Помнит ли ребенок в 2 года
Дочка болтушка (4 года), все время что-нибудь рассказывает, причем правда и вымысел в ее рассказах так плотно перемешаны, что и не отличить порой. Но вот что поражает, в своих сказках она часто использует антураж (обстановка, герои, конкретные места, слова и поступки), до странности напоминающий нашу жизнь до переезда в новую квартиру – тот двор, те коридоры, соседей, с которыми редко, но все же общались, наш быт в пору работы мужа на другой должности… Когда мы переехали ей было почти 2 года. Может ли ребенок сохранить все это в памяти? NatalyNew 4 года назад Конечно может. У детишек голова еще совсем пустая, Я имею ввиду что она только начинает познавать мир, и поэтому она воспоминания хорошо сохранились. Со временем или могут быть вытеснены новыми знаниями, а могут и остаться. Ведь у многих хорошая память от природы. Я вот помню моменты из жизни когда мне было тоже 2-3. Как в садик ходила, конечно не все а какими-то отрывками. А дочке моей 6 лет. Она мне иногда говорит, а помнишь в первой группе было так то и так то. Я вот уже несколько не помню, а она помнит. автор вопроса выбрал этот ответ лучшим Сложный вопрос 4 года назад Конечно воспоминания о себе в два года могут быть, тем более у четырехлетнего ребенка. Со временем они будут исчезать, если их не так часто повторять. Вообще доказано, что человек помнит не только жизнь с рождения, но и период до своего рождения. Люди под гипнозом могли передать словами те чувства, которые они испытывали, находясь в утробе матери. Роды являются стрессовой ситуацией для ребенка, поэтому воспоминания о них мозг запрятывает очень далеко. И вызывать их гипнозом сложно и травмирующе для психики. А другие периоды жизни вполне человек может вспомнить даже без гипноза, особенно если они еще свежи в памяти. jar-ohty 4 года назад Роберт Вуд экспериментировал со своей дочкой, а затем внучкой. Дочке по имени Маргарет было два года и он брал ее с собой, когда учился бросать бумеранги. Потом через месяц после этого он стал спрашивать у нее: “Помнишь, как папа что-то кидал?” Она сначала просто отвечала “да” или ничего не отвечала, а потом вдруг сказала — “возвращаются назад”. С тех пор в течение года он задавал ей все тот же вопрос, но все реже и реже. А потом перестал. В результате, повзрослев, Маргарет сохранила отчетливое воспоминание — первое в ее жизни — о этих бумерангах. Аналогичные результаты он получил и с внучкой Элизабет, которой было полтора года. Поджигая артиллерийский порох на голове у бронзовой каминной скульптуры-собачки, он говорил “это фази-вази” (имя героя известного стихотворения Киплинга и персонажа детской английской песенки). И в пять лет она вспомнила этот эпизод и точно его описала. Так что да, столь ранние воспоминания возможны. Веснушки 4 года назад Я помню происходящее со мной с 1,5 лет. Потому что был большой стресс. Родители заочно учились в институте, и уехали на сессию. Меня оставили на бабушку и мою родную тетку. А я заболела воспалением легких. Чем не стресс. И помню, как меня качает кто-то и говорит, что если я буду капризничать, придет тетенька-врач, и поставит мне укол. А потом я попала в больницу, мне кто-то дал яйцо, а оно оказалось всмятку, и я извазюкала всю простыню. Меня ругают, я реву. И вдруг меня подхватывают на руки, несут к окну, а там мама-папа-бабушка-сестра, и мне ничего не страшно – меня защитят. ОльгаТ5 4 года назад я помню некоторые моменты после 1,5 лет и как раз таки до мелочей. Например какая-то конкретная ситуация, как было, где кто стоял, что мне сказали, как фильм, с ясным сюжетом. Помню как на 2-х летие папа сказал: тебе сегодня исполнилось целых два года :), помню что я в это время только проснулась и еще не встала с кровати, тоже как картинка перед глазами. По-этому ребёнок спокойно может помнить многое. Вика-Виктория 4 года назад Конечно, может! Некоторые дети помнят себя даже до года. У меня тоже сохранились довольно ранние воспоминания о себе. Например, как я училась ходить, это было где-то 9-11 мес, то есть как раз до года. Отчетливо помню, как ноги не слушались) Есть несколько эпизодов в памяти до 2-х лет. Так что Ваша дочь не фантазирует, в ее памяти, безусловно, что-то осталось) Долинн 4 года назад Да, мог, но не факт, что она это будет помнить, скажем, в 12 лет. У нас со старшим сыном была аналогичная ситуация, чуть старше он был, мы переехали, когда ему было 2,5 года. Сейчас он уже не помнит тех людей и, в особенности, детей, с которыми дружил в старом доме, а в 4 года еще помнил. Знаете ответ? |
Источник
Первые шаги, первый подарок, первый день в бассейне. Вы фотографируете и снимаете на камеру достижения вашего малыша. Но с какого возраста ребенок начинает запоминать сам? И как помочь детям запечатлеть в памяти те или иные события?
