Понятие нормального и аномального развития ребенка

Понятие нормального и аномального развития ребенка thumbnail
Понятие нормального и аномального развития ребенка

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аномалия – (в переводе с греческого) отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рас-сматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов – одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий.

Норма – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Проблема критериев нормы, нормального развития человека: приобретает особую актуальность в контексте коррекционно развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются следующие понятия:

Предметная норма– знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования); социально-возрастная норма– показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного воз-растного этапа;индивидуальная норма – проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А.К. Маркова). Категория нормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.

Проблема психологической нормы – междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педаго-гическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты. Остановимся на проблеме возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития. Предлагаемая психологами периодизация имеет свою интерпретацию фактов, т.е. объясняет, почему что-то происходит, случается или не случается, а это может служить основанием для выбора конкретных способов воздействия на индивидуальную судьбу человека.

Над периодизацией психического развития работал Л.С. Выготский. Психическое развитие он понимал как процесс качественных преобразований (кризисов), периодической ломки старых (отживших) структур и формирования новых. Он разработал периодизацию психического развития в детском возрасте, в которой в качестве основного выступает понятие критический возраст.

Критический возраст – поворотные пункты психического развития ребенка. Л.С. Выготский полагал, что кризисы – это необходимые этапы развития. Более того, чем ярче, острее, энергичнее протекает кризис, тем продуктивнее идет процесс формирования личности. В периодизации
Л.С. Выготского представлены следующие возрасты и кризисы: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, кризис тринадцати лет, кризис семнадцати лет.

Согласно взглядам Л.С. Выготского, личность ребенка изменяется как целое, и законы изменения этого целого определяют изменение каждой из психических функций. Каждый возрастной период характеризуется особым строением сознания в целом, что и обусловливает особую роль каждой психической функции. В каждом возрасте есть центральное новообразование, которое объединяет и другие.

В работах отечественных психологов – А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьева,
Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, – принадлежащих к школе Выготского, дано теоретическое и экспериментальное обоснование параметров нормального психического и личностного развития ребенка.

Значительный вклад в решение данной проблемы внес талантливый отечественный ученый-психолог Д.Б. Эльконин (1904-1984). Он разработал оригинальную концепцию возрастной периодизации психического развития ребенка, положив в ее основу закономерности развития деятельности растущего человека, т.е. ведущую деятельность.

Исследуя механизмы психического развития, Д.Б. Эльконин обращается к анализу системы отношений человека. Существует две системы отношений: система человек – предмет и система человек – человек. Применительно к развитию эти системы выступают как система ребенок – общественный предмет и система ребенок –общественный взрослый. Взрослый человек выступает для ребенка носителем новых и все более сложных способов действий с предметами, а также норм, эталонов и мер, выработанных обществом и необходимых для ориентации в окружающей действительности.

Читайте также:  Центр развития ребенка лучик мичуринск

Формирование личности ребенка осуществляется через деятельность внутри систем ребенок – общественный предмет и ребенок – общественный взрослый.

Детское развитие, согласно гипотезе Д.Б. Эльконина, периодично. В ходе развития ребенка последовательно сменяются периоды, в которые происходит преимущественное освоение задач, мотивов и норм отношений между людьми и развитие на этой основе мотивационно-потребностной сферы; и периоды, в которые происходит преимущественное освоение общественно выработанных способов действий с предметами и на этой основе формирование интеллектуально-познавательных способностей детей, их операционно-технических возможностей. Содержание освоения в каждый период своеобразно.

В психическом развитии детей Д.Б. Эльконин выделяет два резких перехода – переход от раннего детства к дошкольному возрасту, известный в литературе как кризис трех лет, и переход oт младшего школьного возраста к подростковому, который принято называть кризисом полового созревания. Эти переходы имеют большое сходство. В обоих переходах усиливается тенденция к самостоятельности, а также ряд негативных проявлений, связанных с отношениями со взрослыми. Общим их признаком является нарастание трудностей общения взрослого с ребенком, свидетельствующее о том, что ребенок нуждается уже в новых отношениях с ним. Вместе с тем критические периоды протекают индивидуально-вариативно. Кризисы детского развития описаны Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др.

