Половое развитие ребенка 4 года

Половое развитие ребенка 4 года thumbnail

Елена спрашивает:

Здравствуйте.Моей дочке исполнилось ровно 4 годика. В течение прошлого года с 3 до 4, она частенько проявляла интерес к частям тела у взрослых. Старалась зайти в туалет когда папа в туалете, говорит что у нас разные писи. Трогает мою грудь и спрашивает когда у нее будет так-же, но это все не сильно меня тревожит, как то что она складывает различные предметы в трусики. Много раз такое было, что утром я из трусиков достаю различные предметы, были и кубики и даже кукла барби. Делает она это в тихушку, перед сном. Чувствует стыд когда я нахожу эти предметы, хоть я ее и не ругаю. И так у нас с переменами, то все хорошо ничего подобного не делает, то опять начинает. Заранее благодарю Вас за ответ.

Здравствуйте, Елена!
В возрасте Вашего ребенка дети проживают так называемую фаллическую стадию. Это высшая ступень детской сексуальности, ведущей эрогенной зоной становятся гениталии (т.е. стимуляция их вызывает наслаждение). У детей, находящихся на этой стадии, возникает интерес к различиям полов, своему происхождению, сексуальным отношениям родителей, других взрослых. С этим связаны и попытки подглядывания за обнаженными взрослыми.

Одновременно обостряется интерес к атрибутике своего пола. Ребенок начинает осознавать, что люди разного пола выполняют различные функции в семье и за ее пределами и пользуются разной одеждой и предметами. В освоении собственной психосексуальной роли ребенку помогает ролевая игра (в «войну», «дочки-матери» и др.) Другой отличительной чертой этого периода является возникновение эротически окрашенных игр между детьми разного пола. Скажем сразу, что это совершенно нормальное явление для данного возраста. Но это не значит, что воспитатель или родитель должен делать вид, что происходящее не требует от него никакой реакции. В то же время ни в коем случае нельзя наказывать, стыдить, выставлять на посмешище. Взрослые должны иметь в виду опасности обеих этих крайностей и стремиться сформировать у детей представление о неуместности таких игр при посторонних. А если вы стали свидетелем такой игры, ее надо недвусмысленно прекратить, но конечно без резких или унижающих комментариев. Тайна должна до поры до времени оставаться тайной.
Но напомним, что вышесказанное не относится к детскому онанизму. Если вы стали свидетелями мастурбации ребенка, не носящей невротически-навязчивого характера, то здесь-то как раз лучше деликатно не замечать происходящего. В этом случае ребенок реализует свое естественное право на удовольствие, не обращаясь к посторонним лицам.

В вашем конкретном случае ребенок запомнил что какие-то случайные прикосновения к гениталиям принесли ему удовольствие и теперь он пытается это повторять. Вам полезно будет показать ребенку анатомию человека (сейчас есть очень хорошие детские книжки), рассказать о некоторых аспектах физиологии (на простом детском уровне, но это снимет запретность и неясность). И еще полезно пересмотреть режим дня – дать больше двигательной нагрузки, положительных эмоций, внимания. Строго соблюдать гигиену, исключить неудобное белье (чтобы швы не терли, резинки не врезались и т.д.). Перед сном делать расслабляющий ванночки для ног. Но в целом спокойно переживать этот период. После 5-ти лет все перейдет в латентную стадию (до подросткового возраста). Удачи!

Источник

Мы живем в эпоху, когда сексуальное насилие и издевательства над детьми – не страшилка из газет, а вполне реальная угроза, о которой мы вынуждены задумываться все чаще. Поэтому родителям (а также воспитателям и другим взрослым) важно понять, что является «нормой» в сексуальном развитии и поведении детей и подростков, а что может быть признаком совершенного над ребенком сексуального насилия, или свидетельством того, что сам проявляет сексуальную агрессию по отношению к другим детям. По сути, сексуальное поведение и сексуальная игра естественны для детей любого возраста, как для малышей, которые только учатся ходить, так и для подростков. У младенцев и детей ясельного возраста сексуальное поведение проявляется во внимании к ощущениям тела, потребности в объятиях и прикосновениях, а также играх с игрушками.