О первых трех годах жизни малыш не будет помнить ничего. Несмотря на то, что в этот период в жизни ребенка происходит много нового. Он не вспомнит о том, как ему на первый новый год подарили плюшевого мишку, или о том, как он уронил со стола коробку с конфетами.
Три фактора запоминания
Исследователи считают, что для запоминания необходимо сочетание трех факторов.
1. Язык.
Использование родного языка запускает механизм автобиографической памяти, которая хранит наши личные воспоминая. Воспоминания, которые мы в детском возрасте еще не могли описать словами, невозможно восстановить в будущем. Картинки из раннего детства хранятся в нашей памяти, но извлечь их не получится.
2. Созревание мозга
Мозг маленького ребенка отличается от мозга взрослого. Только в период полового созревания нервные клетки совершенствуются до такой степени, при которой создаются условия для надежного запоминания. У младенцев и маленьких детей память функционирует на примитивном уровне, она развивается на протяжении нескольких лет в сложную систему. Младенцы помнят лишь о том, что обусловлено рефлексами: например, нужно пососать грудь, чтобы насытиться. Или запах матери. Позже они начинают запоминать, кто есть дедушка, как выглядит мячик. В возрасте от 1 до 3 лет мозг ребенка развивается так интенсивно, что включается автобиографическая память.
3. Развитие личности
В возрасте от 2 до 3 лет у детей появляется представление о том, кто они. Они начинают понимать, что управляют своей жизнью. В этой фазе дети учатся определять вчерашний, сегодняшний и завтрашний дни. Хотя у ребенка отсутствует понимание прошлого, настоящего и будущего, он уже умеет воспроизводить в своем сознании некоторые воспоминания.
Рассказы приводят к воспоминаниям
Три вышеуказанных фактора начинают взаимодействовать только к 3 годам жизни ребенка. До этого времени надежное запоминание невозможно.
Но некоторые люди считают, что они помнят события до трехлетнего возраста. По мнению ученых, это полное заблуждение. Иногда мы принимает за правду то, чего не было. Либо то, о чем нам рассказывали наши родители и родственники. Нам начинает казаться, что мы действительно это помним, а воображение дорисовывает картину. Создать иллюзию собственного воспоминания помогают фотографии, на которых мы запечатлены в раннем возрасте. И вот нам кажется, что мы помним радостный момент дарения плюшевого мишки на новый год.
Что мы помним
Никто не может сказать с уверенностью, что именно вспомнят дети в будущем. Но известно, что чем больше эмоций сопровождало событие, тем лучше оно запомнится. Не имеет значения, был ли ребенок грустным, радовался или испытывал чувство стыда.
Особенно ярки воспоминания о запахах и вкусах. Например, о запахе бабушкиных пирожков с яблоками. Обонятельная память является очень древней, она помогала обеспечить выживание в первобытные времена. Способность связывать воспоминания с определенными запахами есть и у нас, современных людей.
