Показателем развития ребенка дошкольного возраста является развитая речь

Показателем развития ребенка дошкольного возраста является развитая речь thumbnail

Управление образования администрации Шебекинского района

Центр диагностики и консультирования

Постоянно действующий семинар для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений Шебекинского района и города Шебекино

Речь как показатель психического развития дошкольников

Подготовила:

педагог-психолог МАДОУ

«ЦРР-ДС №12 г. Шебекино»

Соловьева Е.В.

Шебекино 2017

Речь – сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения. Речь представляет собой последовательность слов, предложений. Речь теоретически бесконечна: количество текстов не может быть сочтено даже теоретически.

 Выделяют три основные функции речи:

  1. Межиндивидуальня функция. Речь – это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми.
  2. Внутрииндивидуальная функция. Речь служит орудием многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы.
  3. Общечеловеческая функция. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.  Именно дошкольный возраст – период интенсивного совершенствования речи.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством  языка, который усваивается ребенком в ходе общения  с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее. Своевременное – значит начатое с первых же дней после рождения ребенка; полноценное – значит достаточное по объему языкового материала и побуждающее ребенка к овладению речью в полной мере его возможностей на каждой возрастной ступени.

Особенности речевого развития детей

дошкольного возраста

Согласно психологической периодизации выделяются следующие возрастные периоды, характеризующиеся определенным речевым развитием в дошкольном возрасте:

1. Младший дошкольный возраст

На четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становиться более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать, кроме существительных и глаголов, другие части речи: прилагательные, наречия, предлоги.

Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения.

Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания  слов в речи сверстников. Речь детей носит в основном ситуативный характер, она ещё недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Ребёнок может с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.

2.Средний дошкольный возраст

К пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становиться чище, отчётливей. Возрастает речевая активность детей. Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.

Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в словах.        

3. Старший дошкольный возраст

На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.

Всё чище становиться произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Ребёнок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребёнка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

Обогащение и расширение  словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Всё чаще в речи  ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие  материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.                                                                                                                                                                                                                                                

Несмотря на значительное расширение лексики, ребенок ещё   далёк от свободного пользования словами. Хорошей проверкой и показателем полноценного владения словарём является умение детей подбирать противоположные по смыслу слова (антонимы) – существительные (вход-выход),  прилагательные (хороший-плохой), наречия (быстро-медленно), глаголы (говорит-молчит); подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь?- Холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный) наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? – быстро, хорошо, медленно, чётко, тихо, громко и т.д.), близкие по смыслу слова-синонимы (ходить-идти, шагать, топать, вышагивать и др.).

Предлагая детям такие задания, нетрудно убедится в том, что их словарь все еще небогат прилагательными, наречиями, глаголами, да и слова, близкие по смыслу, они могут подобрать в недостаточном количестве и не всегда удачно.

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.

В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Всё реже  ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе (окон, ламп, карандашей). Он легко образует, существительные и другие части речи при помощи суффиксов (учит детей – учитель, читает книги – читатель, строит дома – строитель), прилагательные из существительных (ключ из железа –  железный, банка из стекла – стеклянная).

Однако в речи детей все чаще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев» вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных («на пианине» стоят часы»).

Грамматическая правильность речи ребёнка  во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

В диалогической (разговорной) речи ребенок в соответствии с вопросом и темой разговора использует как краткие, так и развернутые ответы.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Стремясь к тому, чтобы его высказывание было правильно понято, ребенок довольно охотно поясняет детали своего рассказа, специально повторяет отдельные его части. Он способен рассказывать не только о событиях ближайших дней, но и о давно прошедших (например, зимой рассказывает о том, как он отдыхал летом на даче, как вместе с дедушкой собирал грибы, ловил рыбу, купался в пруду и пр.).

 В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные часто опускает.

 В старшем дошкольном возрасте мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Однако у некоторых детей в этом возрасте еще только заканчивается правильное  усвоение шипящих звуков, звуков л, р. С их усвоением дети начинают четко и внятно произносить различной сложности слова.

