Поймите вашего ребенка вашему ребенка 2 года
Чем раньше ребёнок учится делать обдуманный взвешенный выбор, тем устойчивей его самооценка, он реже попадает в трудные ситуации, но даже в них сохраняет уверенность и спокойствие.
Ребёнок реально мало что может что-то для себя решить всерьёз, даже чисто физически. В силу неразвитости нервной системы у него очень мало ресурсов, чтобы принимать решения. Но всё равно, именно ребёнок осваивает основы умения принимать решения — взрослый не может сделать это за него. Поэтому важно, чтобы маленькие дети были успешными в принятии решений.
В этой статье расскажем, как взрослые могут помочь ребёнку научиться принимать решения с раннего детства.
Фото с www.quo.es
Дайте ребёнку возможность делать посильный выбор
Конечно, не нужно предлагать трёхлетке решать, хочет ли он пойти в садик или не хочет. Ему и психологически сложно принять это решение, и вы не можете принять вариант «Не хочу!». Но в рамках более простых выборов, более предметных — выбор малышу по силам.
Чем ребёнок младше, тем ему должно быть виднее, из чего он выбирает. Взрослые могут выбирать из каких-то умозрительных вещей, ребёнок же мало что может себе представить. Поэтому первоначально его выборы должны находится внутри ситуации и быть наглядными.
— Ты наденешь эту шапку или эту?
— Что покупаем: машинку или конструктор?
— Что будешь есть: кашу или творог?
Начинать следует всегда с двух элементов: «Какой ложкой ты сейчас будешь есть?» и показать две ложки на выбор, разного цвета, формы или размера. «Какие трусы надеваем?» и предложить на выбор два варианта. Ребёнок может ещё не разговаривать, но сумеет показать — к чему потянулся, то и выбирает.
Эти простые выборы в раннем детстве — основа для принятия гораздо более серьёзных решений в последующей жизни. Именно они запускают и развивают психологические механизмы. И если такое начало положено, то в более взрослом возрасте мы получаем человека, который умеет принимать классные решения.
Предоставьте опыт конструктивного неодобрения и одобрения
Если мы будем часто ребёнка ругать, то он будет бояться брать на себя ответственность. Когда малыш не знает, поругают его или не поругают, если он сталкивается с необоснованной критикой, то есть большая вероятность появления страха совершить ошибки и принять неправильное решение.
Если же ребёнка часто неконструктивно хвалят и говорят, что он молодец, то он будет сильно ориентироваться на внешнюю оценку и стараться угадать правильный ответ вместо того, чтобы принимать решение.
На тенденцию угадывать правильный ответ влияет и псевдовыбор. Это когда родитель задаёт вопросы ребёнку, но на самом деле показывает, что есть желательный и нежелательный выбор. И в этом случае мы учим ребёнка не выбирать, а угадывать правильные ответы. И это очень плохая услуга. Потому что он начинает искренне считать, что процесс принятия решений и выбора состоит из того, чтобы найти вышестоящего (учителя, руководителя), угадать то, что ему понравится и сделать так, как возможно (!) хочет другой человек. Научить ребёнка такому угадыванию — не очень хорошая услуга.
Любое общение с ребёнком должно быть конструктивным и уважительным. То же касается критики и похвалы: описывайте действия ребёнка, не трогая его личность; показывайте своё отношение к поступку.
— Я вижу, что ты помыл посуду и посуда чистая.
— Я вижу, что ты мыл посуду и та, которая не разбилась — чистая. Ещё вижу, что несколько тарелок разбилось и на полу острые осколки. Давай уберём их вместе (или — я уберу). Давай подумаем, как в следующий раз разбить меньше тарелок.
— О! Ты поставил тарелки, разложил ложки и вилки. Здорово! Всё готово для ужина. Можно звать папу.
Выражение одобрения с выделением сильных сторон учит ребёнка хорошо относиться к себе, не бояться действовать, а понимать: «Я могу действовать и мои решения могут оказаться хорошими».