Возрастные пороги сексуального развития

Уже в самом раннем возрасте дети трогают и растирают свои половые органы, а у мальчиков даже появляется эрекция. К первому классу (пять-семь лет) дети уже интересуются частями тела и их функциями. В этом возрасте начинаются сексуальные игры, у ребенка формируется представление о любви и привязанности, что постепенно трансформируется в сексуальное поведение. У детей также появляются вопросы на темы, связанные с сексом («откуда берутся дети?»). Интерес к этой теме обостряется в 8-9 лет. Дети допубертатного возраста (10-12 лет) в большей степени ориентированы на социальные отношения, они начинают испытывать осознанные сексуальные чувства и порывы. Дети касаются своих половых органов, ласкают и стимулируют их на протяжении всего детства, но именно в этот период мастурбация приобретает осознанный характер. В это время закладываются основные модели и схемы сексуального поведения, которые проявятся в период полового созревания и позже (в возрасте от 12-13 лет и старше).В период полового созревания у ребенка наблюдается стремительное физическое развитие, появляются вторичные половые признаки. У девочек начинается менструация, а мальчики чаще занимаются мастурбацией. Чем старше и взрослее становится ребенок, тем острее его интересует романтика, интимная близость, секс. Этот интерес подстегивается физическими ощущениями, эмоциями и ожиданиями социума. В это время подростки завязывают первые романтические отношения, начинают «встречаться» с понравившимся мальчиком или девочкой. Постепенно эмоциональная близость становится более интенсивной и часто приводит к сексуальным отношениям (мечты о «предмете», держание за руку, невинные поцелуи, страстные поцелуи, ласки (петтинг), секс с проникновением).Но важно делать различие между нормальным сексуальным поведением, соответствующим возрасту ребенка, ненормальным сексуальным поведением. Многим детям сызмальства свойственно сексуальное поведение и повышенный интерес к сексу, хотя они еще не достигли половой зрелости. Тем не менее, нормальное (или ожидаемое) сексуальное поведение не должно быть откровенным или провоцирующим. В норме интерес ребенка к сексу носит игровой или исследовательский характер. Ребенок не зациклен на сексуальных действиях, не проявляет сексуальной агрессии по отношению к другим; его сексуальное поведение не причиняет вреда ему самому или другим детям.

Детская сексуальность: норма и отклонение

Как и остальные области развития, сексуальное поведение детей меняется с течением времени, и многие проявления сексуальности, нормальные для детей одного возраста, считаются отклонением для детей старше или младше. С другой стороны, некоторые сексуальные проявления должны вызвать у родителей беспокойство, независимо от возраста ребенка. Их не следует игнорировать или рассматривать как детскую игру или временное явление.

Читайте также:  Причины беспокойного сна у ребенка 4 года

Другие проявления сексуального поведения более серьезны и заслуживают пристального внимания взрослых, так как могут быть опасными и для ребенка, и для окружающих. Но иногда трудно понять, когда сексуальное поведение естественно и нормально, а когда свидетельствует о проблеме или нарушении сексуального развития.

Нормальные проявления сексуальности у детей и подростков также могут служить поводом для беспокойства, когда они носят навязчивый характер, сигнализируют о зацикленности на некоторых сексуальных действиях, или затрагивают других, причем без их на то согласия. Таким образом, сексуальное развитие детей должно вызывать беспокойство в том случае, если подавляет другие сферы развития (например, вместо того, чтобы играть, ребенок мастурбирует), а также, если сексуальная игра навязана ребенку (или ребенком). Это граница, за которой сексуальная игра переходит в сексуальное насилие, и у ребенка формируется агрессивное сексуальное поведение.

Раннее сексуальное развитие детей

Дети допубертатного возраста, ставшие свидетелями сексуальных действий или имевшие сексуальные контакты, часто демонстрируют не соответствующее их возрасту сексуальное поведение. Такие дети могут участвовать в различных сексуальных действиях, свойственных взрослым, или же использовать секс, чтобы показать свою независимость. К отклонениям сексуального поведения могут относиться чрезмерное увлечение сексуальными играми, неприличные комментарии или жесты с сексуальным подтекстом, сексуальные отношения с другими детьми, а также сексуальные домогательства и сексуальная эксплуатация других детей.

