Помощь в развитии слепого ребенка
Кто есть кто в благотворительности? Мы продолжаем публикацию серии интервью с действующими лицами и героями милосердия. Предыдущие выпуски
Вера Ремажевская создавала свою методику обучения и реабилитации слепых детей, чтобы помочь своей дочке. Сегодня основанный ею центр для детей с проблемами зрения «Львенок» — единственный в Украине.
Что ожидает в нашем жестоком мире слепого человека? Обидное название «инвалид», скудная помощь от государства, ощущение, что ты не нужен, ты – обуза. Родные, если и пытаются помочь, как это делать — не знают. Что делать? К кому обращаться за поддержкой?
Все эти вопросы обступили в одночасье юную студентку из Львова Веру Ремажевскую, когда ее новорожденной девочке в 1980 году был поставлен страшный диагноз «слепота». Надо отдать должное мужу героини нашего рассказа – он не испугался трудностей, добросовестно выполняя обязанности главы семейства. Но основное бремя ухода за незрячим ребенком легло на молодую маму. Детские сады в СССР не занимались слепыми детьми. И пришлось ей доходить до всего самой. Гуманитарное образование ответов на ее вопросы не давало, интернета тогда не было. Да что интернет – книги зарубежных психологов можно было достать лишь в «спецхранах». Но чего не могли дать книги, восполняла материнская любовь, интуиция, и врожденный педагогический талант. Занималась с дочерью как могла, как умела, как чувствовала.
Когда дочка подросла и пошла в школу для слепых детей, Вера устроилась туда же секретарем-машинисткой. Уже тогда она увидела: благодаря домашним занятиям, дочь лучше подготовлена к учебе, чем ее сверстники. Ремажевская тогда уже заочно получала второе высшее образование на дефектологическом факультете пединститута. И постепенно ее интуитивные наработки по дошкольному и школьному воспитанию детей с нарушениями зрения обрели форму стройной научной системы.
Для реализации своей мечты – помочь таким же мамам слепых детей, Вера Николаевна в 1996 году добилась открытия в родном Львове уникального учебно-реабилитационного центра «Левеня» («Львенок») для детей с проблемами зрения – единственного в Украине, руководителем которого является по сей день. Здесь Ремажевская внедрила свою систему помощи слепым и слабовидящим детям.
- В чем особенности методики Ремажевской? Если описывать очень упрощенно и кратко, она зиждется на «пяти китах»:
А последнее бывает, ох, как трудно. Ведь все родители искренне любят своих детей, и хотят, чтобы те были здоровы. И каким же шоком оборачивается для них известие, что их ребенок родился слепым. А случаи эти, увы, наблюдаются все чаще. Количество детей с проблемами развития неизбежно растет. Несколько лет назад и Россия, и Украина приняли стандарты Всемирной организации здравоохранения относительно того, что «недоношенным ребенком» будет считаться любое дитя, родившееся преждевременно, после 20 недель беременности весом более 500 г. Статистика же, увы, насчет таких глубоко недоношенных детей безжалостна – у 90% из них наблюдаются, помимо других патологий, нарушения зрения, вплоть до полной слепоты.
Конечно же, в таких случаях родителями немедленно предпринимаются попытки зрение вернуть. Но, увы, в большинстве случаев медицина пока оказывается бессильной. Однако смириться с этим очень нелегко. Начинаются поездки в специализированные клиники в поисках «самой надежной», дорогостоящие операции, не приносящие ожидаемого эффекта. Более того, их проведение не только требует огромных денег из карманов родителей, но и приносит слабому здоровью ребенка значительный, а часто и непоправимый вред. Ведь большинство хирургических вмешательств проводится под общим наркозом, а препараты, используемые для него, далеко не безвредны для клеток незрелого мозга. И чем больше на юный организм действуют наркотические лекарства – тем больше вероятность развития дополнительных проблем у недоношенных детей.
