Появление ребенка в семье развитие

Появление ребенка в семье развитие thumbnail

Появление ребенка в семье развитие

                                                 У одного мельника было три сына. Умирая, он позвал

                                                их к себе и сказал: «Дети мои, все, что мною нажито,

                                          я оставляю вам в наследство». Старшему сыну досталась

                                                   мельница, средний получил осла, а младший – кота.

                                                                                          Шарль Перро. Кот в сапогах.

Одинаково ли относятся родители к своим детям? Почему дети чувствуют, что родители относятся к ним по-разному? С чем это связано?

Родители, у которых два и больше детей, наверняка, хоть однажды задумывались или задавались вопросом : «Папа и мама у них одни и те же. Бабушки и дедушки, тоже. И воспитываем мы их одинаково. Почему наши дети разные?».

Давайте разбираться…

Бесспорно, все люди разные. Мальчики и девочки, разные характеры, разные особенности психики и так далее. Но! Психологам, которые занимались этим вопросом, удалось выявить некоторые особенности формирования личности первого ребенка, среднего, младшего и единственного.

Каждый ребенок в семье развивается в несколько различающихся условиях. Первый ребенок приходит в этот мир к маме и папе. Для родителей первенец – это нечто новое и непознанное. Родители еще не опытные, а потому часто тревожные. Еще до рождения мама обычно читает массу литературы о том, как развивается в ее животике маленькое чудо. Каковы закономерности развития ребенка после рождения. Тщательно готовится, подбирая правильные подгузники, ножнички и ванночку, крема и коляску. Появившись на свет, ребенок оказывается центром вселенной для всей семьи. Вся семейная система крутится вокруг него, как планеты вокруг Солнца. Особенно, если ребенок долгожданный и дался семейной паре с трудом.

«Ах, он чихнул… Вызываем врача!» «Смотрите, улыбнулся! Какой смышленый малыш!» «Ей уже 3 года, пора учить буквы!»   всего и не напишешь.

Рождение ребенка – чудо. И родители чувствуют себя создателями, расширившими свое бытие. Первый ребенок часто получает со стороны родителей много любви, восхищения и трепета. Но с другой стороны, тревожные и неопытные родители часто непоследовательны. Они то жестки и категоричны, то слишком лояльны. Из-за такой непоследовательности, ребенку трудно предвидеть реакцию родителей и раскрывать свои чувства – неизвестно, как в очередной раз на них отреагируют мать и отец.

Старших детей можно охарактеризовать как соблюдающих правила, стремящихся к совершенству и успеху. Обычно, это «хорошие» послушные дети. Они серьезны и добросовестны, ответственны. Однако, чувство ответственности может быть слишком высоким: вследствие этого старший ребенок иногда бывает очень тревожен. Эти дети часто ориентированы на родителей, становятся хранителями семейной традиции и морали.

Родителям стоит знать, что старшие дети (это же касается и единственных) часто подсознательно занимают позицию : «Я счастлив только тогда, когда другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне», которая делает их зависимыми от других людей, нуждающимися во внимании, требующими гарантий любви и уважения.

Второй ребенок приходит уже в «новую семью». Кроме папы и мамы, его встречает старший брат или сестра. Своего рода конкурент за внимание и любовь родителей. Но! В первые годы малыша, старшему ребенку почти не под силу выиграть эту конкуренцию. Природа создала человеческого детеныша беспомощным, поэтому после рождения, младший ребенок смещает старшего с его «пьедестала» и теперь все крутятся вокруг новорожденного. Если только его рождение не совпадает с поступлением старшего ребенка в школу. Само по себе это событие знаковое для семьи и требует большого внимания и к первоклашке. Старший ребенок видит, как умиляются взрослые малышу. А умиляться есть чему. Ведь он пухленький , маленький, забавный . И тут может возникнуть ревность. Пройдет время и первенец найдет подходящие средства привлечения внимания родителей к себе. Главное, чтобы взрослые показывали, что их отношение к нему не изменилось, все также много любви и интереса.

Да и родители уже набрались опыта со старшим ребенком и не так тревожны. Теперь они могут сравнивать свой опыт не со стандартами развития из журнала , а с опытом развития своего первенца. Они более последовательны и менее требовательны к младшему. Поэтому, вторые дети часто растут в более спокойной атмосфере. Можно сказать, что они имеют лучшую «стартовую площадку» для развития, чем первенец. Но! Как и у любой медали есть две стороны. Так и у любой позиции ребенка в семье есть положительные и отрицательные стороны.