А если не окажутся хорошими, то у него есть поддерживающий взрослый, с которым ребёнок может это обсудить, который поможет найти варианты, как можно поступить в будущем. Так любые ошибки превращаются в повод становиться лучше.
Когда ошибки — повод напасть на личность: «Откуда у тебя только руки растут!», «Ну что ты за бестолочь такая!», то ребёнок будет бояться настолько, что предпочтёт позицию: кто ничего не делает, тот не ошибается.
Позвольте ребёнку учиться на ошибках
В подготовленной среде мы окружаем ребёнка тем, что соответствует его возрасту и потребностям. Поэтому ребёнок находится в ситуации успеха большую часть времени: он окружён возможностями для каких-то посильных действий и выборов, и у него всё получается.
Если же не получается, то среда помогает заметить и исправить ошибку. И это тоже ситуация успеха — я понял, что что-то не так, начал искать, как поменять действия, чтобы получилось. Если я сам контролирую ошибки, то учусь их понимать, менять решения и пробовать сделать иначе.
Например, ребёнок пошёл на горшок, но не дошёл и намочил штаны. Казалось бы, ситуация неуспеха. Но он идёт переодеваться, надевает сухую одежду, убирает грязную в корзину и всё равно оказывается в ситуации успеха — успешно переоделся, укрепил навык самостоятельного одевания.
Наливал воду, разлил — взял губку и вытер.
Рассыпал песок мимо стола — взял совок с щёткой и подмёл.
Подготовленная среда помогает детям не бояться ошибок: ошибка — это просто информация, что можно принять другое решение и попробовать сделать иначе.
Дайте возможность заниматься тем, что нравится
Даже несмотря на благоприятность условий, есть дети, которые по природе очень чувствительны к неудачам. И они могут раздражаться на то, что с первого раза не получается.
Но и в этом случае помогает подготовленное пространство: ребёнок может оставить занятие и найти другое, которое ему по силам. Он будет этим заниматься столько, чтобы прийти в доброжелательное расположение, и тогда снова попробует сделать то, что не получается. Этот круг ребёнок может пройти несколько раз, но рано или поздно он преуспеет.
Это большое преимущество, которого нет в традиционной системе. Там если делают, то все вместе: лепят, клеят, читают. А один конкретный ребёнок не может вовлечься: у него что-то не получилось, он расстроен и вынужден оставаться в этой ситуации. Либо скучать, либо терпеть. От этого много недовольства, приходится ждать, когда это всё закончится. Ребёнок застревает в том, что не получилось, вместо того, чтобы заняться тем, что получается.
Устанавливайте чёткие правила
Правила помогают самостоятельно принимать решения. Когда ребёнок чётко знает, что нельзя и понимает, почему нельзя, он получает свободу принимать решения в рамках этих границ.
Когда правила нечёткие, малышу легко запутаться: сегодня можно подольше поиграть и пойти спать не в 9, а в 10; сегодня можно посмотреть мультфильм за едой, хотя вчера было нельзя; бабушка даёт мне дали конфету до обеда, а мама не даёт. Ребёнок всё время должен угадывать: в каком настроении родители, что получится сделать, а что нет.
Когда правила чёткие, ребёнок всегда знает, из чего он может выбирать: решить, чем заняться перед сном: поиграть в машинки или порисовать; съесть суп или котлету; потратить время на интересную игру, а не пытаться выпросить конфету у мамы. В рамках ребёнок всегда может выбрать то, что находится внутри этих правил.
Если малыш понял правила, то реже сталкивается с негативом в свой адрес: хотел как лучше, а получилось как всегда.
Например, ребёнок видел, как мама пересаживала растения и решил в её отсутствие сделать то же самое. В результате повредил корни, раскидал землю, а один цветок так и вообще сломал. Если же ребёнку заранее объяснили, как ухаживать за растениями, то такой ситуации не произойдёт. Он знает, что может полить цветок, побрызгать на него из пульверизатора, протереть листья.
