Помощь ребенку в развитии связной речи
Развитие связной речи в дошкольном возрасте
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей.
Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Остановим свое внимание на методике развития связной речи.
Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления.
К концу первого года жизни – началу второго года жизни появляются первые осмысленные слова, но они преимущественно выражают желания и потребности ребенка. Только во второй половине второго года жизни слова начинают служить для малыша обозначениями предмета. К концу второго года жизни ребенка слова начинают грамматически оформляться.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Пользуются первоначальной формой речи – диалогической, которая связана сначала с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества в совместной предметной деятельности.
Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Теперь рассмотрим задачи и содержание обучения монологической речи. Они определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями монологического высказывания.
В зависимости от функции (назначения) выделяют такие типы монологов:
Описание – это характеристика предмета в статике.
Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.
Рассуждение – это логическое изложение материала в форме доказательства.
Пересказ – это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Рассказ – это самостоятельное развернутое изложение ребенком определенного содержания.
В возрастных группах эти виды монологической речи занимают разное место.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом – из серий «Мы играем», «Наша Таня»). Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа. Он подсказывает ребенку способы связей в предложении, задает схему высказываний («Пошел зайчик… Там он встретил… Они стали…»), постепенно усложняя их содержание, увеличивая объем.
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе в рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа. Обращается внимание на структурное оформление описаний и повествований, дается представление о разных зачинах рассказов («Однажды», «Как-то раз» и т.п.), средствах связи между предложениями и частями высказывания. Взрослый дает детям зачин и предлагает наполнить его содержанием, развить сюжет («Как-то раз….собрались звери на полянке. Стали они… Вдруг… Взяли звери… И тогда…»). Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребенок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).
Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни: описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать об изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), об увиденном в кинофильмах. В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях: происшедших только что, происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): наблюдаемых в данный момент, по памяти;
3) рассказ по картинке: статичной, подвижной – серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или кодопозитив).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Монологическая речь больше развивается в обучении детей, поэтому одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.
Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.
Работа по развитию связной речи трудоемка и всегда почти полностью ложится на плечи педагогов. Большое влияние на речь детей оказывает воспитатель. В связи с этим его собственная речь должна, прежде всего, учитывать возраст детей.
Педагог должен воспитывать своей речью.
Источник
С первых минут жизни малыш попадает в социум, где есть определенные правила, отношения, формы взаимодействия. Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе – речь.
У новорожденного знакомство с внешним миром строится при помощи тактильных ощущений. Но после 28 дней здоровый ребенок четко слышит звуки. В 9-12 недель он пытается определить их источник, поворачивая голову, двигая глазками.
Непроизвольное «гуление», лепет, постепенно перерастают в осмысленное повторение услышанного, воспроизведение отдельных звуков, слогов, слов. К шести годам развитие связной речи у дошкольников – важный критерий, определяющий его готовность к школе, ведь она – не только средство общения, но и орудие мышления.
Таким образом, примерно за 6 лет своей жизни ребенок учится составлять связанные смысловые цепочки предложений, которые помогают ему, прежде всего, достигать взаимопонимания с окружающими.
Что такое «связная речь»?
Высказывание или связная речь – это несколько законченных отрезков (предложений), которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах:
- монолог – умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д.;
- диалог – непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения.
Высказывания являются результатом восприятия, осмысливания, умения выразить свои мысли. Связная речь дает четкое понимание взаимосвязи умственного и речевого развития ребенка, помогает решать задачи всех сфер воспитания и образования.
Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:
- описание – включает общее название предмета (действия), перечисление его свойств, качеств, а в заключении – оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться);
- повествование – констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка;
- рассуждение – отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода).
Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.
Начальным и важнейшим этапом развития связной речи у малышей является диалог. Он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребенка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.
Чтобы правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы ее развития, а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.
Возрастные критерии развития связной речи у ребенка
Различные образцы общения и постепенное усложнение деятельности дошкольника помогают развитию его мышления и речи.
Первые наполненные смыслом слова малыши обычно употребляют на втором году жизни. Постепенно они учатся обозначать ими предмет, не показывая, а называя. Дальше происходит грамматически правильное формирование определений.
У трехлетнего малыша быстро растет словарный запас, активизируется речь, предложения становятся более сложными.
Связанная диалогическая речь
Для формирования совместных предметных действий ребенок использует первый тип речи – диалог (он больше связан с практическими видами деятельности).
До трех лет детей необходимо научить озвучивать свои просьбы и желания (например: «дай», «хочу», «иди»), давать ответы на простейшие вопросы («кто это?», «какой он?» и пр.). Постепенно подводить к проявлению речевой инициативы (задать вопрос, обратиться к другому человеку).
