Помогает ли чтение ребенку развитию речи

Помогает ли чтение ребенку развитию речи thumbnail

Часть 1 можно прочитать здесь.

Существует еще одно заблуждение: многие считают, что с малышами надо говорить “детским” языком, “сюсюкать”. Детям, якобы, так понятнее. Но ведь в течение нескольких месяцев до рождения малыш слышал нормальную речь, привык к ней, возможно, даже начал ее понимать. И вдруг с ним начинают говорить на каком-то новом, нелепом наречии. Это не только не может помочь развитию речи ребенка, но, скорее даже навредит, собьет маленького человечка с толку. Даже если ваш малыш уже начал лопотать, не поддавайтесь обаянию его смешных словечек, не пытайтесь сами их копировать, лучше каждый раз произносите сказанное им слово правильно, и очень скоро кроха научится этому сам.

Мы уже говорили о том, что еще до рождения малыш попадает во власть Его Величества Телевизора. Вообще, постоянно включенный телевизор стал, увы, постоянным фоном жизни в большинстве домов. Часто его уже даже не замечают. Взрослые. А ребенок замечает и запоминает все. Бесконечно повторяющиеся косноязычные рекламные слоганы вдалбливаются в детские головки намертво, не оставляя места для сказок Пушкина и Чуковского. Поэтому не удивляйтесь, если, слушая, к примеру, ваш рассказ о крылышках у семян клена ваш малыш рассудительно заметит, что еще крылышки бывают у прокладок “Олвейз”.

Вопреки всем педагогическим и медицинским рекомендациям, детей сегодня начинают усаживать “посмотреть мультики” уже в полтора-два года. Причем часто это дешевые, плохо переведенные американские сериалы с отталкивающими рисунками. Родители, очевидно, меньше всего задумываются, какую пользу могут принести такие мультфильмы их детям, главное, чтобы не мешали заниматься своими делами. Я вовсе не предлагаю совсем не давать детям смотреть телевизор. Существуют изумительные советские мультфильмы, от “Крокодила Гены” до “Ежика в тумане”, очаровательные польские и чешские мультсериалы про Крота, Болека и Лёлека, Гржемилека и Вахмурку, классические Диснеевские фильмы, наконец. Все это можно и нужно показывать детям, только желательно не раньше трех лет и понемногу, возможно, даже не каждый день. Ведь зрительные впечатления гораздо более яркие, чем слуховые, и малышу нужно время, чтобы переварить их, обдумать увиденное, задать какие-то вопросы, помечтать, придумать свое продолжение приключений любимых героев. Избыток таких впечатлений может привести к тяжелому стрессу, особенно если в фильмах, которые смотрит ребенок, много агрессии и насилия (например, “Том и Джерри”, где в течение каждой серии герои раз по десять размазывают друг друга по стенке).

Но самое главное, американские мультики не развивают у детей текстового мышления. В нашей культуре принято очень рано приобщать детей к тексту: уже самым маленьким читают стихи, рассказывают сказки. Любая русская детская книга, даже для годовалых, — это прежде всего связный текст, а не картинка с подписью, как в американских книгах. Тоже самое можно и сказать о мультфильмах. Классический русский мультфильм – это ожившая сказка, американский – озвученный комикс.

О комиксах стоит сказать отдельно. Ни под каким видом и ни при каких обстоятельствах они не должны попадать в ваш дом. У меня нет никаких научных доказательств, но мой педагогический и материнский опыт говорит мне, что комиксы оказывают чудовищное разрушительное влияние на мозг ребенка, нарушают какие-то очень важные процессы формирования речевого, текстового и образного мышления. Да как еще может воздействовать на нежную детскую психику сочетание убогого языка, уродливых картинок и примитивных, выхолощенных, а часто и исковерканных сюжетов!

Отсутствие у детей текстового мышления – одна из главных проблем как начальной, так и средней школы. И если вы хотите, как теперь модно, “подготовить ребенка к школе”, то стоит заняться именно развитием навыка работы с текстом, а вовсе не натаскиванием на решение арифметических задач или отработкой навыков каллиграфии. Как можно больше читайте малышу, лучше всего – проверенные временем книги, не увлекайтесь новомодными поделками и “рифмованным бредом”. Когда ребенок будет готов, научите его читать самостоятельно, но не форсируйте: нормально развитый малыш может начать читать и в два с половиной, и в шесть лет. Это может зависеть и от склада характера, и от физических особенностей ребенка. Если ваше чадо уже научилось читать, всячески поощряйте его, дарите хорошие книги с красивыми картинками, запишите в библиотеку. Поговорите с малышом о героях только что прочитанной книги. “Забудьте” подробности, пусть малыш вам их напомнит, придумайте свое продолжение истории, попробуйте немного изменить сюжет и представить себе, как бы тогда развивались события. Нарисуйте портреты любимых героев или слепите их из пластилина. Поощряйте ребенка, если он любит “играть в книги”, разыгрывая с игрушками, с друзьями или с самим собой прочитанные истории. Если малыш захочет, станьте участником, режиссером или оформителем его представлений, только ни в коем случае не навязывайтесь, возможно, ему нужно осмыслить прочитанное в одиночестве.