Дети очень хотят помогать родителям. И если им показали, как можно действовать, то они не попадают впросак и могут дальше проявлять инициативу и предлагать свои решения. А если оказывается, что мир вокруг непредсказуем, то они быстро теряют инициативу и не будут уметь и любить принимать решения, так как инициатива была наказуема в их детстве.
Чёткие правила доступны для понимания. Одно дело, когда ребёнку непонятно, почему что-то запретили или разрешили. Другое — когда ребёнок понимает для чего накладывает на себя ограничения.
Например, когда у него есть свои вещи и требования не трогать чужие, то он понимает концепцию частной собственности (это доступно уже на втором году жизни) и когда это работает в обе стороны одинаково честно, то ребёнок понимает, что нужно самому уважительно относиться к чужому. Естественно, малыш, не формулирует так. Но ему хорошо от того, что он не трогает чужое, и никто трогает его вещи.
Это касается любых правил. Если они обеспечивают конструктивное сотрудничество со сверстниками или взрослыми, то малыш понимает, зачем эти правила нужны и соблюдает не когда заставили, а всегда. И в этом случае ребёнок снова свободнее в принятии решений, так как есть понимание того, зачем вообще правила нужны.
Анна Федосова — психолог и Монтессори-педагог АМИ, консультант по вопросам воспитания и развития детей
Подписывайтесь на наш канал на Яндекс.Дзен, а также Вконтакте и Инстаграм, чтобы не пропустить новые статьи экспертов о развитии и воспитании детей!
Статьи по теме:
Как хвалить детей
5 причин перестать говорить «Молодец!»
Как устанавливать правила ребёнку, чтобы не испортить с ним отношения
Выстраивание границ с ребёнком в Монтессори-стиле
Источник
Мини – тренинг для родителей “Как понять ребенка 2 – 3 лет”
Цель: гармонизация отношений родитель – ребенок.
Задачи: – активно слушать, то есть уметь слышать, что ребенок хочет сказать родителям.
– осознание родителями психофизиологических особенностей детей 2 -3 лет.
Ход встречи:
Приветствие: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады видеть Вас сегодня в нашем зале. Сегодняшнюю встречу, мы проведем в виде игрового мини – тренинга. Тема нашей встречи – как понять ребенка 2 – 3 лет?
Уважаемые родители, предлагаю вам выйти на середину зала, встать в круг и с помощью этого мяча (показываю мяч), познакомиться.
Упражнение «Знакомство».
Участники встают в круг, представляются, говорят, как его зовут, как зовут его ребенка, какие трудности в понимании своего ребенка испытывают родители?
Ну вот вы и познакомились, а сейчас я предлагаю вам присесть на стулья и послушать меня.
Основная часть:
Вступительное слово педагога:
Первые годы жизни ребенка, очень интересный, познавательный, быстро меняющийся период в жизни ребенка. В эти годы малыш активно познает окружающий мир, людей, себя, отношения со взрослыми и детьми. Учиться пользоваться окружающими предметами. В эти годы маленький человек очень любопытен, открыт для общения, непосредственен. Именно сейчас закладывается отношения ребенка к людям. Первые детские впечатления накладывают отпечаток на всю дальнейшую жизнь ребенка. Это начало всех его будущих качеств и способностей. В этот период наиболее близкие для ребенка люди – это его родители, но порой за суетой обыденной жизни они не замечают, как растет и развивается их ребенок, что нового, необычного происходит с ребенком в этот период и как понять ребенка в 2 -3 года. Что ему нужно, каковы его потребности и желания? Сегодня мы с вами попробуем в этом разобраться.
Итак, начнем наш тренинг.
– Прошу встать всех родителей и подойти к середине зала.
– Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Молекулы».
- Игра «Молекулы» (активизация, настрой на деловой лад).
Принимают участие родители и педагоги.