В возрасте от 3 до 4 лет ребенка нужно побуждать легко вступать в общение со сверстниками, взрослыми; выражать просьбы предложениями; отвечать на вопрос фразами, а не одним-двумя словами.
Малыша стоит подводить к тому, чтобы он хотел выполнять простые правила этикета (здороваться, благодарить), делиться впечатлениями (чем занимался, в какие игры играл); поощрять желание интересоваться жизнью вокруг и задавать вопросы.
На пятом году жизни детей приучают свободно контактировать с окружающими разного возраста, задавать вопросы и отвечать на них. Также нужно поддерживать стремление делиться личными наблюдениями, переживаниями. Здесь уже важнее качество ответов, умение отвечать в соответствии со смыслом вопроса.
Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. То есть происходит формирование навыков культурного общения.
В старшем дошкольном возрасте проводятся различные виды познавательно-образовательных мероприятий (игры, занятия, наблюдения, экскурсии), которые помогают совершенствовать полученные ранее умения и навыки, закрепляя и расширяя знания.
Связанная монологическая речь
Параллельно с диалогической речью происходит последовательное обучение детей монологу. В разном возрасте он занимает определенное место:
До 3 лет закладываются предпосылки к появлению монологического вида речи.
Трехлетних малышей учат слышать и воспринимать короткие, понятные по смыслу истории, сказки. Предлагают повторить отдельные словосочетания, кратко воспроизвести события, глядя на иллюстрацию.
Целенаправленно развивать монологическую речь необходимо с 4 лет. Детям предлагают описать игрушку, рассказать знакомый сюжет, используя личный опыт. Подсказки типа: «Жили-были…», «…и пошли они…», «встретил он…» – дают возможность малышу составлять связанные повествовательные высказывания, которые со временем усложняются и увеличиваются в объеме. Специально смоделированные ситуации, индивидуальное общение помогают самостоятельно рассказывать о своих игрушках, произошедших событиях и пр.
С четырехлетнего возраста дети пересказывают не только часто слышимые истории (сказки, рассказы), но и новые, вновь прочитанные сюжеты. Описательные рассказы становятся подробными, структурированными, с элементами особых форм повествования. Например, «однажды…» или «в один прекрасный день…».
Взрослые помогают начать повествование, предлагают подробнее описать персонаж, место действия и т. д. Серия картинок может стать хорошим подспорьем для создания связного, структурированного рассказа. При этом в 5-6 лет дошкольники уже могут оперировать такими фразами, как «в то время, как…», «и вот, после этого…».
При систематических занятиях дети быстро учатся не только составлять повествовательно-описательные сюжеты, используя картинки (игрушки), но и обходится без наглядных материалов.
В развитии связанной монологической речи важнейший фактор – обучение, в диалогической – непосредственное взаимодействие двух или нескольких человек. И здесь основные методы – бытовое общение, игровые действия, выполнение заданий, совместная деятельность. Только кропотливая, ежедневная работа взрослых дает отличный результат в процессе развития связной речи малышей.
Причины задержки формирования связной речи у детей
Чтобы определить уровень развития связной речи, нужно проанализировать соответствие возрастным критериям, перечисленным выше, то есть произвести своеобразную диагностику. Ее стоит проводить в игровой форме, не акцентируя внимание ребенка на результате, не делая замечаний, не исправляя, не поучая. Просто создать ситуацию и понаблюдать за поведением и речью дошкольника.
Сложности и затруднения в речевом развитии могут возникать у детей по медицинским причинам:
- патология внутриутробного развития (перенесение мамой инфекционных заболеваний, интенсивный токсикоз);
- родовые травмы (асфиксия, преждевременные роды, инфицирование и пр.);
- детский травматизм головы, особенно в области расположения речевых зон;
- слуховое или речевое нарушение (последнее диагностируется к 5 годам).
Также существуют социальные причины, замедляющие развитие связной речи у ребенка:
- педагогическая запущенность – с ребенком не занимаются или у малыша наблюдаются поведенческие расстройства («трудный ребенок»);
- недостаток общения в семье – отсутствие прямого, тесного общения всех ее членов, когда несколько человек просто существуют под одной крышей;
- смена места жительства, особенно в иноязычную среду – если дома говорят на одном языке, в детском учреждении и на улице – на другом, ребенок испытывает трудности в освоении речевых навыков.
Чрезмерная опека также может привести к появлению речевых задержек, так как у ребенка просто нет необходимости говорить, если его желания угадываются и мгновенно выполняются.
Как правило, к 5-6 годам ребенок умеет:
- последовательно давать ответы на вопросы;
- составлять небольшие повествования на основе иллюстраций;
- описывать свои впечатления об увиденном;
- передавать содержание услышанного или увиденного по памяти;
- придумывать продолжение сказки, фантазировать.
Но чтобы результат соответствовал возрастным требованиям, необходимо на каждом этапе взросления уделять достаточно внимания общению и занятиям с ребенком.