Неприемлемые сексуальные воздействия – отклонения от нормы

Для детей младше одиннадцати лет любые формы сексуального воздействия являются неприемлемыми, особенно для детей младше десяти лет. К таким воздействиям относятся: Ненормальное сексуальное поведение .Дети могут реагировать на сексуальное воздействие следующим образом: демонстрировать преждевременное сексуальное развитие, что выражается в сексуальных действиях, жестах, использовании специфических выражений и прочее; регулярно участвовать в сексуальных играх с ровесниками или детьми младшего возраста; заниматься навязчивой мастурбацией или проявлять озабоченность сексуальными действиями; выполнять действия сексуального характера в общественных местах, например, ребенок может трогать себя или мастурбировать при посторонних; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте со взрослыми, старшими детьми, подростками, или животными, и пытаться его установить; проявлять заинтересованность в сексуальном контакте с лицами своего пола, детьми младшего возраста, и пытаться его установить (принуждение к мастурбации, оральному сексу, проникновение пальцами и имитация полового акта);приставать к другим детям, особенно младшим.

Признаки нарушения сексуального развития

Психологи, специализирующиеся на сексуальном развитии детей, выделяют ряд признаков, которые позволяют выявить нарушения сексуального развития у детей в возрасте младше двенадцати лет: дети не должны быть зациклены на сексуальной игре, их должны интересовать другие разнообразные занятия и игры; дети не должны заниматься сексуальной игрой с теми, кто гораздо моложе или старше их; дети не должны знать о сексе больше, чем положено в их возрасте; сексуальное поведение и интересы ребенка должны быть схожими с поведением и интересами его сверстников; дети не должны чувствовать «непреодолимую тягу» к действиям сексуального характера, они должны быть способны в любой момент остановиться по первому требованию взрослых; сексуальная игра с участием ребенка не должна вызывать недовольство, раздражение, смущение, страх или другие негативные эмоции у других детей, не должна доставлять им или самому ребенку физический или эмоциональный дискомфорт; дети не должны придавать сексуальный оттенок отношениям со сверстниками, а также видеть в других сексуальные объекты; дети в возрасте четырех лет и старше должны понимать права и границы других детей в сексуальной игре; дети не должны испытывать страх, стыд или чувство вины во время сексуальной игры; ребенок не должен заниматься с другими детьми «взрослыми» сексуальными играми; сексуальное поведение ребенка не должно быть ориентировано на старших детей или взрослых; дети не должны заниматься сексуальной игрой с животными; дети не должны использовать секс, чтобы обидеть или причинить боль другим; ребенок не должен использовать подкуп, угрозы или силу, чтобы заставить других детей участвовать в сексуальной игре.

Источник

Ребенок показывает свои половые органы – что делать? Сексуальное развитие детей

Современные дети интересуются вопросами секса гораздо раньше, чем ожидали взрослые. Уже в возрасте 4-6 лет, родители детей, которые ходят в садик, замечают, что их сын или дочь часто стал произносить слова “писулька” и “попа” и при этом радостно смеется. И ладно бы, если дело закончится только на этом. Панический ужас охватывает родителей, когда их ребенок начинает демонстрировать им свои половые органы, спустив штаны и с довольной улыбкой произнося: “Смотри!”.

Ругать, стыдить и наказывать ребенка за такое поведение, особенно прилюдно, нельзя, это может только травмировать его. Любопытство часто заводит маленьких детей достаточно далеко: они рассматривают или трогают свои половые органы, гениталии других детей или взрослых. Все это – естественное поведение, характерное для детей дошкольного возраста. Относиться к этому нужно спокойно, без паники, чтобы не навредить нормальному сексуальному развитию ребёнка. Напротив, стыд, запреты, ругань и наказание, излишнее внимание к вопросам секса будут провоцировать отклонения в сексуальном развитии и повышенный интерес.

