Полоса препятствий для ребенка 1 года
Полоса препятствий – одна из самых любимых детских забав. Преодоление полосы препятствий развивает ребенка физически (тренирует мышцы, ловкость, координацию движений), позволяет ему изучить возможности своего тела, учит его сообразительности и самостоятельности. Думая над тем, как преодолеть незнакомое ему препятствие, ребенок учится решать задачи, искать выход в трудных ситуациях. Большинство детей готовы часами играть на полосах препятствий в детских городках. Давайте посмотрим, как мы сами можем организовать полосу препятствий для ребенка дома и на улице.
Что нам понадобится
Для создания полосы препятствий дома или на улице нам понадобится:
- свободное место;
- предметы, которые можно тем или иным способом преодолеть физически (пройти по ним, перешагнуть, перепрыгнуть, обойти);
- и, конечно, фантазия.
Придумывая полосу препятствий, стараемся соблюдать несколько правил:
- Количество препятствий для малышей до года – 1, малышей до 3 лет – 3-4; ближе к 6-7 годам можно организовать 5-7 препятствий.
- Отмечаем начало полосы препятствий листом бумаги, наклейкой, игрушкой или чем-то другим.
- Придумываем сигнал, которым ребенок будет показывать, что он закончил проходить полосу препятствий. Например, прокричать ура, похлопать в ладоши или позвонить в колокольчик. Так у ребенка будет формироваться представление о цели, которую нужно достичь, проходя полосу препятствий.
- Придумываем игровой сюжет: помочь мышке добраться до домика, помочь зайчику убежать от волка, спасти принцессу и так далее.
- Хвалим ребенка за каждый пройденный этап.
- Вначале показываем или объясняем ребенку (с 5 лет), как пройти полосу препятствий. В первый раз можно пройти полосу препятствий вместе с ребенком. Потом разрешаем ему пройти полосу препятствий самостоятельно, если нужно – приходим на помощь.
- Не оставляем ребенка без присмотра.
Полоса препятствий для малышей до года
Если ребенок еще не ходит, это совсем не означает, что полоса препятствий не для него. По методике Глена Домана с самого рождения можно выкладывать малыша на специальный трек для ползания, и к 3 месяцам малыш поползет.
Когда малыш начинает активно ползать (6 месяцев и старше), для создания полосы препятствий можно использовать диванные подушки и валики, свернутые одеяла. Отличным препятствием могут стать ваши вытянутые вперед ноги, когда вы сидите на полу или на диване. Для того чтобы побудить ребенка перелезть через препятствие, используйте яркую или музыкальную игрушку. Когда малыш будет ползать увереннее, вы можете побуждать его ползать по наклонной поверхности вверх (если у вас нет горки, ее можно соорудить из пеленальной доски или гладильной доски) и проползать через туннель.
Полоса препятствий для тех, кому 1+
Когда ребенок начнет ходить, полоса препятствий станет для него очень хорошей тренировкой. Для того чтобы вы могли организовывать самые разные полосы препятствий, и они соответствовали потребностям крохи, давайте посмотрим, что можно тренировать:
- перешагивать через препятствия;
- перепрыгивать через препятствия;
- обходить препятствия;
- идти по линии – прямой или извилистой;
- идти по линии боком или спиной вперед;
- идти след в след;
- прыгать на месте;
- прыгать вперед, назад, влево и вправо;
- прыгать вдоль линии;
- прыгать на двух ногах, на одной ноге;
- забираться;
- карабкаться;
- спускаться;
- спрыгивать с препятствия;
- останавливаться у препятствия во время бега;
- ползать;
- висеть;
- наклоняться,
- и это еще не полный перечень!
Полоса препятствий дома
Для сооружения полосы препятствий дома подойдут любые бытовые предметы и игрушки ребенка:
- диванные подушки и валики;
- стол, стулья, табуретки;
- туристическая пенка;
- гимнастическая палка, обруч;
- детская палатка;
- коробки крупного и среднего размеров;
- книги;
- ленты;
- надувной круг;
- напольный мягкий коврик;
- крупный конструктор;
- мягкие игрушки крупного и среднего размеров и многое другое.
Приведем несколько вариантов заданий.
