Показатели развития ребенка 1 году 6 месяцами

Предлагаем вам познакомиться с основными показателями развития ребенка. Они помогут заинтересованным лицам (родителям, воспитателям, педагогам) определить степень развития конкретного малыша и в случае необходимости принять соответствующие меры коррекции.
При составлении этих показателей использованы собственные научно-методические исследования автора книги Елены Волосовой, многолетние наблюдения за детьми раннего возраста, а также материалы из работы “Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни” (ЦОЛИУ врачей, М., 1979) и Базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки” (Центр “Дошкольное детство” им. А. В. Запорожца, М., 1997).
Познавательное развитие
Отличие предметов по форме, величине, цвету:
Ориентируется в двух формах (шар-куб, кубик-кирпичик); находит по просьбе взрослого.
Подбирает предмет такой же формы, как на образце.
Начинает подбирать геометрический предмет к соответствующему по форме отверстию на грани пособия (прикладывая).
Ориентируется в двух величинах (большой и маленький); находит после показа, по просьбе взрослого.
Собирает пирамидку из двух контрастных колец по величине; после показа.
Ориентируется из двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит (показывает) взрослый.
Оставляет на бумаге зигзаги, штришки, овалы, прямые линии карандашом, фломастером.
Игровые действия:
Переворачивает страницы книг (“читает”). Катит перед собой коляску. Тянет игрушку за веревочку за собой. Производит в игре (отображает) одно-два часто наблюдаемых действия (кормит, причесывает куклу):
- по показу взрослого,
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре.
Использует в игре предметы-заместители. Производит с ними те же действия, что и с реальными предметами.
Действует с предметами в игре в зависимости от их назначения.
Подражает двум-трем игровым действиям сверстников. Проявляет сообразительность: подставляет что-то, влезает, использует дополнительный предмет, чтобы достать понадобившуюся вещь.
Социально-эмоциональное развитие
Эмоционально-уравновешенное, спокойное деловое состояние в течение дня.
Появляются социально-значимые жесты и мимика (“жалеет”):
- по показу,
- по просьбе взрослого,
- редко по собственной инициативе в ответ на знакомую ситуацию.
Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого (подражает радостным или крикливым возгласам).
Подражает эмоциональному отношению взрослого к ситуации (“жалеет”, “сопереживает”).
Легко переключается (переходит) с одного эмоционального состояния на другое (огорчается, успокаивается). Отвлекается.
Плачет, выражает беспокойство при нарушении режима, привычных условий.
Интересуется действиями других детей.
Проявляет негативизм во взаимоотношениях со сверстниками (не уступает свою игрушку, отнимает).
Привлекает внимание близкого взрослого эмоционально окрашенными возгласами, мимикой, движениями или плачем, берет за руку.
Рад общению со взрослыми. Проявляет большой интерес к их действиям.
Плачет при расставании с мамой, некоторое время скучает.
Интересуется самостоятельными действиями с игрушками, радуется собственным удачам. Огорчается неумением (отказывается от действия).
Различно реагирует на разные мелодии, художественное слово (напевность стихов).
С удовольствием повторяет знакомые движения под музыку.
Речевое развитие
Понимание речи:
Показывает части тела по просьбе взрослого.
Обобщает по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от размера, цвета. Показывает на них по просьбе взрослого.
Понятийный словарь увеличивается: понимает смысл многих предложении.
Выполняет знакомые бытовые действия по просьбе взрослого (положи, отнеси, накрои и др.).
Активная речь (произносит до 40 облегченных слов):
Произносит простые слова (правильно и индивидуально облегченно).
Пользуется словом в моменты особой заинтересованности. Отвечает на вопросы: “Кто (что) это?” (в реальной ситуации и по картинке).
Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает часто слышимым словам, фразам взрослого.
Речь сопровождает мимикой, жестами, движениями, контактом глаз (имеющим значение дополнительного слова).
Бытовые навыки
Держит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу.
Пьет из чашки, почти не проливая.
Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях.
Спокойно относится к умыванию.
Физическое развитие
Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым).
Входит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом.
Проходит по слегка наклонной доске.
Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке.
Бросает мяч вниз, вперед, вверх.
Из книги Е. Волосовой “Развитие ребенка раннего возраста”
(основные показатели), М.: “Линка-Пресс”, 1999 г.
Стаья хорошая, если рассматривать ее как ориентир,
а не обязаловку.
Но мне крайне жаль тех детей,
которые в полтора года знают алфавит, цифры
и т.д. Это не гордость для мам, это стыд!!!
Это явно из тех, которые своего ренка в 3 месяца
крмят гороховым супом на мясном бульоне, манной кашей,
и всякими ягодами высокоалергенными, и хвастаются этим((((
В погоне за собственной реализацией за счет ребенка,
вы нагло отбираете у них детство,
только чтобы перед кем либо похвастаться,
что умеет ваш ребенок. ФУУУУУУУУУУУУУУУУ!!!
Не торопитесь жить, а то успеете.
Всему свое время. Главное, чтобы ребенок был счастлив.
Мы с мужем не растим гения, а стараемся, чтобы сын рос
счастливым человеком, в любви, понимании!!! и заботе.
А талант он либо есть либо нет.
И гены есть гены. Если ребенку суждено быть сообразительным,
то он будет им, внезависимости от того во сколько ему дали буквы
(они вообще ему нужны к шести годам, но не как не к двум),
а если он средний по жизни, то никакие дрессировки не помогут.
Любите своих детей такими какие они есть.
