Показатели эстетического развития ребенка
На чтение 5 мин. Просмотров 3k. Обновлено 29.09.2018
Приобщать малыша к прекрасному и возвышенному, к миру художественного искусства, возродить ее творческие начала и желание заняться разными видами художественной деятельности – одно из главных задач работы нашего коллектива.
Художественно-эстетическое развитие: критерии и уровни его у дошкольников
Ознакомление с произведениями искусства.
Достаточный уровень:
- проявляет имеющийся интерес к рассматриванию доступных иллюстраций и картинок, некоторых картин художников, на которых изображены дети, животные, растения;
- комментирует увиденное, сопровождает мимикой, пение сопоставляет с увиденным в реальной жизни;
- эмоционально откликается на музыку, ярко реагирует на контрастные по настроению музыкальные мелодии, с удовольствием слушает классическую музыку;
- с удовольствием слушает и эмоционально воспринимает детские произведения, узнает их, комментирует, высказывает свое отношение;
- чувствует и восстанавливает интонационно и с помощью движений ритм музыки и поэзии;
- эмоционально и ассоциировано воспринимает кукольные спектакли в театре.
Средний уровень:
- проявляет интерес к ярким книжных иллюстраций, картинок, комментирует увиденное;
- различает мелодии и стихи с настроением и ритмом;
- с удовольствием слушает детские сказки, произведения, песни, посещает кукольные спектакли.
Низкий уровень:
- не проявляет интереса к книгам, даже к иллюстрациям в них;
- интерес к кукольных спектаклей краткосрочный, или вообще отсутствует, восприятие событий;
- мало чувствителен к настроению и характеру музыки и стихов.
Художественный образ языком искусства.
Достаточный уровень:
- проявляет активный интерес к различных художественных образов;
- легко соотносит форму, размер, цвет, фактуру реальных и изображенных предметов окружающей среды;
- охотно и верно воспроизводит ритм и интонации мелодии пением и танцевальными движениями, импровизирует под музыкальное сопровождение, стремится играть на музыкальных инструментах, имитирует эту игру;
- понимает характер воспроизведенных в театральном зрелище образов;
- адекватно реагирует на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время чтения;
- наблюдение за произведениями искусства побуждает к созданию собственных сказок, стихов, рисунков, театрализованных действий.
Средний уровень:
- способен соотнести большинство качеств реальных и изображенных предметов;
- может воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;
- различает характер большинства воспроизведенных художественными средствами образов;
- адекватно реагирует на вещественные средства средства воспроизведения взрослым художественных образов;
Низкий уровень:
- не соотносит образы и их качества в художественных средствах и реальной жизни;
- неадекватно реагирует на слова, паузы, тональность, высоту и тембр голоса, которые использует взрослый во время
чтения;
- затрудняется воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;
Художественно-практическая деятельность.
Достаточный уровень:
- проявляет имеющийся интерес к изобразительной деятельности;
- проявляет инициативу, импровизирует;
- выявляет отношение к изобразительному искусству с помощью цвета;
- способен создавать образ по замыслу, соблюдать замысла в процессе деятельности;
- сопереживает созданному образу, отождествляет себя с ним;
- дает оценку сделанному; изображения становятся похожими на реальные объекты, появляется ритмическое чередование объектов;
- в изображении человека присутствует туловище, черты лица, уши, даже волосы; может самостоятельно слепить из пластилина кольца, сделать простую аппликацию;
- эмоционально и подвижно сопровождает рассказов, стихов и сказок, пение песен;
- подражает персонажей, придерживается ритма танцевальных движений.
Средний уровень:
- проявляет эпизодический выборочный интерес к изобразительной деятельности;
- передает основные черты и свойства объектов;
- воспроизводит окружающие предметы и явления с помощью ритмичных мазков, штрихов, прямых и округлых линий;
- осознанно использует различные цвета;
- рисунок человека носит форму головонога, могут присутствовать черты лица;
- с помощью взрослого лепят из пластилина, делает аппликации;
- может воспроизвести ритм и интонации мелодии посредством движений и пения;
Низкий уровень:
- не проявляет или проявляет краткосрочный интерес и инициативу к изобразительной деятельности;
- нуждается в постоянной помощи взрослого.
Детское творчество.
