Помощь педагога в развитии ребенка
Татьяна Борисова
Педагогическая поддержка развития способов познавательной деятельности с описанием ситуаций и действий педагога.
В современном мире личность ребёнка не может быть компетентно развитой без развития познавательных интересов.
Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности, в решении поставленных теоретических и практических задач.
Детство – неповторимая пора по своим возможностям развития. Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Именно в дошкольном возрасте на первый план выступают готовность и способность запоминать.
На каждом этапе развития ребёнок сталкивается с трудностями (непонимание со стороны сверстников, воспитателей, родителей). Чтобы не оказаться отверженным, стремиться быть «как все». Поэтому педагог вовремя должен подсказать, помочь, увлечь ребёнка.
Педагогическая поддержка – это оказание помощи! В данной ситуации – помощи в развитии познавательных интересов.
Истоки идеи педагогической поддержки личности лежат в концепции педагогики свободы и педагогической поддержки.
Педагогическая поддержка определяется как педагогическая помощь детям в решении индивидуальных проблем, в сфере общения, обучения, творчества, досуга. Задача педагога – поддержать, развивать личность. Главное в педагогической поддержке – саморазвитие ребёнка.
Для осуществления развивающих целей обучения необходимо активизировать познавательную деятельность, создавать ситуацию заинтересованности.
Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений, как в аналогичные, так и в изменённые условия.
• Познавательные задачи должны способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;
• Задачи должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично – поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности, а затем и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;
• Система познавательных задач должна вести к формированию беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.
В соответствии с особенностями и целями применения различного рода задач занятия включают в себя четыре последовательных этапа:
– разминку;
– развитие творческих механизмов;
– выполнение развивающих частично – поисковых задач;
– решение творческих задач.
Дети очень любят нетрадиционные формы занятий. Они являются средством формирования познавательных интересов. На занятиях, где закрепляется, или повторяется материал, дети, как правило, теряют интерес и внимание, ведь нового они ничего не узнают.
Одна из нетрадиционных форм занятий – дидактическая игра. Игра вызывает дух соревнования, будит эмоции детей, заставляет удивляться, открывать новое в уже известном.
Аристотель сказал: «Мышление начинается с удивления».
Развитию познавательных интересов очень помогают кроссворды, загадки, познавательные игры. Дети становятся более внимательными, развивается логическое мышление, появляется интерес к технике, творчеству. Творческие обучающиеся нуждаются в занятиях, которые были бы под стать их умственным силам. Наблюдая за такими детьми, пришла к выводу, что им не интересно заниматься тем, что они хорошо умеют делать. Дети хотят заниматься только тем, что для них загадочно и ново. На занятиях эти дети всегда активные и любознательные. В своей работе стараюсь детям не давать готовое, а направляю на то, чтобы найти наибольшее количество вариантов. Большое значение придаю на занятиях связи «Ребенок – ребенок». Дети с удовольствием придумывают головоломки, ребусы, составляют интересные задания по заданным темам. Надо видеть, как горят глаза у ребёнка, когда всё объединение пользуется его творением. Также использую коллективные формы работы. В результате ребёнок входит в мир исследователем, овладевает элементами логических действий, сравнением, классификацией, у него повышается рост познавательных интересов.
Описание проблемных ситуаций и действий педагога в познавательной деятельности.
[/b]
1. Занятие проводилось в старшей группе с использование рабочей тетради Е.
В. Колесниковой (занятие № 7).
Тема занятия: Числа и цифры 3, 4, 5, 6, знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.
Цель занятия:
– учить отгадывать математические загадки;
– закреплять умение писать цифры 3, 4, 5, 6;
– учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой;
– познакомить со знаками <, >.
Анализ: Трудности возникли при ознакомлении со знаками <, >. Вся подгруппа детей с испугом в глазах смотрела на эти знаки, и было видно, что никто ничего не понял. А уж просьба записать правильно знаки в квадраты между карточками – вообще у некоторых вызвала слезы.