Ребенок демонстрирует свои половые органы не потому, что страдает эксгибиционизмом – отклонением в сексуальном поведении, когда оргазм достигается после демонстрации половых органов незнакомцам противоположного пола. Желание показывать свои половые органы у детей дошкольного возраста связано с усвоением ребенком половой роли. В возрасте 3-5 лет дети начинают интересоваться анатомическими различиями между полами, задают бесчисленные вопросы и усиленно поглядывают за тем, что происходит в ванных комнатах, туалетах и спальнях.

Сначала родители замечают, что малыш поглядывает за обнаженными взрослыми, а затем удивленно обнаруживают, что их чадо 5-7 лет просматривало “взрослые” журналы и книги, видео и сайты в Интернете.

Сексуальное развитие детей

Относитесь спокойно к подобным исследованиям ребенка. Это значит, что он находится на стадии формирования сексуальности и полового осознания. В этот период ему важно понять, какого он пола и чем отличается от противоположного? Мальчики в возрасте 5-7 лет могут трогать себя за половые органы и предлагать девочкам в садике, снять трусы, чтобы рассмотреть ее “писульку”. Это, безусловно, доставляет им определенное удовольствие. И если девочка, начавшая только-только посещать садик, стала демонстрировать свои половые органы родителям, то, скорее всего, причина этого в мальчике из садика, который просит ее это делать.

Не стоит приписывать этому мальчику развратное поведение и требовать от воспитателей, оградить дочку от негативного влияния этого малыша. Даже если этими действиями вы добьетесь, что вашу дочку переведут в другую группу, нет никакой гарантии в том, что там не найдется мальчик, также испытывающий здоровое любопытство к вопросам секса. Вполне достаточно, сказать ребенку, демонстрирующему свои половые органы, что нельзя показывать то, что находиться под трусиками, другим людям.

Чаще всего демонстрируя свои половые органы, ребенок хочет привлечь к себе внимание и пытается доказать, что он достоин любви. Поэтому ругать и стыдить его нельзя, это лишь усугубить ситуацию. У ребенка уже и так имеется какая-то психологическая проблема, из-за чего он делает это с целью компенсации. Лучше, увидев, как ребенок спустил штаны и радостно смеется, не улыбайтесь в ответ, а просто скажите: “Солнышко, так делать нельзя, давай договоримся, что ты больше никому не будешь показывать то, что у тебя под трусиками”.

Объясните малышу, что “писулька” и “попа” – это секретики, которые произносить громко вслух в присутствии других и показывать никому нельзя. Снимать трусики можно только в туалете или ванной, а ходить голышом в садике или на улице неприлично. Говорить об этом ребенку надо регулярно, чтобы все у нее навсегда отложилось в памяти.

Сексуальное развитие детей

Чтобы отличить нормальное поведение ребенка, испытывающего здоровое любопытство к сексу, от ненормального, обратите внимание на характеристики, свидетельствующие, что с сексуальным развитием ребенка дошкольного возраста все в порядке:

– участниками таких игр являются дети из одной группы в садике и испытывающие взаимную симпатию друг к другу;

– дети находятся в равном положении – они примерно одного возраста и уровня физического развития;

– сексуальные игры носят легкомысленный характер, дети показывают половые органы друг другу и смеются, не воспринимая происходящее всерьез;

– если воспитатели устанавливают правила таких игр и определяют границы, то дети слушаются их и не нарушают правила.

Отклонениями от нормального сексуального развития для детей дошкольного возраста являются:

– ребенок владеет соответствующей лексикой для обозначения сексуальных контактов и знает о том, как именно взрослые занимаются сексом;

– он пытается вступать с другими детьми в сексуальные контакты, имитируя сексуальные движения как у взрослых;

– ребенок мастурбирует и демонстрирует половые органы в общественных местах.

Ожидать меньшей заинтересованности ребенка половой сферой стоит после 7 лет. С этого возраста должны уменьшаться число игр, основанных на показе половых органов, взамен им приходит чувство стыда. Девочки с этого возраста уже начинают просить прикрыть их во время переодевания и моются самостоятельно. Мальчики в 7 лет уже испытывают неловкость, когда мама предлагает ему помыть его и просят: “Мама, не заходи сюда, я сам!”.

– Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики “Психология отношений”

Автор: Искандер Милевски

Оглавление темы “Психотерапии у детей и подростков”:

  1. Эффективность психотерапии зависимости от наркотиков, алкоголя у детей и подростков
  2. Пример психотерапии алкогольной зависимости у подростка
  3. Нервная анорексия – психиология, психический статус
  4. Причины (этиология) нарушения пищевого поведения
  5. Принципы и фазы лечения нервной анорексии
  6. Корректировка веса и питания при нервной анорексии
  7. Психотерапия нервной анорексии – методы, пример
  8. Эффективность психотерапии нервной анорексии
  9. Булимия – распространенность, механизмы развития
  10. Психотерапия нервной булимии – методы, пример

Источник

Нарушения полового развития ребенка, детей

Половое развитие, созревание детей, ребенка

Половое созревание — это период, в течение которого появляются вторичные половые признаки. Он четко не ограничивается по длительности, но обычно продолжается около 2-3 лет. Гипоталамус, гипофиз и гонады активно взаимодействуют на протяжении многих лет еще до появления вторичных половых признаков. В детском возрасте уровни фолликулостимулирующего гормона (ФСГ) и лютеинизирующего гормона (ЛГ) в крови низкие, но вполне поддаются определению, а в препубертатный период медленно повышаются. До начала пубертата очень небольшого количества половых стероидов достаточно для торможения секреции гормонов гипоталамусом и гипофизом. С началом пубертата гипоталамический «гонадостат» становится все менее чувствительным к тормозящему действию половых стероидов на секрецию гонадотропинов. В результате уровни ЛГ и ФСГ в крови повышаются, гормоны стимулируют гонады и устанавливается новый гомеостатический уровень. У девочек в этот период резкое увеличение продукции ФСГ предшествует увеличению концентрации в плазме эстрадиола; у мальчиков резкому повышению уровня тестостерона предшествует ускорение продукции ЛГ. Синергизм ФСГ и ЛГ способствует тем изменениям в гонадах, которые наблюдаются в этот период. Детский эндокринолог клиники «Маркушка».

Согласно другим данным, созревание гипофиза и гонад не имеет отношения к инициации пубертата, а в основе нейроэндокринного запуска его лежит увеличение частоты и амплитуды импульсной секреции люлиберина с последующим изменением характера секреции гонадотропинов, преимущественно ЛГ. Первым проявлением этого процесса является увеличение секреции ЛГ в период сна. Это увеличение можно зафиксировать еще до каких-либо внешних проявлений пубертата. Затем увеличиваются частота и амплитуда выброса ЛГ в дневное время. К этому периоду секреторная способность гипофиза возрастает, что отражается на характере ответа ЛГ на экзогенно вводимый люлиберин.

У девочек в середине или конце пубертатного периода, с началом овуляторных циклов, развивается механизм положительной обратной связи, благодаря которому повышение уровня эстрогена в середине цикла вызывает отчетливое увеличение, а не уменьшение секреции ЛГ. До середины подросткового периода способность эстрогена высвобождать ЛГ не проявляется.

В процессе полового созревания определенную роль играют также андрогены коры надпочечников. Уровни в крови дегидроэпиандростерона (ДГЭА) и дегидроэпиандростерона сульфата (ДГЭАС) начинают повышаться еще до появления самых ранних физикальных признаков, раньше увеличения концентрации гонадотропинов, тестостерона или эстрадиола (примерно в возрасте 6 лет), у девочек быстрее, чем у мальчиков.

Время начала пубертата

Время начала пубертата варьирует и больше коррелирует с костным возрастом (детский ортопед Москва — поликлиника «Маркушка»), чем с хронологическим, а также определяется наследственными и средовыми факторами. Так, у занимающихся балетом, гимнастикой, плаванием, бегом и другими видами спорта девочек, у которых с раннего возраста сочетаются небольшая масса тела и высокая физическая активность, наступление пубертата и (или) появление менструаций нередко значительно задерживаются.

