Появление в семье ребенка с отклонением в развитии

Появление в семье ребенка с отклонением в развитии thumbnail

Появление в семье ребенка с отклонением в развитии

  Кто же такой особый ребенок? Рассматривая понятие «особый ребенок» через призму социальной нормы можно говорить о том, что это ребенок, отличающийся от норм психического, духовного, социального и физического развития, характерных для данной популяции. Те признаки, которые характерны для большинства людей нашей страны, являются нормальными, а все что не характерно для большинства детей, выходит за границы прописанных в медицине и психологии нормативов,  обозначается как «особое». При этом особое для нашего общества поведение или проявление эмоций, в другой популяции может являться социальной нормой. Существует и другая позиция, согласно которой «особый» ребенок  – это тот, кто имеет определенную диагностированную патологию, описанную в международной классификации болезней, имеющую свои признаки. Сторонники критериального подхода к понятию нормы «особость» ребенка связывают с несоответствием критериям нормы психического и физического развития детей данной возрастной категории [4]. В рамках данной статьи мы будем придерживаться точки зрения ученых – сторонников функциональной нормы для определения «особого ребенка». Согласно данной позиции, особый ребенок – это ребенок, имеющий особые функции, и если они для него полезны, помогают ему адаптироваться, интегрироваться в социуме, достигать поставленных целей и получать удовольствие от жизни, значит это нормальный ребенок, а если мешают, дезадаптируют, тогда речь идет о патологии.

  Рождение ребенка может оказаться для родителей сильным психологическим стрессором не только в силу изменения условий жизни (режима сна-бодрствования, изменения ролевой структуры семьи, функций, правил взаимодействия супругов), но и как следствие их нарушенных ожиданий в отношении появившегося ребенка.                                                

  Ряд значительных факторов в современном обществе (ухудшение экологии; генетически обусловленные заболевания, «молодеющие» с каждым поколением; некачественные продукты питания; социально-экономическая нестабильность и др.) приводит к росту числа детей с физическими и психическими патологиями.                                        

  Если при появлении одаренного ребенка у родителей, как правило, имеется спектр только положительных эмоций (гордость, радость, удивление, восхищение), то в ситуации, когда рождается ребенок с психической или физической патологией, родители сталкиваются с разными внутриличностными конфликтами. Нередко имеет место амбивалентное родительское отношение, которое негативно отражается как на психофизическом состоянии самих родителей, так и на развитии личности особого ребенка [1].

   Давайте рассмотрим, какие же эмоции и внутриличностные конфликты возникают у родителей как реакция на рождение особого ребенка?