Достаточный уровень:
- охотно экспериментирует с красками, карандашами, глиной, аппликационными формами, деталями конструктора, природным материалом;
- удачно сочетает различные материалы в единой композиции;
- сознательно выбирает вид художественной деятельности, материалов;
- любит образовывать собственные сказки;
- активно занимается словотворчеством, хвастается ее результатам перед другими;
- импровизирует игру на детских инструментах;
- использует юмор (прибегает к непохожих на настоящие звуков и жестов, подбирает неподходящие детали костюма).
Средний уровень:
- начинает экспериментировать с материалами и их сочетанием;
- с помощью взрослого, а иногда и сам может сознательно выбирать вид художественной деятельности;
- делает удачные попытки образовывать собственные сказки, стихи, проявлять юмор;
- занимается словотворчеством.
Низкий уровень:
- не проявляет склонности к собственной творческой деятельности;
- не интересуется изобразительной деятельностью других детей, не подражает осознанно их действия;
- не стремится к образованию собственных историй, словотворчество носит случайный характер;
- попытки юмора носят деструктивный характер и не имеют элементов творчества.
Роль социокультурной среды
Одним из условий эффективного внедрения целостной системы художественно-эстетического образования и воспитания дошкольников является создание эстетической среды в учебном заведении, открытого к активному взаимодействию с окружающей социокультурной средой.
Важной задачей современного дошкольного учреждения становится создание инновационной педагогической инфраструктуры, которая будет охватывать:
- эстетику предметной среды, в котором дошкольники смогут реализовать свои художественно-творческие способности (эстетика дошкольного окружающей среды – наличие материальной базы :картинные галереи, художественные горнице, костюмы для театрализации, декорации, музыкальная фонотека; современный дизайн интерьеров и тому подобное);
- эстетику социально-педагогической среды (эстетика дошкольного общения и жизнетворчества, красота межличностных отношений, господства педагогического оптимизма и веры, что каждая ребенка – в душе художник).
Дошкольное учреждение со специфическим социально-культурной средой в новых общественно-экономических условиях должен быть открытым к контактам с учреждениями культуры и искусства (музеями, дворцом культуры, театрами), до взаимодействия с профессиональными и самодеятельными художественными коллективами и известными художниками, более того – он должен стать инициатором таких контактов.
Именно художественно-эстетические аспекты дошкольного жизни имеют возможность нейтрализовать внешнее влияние макросреды, средств массовой информации, выполнять арттерапевтическую и превентивную функции девиантного поведения дошкольников.
Источник
Педагогическая диагностика детей проводится с детьми в естественных условиях. В отдельном помещении оборудуется место для индивидуальных занятий с детьми. На столе свободно размещаются разные художественные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми в ходе эксперимента: краски гуашевые, кисти трёх размеров, фломастеры, цветные карандаши, салфетки бумажные и матерчатые, бумага белая трёх форматов (большого, среднего и маленького). Дети приглашаются индивидуально, рассматривают материалы и инструменты. В непринужденной игровой форме ребёнку предлагается назвать всё, что он видит (при этом фиксируется общая ориентировка ребёнка в художественных материалах), и выбрать, чем бы он хотел заниматься (что бы хотел делать). Предлагается также выбрать материалы для реализации своего замысла.
По ходу эксперимента фиксируются: выбор ребенка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов деятельности, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Для анализа процесса и результата детской художественной деятельности была разработана система показателей, сведённая в таблицу для удобства фиксации наблюдений экспериментаторов.
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 2-3 лет
(первая младшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Проявление интереса к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного творчества (посуда, предметы интерьера);
- Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
- Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
- Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
- Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
- Ребенок может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
- Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
- Передача формы и цвета доступными художественными способами;
- Ассоциативно ребенок может устанавливать сходство между реальными предметами и их изображением;
- Проявление интереса к обыгрыванию образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
- Сопоставление названий основных цветов с самим цветом.
