Полдник ребенка 1 год 4 месяца
10 ноября 2014
Неплохая статья про детское меню с простояла рунета, кому нужна ссылка на оригинал пишите в лс.
В первые месяцы второго года жизни основными компонентами пищи еще являются протертые или размятые вилкой пюре и каши. Но степень их измельчения должна постепенно изменяться – с начала второго года можно переходить на сильно разваренные и разбавленные и проваренные с молоком каши, гарниры из сильно разваренных овощей или круп – гречки, риса, пшеницы, кукурузы или пшена. Ближе к полутора годам, с появлением 8-10 и более зубов, необходимо начинать давать более плотную пищу – паровые котлетки, фрикадельки, темный хлеб.
Кроме того, надо помнить, что до полутора лет кислотность желудочного сока еще недостаточна, и поэтому в питании должны преобладать нежные белки – в основном молочные. Кондитерские изделия и сахар в питании детей до 2-3 лет желательно не использовать, однако можно давать сухое печенье, домашние варенья, мармелад, джемы и мед примерно с полутора лет, если нет аллергии.
Считается, что оптимальным является 5 или 4 приема пищи по200-225 мл в каждое.
В питании малышей следует пользоваться определенными правилами:
- на завтрак можно давать разнообразные каши, овощи, яйца, творог, мясо, рыбу. Из жидких блюд – молоко, некрепкий чай, травяные чаи, морсы;
- обед должен состоять из любого вида супа – мясного или овощного, второго блюда – мясного, рыбного или овощного с гарниром и сладкого – соки, фрукты, компоты, муссы, суфле;
- ближе к полутора годам рекомендуется легкая закуска перед первым блюдом – салат;
- на полдник желательно жидкое, молочное, лучше кислое блюдо с печеньем и фруктами;
- максимум белка в первую половину дня – завтрак и обед;
- ужин строится по принципу завтрака;
- обязательно наличие в каждое кормление горячего блюда;
- после еды малыш должен попить.
Примерное меню на сутки
Приведем варианты меню, разработанные разыми докторами и руководствами по питанию. Вы можете воспользоваться одним из них или создать на основе стандартных свое собственное меню.
Например, педиатр Ежова Н.В. в своем руководстве «Питание детей от рождения до трех лет» предлагает следующие варианты меню на сутки (с некоторыми дополнениями и изменениями автора статьи).
Для возраста 1 год – 1 год 3 месяца
Завтрак
Каша из различных видов круп – 150 г
Чай с молоком или молоко – 100 мл
Хлеб с маслом – 30 г + 3 г
Обед
Суп овощной или мясной – 100 г
Пюре мясное или котлета – 40 г
Гарнир (овощной, макароны, крупяной) – 50 г
Компот или фруктовый сок – 100 мл
Полдник
Творог – 30 г
Кефир или молоко – 150 г
Булочка или печенье – 10 г
Фрукты – 50 г
Ужин
Овощное пюре или каша – 150 г
Чай с молоком – 50 мл
Второй ужин (при желании вместо него может быть второй завтрак)
Кефир, молоко, биолакт, детский йогурт (на выбор) – 150 мл
Для возраста 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев
Завтрак
Каша – 150 г
Чай с молоком или молоко – 150 мл
Хлеб с маслом – 40 г + 5 г
Обед
Салат из овощей – 10 г
Суп – 100 мл
Котлета мясная (рыбная, печеночная, куриная) – 50 г
Гарнир (овощной, крупяной, вермишель) – 80 г
Компот (морс, фруктовый сок) – 100 мл
Полдник
Творог – 50 г
Фрукты – 100 г
Чай с печеньем 150 г + 10 г
Ужин
Овощное пюре или каша – 150 г
Чай с молоком – 150 мл
Для возраста 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев
Завтрак
Морковь тертая (салат фруктовый, половинка яйца) – 30 г
Каша молочная – 150 г
Чай с молоком или молоко – 150 г
Хлеб с маслом 60 г + 5 г
Обед
Салат из овощей – 40 г
Суп (щи, борщ) – 100 г
Пюре мясное или котлета – 60 г
Гарнир (овощной, крупяной) – 100 г
Фруктовый сок – 100 мл
Полдник
Кефир с булочкой – 200 г
Фрукты 100 г
Ужин
Овощное пюре или каша – 200 г
Молоко (кефир, йогурт) – 150 г
Для возраста 1 год 9 месяцев – 2 года
Завтрак
Каша молочная (лапша, вермишель) – 150 г
Кофе ненатуральный, или чай с молоком, или молоко – 150 г
Булка с маслом, джемом или сыром 70 + 3 г
Обед
Салат из овощей – свежих, квашенных –
30-40 г
Суп, щи или борщ – 50-100 г
Котлета мясная или рыбная – 50 г
Гарнир (овощной, крупяной) 100 г
Компот – 150 г
Полдник
Кефир с печеньем – 150 г
Фрукты – 50 г
Ужин
Овощное блюдо – 150 г
Кисель или молоко – 100 г
Как видно, меню не лишено недостатков. Тут даны приблизительные порции и объемы, его можно применять лишь как общее руководство. На основе него, взяв за основу примерное меню-раскладку из справочника педиатра (Участковый педиатр. Справочное руководство. – Феникс, 2008) и внося практические коррективы, мы разработали несколько вариантов меню на неделю.
Меню на неделю. Вариант первый
День первый
Завтрак – каша гречневая, чай и хлеб с маслом.
Обед – салат из огурца, щи, тефтели с вермишелью, компот из сухофруктов, хлеб.
Полдник – кефир, печенье – 2 шт., печеное яблоко.
Ужин – морковно-яблочная запеканка, молоко, хлеб пшеничный с сыром.
Допустим перекус или между обедом и завтраком, или на ночь – стакан биолакта, молока
(100-150 мл) или творожок (50 г).
День второй
Завтрак – каша рисовая, чай с молоком, хлеб с сыром.
Обед – салат из свеклы, суп овощной, котлета мясная с картофельным пюре, компот, хлеб.
Полдник – творог, банан.
Ужин – омлет, капуста тушеная, биолакт или йогурт, хлеб.
Перекус – молоко с печеньем.
День третий
Завтрак – картофельное пюре с половинкой яйца, сок яблочный, хлеб с джемом.
Обед – салат из капусты с яблоком, щи, мясное пюре с гречневой кашей, кисель яблочный, хлеб темный.
Полдник – запеканка творожная, молоко.
Ужин – манная каша, кефир, хлеб с маслом.
Перекус – банан, яблоко.
День четвертый
Завтрак – каша овсяная, какао с молоком (очень разбавленный – если ребенок не аллергик), хлеб с сыром.
Обед – салат из моркови, рыба отварная с овощным пюре, компот из сухофруктов, хлеб.
Полдник – творог, персик.
Ужин – картофельная запеканка, чай, хлеб.
Перекус – кефир или йогурт, печенье.
День пятый
Завтрак – суп молочный с вермишелью, чай с молоком, хлеб с маслом.
Обед – салат из капусты, борщ, курица отварная с рисом, кисель грушевый, хлеб темный.
Полдник – молоко, печенье, банан.
Ужин – каша геркулесовая, чай, хлеб с сыром.
Перекус – творог, яблоко.
День шестой
Завтрак – сырники с тыквой и морковью, молоко, хлеб с маслом.
Обед – салат из яблока с морковью, рассольник, котлета мясная, овощное рагу, компот, хлеб.
Полдник – творог, персик.
Ужин – каша гречневая с молоком, хлеб с джемом.
Перекус – банан, печенье с чаем.
День седьмой
Завтрак – каша пшенная, кефир, хлеб с сыром.
Обед – салат из свеклы со сметной, суп-лапша куриная, яйцо вареное, картофельное пюре, хлеб, компот.
Полдник – кефир с булочкой, груша.
Ужин – творожная запеканка, йогурт, хлеб с маслом.
