Понятие конструктивного развития ребенка

Понятие конструктивного развития ребенка thumbnail

Конструктивная деятельность дошкольников относится к продуктивным, так как приводит к видимым результатам действий. Это важный факт, поскольку ребенок одновременно реализует свои представления о предмете и получает наглядный объект, сделанный своими руками. В конструировании за короткий временной отрезок осуществляется весь путь от задумки до цели, что является мотивирующим условием в деятельности детей.

Особенности развития конструктивной деятельности дошкольников

Дети, как и взрослые, прежде чем приступить к созданию конструкции, формулируют для себя (а в младшем дошкольном возрасте и для окружающих) свою задумку. Как только у ребенка появляется замысел, он уже осматривается, какие подручные средства или детали помогут его осуществить.

Конструктивное творчество

Не всегда изначальный замысел удерживается в фокусе внимания «конструктора». Может иссякнуть интерес или могут измениться планы: « Пусть это будет не машина, а ракета», «Не хочу строить, буду рисовать!».

Это одна из особенностей конструктивной деятельности дошкольника – не каждый замысел находит свое воплощение. Построение требует усилий, и малыш нуждается в подбадривании и поддержке, чтобы довести дело до конца.

Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте происходит по двум направлениям:

  • сооружение построек для игры
  • создание моделей-изображений

Во втором случае имеет место конструктивно модельная деятельность. Примером такого конструирования является сборка макетов из готовых наборов деревянных или пластмассовых деталей.

Постройки для игры – дело ответственное. Дети конструируют их, чтобы они выполняли нужные функции. Если это мост, то он должен быть устойчив, чтобы по нему можно было катать машинки. Если «автобус», то в нем должно хватить места для всех игроков и нужно отдельно обустроить кабину для водителя.

Виды конструктивной деятельности дошкольников

В конструировании можно выделить два вида, доступных в дошкольном возрасте:

  • техническое
  • художественное

Техническое конструирование опирается на реальные характеристики объектов, учитывает форму, структуру. Ребенок строит домик из кубиков и кирпичиков и при этом обязательно выделяет дверной проем, обозначает окно.

Конструирование

К техническому виду относится сборка различных моделей, где детали скрепляются с помощью пазов или болтиков. В данном виде применяется творческий подход, но с учетом реальных соотношений.

Что касается художественного конструирования, то автору важнее передать не соотношение величин или структурное содержание объекта, а его характер, эмоциональную наполненность. Например, мальчики решили создать образ змея-горыныча, приспособив детский столик в качестве туловища, выложив хвост из кубиков, а вместо голов поставив торшеры. В данном случае сконструированный образ призван отражать суть пугающего сказочного персонажа.

Формы конструирования в дошкольном возрасте

В зависимости от того, какую степень точности или самостоятельности требуется проявить дошкольнику в изготовлении своей модели, в возрастной психологии различают четыре формы конструктивной деятельности:

  • по образцу
  • по замыслу
  • по условиям
  • каркасное конструирование

С образца малыши начинают первые шаги в данном виде деятельности. Родители, играя с ребенком, сооружают то башенки, то домики, и побуждают: «А теперь ты сделай такую башню». Малыш наблюдает, как взрослый собирает конструкцию, видит завершенный объект и стремится повторить те же действия.

В младшем дошкольном возрасте такие модели простейшие. Но конструирование по образцу постепенно набирает сложность. Более того, в некоторых случаях может быть самой сложной формой создания конструкции. Например, предоставив старшему дошкольнику собранную модель самолета и набор деталей, можно поставить задачу собрать такую же игрушку. Ребенку предстоит непростая работа. Нужно разобраться, какие детали используются в модели, как они скрепляются друг с другом, и в каком порядке проводить сборку, а потом приступить к тщательному выполнению задания.

Приступаем к реализации замысла

Приступаем к реализации замысла

Различным уровнем сложности отличается и конструирование по замыслу. То есть, ребенку нет необходимости соблюдать точность образца, можно творить все по своему усмотрению. С одной стороны, это упрощает задачу, а с другой – усложняет. Все нужно придумать самому, начиная от идеи и подбора материалов, из чего строить, до конечного облика постройки.