У девочек в пубертатном периоде происходит перестройка организма, обусловленная главным образом эстрогенпродуцирующей деятельностью яичников. Под постепенно усиливающимся влиянием гонадотропных гормонов ускоряется рост фолликулов. Растущие фолликулы, разной степени зрелости, секретируют все большее количество эстрогенов. Под их влиянием изменяется архитектоника тела, развиваются молочные железы, увеличиваются наружные и внутренние гениталии, изменяется структура эндометрия, слизистой оболочки влагалища. Рост волос на лобке и в подмышечных впадинах, наличие угрей и запах тела зависят от андрогенов.

Начало физиологического пубертата имеет довольно широкие возрастные пределы. У 95 % здоровых девочек вторичные половые признаки начинают появляться с 8,5-13 лет, у 95 % здоровых мальчиков — в возрасте 9,5-13,5 лет. Начальным проявлением полового созревания у 85 % девочек является рост грудных желез, у 15 % начинают расти волосы на лобке. Первая менструация обычно происходит спустя 18-24 мес. после начала роста грудных желез (средний возраст — 12,8 лет, колебания от 10 до 16 лет). Интенсивный рост тела у девочек (ростовой скачок около 25 см), в противоположность мальчикам, начинается рано, параллельно с увеличением молочных желез.

Половое развитие у мальчиков происходит постепенно и начинается с исчезновения подкожного жира в мошонке, появления ее пигментации и многочисленных мелких складок. Яички увеличиваются и опускаются на дно мошонки, начинается рост полового члена. Оволосение лобка вначале имеет женский тип, а с 16-17 лет переходит к мужскому. Появляются волосы в аксиллярных областях, пушок на верхней губе, щеках и подбородке постепенно заменяется стержневыми волосами. Изменяются размеры предстательной железы, начинает расти ткань молочной железы, соски приобретают коническую форму (юношеская гинекомастия), становятся больше, пигментируются околососковые кружки; спонтанная регрессия пубертатной гинекомастии наступает в течение нескольких месяцев, и лишь в редких случаях нагрубание сохраняется более 2 лет. Увеличивается гортань, происходит мутация голоса, часто появляются угри. Параллельно усиливаются процессы сперматогенеза, хотя полноценная репродуктивная функция формируется значительно позже — к 16-17 годам. Ростовой скачок (около 28 см) начинается в середине пубертатного периода и завершается в его конечной стадии.

Задержка пубертата

Задержка пубертата — отсутствие любых признаков полового созревания у подростка, достигшего верхнего возрастного предела нормального пубертата. Это означает отсутствие увеличения тестикулярного объема  у мальчиков к 14 годам и отсутствие увеличения молочных желез у девочек к 13 годам. Полное обследование необходимо проводить девочкам при отсутствии развития грудных желез в возрасте 13 лет и отсутствии менструаций в возрасте 15 лет. Мальчиков нужно обследовать в тех случаях, если у них длина яичек не достигает 2,5 см в возрасте 15 лет.

Причины задержки полового созревания у детей

Причины задержки полового созревания у детей обоего пола можно разделить на три основные группы. Первая, наиболее частая, — временная функциональная, или конституциональная, задержка созревания гипоталамо-гипофизарной области. Вторая причина — органические поражения гипоталамо-гипофизарной области, приводящие к снижению секреции гонадотропинов (гипогонадотропный гипогонадизм). Третья причина — первичная гонадная недостаточность, приводящая к растормаживанию гонадотропной секреции (гипергонадотропный гипогонадизм).

Задержка полового развития ребенка конституционального характера

Задержка полового развития конституционального характера — самая частая причина нарушений пубертата у детей, ее можно рассматривать как крайний вариант нормы. Однако функциональные нарушения созревания гипоталамо-гипофизарной области могут быть обусловлены влиянием неблагоприятных экзогенных факторов (хронические заболевания, стрессы, физические и эмоциональные перегрузки и т. д.). С жалобами на задержку пубертата чаще обращаются мальчики, хотя частота встречаемости этого состояния одинакова для обоих полов. Это связано с большей психологической дезадаптацией мальчиков (детский психолог педагог — поликлиника «Маркушка»). Главная причина, заставляющая страдать подростка, — это задержка роста, так как ростовой скачок у мальчиков значительно отдален по времени от первого появления вторичных половых признаков.