Для развития речи очень полезны импровизированные домашние спектакли, особенно здорово они удаются на даче, где много праздной детворы и масса возможностей для творческих экспериментов, которые можно производить, не боясь разбить зеркало в прихожей или потревожить покой бабушки с нижнего этажа. Натяните занавеску на веранде – это будет “сцена”, прямо в саду расставьте стулья или просто разложите покрывала, подушки, доски, — все, что попадется под руку, вот вам и “зрительный зал”. А пьесу можно взять готовую или сочинить самим, тут уж можно не бояться переврать сюжет. “Красная шапочка – 2” или “Три поросенка – двадцать лет спустя” пойдут на ура. Такие спектакли хороши еще и тем, что в них могут вместе участвовать дети любого возраста. Ироничный тинейджер возьмет на себя музыкальное сопровождение на гитаре, а двухлетний карапуз с радостью исполнит роль ручного хомяка.

Бурное развитие аудио – видео – мультимедийных прибамбасов вытеснило из детского быта такую прекрасную вещь, как диафильмы. А ведь диапроектор стоит совсем недорого и имеет массу преимуществ. Диафильмы не портят зрения. Их можно смотреть не торопясь, меняя кадр тогда, когда ребенок к этому уже готов. Малыш может стать “киномехаником” и сам вращать ручку. А можно предложить ему побыть актером, пусть сам рассказывает историю, как запомнил. Если ребенок уже умеет читать, предложите ему почитать по ролям, как правило, дети приходят в восторг от такой идеи. Да и вообще, разве не здорово сидеть, прижавшись друг другу в темноте перед золотистым пятном света на экране …

Отдельно стоит сказать несколько слов о компьютере. Если он есть в вашем доме, это замечательно. С его помощью можно легко и быстро научить ребенка писать, сочинять и самостоятельно записывать истории; можно найти друга и переписываться с ним; можно напечатать и красиво украсить пригласительные билеты на день рождения или составить кроссворд; можно сочинять музыку и делать настоящие мультики. Можно даже немного поиграть в интересную развивающую игру или вместе побродить по Всемирной Паутине. Нельзя только использовать компьютер как громоотвод от ребенка, разрешать малышу проводить много времени перед дисплеем и играть в игры, объединенные под девизом “мочи все, что движется!” И обязательно внимательно следите, не слишком ли впечатлителен ваш ребенок, не начинает ли он путать виртуальный и реальный мир, не устают ли у него, наконец, глазки. Ну, а если компьютера нет, не расстраивайтесь! У вас останется гораздо больше времени, чтобы поговорить с малышом, почитать или просто посидеть рядышком.

Может показаться, что такие занятия с ребенком требуют огромного количества времени. И хотя, конечно, посадить чадо перед экраном телевизора или дисплеем компьютера гораздо проще, тем не менее, времени нужно не так уж и много. Вы ведь можете разговаривать с ребенком, занимаясь домашними делами, петь ему песенки, купая в ванной и читать стихи, пока везете малыша в коляске по улице. Ну, а на многое действительно требуется время. Но разве нельзя сэкономить его за счет чего-нибудь другого, например, болтовни с подругой или выяснения отношений со свекровью? А наградой за ваши труды будет чистая, красивая и правильная речь вашего ребенка.

По поводу сюсюкания. Я раньше была абсолютной противницей всяких детских слов вроде би-би. Теперь их говорю, но все время ловлю себя на мысли “а правильно ли я делаю?”
Навела меня на этот детский лепет мысль ,высказанная одной женщиной про своего сына. Она писала, что ее сын не говорит вообще не потому ,что не может, а потому, что не может сказать асболютно правильно, а с ошибками не хочет.
Об этом я и задумалась, наблюдая за процессом обучения дочери ходьбе. Практически она научилась всему, прежде чем сама самостоятельно стала ходить. Сейчас ,если она и падает, то в основном из-за того, что освоилась и забывает о безопасности. Проблемы садиться вставать у нее не было ,прежде чем она осознанно сделал первый шаг, она могла спокойно, медленно присесть на корточки и посмотреть, если что-то ее заинтересовало, задержаться ,потом также аккуратно посадить попу или встать на колени. Перенося это все на речь (может зря!), я делаю вывод, что и учится говорить она будет также. пока не научится правильно произносить, будет молчать совсем. Может облегчить ей задачу использованием ПАРАЛЛЕЛЬНО с нормальными словами всякие би-би, гав-гав и прочее. К примеру так – вот собака гав-гав. Или я не права?

