Помощь в развитии вашего ребенка

![]() | Рейтинг Из множества советов, как развить потенциал ребенка, родителям важно выбрать наиболее подходящие |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Развитие и рост ребенка – сложный процесс, который включает в себя несколько составляющих. Ребенок развивается как физически, так и психически. Для полноценного развития психики ребенка, ее умственной, эмоциональной и социальной сфер, важна поддержка родителей.
Иногда родителям бывает сложно стимулировать психическое развитие ребенка. Поскольку поддержка родителей в этом процессе очень важна, следует поощрять развитие ребенка как в детском саду или школе, так и дома. При этом главное – найти правильный, последовательный подход, соответствующий индивидуальным особенностям ребенка.
Разумеется, родители хотят для своих детей только самого лучшего. Но сегодня разгорается немало споров, как максимально развить потенциал ребенка: какие занятия выбирать для него, какие подбирать книги для его развития, использовать ли компьютеры или телевизор в обучающих целях. По этому поводу существует много мнений, но, в конце концов, вам решать, какие советы лучше всего подходят для вашего ребенка.
Рассмотрим несколько приемов, с помощью которых родители могут способствовать психическому развитию ребенка.
1. Общайтесь с ребенком
Для развития детской психики родителям нужно не только понимать, какие умственные, эмоциональные и социальные навыки понадобятся ребенку в будущем и постепенно формировать их, но и найти для этого наиболее подходящий способ. Родителям бывает трудно это сделать, ведь им приходится искать нужный способ интуитивно. Они прилагают много усилий, чтобы понять индивидуальные потребности ребенка и уже в соответствии с ними развивать умственные навыки. Постоянное общение с ребенком помогает родителям глубже понимать его психические и физические потребности.
2. Читайте книги вместе с ребенком
Родители должны активно развивать у ребенка навыки чтения и письма в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Кроме этого, следует научить его простейшим арифметическим действиям и развить навыки решения проблем. Найдите подходящий способ развить эти навыки – так вы воодушевите ребенка, укрепите доверие между вами и разовьете у ребенка привязанность к вам. Тесное и доверительное общение с ребенком формирует у него социальные и эмоциональные навыки. Ребенок начинает понимать, что эмоциональное развитие настолько же важно, как и умственное или социальное.
3. Занимайтесь с ребенком совместными делами
Поощряйте занятия ребенка различными делами. В процессе работы поддерживайте его и стимулируйте доводить дела до успешного завершения. Так вы сможете научить его самому искать информацию, необходимую для выполнения задачи, и сделаете этот процесс приятным для ребенка. Ваша поддержка также может вселить в него энтузиазм и интерес к обучению и самосовершенствованию.
Развивая уверенность ребенка в себе, вы можете создать хорошую атмосферу для его личностного и социального роста.
4. Развивайте у ребенка творческое мышление
Творческое мышление необходимо ребенку для решения различных задач, позволяет ему видеть ситуации с разных точек зрения. Предлагайте ребенку различные занятия, развивающие творчество: рисование, раскрашивание картинок, игры на воображение и т.д. Обеспечьте ребенка всем необходимым, что может ему понадобиться для этих занятий: бумагой, красками, карандашами, пластилином и т.д. Кроме этого, позволяйте ребенку применять подручные предметы для своих игр.
5. Используйте музыку и телевидение для развития ребенка
Ученые утверждают, что ребенок может воспринимать музыку еще в утробе матери. Музыка положительно влияет на развитие ребенка с самого раннего возраста. Выберите стиль музыки, который ему нравится (в вашем распоряжении есть множество самых разнообразных стилей – от классической до современной зарубежной музыки).
Что касается телевидения, здесь родителям следует быть осторожными. Телевидение может приносить как пользу, так и вред для ребенка. Родителям необходимо тщательно выбирать программы, которые могут способствовать его умственному развитию. Также следует уделять просмотру этих программ количество времени, соответствующее возрасту ребенка.
6. Исследуйте природу вместе с ребенком
Можно годами гулять с ребенком в парке, но так и не замечать, какие растения там растут и какие птицы живут. Так вы упускаете прекрасную возможность исследовать вместе с ребенком окружающий мир. Наблюдайте, как растут растения (вместе с ребенком вы можете посеять семена и наблюдать, как они прорастают), какие изменения в природе происходят в каждый сезон и т.д.