В таких случаях важно вовремя понять, что твое жизненное предназначение не в том, чтобы вопреки здравому смыслу добиваться чуда, но дарить свою любовь «особенному» ребенку. Ведь из него, при соответствующем воспитании, может вырасти писатель, психолог, учитель, юрист и, главное, просто настоящий человек. Только важно помнить, и об этом Вера Николаевна всегда говорит на встречах с родителями: нельзя полностью «растворяться» в заботе о ребенке. Ведь только высокодуховная, самоценная личность может воспитать такого же человека. Вспоминая название центра, основанного героиней нашего рассказа, можно сказать, что «львенок рождается только у львицы», и львом его можно воспитать лишь не предав самого себя…
Откуда бы ни позвонили в центр «Львенок» родители (а звонят и из Украины, и из других стран), их постараются принять максимально быстро. Для этого в центре есть комнаты для круглосуточного пребывания, ведь не каждый может позволить себе гостиницу или «частный сектор».
Денежные пожертвования? От них не отказываются. Ведь, кроме государственного финансирования, центру помогают добровольные жертвователи. И, как в причте о бедной вдовице с ее двумя лептами, бедные люди жертвуют больше богачей. Может потому, что они сочувствуют таким же страждущим не из-за абстрактной благотворительности – а потому что сердцем понимают их боль и нужду, как собственные. Тем более, что помощь детям с проблемами зрения и их родителям периодом пребывания во «Львенке» не заканчивается, ведь в ней семья будет нуждаться довольно продолжительное время. Родители, которые обращаются в центр «Львенок», нуждаются в поддержке психологов, иначе их желание сотрудничать может просто перегореть. Поэтому сотрудники центра часто на своем стареньком служебном автомобиле, подобно бригаде «скорой помощи», выезжают к тем, кто нуждается в их помощи, в радиусе до 100 км от Львова.
Коммерческой заинтересованности в монопольном использовании своей методики у основательницы центра «Львенок» нет. Кроме того, Вера Николаевна прекрасно понимает, что один центр не в состоянии помочь всем нуждающимся слепым детям. Поэтому она с удовольствием делится своим опытом – с педагогами и врачами, как отечественными, так и зарубежными. Совсем недавно, например, Львов посетили коллеги из Нижнего Новгорода и Софии.
Благодаря этому, наработки героини нашего рассказа все шире используются в образовательных учреждениях для детей с нарушениями зрения. Выпускаются методические пособия для педагогов и родителей, специальные тетради и учебники для детей, в этом немалую помощь оказывает и Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины. Правда, возможности эти, ввиду перманентного экономического кризиса последних лет, довольно ограничены. К сожалению, до сих пор уникальная методика практически не представлена в интернете.
Возможно, внедрение метода доцента Ремажевской пошло бы быстрее, согласись она перейти на более влиятельную должность, и тогда указанные разработки обрели бы силу обязательных рекомендаций. Вера Николаевна смеется: «Это не для меня». Центр стал для нее настоящим «третьим ребенком», а «своих детей не бросают никогда», говорит В. Н. Ремажевская. Настоящий педагог, она не мыслит себя без практической работы с детьми – а времени на это и так хватает с трудом.
Наша героиня – еще и заведующая кафедрой коррекционной педагогики Института последипломного педагогического образования. Так что знания, так щедро раздаваемые, попадают на нужную почву. Ну а то, что не все специалисты в Украине эти рекомендации исполняют – так «насильно мил не будешь». Если нет желания самосовершенствоваться, нет веры в положительный результат, то работа не принесет ни радости самим педагогам, ни пользы детям с нарушениями зрения.
Собственно, интервью у нее бралось в период отпуска, который, по сведениям, полученным автором статьи от секретаря директора «Львенка», отличается от обычной работы разве что более свободным графиком посещения «отпускницей» рабочего места. Вместо отдыха — регулярные семинары, поездки, встречи с сотрудниками. И, самое главное – работа с детьми и их родителями.
Источник
Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими дошкольниками.
В последнее время нередки ситуации, когда в группу для детей с косоглазием и амблиопией поступает незрячий ребенок (тотально слепой или с остаточным зрением). Конечно, присутствие такого ребенка требует организации максимально благоприятной коррекционно-развивающей среды, которая учитывает особенности и потребности дошкольника с глубокой патологией зрения, требует особых условий.
Наш детский сад посещают три слепых ребенка, им требуется со стороны педагогов и всего обслуживающего персонала значительно больше внимания. С каждым таким ребенком должен постоянно находиться кто-то из взрослых. Опыт работы со слепыми детьми у нас еще очень небольшой. К сожалению, мало литературы, рельефных пособий, технических средств и приборов, необходимых для занятий с ребенком, имеющим тяжелую зрительную патологию.
