Показатели эстетического развития ребенка

На чтение 5 мин. Просмотров 3k. Обновлено 29.09.2018

Приобщать малыша к прекрасному и возвышенному, к миру художественного искусства, возродить ее творческие начала и желание заняться разными видами художественной деятельности – одно из главных задач работы нашего коллектива.

Художественно-эстетическое развитие: критерии и уровни его у дошкольников

Ознакомление с произведениями искусства.

Достаточный уровень:

  • проявляет имеющийся интерес к рассматриванию доступных иллюстраций и картинок, некоторых картин художников, на которых изображены дети, животные, растения;
  • комментирует увиденное, сопровождает мимикой, пение сопоставляет с увиденным в реальной жизни;
  • эмоционально откликается на музыку, ярко реагирует на контрастные по настроению музыкальные мелодии, с удовольствием слушает классическую музыку;
  • с удовольствием слушает и эмоционально воспринимает детские произведения, узнает их, комментирует, высказывает свое отношение;
  • чувствует и восстанавливает интонационно и с помощью движений ритм музыки и поэзии;
  • эмоционально и ассоциировано воспринимает кукольные спектакли в театре.

Средний уровень:

  • проявляет интерес к ярким книжных иллюстраций, картинок, комментирует увиденное;
  • различает мелодии и стихи с настроением и ритмом;
  • с удовольствием слушает детские сказки, произведения, песни, посещает кукольные спектакли.

Низкий уровень:

  • не проявляет интереса к книгам, даже к иллюстрациям в них;
  • интерес к кукольных спектаклей краткосрочный, или вообще отсутствует, восприятие событий;
  • мало чувствителен к настроению и характеру музыки и стихов.

Художественный образ языком искусства.

Достаточный уровень:

  • проявляет активный интерес к различных художественных образов;
  • легко соотносит форму, размер, цвет, фактуру реальных и изображенных предметов окружающей среды;
  • охотно и верно воспроизводит ритм и интонации мелодии пением и танцевальными движениями, импровизирует под музыкальное сопровождение, стремится играть на музыкальных инструментах, имитирует эту игру;
  • понимает характер воспроизведенных в театральном зрелище образов;
  • адекватно реагирует на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время чтения;
  • наблюдение за произведениями искусства побуждает к созданию собственных сказок, стихов, рисунков, театрализованных действий.

Средний уровень:

  • способен соотнести большинство качеств реальных и изображенных предметов;
  • может воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;
  • различает характер большинства воспроизведенных художественными средствами образов;
  • адекватно реагирует на вещественные средства средства воспроизведения взрослым художественных образов;

Низкий уровень:

  • не соотносит образы и их качества в художественных средствах и реальной жизни;
  • неадекватно реагирует на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время

    чтения;

  • затрудняется воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;

Художественно-практическая деятельность.

Достаточный уровень:

  • проявляет имеющийся интерес к изобразительной деятельности;
  • проявляет инициативу, импровизирует;
  • выявляет отношение к изобразительному искусству с помощью цвета;
  • способен создавать образ по замыслу, соблюдать замысла в процессе деятельности;
  • сопереживает созданному образу, отождествляет себя с ним;
  • дает оценку сделанному; изображения становятся похожими на реальные объекты, появляется ритмическое чередование объектов;
  • в изображении человека присутствует туловище, черты лица, уши, даже волосы; может самостоятельно слепить из пластилина кольца, сделать простую аппликацию;
  • эмоционально и подвижно сопровождает рассказов, стихов и сказок, пение песен;
  • подражает персонажей, придерживается ритма танцевальных движений.

Средний уровень:

  • проявляет эпизодический выборочный интерес к изобразительной деятельности;
  • передает основные черты и свойства объектов;
  • воспроизводит окружающие предметы и явления с помощью ритмичных мазков, штрихов, прямых и округлых линий;
  • осознанно использует различные цвета;
  • рисунок человека носит форму головонога, могут присутствовать черты лица;
  • с помощью взрослого лепят из пластилина, делает аппликации;
  • может воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;

Низкий уровень:

  • не проявляет или проявляет краткосрочный интерес и инициативу к изобразительной деятельности;
  • нуждается в постоянной помощи взрослого.

Детское творчество.

Достаточный уровень:

  • охотно экспериментирует с красками, карандашами, глиной, аппликационными формами, деталями конструктора, природным материалом;
  • удачно сочетает различные материалы в единой композиции;
  • сознательно выбирает вид художественной деятельности, материалов;
  • любит образовывать собственные сказки;
  • активно занимается словотворчеством, хвастается ее результатам перед другими;
  • импровизирует игру на детских инструментах;
  • использует юмор (прибегает к непохожих на настоящие звуков и жестов, подбирает неподходящие детали костюма).