Кризис трех лет научно описал Л.С. Выготский, который выделил как отрицательные, так и положительные его стороны. Первый симптом, свидетельствующий о кризисе, – негативизм ребенка, т.е. отказ от выполнения любых требований со стороны взрослого, причем ребенок отрицательно реагирует не на содержание, а на просьбу взрослого. Второй симптом – это упрямство, когда ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Следующим симптомом является строптивость, которая, в отличие от упрямства, носит более генерализированный характер, направлена против устоявшихся норм жизни и вызвана стремлением настоять на собственном желании. Четвертый симптом – своеволие, которое проявляется в том, что ребенок настаивает на самостоятельности в принятии решения. Он хочет все делать сам. Ряд других симптомов Выготский называет второстепенными. Это протест-бунт, когда поведение ребенок начинает приобретать черты протеста, как бы постоянного конфликта. Симптом обесценивания – употребление детьми неприличных слов, обзывание ругательными словами своих мам, пап, бабушек. Выделяется и симптом, который в семье с одним ребенком может выражаться в форме деспотизма, а в семьях с несколькими детьми проявляется в виде ревности по отношению к другим детям. Но за всеми этими симптомами Л.С. Выготский видит и позитивные черты. Это отделение от взрослого, появление психологического новообразования Я-сам, проявление самостоятельности.

Кризис трех лет, по убеждению исследователей, – это кризис социальных отношений ребенка со взрослыми, свидетельство того, что ребенка уже не устраивают те формы опеки и контроля, которые взрослые использовали до сих пор, и он нуждается в изменении отношений к нему. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений проходят (Д.Б. Эльконин).

Дошкольный возраст – важный период становления личности. Именно в дошкольном детстве складываются личностные механизмы поведения. Важнейшими новообразованиями дошкольного возраста он называет возникновение иерархии, соподчиненности мотивов. Это более высокие по своему типу соотношения мотивов, которые устанавливаются «на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие». Деятельность дошкольника побуждается и направляется не отдельными, не связанными между собой мотивами, которые сменяются, подкрепляют друг друга или вступают в конфликт, а системой взаимно соподчиненных мотивов.

Кризис семи лет называют кризисом непосредственности. При переходе к школьному возрасту происходят очевидные изменения в характере и поведении ребенка, он начинает «манерничать» и «паясничать». Происходит утрата непосредственности ребенка. Самой существенной чертой кризиса семи лет Л.С. Выготский называет «начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка». Ребенок начинает понимать себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, причем перестраивается сам характер переживаний. Они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят к потере непосредственности, у ребенка возникают новые отношения к себе. Позитивная сторона кризиса семи лет состоит в появлении таких новообразований, как самолюбие и самооценка, возникающие именно в этот период.

Читайте также:  Образец карта развития ребенка



Источник

«Норма» (лат.norma) –
установленная мера, средняя величина
чего-либо.

Проблема нормы и ее вариантов – одна из
самых сложных в современной психологической
науке. Она включает в себя такие вопросы,
как:

норма реакции (моторной, сенсорной),

норма когнитивных функций (восприятия,
памяти, мышления и др.),

норма регуляции,

эмоциональная норма,

норма личности,

вопросы половых и возрастных различий.

Понятие нормы относительно. Его содержание
зависит от культуры и существенно
меняется со временем. В качестве критериев
нормы могут выступать понятия:

предметная нормазнания,
умения и действия, необходимые ученику
для овладения данным пред­метным
содержанием программы (отражается в
стандартах обра­зования);

социально-возрастная нормапоказатели интеллекту­ального и
личностного развития школьника
(психологические новообразования),
которые должны сложиться к концу
опреде­ленного возрастного этапа;

индивидуальная нормапроявляется в индивидуальных особенностях
развития и саморазвития ребенка
(А.К.Маркова).

Нормальным развитиемсчитается
относительно гармоничное равновесие
между многими возможными разнообразными
отклонениями и неправильным формированием,
что свойственно любому развитию (Томас
Вейс, 1992).

Понятие «аномалия»в переводе с
греческого означает отклонение от
нормы, от общей закономерности,
неправильность в развитии. В таком
значении это понятие существует в
педагогиче­ской и психологической
науках.

Дефект ­– этофизический или
психический недостаток, вызывающий
нарушение нормального развития ребенка
(Дефектология: словарь-справочник,
1996).

