Положение в семье ребенка с отклонениями в развитии

РЕФЕРАТ

«Воспитание ребенка с отклонениями в развитии в семье».

Выполнила: Хахонина Людмила Николаевна

г.Серафимович 2015г.

Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние на становление личности в детстве. Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии детей незаменима. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях, который он сохраняет в течение всей последующей жизни. Каждый из родителей видит в детях свое продолжение. Поэтому они могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он не красив, не умен, на него жалуются соседи. Самое главное, что в семье ребенок принимается таким, какой он есть. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную, важнейшую роль, которая заключается в достижении душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии. По данным научного Центра здоровья детей рождаются 85% детей с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Таким детям необходимо обучаться и воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Развитие ребенка с отклонениями в развитии в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

К сожалению, никто не застрахован от рождения и воспитания в семье детей с отклонениями в развитии. К ним, безусловно, необходим специфический подход, ведь это особенные дети. Вряд ли кто-то знает точный ответ на вопрос о воспитании особенного ребенка. Каждый из родителей сердцем чувствует, как нужно поступить в той или иной ситуации. Но очень важно правильно понимать состояние своего ребенка, отслеживать симптомы, замечать улучшение состояния, использовать правильные приемы работы. Для этого необходимы определенные знания. Но главное научиться понимать и любить ребенка. Этому можно и нужно учиться всю жизнь. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня.

Если воспитывать обычного ребенка очень сложно, то воспитание ребенка с отклонениями в развитии представляется особенно ответственным. Если дети, требующие особого внимания, лишены правильного воспитания, то недостатки усугубляются, а сами дети нередко становятся тяжелым бременем для семьи и общества. В то же время семья всегда обладает большим запасом собственных ресурсов и инициатив, поэтому превращение семьи в активного участника помощи ребенку является решающим фактором эффективности его реабилитации и интеграции в общество сверстников. По этим признакам семьи, имеющей детей с отклонениями в развитии, можно дифференцировать на четыре группы:

1 группа- родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – ГИПЕРОПЕКА. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребенка, у матери отмечается гипертрофированное чувство тревожности и нервно-психической напряженности. Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребенку. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей-одиночек.

2 группа – характеризуется стилем холодного общения – ГИПОПРОТЕКЦИЕЙ, снижением эмоциональных контактов родителей с ребенком. Родители фиксируют излишнее внимание на лечение ребенка, предъявляя завышенные требования к медперсоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счет эмоционального отвержения ребенка.

3 группа – характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений ребенка и родителей в совместной деятельности. Такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребенка и сильные стороны его природы.

4 группа – репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию. Это проявляется в постоянном ограничении прав ребенка, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В отношении родителей к отклонению в развитии ребенка, определяющем стратегию и тактику его воспитания, выделяют несколько моделей.

Модель «охранительного воспитания» проявляется в излишней опеке ребенка с отклонениями в развитии. Ребенка чрезмерно балуют, жалеют, оберегают от всех, даже посильных для него дел. Взрослые все делают за ребенка, имея благие намерения, по существу делают его беспомощным, неумелым. Ребенок не овладевает простейшими навыками самообслуживания, не выполняет требования старших, не умеет вести себя в обществе, не стремится к общению с другими детьми. Таким образом, модель « охранительного воспитания» приводит к развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации. В будущем такой человек из-за своих личностных особенностей с трудом адаптируется в обществе.

Модель « равнодушного воспитания» приводит к возникновению у ребенка чувства ненужности, отвергнутости, переживания одиночества. В семье ребенок становится робким, забитым, теряет, присущие детям доверчивость и искренность в отношениях с родителями. У детей воспитывается умение приспосабливаться к окружающей среде, равнодушное недоброжелательное отношение к родным, взрослым и другим детям. Следует отметить, что обе модели семейного воспитания в равной степени вредят ребенку. Игнорирование дефекта, воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм ( все пути для тебя открыты) могут привести аномального ребенка к глубокой психической травме, особенно тогда, когда при выборе профессии подросток или юноша понимают ограниченность собственных возможностей. В тех случаях, когда родители предъявляют ребенку непосильные требования, заставляя его прилагать чрезмерные усилия для их выполнения, ребенок перенапрягается физически и страдает морально, видя недовольство взрослых. Родители, в свою очередь, испытывают чувство неудовлетворенности, сердятся, что не оправдал их ожиданий. На этой почве возникает затяжной конфликт, в котором наиболее страдающей стороной является ребенок.

Отношения между супругами в семьях во многом зависят от эмоционального состояния матери. Если мать повышено тревожна, то ребенок растет нервным, легко возбудимым, требует к себе постоянного внимания, в будущем мать не сможет справиться с поведением ребенка. Но если мать находит в себе силы сохранять душевное равновесие, она становится помощником своему ребенку. Она старается лучше понять его проблемы, чутко прислушивается к советам специалистов, воспитывает в себе новые качества: наблюдательность, терпение, самообладание, ведет дневник наблюдений за ребенком, отмечая малейшие перемены в его состоянии. Все это способствует правильной организации всей лечебно – коррекционной работы. В этом случае мать хоть и предана своему малышу, но не забывает о домашнем уюте, проблемах мужа, следит за своей внешностью. Это наиболее благоприятная атмосфера для помощи своему ребенку.