Обучение слепых дошкольников пространственной ориентировке – одна из важнейших возможностей компенсации слепоты.
Основные задачи обучения слепого дошкольника пространственной ориентировке:
*формирование потребности в самостоятельной ориентировке;
*преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах;
*овладение ориентировкой на своем теле;
*обучение способам и приемам ориентировки в микропространстве ( за столом, на листе бумаги).
Слепоту компенсируют другие сохранные органы чувств.
Осязание имеет для слепого дошкольника исключительное значение, это главный способ познания, предметной и пространственной ориентации. Только руками можно хорошо обследовать предмет, изучить его пространственные и физические свойства. При обследовании предметов я управляю руками ребенка, накладывая на них свои руки, стою за ребенком. Прием «рука на руке» – самый лучший метод обучать ребенка новым навыкам. Учу ребенка двум приемам обследования:
1-й прием – руки находятся на противоположных сторонах предмета и одновременно перемещаются сверху вниз. При таком движении рук сразу появляется ощущение формы и размеров предмета, некоторых других его свойств.
2-й прием – одна рука остается неподвижной, а другая по противоположной стороне предмета скользит сверху вниз, затем наоборот.
Маленькие дети боятся использовать свои руки для обследования различных предметов и материалов, их часто пугают новые ощущения. В такой момент я стараюсь заинтересовать ребенка или, наоборот, перехожу к другому виду деятельности, отвлекая его.
На занятиях формирую у ребенка умение распознавать подошвами ног некоторые покрытия – коврики: ребристые, колючие, мягкие, шершавые. Вместе с ребенком хожу по камушкам разной величины. Такие упражнения способствуют профилактике плоскостопия и развивают осязательное восприятие пространства.
В окружающей нас среде множество разнообразных звуков, шумов, поэтому одной из основных задач коррекционно-компенсаторной работы является развитие слухового восприятия пространства. На занятиях мы слушаем пение птиц, голоса животных, шелест листьев, звуки машин… Сравниваем, как стучит по столу мягкий, деревянный, железный предмет.
Обонятельные и вкусовые ощущения имеют также существенное значение для развития слепого ребенка. Они носят предметный характер, то есть каждому предмету, веществу присущ свой вкус и запах.
Результаты своей работы оцениваем не только мы, но и родители слепых детей. Систематические тренировки, занятия различными видами деятельности с помощью сохранных анализаторов помогают ребенку учиться обследовать свойства и признаки предметов окружающего мира, ориентироваться в пространстве. Раскрывают перед ним возможности получать информацию о том, что нас окружает, воспитывают произвольное внимание, различные познавательные процессы, активизируют речь.
Конспект индивидуального коррекционного занятия
по развитию готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира.
Тема: «Игрушки».
Цели: Формировать захватывающие движения ладонью, пальцами; умение удерживать и манипулировать игрушками. Развивать способы активного осязания; умение различать и сопоставлять свойства предметов по форме, материалу. Формировать умение распознавать подошвами ног разные поверхности, узнавать предметы по издаваемым звукам. Развивать произвольное и слуховое внимание.
Материал: мячи (резиновый, пластмассовый, мягкий), кубики (пластмассовый и мягкий), корзина, дорожки с разной текстурой поверхности.
Методы и приемы:
*организационный сюрпризный момент;
*упражнение «Ходим по дорожкам»;
*обследование игрушек из корзины;
*дид.игра «Найди пару»;
*исследовательская деятельность «Тише-громче»;
*заключительная часть.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Посмотри, кто пришел к нам в гости. Это колобок, потрогай его. Он круглый, без углов, мягкий, умеет хорошо катиться. Он приготовил нам сюрприз и зовет нас погулять по дорожкам.
2. Хождение по дорожкам.
«Наши ножки по дорожкам – топ, топ, топ!
По колючей…по ребристой…по мягкой…по каменистой… топ, топ, топ!
3. «Что лежит в корзинке?»
– Посмотри, стоит корзинка на пути! Корзинка большая, плетеная, с ручкой (принцип обследования «рука на руке») Вместе с ребенком обследуем игрушки, сначала мячи, а затем кубики
– Это мяч. Он какой? Круглый, большой, мягкий. А этот мяч какой? Круглый, твердый. Он пластмассовый. Есть еще один мяч в корзине, потрогай его. Он маленький, круглый, резиновый.
