Показатели развития ребенка в средняя группа
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад п. Пугачевский»
Педагогическая диагностика: оценка индивидуального развития дошкольника. Средняя группа.
Подготовила
воспитатель первой категории
Терентьева С.Н.
Все мы хотим видеть наших малышей успешными во взрослой жизни и стремимся помочь им в этом. Для этого взрослым необходимо знать, что должен уметь ребенок в каждый возрастной период. В средней группе детского сада восприятие ребенка становится более развитым. Он совершенствует его путем активного использования всех органов чувств- осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния. Ребенок может самостоятельно сравнивать, группировать, классифицировать различные предметы. Он способен подбирать предметы не только по одному, но и по двум признакам; может упорядочить группы предметов по сенсорному признаку-цвету, форме, величине (высоте, длине, ширине); называет форму, на которую похожи окружающие его предметы. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга). Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается авторами проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания 5 образовательных областей. (слайд)
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Мониторинг я осуществляю в форме регулярных наблюдений за детьми в повседневной жизни и в процессе образовательной деятельности с ними на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Использую также следующие методы : (слайд)
- Наблюдение
- Изучения продуктов деятельности детей
- Несложные эксперименты
- Беседы, игры
Показатели развития детей фиксирую в таблице в начале и в конце учебного года в словесной форме
* не сформирован
* находится в стадии становления (частично сформирован);
*сформирован.(демонстрирую таблицы)
При заполнении диагностических таблиц можно провести «горизонтальный» (выводы по каждому ребенку) и «вертикальный» (выводы по задачам раздела) анализ. Таким образом, педагоги видят, на что следует обращать особое внимание при планировании воспитательно-образовательного процесса, как строить индивидуальную работу с детьми. Так как группа у меня разновозрастная, провожу диагностику по каждому возрасту отдельно. Данные по каждому разделу заносятся в сводную таблицу. В качестве показателей оценки развития личности ребенка выделяю внешние (наблюдаемые) проявления у него в поведении, деятельности, взаимодействии со сверстниками и взрослыми, которые отражают его развитие на каждом возрастном этапе и, следовательно, на протяжении всего дошкольного возраста.
Общая картина по группе позволит выделить детей, которые нуждаются в особом внимании педагога и в отношении которых необходимо скорректировать, изменить способы взаимодействия.
Для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки я использую инструментарий, который представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдений. Считаю, что большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Приведу примеры описания инструментария по некоторым образовательным областям в средней группе детского сада.
Образовательная область «Познавательное развитие». (слайд)
Конкретизация области «Познавательное развитие представлена несколькими блоками:
- Ознакомление с предметным окружением
- Ознакомление социальным миром
- Ознакомление с миром природы.
- ФЭМП
- Развитие познавательно-исследовательской деятельности.
Познавательная деятельность обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства. Так, например, с целью раскрыть уровень развития по разделу ознакомления с социальным миром провожу беседу «Семейная фотография» (слайд), где использую сюжетную картинку, где изображена семья (бабушка, дедушка, папа, мама, брат, сестра), или фотография семьи (семейный праздник, туристический поход и т. п.).Задаю вопросы
- Покажи на картинке детей (дай им имена).
- Покажи родителей, как их называют дети? (Папа и мама.)
- Чем вы любите заниматься всей семьей?
- Какой у тебя самый любимый праздник?
- Почему? И т. п.
Результат вижу в том, что ребенок правильно отвечает на вопросы, с удовольствием рассказывает о семье, семейном быте, традициях.
Раскрыть уровень знаний по разделу «Ознакомление миром природы» помогают дидактические игры «Собери урожай» (слайд), где оценивается уровень знаний об овощах и фруктах, «Где чей дом?» (слайд), «Охотник и пастух» (слайд), где оценивается уровень знаний о жизни диких и домашних животных, особенностях строения, поведения.
Задаю уточняющие вопросы
– Кто такой охотник?
– Кто такой пастух?