В общении со сверстниками и взрослыми дети пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче и тише, т. е. могут соизмерять громкость речи с учетом расстояния до слушателя, характера высказывания. В повседневном общении дети пользуются умеренным темпом, но при пересказах их речь часто бывает замедленна за счет длительных необоснованных задержек, пауз. Однако в моменты эмоционального подъема, находясь под впечатлением просмотренного фильма, прочитанной сказки, ребенок в процессе высказывания част не в состоянии проконтролировать свою речь и говорит громче и быстрее обычного.

Ориентируясь на образец, дети способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств выразительности; они часто правильно пользуются вопросительной, повествовательной интонациями; могут передавать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям: радость, печаль, негодование и др.

Однако не все шестилетние дети владеют правильным произношением звуков: у одних могут быть задержки в усвоении звуков, у других- – неправильное их формирование: р – горловое, одноударное, звуки ш, ж – боковые, с, з – межзубные. Некоторые дети не всегда четко дифференцируют в словах свистящие и шипящие звуки, звуки л и р. Такое смещение звуков чаще наблюдается при произнесении слов и фраз, включающих одновременно оба звука («шушка» вместо сушка), но почти не встречается ошибок при произнесении слов, в которых есть лишь один из этих звуков (собака, кошка). Фразы, насыщенные такими звуками, произносятся детьми не всегда четко.

 Ясность, внятность речи во многом зависит и от того, как быстро говорит ребенок. У детей, говорящих быстро, как правило, речи менее отчетлива.

Дети с ускоренной речью часто не произносят в словах отдельные звуки, недоговаривают окончания, «проглатывают» даже отдельные слова. Дефекты в строении артикуляционного аппарата или недостаточная его подвижность могут быть причиной неправильного произношения звуков, нечеткой речи. Смена молочных зубов в 5-6 л. на постоянные нередко отражается на произносительной стороне речи: ухудшаются звукопроизношение, дикция.

Итак, к концу шестого года ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, отчетливо и ясно воспроизводит слова, имеет необходимый для свободного общения словарный запас, правильно пользуется многими грамматическими формами и категориями; его высказывания становятся содержательнее, выразительнее и точнее, также наблюдается  тенденция к обобщению, установлению логических связей. Возникновение обобщения важно для дальнейшего развития интеллекта. И наглядно-действенное, и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью.

В психическом  развитии дошкольников речь и внимание неразрывно связаны, при помощи речи взрослые руководят действиями ребенка, направляют внимание ребенка на нужное действие или предмет,  ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения.

 Для того чтобы процесс речевого развития протекал своевременно и правильно, необходимы определённые условия. В частности, ребёнок должен:

  1. Быть психически и соматически здоровым;
  2. Иметь нормальные умственные способности;
  3. Иметь полноценный слух и зрение;
  4. Обладать достаточной психической активностью;
  5. Обладать потребностью в речевом общении;
  6. Иметь полноценное речевое окружение.

Таким образом, речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения.

Умение общаться со сверстниками и другими людьми — одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребенка. В то же время наличие перечисленных умений является показателем нормального развития.

Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, так как у речи и мышления один физиологический источник — мозг человека.

Если познавательные (психические) процессы — восприятие, память, внимание, мышление — развиваются нормально, то и речь ребенка более богата, выразительна, развернута, совершенна. Именно поэтому перечисленные выше познавательные процессы называют психологической базой речи, уровень развития которой напрямую влияет на речь ребенка.  

Развитое восприятие, наличие познавательных интересов являются серьезной базой для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.) напрямую связано с формированием объяснительной речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулируют развитие связных форм речи — диалога и монолога.  