Задания со стулом или табуреткой:
- залезть на стул и слезть или спрыгнуть с него;
- пролезть под стулом;
- обойти стул;
- пропрыгать вокруг стула на одной или двух ногах;
- пройти между двумя рядами стульев;
- перенести стул с одного места на другое;
- прокатить под стулом мячик или машинку;
- пройти по верху нескольких рядом стоящих табуреток (табуретки могут стоять рядом друг с другом или на некотором расстоянии друг от друга) и так далее.
Тоннель для вашей полосы препятствий вы можете организовать несколькими способами:
- из большой коробки;
- из свернутого туристического коврика;
- из стола или нескольких стульев, накрытых тканью;
- из детской палатки с двумя входами-выходами.
Коробки или тазы можно использовать совершенно по-разному:
- на них можно сесть и покрутиться вокруг себя;
- в них можно наступать;
- из них можно сделать цепочку, и перешагивать из одной коробки в другую (лучше скрепить коробки между собой скотчем);
- в них можно кидать мячики или кубики.
Линию на полу можно обозначить с помощью веревки, ленты, каната или книг, положенных в ряд, гимнастической палки, обруча, можно воспользоваться малярным скотчем или изоляционной лентой. Только имейте в виду, если малярный скотч или изоляционная лента остаются приклеенными к полу или линолеуму длительное время, после удаления от них останутся липкие следы. Эти следы потом можно будет удалить спиртом.
Линия может быть прямой, извилистой или с поворотами под прямым углом. Можно сделать лабиринт из длинной веревки, блоков крупного конструктора, для самых маленьких – из блоков Lego DUPLO. Ребенок может сам пробегать к центру лабиринта и обратно, может прокатывать мячик или машинку.
Еще одно из известных заданий для полосы препятствий – «болото». Пройти болото можно только по кочкам, наступая на них или перепрыгивая с кочки на кочку. В качестве кочек можно использовать листы бумаги (но они скользкие и это травмоопасный вариант), детали от мягкого напольного коврика, куски ткани.
Пройти по «тропе индейцев» можно только след в след. Следы можно вырезать из бумаги, ковролина, пенки. Можно распечатать несколько видов следов, разложить их на полу вперемешку и предложить ребенку пройти только по одному виду следов.
Речку можно сделать из туристической пенки. Переправу можно выложить из камушков. Качающийся мостик делается из доски и двух подушек.
Для полосы препятствий вы можете не совсем обычным способом использовать аксессуары от вашего спортивного комплекса. Канат можно положить на пол и ходить по нему, перешагивать или перепрыгивать через него. Веревочную лестницу также можно положить на пол, перешагивать или перепрыгивать через перекладины или бросать в получившиеся ячейки мячики.
Полоса препятствий на улице
Когда малыш начнет ходить вполне подходящей для него полосой препятствий станут:
- деревянная горка (поднимаемся вверх по лесенке и по самой горке),
- веревочные лестницы на уличных спорткомплексах,
- гимнастическое бревно,
- скамейка (обходим вокруг, проползаем на четвереньках),
- песочница (ходим по бортику и обходим вокруг).
Можно к полосе препятствий добавить задание спрятаться за деревом, в домике на площадке, в беседке или каком-то другом укрытии.
Для трехлетки вы можете составить дома план полосы препятствий в виде пиктограмм, используя объекты вблизи вашего дома: горки, шведские стенки, песочницы, спортивные комплексы на детских площадках, бордюры, пандусы у магазинов. Тогда ваша прогулка станет одной большой полосой препятствий.
На территории многих детских садов есть нарисованные полосы препятствий (линии прямые и извилистые, болото из кругов, классики).
Вы можете нарисовать свою полосу препятствий сами мелом на асфальтированной площадке, где не ездят машины. Однажды мы рисовали на асфальте космическую полосу препятствий: внутри каждой планеты-круга было нарисовано задание и указано, сколько раз его нужно выполнить (присесть 5 раз, подпрыгнуть 3 раза и так далее).
Если позволяет место, можно нарисовать большую полосу препятствий и проходить ее, везя за собой машинку на веревочке, или на машинке-каталке, самокате, роликах, даже велосипеде.
