Показатели развития новорожденного ребенка
Ежемесячно кроха не только прибавляет в весе и длине тела, но также и радует родителей новыми навыками. Традиционно развитие ребенка первого года отмечают по месяцам. Основные особенности развития ребенка мы собрали в такую таблицу:
Возраст и физические показатели | Умения |
На момент рождения Рост (длина) – 49-50 см Вес – 3200-3300 г Окружность головы – 34-34,5 см Окружность грудной клетки – 32-34 см | Двигает ножками и ручками во время бодрствования. Вздрагивает и начинает моргать при резких звуках. Отвечает на раздражитель плачем. |
1 месяц Рост (длина) – 54-55 см Вес – 4200-4500 г Окружность головы – 36,5-37 см Окружность грудной клетки – 36-36,5 см | Пытается приподнять голову в положении на животе и до 5 секунд ее удерживать. Следит за перемещающимися яркими предметами и лицом взрослого. Реагирует на резкие звуки. Отвечает улыбкой. Начинает гулить. |
2 месяца Рост (длина) – 57-58 см Вес – 5100-5600 г Окружность головы – 38-39 см Окружность грудной клетки – 38-39 см | Длительно удерживает голову. Поворачивается на звук речи взрослого. Ухватывает предметы рефлекторно. Активно интересуется окружающим миром. Агукает. |
3 месяца Рост (длина) – 60-61,5 см Вес – 5800-6400 г Окружность головы – 39,5-40,5 см Окружность грудной клетки – 40-42 см | В вертикальной позиции хорошо держит голову. Долго рассматривает предметы. Издает разные звуки. При поддержке под мышки опирается ножками. В положении на животе приподнимается на предплечьях. Поворачивается на бок со спины. Эмоционально отвечает на разговор, недовольство проявляет громким плачем. Сосет пальцы или кулачек. |
4 месяца Рост (длина) – 62-64 см Вес – 6400-7000 г Окружность головы – 40,5-41,5 см Окружность грудной клетки – 41,5-42 см | Уверенно поднимает голову, лежа на животике. Держит ручками мамину грудь или бутылочку во время кормления. При играх смеется и улыбается. Подолгу гулит. Хватает руками висящие предметы. Переворачивается со спинки на живот. В положении на животе поднимается с опорой на ладони. Лежа на спинке, приподнимает голову и плечи. |
5 месяцев Рост (длина) – 64-66 см Вес – 6900-7500 г Окружность головы – 41,5-42,5 см Окружность грудной клетки – 43-44 см | Узнает маму и других близких людей. Осознанно провожает предмет взглядом. Переворачивается с животика в положение на спине. Захватывает и удерживает предметы двумя руками. Берет предмет из рук взрослого. Сидит с поддержкой. Длительно нараспев гулит. Отвечает на услышанные потешки и песенки. Рассматривает картинки. |
6 месяцев Рост (длина) – 66-67,5 см Вес – 7300-7900 г Окружность головы – 42-43 см Окружность грудной клетки – 44-45,5 см | Сидит без поддержки. Тянет руки к предмету, который заинтересовал. Поднимает игрушку, которая выпала из рук. Пробует предметы «на зуб». Начинает ползать. Учится есть с ложки. Начинает произносить слоги. Пробует вставать на ножки, удерживаясь за опору. Отзывается на имя. Внимательно слушает взрослого. Находит взглядом предмет, о котором говорит взрослый. |
7 месяцев Рост (длина) – 67-69 см Вес – 7600-8300 г Окружность головы – 43-44 см Окружность грудной клетки – 45-46,5 см | Хорошо ползает и сидит. Стоит с поддержкой за обе руки. Удерживает в руке предмет неправильной формы. Длительно играет с игрушками, изучая их свойства. Пьет из кружки с помощью взрослого. Пробует садиться. Показывает у себя части тела. |
8 месяцев Рост (длина) – 69-70,5 см Вес – 7900-8600 г Окружность головы – 43,5-44,5 см Окружность грудной клетки – 46-47 см | Ищет игрушку, которая упала. Перекладывает предмет из одной ручки в другую. Встает, держась за опору. Быстро ползает. Садится, ложится, переступает предметы. Лепечет с интонацией. Радуется другим детям. Показывает знакомые предметы, отвечая на вопрос «где?». Самостоятельно держит твердую пищу (сухарик, печенье). Боится расстаться с мамой. |
9 месяцев Рост (длина) – 70-72 см Вес – 8200-8900 г Окружность головы – 44-45 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Пробует стоять и делать первые шаги. Подражает другим детям. Тянется к интересующему предмету и пытается его достать. Осознанно манипулирует игрушками. Показывает части тела у человека и игрушки. Разрывает и сминает листы бумаги. Держась за опору, танцует под музыку. |