Высокий уровень – в изобразительном творчестве ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.); имеет представление об основных цветах и может их узнавать; правильно работает с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, путает основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
Первая младшая группа (2-3 года)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества | |||||||||
Экспериментирование с художественными инструментами | |||||||||
Освоение способов зрительного и тактильного обследования | |||||||||
Эмоциональность и интерес | |||||||||
Передача представлений и впечатлений | |||||||||
Создание образов предметов и явлений | |||||||||
Передача формы и цвета | |||||||||
Ассоциативное сходство (реальный предмет – изображение) | |||||||||
Интерес к обыгрыванию образов | |||||||||
Знание основных цветов | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 3-4 лет
(вторая младшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Проявление устойчивого интереса к книжной графике, к декоративно-прикладному искусству, музыкальным инструментам;
- Понимание, что изображение отличается от реальных предметов;
- Экспериментирование с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами;
- Осваивание способов зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире;
- Проявление эмоциональности и интереса к художественной деятельности;
- Отображение своих представлений и впечатлений об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации);
- Создание образов конкретных предметов и явлений окружающего мира;
- Передача формы и цвета доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, модульным, каркасным);
- Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание созданных образов (колобок, дорожка, машина, птичка и т. д.), постройки (забор, мостик, диванчик, стол, домик) и композиций (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке);
- Знание основных и промежуточных цветов.
Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок охотно и с устойчивым, ярко выраженным интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в повседневном быту (в игрушках, одежде, упаковке и др), хорошо сопоставляет название основных и промежуточных цветов с самими цветами, правильно держит инструменты (карандаши, фломастеры, мелки, кисть).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением, но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослыми, определяет только основные цвета, не уверенно обращается с инструментами (кистью, карандашом, фломастером).
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу, не выражает свое отношение к ее процессу и результату; не сопоставляет название цвета с данным цветом, не правильно держит инструменты (кисть, карандаш, фломастер).
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
Вторая младшая группа (3-4 года)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Проявление интереса к иллюстрациям и предметам декоративно-прикладного творчества | |||||||||
Экспериментирование с художественными инструментами | |||||||||
Освоение способов зрительного и тактильного обследования | |||||||||
Эмоциональность и интерес | |||||||||
Передача представлений и впечатлений | |||||||||
Создание образов предметов и явлений | |||||||||
Передача формы и цвета | |||||||||
Владение инструментами | |||||||||
Целенаправленное создание, рассматривание и обыгрывание образов и композиций | |||||||||
Знание основных цветов | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 4-5 лет
(средняя группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Активное, уверенное и с интересом изображение знакомых объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных);
- Самостоятельное нахождение и воплощение в художественном творчестве простых сюжетов на темы окружающей жизни, художественной литературы, любимых мультфильмов, передовая при этом свое отношение к окружающему миру
- Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали).
- Уверенное владение разными художественными техниками;
- Начальное понятие «языка искусства»;
- Выражение своих представлений, переживаний, мыслей, чувств доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Проявление эстетических эмоций и чувств, при восприятии произведений разных видов и жанров искусства.
Высокий уровень – в изобразительном и декоративно-прикладном творчестве ребенок создает оригинальные, эмоционально-выразительные образы и выражает свое отношение к ним; создает сюжеты, разнообразные по тематике и содержанию; с увлечением знакомится с разными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; дает эстетические оценки увиденному в природе, искусстве и в быту (красиво или не красиво, грустно или весело).
Средний уровень – ребенок интересуется изобразительным или декоративно-прикладным искусством, выражает свое отношение вербально или своими доступными изобразительно-выразительными средствами; владеет практическими навыками в разных видах изобразительной деятельности, но испытывает затруднение при самостоятельном выборе замысла, разработке сюжета, часто следует образцу; охотно включается в коллективную деятельность, но не охотно выступает инициатором, обращается за помощью к взрослым и сверстникам.
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительному искусству; вовлекается в художественную деятельность лишь по приглашению взрослого; мотивирует свою пассивность «неумением» и «нежеланием»; не выражает свое отношение к процессу и результату; создает схематичное изображение по образцу, копируя чужие рисунки и повторяя свои без особых изменений.
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
средняя группа (4-5 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Уверенное изображение знакомых объектов, предметов и явлений | |||||||||
Самостоятельность в выборе сюжетов | |||||||||
Передача простыми художественными средствами различных признаков изображаемых объектов. | |||||||||
Владение разными художественными техниками | |||||||||
Выражение своих эмоций и мыслей доступными выразительно-изобразительными средствами | |||||||||
Эмоциональность при восприятии произведений разных жанров изобразительного искусства | |||||||||
Коллективная деятельность | |||||||||
Инициативность | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 5-6 лет
(старшая группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное создание образов различных объектов, предметов и явлений (бытовых, социальных, природных) окружающего мира на основе сформированных представлений о них;
- В разных видах изобразительной деятельности стремление к воплощению развернутых сюжетов
- Передача доступными графическими, живописными и пластическими средствами в создаваемых образах различных признаков изображаемых объектов (форма, пропорции, цвет, фактура, характерные детали), а также различные взаимосвязи между ними.