  • Родитель может отрицать наличие у ребенка его особого признака, это может быть как в ситуации одаренности, так и при наличии психического или физического дефекта. Отрицание здесь выступает как защитный механизм психики [6], а вот от чего защищается родитель, нужно разбираться в каждом конкретном случае. Например, в случае с отрицаемой родителем способностью ребенка, это может быть страх осуждения со стороны общества: либо родитель сталкивался с этим в своей жизни и «натерпелся», поэтому не желает, чтобы тот же сценарий повторил ребенок, либо родитель имеет в своем характере и типе воспитания гиперсоциальность, тогда страх быть «не таким как все» родителем и иметь «не такого как все» ребенка оказывается сильнее, чем желание помочь ребенку быть самим собой и развиваться в любимом направлении. В ситуации же с имеющимся у ребенка дефектом, наблюдается прямая зависимость – чем более заметна для окружающих патология, тем сильнее возможно отрицание родителем имеющейся проблемы. Но здесь также имеют значение и характерологические особенности родителя. Например, если родитель склонен к сомнениям, имеет заниженную самооценку, страх «потерять лицо» и в силу, например, сензитивного типа отношения к болезни боится осуждения своего ребенка другими, то отрицание может быть достаточно сильным. При этом у родителей, для которых характерно отрицание, нередко наблюдается внутриличностный конфликт: с одной стороны жалость к ребенку с патологией и желание ему помочь, а с другой стороны – ребенок может их раздражать и даже вызывать ненависть. К этому противостоянию еще может присоединяться и чувство вины. Способом примирить эту внутреннюю конфронтацию и является отрицание проблемы.
  • У родителя особого ребенка может сформироваться потребительская установка – «Нам все должны». При этом ребенок может иметь завышенную самооценку и завышенные требования к социуму. Ожидания часто не оправдываются, в результате чего возникают негативные чувства от разочарования, отчаяния до ненависти к обществу, порождающей озлобленное пессимистическое мировосприятие.
  • Родитель, имеющий больного ребенка, может испытывать настолько противоречивые чувства, что это может привести к психосоматическим расстройствам. Соматизация как механизм психологической защиты включается с целью снизить тревожность, и возможно даже агрессивные импульсы по отношению к ребенку или социуму [6]. В таком случае возникшая психосоматическая реакция у родителя имеет регрессионный механизм, за которым скрывается страх ответственности за ребенка с патологией: «Пусть о нем позаботится кто-нибудь другой», «Я не могу решать проблему ребенка, так как я сам болен».
  • «Поиск виноватых» – это очень распространенная реакция родителей на появление ребенка с патологией. Обвинение врачей, педагогов, родственников и других людей имеет под собой следующие причины: во-первых, это может быть механизм проекции – «то, что я не признаю в себе, приписываю другому», возможно чувство вины, которое начинает испытывать родитель, становится настолько тяжелым, что оказывается легче переложить его на другого человека, тем самым избавившись и от ответственности за проблему. Во-вторых, такой феномен наблюдается у людей с высоким уровнем экстернальности, когда человек причину происходящего и возможность контролировать ситуацию приписывает не себе, а кому-то или чему-то другому – судьбе, другим людям, обществу…
  • «Синдром жертвы» характерен для родителей, которым свойственна демонстративность. Например, если у матери больного ребенка в характере имеются истероидные черты, то она может выставлять напоказ патологию ребенка с целью привлечения внимания окружающих и манипуляций ими. Обычно в таких семьях очень ярко, напоказ переживается болезнь ребенка, подробно демонстрируются переживания родителей. Страдает от такого поведения родителя чаще ребенок, так как может нарушаться его личное пространство, но в ряде случаев, дети к этому привыкают, им начинает нравиться их «особость» и у них постепенно формируются психологические выгоды от собственной патологии [1].
  • Семья с особым ребенком может жить под девизом «Мы – особенные». Это компенсаторная реакция психологической защиты, своеобразная «борьба» с чувством неполноценности у родителя. Переживаемый внутренний конфликт связан с двумя тенденциями – желанием быть лучше других и желанием не быть хуже других. Несмотря на то, что при такой психологической защите реальность немного искажается, тем не менее, прогностически это один из наиболее благоприятных вариантов развития событий, так как чувство неполноценности для ребенка и для самих родителей может являться стимулом для развития, у членов семьи формируется толерантность, стрессоустойчивость. При этом самооценка ребенка не снижается, он постепенно осознает свои особенности и научается с ними жить, родители принимают своего ребенка таким, какой он есть, и это является ресурсом для его эффективной адаптации к социуму.
  • Гипертрофированное чувство вины за патологию ребенка провоцирует такого родителя на ее «искупление» путем снижения требований/обязанностей по отношению к ребенку, попустительства в воспитании, потакании его капризам. В такой семье либо один родитель имеет психокомплекс вины – тогда будет иметь место рассогласование в воспитании, и обвиняющий себя родитель не будет пользоваться авторитетом у ребенка, либо оба – в таких семьях вырастает ребенок с деспотичными чертами характера, который будет манипулировать родителями, вызывая у них снова и снова чувство вины. Подобные тенденции в семье не только причиняют вред психическому здоровью родителей, но и будут дезадаптировать особого ребенка.
  • Чрезмерная жалость родителя к ребенку с патологией также является деструктивной по своей природе. Еще этот феномен называют «синдром спасателя». Таким родителем движет гипертрофированная потребность быть нужным и держать под контролем жизнь ребенка, а это своеобразный способ самоутверждения – «Он без меня никто». Кроме того, родитель насыщает свою жизнь смыслом – заботой о ребенке. Психологические выгоды от патологии ребенка у таких родителей бывают настолько высоки, что даже если его особенность можно скорректировать, изменить или скомпенсировать, то родитель начинает бессознательно сопротивляться терапевтическому процессу. Внутренний конфликт между любовью к ребенку и желанием быть нужным, управлять его жизнью, нередко приводит к невротическому развитию личности как ребенка, так и самого родителя. Ребенок инфантилизируется, лишается возможности приобрести с возрастом адекватную идентичность и развить личностную автономию. Возникает патологическая зависимость членов семьи друг от друга [5].
  • Злость, эмоциональное отвержение, непринятие по отношению к ребенку. Ученые отмечают, что такое явление характерно больше для отцов особых детей – отцовской любви чаще приписывают условность (любить за качества и достижения). Однако на эмоциональное отвержение оказывает влияние и пол ребенка, родителя. Эдипов комплекс и комплекс Электры накладывает свой отпечаток на эмоциональное восприятие особого ребенка, поэтому чаще мальчиков с патологиями эмоционально отвергают матери, а девочек с патологиями – отцы [2]. Если же речь идет о способностях ребенка, то нередко мы имеем дело с нарциссическим расширением. Нарциссическое расширение подразумевает, что родитель, для которого характерны нарциссические тенденции, видит в своем ребенке как бы продолжение себя самого. В связи с этим он воспринимает ребенка ка средство своих достижений, способ удовлетворения своих желаний и потребностей. Поэтому если проявившиеся особенности ребенка – это то, что хотел иметь, но не смог или не успел развить у себя родитель, то последний будет всячески помогать ребенку в этом, поощрять и восхищаться его «особостью». В случае если способности ребенка противоречат принципам, жизненным позициям, убеждениям нарциссического родителя, то он будет подавлять, наказывать ребенка за любые проявления,  неприятные ему, даже в ущерб индивидуальности ребенка [3; 7].