Младшим детям часто присущ оптимизм и независимость. Они более эмоционально стабильны. Более общительны. Более ориентированы на себя и не стремятся к тому, чтобы соответствовать чужим ожиданиям.

С другой же стороны, второй ребенок никогда не переживает ситуацию единственного ребенка, которому отданы все внимание и любовь. Исследования показывают, что с младшим ребенком мать меньше разговаривает. Однако по опыту, вы, наверно, замечали, что младшие дети быстрее учатся чему – либо. Так как частично общение и научение осуществляет старший ребенок. Бывает, младшие дети надолго остаются «малышами». И такое поведение нередко подкрепляют сами взрослые. Сюсюкая, делая за ребенка что-то. Давая ему послание: «Не расти, ведь ты так мне нравишься маленьким».

Позиция среднего по порядку рождения является наименее исследованной. У средних детей часто возникает сложность с самоопределением. Я не старший , но и не младший. Как показали исследования, основное внимание в семье уделяется старшим, которые считаются «надеждой семьи», так как они «самые умные» и «умелые», и младшим , как самым «беспомощным». Недостаток внимания со стороны родителей часто приводит к тому, что средний ребенок чувствует себя брошенным и поэтому иногда приобретает надоедливые, привлекающие внимание родителей привычки. Родителям важно помочь найти средним детям свою семейную нишу. Средние дети учатся жить со всеми в ладу, становясь дружелюбными и тактичными.

Единственные дети растут в особой атмосфере. Долгое время они находятся под бдительным вниманием взрослых. С одной стороны эта особенность позволяет им купаться во внимании и любви. И тут взрослым важно не «перегнуть» палку. Так как порой у единственных детей мало возможностей для преодоления трудностей и проявления инициативы. Родители единственного ребенка имеют больше возможностей развивать его способности.

Читайте также:  Центры развития ребенка магнитогорск

С другой стороны, у единственных детей мало или вообще нет опыта общения с братьями и сестрами. И это накладывает свой отпечаток на их развитие. Они не имеют опыта приспосабливаться к нуждам других людей   и учитывать их интересы, что усложняет общение со сверстниками. Развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети могут потерять уверенность в своих силах. Помощь и служение родителей, бабушек и дедушек может восприниматься ими как само собой разумеющееся. При неблагоприятном развитии, ребенок начинает чувствовать свою силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих.

Единственные дети чувствуют свою уникальность. Они многого требуют от жизни, стремятся оправдать надежды родителей. Для них характерен высокий уровень самоуважения.

Какое положение ребенка в семье является самым благополучным? Однозначного ответа нет. Положение первого, второго и последующих детей имеют как свои преимущества, так и свои сложности. Кроме того, каждый ребенок активен и сам выбирает свой путь. Родители же могут помочь своим детям выбирать такие способы самоутверждения и получения любви и внимания, которые были бы полезны для их развития. Знание особенностей развития детей в семье поможет родителям избежать нежелательных последствий.

                                                                                      Использованная литература

 «Мы можем посоветовать материалам   журнала для педагогов и родителей»

                                                                                 Сост. М.Н.Бакина, Е.А.Горбачева.

                                                                «Семья глазами ребенка» Г.Т. Хоментаускас

Источник

Появление ребенка в семье

Появление в семье ребенка – огромное счастье, но не стоит забывать и о том, что это также причина серьезных перемен в жизни супругов. Причин тому несколько. Во-первых, с появлением нового члена семьи, неизбежно должна измениться вся система, а маленький ребенок, как известно, требует очень много внимания и заботы, так что привычный быт придется сильно перестраивать. Кроме того у супругов появятся новые роли, роли мамы и папы и им придется учиться совмещать привычные уже роли мужа и жены с этими вновь появившимися. 

Во-вторых, усталости будет намного больше, так как прибавится дел и уменьшится возможностей отдохнуть и отключиться от этих дел, так что и эмоциональная усталость будет копиться. 

В-третьих, гормональные процессы у женщины, после родов должно пройти время, прежде чем с гормонами все устаканится. На смену эйфории приходит период острой чувствительности ко всему вокруг и частые перепады настроения. 

