Показатель развития ребенка на фэмп

Показатель развития ребенка на фэмп thumbnail

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

В основе по-знания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления Обсуждение

  • Назовите виды мышления.

  • Как в работе воспитателя по ФЭМП учитывается уровень
    развития мышления ребенка?

  • Какие логические операции вы знаете?

  • Приведите примеры математических заданий для каждой
    логической операции.

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;

  • наглядно-образное;

  • словесно-логическое.

Логические операции

Примеры заданий дошкольникам

Анализ (разложение целого на составные части)

— Из каких геометрических фигур составлена машина?

Синтез (познание целого в единстве и взаимосвязи его частей)

— Составь дом из геометрических фигур

Логические операции

Примеры заданий дошкольникам

Сравнение (сопоставление для установления сходства и различия)

— Чем похожи эти предметы? (формой) — Чем отличаются эти предметы? (размером)

Конкретизация (уточнение)

— Что ты знаешь о треугольнике?

Обобщение (выражение основных результатов в общем положении)

— Как можно одним словом назвать квадрат, прямоугольник и ромб?

Систематизация (расположение в определенном порядке)

Поставь матрешки по росту

Классификация (распределение объектов по группам в зависимости от их общих признаков)

— Разложи фигуры на две группы. — По какому признаку ты это сделал?

Абстрагирование (отвлечение от ряда свойств и отношений)

— Покажи предметы круглой формы

III. Развитие памяти, внимания, воображения Обсуждение

  • Что включает понятие «память» ?

  • Предложите детям математическое задание на развитие памяти.

  • Как активизировать внимание детей при формировании элементарных математических представлений?

  • Сформулируйте задание детям на развитие воображения, используя математические понятия.

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его. («У Кати одно яблоко. К ней пришла Маша, надо разделить яблоко поровну между двумя девочками. Внимательно посмотрите, как я это буду делать!»).

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи
Обсуждение

  • Как в процессе формирования элементарных математических представлений развивается речь ребенка?

  • Что дает математическое развитие для развития речи ребенка ?

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение словаря (числительные, пространственные
    предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);

  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);

  • формулировка ответов полным предложением;

  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений
Обсуждение

— Какие специальные навыки и умения формируются у дошкольников в процессе формирования математических представлений?

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

1 VI. Развитие познавательных интересов Обсуждение

  • Каково значение наличия у ребенка познавательного интереса к математике для его математического развития?

  • Каковы пути возбуждения познавательного интереса к математике у дошкольников?

  • Как можно возбудить познавательный интерес к занятиям по ФЭМП в ДОУ?

  • Что является предпосылкой возникновения интереса к занятию математикой у детей?

Значение познавательного интереса:

  • активизирует восприятие и мыслительную деятельность;

  • расширяет кругозор;

  • способствует умственному развитию;

  • повышает качество и глубину знаний;

  • способствует успешному применению знаний на практике;

  • побуждает самостоятельно приобретать новые знания;

  • меняет характер деятельности и связанные с ней переживания (деятельность становится активной, самостоятельной, разносторонней, творческой, радостной, результативной);

  • оказывает положительное влияние на формирование личности;

  • оказывает положительное действие на здоровье ребенка (возбуждает энергию, повышает жизненный тонус, делает жизнь более счастливой);

Пути возбуждения интереса к математике:

  • связь новых знаний с детским опытом;

  • открытие новых сторон в прежнем опыте детей;

  • игровая деятельность;

  • словесное возбуждение;

  • стимуляция.

Психологические предпосылки интереса к математике:

• создание положительного эмоционального отношения к педагогу;

• создание положительного отношения к занятиям.

Пути возбуждения познавательного интереса к занятию по ФЭМП:

  • объяснение смысла выполняемой работы («Кукле негде спать. Давайте построим для нее кровать! Каких размеров она должна быть? Давайте померяем!»);

  • работа с любимыми привлекательными объектами (игрушками, сказками, картинками и др.);

  • связь с близкой детям ситуацией («У Миши день рождения. Когда у вас день рожденья, кто к вам приходит?
    К Мише тоже пришли гости. Сколько чашек надо поставить на стол для праздника?»);

  • интересная для детей деятельность (игра, рисование, конструирование, аппликация и др.);

  • посильные задания и помощь в преодолении трудностей (ребенок должен в конце каждого занятия испытать удовлетворение от преодоления трудностей)’, положительное отношение к деятельности детей (заинтересованность, внимание к каждому ответу ребенка, доброжелательность); побуждение инициативы и др.

Принципы обучения математике

  • Сознательность и активность.

  • Наглядность.

  • Деятельностный подход.

  • Систематичность и последовательность.

  • Прочность.

  • Постоянная повторяемость.

  • Научность.