У старших дошкольников замыслы бывают настолько глобальны, что без предварительного схематического планирования не обойтись. Замечали, как один ребенок вычерчивает на песке и поясняет другому, где и что расположить в будущей модели?

Конструирование по условиям можно сравнить с замыслом, но чужим. Когда взрослый ставит условия дошкольнику построить дом для кукол из деталей «Лего», но так, чтобы у каждой куклы была своя комната и общий для всех зал, – это замысел взрослого. Ребенку предстоит внимательно отнестись к условиям и придумать, как эту задачу выполнить.

Условия, поставленные ребенку, часто облегчают ему начало конструирования. Многие дети теряются на этапе поиска идеи, что построить или какую модель создать.

Каркасное конструирование – особенный подход в выполнении задачи, направляющий мыслительную деятельность ребенка. Данная форма деятельности ориентирует на выявление основных элементов будущей модели и сборки каркаса. После того как основа будет готова, можно приступать к наполнению более мелкими деталями.

Использование каркаса в конструировании – практически взрослый подход к созданию модели, требующий аналитико-синтетической мыслительной активности и развивающий пространственное мышление.

Этапы конструктивной деятельности

Какой бы объект ни задумал построить дошкольник, нужны определенные знания и навыки. Даже при строительстве самой обычной башни из кубиков и цилиндров, нужно заботиться о ее устойчивости. А для этого в основании важно расположить самую объемную деталь. Поэтому конструктивная деятельность протекает в несколько этапов:

  1. Обследование возможного структурного материала: форма, размеры, характерные особенности, какие функции может выполнять (кубик – устойчив, все стороны равны, может служить основой; конус – годится для завершения постройки, можно использовать как деталь забора и пр.)
  2. Определение основных составляющих объекта, обозначение формы и пространственных размеров (Создаем машину для игры: в кабине будет сидеть только водитель, а в кузове по два человека у бортика справа и слева).
  3. Конструктивные действия: последовательное сооружение модели (выкладывание ряда кубиков в качестве контура кузова, сборка стенки из деталей LEGO, соединение пластин для моста и т.д.)
  4. Целостное восприятие полученного результата и соотнесение с начальным замыслом.
  5. Исправления и дополнения конструкции, если обнаружено несоответствие с задумкой.

Перечисленные этапы наблюдаются и в создании простейших построек малышами, и в конструировании сложных моделей старшими дошкольниками. Уже в 4 года ребенок, удивляя родителей, способен провести первичный анализ, что мостик состоит из кирпичика, еще кирпичика и пластины.

Пятилетние дети внимательны к форме и размерам деталей. Они приобретают навыки анализа и не только расскажут, что за конструкция, из каких деталей состоит, но и могут предложить усовершенствовать постройку.

В 6-7 лет дети довольно полно анализируют структуру модели, выделяют основные и вспомогательные части, учитывают особенные качества деталей (устойчивость, длину, гибкость и пр.), планируют последовательность создания конструкции.

Конструирование как средство развития творческих способностей

Очевидно, что конструктивная деятельность способствует развитию мыслительных операций, заставляя дошкольника анализировать, сравнивать, синтезировать разрозненные части в целое. Не менее полезен этот вид деятельности для развития творческих способностей ребенка.

Деревянные конструкции

Для того чтобы создать модель, прежде всего, необходимо ее представить в воображении. Сначала это будет довольно схематичный образ. По мере воплощения он будет дополняться деталями.

Чем старше дошкольник, тем больше новшеств появляется в конструкции. Уже недостаточно соорудить просто мост. Старшие дети обязательно уточнят его назначение – автомобильный, железнодорожный, разводной… При этом добавят какие-то опознавательные символические знаки.

Выбор элементов для конструкции, усовершенствование составляющих, нахождение новых способов построения, открытие новых свойств применяемых ранее материалов, создание новых комбинаций – широкое поле для творческой деятельности и развития творческих способностей дошкольника.

Источник

Значение конструктивной деятельности в психическом развитии детей дошкольного возраста.

Формирование конструктивной деятельности – важный этап в психическом развитии ребенка.

Сформированность конструктивной деятельности определяет, прежде всего. Уровень наглядно-образного мышления. Развитие конструирования находиться в непосредственной зависимости от уровня сформированности восприятия, внимания, мышления, качества игровой деятельности, тонкой моторики и речевого развития ребенка.