– Мячи – это игрушки. С ними можно играть: бросать, ловить, катить (попробовать выполнить эти действия вместе с ребенком).
Аналогично идет работа по обследованию кубиков (отмечаю, что у кубика есть углы, он не катится).
– Кубики – это игрушки, из них можно строить. Давай поставим мягкий кубик на пластмассовый.
4. Дидактическая игра «Найди пару»
Обследование, дифференцировка по фактуре.
– Возьми мягкий мяч и найди мягкий кубик…
5. Упражнение «Тише-громче»
Определение на слух, громко или тихо стучит игрушка из разного материала по столу.
6. Итог занятия
– Найди мягкий мячик, твердый кубик (пластмассовый) Что стучит громче?
Источник
Постановка звуков у дошкольников, является одним из важных компонентов формирования и развития речи. Зачастую в работе логопеда, родители и, к сожалению, нередко другие педагоги видят ее суть. И они по-своему правы, в первую очередь бросается в глаза и режет слух обывателю, то, что к определенному возрасту ребенок не выговаривает ряд звуков, или заменяет их. При условии полноценного формирования речи, ее грамматический строй, смысловая нагрузка, наполняемость словарного запаса вопросов не вызывает.
И мало кто, кроме специалистов, учителей-предметников и лингвистов в современном косноязыком мире гаджетов обращает пристальное внимание на развитие всех ее компонентов. А ведь выпадение одной из составляющих, несомненно тянет за собой целую цепочку последующих проблем.
Ребенок, про которого пойдет речь в данной статье, является скорее исключение в этой закономерности. Так как имея достаточно серьезный диагноз (слепота) развитие и формирование ее речи, хоть и отличалось от развития речи ее зрячих сверстников, но все эти этапы она освоила довольно успешно. Сколько трудов и терпения вложили родители и педагоги, известно только им, но результат стоил того однозначно. В свои неполные пять лет девочка отлично общается со взрослыми и детьми, поет в хоре, принимает участие в концертах, играет и учиться каждый день чему-то новому. Надо сказать, что тяга к знаниям и открытиям у нее развита довольно сильно и постоянно поддерживается родителями.
Да, есть на ее пути и сложности, и одна из них, это постановка нарушенных звуков. Все неравнодушные родственники учили ее правильно говорить, «ставили» звуки по своему представлению, уча свистеть или шипеть, там, где это делать категорически нельзя. Неправильно закрепившаяся артикуляционная поза, только усугубила проблему.
То, что ребенок со зрением может попытаться воспроизвести по подражанию, незрячий ребенок сделать не в состоянии. И переучить произносить тот или иной звук серьезная задача, требующая ежедневных усилий как от педагога, так и от самого ребенка. В современных реалиях образовательной системы, практически все педагоги перегружены сверх норм, и при всем желании просто не в состоянии физически ежедневно проводить индивидуальную работу. А это необходимо, как воздух. Замечу, что ситуация с каждым годом только усугубляется, и количество детей с речевой патологией, со сложной структурой дефекта растет с геометрической прогрессией. Зачастую, жизнь и родителей ставит в положение, когда они вынуждены работать и нет возможности уделять достаточного количества времени детям.
На педагога ложиться двойная нагрузка, он выполняет не только свои профессиональные обязанности, но еще и пытается компенсировать нехватку родительской любви и ласки.
С любовью к детям, пониманием их проблем, принятием всех недостатков и особенностей получается сделать порой кажущееся невозможным.
Итак, к практической стороне:
- Первая особенность: почти у всех детей со схожим нарушением, это значительное отставание (своеобразие) мимико-артикуляционных движений, она же есть у детей с нарушением слуха.
- Вторая особенность: артикуляционные позы часто вызывают недоумение, т.к. они очень своеобразны и непохожи на артикуляционные позы в норме для того или иного звука. Здесь как раз приходится много работать и переучивать, и формировать правильный артикуляционный уклад заново.
- Третья особенность: правильный по звучанию звук, или почти правильный, иногда формируется при помощи иных звукопроизводящих органов, чем у видящих детей.