Каждый участник выполняет роль атома, который свободно передвигается по аудитории, ведущий произносит: – «Атомы» – объединяются в «молекулы» (по три, по два, по четыре), игроки объединяются в « молекулы». В конце игры все объединяются в одну большую молекулу.
– Посмотрите, какая получилась большая и крепкая молекула.
Педагог: Уважаемые родители, я желаю вам быть одним большим сплоченным, дружным коллективом, как наша «молекула». Ведь чем дружнее будете вы и мы, тем легче, веселее и спокойнее будет чувствовать себя в детском саду ваши дети.
Мы сегодня с вами будем проводить в различные упражнения, и игры. Одно из них я хочу предложить вам.
- Упражнение « Знаете ли Вы своего ребенка?»
Участники делятся на две подгруппы.
Ведущий предлагает карточки с описанием конкретных знаний ребенка от года до трех лет. Родители выбирают от 2 – 3 лет. Обсуждение совместное. А теперь обоснуйте свой выбор, расскажите почему вы выбрали именно эту карточку.
Карточки:
№1.
- Стремиться связать 2 слова в предложение.
- Хороший словарный запас, задает много вопросов, может связно
рассказывать.
- Называет пять изображений на рисунке, задает первые вопросы.
№2.
- Выполняет два поручения.
- Хочет сделать все самостоятельно.
- Ищет помощи у взрослых.
№ 3.
- Держит карандаш и оставляет им следы на бумаге.
- Чиркает карандашом в рамках листа.
- Умеет чертить кривую замкнутую линию.
№ 4.
- Умеет расстегивать три пуговицы.
- Одеваться с помощью взрослого.
- Стремиться одеваться сам, хотя не всегда это получается.
3.Слово педагога.- Мы сейчас поговорили о ваших детях, а сейчас я познакомлю вас с психологическими особенностями детей от двух до трех лет. Обратите внимание вот на эту таблицу.
Психологические особенности детей 2 -3 лет.
Уважаемые родители теперь Вы знаете особенности возраста 2-3 года и сможете пользоваться полученными знаниями в жизни.
А теперь давайте вспомним Ваших детей и Ваши запреты и замечания, которые Вы даете им.
Зачастую родители и воспитатели, делая замечания своим детям в опасных для их жизни и здоровья ситуациях, используют неверную тактику. Вместо того чтобы сказать ребенку, что нужно сделать, родители говорят, что делать не надо. В результате ребенок не получает нужной информации, теряется, не знает как поступить, ведь бездействовать он не может. И случается, что делается все наоборот.
Обращение к ребенку должно быть позитивным, предполагать ответное действие, а не бездействие.
– Сейчас мы с вами попробуем поставить себя на место ребенка и ощутить на себе все влияния запретов.
- Упражнение «Запреты».
Выбирается один участник, и садиться на стул в центре зала ( он исполняет роль ребенка). Все остальные подходят и говорят, что они запрещают ему делать, завязывают при этом лентой, ту часть тела которой касался этот запрет ( Например: « Не кричи!» – завязывают рот, « Не бегай» – завязывают ноги и т.д.). После того, как выскажутся все участники, сидящему предлагается встать. Так как ему встать очень трудно, то его нужно развязать. Каждый участник подходит и развязывает свою ленту, при этом снимая запрет, то есть говорит, что делать можно. Таким образом, чтобы суть запрета осталась ( Например «Говори тише», «Иди шагом» ).
– Мы с вами хорошо поиграли, а теперь давайте поговорим об ощущениях.
Вопросы для обсуждения:
1.Участнику, игравшему роль ребенка.
– Что Вы чувствовали, когда родителя сковывали, ограничивали Вашу свободу?
– Ограничение, какой части тела Вы ощущали наиболее остро?
– Какие у Вас были чувства, когда вам предложили встать?
– Что Вы чувствуете сейчас?
Вот так чувствует себя ребенок, когда слышит запрет.
А теперь ответьте Вы родители .
