Показания ребенка 5 лет
вопрос №12372095
прочитан 97 раз
Оцените вопрос
отзывов: 2 934
•
ответов: 5 069
•
г. Ульяновск
до суд может принять решение допросить пятилетнего ребёнка но вы можете возражать Спасибо за ваше обращение на наш сайт удачи вам и всего хорошего.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
отзывов: 53 153
•
ответов: 110 010
•
г. Екатеринбург
Если Ребенку 5 лет. То Может суд принять его показания во внимание, его могут ли вообще опрашивать детские психологи только, удачи вам.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
Адвокат
Будилова Н.Н.
отзывов: 13 173
•
ответов: 32 368
•
г. Кологрив
Суд не вправе принимать мнение ребенка по вопросу того с кем он будет проживать если ребенку не исполнилось 10 лет. что касается допроса то как правило ребенка не допрашивают, а просто в свободном разговоре с ним могут спросить его об обстоятельствах интересующих суд, по поручению суда или иных органов с ребенком может побеседовать или провести обследование по интересующим вопросам и психолог, например выявить степень привязанности к родителям, уровень тревожности.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
г. Хабаровск • Вопросов: 1
Могу ли я мать несовершеннолетнего ребенка 6 лет, написать отказ от дачи его показаний в полиции? Дело касается семьи.
вопрос №8751656
прочитан 58 раз
отзывов: 319
•
ответов: 1 011
•
г. Санкт-Петербург
Вы можете сослаться на ст.51 Конституции РФ. Статья 51. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего…
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
вопрос №17342455
прочитан 15 раз
отзывов: 1 254
•
ответов: 2 173
•
г. Москва
можете, если доход на каждого члена семьи не превышает величину прожиточного минимума.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
г. Белгород • Вопросов: 1
Моему ребенку 2,5 года, могут ли мне отказать его принять в детский сад?
вопрос №4813387
прочитан 63 разa
Юрист
Лигостаева А.В.
отзывов: 80 386
•
ответов: 252 592
•
г. Ставрополь
Моему ребенку 2,5 года, могут ли мне отказать его принять в детский сад?
а нам на чём лучше погадать? Могут отказать. Могут не оказать. Если подойдёт ваша очередь.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
отзывов: 1 002
•
ответов: 2 403
•
г. Белгород
Екатерина Васильевна! В Вашем случае нет однозначного ответа, т.к. каждый случай строго индивидуален. Необходима дополнительная информация с ДОУ.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
Прописан у деда я и сын 5 лет могут ли меня выписать его дети для продажи дома без моего согласия так как дед умер?
вопрос №5772850
прочитан 21 раз
отзывов: 22 851
•
ответов: 61 874
•
г. Барыш
Они как собственники дома могут снять Вас с регистрационного учета в судебном порядке. Ребенка в никуда снять с регистрации не могут даже в судебном порядке.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
Адвокат
Фролова Э.Ф.
отзывов: 820
•
ответов: 2 600
•
г. Набережные Челны
А кто наследника деда?
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
отзывов: 2 975
•
ответов: 9 321
•
г. Санкт-Петербург
Если Вы не являетесь собственником доли в праве общей долевой собственности (не являетесь наследником по праву представления) , то могут Вас и ребенка снять с регистрационного учета на основании решения суда.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
Мы с женой в разводе она мне не дает видеться с ребенком ему 5 лет могу ли я забирать его без присмотра матери?
вопрос №7362864
прочитан 30 раз
отзывов: 27 142
•
ответов: 71 186
•
г. Снежногорск
Вам лучше обратиться в суд с иском об определении порядка общения с ребенком.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
Адвокат
Туник С. В.
отзывов: 102
•
ответов: 340
•
г. Москва
В соответствии с Семейным кодексом Вы и ваша бывшая супруга обязаны заниматься, в т.ч. воспитанием ребенка. В случае создания дискриминацией по воспитанию ребенка одним из родителей, у другого родителя возникает право на его защиту в судебном порядке. Согласно нормам Гражданского и Семейного кодексов Вам необходимо либо в досудебном или в судебном порядке определить порядок общения с ребенком.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
отзывов: 277
•
ответов: 943
•
г. Белгород
Вы вправе обратиться в суд об определении порядка общения с ребенком, в суде установят график.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
Я мать одиночка ребёнку 5 лет могу ли я брать отпуск только летом или мне положено его брать на общих основаниях.
вопрос №11878441
прочитан 9 раз
отзывов: 43
•
ответов: 90
•
г. Санкт-Петербург
Сергей.
В соответствии со ст. 263 Трудового кодекса РФ одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям.
По смыслу вышесказанного летом можете.