Средний уровень:

  • начинает экспериментировать с материалами и их сочетанием;
  • с помощью взрослого, а иногда и сам может сознательно выбирать вид художественной деятельности;
  • делает удачные попытки образовывать собственные сказки, стихи, проявлять юмор;
  • занимается словотворчеством.

Низкий уровень:

  • не проявляет склонности к собственной творческой деятельности;
  • не интересуется изобразительной деятельностью других детей, не подражает осознанно их действия;
  • не стремится к образованию собственных историй, словотворчество носит случайный характер;
  • попытки юмора носят деструктивный характер и не имеют элементов творчества.

Роль социокультурной среды

Одним из условий эффективного внедрения целостной системы художественно-эстетического образования и воспитания дошкольников является создание эстетической среды в учебном заведении, открытого к активному взаимодействию с окружающей социокультурной средой.

Важной задачей современного дошкольного учреждения становится создание инновационной педагогической инфраструктуры, которая будет охватывать:

  • эстетику предметной среды, в котором дошкольники смогут реализовать свои художественно-творческие способности (эстетика дошкольного окружающей среды – наличие материальной базы :картинные галереи, художественные горнице, костюмы для театрализации, декорации, музыкальная фонотека; современный дизайн интерьеров и тому подобное);
  • эстетику социально-педагогической среды (эстетика дошкольного общения и жизнетворчества, красота межличностных отношений, господства педагогического оптимизма и веры, что каждая ребенка – в душе художник).

Дошкольное учреждение со специфическим социально-культурной средой в новых общественно-экономических условиях должен быть открытым к контактам с учреждениями культуры и искусства (музеями, дворцом культуры, театрами), до взаимодействия с профессиональными и самодеятельными художественными коллективами и известными художниками, более того – он должен стать инициатором таких контактов.

Именно художественно-эстетические аспекты дошкольного жизни имеют возможность нейтрализовать внешнее влияние макросреды, средств массовой информации, выполнять арттерапевтическую и превентивную функции девиантного поведения дошкольников.

Источник

Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.

По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.

Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 2-3 лет

(первая младшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);
  • Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
  • Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
  • Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
  • Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
  • Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
  • Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
  • Передача формы и цвета доступными художественными способами;
  • Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их изображением;
  • Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
  • Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.

Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

Первая младшая группа (2-3 года)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества

Экспериментирование с художественными инструментами

Освоение способов зрительного и тактильного обследования

Эмоциональность и интерес

Передача представлений и впечатлений

Создание образов предметов и явлений

Передача формы и цвета

Ассоциативное сходство (реальный предмет – изображение)

Интерес к обыгрыванию образов

Знание основных цветов

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 – высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 3-4 лет

(вторая младшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Проявление устойчивого интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
  • Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
  • Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
  • Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
  • Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
  • Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
  • Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
  • Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
  • Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
  • Знание основных и промежуточных цветов.

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

Вторая младшая группа (3-4 года)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества

Экспериментирование с художественными инструментами

Освоение способов зрительного и тактильного обследования

Эмоциональность и интерес

Передача представлений и впечатлений

Создание образов предметов и явлений

Передача формы и цвета

Владение инструментами

Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций

Знание основных цветов

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 – высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 4-5 лет

(средняя группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);
  • Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).
  • Уверенное владение разными художественными техниками;
  • Начальное понятие «языка искусства»;
  • Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.

Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или не красиво, грустно или весело).

Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

средняя группа (4-5 лет)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений

Самостоятельность в выборе сюжетов

Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами

Эмоциональность при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства

Коллективная деятельность

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 – высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 5-6 лет

(старшая группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное создание образов различных объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
  • В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
  • Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
  • Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочитающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Освоение новых техник по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
  • Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).

Высокий уровень – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

старшая группа (5-6 лет)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Самостоятельное создание образов

Развернутость сюжетов в изображении

Передача различных признаков и деталей в изображении объектов.

Владение разными художественными техниками

Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении

Сюжетность в изображении

Коллективная деятельность

Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности

Стремление осваивать новые художественные техники

Освоение новых изобразительных средств

Инициативность

Итого:

Оценка показателя художественно-творческого развития, где

3 – высокий уровень

2 – средний уровень

1 – низкий уровень

Педагогическая диагностика (мониторинг)

Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет

(подготовительная к школе группа)

Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:

  • Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
  • Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
  • Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
  • Успешная реализация творческих замыслов;
  • Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
  • Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
  • В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
  • Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
  • Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
  • Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
  • Планирование работы;
  • Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
  • Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.

Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.

Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.

Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству

Педагогическая диагностика по изодеятельности

Показатели художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

подготовительная к школе группа (6-7 лет)

_________________

Общие показатели развития детского творчества

Ф. О. ребенка

Читайте также:  Форма карты развития ребенка в доу по фгос