Перекус – персик, печенье с компотом.
Все блюда можно варьировать по вашему желанию и исходя из времени года. Салаты, предло-женные в меню, вводятся в питание ближе к полутора годам.
А вот второй вариант меню для малыша второго года жизни, взятый с некоторыми исправления-ми и дополнениями из справочника по практике вскармливания детей первых лет жизни (Калмыкова А.С., Ткачева Н.В. и соавт. Здоровый ребенок от рождения до трех лет. – Феникс, 2008).
Меню на неделю. Вариант второй
Первый день
Завтрак – каша гречневая с молоком.
Обед – щи постные со сметаной, паровая котлета, картофельное пюре и сок.
Полдник – кефир, булочка, творог.
Ужин – мусс фруктовый (яблоко и абрикос), печенье.
Второй день
Завтрак – каша манная с фруктами, чай.
Обед – куриный бульон с рисом, макароны по-флотски, кисель, хлеб.
Полдник – омлет с молоком.
Ужин – овощное рагу, хлеб, йогурт.
Третий день
Завтрак – кукурузная каша с молоком.
Обед – борщ постный со сметаной, зразы, кисель.
Полдник – йогурт с печеньем или булочкой.
Ужин – морковно-тыквенная запеканка, сок.
Четвертый день
Завтрак – каша рисовая, кисель.
Обед – рыбный суп, картофельная запеканка с мясом, компот, хлеб.
Полдник – яйцо, чай с печеньем.
Ужин – овощное рагу, хлеб, молоко.
Пятый день
Завтрак – суп молочный с вермишелью, хлеб с маслом.
Обед – суп картофельный с фрикадельками, отварная рыба со свекольным пюре, сок грушевый.
Полдник – творог, печенье, кефир.
Ужин – каша манная.
Шестой день
Завтрак – овсянка с фруктами, хлеб с маслом.
Обед – овощной суп, капуста тушеная с тефтелей, хлеб, сок яблочный.
Полдник – яйцо, чай с печеньем.
Ужин – йогурт, булочка.
Седьмой день
Завтрак – омлет с молоком, хлеб с сыром.
Обед – мясная лапша, отварная курица с рисом, кисель, хлеб.
Полдник – творог с персиком.
Ужин – каша пшенная, чай с молоком, печенье.
Перекусы – на усмотрение мамы и ориентируясь на аппетит малыша. Для перекусов рекоменду-ются фрукты, кусочек сыра, чай с печеньем, сырник, булочка.
Какие бы из наших предложений вы ни выбрали, старайтесь максимально разнообразить меню малыша, чтобы одно и то же блюдо не повторялось более двух раз в неделю.
Читайте также: меню для ребенка в 2 года на неделю
Комментарии
Посмотреть комментарии
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации
Источник
В 1 год и 4 месяца ребёнок начинает активно проявлять себя как личность и осознавать собственные желания.
Молодые мамочки между собой называют этот возраст пиком капризов.
Настроение крохи становится волнообразным – минуту назад он смеялся, а теперь плачет.
Появляется переборчивость в еде и развлечениях. Как совладать с этим маленьким сорванцом и что нужно знать о его развитии?
Давайте разбираться!
Физические параметры в год и четыре
Пол ребенка | Рост | Окружность головы | Вес | Зубы | Окружность грудной клетки | Зрение |
Мальчик | 78 см | 49 см | 11,5 кг | Прорезаются верхние клыки и первые коренные зубы | 47,3 см | Всё ещё присутствует физически обусловленная дальнозоркость, которая полностью исчезнет к 3-5 годам. |
Девочка | 83 см | 45,5 см | 10,6 кг | 53,1 см |
Что умеет делать малыш?
К возрасту в 1 год и 4 месяца у ребёнка развиваются следующие навыки:
Крупная моторика
- Самостоятельно ходит – малыш уже умеет передвигаться без посторонней помощи. Ноги и руки при этом широко расставлены для удержания равновесия.
- Поднимается из положения лёжа и сидя – без посторонней помощи и опоры.