  • Доступность.

  • Связь с жизнью.

  • Развивающее обучение.

  • Индивидуальный и дифференцированный подход.

  • Коррекционная направленность и др.

Методы ФЭМП. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

1. Перцептивный аспект (методы, обеспечивающие передачу учебной информации педагогом и восприятие ее детьми посредством слушания, наблюдения, практических действий):

а) словесный (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.);

б) наглядный (демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.);

в) практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

2. Гностический аспект (методы, характеризующие усвоение нового материала детьми, — путем активного запоминания, путем самостоятельных размышлений или проблемной ситуации):

а) иллюстративно-объяснительный;

б) проблемный;

в) эвристический;

г) исследовательский и др.

3. Логический аспект (методы, характеризующие мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):

а) индуктивный (от частного к общему);

б) дедуктивный (от общего к частному).

4. Управленческий аспект (методы, характеризующие степень самостоятельности учебно-познавательной деятельности детей):

а) работа под руководством педагога,

б) самостоятельная работа детей.

Особенности практического метода:

  • выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

  • широкое использование дидактического материала;

  • возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом;

  • выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.);

  • использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Читайте также:  Влияние наследственности среды и воспитание развития ребенка

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала:

  • демонстрационный и раздаточный;

  • сюжетный и бессюжетный;

  • объемный и плоскостной;

  • специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.);

  • фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала:

• новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала;

  • по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

  • одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала;

  • новый наглядный материал лучше показать детям заранее…

Требования к самодельному наглядному материалу:

  • гигиеничность (краски покрываются лаком или пленкой, бархатная бумага используется только для демонстрационного материала);

  • эстетичность;

  • реальность;

  • разнообразие;

  • однородность;

  • прочность;

  • логическая связанность (заяц — морковь, белка — шишка и т. п.);

  • достаточное количество…

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель — ребенок.

Требования к речи воспитателя:

  • эмоциональная;

  • грамотная;

  • доступная;

  • четкая;

  • достаточно громкая;

  • приветливая;

  • в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

  • в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Требования к речи детей:

  • грамотная;

  • понятная (если у ребенка плохое произношение, воспитатель проговаривает ответ и просит повторить); полными предложениями;

  • с нужными математическими терминами;

  • достаточно громкая…

Приемы ФЭМП

  1. Демонстрация (обычно используется при сообщении новых знаний).

  2. Инструкция (используется при подготовке к самостоятельной работе).

  3. Пояснение, указание, разъяснение (используются для предотвращения, выявления и устранения ошибок).

  4. Вопросы к детям.

  5. Словесные отчеты детей.

  6. Предметно-практические и умственные действия.

  7. Контроль и оценка.

Требования к вопросам воспитателя:

  • точность, конкретность, лаконизм;

  • логическая последовательность;

  • разнообразие формулировок;

  • небольшое, но достаточное количество;

  • избегать подсказывающих вопросов;

  • умело пользоваться дополнительными вопросами;

  • давать детям время на обдумывание…

Требования к ответам детей:

  • краткие или полные в зависимости от характера вопроса;

  • на поставленный вопрос;

  • самостоятельные и осознанные;

  • точные, ясные;

  • достаточно громкие;

  • грамматически правильные…

Что делать, если ребенок отвечает неправильно?

(В младших группах необходимо исправить, попросить повторить правильный ответ и похвалить. В старших — можно сделать замечание, вызвать другого и похвалить правильно ответившего.)

Формыработыпоматематическомуразвитию дошкольников

Форма

Задачи

время

Охват детей

Ведущая роль

Занятие

Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки

Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой)

Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии)

Воспитатель (или дефек-толог)

Дидактическая игра

Закрепить, применить, расширить ЗУН

На занятии или вне занятий

Группа, подгруппа, один ребенок

Воспитатель и дети

Индивидуальная работа

Уточнить ЗУН и устранить пробелы

На занятии и вне занятий

Один ребенок

Воспитатель

Досуг (математический утренник, праздник, викторина и т. п.)

Увлечь математикой, подвести итоги

1—2 раза в году

Группа или несколько групп

Воспитатель и другие специалисты

Самостоятельная деятельность

Повторить, применить, отработать ЗУН

Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности

Группа, подгруппа, один ребенок

Дети и воспитатель

Источник

Воспитатель Алексеева Н.В.

  1. Количество и счёт

Старшая группа

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько  игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

«Матрешки»

Цель: упражнять в порядковом счете» развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красны, желтая, зеленая: синяя и т. д. , от 6 до 10 штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд-это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

  «Назови «соседей» числа»

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у низ на карточке и почему эти числа стали соседями.

  1. Величина

 Старшая группа

«Сложи дощечки»

Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

 «Новогодние елочки»

Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины.

Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку,  по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

  1. Масса
Читайте также:  Коррекционная работа с ребенком с отклоняющемся в развитии

Подготовительная группа

«Что тяжелее»

Цель: обучение умению сравнивать предметы по тяжести

Материалы: два одинаковых ведерка и коробочка с морской галькой(пуговицами)

Способ выполнения: педагог организует беседу:

– Как вы думаете , какое ведерко тяжелее: где много камешков или где мало? Возьмите оба ведерка в руки. Какое из них тяжелее?

– Что надо сделать чтобы ведерки стали стали одинаковыми по тяжести? ( Либо убрать камешки из того ведерка , где много, либо добавить в то где мало.)

Педагог обсуждает с детьми оба варианта и предлагает на практике убедиться , что оба -подходят, нов первом случае оба ведерка станут легче, а во втором- тяжелее. Тяжесть ведерка дети прикидывают на руках., самостоятельно определяя ,где тяжелее.

Вариант 1Эти упражнения можно провести с водой . Воду можно наливать в ведерко кружкой , чтобы ребенок сам отмеривал количество воды для получения более тяжелого и более легкого ведерка.

Вариант 2. Можно предложить продумать , как сделать ведерки одинаковыми по тяжести. Если ребенок догадается, что нужно наливать воду по очереди в каждое ведерко( кружку- в одно, кружку- в другое ). То он сможет самостоятельно сделать выводы: надо наливать в них одинаковое количество кружек воды, тогда ведерки будут одинаковыми по тяжести.

 « Узнай где больше»

Цель: обучение оценке массы визуального и с помощью мерки.

Материалы: стеклянные банки, картонный пакет из-под сока, стакан, вода

Ход: педагог оказывает пол- литровую банку с водой и картонный пакет из-под сока с водой.

-Кто может сказать, сколько стаканов воды в этой банке? В этом пакете?

Педагог подводит  детей к выводу  о том, что легче высказывать предположение, если  вода налита в прозрачный сосуд, но на «глаз» трудно определить точно.

Затем желающие измеряют воду в обоих сосудах, используя стакан. Педагог снова обращает внимание детей на технику отмеривания : воду надо наливать одинаково – «по край»

Старшая группа

«Назови свой автобус»

Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером,

Содержание.  В.  ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становится в 3 колонны за стульями Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят сбои автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.

Подготовительная группа

«Мастерим геометрические фигуры»

Цель: Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.

Материалы: наборы счетных палочек, веревочки (шнурки)

Ход: Воспитатель читает стихи, а дети делают геометрические фигуры из веревочек и счетных палочек.

Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший – квадратный,

Добродушный, приятный.

Младший – треугольный,

Вечно недовольный.

Тот кричит ему:

– Смотри, ты полней меня и шире,

У меня углов лишь три,

У тебя же их четыре.

Дети из счетных палочек моделируют квадраты и треугольники, затем называют фигуры.

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на углы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал:

– Приятных, Я желаю тебе снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!

Воспитатель уточняет у детей, какая фигура получится, если у квадрата срезать углы. (Круг). Дети делают круги из веревочек.

Но наутро младший брат

Страшной мести был не рад.

Поглядел – нет квадрата.

Онемел… Стоит без слов..

Вот так месть. Теперь у брата

Восемь новеньких углов!

Дети составляют восьмиугольник. Затем называют все сделанные геометрические фигуры.

  1. Арифметические задачи

Подготовительная группа

«Найди свой вагон»

Цели: развивать умение применять знания в действии, обдумывать, контролировать, устранять ошибки; познакомить детей с действием сложения, со знаком «+», обозначающими это действие; закрепить порядковый счет, умение находить место цифры в ряду, понимать вопрос (Какой по счету?); показать принцип образования натурального ряда чисел: в результате увеличения на 1 получается число, то есть последующее.

Материалы: карточки с примерами, макеты вагонов.

Содержание: детям дают карточки в виде примеров: 2+1; 3+1; 4+1; кроме 1+1. Они делятся на две команды по 10 человек, им предлагается по гудку паровоза отправиться в Страну знаний. Нужно обежать «змейкой» цветные прямоугольники с цифрами (вагоны), выложенные в ряд на полу, и, решив свой пример, найти номер своего вагона, встать в него. Когда дети обеих команд найдут свои вагоны, педагог просит назвать его номер и проверяет правильность решения примера, подводит детей к выводу, что каждое последующее число больше предыдущего на единицу. Дети осуществляют порядковый счет.

Вопрос: вагон с каким номером остался без пассажира?

Движение: бег «змейкой» между предметами.