Важное значение имеет поведение отца. От него во многом зависит эмоциональное состояние матери, ее душевное равновесие. Если отец проявляет выдержку, разум, благородство, оказывает моральную поддержку жене и помощь в воспитании ребенка, семейные отношения укрепляются, и более успешно проводится лечебно – коррекционная работа. Матери не нужно отстранять отца от проблем, нужно делиться с ним вопросами и сомнениями.

Какими же качествами должны обладать родители детей с отклонениями в развитии, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. Родители должны:

— иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

—строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;

—четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы;

—развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага сокращать постепенно свою помощь ему до минимума;

Кроме того, незнание или нежелание родителей знать основные закономерности психического развития своих детей приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии требует от родителей много терпения, настойчивости, понимания и, несомненно, педагогической изобретательности.

Источник

Воспитание в семье детей с особыми формами отклонений в развитии.

Кулигина Е.А., воспитатель.

Проблема изучения интеллекта человека ввиду своей значимости постоянно находится в центре внимания психологов, педагогов, философов, физиологов и т.д. Особое значение этот вопрос приобретает в коррекционной педагогике, когда речь идет о работе с детьми, первичный дефект которых непосредственно затрагивает интеллектуальную сферу, и его решение имеет, таким образом, не только развивающее, но и коррекционное значение.

Семейное воспитание – общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка наиболее превышает другое воспитательное воздействие. Семья отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, друзей, влияние литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается, прежде всего, семьей. Роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Роль родителей умственно отсталых детей трудно переоценить и в том случае, если ребёнок живёт дома, и тогда, когда он помещён в специальный детский дом. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание глубоко умственно отсталого ребёнка требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем окупают себя, поскольку ребёнок из требующего постоянной опеки и ухода существа, в какой – то мере деспота, становится самостоятельно обслуживающим себя маленьким человечком и даже в меру своих сил помощником родителей.

В семье ребёнка можно обучить многому: обслуживанию себя, выполнять поручения и несложные виды труда, общаться с другими людьми. Необходимо использовать склонности, привязанности, которые есть у детей, – любовь к музыке, прогулкам, интерес к определённым игрушкам и играм – как меру поощрения и стимуляции выполнения менее приятных, но необходимых заданий. Применение адекватных программ и методов обучения умственно отсталых детей, соответствующих возможностям и целям их воспитания, – важнейшее и в значительной мере решающее условие для развития всей их познавательной деятельности. Необходимо такое развивающее обучение умственно отсталых детей, при котором у них осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач. Для достижения такого эффекта, обучение должно быть рассчитано на актуальный уровень развития детей и возможности зоны ближайшего развития, должно основываться на ведущей деятельности данного возрастного периода.

К задачам семейного воспитания детей с нарушениями интеллекта можно отнести:

1. Обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в бытовом и санитарно – гигиеническом обслуживании себя;

2. Выработать положительное отношение к посильным видам труда, готовность к помощи в хозяйственно – бытовом труде в семье, умение выполнять несложные виды этого труда;

3. Сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени;

4. Выработать твердые навыки выполнения ряда операций в каком-либо виде труда;

5. По индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно, осуществлять подсчет (до десяти и десятками);

6. Научить осуществлять действия совместно с товарищами или родителями, в группе.

Сегодняшние кризисные условия в России катализируют семейные затруднения. Особенно остро проявляются эти противоречия, если речь идет о семье ребенка с нарушениями интеллекта. Вследствие природы и степени тяжести детского заболевания и особенностей семейного воспитания ситуации, семьи детей с нарушениями интеллекта должны быть готовы к переживанию уникальных стадий развития. Социальная модель объяснения инвалидности утверждает, что нарушение интеллекта, а, следовательно, физического или психического развития не является чисто медицинским явлением. Часто причиной ограниченных возможностей выступает неприспособленность окружающей среды, и в частности, семьи для социализации такого ребенка. Немаловажная роль принадлежит и членам семьи, тому, как они относятся к ситуации нарушений интеллекта у ребенка. От того, насколько позитивно настроена семья, и в первую очередь – мать в плане воспитания, образования и развития ребенка с нарушениями интеллекта, зависит успех партнерских отношений в системе «родители-ребенок-общество».

Дошкольные годы – очень важный период для обучения и воспитания ребенка. Нередко родители упускают время, полагая, что их ребенок еще маленький, многого не понимает, и считают, что развитие произойдет само собой или с их помощью, но в позднее время. Это глубоко ошибочный подход, особенно по отношению к детям с нарушением интеллекта. Исправление недостатков этих детей, привитие бытовых навыков, обучение самообслуживанию и правильному поведению так же, как и обучение игре, работе с пластилином, восприятию формы, величины, цвета и многому другому надо начинать в дошкольные годы.