Нет человека, который мог бы вспомнить всё, что с ним случалось в детстве. Часто в памяти остаются лишь единичные картинки. Мы не можем вспомнить конкретные события, но всегда помним об ощущении счастья, радости, страха или отчаяния, испытанных нами в детстве.
Зачем нужны воспоминания
Прекрасные детские воспоминания доставляют нам радость. Благодаря испытываемой радости выделяется эндорфин, который усиливает иммунную систему и повышает активность.
Воспоминания о прошлом составляют немалую часть нашей личности. Сохранение в памяти хороших и плохих событий, позитивных и негативных эмоций делает нас особенными, раскрывает наши черты характера и определяет чувствительность
Источник
/О детях/Воспитание и психология
Ребенок маленький и все забудет… или нет?
- Младенческая амнезия: что искал Фрейд?
- Дети вспоминают, если… так принято
- У каких детей воспоминания ярче
- Мы не запоминаем или забываем?
- Мы не можем запомнить то, что не можем описать
- Мы все запоминаем, но забываем
- В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»
- Если ребенок все забыл, можно ему напомнить
Родители стараются сделать детство ребенка насыщенным, радостным и ярким. Довольно обидно, что, вырастая, ребенок не помнит из этого детства буквально… ничего! Не помнит, как в три года он впервые увидел в зоопарке жирафа. Как в четыре года вы поехали в отпуск в Испанию, и там он купался в море, с визгом убегая от волн. Или как впервые познакомился с соседской собакой, которая облизала ему нос, и он хохотал до слез…
Неужели все это исчезает безвозвратно, и мы никогда ничего из этого не вспомним? По какому принципу формируются наши детские воспоминания? Что именно запомнит наш ребенок?
Младенческая амнезия: что искал Фрейд?
Термин «Младенческая амнезия» ввел в обиход отец психоанализа Зигмунд Фрейд более 100 лет назад. К слову, он был чрезвычайно заинтересован этой темой, но объяснял все со своей колокольни — если говорить кратко, то нас в младенчестве настолько травмирует осознание своей сексуальности, что мы готовы забыть первые годы жизни, как страшный сон.
Позднее идея о «травмирующей ранней сексуальности» была как-то подзаброшена и заменена другой, сходной идеей: само рождение для человека — настолько травматичное событие, в первые годы жизни ребенок настолько беспомощен и зависим от окружающих, что младенческая амнезия — это естественный механизм, оберегающий нашу психику.
” Интересно, что дети с откровенно несчастливыми младенческими годами, и дети, чьи первые годы жизни были наполнены любовью и заботой, имеют первые воспоминания, относящиеся приблизительно к одному периоду жизни. Разумеется, возраст первого воспоминания разнится — от 2,5 до 7-8 лет. Но зависит он от совсем других факторов…
Дети вспоминают, если… так принято
Установлено, что насколько ранними воспоминаниями будет обладать ребенок, зависит от национальной культуры. Например, исследования, проведенные в Корнельском университете в США, показали, что у обучающихся там студентов из Китая детские воспоминания начинаются на полгода позже, чем у их американских сверстников, и выглядят совершенно иначе. Воспоминания американцев были эмоционально окрашенными, в центре — они сами, их чувства, впечатления, реакция близких на события. Китайские студенты вспоминали о каком-то запоминающемся факте без личного контекста.
— Все дело в различии между воспоминаниями: «В зоопарке были тигры» и «В зоопарке я видел тигров, и, хотя они были страшные, мне было очень весело», ‒ поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).
В США родители поощряли воспоминания: они расспрашивали малышей, понравилось ли им увиденное, закрепляли, напоминая о ярком событии спустя день, два, неделю.
В китайском обществе, как выяснилось, не принято интересоваться впечатлениями и воспоминаниями детей, а раз их воспоминаниям никто не придавал ценности, то они и не сохранялись.
