Польза лепки для развития ребенка
Лепка из пластилина. Какую роль играет она в жизни каждого ребенка? С чего следует начинать и как подготовиться к занятиям?
В чем польза лепки из пластилина для детей?
Многие родители даже не подозревают, что лепка имеет огромное значение в развитии малыша. Он учится владеть своими руками, самостоятельно создавать различных персонажей. Пластилин – самое доступное средство для детей, которое вызывает интерес и способствует всестороннему развитию как в техническом плане, так и психологическом, например:
Развитие мелкой моторики
Мелкая моторика – способность выполнять руками точные и скоординированные движения. Развитие этого навыка дает возможность ребенку научиться управлять кистями рук. В этом процессе участвует непосредственно нервная система и зрительная. Когда малыши начинают обращать внимание на окружающие предметы, необходимо давать трогать их, так появляется первый опыт общения и познания окружающей среды. Лепка помогает усовершенствовать подобный навык.
Развитие творчества и воображения
В работе с пластилином включается воображение и творческое мышление. Малыш придумывает различные новые образы или воспроизводит знакомые. Подробнее знакомится с различными формами. Учится сочетать цвета. Кроме этого, при разминании пластилина, происходит массаж некоторых точек на ладошках и пальцах, непосредственно связанных с отделом мозга, отвечающего за интеллект. Таким образом закладывается фундамент для умственного развития.
Развитие координации глаз и рук
Ловкость рук во взрослой жизни помогает не только расширить горизонт профессий, но иногда спасти жизнь. Важно ребенку как можно раньше и лучше развить координацию движений и зрительную память. Это поможет улучшить скорость реакции. Лепка с пластилином «связывает» координацию глаз и рук, дает толчок для усовершенствования навыка.
Успокаивающее и терапевтическое воздействие
Занятия лепкой не терпят суеты. Они успокаивающе действуют на нервную систему. Если ребенок гиперактивный, не может усидеть на месте и нескольких минут, регулярные занятия с пластилином помогут ему научиться быть более терпеливым, усидчивым, упорным и доводить начатое дело до успешного завершения.
Социализация
Трудно поверить, но обычная лепка из пластилина способна изменить поведение ребенка. Когда он воспроизводит окружающий мир в деталях, то учится более терпимо относится к взрослым, сверстникам, животным, природе. Приобретает навыки строить более тесные социальные связи, активнее общаться. Особенно актуально такое занятие для проблемных деток.
Интересное занятие
Не стоит лишний раз напоминать, что лепка из пластилина – приятное и интересное времяпрепровождение. Когда малыш немного овладеет техникой, то сможет дольше заниматься. Будет создавать героев из мультфильмов, своих друзей, домашних любимцев или новых персонажей.
С какого возраста ребенка можно познакомить с пластилином?
Некоторые специалисты рекомендуют начинать осваивать основы лепки еще с 1 года. Другие, советуют не раньше 1,5-2 лет. В этом возрасте еще трудно объяснять, что кушать пластилин нельзя, то применять для лепки лучше смеси на натуральной основе. С 4-5 лет уже можно ребеночку показать как делать простые фигурки, постепенно обучая более сложным манипуляциям.
С чего начать лепку из пластилина
Прежде всего познакомить ребенка с новым для него материалом на ощупь. Потом научить малыша разминать пластилин в руках. Отщипывать кусочки. Раскатывать «колбаску», колобки, формировать лепешки, баранки. Все занятия лучше проводить в игровой форме. Придумать сказку или использовать готовую, знакомую ребенку, и создать несколько персонажей попроще, например, колобка. Разрешать играть с ним. Можно знакомить таким образом с животным миром, водным или с другими окружающими предметами.
Что необходимо подготовить к занятиям
Чтобы расширить возможности ребенка и сделать занятия более интересными, необходимо приготовить специальные инструменты:
- Доску. Может быть деревянной или пластиковой.
- Пластиковый нож. Обычно продается вместе с набором пластилина, если нет, то отдельно купить в специализированной точке. Помогает отделять куски необходимой величины и декорировать готовые изделия.
- Пластиковые формы для выдавливания.
При занятиях лепкой, у ребенка должно быть свое постоянное рабочее место, хорошо освещенное. Он привыкнет там заниматься и потом самостоятельно убирать. Можно пошить или купить «рабочую» одежду – фартук, нарукавники. Столик и пол застилать клеенкой, чтобы не запачкать.
Как сделать пластилин в домашних условиях
Начинать лепить не обязательно из дорогих видов пластилина, можно приготовить заменитель в домашних условиях:
Смешайте в кастрюльке стакан поваренной соли, такое же количество воды и пол чашки пшеничной муки. Поставьте на слабый огонь и, помешивая варите до однородной эластичной консистенции. Когда немного остынет, добавляя понемногу муку, замесите плотное тесто, такое, чтобы держало хорошо форму.