Ну и четвертое, что я хочу здесь назвать, это изменения в интимной жизни, на нее будет меньше сил, времени, а сразу после родов, женщине понадобится какое-то время, чтобы снова к ней вернуться.

Еще из опасных моментов остановлюсь на следующем: биологически и психологически мама больше связана с малышом, чем папа и есть опасность, что женщина полностью уйдет в заботу о ребенке, перестав уделять внимания мужу. От этого отношения часто становятся более прохладными и отец чувствует себя покинутым и ненужным.

Советы будущим родителям:

  1. Начните обсуждать ваши представления о жизни с ребенком заранее, еще до родов. Очень важно, чтобы ожидания были максимально реалистичными. Не помешает обсудить также и главные воспитательные принципы, которых вы будете придерживаться в отношении ребенка. 
  2. По возможности примите важные решения, такие как, будете ли вы делать ребенку прививки или нет и к какому врачу обращаться, если что, до рождения ребенка. Это требует определенного времени и спокойствия, которых не будет после того, как малыш родится.
  3. Перераспределите домашние дела, возможно, женщине понадобится больше помощи от мужа. Если раньше женщина выполняла большинство домашних дел, то теперь стоит ее немного разгрузить, ведь уход за ребенком это работа с ненормированным графиком и почти без перерывов на обед.
  4. Включайте папу в уход за ребенком, ведь это те моменты, когда и происходит первоначальное общение, на базе которого потом будут строиться отношения отца со своим сыном или дочерью. 
  5. Находите время на себя. Это очень важно, ведь став мамой или папой, вы не перестали быть мужем и женой и просто людьми, которым нужно иногда оставаться наедине с собой. 
  6. Находите время побыть вдвоем без ребенка. Это поддержит ваши отношения и позволит сохранить душевную близость, несмотря на такую глобальную перестройку жизни в семье. 
  7. Снижайте планку требований к себе, не стремитесь быть идеальны во всем. Помните, важно правильно расставлять приоритеты. Если ребенок уснул, не бросайтесь делать миллион дел, поспите с ним вместе, отдых в этот период жизни вам совершенно необходим.

И помните вы лучшие родители для своих детей, несмотря на то, что обязательно совершите какие-то ошибки при их воспитании.

Психолог, Гештальт-терапевт – г. Гаага (Нидерланды), г. Амстердам

Опубликовано: 2 апреля 2016, 2130 просмотров

К автору уже обратились 3 человека с сайта

Провела 1 онлайн консультацию на сайте

Подписаться9

Подписаться9

Источник

Когда в семье появляется ребенок, жизнь семьи начинает идти по новому сценарию. Причинами для этого выступают новые обязанности родителей: мать посвящает много времени младенцу, мужчина, ставший отцом, привыкает к новой роли и иногда на этом пути его ждут новые трудности.

Молодые родители начинают осваивать незнакомые области отношений друг с другом и не всегда они приносят только радость и гармонию.

Проблемы, с которыми сталкиваются супруги, ставшие родителями, касаются их общения друг с другом, проведения совместного времени, разделения обязанностей, отдыха, личного самочувствия и появления ответственности не только за свою жизнь, но и за здоровье и развитие маленького ребенка.

Сложности, с которыми могут столкнуться мать и отец, часто портят их общение и настроение, притупляют чувства друг к другу и меняют жизненные цели, что тоже не всегда является желанным для человека. В этой статье освящены самые популярные вопросы и проблемы, которые появляются в семье вместе с рождением малыша.

Читайте также:  Проблема развития и саморазвития ребенка

Ребенок — новый член семьи

Ребенок — новый член семьи

Роль маленького ребенка в жизни молодой семьи зависит от отношения к нему матери и отца, их готовности стать родителями и ожиданий. Часто они касаются того, каким должен стать малыш, какой у него должен быть характер и поведение. Новорожденный не знает ровным счетом ничего о том, как его представляют себе родители, он только может чувствовать их отношение к нему — любим и желанен ли он для взрослых, рады ли ему в семье или не очень.

Новорожденный ребенок имеет главную потребность — это необходимость быть любимым, принятым, а также чувствовать заботу об эмоциональных и физиологических проявлениях.