Очень хорошо включаются в полосу препятствий классики самых разных форм: круглые, прямоугольные, с кругами-островками, с квадратами, расположенными по обе стороны от линии и так далее. Можно сделать классики не с цифрами, а с буквами или слогами и пропрыгивать слова. Для самых маленьких можно сделать классики просто в виде разных фигурок.
Для детей от 5 лет можно устроить «минное поле». Для этого нужно нарисовать прямоугольник или квадрат и разделить его на квадраты, как в классиках, обозначить старт и финиш. Ведущий у себя на листочке по квадратам прокладывает безопасный путь от старта до финиша. Игроки могут прыгать только на эти квадраты, на остальные квадраты прыгать нельзя – там мины. Если игрок прыгает на квадрат с миной, ведущий сигнализирует каким-то звуком, и игрок ищет другой путь (если дается несколько попыток) или уступает ход следующему игроку.
Полоса препятствий на даче
Если позволяет место, на даче можно организовать просто необыкновенную полосу препятствий. Вот несколько вариантов заданий:
- пройти по дорожке можно не просто так, а катя перед собой тачку игрушечную или настоящую;
- пройти или пропрыгать вдоль шланга, разложенного на земле;
- перепрыгнуть через шланг;
- пройти по лестнице из пеньков, сделанной дедушкой или папой;
- пробраться через расставленные на земле ведра и не забыть кинуть в каждое по шишке или какому-то другому мелкому предмету, заранее припасенному в кармане;
- собрать яблоки в ведерко;
- для более старших детей – залезть на забор или на дерево, если вы не против таких игр.
Если у вас есть старые шины, из которых еще не успели сделать клумбы, их тоже можно использовать как препятствия. Шины можно вкопать в землю ребром друг за другом и бегать по ним; можно вкопать шины вразнобой и ходить по ним, делая широкие шаги, или обегать по земле; в разложенные шины можно наступать или впрыгивать, можно перемещаться по ним как по кочкам на болоте.
О том, чем еще заняться с ребенком на даче, вы можете прочитать в статье «Чем заняться с ребенком на даче».
Усложняем прохождение полосы препятствий
Если ребенок освоил все препятствия в придуманной вами полосе, попробуйте немного усложнить задание:
- проходить полосу препятствий в обуви заведомо большего размера, например, в папиных или маминых тапочках;
- проходить полосу препятствий по двое, трое и так далее, держась друг за друга;
- проходить полосу препятствий вместе с мягкой игрушкой или каким-то другим предметом, держа его в одной или обеих руках или бросая вперед через препятствия;
- проходить прямые участки полосы препятствий с мешочком с солью на голове;
- проходить полосу препятствий, везя машинку на веревочке, или на машинке-каталке, или даже на папе;
- проходить полосу препятствий на время и потом выбирать лучший результат.
После прохождения очередного этапа полосы препятствий можно давать ребенку какое-то задание: сделать физическое упражнение, собрать башню, рассортировать мячики, собрать разрезную картинку и так далее. Таким образом можно включить полосу препятствий в ваши тематические занятия. Более подробно о тематических занятиях и недельках вы можете прочитать в разделе «Тематические недели».
Распределяем препятствия по квартире
Если ребенок по какой-то причине отказывается проходить полосу препятствий, вы можете рассредоточить препятствия по квартире или в доме: валик или стул в проеме двери в комнату, узкая дорожка в коридоре по пути из комнаты в кухню и так далее. Малыши постоянно двигаются, и преодоление препятствий несколько раз в течение часа значительно увеличит их физическую нагрузку. Более того, преодолевать эти препятствия придется и вам, что явно понравится вашему малышу. Конечно, если вы размещаете препятствия по квартире или дому на долгое время, во избежание травм у малыша вам нужно следить за его перемещениями по дому или квартире.
Если у вас нет желания или возможности соорудить полосу препятствий, для детей от 4 лет вы можете составить план с пиктограммами или названиями (если ребенок уже читает) препятствий в квартире, которые он должен преодолеть: на кухне проползти под столом, в детской комнате забраться по шведской стенке и слезть с нее, проползти по ковру и пройти через палатку, в комнате залезть на стул, слезть с него, прокатить мяч под стулом, в коридоре пройти по линии и так далее. Научите ребенка самого зачеркивать на плане препятствия, которые он уже преодолел.