10 месяцев Рост (длина) – 71,5-73 см Вес – 8500-9200 г Окружность головы – 44-45,5 см Окружность грудной клетки – 47-48 см | Начинает брать маленькие предметы пальцами. Засовывает пальцы в дырочки, открывает ящики. Играет в прятки. Ходит с поддержкой за две руки взрослого. Может подняться и спуститься по лестнице (3-4 ступеньки). Понимает просьбы взрослого. Повторяет за взрослым жесты и звуки. Имитирует голоса животных. Машет рукой при прощании и встрече. Пробует самостоятельно есть ложкой. |
11 месяцев Рост (длина) – 73-74,5 см Вес – 8700-9400 г Окружность головы – 44,5-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Самостоятельно стоит. Ходит с поддержкой за одну руку. Поднимает предметы без приседания (нагибается). Умеет присесть без опоры. Собирает пирамидку. Складывает кубики. Начинает произносить «облегченные» слова. Играет в ладушки. Ярко реагирует на чужого человека или новые игрушки, а также на похвалу. Интересуется книжками и музыкальными игрушками. |
12 месяцев Рост (длина) – 74-76 см Вес – 8900-9600 г Окружность головы – 45-46 см Окружность грудной клетки – 48-49 см | Пробует самостоятельно ходить. Встает из позиции сидя на корточках. Самостоятельно пьет из чашки. Может отказываться от нелюбимой пищи. Откусывает печенье и другую твердую пищу. Понимает слова «нельзя» и «можно». Узнает животных и показывает их на картинке и на улице. Знает, как пользоваться некоторыми предметами. Произносит 10-15 слов. |
Источник
Первый месяц жизни ребенка – период новорожденности – самое сложное и трудное дня него время. В свою очередь, наиболее ответственный этап этого месяца – первая неделя, а в ней – первые часы жизни. Период новорожденности – это время наиболее интенсивного приспособления ребенка к условиям внешней среды. Сразу же, с первой минуты, здесь все для него непривычно: другой способ дыхания, питания, другая температура, множество новых раздражителей. Благополучная адаптация на первом году жизни во многом определяет состояние здоровья ребенка не только на протяжении последующих месяцев, но и многих лет жизни.
У детей, рожденных здоровыми матерями в физиологических родах, период адаптации, как правило, протекает относительно гладко, однако таких малышей сейчас рождается не более 30% процентов. Подавляющее большинство новорожденных относится к «группе риска». Это означает, что они нуждаются в тщательном, иногда длительном наблюдении врач и особо внимательном материнском уходе. При этих условиях они полностью осваиваются в новой среде и приобретают все шансы расти здоровыми. Сразу после рождения ребенка взвешивают, измеряют его рост, окружности головы и груди. Это очень важные критерии его физического развития. Помимо показателей физического развития новорожденного, принято оценивать и степень его зрелости к моменту рождения. Зрелый малыш – это ребенок готовый к внеутробной жизни.
Существуют внешние критерии зрелости:
- Достаточное развитие подкожной клетчатки;
- Эластичная розовая кожа;
- Плотные кости;
- Телосложение, характерное для доношенного ребенка.
Но еще более важна функциональная зрелость ребенка- готовность всех его органов и систем к внеутробному существованию. О ней судят, в частности, по тому, насколько выражены у ребенка самые важные врожденные рефлексы, насколько устойчивы ритмы сердцебиения и дыхания, достаточна ли двигательная активность, готовность к перевариванию пищи и т.д.
Для определения состояния новорожденных, а также для оценки их физического развития существуют специальные критерии. В родильных домах обычно пользуются шкалой Апгар, по которой основные показатели состояния ребенка оценивается в баллах. Максимально возможный балл – 10, но это редкость, чаще бывают 9-8 баллов, что тоже вполне хорошо. Не надо огорчаться, если ребенок получил меньшую оценку. При хорошем уходе и, если необходимо, лечении, он свое наверстает!
Хорошими показателями веса (массы) и роста (длины тела) для мальчиков считаются 3500-3700г и 50-52 см, для девочек- 3200-3400 ги 48-50 см.
Окружность головы у здорового новорожденного обычно составляет от 34-до36 сми на 2-2,5 смпревышает окружность груди.