Я решила как-то обыграть ситуацию, сказала:
– А давайте представим, что это не математические знаки, а птички! Мы пришли их зимой подкормить. Если мы им насыплем много семечек в кормушку, птички обрадуются и ротик раскроют (на что похож раскрытый ротик у птички? – Правильно – на галочку! – А галочка на что похожа? – на математический знак >. А если мы мало им насыплем – то птички обидятся и отвернуться – поворачиваем нашу птичку в другую сторону – на какой математический знак стала теперь похожа наша птичка? – Правильно! – на
математический знак <).
На следующем занятии мы закрепляли полученные знания.
Занимались без тетрадок. Дети выходили к доске и рисовали на тарелочках семечки (кружочками, а потом сравнивали количество семечек на тарелочках – ставили математические знаки между ними: птичка открывает ротик, где больше и наоборот. Все дети были в восторге от такого занятия – игры, и все запомнили знаки <, >, и некоторые даже огорчились, что им не удалось побывать у птичек в гостях.
2.
Предложила детям посетить игрушечный магазин – пусть дети пробуют себя в роли покупателей.
Задание: Выдала детям определенную сумму «денег», на которую они самостоятельно делают покупки. При этом дети считают вслух. В начале занятия сама исполняю роль продавца. Когда дети начинают справляться с ролью покупателя, они по очереди будут в роли продавца.
Это очень полезное занятие. Кроме развития математических способностей, оно учит делать покупки, считать деньги, сдачу. А также развивает положительные взаимоотношения между детьми.
Проблемная ситуация: Маша плохо считает. На занятии она начинает стесняться этого и старается отойти в сторонку. А Егору – неинтересно. Он вообще отказывается играть, ему хочется поиграть в машинку.
В данном случае необходимо снять внутреннее напряжение Маши, а Егора заинтересовать игрой. Решение: Маше была предложена главная роль – продавца. Я предупредила ее: «Не волнуйся, у нас все получится!» А ребятам сказала: «У нас сегодня продавец новичок, давайте будем терпеливы, и не будем спешить». Необходимо дать возможность Маше самой посчитать правильную сдачу. И конечно, похвалить ее за правильные ответы. Если ребенок ошибся, то предложить не торопиться и посчитать еще раз. Если возникнет необходимость, должен быть задан наводящий вопрос.
В ситуации с Егором необходимо развить игровую ситуацию. Предложила ему быть водителем при магазине. Здесь совпадают интересы и его и мои. Конечно, предложила Егору что-нибудь купить в магазине и посчитать. А в конце игры, Егор всех покупателей и продавцов разместил в своем «автобусе» и повез домой (на свои места).
Таким образом, проблемная ситуация была решена.
3.
[/b]Максим отстает в занятиях по математике, и мы занимаемся с ним индивидуально. Наблюдая, как другие дети придумывают и решают задачи, он однажды заявил, что тоже придумал задачу. Все были рады выслушать ее. «Шел один полицейский…» – начал Максим, но дети засмеялись, и он, смущенно, умолк. Зная особенности Максима, воспитатель поддержала его, и тот продолжал: «Навстречу ему идут два полицейских, они пошли вместе». Сюжет задачи был навеян ближайшим окружением, так как недалеко находилось отделение милиции, и дети часто встречали полицейских. Задача всем понравилась. Максим был польщен таким вниманием и постепенно стал чувствовать себя более уверенно на занятиях, проявлять активность.
Анализ: индивидуальная работа невозможна без проникновения в переживания каждого ребенка, без понимания его настроения. Воспитатель должен быть очень чутким, и это великое искусство.
Приступая к планированию занятия, воспитатель должен проанализировать предыдущее занятие по математике: кто из детей и почему не проявлял активности, кто слабо усвоил новый материал, а кто хорошо, чем проявили себя отдельные дети, кому были сделаны замечания и по какому поводу.