  Вышеперечисленные психологические реакции родителей на появление в семье особого ребенка  могут иметь временный или постоянный характер, могут проявляться у одного или обоих родителей. Последствия этих реакций для ребенка и семьи в целом мы можем прогнозировать в большинстве случаев, однако следует помнить о влиянии таких факторов как индивидуальность, стихийные социальные влияния, собственная активность, особенности нервной системы ребенка и др.  Например, способности ребенка-меланхолика могут быть подавлены навсегда гиперсоциальным родителем, а ребенок-холерик в подростковом возрасте начнет отстаивать и бороться за свое желание быть особым. Ребенку с выраженной экстернальностью (внешний локус контроля) может понравиться роль жертвы, к которой его приучают родители, и стремление обвинять других, в то время как ребенок с внутренним локусом контроля, несмотря на поведение своих родителей, начнет сам менять свою жизнь, превратив свой недостаток в достоинство.

Библиографический список

    1. Дусказиева Ж.Г. Влияние родительского отношения на мотивацию к выздоровлению у часто болеющего ребенка дошкольного возраста // Мотивационно-потребностное развитие ребенка: материалы 10-й Регион. науч.- практ. конф. 27-28 февраля 2008 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2008. – С.52–57.
    2. Дусказиева Ж.Г. Особенности родительского отношения отцов и матерей к часто болеющим мальчикам и девочкам старшего дошкольного возраста // Омский научный вестник. – 2008. – № 6 (74). – С. 108–110.
    3. Погодин И.А., Олифирович Н.И. Нарциссизм: феноменология, диагностика, психологическая помощь // Возрастная и педагогическая психология: сб. научных трудов. – Выпуск 7. –Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; сост. и науч. ред. О.В. Белановская. – Минск, 2007 –С. 303-309.
    4. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2003. – 607 с.Сазанова Е. Особые мамы особых детей // [Электронный ресурс:

https://deti.mail.ru/family/osobye_mamy_osobyh_detej]

    5. Фрейд З. Психология бессознательного. Сборник произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М; Г. Ярошевский.- М.: Просвещение, 1990. – 448 с. Янсонене Н.А. Нарциссическое расширение или «сынок, надень кофту, а то маме холодно // [Электронный ресурс: https://www.psy-analyst.ru/CoWork/jans-3.asp]

Источник

Какие проблемы могут возникнуть в семье, воспитывающей ребенка с нарушением в развитии и как их предупредить?