Способы развития связной речи у детей дошкольного возраста
Методы и приемы, применяемые в работе с детьми для развития связной речи делятся на:
- наглядные – с использованием демонстрационного материала, иллюстраций, живых объектов, предметов, схем;
- словесные – чтение, рассказывание, беседы, пересказы, заучивание стихотворений, выполнение речевых упражнений, проговаривания и т. п.;
- практические – ролевые, дидактические игры и упражнения (с речевым содержанием), театрализация, сюрпризные моменты, персонажи, хороводы.
В зависимости от возраста ребенка и степени его индивидуального развития используется комплекс средств, которые способствуют развитию связной речи.
Так для самых маленьких уместны фольклорные песенки и потешки, где слова сочетаются с действиями («Ладушки», «Сорока» и т. д.).
Малышам постарше можно предлагать упражнения на подражание, развитие артикуляционного аппарата. Здесь же применим различный демонстрационный материал, желательно объемный, естественной окраски. Например, потешка «Петушок, петушок золотой гребешок…» вместе с соответствующей игрушкой, поможет малышу зрительно познакомиться с объектом, попробовать повторить его «песенку».
Детские произведения Агнии Барто, С. Я. Маршака, Е. Чарушина и других авторов – это классика художественной литературы, которая формирует образы с дополнительной эмоциональной окраской персонажей. То же можно сказать и о сказках («Репка», «Курочка Ряба» и пр.)
Практические упражнения, которые развивают речевое дыхание («сдуй снежинку», «бабочка лети»), так же могут быть использованы для развития связной речи в раннем возрасте.
С взрослением малыша наиболее эффективны практические методы. А поскольку игра – основной вид деятельности ребенка, она отлично применяется на практике (например, «Телефон», «Чей домик?»)
Младшие дошкольники с удовольствием играют в детские подвижные игры, сопровождающиеся словами: «Пузырь», «Карусели» и другие.
Чтобы активизировать работу мозга, стоит задействовать мелкую моторику рук. Лепка, рисование, работа с конструктором помогают формировать образы, способствуют развитию речи ребенка.
Чем старше ребенок, тем шире возможности для активизации его речи. Важно правильно организовать и направить воспитательно-образовательный процесс. При этом нужно учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка.
Игры и упражнения для развития связной речи
Среди часто используемых приемов можно перечислить:
- действия по словесным указаниям с их последующим описанием (сначала взрослый говорит, что делать, затем ребенок рассказывает о том, как он выполнял указания);
- используя фланелеграф и различные силуэты, выкладывается последовательная ситуация, ребенок комментирует и составляет небольшой рассказ;
- составление описание предметов и ситуаций по картинке или серии картин;
- рассуждение;
- пересказ;
- разучивание и чтение стихов.
Наряду с давно отработанными методами и приемами формирования связной речи можно задействовать и нечто новое, нетрадиционное . Например:
1. Упражнение «Оживи предмет», когда ребенок берет на себя роль, например, шкафа, а взрослый задает серию вопросов, заставляющих мыслить, составлять логические цепочки:
- Чего хочет шкаф?
- Что в нем лежит?
- Чего он боится?
- Что могло с ним приключиться?
Ответы дошкольников могут быть настолько необычными, что удивят даже самого искушенного слушателя.
2. Другой прием – «овеществление», то есть взрослый предлагает представить любимую игрушку ребенка в роли человека. Вопросы, которые можно задать:
- Где она находится?
- О чем мечтает?
- Что любит?
- Как передвигается?
Отвечая на подобные вопросы, дети составят небольшой рассказ на основе имеющегося опыта и собственных наблюдений.
3. Задание «Клякса» – может использоваться для общего или индивидуального общения. На листе бумаги ставится клякса, дети пытаются описать, что они увидели в очертаниях (животное, предмет, человека). Также можно рассыпать мелкие частицы (песок, бисер) и попытаться увидеть в хаотичной россыпи определенный предмет или образ.
4. Упражнение с использованием музыки – прослушав короткую мелодию, ребенок рассказывает, что он представляет, где он может находиться, во что одет, что делает.
5. Применение теневого театра, записей различных звуков, и даже задействование компьютерных игр могут успешно способствовать развитию детской связной речи, неразрывно связанной с логикой, мысленным структурированием, фантазией.
Важно помнить, что для успешного формирования грамотной, связной речи требуется тесное взаимодействие взрослого и ребенка. Только в общении у дошкольника развивается способность рассуждать, последовательно выстраивать свою речь. Педагоги и родители учат детей планировать, структурировать свои рассказы. Таким образом, в процессе овладения дошкольниками сложным навыком монологической речи участие старших обязательно.
Тренажер для развития мышления
Тренажер – это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов
узнать подробнее
Источник