7. Определите таланты и склонности вашего ребенка
Дети с раннего возраста могут проявлять определенные способности, например, концентрироваться или запоминать информацию, читать с раннего возраста и т.д. Талант ребенка может выражаться в различных сферах: рисование, музыка, танцы и т.д. Поговорите со школьными учителями – они помогут вам определить дарования ребенка и посоветуют, как лучше их развить. Поддерживайте ребенка в совершенствовании его талантов, но не оказывайте при этом слишком большого давления.
Не существует единых правил для родителей относительно того, как способствовать развитию ребенка. Поэтому вам нужно понять, что этот процесс не может быть идеальным. Вам следует лучше узнать своего ребенка и найти эффективный способ общаться с ним. Каждой семье подходят разные способы общения между родителями и детьми. Однако при этом родителям важно быть последовательными в воспитании детей, стимулируя развитие их умственной и эмоциональной сфер. Чтобы максимально развить потенциал ребенка, необходимо уделять внимание обоим этим компонентам на всех этапах жизни ребенка. Общайтесь с его школьными учителями, советуйтесь с ними и действуйте сообща. Так вы сделаете все для благополучия ребенка во взрослой жизни.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
4.57 из 5 на основе
7 оценок.
Развитие ребенка
12.03.2018
Источник
Чем раньше ребёнок учится делать обдуманный взвешенный выбор, тем устойчивей его самооценка, он реже попадает в трудные ситуации, но даже в них сохраняет уверенность и спокойствие.
Ребёнок реально мало что может что-то для себя решить всерьёз, даже чисто физически. В силу неразвитости нервной системы у него очень мало ресурсов, чтобы принимать решения. Но всё равно, именно ребёнок осваивает основы умения принимать решения — взрослый не может сделать это за него. Поэтому важно, чтобы маленькие дети были успешными в принятии решений.
В этой статье расскажем, как взрослые могут помочь ребёнку научиться принимать решения с раннего детства.
Фото с www.quo.es
Дайте ребёнку возможность делать посильный выбор
Конечно, не нужно предлагать трёхлетке решать, хочет ли он пойти в садик или не хочет. Ему и психологически сложно принять это решение, и вы не можете принять вариант «Не хочу!». Но в рамках более простых выборов, более предметных — выбор малышу по силам.
Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Взрослые могут выбирать из каких-то умозрительных вещей, ребёнок же мало что может себе представить. Поэтому первоначально его выборы должны находится внутри ситуации и быть наглядными.
— Ты наденешь эту шапку или эту?
— Что покупаем: машинку или конструктор?
— Что будешь есть: кашу или творог?
Начинать следует всегда с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.
Эти простые выборы в раннем детстве — основа для принятия гораздо более серьёзных решений в последующей жизни. Именно они запускают и развивают психологические механизмы. И если такое начало положено, то в более взрослом возрасте мы получаем человека, который умеет принимать классные решения.
Предоставьте опыт конструктивного неодобрения и одобрения
Если мы будем часто ребёнка ругать, то он будет бояться брать на себя ответственность. Когда малыш не знает, поругают его или не поругают, если он сталкивается с необоснованной критикой, то есть большая вероятность появления страха совершить ошибки и принять неправильное решение.
Если же ребёнка часто неконструктивно хвалят и говорят, что он молодец, то он будет сильно ориентироваться на внешнюю оценку и стараться угадать правильный ответ вместо того, чтобы принимать решение.
На тенденцию угадывать правильный ответ влияет и псевдовыбор. Это когда родитель задаёт вопросы ребёнку, но на самом деле показывает, что есть желательный и нежелательный выбор. И в этом случае мы учим ребёнка не выбирать, а угадывать правильные ответы. И это очень плохая услуга. Потому что он начинает искренне считать, что процесс принятия решений и выбора состоит из того, чтобы найти вышестоящего (учителя, руководителя), угадать то, что ему понравится и сделать так, как возможно (!) хочет другой человек. Научить ребёнка такому угадыванию — не очень хорошая услуга.
Любое общение с ребёнком должно быть конструктивным и уважительным. То же касается критики и похвалы: описывайте действия ребёнка, не трогая его личность; показывайте своё отношение к поступку.
— Я вижу, что ты помыл посуду и посуда чистая.
— Я вижу, что ты мыл посуду и та, которая не разбилась — чистая. Ещё вижу, что несколько тарелок разбилось и на полу острые осколки. Давай уберём их вместе (или — я уберу). Давай подумаем, как в следующий раз разбить меньше тарелок.