Уточнить
Вам помог ответ: ДаНет
Моему ребенку 12 лет, могу ли я подарить ему официально свою долю в квартире и что для этого нужно? Спасибо!
отзывов: 1 210
•
ответов: 2 626
•
г. Новосибирск
Вы можете подарить ему долю. Составляете договор дарения в трех экземплярах, оплачиваете от его имени 1000 руб госпошлину и отдаете документы на регистрацию в Росреестр.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
отзывов: 27 594
•
ответов: 59 792
•
г. Москва
Да, вы имеете право подарить ему долю квартиры. Но в договоре вы не можете расписаться дважды, как даритель и как одаряемый. А сам он также не может расписаться, т.к. не достиг 18 лет. За него может расписаться его отец, как законный представитель.
Задать вопрос
Вам помог ответ: ДаНет
Публикации:
15.04.2016, 14:38
38
3 132
24.11.2012, 04:00
24
602
09.12.2016, 14:56
10
298
20.12.2016, 16:21
4
631
15.03.2016, 13:36
1
64
Спроси юриста!
Ответ за5минут
спросить
Администратор печатает сообщение
Источник
Ребенок может выступать в роли свидетеля и давать свидетельские показания как в гражданском, так и в уголовном деле. Но в отличие от взрослых порядок допроса несовершеннолетнего свидетеля имеет свои особенности. Он регламентирован ст. 179 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ, а также ст. 191 и ст. 280 Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.
???? С какого возраста ребенок может быть свидетелем
Ни в ГПК РФ, ни в УПК РФ нет четких ограничений по возрасту свидетелей. Таким образом, теоретически свидетелем может быть человек любого возраста.
На практике суды по гражданским делам допрашивают несовершеннолетнего в качестве свидетеля только в исключительных случаях, если разбираемое дело касается непосредственно самого ребенка – при лишении родительских прав, при решении вопроса о проживании ребенка с одним из родителей, при усыновлении и т. д.
Привлечение ребенка к уголовному делу и последующий его допрос в качестве свидетеля происходят в зависимости от обстоятельств преступления, эмоционального состояния ребенка, его физического и психического развития. Например, если в качестве свидетеля по делу проходит совсем маленький ребенок, недавно научившийся говорить, то его допрос остается на усмотрение следователя.
Во многих случаях сотрудники правоохранительных органов стараются минимизировать привлечение детей в качестве свидетелей, если при этом есть взрослые, которые могут пояснить суть дела.
Что вы думаете о привлечении ребенка в качестве свидетеля?
Свидетель-ребенок ничем не отличается от взрослогоМне кажется, ребенок может врать или фантазироватьМне это не очень нравится, но иногда другого выхода нет
????♂️ Порядок допроса несовершеннолетнего в качестве свидетеля
Согласно ГПК РФ, если свидетель младше 14 лет, то допрос всегда происходит с участием педагога, а при необходимости – законного представителя ребенка (родителей, опекунов или усыновителей). В некоторых случаях возможно присутствие педагога на допросах лица, не достигшего 16 лет.
По нормам УПК РФ основной возрастной ценз такой же – все лица младше 14 лет обязаны являться на допрос с педагогом. Однако присутствие педагога при допросе возможно для лица, не достигшего 18 лет, если суд учтет подобное целесообразным. Если же несовершеннолетний свидетель имеет психические или физические недостатки, то его допрос всегда происходит при участии педагога или психолога.
Адвокат вызывается на допрос по желанию и ходатайству законных представителей ребенка, поскольку свидетель имеет право воспользоваться помощью защитника. Присутствие адвоката является обязательным лишь в ситуации, когда несовершеннолетний находится в статусе подозреваемого или обвиняемого.
Если нужно допросить лицо младше 16 лет, то вызов на допрос производится через законных представителей, а в некоторых случаях, например, если ребенок учится в интернате, – через администрацию учебного заведения.
В случае когда несовершеннолетний нигде не обучается, а родители, которые могли бы быть законными представителями, лишены родительских прав, вызов ребенка на допрос происходит через органы опеки, которые должны представлять его интересы.
Ответственность за дачу заведомо ложных показаний
Особенностью привлечения несовершеннолетнего в качестве свидетеля является то, что до 16 лет ребенок не несет уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Поэтому ребенка не имеют права предупреждать об этом, равно как и об ответственности за отказ от дачи показаний – любое подобное напоминание является незаконным, после чего протокол допроса будет считаться недопустимым доказательством.
Следователь или суд должны лишь разъяснить ребенку необходимость говорить правду. После 16-летнего возраста наступает ответственность за дачу заведомо ложных показаний, согласно ст. 307 Уголовного кодекса РФ.
