Положительная динамика развития ребенка в дошкольном возрасте
Надежда Лебедева
Динамика достижений в образовательных областях
Мониторинг был проведён, опираясь на «Программу воспитания и обучения» под ред. М. А. Васильевой, B.В. Гербовой, Т. С. Комаровой, (средняя, старшая группы, и основной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (подготовительная группа)
Мониторинг, то есть система оценки качества воспитательно – образовательного процесса позволяет отследить динамику развития каждого ребенка, оценить успешность усвоения принятой программы, определить направления работы педагогического коллектива детского сада. Поэтому проводится диагностика в начале и в конце учебного года по всем разделам программы. По каждому разделу определены критерии оценивания. Усвоение программного материала определяется трехбалльной системой оценивания.
Составляется сводная таблица (количественный и качественный анализ выполнения программных требований). Определяется средний балл по каждому разделу:
СРЕДНИЙ БАЛЛ = _А__
В + С
А – сумма итоговых баллов каждого ребенка
В – число детей
С – число критериев раздела
Критерии:
1,0- 1,5 – низкий уровень
1,6- 2,4 – средний уровень
2,5- 3 – высокий уровень
Анализ результатов мониторинга освоения детьми разделов программы по направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому показал достаточно хорошие результаты в освоении детьми образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Образовательная область «Здоровье» и «Безопасность»:
Комплексная диагностика формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни и правилах безопасного поведения показала, что ребята проявляют интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения; получают удовольствие в ходе выполнения простейших умений и навыков гигиенической и двигательной культуры. Наблюдается положительный настрой на выполнение элементарных процессов самообслуживания; проявляется интерес к самопознанию.
Ребята старшего возраста научились переносить здоровьесберегающие знания в жизненную повседневную практику, например в сюжетно-ролевую игру или проблемную жизненную ситуацию; усвоили правила безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
В подготовительной к школе группе дети имеют полные, точные представления об источниках опасности и мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения.
Образовательная область «Физическая культура»:
Анализ результатов диагностики развития физических качеств и освоения основных движений у воспитанников показал положительную динамику.
Увеличились результаты по прыжкам в длину с места, по броскам набивного мяча, при метании мешочка вдаль, а так же возросли показатели челночного бега, координационных способностей и гибкости. В целом, в процессе систематической физкультурно-оздоровительной работы, дошкольники успешно овладели всеми основными движениями в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Положительной динамике образовательной области «Физическая культура» способствовало:
– наличие квалифицированного, творческого воспитателя по физической культуре;
– систематическое проведение организованных форм работы: занятий, кружка с ЧБД, индивидуальной работы, спортивных досугов и развлечений.
Дети очень полюбили заниматься физкультурой, играть в различные спортивные игры, могут сами организовывать подвижные игры.
Образовательная область «Социализация»:
Работа по освоению образовательной области проводилась на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности в интересной игровой форме. Организация воспитателем жизненных и игровых ситуаций, обеспечивали детям освоение опыта поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым. Это организация сюжетно-ролевых игр, связанных с отражением семейных отношений, элементарного профессионального взаимодействия взрослых, режиссерские игры, в ходе которых дети осваивали способы ролевого поведения: называли свою роль и общались к сверстникам по именам игровых персонажей.
Динамике в образовательной области «Социализация» способствовало: – проведение кружка «Ручеек» экологической направленности, где дети вместе проводили опыты, наблюдали за природными объектами, находили те или иные ответы на вопросы, учились договариваться, согласовывать свои желания и интересы с партнёром;
– систематическая работа в группе: занятия, беседы, игры по формированию доброжелательных взаимоотношений;
– Коррекционная работа психолога;
– Психотренинг;
– Экскурсии по знакомству с достопримечательностями посёлка, чтение литературы, беседы.
Образовательная область «Труд»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика в освоении детьми образовательной области «Труд». Наблюдается осознанное бережное отношение к предметному миру. Ярко выражен интерес к познанию трудовой деятельности взрослых. Повседневное поведение ребят говорит об их трудолюбии, бережливости и добросовестности.
Образовательная область «Познание»:
Анализ работы по образовательной области «Познание» показал:
На сентябрь 2009 года дети показали низкий результат знаний по ознакомлению с окружающим. Особенно слабые знания о родной стране, космосе, профессиях.