Если хотите, чтобы ребенок научился лепить и полюбил это занятие, не оставляйте его одного, составьте компанию. Не обязательно часами сидеть, просто поиграйте минут 15-20, но вместе.
Источник
«Значение лепки в развитии личности дошкольника»
С уважением, воспитатель гр. «Улиточка» Окатьева Елена Ивановна
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Скульптор И.Я.Гинцбург говорил о значении лепки следующее: «… В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки».
Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом.
И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами). С этой точки зрения технику лепки можно оценить как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может создать бесчисленное количество образов – лепка становится любимым занятием на долгие годы. Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным. Лепка – очень важное занятие для ребенка, которое развивает творчество, мелкую моторику рук, пространственное мышление, понятие о цвете, форме предметов, благотворно влияет на нервную систему в целом. В общем, польза от занятий лепкой огромна.
Практически все дети очень любят лепить и используют для этого все подходящие материалы – от песка на детской площадке до теста для маминого печенья. А зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом – лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Занятие лепкой не только увлекательно, но и полезно. Польза для родителей очевидна: ребенок в течение длительного времени занят делом, не носится, не бесится, не смотрит в папин планшет и не рисует на обоях. Польза для детей гораздо существенней:
Для умственного развития
– когда ребенок разминает пластилин (или другой материал) в руках, создает из него детали разных форм, присоединяет их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук, что напрямую влияет на развитие речи, координацию движений, память и логическое мышление;
– когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости;
– когда ребенок двумя руками катает шарик или колбаску, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что в свою очередь способствует развитию внимания и саморегуляции.
Для здоровья и эмоционального состояния
– регулярные занятия спокойными играми способствуют нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают возбудимость и раздражительность;
– занятие лепкой связано с целой гаммой чувств: от тактильных ощущений, восприятия цвета и запаха до сложных внутренних состояний – волнения, интереса, радости от того, что все получается и огорчения, если ожидания не совпадают с результатом;
– психологи активно используют лепку как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
Для развития личности
– лепка знакомит детей с понятиями формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне «мягкий-твердый», «теплый-холодный», «мокрый-сухой»;
– лепка играет существенную роль в эстетическом воспитании ребенка и развитии у него чувства прекрасного;
– помимо основных моторных навыков, лепка развивает целеустремленность, усидчивость и аккуратность.
Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие – очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов. Так какой же материал можно использовать для лепки?
Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.
Солёное тесто – один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.
Пластилин. Некоторым родителям может показаться, что пластилин – весьма «опасный» для домашней обстановки материал: липнет ко всему и оставляет жирные пятна, не говоря уже о том, что ребенок может просто проглотить его. Спешим разуверить: пластилин – это отличный материал для творчества, который просто надо научиться правильно использовать.
Пластилин нужно выбирать хорошего качества; он не должен быть ни слишком твердым, ни слишком мягким и тянущимся. Если пластилин липнет к рукам, то лепить из него трудно – попробуйте сами. А если он слишком твердый, то детям трудно его размять, да и детали могут разваливаться. Маленьким детям ни в коем случае нельзя давать пластилин с фруктовым запахом. Если желтый пластилин пахнет лимоном, оранжевый – апельсином, а красный – клубникой, то малыш будет не лепить, а облизывать его, а это совсем не то, чему мы хотим его научить. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет. Он хорош тем, что не требует специальной обработки перед лепкой, имеет широкую цветовую гамму. Для передачи выразительности образа можно пользоваться стекой – специальной палочкой с заостренным концом и широким основанием. Обычно она продается в комплекте с пластилином. На занятиях по лепке можно использовать скалки для раскатывания пластилина, а также трафареты – формочки для выдавливания разных фигур.
. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев».
«Рука – это вышедший наружу мозг человека» – говорил И.Кант, А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев рук, что напрямую связано с развитием речи ребенка и его творческих способностей.
Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребенку стать гармоничной и творческой личностью.
Источник
Лепка – это очень полезное и интересное занятие. Занятия лепкой способствуют всестороннему развитию ребёнка:
• стимулируют сенсорную чувствительность, т. е. формируют способность к восприятию цвета, формы, фактуры;
• развивают пространственные представления;
• совершенствуют мелкую моторику, что в дальнейшем поможет малышу в овладении навыком письма;
• способствует развитию речи;
• развивают творческое воображение;
• способствуют развитию межполушарного взаимодействия;
• вырабатывают аккуратность, усидчивость, терпение, стремление добиваться цели;
• способствуют концентрации внимания; снижает возбудимость и раздражительность.