Затем просит ребенка рассмотреть предметные картинки с изображением животных и разместить их так, чтобы рядом с охотником оказались все дикие животные, а рядом с пастухом – домашние. Затем организую беседу по вопросам
– Почему человек заботится о домашних животных?
– :Какие домашние животные дают молоко?
– Какие домашние животные дают пух и шерсть?
-Чем питаются?
Оцениваю умение называть детенышей диких и домашних животных(Слайд)
Во время прогулок и в образовательной деятельности наблюдаю как дети называют некоторые растения(слайд), умеют определять состояние погоды, выделяют наиболее характерные сезонные изменения в природе (слайд)
Результаты наблюдений фиксирую в диагностических таблицах.
Проверить уровень сформированности знаний по «ФЭМП» помогают мне такие задания «Сосчитай кубики», «Прилетели бабочки» , которые позволяют проверить уровень знаний о количестве, умение считать в пределах 5;оцениваю умение составлять: группы из однородных предметов(слайд); по цвету(слайд); по форме(слайд); по величине(слайд); выделять один предмет из группы(слайд); понимание смысла обозначения вверху-внизу,слева-справа(слайд), т.е совершенствуется ориентация в пространстве, понимают смысл слов «утро», «день», «вечер», «ночь» (слайд), умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов . Для оценки уровня сформированности знаний по этому направлению использую дидактические игры «Посмотри вокруг» (слайд), «Где находится предмет», «Части суток», а также беседы и электронные тренинги.
Образовательная область «Речевое развитие»
Включает в себя: развивающая речевая среда, формирование словаря, звуковую культуру речи, грамматический строй речи, связную речь, приобщение к художественной литературе.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
- С целью выявить уровень сформированности грамматической стороны речи даю задание «Расскажи о мальчиках».
Использую материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один – чистый, аккуратный, веселый, второй – неряшливый, грустный.
Предлагаю ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовываю беседу по вопросам:
– Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение?
– Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.)Почему?(Потому что испачкался)
– Быть неряшливым хорошо?
– А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным?
– А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т.п.
В результате ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики
Чтобы выявить уровень сформированности связной речи, использую дидактическое упражнение «Сервируем стол».
Предлагаю рассмотреть посуду и ответить на вопросы.
- Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.)
- Назови известные предметы посуды.
Результат: ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения.
Показатели речевого развития помогает определить опытно-экспериментальная деятельность. Она дает возможность ребенку самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Дети получают задание: «Как увидеть воздух?
Они предлагают варианты ответов – Можно подуть в трубочку в стакан с водой. Это пузырьки воздуха.
Другие предлагают надуть воздушный шарик. В результате эксперимента они делают вывод: как можно увидеть воздух? Что легче- воздух или вода?
Использую методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Форма проведения может быть индивидуальная, подгрупповая. Оцениваю умение поддерживать беседу, использует все части речи, понимает и употребляет слова антонимы
В развивающей среде в нашей группе представлены схемы для пересказа сказок «Репка», «Теремок», «Колобок»; для описательных рассказов о животных, временах года, что соответствует программе и возрасту дошкольников.
В начале года, проведя диагностику, я выявила следующие недостатки:
-связные высказывания короткие;
-отличаются непоследовательностью, даже если содержание знакомо ребенку;
-фрагменты высказываний логически не связаны между собой.
Проанализировав, сделала вывод, что знания детей достаточны, согласно возрасту, но оформить их в связные речевые высказывания ребенок не может.
Для себя я поставила следующие задачи:
-развивать связную речь детей;
-научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;
-познакомить с простыми приемами запоминания;
-развивать логическое мышление;
-уметь формулировать свою мысль;
-уметь понимать речь окружающих.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
направлена на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач: развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд); приобщение к искусству, конструктивная деятельность
В средней группе значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д. слайд
По данному направлению провожу обследование: ребенку даю бумагу и прошу нарисовать сначала один предмет — дом. После этого прошу нарисовать человека, а затем — дерево. Обучение не проводится. Оцениваю действия ребенка: как понимается задание, анализирую рисунок, как выполнен, есть ли предпосылки к предметному рисунку или выполнялось черкание.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Для проведения обследования строю за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показываю постройку и прошу ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка прошу построить по показу. Оцениваю действия ребенка: как принимает и понимание задания, умеет работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.
