Полноценное развитие ребенка в доу

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. доступность среды, что предполагает:

– доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

– свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Таким образом, организация предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

– принцип дистанции позиции при взаимодействии;

– принцип активности самостоятельности, творчества;

– принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

– принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);

– принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я – образ);

– гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

– принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам – детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами. А так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно – развивающих «зон»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

– показ предмета и его называние;

– показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально – потребностной сферы.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература:

  1. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  3. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  4. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  5. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  6. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  7. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.

Источник

Дошкольное общеобразовательное учреждение выполняет важную функцию в развитии каждого малыша. Именно в ДОУ начинается планомерный процесс формирования личности. В садике организованы условия, при которых малыши могут обучаться новому и применять знания на практике, находясь под контролем опытных специалистов. Значение детского сада в развитии детей невозможно переоценить: дошкольный возраст – это важный период, во время которого формируется умение общаться, появляется склонность к сравнению и познанию окружающего мира. Пребывание среди сверстников, но под контролем воспитателя, позволяет развить качества полноценной личности; сделать малыша психологически целостным интеллектуально и физически развитым.

Развитие ребенка в возрасте от 1 до 6 лет

Воспитание дошкольника нужно осуществлять с учетом основных изменений в психологическом состоянии малыша. В возрасте от 1 до 6 лет дети начинают активно сравнивать себя со сверстниками, выбирают объект для подражания, нередко копируют его манеру разговора и повторяют слова. В этот период у малыша появляются первые друзья, он взаимодействует с другими детьми из садика, демонстрирует первичные качества личности: например, выражает собственное мнение, настаивает на нем. На этом этапе важно мотивировать малыша к организации правильного взаимодействия со сверстниками, поскольку вскоре ему предстоит отправиться в школу.

Роль детского сада в развитии

Пребывание ребенка в детском саду значительно влияет на его развитие. Именно в этом учреждении развиваются основные психологические процессы малыша, происходит его становление, как личности; обновляются и дополняются знания, получаемые от родителей.

Основные направления развития детей в детском саду – речевое, социальное, интеллектуальное, физическое, эмоциональное и творческое. Каждая из этих сфер способствует всестороннему детскому развитию у ребенка:

• Основных знаний, необходимых для пребывания в социуме.

• Творческого потенциала.

• Способности контролировать эмоции, правильно их выражать.

• Физической формы, которая предопределяет хорошее самочувствие, полноценную активность органов.

• Элементарных навыков, которым находится ежедневное применение на практике.

Совместно методы, которые применяют во время обучения малышей в детских садах, выполняют несколько большую функцию, чем просто подготовка к поступлению в школу. Ребенок учится общению, правильному поведению, адекватной реакции на события, дисциплине, ответственности, соблюдению режима дня.

Речевое развитие детей в детском саду

Развитие речи детей в детском саду предполагает формирование навыков общения, ведения диалога. Задача воспитателей – поспособствовать пополнению словарного запаса малыша, помочь ему правильно выстраивать предложения, мотивировать к коммуникации.

Обмен репликами – диалог, служит неотъемлемой частью общения: кроме устного произношения слов, он предполагает усвоение новых знаний, передачу информации. Воспитатели детсада помогают детям освоить правильное ведение устного общения. Для этого используют 3 методики: неподготовленный диалог; чтение литературы, где отражается общение героев произведения; подвижные игры, предполагающие наличие сюжета/инсценировки.

Важный момент в том, что воспитатели не только обеспечивают речевое развитие детей в детском саду, но и проводят контроль соответствия его уровня установленным нормам.

На этом этапе у дошкольника могут быть обнаружены проблемы с речью, вызванные:

• Стрессовыми событиями.

• Заболеваниями.

• Отсутствием контакта с родителями.

• Индивидуальными особенностями развития ребенка.

• Родительской гиперопекой.

Навыки, которым обучают на этапе пребывания малыша в детсаде – умение слышать, понимать, формулировать ответ. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.

Согласно установленным нормам, ребенку дошкольного возраста нужно знать не менее 3000 слов. Недостатки произношения отдельных букв считаются нормой, когда малыш не достиг 7 лет. Если ближе к завершению периода обучения в ДОУ дошкольники не выговаривают « Р» или «Л», нужно обратиться к логопеду, пройти лечение.

Социальное развитие ребенка в детском саду

Посещая детсад, дошкольник адаптируется к пребыванию в обществе, усваивает ценности, культуру, традиции, правила и нормы поведения. Методы, которые используют для того, чтобы адаптировать детей социально:

  • Наблюдение.
  • Анкетирование.
  • Индивидуальная или групповая беседа.
  • Приучение к конкретному действию.
  • Коррекционная работа, выполняемая на индивидуальной основе.
  • Создание ситуаций воспитывающего типа.
  • Поощрение, эмоциональное влияние.

Работники ДОУ организуют для воспитанников дошкольного возраста специальные развивающие занятия, применяют социализирующие программы. Такой подход направлен на то, чтобы каждый малыш освоился в социуме, научился правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Познавательное развитие ребенка в детском саду происходит за счет рисования/АРТ-терапии, сказко-, музыкотерапии. Малыша приобщают к социально полезной деятельности, мотивируют к участию в сюжетно-ролевых играх. Кроме того, благодаря перечисленным методикам, воспитатели выявляют асоциальную или антисоциальную тенденцию, определяют психологическую обстановку внутри семьи малыша.