Чем полезна лепка для ребёнка
Чем полезна лепка для ребёнка
С какого возраста можно заниматься лепкой?
Примерно начиная с 1 года, ребёнка можно начинать знакомить с тестом для лепки и пластилином. А с 3-х летнего возраста малыш уже может лепить из пластилина что-то творческое.
Как выбрать материал для лепки?
Для самых маленьких лучше выбрать тесто для лепки, так как его легче раскатывать, мять в ручках, заполнять им формочки.
Чем полезна лепка для ребёнка
Чем полезна лепка для ребёнка
Такое тесто можно сделать самим по простому рецепту:
1 ст. соли, 1 ст. муки, немного растительного масла и вода до нужной консистенции (можно добавить пищевой краситель).
Начиная с 3-х лет, дети уже начинают лепить несложные фигурки, создавать интересные поделки. Для этого больше подходит пластилин. Выбирая пластилин, обратите внимание, чтобы он был достаточно мягким, не очень жирным и гибким.
Как организовать занятия лепкой?
1. Выбираем цвет.
Начинаем с выбора цвета пластилина: предложите малышу выбрать сначала из двух-трёх цветов (не нужно предлагать сразу все цвета, потому что ему сложно будет сделать выбор).
2. Разминаем.
Когда вы определились с цветом, приступайте к разминанию пластилина. Пусть малыш разминает свой брусочек, а вы – свой.
3. Выполняем простые действия.
Для начала можно показать ребёнку, как разминать пластилин, как отщипнуть от него кусочек, сделать из него лепёшку и др. Эти простые действия заинтересуют малыша.
4. Отщипываем кусочки.
Детям очень нравится отщипывать кусочки пластилина. Чтобы кусочки пластилина не оказались повсюду, предложите ему лепить эти кусочки на лист картона или бумаги. Чтобы это задание сделать более интересным, лепите кусочки пластилина на разные изображения: вешайте плоды на нарисованные фруктовые деревья, делайте орнамент на предметах одежды, наряжайте нарисованную ёлку и т.д.
5. Катаем колбаски и шарики.
Учим катать колбаски и шарики двумя ладошками или одной ладошкой о плоскую поверхность. Из колбаски можно свернуть колечко или сделать змейку. А скатанные шарики можно раздавить пальчиками.
6. Делаем отпечатки.
Дети очень любят делать чем-нибудь отпечатки на пластилине. Вы можете раскатать лепёшку из пластилина и предложить малышу вдавливать в неё разнообразные предметы: пластиковую крышку, игрушечную вилку, формочки для песка и даже собственные пальчики.
Организуя занятия лепкой, родители должны помнить о том, что нужно обязательно находиться рядом с малышом. Во-первых, нужно следить, чтобы он не попробовал пластилин на вкус, а во-вторых, для того, чтобы помогать ребёнку в осуществлении его творческих замыслов.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник
Маленький ребенок нуждается не только в том, чтобы родители общались с ним и любили, но также и в качественно проведенном времяпрепровождении. Когда родители организовывают досуг с детьми, они придумывают разные занятия и игры, которые бы могли доставить малышу положительные эмоции и оказать влияние на его развитие. Так, мать и отец играют с ребенком, рисуют, читают, танцуют и поют, вырезают и лепят. Если этого не делать, дети вырастают не приспособленными к деятельности и возникает риск развития педагогической запущенности. Поэтому все родители знают о том, что ребенка нужно развивать и чем раньше начать делать это, тем лучше для становления его характера и формирования процессов познавательной сферы.
С детьми занимаются педагоги в детском саду и учителя в школе, однако самые лучшие занятия – это дома с мамой, потому что там есть настоящая близость, много свободного времени и внимание уделяется только одному ребенку. В этой статье речь пойдет о том, чем полезны для детского развития занятия лепкой. Работа с этим материалом служит одним из способов формирования гармонично развитой личности.
Как правильно лепить с ребенком? Какие виды лепки бывают? Какой материал является самым безопасным и интересным для малыша? Какие игры и упражнения можно выполнять дома, чтобы весело и с пользой провести время?
Лепка и психика ребенка
Возможность лепить положительным образом сказывается на эмоциональном и психическом развитии. Иногда взрослые считают, что в занятиях с пластилином нет ничего особенного, и если ребенок не лепит, то не лишается чего-то важного. Это представление является неверным. Работая с мягким материалом, ребенок активизирует подушечки пальцев, создавая мелкие предметы из пластилина или теста, заставляет пальцы напрягаться. Все это способствует развитию мелкой моторики, которая напрямую связана с деятельностью мозга.