Существенно страдает формирование речедвигательных образов, основанное не только на слуховом, но и на кинестетическом и зрительном восприятии. Это есть следствие полного или частичного нарушения возможности визуально отражать артикуляторные движения вступающих в речевой контакт со слепым ребенком окружающих его людей. У данного ребенка есть следующий ряд нарушений: сигматизм — неправильное произношение свистящих и шипящих звуков (с, ш, ч); ламбдацизм — неправильное произношение звука л; ротацизм — недостатки произношения звука р.
Работа логопеда с незрячим ребенком отличается следующими приемами:
- Она основывается преимущественно на слухе, осязании и кинестетическом чувстве. На занятиях используется множество пособий, через осязание которых ребенок осваивает нужные движения. И главное, ощупывает движение педагога и повторяет его, проверяя так же ощупыванием себя (самоконтроль);
- Время на постановку и формирование правильного звучания затрачивается гораздо больше;
- Привлечение родителей и проведение консультаций (демонстраций), предоставление видеоматериалов и постоянная связь с ними позволяет достигнуть лучших и скорейших результатов;
- Детальное и повторяющееся описание заданных движений, т.к. слепой с рождения ребенок никогда их не видел. На помощь приходят разного рода уловки: зондозаменители, игрушки, бумажки, дающие результат при правильном действии (использование модели языка).
При отсутствии пособий всегда можно использовать руку, как образец, что часто мы делаем со зрячими детьми. Объяснив ребенку, чтобы он представил свою кисть в качестве языка, и для начала проделывать все движения с ним вместе (рука в руке) сверяя с движением языка, ощупывая. Важно не забывать про гигиену и соблюдать нормы санитарных требований. Когда ребенок понял артикуляционную позу и сам правильно воспроизвел ее рукой, переходим к языку. И проделываем тоже, уже во рту. Исправления и замечания делаются сразу по ходу формирования движения, с использованием зонда или руки, но в данном случае мы все сначала проговариваем и даем ребенку все ощупать, чтобы не напугать его.
Для помощи ребенку, мы используем сказки, мультфильмы о непокорных звуках, над которыми работаем в данный момент. Даем ощупать букву, рисуем ее, чтобы как можно полнее дать картину этого звука. Например, в работе над звуком [р], нам помог мультфильм про трактор, который научился выговаривать букву р. Упражнения с приклеиванием к кончику языка бумажной полоски, на которую дул ребенок и мог тактильно ручкой ощутить ее трепещущее движение. Вызывание вибрации от движения мотора на губах и далее. Со звуком [с] действенным оказалась речедвигательная ритмика по методике А. Я. Мухиной. Начиная работу над тем или иным звуком не знаешь, что именно окажется наиболее действенным, поэтому использовать следует как можно больше разнообразных методик и средств в работе со слепым ребенком.
Так как представления у таких детей иногда недостаточно сформированы, и мыслить абстрактно им довольно сложно, стоит использовать больше параллелей с реальным миром. Логопед может воспользоваться своей фонотекой записей звуков природы, животных, проводя аналогии в звучании того или иного звука. А может выйти к ребенку на прогулку и послушать как под ногами шелестит листва, попытаться вместе изобразить этот шорох, подключить других ребят и организовать целую игру.
Для того чтобы работа приносила результат и удовлетворение стоит раздвигать рамки и границы, искать новые пути решения сложных задач, комплексно воздействовать через все возможные сохранные анализаторы, подключать семью.
В моем случае работа с незрячим ребенком принесла видимый результат, на сегодняшний день поддерживается взаимосвязь и отслеживается дальнейшее продвижение. Хочу пожелать всем ребятам и их родителям преодолеть все препятствия на своем пути и быть счастливыми.
Литература.
1. Дорофеева Т.А. Особенности использования органов чувств в учебной деятельности младшими школьниками с нарушениями зрения.//ж. «Дефектология», №1, 2000, С.14-19.
2. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е.А.Стребелева, А.Л.Венгер, Е.А.Екжанова и др..; Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия».
3. Кирилова Л., Юганова И. Советы офтальмолога. // ж. «Дошкольное воспитание», №9, 1998, С32-36.
4. Лапп Е.А. Особенности логопедической работы с детьми с нарушениями зрения.// ж. «Логопед», «4, 2005, С9-12.
5. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. Факультета пед. вузов/ Под ред. Л.С.Волковой: В 5 книгах. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – книга 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи; Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью.
6. Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов пед. вузов/ под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
7. Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. 2001.
Источник