— О! Ты поставил тарелки, разложил ложки и вилки. Здорово! Всё готово для ужина. Можно звать папу.
Выражение одобрения с выделением сильных сторон учит ребёнка хорошо относиться к себе, не бояться действовать, а понимать: «Я могу действовать и мои решения могут оказаться хорошими».
А если не окажутся хорошими, то у него есть поддерживающий взрослый, с которым ребёнок может это обсудить, который поможет найти варианты, как можно поступить в будущем. Так любые ошибки превращаются в повод становиться лучше.
Когда ошибки — повод напасть на личность: «Откуда у тебя только руки растут!», «Ну что ты за бестолочь такая!», то ребёнок будет бояться настолько, что предпочтёт позицию: кто ничего не делает, тот не ошибается.
Позвольте ребёнку учиться на ошибках
В подготовленной среде мы окружаем ребёнка тем, что соответствует его возрасту и потребностям. Поэтому ребёнок находится в ситуации успеха большую часть времени: он окружён возможностями для каких-то посильных действий и выборов, и у него всё получается.
Если же не получается, то среда помогает заметить и исправить ошибку. И это тоже ситуация успеха — я понял, что что-то не так, начал искать, как поменять действия, чтобы получилось. Если я сам контролирую ошибки, то учусь их понимать, менять решения и пробовать сделать иначе.
Например, ребёнок пошёл на горшок, но не дошёл и намочил штаны. Казалось бы, ситуация неуспеха. Но он идёт переодеваться, надевает сухую одежду, убирает грязную в корзину и всё равно оказывается в ситуации успеха — успешно переоделся, укрепил навык самостоятельного одевания.
Наливал воду, разлил — взял губку и вытер.
Рассыпал песок мимо стола — взял совок с щёткой и подмёл.
Подготовленная среда помогает детям не бояться ошибок: ошибка — это просто информация, что можно принять другое решение и попробовать сделать иначе.
Дайте возможность заниматься тем, что нравится
Даже несмотря на благоприятность условий, есть дети, которые по природе очень чувствительны к неудачам. И они могут раздражаться на то, что с первого раза не получается.
Но и в этом случае помогает подготовленное пространство: ребёнок может оставить занятие и найти другое, которое ему по силам. Он будет этим заниматься столько, чтобы прийти в доброжелательное расположение, и тогда снова попробует сделать то, что не получается. Этот круг ребёнок может пройти несколько раз, но рано или поздно он преуспеет.
Это большое преимущество, которого нет в традиционной системе. Там если делают, то все вместе: лепят, клеят, читают. А один конкретный ребёнок не может вовлечься: у него что-то не получилось, он расстроен и вынужден оставаться в этой ситуации. Либо скучать, либо терпеть. От этого много недовольства, приходится ждать, когда это всё закончится. Ребёнок застревает в том, что не получилось, вместо того, чтобы заняться тем, что получается.
Устанавливайте чёткие правила
Правила помогают самостоятельно принимать решения. Когда ребёнок чётко знает, что нельзя и понимает, почему нельзя, он получает свободу принимать решения в рамках этих границ.
Когда правила нечёткие, малышу легко запутаться: сегодня можно подольше поиграть и пойти спать не в 9, а в 10; сегодня можно посмотреть мультфильм за едой, хотя вчера было нельзя; бабушка даёт мне дали конфету до обеда, а мама не даёт. Ребёнок всё время должен угадывать: в каком настроении родители, что получится сделать, а что нет.
Когда правила чёткие, ребёнок всегда знает, из чего он может выбирать: решить, чем заняться перед сном: поиграть в машинки или порисовать; съесть суп или котлету; потратить время на интересную игру, а не пытаться выпросить конфету у мамы. В рамках ребёнок всегда может выбрать то, что находится внутри этих правил.
Если малыш понял правила, то реже сталкивается с негативом в свой адрес: хотел как лучше, а получилось как всегда.
Например, ребёнок видел, как мама пересаживала растения и решил в её отсутствие сделать то же самое. В результате повредил корни, раскидал землю, а один цветок так и вообще сломал. Если же ребёнку заранее объяснили, как ухаживать за растениями, то такой ситуации не произойдёт. Он знает, что может полить цветок, побрызгать на него из пульверизатора, протереть листья.