- Садится из положения стоя – пока это выглядит несколько неуклюже. Ребенок просто резко падает на попу.
- Ползает по лестнице вверх и вниз – при этом вниз спускается на четвереньках.
- Носит с собой в руках большую игрушку или несколько маленьких.
- Катает за собой машинку на верёвочке или толкает перед собой игрушку с длинной ручкой.
Мелкая моторика
- Строит башенку из кубиков или колечек.
- Открывает крышку у коробки, переворачивает её, чтобы вытряхнуть содержимое.
- Забрасывает игрушки в коробку.
Зрение
Неотрывно наблюдает за происходящим, указывает пальцем на заинтересовавшие его объекты.
Употребление пищи
- Пьёт из кружки непроливайки без посторонней помощи.
- Пробует есть ложкой самостоятельно.
- Разжёвывает еду, разрезанную на кусочки.
- Ест мягкие продукты самостоятельно – фрукты, детское печенье и т. п.
Гигиена
- Любит купаться, пробует намыливать ручки и ножки при помощи кусочка мыла или мочалки.
- Пробует вытираться полотенцем.
Одевание
- Самостоятельно снимает носочки, расстёгнутые ботинки и тапочки.
- Снимает головной убор, если тот не на завязках.
- Помогает взрослому себя одевать.
Способность сосредотачивать внимание
- Ждёт пока собеседник договорит, а затем отвечает ему с использованием жестов, коротких слов и мимики.
- Прослеживает взглядом, куда собеседник указывает пальцем и находит указываемый объект.
- Подражает действиям окружающих, стараясь воспроизвести их в своих играх.
- Обращает внимание на иллюстрации в книге – пытается назвать то, что на них изображено.
- Двигается в такт музыке, пытается танцевать.
Восприятие речи и жестов
- Указывает пальчиком на домочадцев и объекты – может показать где мама, папа, кошечка, плюшевый мишка и т. д.
- Называет объекты из книжек по просьбе взрослого или самостоятельно.
- Выражение симпатии и привязанности
- Расстроившись, приходит обниматься ко взрослому для получения эмоциональной поддержки.
- Выделяет среди прочих любимую игрушку и всюду берёт её с собой.
- Не любит находиться среди незнакомцев, старается как можно скорее найти глазами знакомого человека и подойти к нему.
- Любит по несколько раз слушать одну и ту же сказку, смотреть мультик и т. д.
Игровая деятельность
- Понимает назначение бытовых предметов и демонстрирует это знание в играх. Например, кормит мишку с тарелки, возит куклу на машинке и т. д. В играх начинают прослеживаться причинно-следственные связи.
- Притворяется и подражает – притворяется будто спит, или собирается выйти на улицу. Подражает действиям и жестам взрослых.
- Любит играть в игры, подразумевающие очерёдность – по очереди забрасывать мячик, рисовать и т. д.
- Начинает рисовать пальчиковыми красками, мелками, карандашами. Двигает карандашом размашисто и экспрессивно.
- Имитирует звуки, чтобы обозначить какой-либо предмет или животное. Машина -«би-би», кошка -«мяу», собака – «ав-ав» и т. д.
Особенности психоэмоциональной сферы
В этот период у ребёнка развивается способность сопереживать – эмпатия.
Он начинает чувствовать настроение взрослых и ластится, когда видит, что кому-то грустно или показательно «грустить» за компанию.
Девочки при этом более отзывчивые на эмоциональный контакт – любят обниматься, получать ласку, сидеть на руках.
Мальчикам же больше по душе контактные развлечения со щекоткой, прятками и всем тем что вызывает веселье. Они умеют удивляться неожиданным вещам и смеются над абсурдными ситуациями – когда кто-то неуклюже падает, или нарочито надевает ботинок на голову и т. д.
Справка! В возрасте 16 месяцев дети часто плачут «коллективно», то есть если один ребёнок их компании упал и заплакал, другие тоже начнут капризничать.