Из перечисленного умеет практически все,
но с легкостью. Достаточно пару раз показать,
а когда становится готов САМ все выдает.
Так что мамы не заморачивайтесь гиперуспехами.
Расслабьтесь и получайте удовольствие от общения со своми детьми,
вам легче станет, а в ответ ваш ребенок сам вас порадует своими
успехами)))
2009-07-09, vika7711
Многоуважаемые мамочки,особенно скрёгнутые на раннем развитии ваших малышей! Детвора – существа умные от природы, НЕ ПЕРЕНАПРЯГАЙТЕ ИХ, НЕ требуйте того, к чему ребёнок НЕ ГОТОВ!Мне 32, я – старая, больная и умная.У меня прекрасная карьера, чудесный муж и обалденный малыш.Мы умеем в 1,5 практически все (хи-хи, кроме 40 слов, конечно), хотя особо НЕ ЗАНИМАЕМСЯ.НЕ МЕШАЙТЕ детворе, на насилуйте их личность и психику (они за это подсознательно “оторвуться” на вашей старости и своей молодости, я видела это и знаю как это выглядит – страшно). у каждого из них – свои чудесные способности и интересы: вот за ними-то (способностями) и наблюдайте, потом подскажете вашему чаду, как жить с этим дальше. А вообще-то, милые мои, согласна с Мудрой момочкой: дети ВСЕ разные, и У КАЖДОГО ИЗ НИХ СВОЙ ПУТЬ, а вы, как правило, особо ничего не измените (а вот покалечить – это запросто!). Можете, правда, ПОДГОТОВИТЬ (это если ты -умная).А вообще- любите детвору. Поверьте, именно это (любовь и понимание) творит чудеса.
2009-06-05, Умная
Привет! Я считаю, что статья хорошая для мам, но вот нам, например, 1,4 и мы много не умеем: говорить (только простейшие слова: мама, папа, мяу, ку, ко-ко, ав,), самостоятельно не пьем из кружки, но из моих рук пьет, ложку держим через раз и соответственно едим так же, но в тоже время мы отлично везде лазием будь то стул, диван или кровать, мы самостоятельно можем залесть на детский стул и слезть с него, а он в выше 1 метра. Я считаю, что развитие ребенка, конечно, зависит от того, как с ним занимаются его родители, но и от него самого тоже. Если он не хочет, ты ни чем его не заставишь. Как мы не пытаемся научить его говорить, так он на нас никакого внимания не обращает, хотя пассивный словарный запас у него большой.
2008-02-27, Елена
Я думаю, что существуют довольно широкие рамки, некий коридор, в рамках которого ребенок развивается. Да, наверное, если у него нет музыкального таланта, он не станет Бетховеном, но сносно петь и получать удовольствие наверняка можно научить.Если учить, заниматься с ребенком, то можно достигнуть верхней планки этого коридора, а если не заниматься, то останется на нижнем. При этом,понятно, что нижняя планка коридора одного человека может быть намного выше верхней планки другого.Поэтому, если Ваш ребенок схватывает на лету, это не говорит о том, что с ним не надо заниматься, его не надо развивать. Статья же как раз и говорит о некой усредненной планке и позволяет сориентироваться.
2009-10-03, ГГ
Моей дочери 1,4. Все понимает, показывает, даже алфавит знает. Показывает, где буква А, где буква, которая смеется (“Х”), где буква, которая щечки надувает (“Ф”) и т.д. почти все буквы. Складывает пирамидки из кубиков, качает и укладывает спать кукол. Но зато не хочет разговаривать! В лексиконе пару слов: мама, баба, бабах (без произношения последней буквы, но зато с ударением). По-моему, каждый ребено индивидуален, один одно быстрее начинает делать, другой другое. Но если, конечно, ребенок в полтора года куклу от мячика отличить не может – вот это проблема
2004-01-08, Екатерина
В статье ,конечно, все четко написано. Но как объяснить малышу что мячик по форме шар ,а кубик это куб (как пространств. геометр. фигура)? И зачем ребенку знать вещи, которые ему не пригодятся сейчас в его повседневной жизни? Вот, например ,у нас есть паровозик и Катя знает колеса, трубу, так же и с другими игрушками.
А нам в комнате здорового ребенка заявили , что в 1,6 ребенок должен знать и говорить (как придется) 200 слов! Надо эту статью распечатать и дать им почитать! Интересно, а “фу, кака!” считается предложением из двух слов? Наше любимое:-)
2003-11-21, Елена
Нормальная статья, на мой взгляд. Все в соответствии с возрастом. Но то, что все индивидуально – это бесспорно. Нам всего 1,2 года, мы очень многое умеем, включая словарный запас их 40 облегченных слов, не скажу, что мы много занимаемся, наверное природные способности. Но заниматься с детьми нужно, основываясь на их готовности воспринимать информацию и интересе. Моя дочь любит занятия, все лучше чем страдать бездельем. Тем более все они в игровой форме, а игры все детки любят. ГРАМОТНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА СОВЕРШЕННО НЕ МЕШАЕТ ЕГО СЧАCТЬЮ И ДЕТСТВУ!!!
2011-05-17, LenaNN
Всего 42 отзыва Прочитать все отзывы.
Источник
Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.
Особенности возраста
- Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
- Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
- Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
- Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
- В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.
Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Режим дня
Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.
Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.
На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.
Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.
У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.
Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.
Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.
О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
Занятия
- Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
- Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
- Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
- Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
- Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
- Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
- Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
- Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
- Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
- Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
- Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
- Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
- Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
- Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
- Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.
Советы родителям
- Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
- Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
- Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
- Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
- Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.
Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.
Источник