Под понятием «патология» прежде
всего понимается биологический процесс
появления нового качества (Варенова
Т.В., 2003).

Вопрос об аномалиях в развитии психических
процессов, в поведении человека может
рассматриваться только в контексте
знаний о нормальных параметрах этих
процессов и поведения.

Психологический аспект нормы развития
включает общепсихологический и
возрастно-психологический аспекты.
Предлагаемая психологами возрастная
периодизация имеет свою интерпретацию
фактов.

Л.С.Выготский понимал психическое
развитие как процесс качественных
преобразований (кризисов), периодической
ломки старых, отживших структур и
формирования новых. В периодизации
психического развития в детском возрасте,
разработанной Л.С.Выготским, в качестве
основного выступает понятие критический
возраст
(чем ярче, острее, энергичнее
протекает кризис, тем продуктивнее идет
процесс формирования личности):кризис новорожденности, кризис одного
года, кризис трех лет, кризис семи лет,
кризис тринадцати лет, кризис семнадцати
лет.

Строгого научного определения понятия
норма личностине су­ществует.Между нормальным типом поведения и
патологическим (болезненным) находится
огромное количество переходных форм.
В компетенцию педагога входят коррекция
и развитие отклоняющихся от нормы
проявле­ний, состояний, форм поведения
здорового ребенка. В психологической
литературе такие наруше­ния иногда
называютфакторами риска(Г.С.Абрамова).

В дошкольном возрасте факторами риска
названы следующие особенности
поведения ребенка:

-выраженная психомоторная расторможенность,
трудности выработки тормозных реакций
и запретов, соответствующих возрасту;
трудности организации поведения даже
в игровых ситуациях;

– склонность ребенка к «космической»
лжи – приукрашиванию ситуации, в которой
он находится, а также к примитивным
вы­мыслам, которые он использует как
средство выхода из затрудни­тельного
положения или конфликта; ребенок очень
внушаем к неправильным формам поведения,
«все дурное к нему так и лип­нет», он
имитирует отклонения в поведении
сверстников, более старших детей и
взрослых;

– инфантильные эмоциональные проявления
с двигательными разрядками, громким
настойчивым плачем и криком;

– импульсивность поведения, эмоциональная
заражаемость, вспыльчивость, которая
обусловливает ссоры и драки даже по
незначительному поводу;

– прямое неподчинение и негативизм с
озлобленностью, агрес­сией в ответ
на наказания, замечания, запреты, побеги
как реак­ции ответного протеста и др.

В младшем школьном возрасте факторами
риска являются сле­дующие особенности
поведения:

– сочетание низкой познавательной
активности и личностной незрелости,
которые противоречат нарастающим
требованиям к социальной роли школьника;

– неуменьшающаяся моторная бестормозность,
которая соче­тается с эйфорическим
настроением;

– повышенная сенсорная жажда в виде
стремления к острым ощущениям и бездумным
впечатлениям;

– акцентуация компонентов влечений:
интерес к ситуациям, включающим агрессию,
жестокость;

– наличие немотивированных колебаний
настроения, кон­фликтности, взрывчатости,
драчливости в ответ на незначитель­ные
требования либо запреты;

– отрицательное отношение к занятиям,
эпизодические прогу­лы отдельных
«неинтересных» уроков; побеги из дома
при угрозе наказания как защитная
реакция;

Читайте также:  Консультация логопеда речевое развитие ребенка средняя группа

– реакции протеста, связанные с нежеланием
заниматься в школе, отказ от занятий по
самоподготовке; намеренное невы­полнение
домашних заданий назло взрослым;

-выявление к концу обучения в начальных
классах массовой школы стойких пробелов
по основным разделам программы;
не­возможность усвоения дальнейших
разделов программы вследствие слабого
интеллекта и отсутствия интереса к
учебе;

– нарастающее тяготение к асоциальным
формам поведения под влиянием старших
детей и взрослых;

– дефекты воспитания в виде бесконтрольности,
безнадзорно­сти, грубой авторитарности,
асоциального поведения членов семьи.