Дети с нарушением интеллекта идут в школу в том же возрасте, как и все дети. Родители должны знать, чему должен научиться их ребенок в дошкольные годы, чтобы его пребывание в специализированной школе было для него посильным, а обучение продуктивным.

Ко времени поступления в школу ребенок должен уметь самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане, должен уметь отлучаться от дома, находиться среди детей, делить с ними внимание педагога и его время, играть и работать с другими детьми, слушать объяснения, уметь концентрировать свое внимание, слушать других, в том числе педагога, выполнять несложные поручения дома, раскрашивать, вырезать, лепить. Ребенок должен знать понятия вверх (вниз), справа (слева), уметь доводить начатую работу до конца. Ребенок должен иметь понятия о числе, знать буквы, читать стихи, слушать рассказы и сказки, по вопросам или самостоятельно пересказывать простые рассказы.

Конечно, все отмеченное может быть усвоено каждым из таких детей в разной мере и разной степени. Это зависит от интеллекта ребенка, от воспитывающих и обучающих его людей, и в первую очередь от родителей. Родители должны помнить, что ребенка постоянно учить новому. Пусть ребенок делает ошибки, пусть что – то не удается, не огорчайтесь этому, на этом основывается движение вперед, развитие.

Важно найти те специфические пути педагогического воздействия, с помощью которых можно помочь ребенку максимально полноценно развить столь значимые для жизни и в то же время наиболее трудные для него, в плане овладения, интеллектуальные способности. Семья при этом может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка с нарушениями интеллекта состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

С особым вниманием следует относиться к детям, у которых какое-нибудь нарушение. Одним из наиболее тяжелых нарушений является умственная отсталость. Воспитывать и обучать умственно отсталого ребенка – дело очень нелегкое. Оно требует от людей, занимающихся этим, больших усилий, много терпения, понимания, неистощимого желания помочь и, наконец, что очень важно, оптимизма – веры в то, что это сделать можно.

Среди умственно отсталых есть небольшое количество детей, которые из-за глубокого поражения мозга не обучаемы. Большинство же детей с нарушением интеллекта способны к обучению, но в каком объеме и за какой срок они могут освоить грамоту, счет и другие полезные знания и навыки, предсказать трудно. Нелегко найти пути коррекции (исправления имеющихся недостатков), а также определить оптимальные формы занятий с каждым ребенком. Очень труден прогноз как относительно близкого, так и далекого будущего. А родителям важно знать, что и как делать с ребенком постоянно, повседневно: чему учить его, каким способом это делать, в какие игры с ним играть и т. д. Необходимо, чтобы родители, имеющие ребенка со сложным нарушением, получали в нужной мере помощь и руководство в вопросах его обучения и воспитания. У таких детей имеются большие потенциальные возможности, которые нужно уметь обнаружить, раскрыть и развивать. Роль в этом семьи, и прежде всего родителей, очень велика.

Жизнь ребенка с нарушением интеллекта, его развитие, обучение обусловлены не только имеющимися у него нарушениями, но и отношением к нему и его дефектам семьи и окружающих. Перед родителями встают сложные вопросы. Они хотят знать, в какой мере их ребенок будет зависим от других, а в какой мере сможет приобрести самостоятельность. Родители обращаются за помощью к врачам, психологам, педагогам. Однако дать удовлетворяющие их разъяснения и рекомендации – дело нелегкое. Прежде всего, трудно поставить окончательный и исчерпывающий диагноз о состоянии ребенка, трудно определить объем и характер имеющихся у него нарушений и оценить его. Практика показала, что даже в тех случаях, которые поначалу казались очень тяжелыми и малонадежными, при правильном подходе и соответствующей помощи можно сделать для ребенка очень многое. Родители должны проявлять инициативу, находчивость, порой изобретательность в деле воспитания своего ребенка, как в дошкольные, так и в школьные годы.

В жизни, в практике много примеров неожиданных успехов. Есть случаи, когда даже вопреки отрицательным предсказаниям родители добивались очень многого. Очень большая заслуга в этом семьи.

В связи с особой воспитательной ролью семьи актуально звучит вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание умственно неполноценного ребенка.

Главное условие для благоприятного развития ребёнка с нарушением интеллекта – правильная организация его семейного воспитания.

Таким образом, воспитание ребенка с нарушением интеллекта в семье включает работу родителей по следующим основным направлениям: создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима; постоянная стимуляция психического развития ребенка с нарушениями интеллекта; формирование эмоционально – положительного, предметно – практического и речевого взаимодействия ребенка с родителями. Это будет способствовать социальной адаптации ребенка и предупреждению формирования патологического поведенческого стереотипа. Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психофизиологического комфорта у ребенка и остальных членов семьи.

Список литературы

  1. Гогин М.Г. Семейное воспитание глубоко умственно отсталых детей // Дефектология. – 1973. – №6
  2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – Спб.: Речь,
  3. 2003. – 400 с.
  4. У.М. Мастюкова Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Москва. ВЛАДОС, 2004.
  5. Специальная дошкольная педагогика./Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

Источник