Образовательная область «Физическое развитие». (слайд)
В процессе разных видов деятельности я наблюдаю и оцениваю уровень физической подготовленности моих воспитанников. Показатели физического развития детей определяются не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и занятий, но и через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры, утреннюю и коррегирующую гимнастику, индивидуальную работу с детьми
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (слайд)
Наблюдая за детьми, я всё чаще отмечаю, что многие из них испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.
Дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков практически полностью попадают в категорию «непринятых», а дети с высоким уровнем — в категорию «предпочитаемых», «принятых».
Для создания сплоченного коллектива я часто использую игровую форму в кругу. На начальном этапе, этапе знакомства детей друг с другом, такие игры помогают налаживать доброжелательную атмосферу в группе, снять эмоциональное напряжение детей. «Подари улыбочку», «Здравствуй», «Доброе утро», «Давайте поздороваемся». При заполнении этого раздела я наблюдаю за ребенком, а так же специально организую беседы, индивидуальные и совместные творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, режиссерские) игры; оцениваю все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; выполнение самостоятельных трудовых операций в природе, хозяйственно-бытовой труд; самостоятельную деятельность в сюжетных уголках, уголке ряжения, театральном уголке, автогородке и многое другое
Приведу пример игры, используемые в средней группе для развития коммуникативных навыков.
«Вопрос- ответ»
Дети стоят в кругу. У одного из них в руках мяч. Произнеся реплику-вопрос игрок бросает мяч партнеру. Партнер, поймав мяч, отвечает на вопрос и перебрасывает его другому игроку, при этом задает собственный вопрос (например, «Где ты был в воскресенье?»- «Ходил с папой в гости». «Какую игру ты любишь?»- «Ловишки» и т.д. Здесь я ставлю цель- развивать у детей умение отвечать на вопросы партнера.
В среднем возрасте ребенок понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений, эмоционально откликается. Так, например, после прочтения сказки «Два жадных медвежонка» (слайд) задаю вопрос «Почему медвежата расстроились? Почему лиса радовалась? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно?
Использую методы беседы, создаю проблемную ситуацию .
25 % детей способны анализировать прочитанную сказку, дают оценку поведению лисы, характеризуют её поступок, делают выводы, 60% имеют частично сформированные представления о поступках героев сказки, у 15% детей эти представления не сформированы.
И в заключении мне хотелось бы повести с вами упражнение на формирование социально коммуникативного взаимодействия, которое называется проводится в средней группе называется «Дружественная ладошка» (слайд). Обратите внимание: перед вами лежит лист бумаги и фломастеры.
Сейчас обведите контур своей ладони тем цветом, на который похоже ваше настроение сейчас и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам по команде, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент в виде рисунка вместо словесных пожеланий на одном из пальцев ладошки. Послание должно иметь позитивное содержание. Дети могут нарисовать солнце, улыбки, цветы или просто раскрасить палец руки в яркие тона многое другое для своих друзей.
Выполнение задания участниками. Итак, сделаем вывод, что у всех наших участников уровень социально-коммуникативного сформирован.
Подведем итог. Все участники справились с заданием.
– Пусть эти ладошки несут тепло и радость наших встреч, напоминают об этих встречах, а может быть, и помогают нам в какой-то сложный момент. Спасибо за внимание. (слайд)
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования//Приказ Министерства образования и науки №1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года)
- Каменская В.Г., Зверева С.В. К школьной жизни готов! –СПб.,2001.
- Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии.- М.,2005.
- Ноткина Н.А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста.- СП.б,2003.
- Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. –М.,2001.
- М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию (4-5 лет)
Источник
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности
Самостоятельно выбирает участников для совместной игры и деятельности.