Дети очень хотят помогать родителям. И если им показали, как можно действовать, то они не попадают впросак и могут дальше проявлять инициативу и предлагать свои решения. А если оказывается, что мир вокруг непредсказуем, то они быстро теряют инициативу и не будут уметь и любить принимать решения, так как инициатива была наказуема в их детстве.
Чёткие правила доступны для понимания. Одно дело, когда ребёнку непонятно, почему что-то запретили или разрешили. Другое — когда ребёнок понимает для чего накладывает на себя ограничения.
Например, когда у него есть свои вещи и требования не трогать чужие, то он понимает концепцию частной собственности (это доступно уже на втором году жизни) и когда это работает в обе стороны одинаково честно, то ребёнок понимает, что нужно самому уважительно относиться к чужому. Естественно, малыш, не формулирует так. Но ему хорошо от того, что он не трогает чужое, и никто трогает его вещи.
Это касается любых правил. Если они обеспечивают конструктивное сотрудничество со сверстниками или взрослыми, то малыш понимает, зачем эти правила нужны и соблюдает не когда заставили, а всегда. И в этом случае ребёнок снова свободнее в принятии решений, так как есть понимание того, зачем вообще правила нужны.
Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей
Статьи по теме:
Как хвалить детей
5 причин перестать говорить «Молодец!»
Как устанавливать правила ребёнку, чтобы не испортить с ним отношения
Выстраивание границ с ребёнком в Монтессори-стиле
Источник
Когда дело доходит до использования грубых моторных навыков – таких как ходьба, прыжки и бег – ваш маленький непоседа, вероятно, не нуждается в особой поддержке, разве что, на самом начальном уровне.
Однако, не менее важно, чтобы дети работали над своими мелкими моторными навыками – аккуратными, точными движениями пальчиков, в том числе и большого, кистями и запястьями – потому что они поддерживают множество других жизненно важных физических и умственных навыков.
«Например, составление блоков включает в себя не только сбор блоков, но и понимание того, что с ними делать, и планирование действий», – говорит Гей Джиролами, физиотерапевт и исполнительный директор Pathways Awareness Foundation , некоммерческой организации в Чикаго, которая специализируется на изучении физического развития.
Как вы можете способствовать развитию моторики?
Все родители малышей знают, что когда начинается процесс самопознания и вы постоянно слышите «Я сам!» ваш ребенок будет стараться делать все и сразу. Конечно, это невозможно, поэтому нужно помогать и поддерживать ребенка в его начинаниях. Вы сами удивитесь как быстро он овладеет тем или иным навыком, если ненавязчиво ему помогать.
Поэтому отступите и позвольте ему попробовать свои силы в простых задачах, таких как одевание, и приготовление завтрака (протяните ему лопаточку, кусочек тоста и банку варенья, и пусть он будет занят ).
Разнообразие – это пряность жизни, поэтому время от времени перемешивайте. Например, приведенные ниже действия будут основаны на мелкой моторике вашего ребенка и будут стимулировать новые.
Заполнение и выгрузка
Опорожнение контейнера требует гораздо меньшей точности, чем его наполнение. Это один из первых замечательных моторных подвигов, которым овладеет ваш малыш, и, как только он это сделает, то скорее всего захочет повторить.
Как вы вам не хотелось потом тратить время на уборку и подметание это очень важный этап в развитии и не стоит ему мешать: ваш ребенок начинает осознавать, что один объект, например ведро, может удерживать другой объект, как куча грязи. Как только он поймет их взаимодействие, то сможет и понять, что ведро может быть наполнено обратно. Подготовьтесь к этому этапу, создав игровые площадки и предлагая управляемые действия. Если вынуть блоки из большой коробки, колышки из отверстий, игрушки из сундука или другие кусочки головоломки, ваш малыш надолго будет и это отвлечет его от таких шалостей как разбрасывание мусора из ведра или высыпать собачий корм из мешка.
Как только этот шаг будет пройден, начинается время приобретения навыка наполнения. Действуйте также последовательно. Возможно какие-то игрушки придется убрать. В дальнейшем усложняйте задачу – например, просите попасть кубиком в контейнер с расстояния.
Одеваться и раздеваться.
Десять минут назад ты одел своего малыша в самую удобную одежду. Теперь, когда вы готовы отправиться в путь, он снова совершенно голый!