У преждевременно родившихся детей показатели физического развития зависят от степени их недоношенности.
Переходные состояния
Первый месяц – это время появления так называемых «переходных состояний», то есть ситуаций как бы на грани здоровья и болезни.
- В первые дни жизни происходит потеря массы тела, которые врачи называют физиологической, то есть естественной. Ее основная причина в том, что организм новорожденного использует запасы пищевых веществ, полученных еще внутриутробно, то есть расходует свои «внутренние резервы». В норме такая потеря веса после рождения не превышает 3-5% массы тела. К 10 дню жизни ребенок восстанавливает свой первоначальный вес, а затем вес тела увеличивается. Если малыш потерял более 200-250 ги не восстановил потерю к 10-12 дню жизни, – его надо обязательно показать врачу.
- Часто тревожит родителей то, что кожа ребенка вдруг приобретает желтушный (иктеричный) оттенок. Если желтуха выражена очень слабо, появилась на третий день жизни или позже, не нарушает состояния ребенка и исчезает к 7-10 дню, то это – «физиологическая желтуха». Оснований для тревоги нет, так как это явление обусловлено временной незрелостью ферментной системы печени. Но если желтуха – даже слабая – затягивается на более длительный срок, вопрос о необходимости обследования ребенка (иногда в стационаре) должен решать врач.
- Половой криз – одно из переходных состояний у новорожденного. Проявляется он увеличением грудных желез и отечностью наружных половых органов у мальчиков и у девочек. Иногда из грудных желез выделяется похожая на молоко жидкость, а у девочек появляются слизистые или кровянистые выделения из половой щели. Это – реакция организма на освобождение его от материнских гормонов.
- Припухлость грудных желез обычно не требует лечения. Если она выражена значительно, можно наложить согревающую ватно-марлевую повязку. При наличии выделений из половых органов у девочки ее необходимо особенно тщательно подмывать слабо-розовым раствором марганцовокислого калия («марганцовки») или слабым настоем ромашки – несколько раз в день и обязательно – после стула (дефекации). Девочку всегда подмывают, направляя струю воды спереди назад.
- К переходным состояниям относят также транзиторное, то есть быстро проходящее и незначительное, изменение (повышение или понижение) температуры, покраснение кожи, появление белых бугорков («милий») на носу. Все это довольно скоро проходит само собой и не причиняет ребенку заметного беспокойства.
Пупочная ранка
Один из важнейших процессов у новорожденных – отторжение пуповинного остатка и заживление пупочной ранки. После накладывания при рождении металлической или пластмассовой скобки у здорового ребенка происходит спонтанное отпадение остатка пуповины на 3~5 сутки жизни.
Обычно к моменту выписки ребенка домой (на 4-6 сутки) пупочная ранка покрыта кровянистой корочкой. Уход за этой ранкой – один из важнейших моментов гигиены новорожденного ребенка. Обрабатывать корочку надо два раза в день (утром и вечером, после купания) спиртсодержащим антисептиком (например, 2% раствором бриллиантовой зелени или 1% раствором хлорофиллипта).
Обычно корочка с пупочной ранки отпадает к 12-14 дню жизни ребенка. Если корочка сохраняется к концу 3-й недели или если после ее отпадения вновь появляются выделения из ранки – нужен совет врача.
Корочки на голове
Корочки на голове малыша являются минимальным проявлением пищевой аллергии. Как только ребенку будут подобраны правильный гигиенический режим и питание, корочки пройдут сами. Категорически нельзя счесывать корочки расческой, это может травмировать нежную кожу ребенка. Можно намазать голову малыша стерильным растительным маслом, подождать и, когда корочки размягчатся, осторожно удалить их ватным тампоном или мягкой губкой во время мытья головы.
Купание
Основная гигиеническая процедура для грудного ребенка – ежедневное купание, которое, помимо гигиенических целей, обеспечивает еще и мягкое закаливание.
Для купания новорожденного вам потребуется:
- Специальная детская ванночка (пластмассовая или металлическая);
- Кувшин для ополаскивания;
- Термометр для воды;
- Махровая варежка для намыливания.
Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Температура воды должна быть комфортной – 36_37°С. Сам процесс купания по времени занимает 5-7 минут. Важно промыть все складочки (рукой, намыленной детским мылом). Махровой намыленной рукавичкой тельце и головку ребенка достаточно мыть один – два раза в неделю.