Согласно ч. 5 ст. 191 УПК РФ при проведении следственных действий с участием несовершеннолетнего обязательна видеосъемка. Отснятые видеоматериалы хранятся в уголовном деле. Если же сам несовершеннолетний или его законный представитель возражают против видеосъемки, то вести запись не имеют права.
Сколько может длиться процедура
Продолжительность допроса напрямую зависит от возраста свидетеля.
Если ребенку менее 7 лет:
- не более 30 минут без перерыва;
- не более 1 часа в общей сложности.
Если ребенку от 7 до 14 лет:
- не более 1 часа без перерыва;
- не более 2 часов в общей сложности.
Если ребенку от 14 до 18 лет:
- не более 2 часов без перерыва;
- не более 4 часов в общей сложности.
Что делать, если адвокат проиграл процесс – нужно ли ему платить
Читать
Как себя вести и куда обращаться, если пропал ребенок
Подробнее
Права, ответственность и обязанности ребенка в России
Смотреть
Комментарий эксперта: особенности судебной практики
Мнение эксперта
Екатерина Алейникова
Юрист
На практике суды прибегают к привлечению несовершеннолетнего в качестве свидетеля в исключительных случаях, когда иного выхода нет. Связано это со многими факторами, первый из которых – жесткие законодательные рамки порядка проведения допроса. Малейшее уклонение от них может повлечь обжалование не только документов следствия, но и судебного приговора.
Также нельзя забывать о таком нюансе, как неустоявшаяся детская психика и отсутствие жизненного опыта, который помогает оценить ситуацию, по поводу которой ребенок дает свидетельские показания. Именно поэтому в качестве дополнительной страховки на допросы всегда приглашается педагог. Он имеет право задавать несовершеннолетнему любые вопросы, а также потребовать прекратить дачу показаний, если это негативно отражается на физическом или эмоциональном состоянии ребенка.
❓ Часто задаваемые вопросы
Может ли ребенок быть свидетелем у своего родителя или иного близкого родственника?
Да, может. Однако, согласно ст. 308 УК РФ, даже после наступления 16-летнего возраста лицо имеет право отказаться от дачи показаний против близких родственников.
Ребенок-дошкольник может быть свидетелем?
Может, если следователь или суд сочтет возможным привлечение ребенка в этом качестве.
Может ребенок быть понятым?
Несовершеннолетних нельзя привлекать к роли понятых.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.
Источник
Актуальность исследования. Проблема преступности в России остается крайне актуальной в настоящее время. Нередки ситуации в следственной практике, когда дети становятся очевидцами преступлений или потерпевшими и оказываются, вовлечены в следственные действия в качестве свидетелей или потерпевших.
Допрос является самым распространенным и необходимым во всех случаях предварительного расследования следственным действием и от того, насколько полны, достоверны, точны сведения, полученные от свидетелей и потерпевших, будет зависеть возможность доказывания преступления.
Эксперты, работающие с малолетними потерпевшими, также сталкиваются с необходимостью оценки того, насколько дети могут воспринимать и отражать ситуации, происходящие с ними или же у них на глазах.
Данная проблема возникает в связи с существованием специфических особенностей различных возрастных групп, а также с недостаточной разработанностью в юридической психологии вопроса дачи показаний несовершеннолетними. Следует отметить, что в научно-психологической литературе по данной проблематике участие несовершеннолетних в следственных действиях ограничивается преимущественно подростковым возрастом, тогда как допрос малолетнего свидетеля или потерпевшего ставит перед следователем необходимость использовать несколько другие тактические приемы при взаимодействии с ребенком, а также ставит задачи по оценке достоверности показаний детей.
Публикации отечественных психологов, посвященных проблеме дачи показаний детьми дошкольного и младшего школьного возраста, сводятся к применению данных возрастной психологии об особенностях восприятия, памяти, мышления и др. и разработке тактических приемов
5 допроса малолетних свидетелей, исходя из специфики определенного возраста. В рамках отечественной юридической психологии данный аспект допроса малолетних свидетелей и потерпевших рассмотрен в трудах А.М.Алексеева (1973), Г.Г.Доспулова, Ш.М.Мажитова (1975), А.А.Закатова (1979), М.М.Коченова, Н.Р.Осиповой (1984), С.В.Кузнецова, Т.С.Кобцова (2004), И.И.Мамайчук (1995), В.В. Романов (1999) и др. Говоря о психологии показаний детей, психологи отмечают некоторые возрастные особенности, которые, по их мнению, могут искажать показания. Перечисление факторов, влияющих на показания, авторы ограничивают в основном эмоциональностью детей, их беззащитностью и уязвимостью в психотравмирующей ситуации, а также внушаемостью. Обращает на себя внимание, что экспериментально-психологических исследований показаний малолетних свидетелей в России не проводилось. Существуют немногочисленные зарубежные исследования, призванные ответить на вопрос, можно ли доверять свидетельским показаниям детей. Однако, эксперименты, проведенные за рубежом, доказывая недостоверность утверждений детей, тем не менее, не дают ответов, на многие вопросы, в том числе прикладного значения.