Надевать вещи и снимать их – радость для малыша. Но ваш ребенок не делает это, чтобы испытывать ваше терпение. А одевание и раздевание его самого или игрушек – предоставляет ему множество возможностей для тренировки пальцев и рук. Помогите своему ребенку, создав как можно больше вариантов. По своему опыту скажу, что мой двухлетний сын иногда одевался и раздевался по 10-15 раз в день. Брал совершенно разные комплекты одежды и самостоятельно снимал и надевал их на себя. Ему просто это очень нравилось). Одежда для крошечных кукол слишком сложна и приведет только к слезам, но совладать с большими накидками или пончо для его плюшевых мишек будет гораздо проще (вы можете вырезать их из войлока). Фетровые доски с фигурками людей и сменными нарядами тоже хорошо подойдут, так как они позволяют малышам вырабатывать их чувство моды (и навыкам сортировки), не будучи слишком сложным.
Стикеры многократного использования могут также очень понравиться. Если вашему малышу особенно нравится одеваться, предоставьте большую коробку с наряженной одеждой, которой легко управлять – старое пальто и туфли папы, ваши старые шарфы и изобилие шляп. Когда дело доходит до одевания на весь день, ваш малыш будет лучше всего надевать брюки, которые имеют эластичные талии и застежки на липучках, чтобы минимизировать утреннюю борьбу. Обязательно ставьте новые .
Рисование и письмо
Где-то в возрасте от 12 до 18 месяцев ваш малыш, вероятно, попытается «писать», делая отметки на бумаге, а иногда между 18 и 24 месяцами он может удивить вас, рисуя вертикальные и горизонтальные линии и, возможно, круг.
Аплодируйте этим ранним наброскам, которые поощряют целый ряд новых способностей: рисование карандашом включает в себя мелкую моторику, например, захватывание и удержание, а также повышение зрительной хватки вашего ребенка и использование его воображения.
Снабдите своего подающего надежды художника большими листами плотной бумаги, приклеенными к столу – в конце концов, ничто так не мешает творчеству, как испуганный вопль мамы, когда карандаш скользит по скатерти или царапает стол. Если вашему малышу это не интересно, предложите несколько альтернатив: мелки для асфальта, бумага, прикрепленная к мольберту вместо плоской поверхности, или мыльные карандаши в ванне могут вызвать у него интерес.
И не забывайте рисовать пальцами. В то время как обучение тому, как держать и манипулировать орудием, важно, рисование пальцем дает тренировку мелкой моторики и развивает воображение вашего малыша.
Если он устал от красок, попробуйте подключить интерес к природе и почистите листья, желуди, или лепестки цветов.
Укладка, сортировка и нанизывание
Распределение колец на пирамидке или блоков конструктора это классика в развитии мелкой моторики. Это также фантастический способ для вашего ребенка использовать его еще более ловкие пальцы и работать над сортировкой и наращиванием навыков.
Чтобы сделать эти архитектурные занятия еще более интригующими, позвольте вашему ребенку экспериментировать с блоками разных размеров, форм и цветов и предложите множество других материалов для строительства и манипулирования. Благо сейчас различных сортеров, конструкторов и других разборных деталей огромное множество
Ваш малыш может сортировать магниты на холодильнике по цвету или размеру. Как только она справится с этим, предложите толстый шнурок и кусок войлока с прорезанными в нем отверстиями или крепкую нить и большие деревянные очень удобны в таком случае макароны разных форм.
Точение и пощипывание
Малыши любят обонять, пробовать на вкус и осязать. Если вы дадите своему ребенку много забавных материалов, чтобы его маленькие руки были заняты, он прекрасно проведет время, развивая их силу и ловкость.
Нетоксичная пластилиновая глина стимулирует движения рук и пальцев, когда ваш ребенок катит, формирует, штампует и формует материал по своему вкусу. Несколько простых инструментов, таких как легкая скалка и несколько пластиковых формочек для печенья, растягивают эту деятельность дольше. Если ваш малыш не проявляет к этому интерес, попробуйте несколько разных продуктов.
Чем мягче тесто, тем легче для маленьких рук придать форму. Настоящее съедобное тесто, конечно же, самое лучшее удовольствие, поэтому, когда вы печете, дайте ей немного оставшегося теста, чтобы превратить его в свой «пирог» и приготовить его вместе со своим.
На улице кухня с грязевыми пирогами или строительная зона из песчаного замка создают возможности для использования тех же навыков мелкой моторики. Когда ваш малыш лепит башню и аккуратно увенчивает ее пером, она даже не осознает, что оттачивает свое мастерство – но вы это сделаете!
Источник