Особо необходимо отметить значение развитой связной речи, так как именно в ней концентрируются достижения ребенка не только в речевом развитии, но и в личностном.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Данилова Е.Е. Практикум  по возрастной и педагогической психологии/Под редакцией Дубровиной И.В.. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.
  2. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. Под ред. Д. Б.Эльконина, А. Л.Венгера. – М., 1988.
  3. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов-на-Дону: 2002. – 146 с.
  4. https://festival.1september.ru/articles/568565/

Источник

Показатели речевого развития

Возраст

Фонетическая сторона речи

Грамматический строй речи

Лексическая сторона речи

Связная речь

3-4 года

Ребенок может заниматься звукоподражатель­ными упражне­ниями (кваква, пи-пи-пи, ду-ду-ду и т.п.), произнося громко гласные звуки. У него появляется осо­бая чувствитель­ность к звуковой стороне речи

Активно упот­ребляет грам­матические формы. Различает единственное и множественное число предметов (посуда, одежда, игрушки). Пра­вильно упот­ребляет слова, обозначающие детенышей жи­вотных, выделя­ет признак пред­метов (форма, цвет, величина), согласовывает глагол во времени с существитель­ным, понимает назначение предлогов, поль­зуется разной интонацией (во­просительной, повествователь­ной, побуждаю­щей)

Отражает и речи сначала предметы ближайшего окружения, потом призна­ки предметов, затем живот­ных, овощи, фрукты, расте­ния и т.д.

Ребенку свой­ственна диало­гическая речь. Он в состоянии начать neрecкaз сказки («Курочка Ряба», «Репка», «Колобок»), а иногда с помо­щью вопросов взрослого и про­должить ее. Умеет рассматри­вать картинки, игрушки; отве­чая на вопросы. Способен поде­литься увиден­ным и пережи­тым.

Вычленяет индивидуальные обращения к нему. Показа­телем является инициативная речь

4-5 лет

В большинстве своем произ­носит четко все звуки родного языка. Воспри­имчив к ритмико – слоговой структуре слов. Легко подражает окружающим звукам и шумам в природе: ветру, водичке, жукам, насосу и др. Мо­жет варьировать темп и интона­ционную выра­зительность, чи­тая сказки и сти­хи. Различает слово, звук

Творчески применяет усво­енное: упраж­няется в упот­реблении ро­дительного па­дежа множест­венного числа существительных, глаго­лов повелительного наклоне­ния. Словотворчество является нормой

Выделяет и предметах свойства, каче­ства, детали, части и слове­сно их обозначает. Умеет подбирать к предмету соот­ветствующие действия. Спо­собен к элементарному обобщению предметов в родовые категории (мебель, посуда, одеж­да)

Может отвечать на вопросы по содержанию литературных произведений, рассказывать по картине, опи­сывать особен­ности игрушки, передавать свои­ми словами лич­ные впечатления

5-6 лет

Способен про­износить труд­ные звуки, речь отчетливая. Использует сред­ства интонаци­онной вырази­тельности: груст­но, весело, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоя­тельствах, поль­зуется повествовательной, вопросительной и восклицатель­ной интонация­ми. Может обна­ружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произноше­нии

Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи. Активен в словотворчестве, словоизменении и словообра­зовании, задает много поисковых вопросов. Способен устана­вливать и отра­жать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизиро­вать. Умеет согласовывать прилагательное с существитель­ным в роде, чис­ле, правильно ис­пользовать существительное единственного и множественного числа в роди­тельном паде­же, употреблять сложноподчиненные пред­ложения. У ребенка появля­ется критичес­кое отношение к своей речи

Свободно поль­зуется обоб­щающими словами, группируя предме­ты по родо­вым призна­кам. Развива­ется смысло­вая сторона речи ребенка (синонимы, антонимы, от­тенки значе­ний слов, вы­бор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях)

Хорошо пони­мает прочитан­ное, отвечает на вопросы по содержанию и способен переска­зать сказку, короткие рассказы. Использует синонимические вы­ражения, спосо­бен участвовать в коллективном пересказе. Мо­жет рассказы­вать по картинке (по серии картин), об игрушке (о нескольких иг­рушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завязку, кульми­нацию и развяз­ку. Способен вы­ходить за рамки реального, вооб­разив предшествовавшие и пос­ледующие, собы­тия. Может под­метить в рассказе не только существенное, но и детали, част­ности

