Понятие речевого этикета и речевое развитие ребенка

Понятие речевого этикета и речевое развитие ребенка thumbnail

РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ И СПОСОБЫ ЕГО УСВОЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ

А.А.Белицкая

ФГБОУ ВПО «Армавирская государственная педагогическая академия»,

факультет дошкольного и начального образования,

Армавир

В 2013 году утверждены ФГОС дошкольного образования, среди задач которых «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества» [1]. В связи с этим возрастает роль культурно-речевого воспитания детей. На основании данного положения было проведено исследование на базе МБДОУ детского сада № 4 МО Каневской район.

Цель исследования состоит в разработке эффективной методики формирования коммуникативных умений, связанных с употреблением этикетных выражений с учетом ситуации общения (умение приветствовать, прощаться, извиняться, благодарить, утешать, отказывать, приглашать в гости и принимать гостей).

Объектом исследования является процесс усвоения дошкольниками правил речевого этикета.

Предметом исследования являются способы усвоения правил речевого этикета.

Гипотеза исследования заключается в том, что предлагаемая методика усвоения правил речевого этикета позволит, во-первых, ввести в активный словарь дошкольников достаточное количество этикетных стереотипов, во-вторых, сформирует умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения.

Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Провести проблемный анализ педагогической, психологической, лингвистической и методической литературы.
  2. Выявить уровень сформированности коммуникативных умений дошкольников.
  3. Разработать и апробировать программу формирующего эксперимента.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный материал может быть использован воспитателями детских садов в ходе их профессиональной деятельности.

Опытно – экспериментальная работа по усвоению детьми дошкольного возраста правил речевого этикета построена с целью определить активный словарь дошкольников с точки зрения количества этикетных выражений в нем и умение использовать их с учетом ситуации общения. Мы рассматривали правила речевого этикета в следующих ситуациях: приветствия, прощания, извинения, благодарности, просьбы, утешения, отказа, ситуация приглашения в гости, ситуация гостя и хозяина.

Перед нами стояли задачи:

Провести анкетирование среди воспитателей детских садов, познакомиться с опытом их работы в этом направлении;

Провести наблюдение за речевым поведением дошкольников в естественных и искусственных речевых ситуациях.

На первом этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование, в котором приняли участие воспитатели детских садов со стажем работы более 10 лет. Анализ анкет показал, что знакомство с понятием речевого этикета проходит на занятиях по этикету. С правилами речевого этикета, предполагающими знакомство с речевыми формулами, используемыми в типовых ситуациях, дети знакомятся как на занятиях, так и в повседневной жизни.

На втором этапе мы наблюдали за речевым поведением детей в естественных ситуациях. Мы заметили, что приветствия детей однотипны- это речевая форма «Здравствуйте» по отношению к воспитателю, чаще всего без обращения к нему, с другими дети либо не здоровались, либо произносили однотипные речевые формулы. При уходе из детского сада дети говорили только «До свидания», не называя имени воспитателя. В ситуации, когда нужно было извиниться, дети передавали извинение мимикой, сожалением, но подходящие слова подбирали с трудом. В ситуации благодарности дети употребляли слово «Спасибо», в ситуации просьбы – «Пожалуйста», в ситуации отказа – «Нет, не могу».

Таким образом, в активном словаре детей старшего дошкольного возраста, по нашим наблюдениям, небольшое количество этикетных выражений, все они носят однотипный характер, употребляются без называния тех лиц, к которым обращались с речью. Дети не путают этикетные выражения в различных ситуациях, употребляют их к месту, но иногда вообще не знают, какое речевое выражение употребить, например, в ситуации утешения, благодарности за поздравление, в ситуации гостя во время празднования дня рождения и т.д.

Детям подготовительной группы на этапе констатирующего эксперимента предлагались и искусственные речевые ситуации. Анализ речевых высказываний детей в этих ситуациях показал те же результаты: однотипность и однословность этикетных выражений («Здравствуйте», «До свидания», «Извините», «Пожалуйста», «Спасибо»), и затруднение в выборе речевых высказываний.

Для организации работы по данной проблеме мы продумали темы занятий, определили цель и задачи каждого занятия, определили приемы работы, подобрали дидактический материал, отвечающий нашим требованиям. Уделили особое внимание подбору ситуаций и последовательности их анализа для того, чтобы работа по формированию умений использовать в речи этикетные выражения носила эффективный характер.

После проведения серии занятий, посвященных правилам речевого этикета, наблюдений за речевым поведением детей старшего дошкольного возраста, мы приступили к контрольной проверке полученных результатов. Мы установили наблюдение за речевым поведением детей, привлекли к этой работе помощника воспитателя, музыкального работника, родителей с целью проверки частоты употребления этикетных выражений детьми.