Для уточнения и дальнейшей разработки тактических приемов, устранения возможных ошибок в показаниях, крайне важным представляется изучение закономерностей и особенностей процесса формирования показаний детей. Так как формирование показаний детей различного возраста представляет определенную специфику и ставит перед специалистами вопросы: насколько адекватно они могут воспринимать и отражать ситуации, происходящие с ними или же у них на глазах, какова степень надежности и достоверности сообщаемой детьми информации.
Таким образом, несомненная актуальность проблемы дачи показаний малолетними свидетелями и потерпевшими и недостаточная ее разработанность, формирует необходимость данного исследования.
Цель исследования – изучить способность детей старшего дошкольного (5-6 лет) и младшего школьного возраста (7-8 лет) давать показания.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ проблемы показаний.
Экспериментально изучить дачу показаний детьми 5-8 лет.
Проанализировать влияние уровня психического развития, внимания на показания детей 5-8 лет.
Рассмотреть влияние актуального эмоционального состояния на дачу показаний детей 5-8 лет.
Провести сравнительный анализ дачи показаний между мальчиками и девочками 5-8 лет.
6. Рассмотреть динамику во времени показаний детьми 5-8 лет.
Объект исследования – дети-дошкольники, посещающие старшие и
подготовительные группы детского сада и младшие школьники 1 – 2 классов.
Предмет исследования – психологические особенности, способные повлиять на показания детей, а также их возможное изменение спустя некоторый промежуток времени.
Гипотезы исследования:
имеются половые различия и возрастные особенности показаний мальчиков и девочек старшего дошкольного и младшего школьного возраста;
существует взаимосвязь между психологическими особенностями детей 5-8 лет, такими как уровень психического развития, внимание, эмоциональное состояние, и достоверностью показаний.
Методологической основой исследования явились положения общей и возрастной психологии о движущих факторах и стадиях развития человека, прохождении им различных кризисных и стабильных периодов (Б.Г.Ананьев [1996], П.П. Блонский [1997] Л.С. Выготский [1982, 1983,
7 1984, 1999], В.В.Давыдов [1990], П.Я.Гальперин, А.В.Запорожец, С.Н.Карпова [1978], А.Н.Леонтьев [1975, 2001], А.А.Реан [2003], С.Л.Рубинштейн [1999], Д.Б.Эльконин [1989, 2004] и др.), развитие психики детей от пяти до восьми лет (Г.С.Абрамова [1973], Л.А.Венгер, В.С.Мухина [1988], В.В.Зеньковский [1995], В.Г.Каменская [2005], И.Ю.Кулагина [1999], А.А.Люблинская [1971], В.С.Мухина [2000], Л.Ф.Обухова [1996], Л.А.Першина [2004] и др.). Также использовались положения юридической психологии и криминалистики о формировании свидетельских показаний, допросе, тактических приемах допроса и специфике допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших (А.М.Алексеев [1973], В.Л.Васильев [2002], Г.Г.Доспулов [1976], М.И.Еникеев [2003], А.А.Закатов [1979], И.Кертэс [1965], М.М.Коченов, Н.Р.Осипова [1984], С.В.Кузнецова, Т.С.Кобцова [2004], И.И.Мамайчук [1995], В.А.Образцов, С.Н. Богомолова [2002, 2003], А.Р.Ратинов [1967], В.В. Романов [1999], Ю.В.Чуфаровский [1995, 1996, 2000] и др.).
Методы и методики исследования. В соответствии с поставленными целью и задачами исследования использовался соответствующий им комплекс психологических методов и методик, включающий в себя теоретический анализ психологической и криминалистической литературы по исследуемой проблеме; моделирующий эксперимент; метод формализованного интервью, составленного в соответствии с моделирующим экспериментом; экспериментально-психологические методики: тест Г.Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу», корректурная проба, сокращенный 8-цветовой тест М.Люшера, тест «Несуществующее (фантастическое) животное». Для обработки материала использовались методы математической статистики, графичные и табличные алгоритмы интерпретации данных.