Все процессы детской психики тесно связаны между собой. Это говорит о том, что благодаря работе руками, у ребенка развивается память, внимание, мышление, а вслед за ними – речь и восприятие.
Когда ребенок лепит вместе с мамой по образцу – то есть, повторяя то, что сделала она, у него бессознательно укрепляется чувство доверия к ней, развивается воображение, фантазия, а также такие мыслительные процессы, как сравнение и зрительное восприятие.
Мягкий материал, такой как пластилин, глина и тесто имеет достаточно устойчивую форму, которую, при желании можно легко изменить или разрушить. Таким образом, взаимодействие с лепкой для ребенка всегда легко и безопасно – он знает, что может исправить свою работу в любой момент, поэтому не боится совершить ошибку.
Во время лепки ребенок взаимодействует не только с текстурой, но также и с цветом – его изучение, выбор, смешение способствуют тому, что эмоциональный фон ребенка налаживается, он становится более спокойным, чувствительным, сосредоточенным.
Лепка развивает абстрактное мышление и математические способности.
Если психика ребенка не стабильна – он взбудоражен и обеспокоен – то сосредоточенная работа с пластилином способна быстро гармонизировать психическое состояние.
Игры и упражнения с пластилином приучают к доведению дела до конца, и формируют способность гордиться с собой. Это происходит, когда малыш видит результат своего труда, гордится, демонстрирует поделку взрослым и получает в ответ много похвалы и одобрения.
Какая лепка бывает для детей?
Психика человека устроена, так, что от того, как налажено его рабочее место, во многом зависит результат выполняемого дела. Взрослые люди знают об этом на собственном опыте, поэтому они заботятся о том, чтобы рабочее место было максимально комфортным и удобным. Так они понимают, что их продуктивность повышается, и во время работы находятся в хорошем расположении духа. То же самое можно применять к детям, когда те занимаются творчеством или решают учебные задачи. Прежде чем сажать ребенка лепить из пластилина, следует позаботиться о том, чтобы пространство для этого как можно больше соответствовало детским особенностям. Где лучше всего лепить с детьми дома?
- За рабочим столом. Выбирая это место, следует позаботиться о том, чтобы на нем не было лишних предметов – бумаги, карандашей, ручек, книг. Кроме пластилина или глины, ребенку понадобится доска для лепки, специальные палочки или ножи для вырезания, влажные салфетки или тряпочки.
- Лепка на полу. В таком случае ребенок получает большее пространство для фантазии и воображения, однако родителям необходимо создать особые условия для занятий лежа или сидя: застелить пол клеенкой, дать ребенку все необходимые принадлежности для лепки, убрать подальше предметы, которые могли бы упасть и разбиться или малыш мог нечаянно их испачкать.
Чем можно лепить? Пластилин, соленое тесто, глина.
Последнее – это то, что родители и дети делают своими руками. Надо сказать, что видов пластилина и глины много, они отличаются по консистенции и цвету, возможности смешивания, составу. Пластилин отличается от некоторых видов глины тем, что после того, как с ним поработали, он не высыхает. Глина же или соленое тесто хороши тем, что из них можно делать игрушки, фигурки животных, затем сушить их и раскрашивать – обычно этот процесс очень привлекает детей.
Игры и упражнения с ребенком
Для самых маленьких лучше использовать обычный пластилин без дополнительных добавок к цвету или составу – он самый безопасный. Другие виды пластилина: плавающий, флуоресцентный, восковой, зернистый, скульптурный, кинетический.
Какие игры и упражнения можно придумать с ребенком дома, занимаясь лепкой?
- Рисование пластилином. Техника, которую любят дети и которая хорошо развивает мелкую моторику. Рисовать пластилином можно на подготовленном листе бумаги – белом или закрашенном. Лист будет фоном, а пластилином можно изобразить сюжет на нем. Кусочки пластилина в данном случае плотно прижимаются к бумаге и размазываются по ней. Таким образом, ребенок сам придает форму тому, что он хочет изобразить.
- Из пластилина можно лепить любимых сказочных или мультипликационных героев.
- Для налаживания эмоционального состояния можно предложить ребенку слепить свою семью или себя.
- При желании можно делать настоящие картины или объемные предметы из пластилина, добавляя к работе другой материал – камни, траву, сухие цветы, пуговицы, нитки, бумагу.
Ребенок может лепить из пластилина все, что ему угодно. Часто во время этого занятия важен не результат – то, что получилось у ребенка – а сам процесс лепки, который успокаивает и развивает детскую психику.
Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.
Использованы фотоматериалы Shutterstock
Источник