Для подросткового возраста факторами
риска,
оказывающими влияние на
психическое развитие, оказываются:

– инфантильность суждений, крайняя
зависимость от ситуации, неспособность
воздействовать на нее, склонность к
уходу от трудных ситуаций, слабость
реакции на порицание; неспособ­ность
к волевым усилиям, слабость функции
самоконтроля и саморегуляции как
проявление несформированности основных
об­разований подросткового возраста;

– сложности поведения, обусловленные
сочетанием инфантильности с аффективной
возбуждаемостью;

-ранние проявления половых влечений,
повышенный интерес к сексуальным
проблемам; у мальчиков – склонность к
алкоголи­зации, агрессии, бродяжничеству;

– сочетание указанных проявлений с
невыраженностью школь­ных интересов,
отрицательным отношением к учебе;

-переориентация интересов на внешкольное
окружение; стремление к имитации
асоциальных форм взрослого образа
жиз­ни (ранние сексуальные эксцессы,
упорное стремление к курению, глкоголизации
и пр.);

– неблагоприятные микросредовые условия
(семейные), асоци­альное поведение
как основа реакции имитации либо
протеста;

-неадекватные условия обучения,
препятствующие усвоению программы
(К.С.Лебединская, Г.С.Абрамова).

Нарушения развития наиболее резко
проявляются в эмоционально-волевой
сфере ребенка и его ха­рактере
(А.Ф.Лазурский, В.П.Кащенко, М. И. Буянов,
А.И.Заха­ров, А.Е.Личко и др.). Наиболее
типичными характерологическими и
поведенческими отклонениями ребенка
являются следующие:

  • расторможенностъ, гиперактивность;

  • повышенная эмоциональная возбудимость
    (аффективность) –
    склонность детей
    к частым, острым и разрушительным
    эмоциональным состояниям, повышенная
    обидчивость, необузданность эмоций,
    капризы, упрямство;

  • застенчивость, пугливость, наличие
    болезненных страх» (фобий), пассивность;

  • пессимизм(уныние, безнадежность,
    склонность видеть во всем только плохое
    и др.

Закономерно встает вопрос о том, как
определить педагогу общеобразовательной
школы степень тяжести нарушения,
уста­новить – лежит ли это отклонение
в пределах «нормы» или явля­ется
патологическим? Извес­тен «критерий
психопатий Ганнушкина – Кербикова»,
позволяю­щий определить патологию
характера (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Первый признак — относительная
стабильность характера во времени,
т.е. он мало меняется в течение жизни.
Если возникшее в детстве нарушение не
меняется и не исчезает с возрастом, то
это может быть свидетельством
патологического нарушения.

Второй признак – тотальность
проявлений характера
:одни и
те же черты проявляются везде: дома, на
отдыхе, на работе, сре­ди своих и среди
чужих, т. е. при любых обстоятельствах.
Если же человек дома один, а «на людях»
– другой, то это не патология.

Третий признак – социальная
дезадаптация
,заключающаяся в
том, что у человека возникают постоянные
жизненные трудно­сти, которые испытывает
либо он сам, либо окружающие его лю­ди,
либо тот и другие вместе (Ю.Б.Гиппенрейтер).

Крупный английский специалист в области
детской психиат­рии М.Раттердля
оценки отклонений в любом поведениипред­ложил следующие критерии:

1. Необходимо учитывать возрастные
особенности и половую принадлежность
ребенка (некоторые особенности поведения
являются нормальными только для детей
определенного возраста).

2. Длительность сохранения расстройства.

3.Жизненные обстоятельства могут вызывать
временные ко­лебания в поведении и
эмоциональном состоянии детей (появление
младшего ребенка в семье, смена школы
или класса).

4.Дифференциация нормального и аномального
поведения не может быть абсолютной
(важно учитывать социокультурные
различия, которые имеют место в обществе).

5.Важно иметь в виду степень нарушения
(особого внимания требуют дети с
множественными эмоциональными или
поведенческими расстройствами).

6. Тяжесть и частота симптомов (важно
выяснить частоту и длительность
проявления неблагоприятных симптомов:
умеренные, изредка возникающие трудности
поведения для детей характернее, нежели
серьезные, часто повторяющиеся
расстройства).

7. При анализе детского поведения следует
сравнивать его про­явления не только
с теми чертами, которые характерны для
детей вообще, но и с теми, которые являются
обычными для данного ребенка.

8. Ситуационная специфичность симптома
(следует обращать внимание на ситуацию,
в которой проявляется нарушение
поведения).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник