Помощь ребенку с нарушениями развития
Оказание психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с особенностями развития
Одной из самых тревожных тенденций сегодняшнего времени является рост количества детей с проблемами в развитии, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В связи с этим работа по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей в условиях ДОО должна занимать исключительное положение.
Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи такого ребенка – все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития ребенка с ОВЗ, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
На базе (нашего детского сада) МБДОУ детский сад № 31 делаются первые шаги в создании системы ранней помощи детям с ОВЗ. Специалистами нашего детского сада проводится работа по оказанию ранней помощи детям с ОВЗ. Актуальной для нас эта проблема стала в связи с деятельностью на базе нашего сада «Центра игровой поддержки ребенка от 1.5 года до 3 лет.
С 2011 года на базе нашего детского сада создан Центр Игровой поддержки ребенка (ЦИПР) для детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих дошкольные учреждения.
Деятельность ЦИПР представляет собой вариативную форму дошкольного образования для детей, которые не посещают дошкольное учреждение. Это повзоляет нам осуществлять взаимодействие семейного и общественного воспитания детей от 1.5 года до 3 лет, создать единое образовательное пространство.
Целью нашей работы в ЦИПРе является адаптация детей раннего возраста к социуму, и гармонизация детско-родительских отношений. В ходе работы мы заметили, что к нам чаще стали поступать дети имеющими проблемы в развитии, отклонения от возрастной нормы. И перед нами стала необходимость внести дополнения в нашу работу. Таким образом в ЦИПРе появилось еще один блок работы: работа с детьми раннего возраста имеющими отклонения в развитии.
Сейчас мы уделяем особое внимание выявлению, профилактике и коррекции имеющихся у детей отклонений.
Цель этой работы является оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития.
Мы поставили перед собой задачи:
- Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.
- Оказание комплексной помощи детям группы риска и детям с выявленными отклонениями в развитии.
- Формирование позитивного отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
- Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.
Выделили для себя три основных направления деятельности:
1. Консультативно-диагностическое
2. Коррекционно-развивающее
3. Информационно-методическое
- Консультативно-диагностическое направление
Задачи этого направления представлены на слайде.
· определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
· максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
· анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
· консультирование родителей по вопросам;
· обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;
· реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
· создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;
· консультирование педагогов, работающих с детьми раннего возраста.
На этапе осуществления работы по первому направлению мы проводим диагностику, включающую в себя наблюдение, диагностику НПР детей, беседы с родителями. На этом этапе мы уточняем трудности, выявляем отклонения в развитии.
На всех этапах работы самым главным условием является тесное, эффективное взаимодействие с родителями.
Сотрудничество с родителями – непростой процесс, от успешности которого во многом зависит эффективность достижения целей коррекции.
Наш опыт показывает, что большинство родителей, имеющих детей с ОВЗ, первоначально не готовы к адекватному взаимодействию и взаимопониманию в силу того, что их взгляд на собственного ребенка и его перспективы не совпадают с оценками специалистов и педагогов. Это приводит к тому, что они не могут адекватно оценить возможности ребенка, неправильно его воспитывают. Не получая быстрого результата, родители впадают в отчаяние, перестают верить в оптимистический прогноз развития своего ребенка.
Работа с родителями осуществляется как в групповой форме так и в индивидуальном порядке.
На индивидуальных и групповых консультациях с родителями проводится совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы. Анализируются факторы положительной динамики развития ребёнка, вырабатываются рекомендации по преодолению возможных проблем.
В работе с родителями я использую анкеты, с помощью которых можно было более полно узнать о семье, о взаимоотношениях в семье и много другой информации. Также были использованы тематические опросники, проективные рисунки, что помогает выстраивать свою работу с семьей.
Также у нас проводятся Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
Совместно с родителями, в течение года реализуются краткосрочные проекты, выставки, праздники, круглые столы, тренинги.
Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в нашем детском саду является родительский клуб «Вместе в жизнь», которые проводятся в активных формах с участием педагогов. На таких собраниях тренингах родители вынуждены размышлять о психофизических закономерностях развития ребенка. Здесь они учатся всесторонне изучать проблему, понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания. У родителей формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.
Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности, людей объединяют общие проблемы и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку и семье. Целью клуба является психологическая поддержка родителей, формирование адекватного отношения к ребенку с нарушениями развития, ознакомление с методами и приемами эффективного взаимодействия и общения с «особым» ребенком.
Рекомендации, обсуждаемые на заседаниях клуба, собираются и помещаются в тематических буклетах, которые мы раздаем родителям. А также вся информация размещается в группе в социальной сети. Также специалисты детского сада проводят по скайпу онлайн консультации.
Итогом занятий родительского клуба стало снижение уровня тревожности у родителей по отношению к своему ребенку «на данный момент» (мой ребенок сегодня) и при восприятии ребенка в будущем.
Работа с родителями позволила улучшить сотрудничество взрослых и детей. Эмоциональная близость и сотрудничество способствует налаживанию лучшего взаимопонимания и формирования чувства МЫ.
Наша цель помочь родителям принять своего ребенка таким, каков он есть, со всеми присущими только ему особенностями и сложностями. Научиться понимать его желания, улавливать смысл его поведения и реагировать на него так, как хотелось бы только ему.
А далее мы начинаем консультативно-коррекционную работу. И здесь особое значение имеет эффективное взаимодействие с родителями.
2. Коррекционно-развивающее направление
Задачи на данном направлении представлены на слайде.
· разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;
· обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
· проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
Для осуществления коррекционно-развивающей работы в нашем детском саду создана предметно-пространственная развивающая среда. Оборудован кабинет, для проведения занятий, оснащенный дидактическими играми и пособиями, наглядными материалами.
Для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми в нашем детском саду создана и оформлена сенсорная комната. Сенсорная комната является многофункциональным комплексом, наполненным различного рода стимуляторами, которые делятся на основные блоки.
Развивающий блок предназначен для проведения диагностических процедур, развивающих занятий. В зоне активизирующего блока используются различные игры с зеркалом, напольными сенсорными дорожками, с балансировочной дорожкой, со звуковыми коробочками, сенсорными дощечками и др.
Деятельность в активизирующем блоке направлена на развитие мелкой моторики рук, обогащение сенсорного опыта учащихся, позволяет формировать представление о цвете, форме, величине предметов, способствуют развитию познавательной сферы: процессов памяти, внимания, мышления, направлена на коррекцию эмоционально-волевой сферы ребенка, развитие активной речи.
Игры с сенсорными дорожками (дорожка, на которую прикреплены различные материалы: деревянные дощечки, линолеум, пенопласт, ткань и др.) Сенсорные дорожки обеспечивают воздействие на рецепторы стопы, развивают координацию движений, развивают умение передавать ощущения, эмоции в речи, решают задачи конкретного занятия.
Игры со звучащими коробочками (коробочки, имеющие разные наполнители: песок, бисер, крупы и др.) способствуют развитию творческого воображения, развивают слуховые анализаторы.
В релаксационном блоке акцент делается на упражнения, направленные на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения. Сочетание музыки, цвета, мягких тактильных ощущений приводят в состояние покоя, умиротворенности, что способствует быстрому восстановлению сил, работоспособности.
Оснащение игровой комнаты позволяет использовать в работе элементы арт-терапии: психологическая песочница и набор мелких фигур для песка, световой стол для рисования сыпучими материалами (песок, манка), разнообразные средства для проективного рисунка, музыкальный центр и записи музыкальных произведений. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка в работе могут также использоваться игровая терапия, телесно-ориентированная терапия .
Занятия за световым столом дают возможность развивать творческие навыки, логическое мышление, внимание, память, тренирует мелкую моторику рук.
Необыкновенно приятный на ощупь песок и его текучие свойства дают возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а также способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Также на световом столе (за счет светодиодной подсветки) идет гармонизация цветом: в работе с гиперактивными детьми используется синий – успокаивающий цвет, с более пассивными детьми используется красный – активный цвет.
При организации обучающих коррекционных занятий мы исходим из возможностей ребенка: предлагаемое задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным.
В групповых помещениях оборудованы уголки, зоны, для организации различных видов деятельности детей.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся совместно с родителями, с детьми, имеющими близкий уровень развития.
Взаимодействие педагога-психолога с педагогическим коллективом
Очевидно, что для успешной коррекции психического развития особых детей, их социальной адаптации необходимо изменить отношение находящегося рядом взрослого. В комплексном сопровождении развития ребенка педагог также является одним из главных «сопровождающих», так как именно он реализует рекомендации специалистов повседневной работе с ребенком, а поэтому от профессионального взаимодействия педагога-психолога с педагогическим коллективом во многом зависит эффективность системы сопровождения детей с ОВЗ.
На практике педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, сталкиваются с проблемами, которые не могут решить самостоятельно. Особые трудности они испытывают в организации режимных моментов, коррекционной работы с детьми. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
- Информационно-методическое направление:
· информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т.д.
· информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;
· создание лекотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего возраста;
· повышение квалификации педагогов групп раннего возраста.
Заключение
Практика показывает, что дети, даже с не резко выраженными отклонениями в развитии на первом году жизни, при отсутствии необходимых лечебных и психолого-педагогических мероприятий в дальнейшем испытывают определенные трудности в обучении. С другой стороны, комплексные, адекватные занятия с детьми, имеющими выраженные отклонения в развитии, часто позволяют достичь заметных результатов. Причем чем раньше начинаются развивающие занятия, тем они более эффективны. Эффективность ранней помощи детям также определяется адекватностью, индивидуальной направленностью, пролонгированностью, междисциплинарностью, согласованностью работы «команды» специалистов и родителей на всех этапах работы с ребенком. К сожалению, многие родители ждут положительных результатов, не прилагая никаких усилий для развития и обучения ребенка. Только родители могут терпеливо и кропотливо вести ежедневную нелегкую работу, вырабатывая у малыша ту или иную задержанную функцию. Многие родители оказываются прекрасными педагогами, творческими и изобретательными, способными развить потенциальные возможности своего ребенка
Подводя итоги нашей деятельности, можно с уверенностью отметить положительные ее результаты. т.е., наш опыт показывает, что специально организованный процесс, взаимосвязь всех специалистов в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья и испытывающими трудности в обучении, общении, поведении, дает положительный результат и позволяет снизить количество детей с нарушениями в развитии в старшем дошкольном возрасте.
Источник
Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии
В последние годы в коррекционной педагогике появилось новое направление – это превентивное коррекционное воздействие. Разработана концепция ранней помощи (РП) детям с отклонениями в развитии (ИКПиП). Суть концепции РП заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяет скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития.
Актуальность данной проблемы определяется:
- Увеличение количества детей новорожденных детей с патологией. Доля здоровых детей снизилась с 50 % до 35 %
- Интеграционные процессы
- Необходимость предупреждения вторичных отклонений в развитии
- Исключение необходимости дорогостоящего специального образования (в результате коррекции в раннем возрасте развитие достигает нормы, или стойкого положительного эффекта)
- Полноценная интеграция – снижение степени социальной недостаточности детей
К нарушениям и отклонениям у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание. Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени – все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Малыши с ЗПР – это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени. Существенную роль играет и наследственный фактор.
Существует модель системы раннего появления и коррекция отклонений в развитии, предложенная институтом коррекционной педагогики и психологии (ИКПиП), которая включает в себя 4 блока:
- 1 блок – скрининговое обследование детей 1 г. ж.
- 2 блок – дифференциальная диагностика (поликлиника, мед-пед центры)
- 3 блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонения в развитии;
- 4 блок – подготовка и переподготовка специалистов для системы ранней помощи
Организация системы ранней помощи
- ППМС-центры (центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи);
- ПМПК (психолого-медико-педагогическая консультация), ПМПк (психолого-медико- педагогическая комиссия)
Задачи реализации системы ранней помощи (ИКПиП)
- Максимально раннее выявление особых образовательных потребностей
- Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка
- Обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых месяцев жизни
- Наличие специального стандарта образования
- Более дифференцированное «пошаговое» обучение
- Значительно более глубокая, чем в массовом образовании дифференциация и индивидуализация обучения, создание особой организации образовательной среды
Диагностические методики
- Методика Гриффитс
- Шкалы психомоторного развития А.Гезелла
- Скрининг-методика оценки психомоторного развития младенца (А.М. Кузьмин и Л.В. Дайхина, Е.В. Кожевникова)
- Методика обследования психомоторного развития младенца (Л.Т. Журба, Е.Н. Мастюкова и Е.Д. Айнгорн)
- Методика обследования психомоторного развития младенца О.В. Баженовой
- Школа развития младенцев и детей раннего возраста (Н. Бейли)
- Методика выявления эмоциональной недостаточности детей младенческого и раннего возраста (Е. Баенская)
Стратегия комплексного подхода к проблеме диагностики
и ранней коррекционной помощи
- Скрининговое обследование всех новорожденных в роддомах, с указанием факторов риска в карте развития ребенка
- Расширение деятельности кабинетов здорового ребенка в детских поликлиниках
- Целенаправленное наблюдение за темпом психофизического развития ребенка в группе риска по месту жительства
- Создание команды специалистов для выявления характера отклонения
- Организация центров детства в целях ранней диагностики и коррекции с опорой на медико-психолого-педагогическую работу и оказание психолого-педагогической поддержки в семье
- Раннее начало системной коррекционной работы
На основании этой стратегии разработана система помощи, которая включает 8 этапов в организации помощи:
1 этап – Детальное обследование новорожденных неонотологом, невропатологом, с регистрацией всех параметров в паспорте новорожденного
2 этап – Выявление детей группы риска, подробное изложение диагностических и коррекционных мероприятий в период младенчества (до 1 г. ж.)
