, театрализованные, сюжетно-ролевые игры; продуктивная художественно-эстетическая деятельность, экспериментирование и опытническая деятельность, конструирование и моделирование. Другая форма предшкольного образования, реализуемая в ДОУ, – группа кратковременного пребывания для подготовки детей к школе. Дети посещают занятия в режиме ДОУ, общаются со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности, посещают кружки, оздоровительные мероприятия. Один из компонентов определения готовности ребенка к школьному обучению – состояние его психического и физического развития. Поэтому важнейшая задача по интеграции ДОУ и школы – укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма заболеваниям путем систематического закаливания, рационального режима. правильного питания, создания условия для повышения самостоятельной двигательной активности.

Наблюдения физиологов, психологов, педагогов показывает, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей с трудом адаптируются к новым для них условиям жизни, лишь частично справляются со школьным режимом и учебной программой. Особенности школьной адаптации, зависит и от степени готовности ребенка к школьному обучению. В период адаптации у детей могут возникать функциональные отклонения (зажатость, скованность излишняя подвижность, крикливость нарушения сна, аппетита, капризность, увеличение количества заболеваний и др), которые проходят сами собой и поэтому не требуют специальной работы. Выделяют 3 уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий.

Таким образом, готовность к школьному обучению – сложная многогранная проблема, которая охватывает период не только 6-7 лет, но весь период дошкольного детства (как подготовительный к школе этап), и младший школьный возраст (как период школьной адаптации и формирования учебной деятельности).

Источник