Наблюдение за детьми велось в течение одного месяца. Конечно, мы не могли ежеминутно следить за всеми одновременно, но показатель того, насколько речевое поведение детей изменилось, дает нам право думать, что этикетные выражения детьми усвоены.

В ситуации приветствия дошкольники стали употреблять выражения «Доброе утро!», «Добрый день!», «Привет», причем всегда с обращением, к тому человеку, которого приветствовали.

В ситуации прощания дети стали употреблять выражения «Пока!», «В добрый путь», «Счастливо», «До встречи», «Спокойной ночи».

В ситуации просьбы дети научились вежливо обращаться с просьбой к другому человеку. Их словарный запас пополнился выражениями «Будьте добры», «Пожалуйста», «Не трудно ли вам».

В ситуации благодарности и извинения дети учились произносить слова «Извините», «Простите», «Позвольте», «Разрешите», «Благодарю вас», испытывали себя в ситуации благодарности маме за вкусный обед, благодарности гостям за подарки, учились отвечать на благодарность словами «Не стоит благодарности», «Мне приятно это слышать», «Спасибо за добрые слова».

Дошкольники научились ориентироваться в ситуациях утешения, отказа – стали внимательнее относиться друг к другу, утешать тех, кто в этом нуждался, научились вежливо отказывать.

Дети на наших занятиях побывали в роли гостей и хозяев, научились поздравлять именинников, произносить пожелания, преподносить подарки и благодарить за них, приглашать гостей к столу.

Наблюдение за речевым поведением детей, анализ их речевых действий показали, что словарный запас, включающий разнообразные этикетные выражения, повысился, дети научились ориентироваться в тех ситуациях, о которых мы говорили на наших занятиях.

Гипотеза исследования, которая заключалась в том, что предлагаемая методика усвоения правил речевого этикета позволит ввести в активный словарь детей старшего дошкольного возраста достаточное количество этикетных стереотипов и сформирует умение выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения, подтвердилась. Таким образом, задачи, стоявшие перед нами, выполнены, работа цели достигла.

Литература:

  1. ФГОС ДО. Режим доступа: https://минобрнауки.рф
  2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург, 2000.
  3. Зимина М.С. Азбука этикета. – СПб., 2008.

Источник

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №171» города Кирова

Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста

Г. Киров 2016

Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста.

Одно их противоречий современного общества – настоятельная потребность в гуманных отношениях между людьми, дефицит доброты и культуры отношений. Одним из средств гуманизации отношений выступает речевой этикет, освоение, которого должно происходить с раннего детства. Поэтому так важно заложить обучение речевому этикету в дошкольном детстве.

Речевой этикет – это формулы хорошего тона, обеспечивающие комфорт в общении, поскольку они способствуют установлению доброжелательных отношений. Речевой этикет – это также элемент национальной культуры, вырабатываемый народом не одно столетие.

В «Словаре по этике» понятие «этикет» определяется как совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям. А именно: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда. Действительно, этикет выражается в самых разных сторонах нашего поведения. Этикетное значение могут иметь разнообразные движения человека, позы и положения, которые он принимает. В этикетных целях часто используются предметы (приподнятая шляпа, преподнесенные цветы и т.д.) Самую важную роль в этикетном выражении отношений к людям играет наша речь. Если этикет как установившийся в обществе свод правил регулирует поведение в соответствии с социальными требованиями, то речевой этикет регулирует правила речевого поведения.

Речевой этикет, так или иначе, привязывается к ситуации речевого общения и ее параметрам: личностям собеседников, теме, месту, времени, мотиву и цели общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, ориентированных на адресата, хотя личность говорящего также учитывается. Это может быть наилучшим образом продемонстрировано на употреблении Ты- и Вы- форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы-формы употребляются как знак уважения и большей формальности общения; Ты-формы, напротив, соответствуют неформальному общению между равными. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.

Речевой этикет обнаруживает себя по-разному также в зависимости от темы, места, времени, мотива и цели общения. Так, например, правила речевого общения могут различаться в зависимости от того, являются темой общения печальные или радостные для участников общения события; существуют специфические этикетные правила, связанные с местом общения (присутственное место, производственное совещание) и т.д.

К средствам, или единицам речевого этикета относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения.

Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в стандартизированных (типизированных, однотипных) ситуациях речевого общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения выделяется несколько:

обращение и привлечение внимания;

приветствие;

знакомство;

прощание;

извинение;

благодарность;

поздравление;

пожелание;

соболезнование;

сочувствие;

приглашение;

просьба;

совет;

одобрение;

комплимент.

Каждая типизированная ситуация обслуживается группой формул и выражений, которые образуют синонимические ряды. Внутри каждого синонимического ряда различаются формулы:

  • наиболее употребительные, стилистически нейтральные формулы (до свидания, спасибо, здравствуйте);
  • формулы с оттенками значения (до завтра, до вечера, прощайте, доброе утро);
  • формулы с различными стилистическими оттенками (позвольте попрощаться; пока; целую ручки; спасибо; благодарю вас).

Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников. Каждый конкретный акт прощания, приветствия, благодарности, просьбы добавляет к стандартным, устойчивым формулам речевого этикета множество частных «приращений»-мотивировок:

«Я очень благодарна вам за книгу, она мне очень помогла; До свидания, надеюсь, завтра увидимся».

Дополнение формул речевого этикета обращениями и мотивировками вносит в них не только теплоту, но и подчеркивает индивидуальность говорящего. «Приращение» («развертывание») этикетных фраз делает их менее шаблонными, стандартными.

Важную роль играет и то, с какой интонацией произносятся фразы речевого этикета, какими жестами, мимикой и движениями они сопровождаются.

Овладевая речевым этикетом, сложившимся в родном языке, дошкольник должен усвоить:

  • разнообразные формулы речевого этикета по каждой типичной ситуации общения и умение избирательно ими пользоваться, соотнося с обстоятельствами общения и особенностями собеседника;
  • доступные способы «развертывания» вежливых формул;
  • умение произносить их доброжелательно, подчеркивая вежливость мимикой, движением и другими неречевыми средствами.

Обучение речевому этикету осуществляется в тесной взаимосвязи с формированием в группе доброжелательных отношений детей друг к другу.

Каждая ситуация речевого общения предусматривает:

  • обогащение словаря дошкольников вариантами формул речевого этикета,
  • обучение детей способам их «развертывания»;
  • развитие доброжелательности интонации и мимики.

Работа по обогащению и активизации словаря детей за счет формул и выражений речевого этикета проводится в соответствии со следующей последовательностью:

Первый этап – восприятие формул речевого этикета. Для реализации поставленной задачи используют художественную литературу, просмотр инсценировок и постановок.

Второй этап – репродуктивное воспроизведение формул речевого этикета, характерных для выбранной нами ситуации речевого общения.

Третий этап – обучение способам «развёртывания» формул речевого этикета.

Четвёртый этап – обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.

Последовательность работы по формированию речевого этикета внутри каждого этапа определяется логикой усвоения речевого материала от восприятия средств речевого этикета – к их репродуктивному воспроизведению, затем к самостоятельному использованию средств речевого этикета в играх и перенос в повседневное общение.

На первом этапе по восприятию формул и выражений речевого этикета происходит в процессе чтения художественной литературы, когда внимание детей акцентируется на вежливых фразах, употребляемых героями произведений. Чтение поможет развивать положительное отношение к вежливости и её проявлениям, желание запомнить её средства. Можно использовать такие произведения как: «Азбука вежливости» Л.П. Васильевой-Гангус, «Бабушка угощает чаем», «В гостях у Нюши», «Звонит телефон», «Разговор по телефону», «Маша», «До свидания, приходите в гости» Н.Е. Богуславская, Э. Мошковская «Вежливое слово».

На втором этапе для воспроизведения формул речевого этикета используется система игр и упражнений, побуждающих детей к многократному проговариванию формул речевого этикета.

Вначале используются игры, по правилам которых требуется воспроизвести заданные речевые образцы.

После этого дети упражняются в самостоятельном выборе и использовании речевых формул.

В работе по организации воспроизведения формул можно использовать следующие игры:

Словесная игра «Волшебник».

Цель: вызвать у детей репродуктивное воспроизведение различных формул в ситуации приглашения, предложения.

Дидактическая игра «Дети учат Незнайку».

Цель: продолжать упражнять детей в репродуктивном воспроизведении знакомых формул и выражений.

Игровая ситуация «Подбери слова».

Цель: выявить, какие формулы и выражения приглашения, предложения запомнили дети.

Игровые ситуации «В общественном транспорте», «В кино», «В гостях», «В магазине».

После предложенного примера приглашения дети вспоминают свои ситуации приглашения и предложения и формулы, которыми они пользуются в этих ситуациях. По аналогии рассматриваются другие игровые ситуации.

На третьем этапе идет обучение детей развёртыванию формул и выражений речевого этикета. На этом этапе обучение предполагает восприятие развёрнутых формул и их воспроизведение в ситуации приглашения, предложения.

Четвёртый этап предусматривает обучение детей проявлению доброжелательности посредством интонации, мимики.

Дошкольникам называются формулы речевого этикета и подсказываются, с какой интонацией их лучше произнести в данной ситуации. Требуется дополнительная работа, позволяющая подчеркнуть привлекательность доброжелательной интонации и приветливой мимики.

Для обучения проявлению доброжелательности используются игры и этюды:

Игра «Физиономисты».

Цель: продолжать учить выражению разных видов эмоционального состояния.

Этюд «Эмоции».