Наиболее ответственным и интересным моментом в занятиях по развитию элементарных математических представлений, в которых в наибольшей степени раскрываются индивидуальные особенности каждого ребенка, является самостоятельное составление задач самими детьми. Здесь очень важен дифференцированный подход, помогающий выявлению и развитию способностей детей. Ни в коем случае, нельзя сдерживать или каким бы то ни было образом подавлять их активность, одновременно вовлекая в работу всех пассивных.
Индивидуальная работа со способными детьми побуждает их к дальнейшей активности и в то же время возбуждает интерес к математике у других детей, не выделяющихся способностями. Задачи, придуманные детьми, проявляющими повышенный интерес к математике, не только рекомендуется обсуждать со всеми, но и записывать наиболее оригинальные из них в специальную тетрадь.
Детям можно предложить иногда интересную задачу, и даже при всех записать ее в такую тетрадь, если нужно поощрить того, кто ее составил, укрепить интерес к математическим занятиям.
Учитывая важность формирования элементарных математических представлений для дальнейшего умственного развития детей, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все они принимали участие в занятиях, проявляли активность и инициативу, давать детям поручения в процессе бытовой деятельности, поощрять их начинания, воспитывать уверенность в своих силах.
Источник
Екатерина Симоненко
Способы педагогической поддержки воспитанников
Способы педагогической поддержки воспитанников используются педагогами, с одной стороны, когда у ребенка возникают препятствия, проблемы, которые он осознает, но не знает, как их решать, с другой стороны, они действуют как превентивные меры, помогающие ребенку не создавать проблем или уметь разрешать их.
I. Способы педагогической поддержки здоровья, с помощью которых у ребенка укрепляется физическое и психическое здоровье, эмоционально-волевая сфера как базовые компоненты развития способностей ребенка, нравственной сферы личности.
II. Способы, с помощью которых возбуждается чувство радости, положительного эмоционального настроя,веры в свои силы:
• способ радостной перспективы – это радостные события, которые ждут человека и значимых для него людей в ближайшее время;
• способ “увлечения весельем” – юмор всегда помогает преодолевать трудности, оптимизм создает мажорный настрой жизни;
• способ поощрения и похвалы – этот метод возбуждает у ребенка чувство радости от сделанного, веры в себя и желания делать еще лучше, применяется путем одобрения;
• способ самонаблюдения за своими эмоциями, с помощью которого ребенок может понять, под воздействием каких причин возникает та или иная эмоция, чувство.
III. Способы поддержкифизического здоровья ребенка:
• метод “оптимального режима жизни”;
• метод “постепенности” – приучение ребенка к последовательности и обдуманности во избежание скачкообразного образа жизни, ведущего к заболеваниям;
• метод физических упражнений и занятия спортом;
• метод рекреации – обеспечение спокойного отдыха организма;
• метод массажа и самомассажа – физического оздоровления путем растирания участков тела.
IV. Способы педагогической поддержкипсихического здоровья ребенка:
• метод “угашения отрицательных переживаний” – способ обдумывания таких эмоций, как обида, стыд, ненависть, злоба, страх, вина, определение причин их возникновения и как следствие – угашение отрицательных эмоций;
• метод “устранения плохих привычек”;
• метод “выработки хороших привычек и положительных черт характера”;
• метод релаксации – способ расслабления организма с целью успокоения, создания внутреннего комфорта.
V. Способы педагогической поддержки развития духовно-нравственных и гражданских чувств.
1. Способы, связанные с поддержкойэмоционально-нравственной сферы ребенка:
• метод “увлечения добрым делом”;
• метод “увлечения героическим” – увлечение нравственным подвигом во имя людей, Родины, Возбуждается чувство гордости, уважения к своей истории, воспитывается мужество, способность спокойно и стойко переносить трудности;
• метод традиции – творческое использование положительного опыта;
• метод “увлечения красивым” – возбуждается чувство эстетической радости, желание познавать красоту природы, беречь ее;
• метод “увлечения загадочным” – возбуждается чувство любознательности, желание познавать тайны мира и мироздания, духовности, религии, культуры;
• метод личного примера – способ развития положительных качеств на личном примере педагога.