Правила: детям нужно быть внимательными при нахождении номера вагона, знать, что каждое последующее число увеличивается на единицу. При беге не задевать детей, вставших на свое место, работать быстро; счет осуществлять последовательно, отвечая на вопрос: «Какой по счету синий вагон?» и т.д. При последовательном пересчете друг за другом уметь на слух определить, номер какого вагона не был произнесен. Если дети не догадались, счет повторить.

Старшая группа

Цепочка примеров

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия

Ход игры: взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический, например 3+2. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно и т.д.

 «Примеров много, ответ один».

Цели:

Закрепить состав числа в пределах 10.

Учить детей раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.

Учить детей составлять арифметические задачи на сложение и вычитание.

Игровой материал: игровое поле, 2 набора карточек с цифрами (большого и маленького размера).

Варианты заданий:

1.Взрослый выкладывает на середину поля большую карточку с цифрой (например 8) и спрашивает:

-Ваня как можно составить число восемь из двух других чисел? (Ребёнок должен положить в пустые кружочки с двух сторон маленькие карточки с цифрами так, чтобы в сумме получилось число 8.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка раннего возраста консультация для родителей

-А как Оля образует число восемь? и т.д.

2.Решать арифметические задачи используя картинки и карточки с цифрами. Например: на пустые кружочки кладутся карточки с цифрами 4 и 3 напротив друг друга. Взрослый говорит условия задачи:

– Под кустом сидели 4 улитки к ним приползли ещё 3 улитки. Сколько улиток спряталось под кустом? (Ребёнок должен сосчитать и положить в середину игрового поля большую карточку с цифрой). Аналогично можно составлять задачи на вычитание.

3.Можно предложить ребёнку самому придумывать задачи.

  1. Пространственные представления

Старшая группа

«Расскажи про свой узор»

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Содержание. У каждого ребенка картинка (коврик с узором). Дети должны рассказать, как расположены элементы узора: в правом верхнем углу – круг, в левом верхнем углу – квадрат. В левом нижнем углу – овал, в правом нижнем углу – прямоугольник, в середине – круг. Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине большой круг – от него отходят лучи, в каждом углу цветы. Вверху и внизу-волнистые линии, справа и слева – по одной волнистой линии с листочками и т. д.

Подготовительная группа

«Поможем Элли вернуться домой»

Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.

Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой:

3        4

      5

1        2

Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет).

Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием).

Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполнют задания последовательно.

 «Рисуем дорожку к участку»

Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Материалы: листы бумаги с изображением плана территории

Ход: у детей листы бумаги с изображением плана территории дсада (здание и участок дсада).

Воспитатель предлагает детям помочь Петрушке найти дорогу к участку и дает указания:

– придумайте, как мы будем обозначать направления движения. (Прямой линией со стрелкой)

– положите треугольник посередине листа

– проведите прямую линию со стрелкой от прямоугольника до треугольника.

– положите круг посередине одной из боковых сторон листа (участок другой группы)

Проведите прямую линию со стрелкой от треугольника до круга.

– уточните дальнейшее направление движения до участка

– проведите прямую линию со стрелкой от круга к участку.

Затем дети по очереди рассказывают о направлении движения от дсада до участка, используя пространственные понятия.

 «Линии и точки»

Цель: Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

развивать внимание, мыслительные операции, воображение.

Материалы: тетрадные листы в крупную клетку, цветные карандаши.

Ход игры:Воспитатель раздает листы в клетку и карандаши и просит детей украсить «коврики для гномов». Затем на доске цветным мелом проводит линии слева направо и сверху вниз, называя их направление, и уточняет: Что образуют линии (клеточки). Клеточки помогают расположить рисунок ровно. В центре клеточки и на пересечении линий можно поставить точки. (Показывает несколько вариантов) А теперь давайте украсим коврики для гномов с помощью цветных линий, клеточек и точек.

  1. Время

Старшая группа

«Вчера, сегодня, завтра»

Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие.

Ход: Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.

«Части суток»

Цель: упражнять детей в различении частей суток.

Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь.

Содержание. Воспитатель  чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из  какого – либо стихотворения, а затем подает сигнал, Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.

  1.Утром мы во двор идем,    

     Листья сыплются дождем,         

     Под ногами шелестят,                 

      И летят, летят, летят…                                                                         

2.Случится в солнечный денек         

   Ты в лес уйдешь поглуше

    Присядь попробуй на пенек        

    Не торопись… Послушай…                          

   3.Вот уж вечер.                                                      

   Роса.

   Блестит на крапиве.                                        

   Я стою на дороге,                

    Прислонившись к иве…                                                                                

4.Плакали ночью желтые клены:                                                    

    Вспомнили клены,                                  

    Как были зелены…

  Подготовительная группа

«Назови скорей»

Цель: формирование знании о днях недели.

Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).

Источник