Шестнадцатимесячные малыши чётко выделяют своих фаворитов, как среди родственников (больше любит быть с мамой или папой, сестрой и т. д.), так и среди игрушек.
Появляется любимая игрушка, которую малыш всюду носит с собой и укладывает спать к себе в кроватку, любимая книжка, которая пролистывается раз за разом, любимый мультик, игра.
Из-за своего желания постоянно находиться рядом с объектом привязанности, ребёнок может настоятельно проситься в родительскую постель или прибегать к ним под одеяло среди ночи.
Важно как можно скорее отучить малыша от этой привычки и привить ему любовь ко сну в своей кроватке.
Ребёнок начинает передавать свои эмоции и чувства при помощи мимики и жестикуляции, по-разному реагирует на знакомых и незнакомых людей. Указывая пальчиком на предмет, издает звуки или простые слова вроде «дай» чтобы получить желаемое или услышать название заинтересовавшего его объекта.
Малыши посмелее постепенно переключаются с одиночных игр на совместные, инициируя общение с другими крохами на детской площадке. Тут на поверхность выходит ещё одна новообретённая черта характера – чувство собственности. Ребёнок в этом возрасте впервые сталкивается с тем, что с его любимой игрушкой хотят поиграть другие дети и зачастую не знает, как на это реагировать, из-за чего возникают приступы плача и агрессии.
Речь
Шестнадцатимесячный карапуз уже знает от 10 до 50 слов и активно их использует для познания мира.
К примеру, завидев собаку, он указывает на нее пальцем и произносит «ав-ав», ожидая подтверждения от взрослых.
Может просить о содействии, указывая на желанный предмет и повторяя «дай», «пить», «ням» и т. д.
Любит обучающие занятия, в которых нужно повторять и договаривать за взрослым простые лепетные звуки.
Во время самостоятельной игры он также симулирует звуки и слова, сопровождая происходящее, например: играя с машинкой, малыш будет озвучивать её движение протяжным «вжжж».
Речь становится более эмоционально окрашенной – ребёнок задействует мимику, жестикуляцию и начинает интонацией голоса выражать своё настроение. Он явно расстраивается, когда не получает желаемое, и выражает восторг во время весёлых игр.
Рацион питания в 16 месяцев: что приготовить малышу?
В этом возрасте можно постепенно переходить от 5-разового питания к 3-4-разовому. Так как малыш уже умеет разжёвывать твёрдые кусочки пищи, рацион можно разнообразить салатами из овощей, блюдами с кусочками мяса детским печеньем.
Примерное меню
Трапеза | Перечень блюд |
Завтрак | Каша на молоке, печенье, молоко. |
Обед | Суп, гречневая каша и овощной салат, морс. |
Полдник | Творожок, кусочек банана, детское печенье, чай. |
Ужин | Овощное пюре или каша, чай с молоком. |
Рецепты блюд
Нежное пюре из говяжьего языка
Вам понадобится:
- отварной язык – 200 грамм;
- мясной бульон – 1 чашка.
Приготовление: снимите кожицу с отварного языка, нарежьте на небольшие кубики и поместите в чашу блендера. Залейте бульоном и перемолите до однородной консистенции. Подавайте с овощами или картофельным пюре.
Кабачковый суп пюре
Вам понадобится:
- кабачок – половина от овоща среднего размера;
- картофель – 4 шт.;
- куриный окорок – 1 шт.;
- вода;
- соль.
Приготовление: сварите куриный бульон на окороке, окорок достаньте, очистите мясо от кожи и кости и забросьте назад в кастрюлю. Картофель и кабачок порежьте на кубики и высыпьте в бульон. Варите до готовности овощей, а затем пропустите через блендер.
Особенности ухода
Гигиенические процедуры – это весомый элемент ежедневного распорядка дня. Утреннее умывание помогает проснуться, а вечерняя ванночка – уснуть.
Очень важно приучить малыша мыть руки по возвращении с прогулки и перед едой, так как на этом этапе жизни его любопытство не знает предела и в маленьких ладошках может оказаться всё что угодно.