Если в семье появляется малыш с нарушениями в развитии, то как бы родители не любили его и не пытались сохранить полноценные отношения между собой, рано или поздно в семье назревает конфликтная ситуация.

+

Спросите врача онлайн

Гарантированный ответ в течение часа

Она связана с неудовлетворенностью родителей данной ситуацией. Какие еще опасности подстерегают семейные пары, имеющих ребенка с нарушениями в развитии и как их предупредить – именно об этом мы и поговорим в этой статье.
 
Социальные проблемы семей, воспитывающих ребенка с нарушениями в развитии
 
В Российской Федерации в органах социальной защиты на учете состоит свыше 300000 инвалидов.
 
Истинная распространенность детской инвалидности значительно больше (около 1 млн.), т.к. в это число не входят дети, находящиеся на государственном обеспечении. Ежегодно в стране рождается около 30 тыс. детей с врожденными заболеваниями, среди них 70-75 % являются инвалидами.
 
Общеизвестно, что при общении с людьми с серьезными нарушениями, особенно интеллектуального и физического развития, окружающие испытывают страх, неловкость и жалость. Родители ребенка-инвалида стараются скрывать его от знакомых. Наше общество старательно скрывает наличие проблемы. Родители, решившие оставить и воспитать ребенка с нарушениями в развитии в семье, иногда встречают непонимание врачей, педагогов, недоумение знакомых и родственников.
 
За последние годы в России прилагались определенные усилия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов.
 
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов , целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских , экономических , политических и других прав и свобод , предусмотренных Конституцией РФ , а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
 
Однако, несмотря на отдельные положительные начинания, реализация вышеуказанных условий на практике оказалась затруднительной и не только ввиду сдерживающих экономических факторов, но и по причине недостаточного теоретического обоснования системы такой помощи. Так, например, не в полной мере учтены проблемы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями; не отработаны условия взаимодействия различных специалистов; не определено содержание деятельности отдельных профессионалов. 
 
На сегодняшний день специалистами социальных служб определяются следующие проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка-инвалида:

  1. неумение родителей ориентироваться в сложившейся ситуации;
  2. незнание юридических и правовых норм;
  3. нарушение социального статуса семьи. В частности, более 30% семей (являются социально неблагополучными (детей воспитывает один родитель, опекун и т. д.);
  4. жилищные и материальные проблемы;
  5. полная или частичная изоляция от общества ребенка-инвалида;
  6. нарушения психологического климата в семье.

Поэтому, если у Вас в семье появился малыш с нарушениями в развитии не стоит его стесняться, старайтесь как можно теснее взаимодействовать с социальными службами, которые помогут в социализации и адаптации ребенка.
 
Психолого-педагогические проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями в развитии
 
Сильные эмоциональные переживания родителей вызывает появление в их семье физически или психически неполноценного ребенка. При этом жизненные позиции родителей начинают очень быстро меняться коренным образом. В.В.Ткачева характеризует положение родителей в подобной ситуации как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик.
 