- Выражение личного отношения к изображаемому, доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочитающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Освоение новых техник по своей инициативе (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж, декупаж, квиллинг, папье-маше и др.);
- Освоение различных изобразительно-выразительных средств (форма, линия, пятно, ритм, цвет, композиция, симметрия, асимметрия и др.).
Высокий уровень – ребенок активно интересуется разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; проявляет индивидуальное эмоционально-ценностное отношение (выражает эмоциями, жестами, мимикой); самостоятельно и мотивированно занимается изобразительной деятельностью; получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном).
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире и выражает свои эмоции, включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей); не проявляет интереса к освоению новых художественных техник.
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
старшая группа (5-6 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Самостоятельное создание образов | |||||||||
Развернутость сюжетов в изображении | |||||||||
Передача различных признаков и деталей в изображении объектов. | |||||||||
Владение разными художественными техниками | |||||||||
Выражение своих эмоций и мыслей и отношения в изображении | |||||||||
Сюжетность в изображении | |||||||||
Коллективная деятельность | |||||||||
Умение сочетать форму, декор и назначение предмета в декоративно-прикладной деятельности | |||||||||
Стремление осваивать новые художественные техники | |||||||||
Освоение новых изобразительных средств | |||||||||
Инициативность | |||||||||
Итого: |
Оценка показателя художественно-творческого развития, где
3 – высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Педагогическая диагностика (мониторинг)
Художественно-творческое развитие детей 6-7 лет
(подготовительная к школе группа)
Общие показатели развития детского творчества для данного возраста:
- Самостоятельное, свободное, увлеченное и с устойчивым интересом создание оригинальных образов и сюжетных композиций различной тематики из близкого окружения (семья, детский сад, бытовые, общественные и природные явления, флора, фауна, деревня, город, праздники), на основе своего представления о «далеком» (природа и культура на других континентах, путешествия, космос), «прошлом» и «будущем» (приключения).
- Передача личных впечатлений и отношения об окружающем мире (добрый или злой сказочный персонаж, грустный или веселый человек) доступными изобразительно-выразительными и конструктивными средствами;
- Выражение своего отношения к эстетическим объектам и явлениям (красиво, нравится, любуюсь);
- Успешная реализация творческих замыслов;
- Свободное сочетание разных видов художественно-продуктивной деятельности;
- Стремление к воплощению развернутых сюжетов в разных видах изобразительной деятельности;
- В декоративно-оформительской деятельности создание изделия, гармонично сочетающего форму, декор и назначение предмета.
- Применение и сочетание освоенных художественных техник и способов для воплощения своих замыслов;
- Свободное использование освоенных художественных техник и изобразительно-выразительные средства как особый «язык искусства»;
- Освоение новых способов создания образа и изобретение своих в процессе художественного экспериментирования;
- Планирование работы;
- Сотрудничество с другими детьми в процессе создания коллективной композиции;
- Интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Высокий уровень – ребенок проявляет устойчивый интерес к разными видами и жанрами изобразительного и декоративно-прикладного искусства; увлеченно и самостоятельно занимается изобразительной деятельностью; нашел свой стиль (индивидуальный почерк); получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), сам пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир.
Средний уровень – ребенок проявляет интерес к изобразительному и декоративно-прикладному искусству; замечает красивое в окружающем мире, охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но не очень охотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительно-выразительных средств, мотивируя боязнью неудачи, ошибки, неуверенностью в своих силах и умениях, замыслы и результаты изобразительной деятельности не всегда оригинальны и самостоятельны.
Низкий уровень – ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь в специально созданной ситуации при участии и активной поддержки взрослого (педагога, родителей) или сверстников; не проявляет интереса к освоению новых художественных техник и изобразительно-выразительных средств; не высказывает заметного интереса к искусству
Педагогическая диагностика по изодеятельности
Показатели художественно-творческого развития детей
дошкольного возраста
подготовительная к школе группа (6-7 лет)
_________________
Общие показатели развития детского творчества | Ф. О. ребенка | ||||||||
Читайте также: Форма карты развития ребенка в доу по фгос |