Поскольку в дошкольном возрасте происходит первичное формирование самооценки, перечисленные направления и методики способствуют ее сохранению на уровне нормы. Кроме того, социальное развитие ребенка в детском саду направлено на понимание добра и зла, четкого разграничения этих двух понятий. Правильно развитый дошкольник на этапе пребывания в ДОУ имеет сформированное мировоззрение, морально-этические ценности, навык коммуникации с людьми разного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду

Дошкольный возраст – это период формирования обобщенных норм мышления, интенсивного прогрессирования и расширения спектра воображения. Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний. Дошкольнику недостаточно иметь только базовую способность: например, умение читать или писать.

Влияние детского сада на развитие ребенка, в частности, его интеллектуальных способностей, заключается в выполнении нескольких задач – воспитатели:

1. Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме.

2. Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление).

3. Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности.

4. Способствуют развитию любознательности, интеллекта.

5. Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений.

Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ используют 3 тактики: эмоциональную, логическую и речевую модель.

Первый вариант предполагает обеспечение дошкольника психологически комфортной обстановкой – атмосферой заботы, поддержки, понимания.

Логическая модель предполагает формирование у дошкольника задатков к построению причинно-следственных связей, развитию мышления. Для совершенствования этой способности с воспитанником решают задачи, приобщают его к собиранию конструктора.

При выполнении речевой модели дошкольнику помогают сформировать способность к запоминанию информации, полученной за счет ее прослушивания. Чтобы улучшить эту способность, с воспитанниками изучают стихи и песни, читают сказки.

Эффективное направление интеллектуального развития – логические игры и головоломки. Эти методы способствуют правильному, стимулирующему воздействию на детское сознание.

Физическое развитие в детском саду

Физическое развитие в детском саду представляет собой мотивацию к совершенствованию ловкости, быстроты действий, силы, выносливости, гибкости. Благодаря правильной организации занятий, у дошкольника формируется правильная осанка и полноценная физическая форма, соответствующая его возрасту.

Дополнительная задача, которую решают воспитатели, развивая у ребенка физическую форму – мотивируют его к ведению здорового образа жизни, выполнению упражнений. Основные формы взаимодействия с детьми: прогулки, элементарные упражнения физкультуры, гимнастика с элементами закаливания (при условии отсутствии противопоказаний). Также используют подвижные игры, оздоровительный бег на свежем воздухе.

Дополнительно физическому развитию дошкольников способствует обеспечение здорового питания в детских садах. Оно организовано таким образом, чтобы обогатить растущий организм минералами, витаминами.

Мероприятия, проводимые в ДОУ для физического развития дошкольников, эффективны тогда, когда и родители ребенка поощряют ведение здорового образа жизни.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду

Особенность работы воспитателей детских садов заключается в обеспечении правильного эмоционального развития малышей. Дошкольник не может сдерживать свои чувства, что отражается на его поведении, препятствует полноценному развитию.

Работа воспитателя направлена на то, чтобы помочь малышу:

  • Сформировать уверенность в себе.
  • Избавиться от тревожности, страхов.
  • Овладеть языком эмоций.
  • Избавиться от агрессивной реакции на определенные события.
  • Предотвратить появление негативных эмоций в ответ на воздействие различных факторов.
  • Сделать ребенка эмоционально здоровым.
  • Развить стремление к сопереживанию, состраданию, сочувствию.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду предполагает формирование нравственного сознания, стремления к установлению дружеских взаимоотношений. Результат деятельности воспитателей ДОУ должен закрепляться созданием в семье благоприятной психологической обстановки. Ее неотъемлемые составляющие – похвала, сопереживание, взаимопонимание.

Творческое развитие детей в детском саду

Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Дошкольник уже имеет достаточный словарный запас. В это же время активно развивается его умение анализировать, обобщать, запоминать, фантазировать. Чтобы развить ребенка творчески и облегчить нагрузку, которую вызывает образовательный процесс, воспитатели детских садиков включают в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся такие направления:

  • Развивающие игры.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
  • Занятие музыкой.
  • Танцы.
  • Инсценировки (непродолжительные театральные постановки).

Чтобы развить детей, занятия проводят группой, а не индивидуально. Во время творческого процесса дошкольники учатся применять на практике свои знания, выражают свое психологическое состояние. Малышей, которые демонстрируют стремление к изучению новой сферы (изобразительного искусства, музыки, танцев), нельзя ограничивать. Поскольку в дошкольном возрасте творческие занятия – это не только времяпрепровождение, но и эффективный способ выражения эмоций.

Развитие детей в детском саду – это важный этап становления полноценной личности. Воспитатели имеют соответствующее педагогическое образование, наличие которого позволяет сделать ребенка ответственным, дисциплинированным, развитым (психологически, интеллектуально, физически, творчески). Воспитание в детском саду и в семье – это не взаимозаменяемые действия, но их можно и нужно дополнять друг другом. Методы, применяемые в ДОУ, обеспечат еще больший эффект, если они одобряются и реализуются в семье дошкольника.

Источник