Недостаточно высокий уровень развития конструктивных способностей детей. Это в первую очередь связанно с материально – технической базой детского сада (недостаточным количеством конструкторов). Следует запланировать пополнение методического материала наборами конструкторов.
В результате проведённой работы: наблюдения, занятия, беседы, чтение, экскурсии и т. д., на май 2012 года результаты значительно изменились.
Значительный скачок произошёл в овладении детьми математическими понятиями и представлениями. Дети хорошо разбираются в составе числа, решают задачи, примеры, любят играть в игры-головоломки, отгадывают ребусы, т. д. Немного отстаёт ориентировка во времени: путаются в последовательности названий месяцев года.
У ребят всех возрастных групп повысилась исследовательская активность. Показатели экологической воспитанности: экологические знания, познавательная деятельность, практическая деятельность (уход за растениями, отношение к знакомым объектам ближайшего окружения к концу года стали выше.
Образовательная область «Коммуникация»:
Во всех возрастных группах прослеживается положительная динамика. К концу года во всех группа количество ребят с высоким и средним уровнем развития коммуникативных способностей стало больше. Дети свободно владеют основными коммуникативными умениями, используют их адекватно ситуации, умеют пользоваться формами речевого этикета: умеют вступать в разговор со знакомыми и незнакомыми людьми, поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, переспрашивать, возражать, оценивать и т. д.)
Но необходимо ещё обращать внимание на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, интонационную выразительность речи. Уровень качества развития повысился благодаря проведению систематических как фронтальных, так и индивидуальных занятий, коррекционной работе с детьми учителя-логопеда, проведения бесед, игр, упражнений, экскурсий.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»:
Так же во всех группах прослеживается положительная динамика.
Дети среднего возраста к концу года улучшили свои познавательные умения: научились сосредоточенно слушать чтение и рассказывание взрослого, не отвлекаться, выслушивать произведение до конца; речевые умения: с удовольствием запоминают и воспроизводят стихи, активно участвуют в играх по литературным сюжетам, в хороводах, инсценировках.
Дети старшего возраста самостоятельно называют 5 любимых сказок. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, охотно пересказывают сказки, сохраняя сюжет.
Образовательная область «Художественное творчество»:
В образовательной области «Художественное творчество» у детей тоже наблюдается динамика. Дети полюбили рисовать, заниматься аппликацией, особенно по нетрадиционным технологиям, стало больше работ сюжетных, с проявлением детского творчества, улучшилась моторика детей, изобразительные навыки и умения. Я считаю, что необходимо больше уделять внимания знакомству с творчеством художников и народно – прикладного искусства.
Образовательная область «Музыка»:
За прошедший учебный год наблюдается значительная динамика в развитии музыкальных способностей детей.
Увеличился процент детей, которые стали лучше понимать и воспринимать музыку. Дети стали лучше двигаться под музыку, научились чувствовать музыкальные фразы, их окончания, слышать и чувствовать ритм, ритмические рисунки, передавая их в движении и игре на музыкальных инструментах. Овладели певческими навыками, научились петь песни в разных жанрах и характерах: народные, патриотические, протяжные, вальсовые, эстрадные и др.
На основе анализа воспитательно – образовательной деятельности по музыкальному воспитанию, можно сделать вывод, что на положительную динамику развития у детей музыкальных способностей оказало:
– своевременное, регулярное планирование работы музыкального руководителя;
– систематическое проведение музыкальных развлечений и досугов.
В итоге, исследуя в течение трёх лет показатели результативности проделанной работы, на основании проведённых диагностик уровня развития детей, выявлена стабильно положительная динамика уровня усвоения программного материала в соответствии с возрастными особенностями каждой группы.
Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы, а так же то, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка
Источник
Тема: Позитивные результаты развития детей в различных видах деятельности
1. Позитивная динамика уровня развития детей по направлениям
Познавательное развитие
Развитию познавательного интереса и любознательности у детей способствует уголок природы. Дети самостоятельно добывают знания о животном и растительном мире через ознакомление с различными энциклопедиями и атласами-определителями. Наборы иллюстрации помогают им познать мир природных явлений, а коллекции узнать свойства различных предметов.
Для практической детской деятельности поискового характера в группе создана «научная лаборатория» (уголок экспериментирования). В ней дети выращивают растения (лук, горох, цветы), узнают о свойствах и качествах предметов и материалов. Свои наблюдения они заносят в «Дневники исследователей». А для проведения опытов приобретены наборы «Юный исследователь».