Пока не отпала корочка с пупочной ранки, в воду добавляют 5% раствор марганцовокислого калия (до слабо-розового цвета). Если у ребенка есть опрелости, сыпь, раздражение кожи, полезно добавлять в воду настой ромашки, отвар дубовой коры. После купания и осторожного обсушивания на пеленальном столике складки кожи смазывают детским кремом, косметическим или стерильным растительным маслом, припудривают детской присыпкой.
Помимо вечернего купания, ребенку необходим утренний туалет – перед вторым кормлением, в 8.30-9.30 утра. Лицо и ручки ребенка при этом умывают ваткой с теплой (35-36°С) кипяченой водой, затем обсушивают марлевой (или одноразовой бумажной) салфеткой. Глазки промывают кипяченой водой – от виска к носу, каждый глаз – отдельной стерильной ваткой. Носовые ходы очищают ватными фитильками, слегка смоченными стерильным растительным маслом. Завершается утренний туалет ребенка смазыванием складок (после подмывания) детским кремом или маслом.
И девочек, и мальчиков необходимо подмывать после дефекации, затем осторожно обсушивать чистой пеленкой область половых органов и смазывать ее 2-3 раза в день – детским кремом или нейтральным маслом (стерильным вазелином или растительным). Можно использовать присыпку.
Косметические средства для ухода за кожей новорожденных
Кожа детей грудного возраста отличается характерными особенностями: у нее тонкий поверхностный слой, густая сосудистая сеть, неразвитые выводящие протоки потовых желез. Кроме того, у детей первых 6 месяцев жизни в коже отсутствуют эластичные волокна, которые формируются только к 2 годам. Их отсутствие компенсируется большим количеством влаги, которая обеспечивает защиту кожи от механических повреждений.
Проницаемость кожи у детей первых 2~3 лет жизни значительно выше, чем у взрослых, поэтому многие наружные лекарственные средства не применяются во избежание токсического действия на организм. Установлено, что проницаемость кожи значительно меняется при ее воспалении. Вещества, в норме не проникающие через кожу, свободно «проходят» через нее при любых повреждениях. Проницаемость кожи увеличивается и с повышением ее влажности.
Обилие в коже капилляров, своеобразное строение сосудистой стенки у новорожденных позволяют микробам легко проникать через нее. Загрязнение кожи сказывается на общем состоянии ребенка. Новорожденный остро воспринимает раздражение кожи, что часто является причиной беспокойства, нарушения сна и аппетита. Дети, предрасположенные к аллергии, реагируют на все компоненты применяемой косметики, что обусловливает жесткость отбора средств для ухода за кожей.
Таким образом, кожа грудного ребенка нуждается в дополнительной защите, которую может обеспечить только специальная косметика.
Детская косметика – это особый вид косметической продукции, предназначенной для ежедневного ухода за тонкой и чувствительной кожей ребенка, ее защиты от различных неблагоприятных факторов. Действие этой косметики направлено на сохранение естественного защитного слоя кожи и профилактику кожных заболеваний.
Главное требование, предъявляемое к детской косметической продукции, – это безопасность. При использовании средств для взрослых, ребенок подвергается риску развития контактного дерматита вследствие раздражения кожи химическими компонентами.
В уходе за малышом рекомендуется использовать средства одной косметической линии, так как они дополняют и усиливают действие друг друга.
Эффективность применения любого средства зависит от локализации воспаления, его характера, глубины и распространенности. Общее правило гласит: чем острее воспаление кожи, тем более щадящим должно быть действие косметики.
По глубине воздействия современные средства можно распределить в порядке возрастания так: присыпки, примочки, взбалтываемые средства, мази, компрессы, кремы, пластыри.
В уходе за ребенком часто используются присыпки – порошкообразные вещества, подсушивающие и обезжиривающие кожу, предохраняющие от опрелостей и раздражения особо чувствительные ее места.
Применяя присыпку, необходимо соблюдать некоторые правила. Присыпка обычно используется после купания или подмывания ребенка для удаления излишка влаги из складочек кожи. Нельзя наносить это средство непосредственно на кожу. Небольшое количество присыпки наносится на ватный тампон или на ладонь, затем припудривается кожа ребенка. Излишек присыпки необходимо удалять с поверхности кожи. Не следует применять это средство вместе с маслами или кремами.