2000-10-19, Шин

Прочитала статью, интересно. Нашей дочери 2,9 года, говорит по-моему мнению неплохо, хотя ее “одноязычные”
сверстники говорят намного лучше. Дело в том, что мы живем в Израиле и отдали ее в детский сад в возрасте 1,8 года,
именно тогда, когда она только-только начинала говорить по-русски, поскольку дома мы говорим по-русски, а мы
отдали ее в ивритский сад и она замолчала на полгода, что вполне естественно. Сейчас мы по-прежнему разговариваем
в ней по-русски, она отвечает нам на иврите. Слышала, что в Израиле есть вечерние школы, детки до школы изучают
русский язык и много-много другого интересного. Но это только с 4-х лет, т.е. ждать нам еще долго. В статье вы
упоминаете о компьютере, что с его помощью можно легко и быстро научить ребенка говорить, писать, сочинять и
самостоятельно записывать истории. Компьютер мы уже освоили: включить, вставить диск и простые детские
игры типа “Elmo”, “Confy”.
Теперь перехожу к собственно своему вопросу: где можно приобрести эти развивающие и
обучающие программы в интеренете, буду очень признательна Марина.

2000-10-18, Марина Лисагор

Вот не люблю я подобный “цветистый” стиль в статьях. Ну очень трудно вылущивать из всего этого эмоционально насыщенного текста зерна конкертных советов. “Воды много, растекаешься мыслью по древу..” – как говорила моя преподавательница по литературе. Многоуважаемому автору романы бы писАть – русской речи в ее произведениях было бы больше, чем в иных, модных ныне:))
По поводу сюсюканья согласна на все 150%! Вот только – увы!- ни чужим тетям на улице – “У ти пусики, какие маисиськи холесии!” – я сама боюсь разучиться говорить правильно; ни собственным родным бабушкам не объяснишь этого!
Не держать дома комиксы.. хм.. так ребенок найдет их где-нибудь еще. И тем более привлекательны они будут для него, чем больший ужас будут вызывать у родителей. Так что это еще вопрос – как сделать книгу более привлекательной для малыша, чем комикс?
А вот все остальное в статье, имхо, и обсуждать не стОит – общеизвестные истины, не вызывающие уже и трудностей в реализации совсем и ни у кого.

2000-10-18, Рыжик

С чем я не согласна, так это с утверждением о вредности комиксов. Потому что комикс комиксу рознь. Американских не знаю, но вот французский “Астерикс” – тут вам и связный текст, причём часто юморной, тут и профессионально выполненные рисунки, а сюжеты великолепны, способные вызвать интерес к чтанию, а заодно и к истории. Примером может служить мой 5-летний сын, который именно благодаря “Астериксу” узнал, что такое Римская империя, кто такой Юлий Цезарь, римляне, галлы и т. д. И интерес к чтению поддерживается в частности этим комиксом. Он существует и в виде мультиков. Его успех у детей (и взрослых) привёл даже к созданию кинофильма, который, впрочем, оказался слабее рисованных картинок.
Есть и другие комиксы, может , не такие популярные, но ни в коем случае не оказывающие “чудовищное разрушительное влияние на мозг ребёнка”, а скорее всё-таки наоборот. 🙂

2000-12-15, ОМут

К сожалению, вы не ответили на мои вопросы и во второй статье 🙁

Все дело в том, что вы то расместили статью в Интернете, где все за что вы ратуете давно известно и поддерживается большинством читателей, а не сделали адресную рассылку на деревню маме Глаше и маме Тане. Но и наши дети тоже в целом позже начинают говорить не смотря на то, что мы как раз “разговаривали с пузом и т.д. и т.п.” Когда я написала, что по моим наблюдениям в целом дети стали говорить позже, то я имела в виду как раз свое, достаточно продвинутое по вашим же словам окружение, а не деревню и переферию, где на 99 процентов туго пеленают и Спока держат за библию. Таким образом все ваши рекомендации и так соблюдались, а дети заговорили позже! Значит, по законам банальной логики, причина не в этом, не так ли?

2000-11-08, Маша

Конечно, ребенку гораздо легче произносить простые слова типа “би-би”, “гав-гав”! И никто не мешает Вам предлагать дочери самой вибирать, ЧТО ей говорить. Например, Вы говорите: “Вот собака. Как говорит собака? – Ав-Ав” . Я сынишке именно так говорю. Мы тут в 8 месяцев болтать начали, а к году замолчали – а сейчас опять фонтаном забили слова. И он сам выбирает, как называть предметы
чайник – “тяйн”, кошка – “мяу-мяу”, ворона – “кар-кар”. Может, это не правильно, я не знаю. Но если показать на пролетающую ворону и назвать ее “ворона”, сынишка радостно так – “кар-кар”. Мне кажется, это выход.