С одной стороны, развитие конструктивной деятельности зависит от уровня психического и физического развития ребенка, с другой способствует формированию не только практических навыков и умений, но и развитию всех психических процессов, особенно творческого мышления.

Конструктивная деятельность также является основой формирования и закрепления представлений о величине и количестве, о различных плоских геометрических фигурах и объемных геометрических телах, играет важную роль в процессе формирования манипуляторной деятельности рук, развитие пространственных ориентировок, наглядных форм мышления.

Конструирование и строительные игры предоставляют огромные возможности для всестороннего развития личности и познавательной деятельности дошкольника. Занятия конструированием не только способствует развитию сенсорно-перцептивной деятельности, но и формирует умение самостоятельно находить способы решения конструктивных задач, стимулирует развития воображения, а так же способствует совершенствованию коммуникативных навыков и активизирует речевое развитие.

Кроме развития конструктивного праксиса и наглядных форм мышления, обучение конструированию способствует формированию глазомера, развитию способностей к анализу, положительно сказывается на регуляции произвольной деятельности ребенка.

Особую роль в конструктивной деятельности играет речевое сопровождение процесса: анализ образца, оречвление замысла, планирование последовательности деятельности, словесный отчет с анализом результата.

В процессе усвоения навыков конструирования складывается умение последовательно обследовать изображаемые предметы и образцы конструкция, выделять составные части сложной формы и устанавливать их взаимное расположение, соотносить модель и реальный отражаемый объект. Все это способствует овладению внешними ориентировочными действиями и последующему переводу их в план восприятия.

Конструирование занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Существующая система воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях предусматривает овладение детьми разнообразием методов приемов конструирования: создание построек из игрового строительного материала, разного по сложности и размерам, поделок из плоскостных геометрических фигур, из бумаги, картона, разнообразного природного материала и так называемого «бросового» материала. Дошкольная педагогика и психология неразрывно связывает все виды конструктивной деятельности детей с игрой.

Задачи, методы и приемы конструктивной деятельности постепенно и в соответствии с возрастом и наработанным детьми практическим опытом также постепенно усложняются. – от сюжетного конструирования – к решению более сложных конструктивных задач;

– от конструирования по готовому образцу – к конструированию по заданному сюжету или теме, далее по замыслу ребенка;

– от предварительного анализа замысла работы, планирования действий, контроля за выполнением анализа результата с помощью педагога, реализации замысла и самоанализа конечного результата.

Степень участия и роль педагога в обучении конструированию должна быть строго дозированной с постепенным и неуклонным уменьшением и одновременным развитием способности ребенка к самостоятельной целенаправленной деятельности. Развитие мышления непосредственно связано с развитием деятельности и восприятия. Трудности формирования навыков конструирования часто обусловлены недостаточным уровнем развития моторики, зрительно-моторной координации, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально волевой сферы. В то же время совершенствие наглядных форм мышления и конструктивного праксиса приводит к коррекции вышеперечисленных нарушений. Обучение конструированию рекомендуется проводить в несколько этапов:

– конструирование по образцу, составленному из частей;

– конструирование по нерасчлененному образцу;

-свободное конструирование ( ребенок использует приемы и конструктивные навыки, полученные на предыдущих этапах обучения).

Разбирая образец на детали, а затем собирая их в модель, ребенок на практике осуществляет анализ и синтез. Формируется способность к целенаправленной деятельности. Развитие конструирования невозможно без достаточного уровня развития тонкой моторики, координации движений, пространственной ориентации.

Источник

РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

В

КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Сергеева Ж.Н.

Воспитатель ГБДОУ д/с№77

комбинированного вида

Приморского района г. Санкт-Петербурга

Программа воспитания в детском саду отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

Центральной задачей раздела «Конструирование» является развитие у детей познавательных и творческих способностей путем применения в конструировании действий с модельными и символическими средствами. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой – в нем также отражается окружающая действительность.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
  • конструирование из природного материала.
  • конструирование из игровых строительных материалов (является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.)

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметрическое их расположение, а также получить реальное представление объемных геометрических фигур (конусы, кубы, цилиндры и т.д.)

Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.

Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной и конструктивно-технической деятельностью взрослых. Существование двух видов детского конструирования – художественного и технического, каждый из которых имеет свои особенности, – требует дифференцированного подхода в руководстве ими.

Так, выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.

Объемные деревянные детали простой геометрической формы относятся к техническому типу конструктивного материала и предназначены в основном для освоения моделирования структуры объектов.

К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и природного материала (Д/В №11/2004). Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей. При правильно организованной деятельности дети приобретают не только конструктивно-технические умения (сооружать отдельные предметы из строительного материала – здания, мосты и т.д. или делать из бумаги различные поделки – елочные игрушки кораблики и т.д.), но и обобщенные умения – целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой и расчленять на части, видеть в них общее и различное, находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения. Выполняя все эти действия, дети уже начинают осваивать такие мыслительные операции как анализ и синтез.

При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какой она будет, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности.

Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. В связи с этим, речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др.), которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий – низкий, длинный – короткий, широкий – узкий, большой – маленький), в точном словесном указании направления и определении объекта в пространстве (над – под, вправо – влево, вниз – вверх, сзади – спереди, ближе и т.д.).

Начиная с младшего дошкольного возраста, дети приобретают навыки конструирования. С трех лет детей начинают учить не только различать, но и правильно называть основные детали (кирпичик, пластина, кубик, призма). Этому способствуют занятия по конструированию из строительного материала (построить дорожку, заборчик и т.д.)., а также дидактические игры «Чудесный мешочек», «Чего не стало», «Блоки Дьенеша»…

В младшем дошкольном возрасте детей также знакомят с различными видами конструирования из бумаги. Обучение трехлетних детей необходимо начинать во второй половине учебного года. И прежде всего их нужно познакомить с разными свойствами бумаги. С этой целью организуются игровые занятия для практического экспериментирования с бумагой.

В младшей группе также в качестве строительного материала можно использовать для игр детей природный материал. Это, прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) – пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают покрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Воспитатель вместе с детьми из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.

Большое внимание воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобразительность.

Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т.д. Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов.

Воспитатель должен уделять играм детей с элементами конструирования, где закрепляются приемы, с которыми они познакомились на занятиях. Необходимо при этом поощрять творческую инициативу, выдумку, фантазию и изобразительность. Любые изделия, которые изготавливают дети, должны находить применение в их играх. Можно устроить музей, рассматривать и анализировать с детьми их же работы. При этом надо выделять наиболее интересные, выразительные изделия, обращать внимание на удачное использование материала, на творческое отношение к работе.

С целью обучения детей умению создавать собственные конструкции (мосты, здания, суда и т.д.) воспитатель побуждает детей рассказывать о своих замыслах – о самой конструкции, о ее назначении, о материале, из которого она будет создаваться. Дети старшего возраста учатся при рассматривании предметов выделять как общие, так и индивидуальные их признаки; выделять основные части предмета и определять их форму по сходству со знакомыми геометрическими объемными телами (фойе в кинотеатре имеет форму цилиндра или полушария, крыша – форму призмы и т.д.).

Также дети учатся с большей точностью соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определяя их на глаз и подбирая соответствующий материал; учатся красиво и целесообразно оформлять постройки.

Воспитанники этой возрастной группы должны уметь представлять, какой будет их постройка, какой материал лучше использовать для ее создания, и в какой последовательности они будут действовать. Дети должны также уметь рассказать обо всем этом.

Дети подготовительной к школе группы сооружают по фотографиям, по памяти и по заданным условиям сложные и разнообразные постройки из большего количества материалов, с архитектурными подробностями, двумя и более перекрытиями. В процессе сооружения этих построек необходимо продолжать закреплять умение устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением, умение самостоятельно определять конструкцию и относительную величину отдельных частей.

Для того чтобы дети могли создавать собственные конструктивные замыслы, их необходимо учить рассказывать о своих будущих постройках: что, из каких деталей и как они будут строить. При анализе этих построек важно показать, что конструкция одного и того же предмета может быть различной в зависимости от строительного материала и способов соединения отдельных элементов.