Преждевременное половое развитие ребенка, детей

Половое развитие определяется как преждевременное при появлении вторичных половых признаков до 8 лет у девочек и до 9 лет у мальчиков.

Выделяются две основные формы преждевременного полового развития: истинное (гонадотропинзависимое) и ложное (гонадотропиннезависимое) вследствие повышенной секреции половых стероидов гормонопродуцирующими опухолями половых желез и надпочечников.

Истинное преждевременное половое развитие вызвано повышением выброса гонадотропных гормонов гипофиза (ЛГ, ФСГ) в результате первичного поражения ЦНС и гипоталамической области. Часто эта форма сочетается с выраженной неврологической симптоматикой (детский невролог — консультация в клинике «Маркушка»).

У девочек преждевременное половое развитие встречается значительно чаще, чем у мальчиков (4:1), причем преобладают спорадические формы. Половое развитие может завершаться быстро или медленно; процесс созревания может стабилизироваться или даже регрессировать, чтобы позднее начаться вновь. Первый признак у девочек — развитие молочных желез, возможно одновременное оволосение лобка, но чаще оно появляется позднее. Затем развиваются наружные половые органы, появляются волосы в подмышечных впадинах и начинаются менструации. Ранние менструальные циклы могут быть не столь регулярными, как при своевременном половом созревании.

У мальчиков при преждевременном половом развитии увеличиваются половой член и яички, появляются волосы на лобке, возникают частые эрекции. Голос становится более низким, ускоряется рост. Сперматогенез бывает уже в возрасте 5-6 лет, и возможны ночные поллюции.

Как у мальчиков, так и у девочек преждевременное половое развитие сопровождается приростом длины и массы тела. Дифференцировка костей скелета ускоряется и соответствует степени полового развития. Это приводит к раннему закрытию зон роста, в результате конечный рост оказывается ниже, чем он мог бы быть при своевременном половом развитии. Рост примерно у 1/3 больных не достигает 152 см.

Причиной преждевременного полового развития могут быть самые разнообразные поражения ЦНС. Все они сопряжены с рубцеванием, инвазией или сдавлением гипоталамической области.

Внутричерепные опухоли (герминомы) вызывают преждевременное половое развитие у мальчиков, секретируя хорионический гонадотропин, стимулирующий клетки Лейдига в яичках.

При опухолях печени (гепатобластоме, гепатоме) преждевременное половое развитие возникает в результате продукции опухолевыми клетками хорионического гонадотропина. Другие опухоли (хорио- и тератокарциномы или тератома) также могут секретировать хорионический гонадотропин и спровоцировать преждевременное половое развитие. Опухоли локализуются в ЦНС, средостении или половых железах. Чаще они встречаются у мальчиков, чем у девочек.

У некоторых детей, которым поздно начато лечение врожденной дисфункции коры надпочечников, развивается клиника истинного преждевременного полового развития.

Основной причиной ложного преждевременного полового развития у детей обоего пола являются гормонально-активные опухоли гонад или надпочечников. Кроме того, к ложному преждевременному половому развитию следует отнести и вирильные формы врожденной дисфункции коры надпочечников.

Яичники и тестикулы способны продуцировать и мужские и женские половые гормоны, таким же образом и гормонально-активные опухоли гонад способны продуцировать оба вида гормонов у детей обоего пола. В зависимости от преобладания тех или иных половых стероидов гормонально-активная опухоль может вызвать клинику преждевременного полового созревания по изосексуальному (свойственному полу ребенка) или гетеросексуальному (свойственному противоположному полу) типу.

Появление вторичных половых признаков подобно преждевременному наступлению пубертата может быть вызвано разнообразными лекарственными препаратами (прием эстрогенов, введение анаболических стероидов, примеси половых гормонов в пищевых продуктах, витаминных препаратах). Через кожу могут всасываться эстрогены, содержащиеся в косметических средствах. Экзогенные эстрогены вызывают интенсивное темно-коричневое окрашивание ареолы молочной железы, что обычно не встречается при эндогенных типах преждевременного развития. Преждевременно появившиеся признаки исчезают с прекращением введения экзогенных гормонов.

Источник

Читайте также:  Почему ребенок не говорит 2 года 4 месяца