Возрастные нормативы речевого развития детей

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ

3—4 года

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

Различают и называют час­ти предметов, их качества (ве­личину, цвет, форму, матери­ал), некоторые сходные по назначению пред­меты (туфли — ботинки), понимают обоб­щающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель

Употребляют существи­тельные, обозначающие профессии; глаголы, обо­значающие трудовые дей­ствия; определяют и на­зывают местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настро­ение людей; используют существительные, обозна­чающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозна­чающие свойства; наибо­лее употребительные гла­голы, наречия, предлоги;

Употребляют существи­тельные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обо­значающие признаки предметов; наречия, ха­рактеризующие отноше­ние людей к труду; гла­голы, характеризую­щие трудовую деятель­ность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значени­ем. Прилагательные, су­ществительные, глаго­лы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу

Расширяется за­пас слов, обозна­чающих назва­ния предметов, действий, признаков. Исполь­зуют в речи си­нонимы, антони­мы, существи­тельные с обобщающим значе­нием. Употреб­ляют разные части речи точ­но по смыслу

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

3—4 года

4—5 лет

5—б лет

6—7 лет

Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматрива­нии предме­тов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3— 4-х предложе­ний, состав­ленный об иг­рушке или по содержанию картины; уча­ствуют в дра­матизации отрывков из знакомых сказок

Пересказывают небольшие рас­сказы и сказки, знакомые и вновь прочитан­ные, составляют небольшие рассказы о предме­те по содержа­нию сюжетной картины, совер­шенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвеча­ют на постав­ленные вопросы

Совершенствуется ди­алогическая и моно­логическая речь. Под­держивают непри­нужденную беседу, за­дают вопросы, пра­вильно отвечают на них. Развивается уме­ние связно, последовательно пересказы­вать небольшие лите­ратурные произведе­ния без помощи взрослого, самостоя­тельно составлять не­большие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллектив­ного опыта, переда­вая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера

Совершенствуется диало­гическая и монологичес­кая речь. Закрепляется умение отвечать на воп­росы и задавать их, фор­мируется культура рече­вого общения. Ребенок самостоятельно, вырази­тельно, без повторов передает содержание лите­ратурных текстов, используя различные сред­ства выразительности. Дальнейшее развитие по­лучает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предло­женному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение состав­лять небольшие рассказы из личного опыта, расска­зы творческого характе­ра и небольшие сказки

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Раздел грамматики

Возраст детей

3—4 года

4—5 лет

5—6 лет

6—7 лет

Морфология

Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребля­ют существительные с предлогами: в, на, под, за

Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют фор­мы повелительного наклоне­ния глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать

Совершенствуется умение согласовывать в предложе­нии существительные с числительными, прилага­тельными; формируется умение использовать не­склоняемые существитель­ные

Закрепляется умение со­гласовывать существи­тельные с числительны­ми, прилагательными и местоимения с суще­ствительными

Словообра­зование

Употребляют существи­тельные в форме ед. и мн. ч., обозначающие живот­ных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яб­лок, рук)

Образуют форму мн. числа су­ществительных, обозначаю­щих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в им., род. падежах (котя­та — котят), правильно ис­пользуют форму мн. ч. род. п. существительных

Образуют форму мн. чис­ла существительных, обо­значающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу)

Образуют (по образцу) существительные с суф­фиксами, глаголы с при­ставками, сравнитель­ную и превосходную сте­пень прилагательных. Совершенствуется уме­ние образовывать однокоренные слова

Синтаксис

Употребляют предложения с однородными существи­тельными, учатся правиль­но согласовывать слова в предложении

Правильно согласуют слова в предложении, учатся исполь­зовать простейшие виды слож­носочиненных и сложноподчи­ненных предложений

Продолжают учиться со­ставлять простые, слож­ные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью

Используют в речи раз­нообразные синтакси­ческие конструкции и виды предложений

Источник