Используя приемы А.И.Савенкова, мы развиваем у детей пытливость ума и способность творчески мыслить. Поиск проблем – дело не простое, поэтому в проектной и исследовательской деятельности, которая стала частью жизни группы, помогают родители. С их помощью, исходя из интересов детей и тематического планирования, составляются и реализуются проекты: «Сосна», «Дождевой червяк», «Тушканчик», «В мире лекарственных растений», «Молоко» и др.
Формировать у детей экологическую культуру позволяют целевые прогулки в лес, к реке, на поляну. Дети учатся бережно, с любовью относиться к природе: развешивают кормушки для птиц, убирают мусор на участке, высаживают зеленые насаждения.
На родительском собрании «Воспитание любознательности средствами природы» обсудили как важно для развития ребенка воспитывать в нем любознательность и пришли к выводу – широко использовать прогулки в природу.
Накоплению знаний об окружающем мире способствуют экскурсии на объекты: животноводческий комплекс, магазин, пожарная часть, библиотека, передвижной зоопарк и др.
О жизни людей нашего края, о традициях, обрядах, праздниках и предметах быта дети узнают, посещая Устьянский краеведческий музей. Увлекательно проходят занятия, проводимые участниками школьного краеведческого музея.
Большое значение для воспитания любви к родному краю имеют и совместные с родителями экскурсии по туристическим местам нашего района.
С четырехлетнего возраста дети знакомятся со структурой Российской армией, с историей Великой Отечественной войны, с людьми, прославившими родной край. На митинге в честь праздника Победы у обелиска погибшим воинам – землякам дети читают стихи и возлагают цветы, приготовленные своими руками.
Интеллектуальному развитию детей способствует математический уголок. Расположенный в нем дидактический материал: «Логические блоки Дьенеша», «Счетные палочки Х. Кюизенера», развивающие игры В. Воскобовича («Чудо-крестики», «Чудо-цветики») позволяет детям в самостоятельной и в совместной практической деятельности осваивать количественный счет и пространственные отношения, совершенствовать мышление, память, внимание, развивать сенсорные способности. Хорошие познания в мире математики дошкольники ежегодно показывают в конкурсе «Юные знатоки математики», а своими открытиями делятся на районной исследовательской конференции «Маленький исследователь».
Речевое развитие
Основная цель программы в области «Речевое развитие» – это развитие всех компонентов устной речи детей для свободного общения (грамматический строй речи, связная речь, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи).
Развитие речи у детей осуществляется во всех видах деятельности. С младшего возраста мы развиваем у детей фонематический слух с помощью шумящих коробочек и минуток тишины. Упражнения на развитие дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка, а ежедневные пальчиковые игры не только тренируют мелкую моторику рук, но и обогащают речь ребенка. Малыми фольклорными формами развиваем речевую активность и приобщаем к народному творчеству. Слушая эмоциональную речь педагога при чтении художественных произведений, дети учатся передавать образы героев, рассказывать и сочинять сказки. Способствует этому и наличие в группе театрального и речевого уголка.
В беседах обсуждаем с детьми различные ситуации, в которых они делятся своими знаниями, учатся правильно рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них. В старшем возрасте используем стихотворные упражнения из методического пособия Е.А.Алябьевой, что способствует формированию умения дифференцировать звуки родного языка.
На занятиях по обучению грамоте дети учатся делать звуковой анализ слова, делить слова на слоги, предложения на слова, знакомятся с буквами. В среде присутствуют различные виды алфавитов, карточки и предметы, с помощью которых дети учатся чтению. В подготовительной группе многие дети начинают читать.
С детьми, имеющими речевые нарушения, проводим коррекционную работу, выполняя различные задания, предлагаемые учителем-логопедом.
На этапе завершения дошкольного образования дети умеют обобщать собственные наблюдения и систематизировать имеющиеся знания, формулировать свои мысли и публично их излагать.
Физическое развитие
Здоровье – это бесценное достояние каждого человека, а воспитать ребенка здоровым – означает с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни.
Формированию у детей первоначального представления о здоровом образе жизни помогают дни здоровья, а также различные спортивные развлечения и праздники («Веселые старты», «Богатырские забавы» и др.). Некоторые совместные с родителями спортивные мероприятия стали для группы традиционными: «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зимние забавы», развлечения к Дню защитника Отечества. Реализуемые с детьми проекты «Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы», «Каша – матушка наша» положили начало развитию привычки здорового питания.