Интересно исследование новозеландских психологов, который изучали воспоминания представителей местной народности маори. Возможно, в психологах взыграл патриотизм, но они уверяют, что высокое значение, которое маори придают культу прошлого, способствуют тому, что малыши этой народности помнят себя чуть ли не раньше всех в мире – с двух с половиной лет!
” Азиаты помнят себя в среднем с четырех с половиной лет, европейцы – с трех с половиной, а представители маори – с двух с половиной лет.
Ярче воспоминания у детей, росших в большой семье или испытавших стресс
Итак, с национальной культурой мы разобрались, обратимся к культуре семейной. Психолог Федерика Артиоли провела исследование в своей родной Италии, славившейся ранее своими большими семьями и крепкими родственными связями. Сегодня там, как и во всей Европе, все чаще встречаются семьи «папа+мама+ребенок». Госпожа Артиоли обнаружила, что дети, выросшие в традиционных многопоколенных семьях – с бабушками, дедушками, дядями, тетями и кузенами обладают воспоминаниями о более раннем детском возрасте, и они гораздо ярче и насыщеннее, чем у их сверстников из маленьких семей.
” Очевидно, это происходит по той же причине, по какой маленькие китайцы помнят себя с пяти лет, а европейцы – с четырех: воспоминания детей в большой семье, где с ними все возятся и балуют, эмоционально окрашены гораздо сильнее. К ребенку постоянно обращаются, заставляя формировать собственный набор воспоминаний.
Интересно, что знак эмоционального фона не имеет значения; в другом исследовании Федерика Артиоли вместе с коллегой Элейн Риз выяснила, что дети, пережившие развод родителей до своего семилетия, хранят более ранние детские воспоминания! Исследовательницы предполагают, что этому может быть простое логическое объяснение; например, мама, оставшись вдвоем с ребенком на руках, невольно расширяет круг общения, поручая заботу о нем другим родственникам, то есть, формируя ту самую «большую шумную итальянскую семью», но факт остается фактом: дети разведенных родителей хранят воспоминания с возраста 2,5 лет. Видимо, ранее человеческий мозг запомнить ничего не может.
Мы не запоминаем или забываем?
Интересный, но до сих пор не до конца понятный науке вопрос: почему мы до 2,5 лет все забываем? Ведь это как раз тот возраст, когда наш мозг впитывает все, как губка: мы «загружаем» в него огромный объем информации, и больше никогда до конца жизни нам не удастся его использовать с такой эффективностью. Почему же мы ничего не помним? Есть несколько версий.
Мы не можем запомнить то, что не можем описать
Очевидно, что даже самые ранние детские воспоминания появляются в тот момент, когда мы хотя бы в минимальной мере овладеваем речью. Возможно, наша память начинает крепнуть только тогда, когда мы можем описать увиденное словами. Действительно, в возрасте до трех лет мы вынуждены запоминать происходящее в виде образов, без словесного «конспекта», который помог бы структурировать воспоминания. Как только мы осваиваем речь, наше сознание (и система запоминания) перестраиваются, и более ранние воспоминания стираются, как неактуальные.
” У этой версии есть два существенных возражения. Во-первых, глухие дети, не освоившее к этому возрасту язык жестов, помнят себя приблизительно с такого же возраста, как и их овладевшие речью сверстники. Во-вторых, что мешает нам просто описать словами впечатлившие в младенчестве образы и упорядочить их «задним числом»?
Мы все запоминаем, но забываем
Другая версия – мы постепенно забываем случившееся с нами в раннем детстве, как только появляются более свежие воспоминания. В самом деле, если начать ревизию своей памяти, то вы обнаружите, что оттуда «вывалились» не только период младенчества, но целые месяцы и даже годы нашего детства. Несомненно, в десять лет мы могли без труда описать события, произошедшие с нами в течение года, однако в 30 лет уже непросто сходу ответить на вопрос, чем тогда был примечателен ваш апрель, или как прошел октябрь, когда вам было восемь.