3 этап – Дифференциальная диагностика с определением прогноза развития и адекватной коррекционной работой с детьми от 1 г. до 3 лет
4 этап – Выделение ведущих отклонений в развитии ребенка после 3 лет с целью компенсации и подготовки к школьному обучению
5 этап – Собственно-коррекционная работа с целью подбора адекватной формы обучения
6 этап – Выявление детей с трудностями школьной адаптации, корректировка и условия обучения с максимальным учетом индивидуальных особенностей
7 этап – Ранняя профессиональная ориентация
8 этап – Социальная опека подростков с отклонениями в развитии работниками социальных служб
Основные закономерности нормального психомоторного развития
Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.
Первый год жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. В психомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов, на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных форм общения, составляющих основу для становления речи и мышления.
Уже в первый период – период новорожденности (0-1 мес.) наряду с набором врожденных приспособительных реакций, играющих основную роль в жизнедеятельности организма, можно с 3- 4-й недели жизни выявить начальные предпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос или улыбку начинает возникать ротовое внимание – ребенок замирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можно отметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
Во втором периоде (1-3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакций на зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональные реакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периода появляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженная эмоциональная реакция на появление взрослого – «комплекс оживления». Попытка вступить в контакт с ребенком 10-12 недель вызывает у него радостное оживление, повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. На этом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, так и незнакомого лица. Своевременное появление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют о нормальном психическом развитии ребенка. У детей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные отклонения в психическом развитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовые реакции на все окружающие стимулы отсутствуют. Недоразвитие отдельных компонентов комплекса оживления, например движений рук или ног (двустороннее или одностороннее), может указывать на поражение двигательной сферы; слабость или отсутствие голосовых реакций или носовой оттенок голоса характерны для поражения речедвигательной мускулатуры, что в дальнейшем может привести к речевым расстройствам. Отсутствие комплекса оживления или его парадоксальность, например появление страха, крика и других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональными нарушениями – ранним детским аутизмом, ранней детской нервностью и другими расстройствами. Поскольку комплекс оживления формируется в тесной взаимосвязи с развитием зрения и слуха, то при дефектах этих анализаторов он может отсутствовать или проявляться в рудиментарной форме. При врожденной слепоте или глухоте и особенно при сочетании этих дефектов комплекс оживления на данном возрастном этапе отсутствует.
В третьем периоде (3-6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, все более дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к нему взрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается в лицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения. Таким образом у него проявляется ориентировочная реакция, которая в одних случаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком. Следует отметить, что реакция страха на этом возрастном этапе появляется не у всех детей. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также от условий его воспитания и окружения. Чрезмерная же выраженность реакции страха на этом возрастном этапе характерна для детей с повышенной нервной возбудимостью, ранним детским аутизмом. Она может быть первым признаком врожденной детской нервности, легкой мозговой дисфункции, повышения внутричерепного давления при гидроцефалии. Она также характерна для детей с детским церебральным параличом.
На следующем этапе развития (6-9 мес.) при общении ребенка со взрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, которая сменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха на незнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакция переходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха. Отличительной особенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе является его готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того, к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослым с помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет на руки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить. Отклонениями от нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличие к общению со взрослым (умственная отсталость, выраженная задержка психического развития, аутизм); общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместо ориентировочной реакции и игрового манипулирования (задержка психического развития); чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая в реакцию протеста и препятствующая общению (врожденная детская нервность, аутизм, гипервозбудимость).
Пятый период возрастного развития ребенка первого года жизни (9-12 мес.) характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, а именно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается и поддерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми ребенок активно манипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение к различным предметам, но у него всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характерной особенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательская деятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители. Комплекс оживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерно угасает. Поэтому его выраженность, даже у недоношенного и ослабленного ребенка, является одним из признаков задержки психического развития. К году ребенок понимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанные функции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь в процессе специальных занятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности. Качественной особенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым при помощи звукосочетаний.
При нормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженная дифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая за игровыми действиями ребенка. Он радостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих, играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитает пользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению – пить из чашки, есть ложкой и т. п.
Источник