Утренняя гимнастика на свежем воздухе в теплое время года, ежедневные: бодрящая, пальчиковая и дыхательная гимнастики, дневные и вечерние прогулки, сон при открытой фрамуге, ходьба по массажным коврикам, физкультурные занятия, длительные прогулки в природу – все это способствует укреплению здоровья и осознанному отношению к нему.
Созданный в группе физкультурный уголок с нестандартным спортивным оборудованием (шнуры-косички, мешочки с песком, различные виды мячиков, массажные коврики, дуги, мишень, кольцеброс и др.) способствует повышению двигательной активности, которая является естественной потребностью организма детей.
Ежедневные подвижные игры в помещении и на свежем воздухе развивают в детях волевые качества, двигательные навыки и умения. Во время прогулок и занятий по физической культуре дети обучаются элементам спортивных игр: ходьба на лыжах, баскетбол, футбол, что в дальнейшем развивает у них интерес к спорту.
Физическая деятельность проводится с учетом индивидуальных особенностей детей. В старшем возрасте формируем представления детей об олимпийских играх и олимпийском движении. Проведение совместных с родителями «Олимпийских игр» позволяет успешно решать задачи физического воспитания. Дети становятся активными участниками районных соревнований и соревнований, которые проводятся внутри дошкольного учреждения, а также традиционных массовых легкоатлетических забегов, посвященных Дню Победы.
Художественно-эстетическое развитие
Становление эстетического отношения к окружающему миру у детей происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцании. Для этого в среде группы имеются разнообразные материалы: пластилин, различные виды мелков и бумаги, гуашь, акварель, стеки, карандаши, фломастеры, клей, ножницы, кисти разных размеров, природный и бросовый материал, шаблоны и трафареты. Каждый ребенок может поэкспериментировать с художественными материалами и изобразительными техниками и воплотить в художественной форме свои представления, переживания, чувства и мысли. Затем они размещают свои работы в уголке творчества. Также детские работы собираются в индивидуальное портфолио дошкольника, которое наглядно показывает прогресс в творческом развитии ребенка.
Для создания изображений предметов разнообразных форм, сначала простых, а затем более сложных дети в совместной деятельности учатся формообразующим движениям рук в рисовании и лепке.
В процессе овладения умением выполнять аппликации развиваем у детей ручные умения и цветоощущения, пробуждаем фантазию, активизируем воображение и наблюдательность.
Детские работы украшают интерьер детского сада и группы. Для ознакомления и развития эмоциональной восприимчивости детей с произведениями изобразительного искусства пополняем среду альбомами с репродукциями картин разных жанров, открытками, фотографиями.
Приобщаем детей к конструктивной деятельности через ознакомление с различными видами конструкторов. Для конструирования поделок из бумаги, природного и бросового материала используем карточки с моделями интеграционного конструирования. Это помогает развивать в детях творческие способности, любознательность и смекалку.
Музыка – одно из богатейших и действенных средств эстетического воспитания детей, обладающее большой силой эмоционального воздействия.
Ознакомление с музыкальными произведениями, исполнение песен на занятиях и в самостоятельной деятельности, игра на детских музыкальных инструментах, различные музыкальные игры, работа танцевального кружка помогают развивать в детях музыкальные способности.Разнообразные праздники: «Волшебница Осень», «Новогодняя сказка», «К нам пришла Весна – красна», «Летний карнавал», соединяя в себе различные виды искусства и художественной деятельности, дают детям возможность проявить творческую активность и эмоциональную восприимчивость. Развлечения, посвященные народным праздникам (Капустница, Масленица, традиционные встречи с участниками хорового коллектива «Селяночка», «Зимние колядки») развивают у детей интерес к народному творчеству.
Уголок театрализованной деятельности, в котором имеются : куклы бибабо. пальчиковый и настольный театры, различные маски и наборы фигурок способствует развитию импровизации и умения комбинировать образы. Кружок «Театруля», который посещают дети старшей и подготовительной групп готовит для детей младшего возраста спектакли. Театрализованные игры и спектакли развивают в детях эмоции при проигрывании ролей, помогают становиться более раскрепощенными и общительными.
Дети принимают участие в различных выставках, конкурсах и фестивалях не только в рамках ДОУ, но и на муниципальном уровне.
Социально-коммуникативное развитие
Эмоциональное благополучие каждого ребенка достигается в результате создания в группе атмосферы доброжелательности и доверительных отношений. Коммуникативные игры и беседы («Дружить и ссориться», «Вежливые слова», «Кто я такой и что могу» и др.) учат детей сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу, побуждают к добрым поступкам.
На традиционные праздники: дни рождения детей, «8 марта», «Папин день», «Выпускной», дети сами делают открытки и подарки, что способствует развитию у них доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым.
Совместные мероприятия с родителями («Мой папа – самый лучший друг», «Весенний букет для мам», «Осенняя сказка», «Новогодние приключения Деда Мороза», «Зимние забавы» «Секреты Винегрета») конкурсы («Мама, папа, я – спортивная семья», «Армейская карусель»), проекты («Овощи и фрукты – витаминные продукты», «Пейте, дети, молоко – будете здоровы» , «Каша –матушка наша», «Гуляют ребятки в зимние Святки»), выставки и конкурсы поделок («Необыкновенные книги», «Мамино увлечение», «Зимние узоры», «Мешок Деда Мороза») способствуют сплочению детей и родителей и формируют активную жизненную позицию.
С целью формирования представлений о социуме, воспитания уважения к труду взрослых проводим экскурсии: в магазин, в производственные мастерские, в медпункт, на пекарню, в библиотеку, типографию, ателье.
Экскурсии детей старшего возраста в школу расширяют представления об их обязанностях, прежде всего в связи с подготовкой к школе. А совместные с учениками мероприятия («Юные эрудиты», «Праздник Азбуки», «Путешествие по сказкам») формируют интерес к жизни в школе, воспитывают в детях организованность и коллективизм.
Формируем у детей представления о правилах и нормах поведения в разных жизненных ситуациях, используя метод проектов («Этикет с малых лет»), целевые прогулки («Что такое улица»), чтение художественной литературы («Правила поведения для воспитанных детей»), игр-ситуаций («Защитим слабого», «У меня зазвонил телефон» и др.), проведение занятий по безопасности дорожного движения в «мобильном городке».
Ежегодные посещения обелиска воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны в День Памяти и участие в акциях: «Георгиевская ленточка», «Письмо мира» – способствуют воспитанию у детей уважения к традиционным ценностям, старшему поколению и развивают любовь к Родине.
2. Позитивная динамика уровня освоения детьми навыков игровой деятельности
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. В соответствии с ФГОС ДО игровая деятельность является ведущей в дошкольном детстве.
Она помогает всесторонне и гармонично развивать ребенка, формировать дружный детский коллектив. Поэтому в группе созданы все условия для развития игровой деятельности детей. Уголки для сюжетно-ролевых игр: парикмахерская, больница, кухня, магазин – способствуют у детей формированию желания организовать игры, совершенствуют и расширяют их игровые замыслы и умения.
В младшем возрасте дети взаимодействуют в сюжетах с двумя-тремя действующими лицами (мама- папа -дочка, врач-больной), могут самостоятельно дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками, используют строительный материал для построек.
В старшем возрасте дети умеют самостоятельно выбирать тему для игры и развивать сюжет на основе своих знаний, полученных при восприятии окружающего мира, из телевизионных передач, путешествий. Мальчики предпочитают играть в водителей, в армию, а девочки – в семью, в парикмахерскую. Но очень часто их игры проходят совместно, они самостоятельно распределяют роли и согласовывают свои действия с действиями партнеров. Дети с удовольствием играют атрибутами, которые изготавливают дома совместно с родителями («продукты питания», «медикаменты», «украшения» и др.), им нравится использовать в своих играх предметы – заменители: коробки с крышками – ноутбук, мелкий строительный материал – телефоны или хлеб, мячики – фрукты и др.
Играя в подвижные игры дети умеют соблюдать правила, для распределения ролей используют считалки, умеют разрешать спорные ситуации, договариваясь. Они активны и способны проявить творчество и инициативу. Дети умеют самостоятельно объединяться для игр в домино, в шашки, для настольно-печатных игр.
Дружеским взаимоотношениям детей способствуют театрализованные игры. В группе создан театральный уголок, в котором имеются куклы бибабо, разнообразные фигурки из пластмассы, пальчиковый театр, маски. Дети умеют разыгрывать несложные сюжеты, используя выразительные средства – интонацию, мимику, жесты, а также экспериментируют, совмещая различные виды театра в одном представлении.
Источник