Эта точка зрения даже подтверждена экспериментальными исследованиями: ученые из американского Университета Эмори записывали разговор матерей с их трехлетними детьми сразу после каких-то ярких событий: посещения зоопарка, первого дня в детском саду. Затем ежегодно, на протяжении шести лет с детьми беседовали и просили вспомнить об этих событиях.
” Выяснился удивительный факт: оказывается, в нашей жизни есть еще один рубежный возраст – семь лет. До семи лет дети в состоянии вспомнить 60% событий, случившихся с ними в возрасте трех лет. Но при этом стираются какие-то детали, иногда довольно существенные, например, место и время события. Между 8 и 9 годами треть от вспоминаемых ранее событий забылась напрочь, зато оставшиеся 40% мы уже помним ярко и четко, порой описываем даже более подробно (поскольку лучше научились пользоваться речью), чем годом ранее.
В детстве мы просто не успевает «отрастить блок памяти»
Где хранятся воспоминания? Ученые уверены, что могут дать почти точный ответ на этот вопрос: в части мозга, называемой гиппокампом. Механизм работы гиппокампа не ясен, но понятно, что именно этот участок мозга каким-то образом отвечает за перевод воспоминания из кратковременных в долговременные; именно он решает, что мы запомним, а что – забудем.
” На примере больных, у которых был поврежден гиппокамп, показано, что они больше не могут запоминать новые события, хотя при этом продолжают постепенно усваивать новые навыки – в точности как младенцы.
Известно, что при болезни Альцгеймера, для которой характерна утрата памяти, именно уменьшение объема гиппокампа становится одним из первых признаков развития заболевания. Так может, у младенцев просто слишком маленький гиппакомп, чтобы он мог полноценно функционировать?
Если ребенок все забыл, можно ему напомнить
Ну и, наконец, еще одна удивительная способность детской памяти: вспомнить (достоверно, ярко и с подробностями) то, чего не было. Причем сделать это могут не только завзятые фантазеры и выдумщики; стоит немного подтолкнуть ребенка, как он начинает «вспоминать» описываемые события!
К сожалению, таким образом у детей часто формируются ложные воспоминания, более того, их можно создать даже у взрослых. Примером могут послужить все те же Соединенные Штаты Америки, где одно время пошла настоящая волна судебных дел, связанных с сексуальными домогательствами к несовершеннолетним. После сеансов у психотерапевтов, которые искренне пытались докопаться до корня проблем своих пациентов, подростки и даже взрослые люди «вспоминали» эпизоды сексуального насилия, которые, оказывается, были спрятаны глубоко в памяти. С этой информацией пациенты отправлялись в суд и требовали компенсировать перенесенные ими моральные страдания. Оказалось, что иногда речь действительно идет о подавленных воспоминаниях, а иногда – о вновь сформированных, причем отличить одни от других мог только опытный специалист. Сами же пациенты сделать это совершенно не в состоянии.
Какой вывод можно сделать из этой, несомненно печальной, практики? Самый оптимистичный!
” Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка остались приятные и радостные воспоминания о детстве – формируйте их! Почаще напоминайте ему о хороших событиях. Просите рассказывать об особо интересных моментах – и не один раз, а регулярно. Показывайте фотографии и видео, где запечатлены яркие и забавные ситуации. Обсуждайте эмоции, которые испытывал ребенок в этот момент.
Ведь чем ярче и полнее наши воспоминания о счастливом детстве, тем счастливее мы будем во взрослой жизни!
24.08.2020
Подготовила Полина Иванова
Интересно было почитать, спасибо.
Спасибо за статью!
О, какая отличная статья!
Спасибо Полина Иванова!
Ещё мне психолог давно очень подсказала, что можно раз в полгода/год (чем младше ребёнок, тем чаще) доставать все, убранные на хранение игрушки! Ребёнок разбирая их вновь, вспоминает очень многое и тем самым стимулируются те части мозга, которые отвечают за воспоминания)
Источник