2. Способыукрепления чувства ответственности:
• метод доверия – развивается вера в свои силы;
• метод просьбы – обращение к ребенку за помощью с целью получения им удовольствия от самостоятельно выполненного поступка;
• метод беседы-размышления – обсуждение вопросов, направленных на поиск и принятие каждым участником нравственного решения;
• метод лекции – воспитатель раскрывает смысл нравственных понятий;
• метод поручения – обращение к ребенку с заданием творческого характера с предоставлением ему права выбора способов его решения
3. Способы,с помощью которых укрепляется воля ребенка:
• метод напоминания;
• метод “сомнения” – этим методом возбуждается чувство неудовлетворенности собой и появляется желание исправить свои ошибки, стать лучше;
• метод “достижения согласия с самим собой” – метод, с помощью которого достигается чувство терпимости к внутреннему рассогласованию и возникает желание коррекции черт характера;
• метод “достижения гармонии с окружающим” – метод защиты от раздражения и неприятностей, причиняемых природным, вещевым, человеческим окружением путем усвоения методов саногенного (отлат. Sanitas – здоровье) мышления.
VI. Способы педагогической поддержки развития способностей.
1. Способы поддержки развития аналитико-рефлексивных способностей, с помощью которых воспитатель и воспитанник получают возможность осмыслить свою деятельность, соответствие способовработы целям и полученному результату:
• метод наблюдения;
• метод коллективного анализа деятельности, размышления;
• метод рефлексии – самопознание своей роли и отношения к произошедшим событиям, делам;
• метод тестирования и анкетирования.
2. Способы поддержки развития интеллектуальных способностей:
• метод “мозгового штурма” – при снижении самокритичности ребенка в процессе обсуждения повышается уверенность в себе, пробуждается творческий потенциал, создается позитивная установка личности к своим способностям;
• метод “сократовской беседы” – развитие диалогического мышления, творческих способностей;
• метод синектики – смещение на уровень подсознательной активности, направлен развитие ассоциативного, абстрактного, образного мышления;
Источник
Педагогика поддержки ребенка в современном образовании.
1 «Мозговой штурм»
- Для чего нужна педагогика поддержки?
- Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?
- Что является предметом деятельности ребенка взрослого при осуществлении педагогической поддержки?
Ответы Педагогика поддержки необходима для того, чтобы процесс обучения и воспитания носил личностно ориентированный характер. При ее осуществлении главным предметом деятельности ребенка и взрослого является проблема ученика. От характера проблемы зависит выбор тактики педагогических действий.
2. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является обеспечение условий для развития индивидуальности ребенка. На смену авторитарной по характеру и социоцентрической по направленности педагогической деятельности идет практика гуманистического личностно-ориентированного обучения и воспитания детей.
Давайте обратимся к терминологии.
Под педагогикой поддержки понимается деятельность педагога по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.
А в чем же состоит суть педагогики поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолеть то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности и развивать при этом потребность в успешности самостоятельных действий. Ключевое слово здесь — «помощь» ребенку
Педагогика поддержки
То есть педагогическая поддержка –это
- помочь другому обрести уверенность;
- подкрепить то положительное, что есть в личности;
- удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.
От того, насколько вовремя мы заметим, правильно поймём и будем корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, будет зависеть успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.
Каковы же нормы педагогики взаимодействия:
а) любовь к ребенку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
б) Совместность, сотрудничество, содействие .Приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески , умение слушать, слышать и услышать;
в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений; Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем«Ребенок – главное» – правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.
г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов; Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.
д) признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление;
е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы,
ж) умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен;
з) собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
Вы знаете, нормы педагогики взаимодействия – это нормы нравственности каждого из нас.
А каковы же средства педагогической поддержки?
3. Средства педагогической поддержки ребенка делятся на 2 группы.
Первая группа средств обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Это внимательное, приветливое отношение учителя к ученикам, доверие к ним, привлечение к планированию урока, создание ситуаций взаимного обучения, использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ, позитивная оценка достижений, диалогичное общение и др.
Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка.
4. Вся деятельность по организации педагогической поддержки в школе строится поэтапно и включена в следующую структуру, которая имеет свое назначение, содержание и последовательность действий: диагностика, реализация и итоги, т.е. мониторинг.
Диагностический этап, который направлен на выявление потенциала ребенка как основы разрешения его социально – педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.
Обратите внимание на экран. Здесь предоставлена диагностическая таблица по разным направлениям.
Здесь нам необходима и учебная, и психологическая диагностика и диагностика здоровья.
Реализационный этап – это включение ребенка в различные виды деятельности, организуется совместная работа по преодолению проблем. В качестве основной задачи этого этапа является поиск новых форм, методов и технологий работы с детьми
5. Методы педагогической поддержки
Хочу обратить внимание на методы педагогической поддержки на реализационном этапе.
1.Методы педагогической поддержки здоровья:
- Методы положительного эмоционального настроя (радостная перспектива, поощрения и похвала, самонаблюдение за своими эмоциями)
- Методы поддержки физического здоровья ребенка (физические упражнения и занятия спортом, «постепенность», массаж и самомассаж)
- Методы поддержки психического здоровья ребенка (устранение плохих привычек, выработка положительных черт характера, релаксация)
2. Методы развития духовно-нравственных и гражданских чувств:
- Методы, связанные с поддержкой нравственной сферы ребенка (увлечение «добрым»делом, традиция, личный пример)
- Методы укрепления чувств ответственности (доверие, просьба, беседа – размышление, лекции, поручения)
- Методы укрепления воли ребенка (напоминание, сомнения, достижение согласия с самим собой)
3. Методы педагогической поддержки развития способностей:
- Методы развития аналитико – рефлексивных способностей (наблюдение, коллективный анализ деятельности, рефлексии)
- Метод поддержки развития интеллектуальных способностей («мозговой штурм», «деловая игра», психотренинг)
- Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
3. Методы педагогической поддержки развития способностей:
- Методы поддержки развития организаторских способностей (творческое выполнение задач, игры, поручения, упражнения)
- Методы поддержки развития коммуникативных способностей (создание воспитывающих ситуаций, коммуникативный тренинг, творческий поиск)
4. Методы развития самостоятельной личности:
- Метод поощрения
- Метод «ролевой игры»
- Метод самодиагностики
- Метод самооценки
- Метод самоорганизации
- Метод самореализации
- Метод самоконтроля
- Метод самопрогнозирования
Итоговый этап – это анализ и оценка результата практической деятельности.
Реализация педагогики поддержки способствует тому, что учащиеся активно принимают участие в различных интернет-конкурсах, в которых даются результаты формирования различных компетенций.
Сравнивая результаты школьного мониторинга с независимой экспертизой мы можем увидеть, что расхождения несущественны.
В заключении я хочу сказать, что вовремя полученная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит — полноценно жить и учиться.
Памятка
«Этапы, основные направления и способы осуществления
педагогической поддержки ребёнка
в решении личностно значимой для него проблемы»
Этапы педагогической поддержки | Содержание деятельности |
I. Сигнальный | 1. Определение проблем ребёнка: Обращение родителей к педагогу или администрации школы; Тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; Попытка ребёнка прямо или косвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи. 2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребёнка и совместному с учащимися поиску путей и способов её решения. 3. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др. |
II.Контактно-созидательный | Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребёнка к беседе, устранение психологических барьеров. Поиск и установление первоначального контакта с учеником. |
III. Диагностический | Организация доверительной беседы с учащимся. Диагностика («раскодирование») проблемы ребёнка. Определение причин возникновения проблемы. |
IV. Проектный | Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её в конструктивное русло. Ребёнок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы. Ребёнок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы. |
V. Деятельностный | 1. Осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы. 2. Педагогическая поддержка усилий ребёнка. |
VI. Результативно-аналитический | совместное обсуждение с ребёнком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения. Осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы. |
Источник