Самостоятельно придумывает сюжет игры и инициирует игру, приглашает сверстников к игре.
Соблюдает ролевое соподчинение (например, продавец-покупатель) и активно ведет ролевые диалоги.
Взаимодействуя со сверстниками, проявляет инициативу и предлагает новые роли или действия, обогащает сюжет.
В настольно-печатных играх может выступать в роли ведущего, объяснять сверстникам правила игры.
Умеет объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом.
Умеет инициировать и развивать игру.
Часто берет на себя ведущую роль в игре.
Предлагает сверстникам и взрослым разнообразные сюжеты игры.
Умеет самостоятельно организовать игровое пространство, варьировать его в соответствии с сюжетом.
Проявляет творчество в играх.
Легко выбирает партнеров по игре, во время игры не конфликтует с участниками, может найти компромисс.
В играх соблюдает правила на протяжении всей игры, видит, когда правила нарушают другие дети, и говорит об этом.
Игровые действия имеют четкую последовательность, разнообразны, динамичны в зависимости от сюжета.
В играх часто использует многофункциональные предметы (лоскутки, бумага, палочки и т. д.) и при необходимости может изготовить небольшое количество ключевых атрибутов.
Предметное оформление игры занимает минимальное время.
Использует развернутую ролевую речь на протяжении всей игры.
Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Может принимать участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации; с удовольствием участвует в выставках детских работ
Не всегда может самостоятельно выбрать участников для совместной игры и деятельности.
Самостоятельно придумывает сюжет игры, но не всегда инициирует игру, приглашает сверстников к игре.
Не всегда может соблюдать ролевое соподчинение (например, продавец-покупатель) и вести ролевые диалоги.
Ситуативно объединяется с детьми для совместных игр, согласовывает тему игры, участвует в распределении ролей, поступает в соответствии с правилами и общим замыслом.
Не всегда может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.
Иногда рассматривает иллюстрированные издания детских книг, ситуативно проявляет интерес к ним.
Ситуативно может драматизировать (инсценировать) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Иногда принимает участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Не всегда активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации
Не может самостоятельно выбрать участников для совместной игры и деятельности.
Редко придумывает сюжет игры, не инициирует игру, не приглашает сверстников к игре.
Редко объединяется с детьми для совместных игр, согласовывает тему игры, не участвует в распределении ролей, ситуативно поступает в соответствии с правилами и общим замыслом.
Не может назвать любимую сказку, прочитать наизусть стихотворение, считалку.
Редко рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.
Крайне редко драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок).
Не принимает участие в беседах о театре (театр — актеры — зрители, поведение людей в зрительном зале).
Не активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в т. ч. чувство веры в себя, старается разрешать конфликты
Проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, задает много вопросов.
Активно участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Проявляет доброжелательность, по отношению к окружающим, откликается на просьбы.
Адекватно реагирует на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Адресно выражает свои чувства — радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.
Во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим.
Имеются постоянные партнеры по играм
Ситуативно проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, иногда задает вопросы.
Участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Ситуативно сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Не всегда проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, откликается на просьбы.
Адекватно реагирует на эмоции близких людей и друзей, делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Адресно выражает свои чувства (радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.).
Во взаимоотношениях со сверстниками не проявляется избирательность.
Имеются постоянные партнеры по играм
Не проявляет интерес к социальному окружению, труду взрослых, редко задает вопросы. Редко участвует в совместных играх со взрослыми и сверстниками.
Редко сопереживает неудачам и радуется успехам других.
Не проявляет доброжелательность по отношению к окружающим, не откликается на просьбы.
Крайне редко реагирует на эмоции близких людей и друзей, не делает попытки пожалеть сверстника при необходимости, обнять его, помочь.
Не всегда адресно выражает свои чувства (радость, огорчение, страх, удивление, удовольствие и др.).
Во взаимоотношениях со сверстниками не проявляется избирательность.