Основное внимание обращается на более сложные формы обследования предметов с целью формирования обобщенных представлений о группах однородных предметов и установления связи формы с теми функциями, которые эти предметы выполняют в жизни, а также для овладения обобщенными способами действия. Обследование здесь направлено и на то, чтобы дети могли видеть предметы в разных пространственных положениях и представить последовательность процесса конструирования. Также, ребята должны хорошо освоить все детали наборов и пользоваться правильными названиями: длинная, короткая, широкая, узкая, квадратная, треугольная пластилина, большой (маленький) куб, брусок, цилиндр; уметь ориентироваться в форме сторон деталей: у куба стороны квадратные, у бруска боковые стороны прямоугольные, торцовые – квадратный и т.д.

На занятиях конструированием из бумаги и дополнительного материала, детям необходимо освоить следующие способы работы: складывать квадратный лист бумаги в 16 маленьких квадратиков, затем сделать выкройки кубика, бруска, таких же по форме коробочек, а уж потом выполнить из них игрушки; делить лист бумаги по диагонали; чертить круг с помощью шнурка и карандаша; делать игрушки, складывая лист бумаги в разных направлениях; готовить бумажные формы, которыми дети пользуются как деталями для изготовления объемных игрушек (автомашин, елочных игрушек и т.д.).

С первых занятий детей учат делать коробочки из квадратного листа бумаги, сложенного сначала в 9 квадратиков. Затем они усваивают способ изготовления выкройки домика, корзиночки из бумаги, сложенной в 16 квадратиков. Если выполняют домик, то выясняют, где будут у него окна, двери, далее делают надрезы с двух противоположенных сторон, выкройку складывают и склеивают, добавляют некоторые детали: крышу, трубу, балкон и т.п.

Эти занятия можно использовать для развития пространственной ориентировки, пространственного воображения, элементарного умения видеть в плоскостной выкройке объемный предмет. Детей нужно научить самостоятельно готовить выкройку игрушки, умению выделить основную ее часть, определить форму, а затем изготовить, дополняя деталями, характеризующими данную игрушку. Так, из кубической коробочки можно приготовить много разных игрушек: корзиночку, стол, стул, коробочку с крышкой и т.д. Важно, чтобы дети сами нашли, у каких предметов основная часть похожа на коробочку, и сделали соответствующую игрушку. С выполненным изделием можно играть в сюжетно-ролевые игры, сочинять сказку с тематикой путешествия, закрепляя пространственные отношения: над-под, налево-направо, вверх – вниз, а также количественный и порядковый счет.

Немаловажную роль занимает организация самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде. В свободном использовании у детей находятся занимательные игры, игровые материалы и пособия, такие как «Блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзенера», «Соты Кайе», Квадрат Воскобовича, «Сложи узор» и т.д.

Большое внимание воспитатель также должен уделять конструированию из плоскостной геометрической мозаики: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Гексамино», «Пентамино». В таких играх необходимо из определенного количества геометрических плоскостных фигурок сконструировать какой-либо образ: лисичка, зайчик, кошка и т.д. Плоскостная геометрическая мозаика способствует развитию пространственного мышления, логического мышления, а также развитию воображения и памяти.

Также воспитатель знакомит детей с искусством складывания бумажных фигурок – оригами, что является очень полезным для детей благодаря своему многостороннему воздействию. Современные педагоги не без оснований применяют оригами в работе с детьми, ведь замечено, что оно воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а следовательно на развитие интеллекта в целом.

Создавая бумажные модели, дети постоянно работают с геометрическими фигурами: начинает складывание с выполнения действий на плоскости исходной геометрической фигуры – квадрата, прямоугольника. В процессе складывания в руках ребенка одна геометрическая фигура преобразуется в другую. Так, работая с геометрическими фигурами, дети закрепляют знания об их строении (стороны, углы, вершины, соотношение сторон и т.д.), признаки, их сходства и различия ( С.В. Соколова «Оригами»).

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет также большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе – умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т.д.) и работать дружно, не мешая друг другу

Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свои особенности. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт и результат деятельности предназначается в основном для практического применения.

В играх и занятиях конструированием дети приобретают определенные знания, которые необходимы при подготовке к школе, что является главной задачей Программы воспитания в детском саду.

Источник