Пример организации полосы препятствий в помещении и варианты игр с мячами для детей 2-4 лет вы можете подсмотреть в этом видео:
Как ни странно, но преодоление полосы препятствий тренирует не только тело ребенка, но и его волю, и формирует его характер. Для ребенка преодоление полосы препятствий – это своего рода аналогия жизни: нужно двигаться вперед, но идти не всегда легко: чтобы двигаться вперед, придется преодолевать препятствия.
Понравилась публикация – поделитесь ей со знакомыми мамами, нажав на кнопочки социальных сетей!
Нравится ли вашему ребенку преодолевать полосы препятствий? Устраиваете ли вы их сами? Поделитесь своим опытом в комментариях!
Также вам может быть интересно:
- Развитие координации у детей
- Как организовать домашний спортзал
- Подвижные игры для детей дома
Надоели скучные прогулки?
Получите сценарии интересных тематических прогулок, от которых ваш ребенок и вы будете в восторге!
Автор: Юлия Мазнина
Все статьи автора
Увлеченная мама двух сыновей: Андрея 9 лет и Максима 2 года. Стараюсь сделать так, чтобы не только наши занятия, но и вся жизнь были развивающими. При общении с детьми, и не только с ними, стараюсь придерживаться правила: “Не можешь рассказать – покажи”.
Предыдущие записи рубрики
- Квест на 23 февраля на зимнем пикнике
- Зимняя прогулка по сказке Сутеева «Ёлка»
- Сценарий зимней прогулки с Машей и Ойкой
- Сценарий прогулки «Волшебник Изумрудного города»
- Зимняя прогулка с медвежонком Умкой
Источник
НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ПРАВИЛ
1) Количество препятствий от 1 года до 3 лет – 3-4; ближе к 6-7 годам можно организовать 5-7 препятствий.
2) Отмечаем начало полосы (игрушкой или чем-то другим).
3) Придумываем сигнал, которым ребенок будет показывать, что он закончил проходить полосу препятствий (например, прокричать ура, похлопать в ладоши или позвонить в колокольчик). Так у ребенка будет формироваться представление о цели, которую нужно достичь, проходя полосу препятствий.
4) Придумываем игровой сюжет: помочь мышке добраться до домика, помочь зайчику убежать от волка, спасти принцессу и так далее.
5) Хвалим ребенка за каждый пройденный этап.
6) Вначале показываем или объясняем ребенку (с 5 лет), как пройти полосу препятствий. В первый раз можно пройти полосу препятствий вместе с ребенком.
ЧТО МОЖНО ТРЕНИРОВАТЬ
перешагивать через препятствия;
перепрыгивать через препятствия;
обходить препятствия;
идти по линии – прямой или извилистой;
идти по линии боком или спиной вперед;
идти след в след;
прыгать на месте;
прыгать вперед, назад, влево и вправо;
прыгать вдоль линии;
прыгать на двух ногах, на одной ноге;
забираться;
карабкаться;
спускаться;
спрыгивать с препятствия;
останавливаться у препятствия во время бега;
ползать;
висеть;
наклоняться.
ПОДРУЧНЫЕ СРЕДСТВА ДОМА
диванные подушки и валики;
стол, стулья, табуретки;
туристическая пенка;
гимнастическая палка, обруч;
детская палатка;
коробки крупного и среднего размеров;
книги;
ленты;
надувной круг;
напольный мягкий коврик;
крупный конструктор;
мягкие игрушки крупного и среднего размеров и многое другое.
Приведем несколько вариантов заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ СО СТУЛОМ
залезть на стул и слезть или спрыгнуть с него;
пролезть под стулом;
обойти стул;
пропрыгать вокруг стула на одной или двух ногах;
пройти между двумя рядами стульев;
перенести стул с одного места на другое;
прокатить под стулом мячик или машинку;
пройти по верху нескольких рядом стоящих табуреток (табуретки могут стоять рядом друг с другом или на некотором расстоянии друг от друга) и так далее.