Нет постоянных партнеров по играм
владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам
Активно использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по своему усмотрению.
Самостоятельно придумывает и создает поделки, рисунки.
В самостоятельных театрализованных играх обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибутику
Периодически использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по своему усмотрению, но чаще — по просьбе взрослого.
По просьбе взрослого может самостоятельно придумывать и создавать поделки, рисунки.
В самостоятельных театрализованных играх вместе с другими детьми обустраивает место для игры, воплощается в роли, используя художественные выразительные средства (интонация, мимика), атрибутику
Редко использует в играх предметы-заместители, разнообразные игрушки, которые сразу не вписываются в контекст игры, предметы из уголка ряженья, предметы мебели.
Рисунки и поделки дополняет деталями по просьбе взрослого.
Испытывает трудности с придумыванием и созданием поделок, рисунков.
В самостоятельных театрализованных играх испытывает трудности с обустройством места для игры, с трудом воплощается в роли
может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности
он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими
Развита координация движения (умеет бросать и ловить мяч).
Ориентируется в пространстве (относительно себя и других предметов).
Владеет основными видами движения (ходьба, бег, прыжки, лазанье), активно использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
Создает небольшие постройки из конструкторов с разным скреплением деталей, мозаики, собирает пазлы — до 80 элементов.
Развиты физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) в соответствии с возрастными показателями
Создает небольшие постройки из конструкторов с разным скреплением деталей, но предпочитает 1 или 2 конструктора; с помощью взрослого создает узоры из мозаики, собирает пазлы — до 50 элементов.
Не все физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) развиты в соответствии с возрастными показателями
Не развита координация движения (не умеет бросать и ловить мяч).
Испытывает трудности с ориентировкой в пространстве (относительно себя и других предметов).
Владеет не всеми основными видами движения (ходьба, бег, но трудности с прыжками, лазаньем), периодически использует их в подвижных и сюжетно-ролевых играх.
С помощью взрослого создает маленькие постройки из конструкторов типа «Лего», создает узоры из мозаики, не собирает пазлы, испытывает трудности в этом.
Физические качества (быстрота, ловкость, выносливость, сила, координация) не развиты в соответствии с возрастными показателями
Может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых. Адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Помогает взрослым в уборке помещения.
Умеет ухаживать за животными и растениями и стремится это делать.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх противостоит трудностям, подчиняется правилам
Не всегда может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых.
Не всегда адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Ситуативно может помочь взрослым в уборке помещения. Умеет ухаживать за животными и растениями, но не стремится это делать.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх не всегда противостоит трудностям, подчиняется правилам
Редко может контролировать свое поведение в обществе среди детей и взрослых.
Часто адекватно реагирует на эмоциональные проявления другого человека.
Отказывается помогать взрослым в уборке помещения.
Не умеет ухаживать за животными и растениями и не стремится это делать.
Не знает элементарные правила дорожного движения.
Не знает меры предосторожности в обращении с огнем, острыми предметами.
В дидактических играх не противостоит трудностям, часто не подчиняется правилам
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Стремится к знаниям, способен самостоятельно экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни.
Знает свое имя, фамилию, имена и отчества членов семьи, воспитателей, специалистов детского сада.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п.
Использует свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ребенка легко заинтересовать
Стремится к знаниям, способен экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни с помощью взрослого.
Знает свое имя, фамилию, имена членов семьи, воспитателей, специалистов детского сада.
Знает героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п., но иногда путается в назывании их.
Не всегда может применить свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ситуативно ребенка легко заинтересовать
Не стремится к знаниям, способен экспериментировать и наблюдать за явлениями и событиями окружающей жизни только с помощью взрослого.
Знает свое имя, имена основных членов семьи, воспитателей своей группы.
Знает некоторых героев детских произведений, насекомых, животных, птиц, деревья и т. п., часто путается в назывании их.
Не может применить свои знания и умения в разных видах деятельности.
Ребенка трудно заинтересовать
Источник