1. Вопросы для игроков, исполняющих роль родителей.
– Что Вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что Вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, чтобы переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
– Вот так, непросто быть родителем.
Педагог:
Известно, что готовых рецептов воспитания не существует, у каждого из вас свой ребенок, со своими особенностями. Как действовать в той или иной ситуации, решать только вам, но всегда важно понимать своего ребенка и слышать, что он хочет вам сказать. Вот сейчас, мы с вами попробуем научиться услышать своего ребенка в потоке огромной каждодневной информации.
Предлагаю вам поиграть в игру.
5.Игра «Зайку бросила хозяйка».
Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.
Материалы: Карточки со строчками из четверостиший ( на каждого участника). По одной строчке из четверостишья .
Педагог. – Я попрошу вас ответить на следующие вопросы.
Уважаемые родители, а часто ли вы читаете своим детям книжки?
Вспомните, пожалуйста, стишки А.Барто. ( Родители вспоминают, произносят вслух).
– Хорошо, я вижу, вы читаете своим детям стишки, и знаете их. А сейчас мы с вами поиграем.
Затем педагог раздает карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения А.Барто.
Зайку бросила хозяйка.
Качается
Под дождем остался зайка.
Ходу.
Со скамейки слезть не смог,
Кончается.
Весь до ниточки промок.
Упаду.
По сигналу воспитателя все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух свою строчку.
Задача участников – объединиться в подгруппы, после чего педагог дает команду открыть глаза и произнести хором стихотворение.
– Хорошо, вы поиграли, а теперь давайте обсудим игру:
Вопросы для обсуждения:
– С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
– Легко ли было отыскать участников своей команды?
– Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения?
– Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно?
– Итак, к какому выводу можно прийти?
В конце упражнения родители делают вывод, что в потоке разнообразной повседневной информации, нужно уметь услышать своего ребенка.
Педагог.
Наши маленькие дети очень умные, наблюдательные. И нам взрослым нужны определенные качества для успешного, доверительного и плодотворного взаимодействия с детьми раннего возраста. Какие это качества мы с вами попытаемся сейчас определить.
6.Упражнение «Качество взрослого, необходимые ему при взаимодействии с детьми раннего возраста».
Цель: дать возможность участникам поразмыслить над проблемами волнующими многих родителей.
Участники делятся на две подгруппы. В течение нескольких минут каждая подгруппа пытается выделить по 2 – 3 качества, необходимых взрослому для успешного взаимодействия с ребенком раннего возраста. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры – без слов, а только с помощью невербальных средств общения. В создании скульптуры участвует вся команда. Остальные члены группы отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. После того, как все подгруппы представят свои творческие работы, проводиться обсуждение в кругу. Выводом становиться то, что большую часть информации дети получают с помощью невербальных средств общения.
– А сейчас я предлагаю вам слегка расслабиться взять в руки лист бумаги, фломастеры и нарисовать своего ребенка в виде солнышка.
7. Упражнение «Солнце любви»
Включается легкая музыка. Каждый участник рисует на листе бумаги солнце, в центре которого пишется имя своего ребенка. На каждом лучике нужно написать все самые лучшие качества своего ребенка. Участники показывают всем свое солнце и рассказывают о своем рисунке. Родители берут свои рисунки домой, и дополняют его новыми лучиками и новыми качествами.
– Уважаемые родители, спасибо вам что выделили время, для того, чтобы побывать на нашем тренинге. Я надеюсь, что вам понравилось и вы узнали что – то нового, о возрасте ваших детей, и эта информация поможет вам в воспитании Вашего ребенка. Я попрошу вас ответить на вопросы данные в этой анкете.
8. Подведение итогов. Обратная связь
Каждому участнику выдается бланк с вопросами, ответы анонимны. Что понравилось в нашей работе. Что оказалось для Вас наиболее важной информацией. Какие недочеты Вы видели в нашей работе. На какую тему Вы хотели бы поговорить на следующей встречи.
Источник