Ещё один новый, но немаловажный для малыша этап – чистка зубов. Его рассмотрим подробнее.
Чистка зубов
Приучать малыша к чистке зубов при помощи щётки нужно сразу, как только у него появляться первые зубки.
Некоторые карапузы воспринимают этот процесс с энтузиазмом и сами просят щётку, другие же – наоборот, противиться и всячески стараются увильнуть от неприятной процедуры.
Решить эту проблему можно при помощи ароматизированной детской зубной пасты в ярком флаконе и щётки. Постарайтесь закрепить в подсознании ребёнка, что чистка зубов – это весёло и интересно.
Если малыш сам тянется за зубной щёткой – не запрещайте ему, пусть он попробует почистить зубки , но следите за тем, чтобы он случайно не задел щёткой нёбный язычок и его не стошнило.
Важно! Детская зубная щетка в два раза меньше и мягче классической. Площадь щетинок должна быть равна площади двух маленьких детских зубов (1-1,5 см).
Режим дня и сна
Режим – всё такая же важная составляющая жизни шестнадцатимесячного ребёнка. Он помогает ему сохранять энергию в течение дня и учит понимать причинно-следственные связи.
Примерный распорядок дня для малыша этого возраста следующий:
Время суток | Занятие |
7:00 – 8:00 | пробуждение |
8:30 – 9:00 | завтрак |
9:30 – 11:30 | утренняя прогулка |
12:00 – 13:00 | обед |
13:00 – 16:00 | послеобеденный сон |
16:00 -17:00 | развивающие игры |
17:00 – 17:30 | полдник |
17:30 – 18:30 | вечерняя прогулка |
19:00 – 19:30 | ужин |
20:00-20:30 | купание перед сном |
21:00 – 7:00 | сон |
Занятия с малышом
Игры – это один из приоритетных способов обучения шестнадцатимесячного ребёнка. Они увлекают малыша, и тот быстро запоминает новые слова и осваивает новые умения.
Игры
- Развитие мелкой моторики – перебирание в руках тканей с разной фактурой и плотностью, лепка из пластилина и песка, рисование пальчиковыми красками.
- Развитие речи – совместное чтение иллюстрированных книжек, карточки с рисунками, угадывание цвета, указание на предмет (покажи где папа, мама, котик и т. д.).
- Игры на координацию движений и логику – для этого подойдут большие и маленькие коробки, в которые можно складывать предметы, пирамидки из бубликов и кубиков, стаканчики вставляющиеся друг в друга, нанизывание бусинок на ниточку.
- Игры с тактильным контактом – щекотка, игры в прятки.
Игрушки
- Для ролевых и сюжетных игр – машинки, куклы, зверята, посудка, бытовые предметы (утюжок, швабра).
- Для развития моторики – пирамидки, кубики, формочки для песочницы, кинетический песок, фактурные игрушки, мозаики и конструкторы с крупными деталями.
- Для развития речи – «говорящие» игрушки, иллюстрированные книжки со сказками, карточки с картинками.
При выборе игрушек учитывайте предпочтения ребенка. К примеру, девочки зачастую любят играть с игрушками в сюжетные игры, мальчики же, наоборот, не любят концентрироваться на чем-то надолго, но с удовольствием проводят время за активной игрой в мяч или машинки.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 5 месяцев, год и 6 месяцев, год и 7 месяцев, год и 8 месяцев, год и 9 месяцев, год и 10 месяцев, год и 11 месяцев.
Полезное видео
Рекомендуем вам также посмотреть видео по теме:
https://www.youtube.com/watch?v=Ga1Ox3xD8C8
Советы родителям
Малыш в 1 год и 4 месяца активно познает мир и каждый день делает маленькие открытия. Рассказывайте ему обо всём, что происходит вокруг: о погодных явлениях, о том, какие звуки издаёт котик или собачка, о том, почему так важно складывать игрушки назад в коробку. Малыш всё впитывает как губка и каждый новый урок служит «кирпичиком» его личности.
Источник