В уходе за новорожденным существенное место занимают жировые компоненты, питающие и смягчающие кожу. Известно, что жиры и растворенные в них вещества хорошо проникают через кожу, поэтому жирные вещества входят в состав косметических средств, в том числе детских. Жир, нанесенный на кожу, усиливает ее кровоснабжение, ускоряет рассасывание уплотнений, восстанавливает эластичность. Во избежание раздражающего действия применяемые жиры как животного, так и растительного происхождения должны быть химически нейтральны. В косметических линиях обычно преобладает такая лекарственная форма, как крем. Как правило, он содержит, наряду с высококачественным животным жиром и растительным маслом, водную фазу, представляя собой эмульсию, в которой частицы воды находятся в масле, и наоборот. Действие такого состава на кожу зависит от пропорции масла и воды. Смесь типа «масло в воде» поглощает и испаряет воду, поэтому она, охлаждая кожу, устраняет воспалительные проявления. Такие кремы хорошо переносятся, смягчают и питают кожу.
Кремы типа «вода в масле» обладают менее выраженным охлаждающим эффектом, не сушат, но хорошо питают кожу, восстанавливая ее свойства. Использовать эти кремы целесообразно при поверхностных воспалительных процессах, протекающих с сухостью кожи.
Косметические масла целесообразно использовать для удаления загрязнения с поверхности кожи ребенка либо, при необходимости, для массажа. Не следует использовать косметические масла для увлажнения кожи – для этого лучше применять специальные увлажняющие кремы и молочко. Не следует использовать жирные средства при воспалении и опрелости.
При выборе косметического средства всегда лучше проконсультироваться с врачом.
Цветки ромашки содержат эфирное масло, в состав которого входит более 40 органических компонентов и множество микроэлементов. Они применяются в качестве спазмолитического, противовоспалительного и антисептического средства.
Череда обладает высоким содержанием аскорбиновой кислоты, дубильных веществ и применяется в дерматологии в качестве противоаллергического и противовоспалительного средства, а также при гнойничковых заболеваниях кожи.
Основное действие календулы – бактерицидное, противовоспалительное, ранозаживляющее. Она также обладает противогрибковой и даже противовирусной активностью.
Зародыши пшеницы – мощный стимулятор роста и деления клеток. Высокое содержание крахмала и витаминов в них оказывает защитное, ранозаживляющее и смягчающее действие.
Одноразовые подгузники
В последние годы большое распространение во всем мире получили одноразовые подгузники. По мнению большинства врачей, их использование является положительным фактором. Надо только почаще менять их, так как влага ослабляет кожу, делает ее более уязвимой, а чем дольше выделения ребенка соприкасаются с кожей, тем больше вероятность ее повреждения.
Распространенное мнение, что в первые две недели нужно пользоваться только марлевыми подгузниками, неверно. В них кожа может оставаться влажной, а новорожденный еще не умеет дать понять, что ему неудобно или неприятно. Одноразовыми подгузниками можно пользоваться с первых дней жизни малыша.
Как правильно сменить подгузник
Подгузники надо менять, когда они мокрые или грязные.
Для этого надо приготовить: чистый одноразовый подгузник, немного воды и ваты, салфетку, детский лосьон или масло. Могут пригодиться не содержащие алкоголь детские влажные салфетки. Все должно быть приготовлено заранее. Нельзя оставлять малыша без присмотра на столике для пеленания!
Для смены подгузника надо:
- Положить малыша на безопасную, ровную поверхность. Расстегнуть и развернуть использованный подгузник, осторожно приподнять малыша за ножки одной рукой, а другой — снять старый подгузник.
- Перед тем как надеть новый подгузник, вымыть кожу малыша мягким мылом, сполоснуть водой, насухо промокнуть салфеткой и, если это рекомендовано врачом, нанести лечебный крем или мазь, содержащую цинк.
- Подложить чистый подгузник под попку малыша. Опустить ножки ребенка. Надеть подгузник. Закрепить его, наклеив многоразовые застежки на цветную полоску спереди подгузника. Многоразовые застежки можно откреплять и закреплять несколько раз, регулируя прилегание подгузника.
Меняя ребенку подгузник, следует обратить внимание на характер стула. У новорожденного ребенка в первые 3 дня жизни отходит первородный кал -меконий (зеленовато-коричневого цвета). В последующие дни при грудном вскармливании стул приобретает золотисто-желтый цвет, кисловатый запах, консистенция его обычно сметанообразная. При грудном вскармливании стул обычно бывает 5-7 раз в сутки, при смешанном и искусственном – реже и обычно – более густой консистенции.
Педиатры рекомендуют менять малышу подгузник перед кормлением, перед сном, перед прогулкой, после стула.
Источник