В западной коррекционной педагогике выделяют три стадии преодоления семейного кризиса, возникшего вследствие появления неполноценного малыша:
 

  1. Когнитивная (внешне управляемая) стадия. Семейный кризис начинается с сомнения в нормальности развития малыша. Родители организуют обследование ребенка специалистами и осознают медицинский диагноз.
  2. Эмоционально – неуправляемая стадия. Родители начинают ощущать фрустрацию (ощущения лишения и обделенности), возникает агрессия. Родители начинают искать вину в действиях врачей. Нарастает непонимание в отношениях. Родителям тяжело переносить любопытство окружающих. Нагрузки по уходу за ребенком, воспринимаются как несправедливые. Происходит потеря обычного круга друзей. Социальная изоляция начинает приводить к сильным эмоциональным потрясениям обоих родителей. Могут возникнуть разрывы в семье.
  3. Действенная (самоуправляемая) стадия. Является заключительной стадией понимания факта инвалидности ребенка. Она подразумевает под собой установление тесных контактов с родителями детей с нарушениями в развитии. Семья начинает принимать ограниченность возможностей ребенка и сложившуюся ситуацию. Определяет четкую стратегию дальнейших действий.

Преодоление семейного кризиса протекает в каждой семье по-разному. Некоторые справляются со сложившейся жизненной ситуацией без серьезных проблем. А некоторые супружеские пары застревают на этапе осознания диагноза. Они полностью социально изолируются и сами нуждаются в поддержке специалистов (прежде всего психологов и специальных психологов).
 
Качественные изменения в жизни семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии проявляются на трех основных уровнях:
 
1. Психологический уровень. Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии, является причиной сильного эмоционального стресса для родителей. Особая психологическая нагрузка в этот период ложится на мать. Стресс матери отражается, прежде всего, на взаимоотношениях с отцом малыша. Депрессивное настроение, раздражительность, постоянное беспокойство матери формируют у супруга чувство эмоционального дискомфорта. Если отношения в паре были без взаимопонимания, то появление ребенка с нарушениями в развитии только усиливает скрытый внутренний конфликт и проявляет негатив взаимоотношений. В данной ситуации неизбежны взаимные обвинения в рождении ребенка с нарушениями в развитии и очень часто семья распадается.
 
Эмоциональная напряженность мамы, так же неблагоприятно влияет на взаимоотношения с ребенком. Зачастую мать ребенка с отклонениями в развитии скованна, редко улыбается, напряжена, нервна в общении с малышом.
 
Малыш, в этом случае, стает нервным, легко возбудимым. Он требует к себе постоянного и пристального внимания. Не отпускает мать от себя ни на минуту. А в присутствии мамы не успокаивается, а ведет себя возбужденно еще больше. Это ведет к формированию болезненной привязанности и зависимости «мать – ребенок», которая является недоступной для других членов семьи и общества.
 
В том случае, если мать ребенка находит в себе силы, сохраняет спокойствие, становится активным и незаменимым помощником малышу, то создается благоприятная семейная атмосфера, в которой возможно развитие ребенка и успешная компенсация его дефектов.
 
Если у вас появился ребенок с отклонениями в развитии, то старайтесь избегать следующих неблагоприятных форм поведения:

  1. Не отвергайте своего ребенка. Проявляйте искренний интерес и взаимодействуйте с малышом.
  2. Не устанавливайте над ребенком чрезмерную опеку. Реально оценивайте его возможности и давайте возможность проявить себя.
  3. Будьте компетентны в вопросах касающихся обучения, воспитания и развития своего ребенка. Старайтесь понять и изучить специфические особенности возникшего дефекта.

2. Социальный уровень. Семья, в которой появился малыш с отклонениями в развитии, становится малообщительной. Она максимально старается сузить круг знакомых, в связи с состоянием ребенка и личностных установок родителей.
 
Малыш с проблемами в развитии всегда вносит некоторую степень недопонимания и напряженности в семейные отношения. К сожалению, в 32% случаев браки, попавшие в такую ситуацию, распадаются (по данным В.В.Ткачевой).
 
Но следует учесть, что позиция родителей, которые ограничивают общение своего ребенка со взрослыми и сверстниками в корне не верна. Так как условием успешного его развития является сохранение активных контактов с окружающим миром. Очень важным является, чтобы семья ребенка с нарушениями в развитии не замыкалась в своих проблемах и горе, не изолировала себя от окружающего мира, не уходила в себя и, самое главное, не стеснялась своего особенного ребенка.
 