Цель: учить детей выражать эмоциональное состояние мимикой по заданию ведущего.

Игра «Пантомимы».

Цель: развивать умение невербального общения.

Положительные эмоциональные проявления тона и мимики закрепляются во всех видах игр и заданий, используемых в процессе обучения, и в повседневном общении с окружающими людьми. Игры и этюды упражняют детей в доброжелательности тона и мимики, а привычка поддерживать доброжелательный тон в общении формируется в повседневных делах и заботах ребёнка.

По мере формирования речевого этикета дети учатся управлять силой и тоном своего голоса, приветливой мимикой.

Таким образом, методические приемы, используемые для обучения детей формулам речевого этикета в выбранной ситуации общения, окажутся приемлемыми и эффективными.

Именно в дошкольном возрасте обучение речевому этикету осуществляется успешно в процессе специально организованной работы.

Источник

Особенности развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Мучкина Наталья Андреевна,

воспитатель МБОУ «Лесная СОШ» «Лесной д/с «Аленушка»,

с. Лесное Бийского района Алтайского края,

Важнейшее средство общения людей – речь. О людях судят по тому, что и как они говорят, как доносят до окружающих свои мысли, чувства, впечатления, знания. Речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения друг к другу. Он помогает обозначить свою позицию в споре, не задевая самолюбие оппонента, и воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Речевой этикет – это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям. Как структурное подразделение он является формой этикета и взаимосвязан с неречевой формой. Например, собеседники могут сидеть за столом, стоять, на что-то опираться, при этом определенным образом держа руки и корпус тела, могут действовать.

Детский речевой этикет можно рассматривать как процесс овладения ребенком этических норм речевого общения. В данном процессе важно не только дать понятие этикета, а привить и развить у ребенка хорошие привычки, манеры, культуру речевого общения.

Становясь более самостоятельными, дети дошкольного возраста выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей. Особенно со сверстниками. Расширение круга общение требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребёнка.

Развитие речи идёт в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становиться основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определённых условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребёнка. По сравнению с ранним детством словарь ребёнка – дошкольника увеличивается, как правило, в три раза, а у иных детей и в пять раз. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания; индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития. Причём немаловажное значение имеют специфические формулы этикета. Например, если ребёнок в 7 лет реагирует на вопрос своей знакомой девочки: Что тебе подарить на день рождения? Отвечает ей: Самый большой подарок для меня – если ты придёшь! Это говорит о том, что у этого мальчика есть врождённый вкус к слову, выражающему его самое заветное желание.

Усвоение языка определяется активностью самого ребёнка по отношению к языку. Эта активность проявляется при словообразовании и словоизменении. Именно в дошкольном возрасте обнаруживается чуткость к языковым явлениям. Наряду с ориентировкой на смысл слов, на обозначаемую словами действительность дошкольники обнаруживают большой интерес к звуковой форме слова независимо от его значения. Они с увлечением упражняются в сочинении рифм. Чрезвычайная активность ребёнка по отношению к языку лишь выливается в стихотворную форму, это далеко ещё не поэтическое творчество.

Достаточная осмысленность речи появляется у дошкольников только в процессе специального обучения, что как раз и касается основных формулировок этикета.

Развитие речевого этикета основывается на особенностях развития речи дошкольников. Если в 3 – 4 года он усваивает, что к воспитателю и другим чужим взрослым следует обращаться по имени и отчеству, то затем следует усвоение и основные формы этикета – приветствия, просьбы, благодарности, прощения, и так далее. Очень важно, чтобы ребёнок постоянно слышал такие формы общения от взрослых, то есть от своих родителей. Формы вежливого обращения в семье автоматически усваиваются ребёнком в дошкольном возрасте. Это и составляет основу формирования речевого этикета.

Воспитателю, который стремиться развивать речь ребёнка до такой степени, чтобы тот был готов к следующему этапу своей жизни, необходимо учесть требования к речи старшего дошкольника. К ним относятся:

  1. Чёткая дикция и правильное произнесение слова;

  2. Выразительность речи, в которой присутствуют интонационное и темповое разнообразие, а также разная степень громкости;

  3. Большой словарный запас и употребление слов соответственно их значениям;

  4. Отсутствие слов, нежелательных в общении (слова-паразиты, грубость, мат и т. п.);

  5. Употребление в речи не только односложных, но и многосложных предложений;

  6. Умение вести диалог, т.е. задавать собеседнику вопросы и отвечать на вопросы;

  7. Умение пересказывать текст, а так же составлять собственные рассказы;

  8. Умение доказательно обосновывать свои утверждения.

Таким образом, особенностями развития речевого этикета дошкольников являются: стремление к подражанию старшим; совершенствование практического употребления речи в общении с другими людьми; рост словарного запаса ребёнка; активность самого ребёнка по отношению к языку.

Источник