База исследования. Исследование проводилось на базе детских садов № 1, 10, 26 г.Гатчины Ленинградской области, где испытуемыми
8 являлись дети пяти-шести лет, посещающие старшие и подготовительные группы. Среди данной возрастной группы в обследовании приняли участие 62 ребенка, из которых 32 мальчика и 30 девочек. Исследование также проводилось в общеобразовательной школе № 9 г.Гатчины Ленинградской области, на базе первых и вторых классов, где на момент исследования детям было семь-восемь лет. В эксперименте приняли участие 62 школьника, из которых 34 мальчика и 28 девочек. Всего в экспериментальном исследовании участвовало 124 ребенка.
Научная новизна работы заключается в том, что с помощью эксперимента была рассмотрена степень адекватности и полноты информации, которую могут предоставить дети 5-8 лет.
Эксперимент, описанный в данной работе, является первой попыткой моделирования ситуации допроса и выяснения возможностей детей от пяти до восьми лет давать показания. Также эксперимент позволил выделить некоторые аспекты ситуации, которые дети не могут понять или правильно воспроизвести в своих показаниях, и, напротив, те аспекты, в отношении которых показания детей были исчерпывающими. Результаты эксперимента позволяют судить об особенностях показаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Экспериментальное исследование дачи показаний детей 5-8 лет позволило рассмотреть некоторые вопросы, касающиеся допроса малолетних свидетелей, которые до настоящего времени были недостаточно изучены в рамках юридической психологии. Так, проведение эксперимента в два этапа, где опрос проводился в различные промежутки времени после восприятия ситуации ребенком, позволило осветить проблему зависимости дачи показаний от времени.
Деление на две возрастные группы – 5-6 и 7-8 лет сделало возможным рассмотреть качественные и количественные отличия показаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Эксперимент также позволил изучить половые различия показаний детей 5-8 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования могут расширить представления о возможности детей воспринимать, сохранять и передавать информацию в рамках возрастной психологии.
Получены новые эмпирические данные о психологических параметрах, которые оказывают влияние на показания малолетних свидетелей и потерпевших, что позволяет углубить научные сведения о том, что влияет на показания малолетних свидетелей и потерпевших.
Практическая значимость исследования. Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы на всех следственных этапах: предварительном, досудебном, судебном, где участвуют в качестве свидетелей и потерпевших дети от пяти до восьми лет. Практические рекомендации, сделанные на основе данных эксперимента могут быть учтены в работе следователей и прокуроров по надзору за соблюдением законов о несовершеннолетних.
Результаты исследования могут также быть полезны психологам-экспертам при проведении экспертизы с участием малолетнего субъекта, проходящего по делу.
Положения, выносимые на защиту.
Дети 5-8 лет могут адекватно и правильно передать более половины информации, рассказывая о ситуации, свидетелями которой они были.
Показания девочек и мальчиков старшего дошкольного и младшего школьного возраста равноценны, однако существуют некоторые качественные различия в даче показаний девочек и мальчиков.
На показания девочек от 5 до 8 лет в большей мере, чем на показания мальчиков от 5 до 8 лет оказывает влияние уровень психического развития. Тогда как эмоциональное состояние не оказывает существенного влияния на дачу показания девочек и мальчиков от 5 до 8 лет.
10 Достоверность и надежность полученных результатов
обусловлена выбором общепринятой в отечественной психологии методологией (Б.Г.Ананьев [1996], Л.С.Выготский [1982, 1983, 1984, 1999], Д.Б.Эльконин [1989, 2004], В.В.Давыдов [1990], В.Л.Васильев [2002], А.Р.Ратинов [1967], М.И.Еникеев [2003] и др.), применением методов исследования, принятых в психологической науке, а также применением математической статистики с помощью программы Microsoft Office Excel. Обработка данных осуществлялась на основе известных статистических процедур: групповые значения сравнивались с табличными критическими значениями коэффициентов линейной корреляции Пирсона (г); гипотеза была проверена по критерию Стьюдента (t).
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры правовой психологии Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, на научно-практической конференции «Ребенок в современном мире» (Санкт-Петербург, 2005), на научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные вопросы теории и практики прокурорско-следственной деятельности» (Санкт-Петербург, 2005), на Всероссийской научно-практической конференции «Юридическая психология: современные технологии психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников правоохранительной системы» (Санкт-Петербург, 2005).
Данные исследования включены в лекционные занятия по юридической психологии, проводимые на базе Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ для следователей прокуратуры и прокуроров.
Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, выводы, практические рекомендации, список литературы и приложения. В тексте диссертации содержится 7 таблиц
11 и 16 рисунков. Список использованной литературы включает 149 наименований. Общий объем работы составляет 137 страниц.
Источник