2000-10-19, Рыжик

Шин, а я так и делала. Сначала говорила типа “собачка -ав-ав”, потом “Вон собачка побежала. Она говорит ав-ав”, потом “собака лает ” и т.д., усложняя, ну и в таком же стиле. 😉 Главное, во- время перейти на нормальную речь. Некрасиво, когда 3-4-х летний ребенок говорит по-детски. Мой ребенок плавно перешел к взрослой речи, говорила нормально. Всему свой возраст. мнекажется, что в “сюсюканье” тоже есть свой смысл, но только когда он в очень раннем возрасте.

2000-10-19, Nata

Всего 16 отзывов Прочитать все отзывы.

Источник

Наталья Казакова
Влияние книги на развитие речи детей раннего возраста

Влияние книги на развитие речи

детей раннего возраста.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.

Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания,например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку. В раннем возрасте уделяется большое внимание знакомству детей с художественной литературой. Воспитатель должен всегда помнить, что дети раннего возраста – не читатели, а слушатели. И от того, какое у них будет отношение к книге, зависит от взрослых, которые отбирают книги для чтения и читают их малышу.

Чтение развивает душу человека, учит его сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.

Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.

Одними из первых художественных произведений, с которыми знакомятся дети, – сказки. Эти произведения имеют большое значение для общего развития ребенка. Они помогают ему познать окружающий мир, формируют эстетические чувства, способствуют развитию эмоциональной сферы, активизируют деятельность, учат тонкостям родного языка, развивают речь.

Язык народных произведений яркий, образный, легко запоминающийся. В них встречается много ласкательных слов.

Через художественное слово, в том числе и через сказки, ребенок с раннего возраста должен получать первые и важные уроки общественной жизни, воспринимать человеческую мудрость через культурные достижения своего народа, знакомиться с образцами образной речи.

Но воспитатели не всегда в полной мере используют сказки для развития речи детей раннего возраста.

Актуальность данной темы состоит в том, что текст сказки необходимо максимально использовать для развития речи детей раннего возраста.

Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка.Расширяется круг его общения: он много говорит не только с близкими ему людьми, но и с другими взрослыми и детьми. Резко повышается речевая активность во время игр и самостоятельных занятий. Очень возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети этого возраста не только слушают обращенную к ним речь, но и прислушиваются к речи, непосредственно к ним не обращенной. Они легко запоминают небольшие стихотворения и сказки, воспроизводя их с большой точностью. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. В связи с возросшим пониманием слов и быстрым увеличением их запаса речь превращается для ребенка в основное средство общения.

На третьем году жизни речь ребенка, являясь средством общения со взрослыми и другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой ребенком, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Действия ребенка этого возраста осуществляются в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи. Это придает речи форму диалога, т. е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним.

Ознакомление детей раннего возраста с художественной литературой проходит как на специальных занятиях по развитию речи, так и вне занятий.

Известно, что речевое умение или навык не может быть сформирован за одно занятие, поэтому программный материал, который изучался на предыдущем занятии, как правило, повторяется на последующем, причем интервал между ними должен быть не более 1-3 дней. В дальнейшем интервалы между занятиями, на которых совершенствуются определенные речевые умения, могут быть увеличены.

После 2 лет (1 младшая группа дошкольников) воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам, читает текст или ведет рассказ своими словами. На основе особенностей восприятия выделяются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе. Младшему дошкольному возрасту характерна зависимость понимания текста от личного опыта ребенка, установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом, в центре внимания главный персонаж. Чаще всего дети не понимают его переживаний и мотивов поступков. Эмоциональное отношение к героям ярко окрашено, наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. В программный перечень произведений для детей третьего года жизни входят народные сказки и потешки.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Ребенок легко запоминает такие образы, как «петушок-золотой гребешок», «козлятушки-ребятушки», «коза-дереза» и др.

Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз.

Когда воспитатель смотрит на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь.

На занятия по рассказыванию сказок распространяются общие дидактические принципы.

Во-первых, это принцип активности и посильной самостоятельности. Его суть – активное соучастие и сотворчество педагога и ребенка.

Другой важнейший принцип ознакомления детей с русскими народными сказками – принцип познавательной выразительности. Достигнуть его можно эмоциональностью.

Не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста принцип наглядности, т. е.используемые наглядные средства: игрушки, картинки, пособия и т. п., с помощью которых создается развернутая картина действий и результата.

Народные сказки радуют малышей своим удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и интересам ребенка. Важнейшая общая характерная черта сказок заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребенка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Они незаметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в его сознание важнейшие и вечные духовные ценности – любовь к окружающим, доброжелательность, доброту, трудолюбие и многое другое.

Успешность работы в выборе методов и приемов будет зависеть от уровня профессиональной компетенции педагога, его умелости и даже творческой одаренности.

Источник