3. Соматический уровень. Переживания, которые испытывает мама в связи с появлением в семье аномального ребенка, часто истощают ее нервную систему. У мамы начинают проявляться соматические заболевания, вегетативные и астенические расстройства.
 
Считается фактом, что семьи, имеющие детей с отклонениями в развитии переживают сильнейшие эмоциональные перегрузки только в первое время после рождения ребенка. На самом деле это не так, первые острые чувства родителей (шок, чувство бессилия, вина, горечь, страх) никогда и никуда не исчезают. Они становятся постоянной частью жизни семьи. Эти чувства вспыхивают с новой силой и могут дезадаптировать семью в определенные периоды семейного цикла, а семье приходятся преодолевать новый кризис отношений.
 
Чем могут помочь социальные службы семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии и какую информацию они должны знать о малыше?
 
Направления работы социальной службы разнообразны. Основными являются:

1. Ознакомительное. Социальная служба должна выявить особенности отношений в семье между родителями, они обследуют их и помогут налаживанию взаимоотношений между родителем. Помогут наладить взаимоотношения с учреждением, к которому прикреплен ребенок.
 
Работники социальной службы должны проделать большую работу по созданию информационного банка данных о ребенке с нарушениями в развитии и семье, в которой он воспитывается. Пожалуйста, окажите посильное содействие и не отказывайте социальным службам. так как чем большей информацией они владеют, тем успешней смогут оказать помощь вашей семье.
 
Что включает в себя информационный банк данных о ребенке с нарушениями в развитии? Он включает в себя полные сведения о ребенке: паспортные данные, диагноз, интеллект, степень самостоятельности, моторное развитие, речевые навыки и отклонения о нормы, психические отклонения. Социальная служба должна представить поэтапный план реабилитации ребенка.
 
2. Информационно – консультативное направление социальной службы. Предполагает ознакомление родителей ребенка с отклонениями в развитии с нормативными документами, касающихся социальной защиты детей-инвалидов, консультирование по вопросам предоставлению льгот и жилья.
 
3. Должна быть организована социально – медицинская помощь семье и ребенку с отклонениями в развитии. Включающая в себя оказание реабилитационных услуг через учебно-образовательные и медицинские учреждения по восстановлению и поддержанию здоровья детей-инвалидов, их психологического состояния. Специалисты социальной службы должны выявить необходимость услуг логопеда, массажиста, врача-невропатолога, психолога, инструктора по ЛФК, дефектолога, специального психолога.
 
4. Службами должна быть организована социально-бытовая помощь, которая улучшит бытовые условия жизни детей. Данная помощь заключается в оказании своевременной материальной помощи малообеспеченным семьям предметами ухода за больным ребенком, продуктами питания и лекарств.
 
5. Оказание социально-экономической помощи. Семьи, имеющие ребенка с нарушениями в развитии, должны получать пособия, единовременные выплаты и адресную помощь. Социальная служба собирает и передает документы в Комитет по социальной защите населения. Так же должно быть организовано бесплатное питание в учреждениях, которые посещают дети с нарушениями в развитии.
 
6. Социокультурное направление. Для детей с нарушениями в развитии должны быть организованы праздники, выезды, отдых.
 
Дорогие родители, поделитесь опытом, возникли ли у Вас проблемы в семье, которые были связаны с появлением особенного ребенка. Как Вам удалось с ними справиться? Помогла ли социальная служба адаптироваться к данной ситуации и сгладить ее?

Автор статьи:
Дьяконова Катерина Сергеевна

Дата публикации: 28.03.2014 16:23

Просмотров: 14516

Проголосуйте за статью
Рейтинг: 4.75, Голосов: 4

Здравствуйте.

Если вы столкнулись с похожей ситуцией, либо просто хотите проконсультироваться. Обращайтесь за помощью, обязательно отвечу на все ваши вопросы.

Источник