ТОННЕЛЬ МОЖНО СДЕЛАТЬ ИЗ:
большой коробки;
свернутого туристического коврика;
стола или нескольких стульев, накрытых тканью;
детской палатки с двумя входами-выходами.
КОРОБКИ И ТАЗЫ
На них можно сесть и покрутиться вокруг себя;
в них можно наступать;
из них можно сделать цепочку, и перешагивать из одной коробки в другую (лучше скрепить коробки между собой скотчем);
в них можно кидать мячики или кубики.
ЛИНИИ И ЛАБИРИНТЫ
Линию на полу можно обозначить с помощью веревки, ленты, гимнастической палки, обруча. Линия может быть прямой, извилистой или с поворотами под прямым углом. Можно сделать лабиринт из длинной веревки, блоков крупного конструктора. Ребенок может сам пробегать к центру лабиринта и обратно, может прокатывать мячик или машинку.
«БОЛОТО»
Пройти болото можно только по кочкам, наступая на них или перепрыгивая с кочки на кочку. В качестве кочек можно использовать детали от мягкого напольного коврика, куски ткани.
ПРОХОЖДЕНИЕ СЛЕД В СЛЕД
Следы можно вырезать из бумаги, ковролина, пенки. Можно распечатать несколько видов следов, разложить их на полу вперемешку и предложить ребенку пройти только по одному виду следов.
РЕЧКА
Речку можно сделать из туристической пенки. Переправу можно выложить из камушков. Качающийся мостик делается из доски и двух подушек.
УСЛОЖНЯЕМ ПОЛОСУ ПРЕПЯТСТВИЙ
Если ребенок освоил все препятствия в придуманной вами полосе, попробуйте немного усложнить задание:
проходить полосу препятствий в обуви заведомо большего размера, например, в папиных или маминых тапочках;
проходить полосу препятствий по двое, трое и так далее, держась друг за друга;
проходить полосу препятствий вместе с мягкой игрушкой или каким-то другим предметом, держа его в одной или обеих руках или бросая вперед через препятствия;
проходить прямые участки полосы препятствий с мешочком с солью на голове;
проходить полосу препятствий, везя машинку на веревочке, или на машинке-каталке, или даже на папе;
проходить полосу препятствий на время и потом выбирать лучший результат.
ЕЩЁ УСЛОЖНЯЕМ
После прохождения очередного этапа полосы препятствий можно давать ребенку какое-то задание: сделать физическое упражнение, собрать башню, рассортировать мячики, собрать разрезную картинку и так далее. Таким образом можно включить полосу препятствий в ваши тематические занятия.
РАСПРЕДЕЛЯЕМ ПРЕПЯТСТВИЯ ПО КВАРТИРЕ
Если ребенок по какой-то причине отказывается проходить полосу препятствий, вы можете рассредоточить препятствия по квартире или в доме: валик или стул в проеме двери в комнату, узкая дорожка в коридоре по пути из комнаты в кухню и так далее. Малыши постоянно двигаются, и преодоление препятствий несколько раз в течение часа значительно увеличит их физическую нагрузку. Более того, преодолевать эти препятствия придется и вам, что явно понравится вашему малышу. Конечно, если вы размещаете препятствия по квартире или дому на долгое время, во избежание травм у малыша вам нужно следить за его перемещениями по дому или квартире.
Если у вас нет желания или возможности соорудить полосу препятствий, для детей от 4 лет вы можете составить план с пиктограммами или названиями (если ребенок уже читает) препятствий в квартире, которые он должен преодолеть: на кухне проползти под столом, в детской комнате забраться по шведской стенке и слезть с нее, проползти по ковру и пройти через палатку, в комнате залезть на стул, слезть с него, прокатить мяч под стулом, в коридоре пройти по линии и так далее. Научите ребенка самого зачеркивать на плане препятствия, которые он уже преодолел.
Как ни странно, но преодоление полосы препятствий тренирует не только тело ребенка, но и его волю, и формирует его характер. Для ребенка преодоление полосы препятствий – это своего рода аналогия жизни: нужно двигаться вперед, но идти не всегда легко: чтобы двигаться вперед, придется преодолевать препятствия.
Юлия Мазнина
Источник