Младенец — это новый член семьи, который должен иметь в ней свое место. Если по каким-то причинам его нет, то малыш будет чувствовать себя беспокойно, тревожно, может часто болеть. Как ребенок может почувствовать свое место в семье? Когда его потребности удовлетворяются матерью и отцом с радостью, когда взрослые не проявляют раздражение или досаду от того, что их жизнь с появлением малыша изменилась, и у них теперь нет столько возможностей жить своей жизнью, как было раньше.

Маленькие дети чувствуют себя счастливыми и на своем месте в семье в том случае, когда родители счастливы и спокойны в новых для них условиях, отношения между ними не испортились, они понимают и принимают на себя новые роли и успешно справляются с ними, а если нет, то умеют просить друг друга о помощи.

Любовь и воспитание это разные вещи

Появление ребенка в семье может стать своего рода испытанием для молодых родителей. Оно может касаться освоением ими новой роли любящего взрослого и воспитывающего родителя. Когда эти роли смешиваются между собой, в семье могут появиться проблемы. Стремясь воспитывать ребенка, мать или отец могут сами пугаться своих чувств — это может быть гнев, раздражение, злость, недовольство. Транслируя их ребенку, взрослые нарушают его эмоциональный фон, отчего малыш может испытывать боль, дискомфорт или страх.

Взрослым следует разделять любовь и воспитание. Взаимодействуя с ребенком, стремясь на него повлиять, родители не должны думать, что в этот момент они не любят его или демонстрировать отсутствие любви. Воспитание необходимо и должно быть в семье, однако оно не отменяет любви и хорошо, когда ребенок с малых лет и до конца своей жизни чувствует это. Тогда, пользуясь любовью родителей как поддержкой и силой, у него есть все шансы вырасти счастливым, уверенным в себе и здоровым.

Ребенок забирает внимание матери

Когда в семье появляется малыш, мать становится для него фигурой номер один. От нее и ее отношения к нему зависит все — его жизнь, самочувствие, настроение. Для того чтобы так было, женщина должна посвящать очень много времени новому члену семьи, иногда 24 часа в сутки. Такие изменения могут не самым лучшим образом отражаться на взаимодействии супругов — для их совместного времяпрепровождения теперь остается не так много времени, они не могут пообщаться или отдохнуть вдвоем так, как раньше. Часто это приводит к напряжению в отношениях. Стремясь разрядить его, мужчина и женщина совершают ошибки, обвиняя друг друга в невнимании или не любви. Как правило, такие разговоры приводят к ссорам и конфликтам.

Чтобы этого не случилось, взрослые должны понимать, что это не любовь ушла из семьи, а условия жизни с появлением ребенка изменились, соответственно, к ним нужно приспосабливаться.

Уделять много внимания ребенку, особенно на первом году его жизни это не просто нормально, но необходимо для его полноценного развития и психического здоровья. Для того чтобы женщина могла проводить больше времени с мужем, или уделять его себе, мать и отец могут разделить обязанности по уходу и воспитанию ребенка поровну. Возможность кормить, переодевать, купать и играть с ним по очереди — отличный выход для того, чтобы «разгрузить» женщину и соответственно, улучшить атмосферу в семье.

Напряжение в отношениях супругов

Напряжение в отношениях супругов

Напряжение в отношениях между супругами после рождения ребенка — довольно распространенное явление. Иногда мужчине и женщине трудно определить чего конкретно оно касается, и тогда они, следуя привычным способам поведения, могут обижаться друг на друга, отказываться от общения, обвинять, упрекать.

Поменять тактику и сохранить любовь и доверие в семье поможет способность не «уходить» в свои негативные чувства, а вовремя озвучивать их партнеру.

Избавиться от напряжения в семье поможет умение просить о помощи вторую половину, не «спасая» его от обязанностей родительства, чаще говорить о том, что хотелось бы получить или сделать.

Рекомендации молодым родителям

Новорожденный ребенок меняет жизнь двух взрослых людей. Однако от их внутренней силы, мудрости и внимания друг к другу зависит, будут ли эти изменения положительными или отрицательными.

  1. Старайтесь не отказываться от традиций, которые были важными до рождения малыша — отмечайте праздники, гуляйте по выходным, посещайте важные для вас места.
  2. Не смотря на то, что младенец забирает много времени, не стоит забывать о себе — не бойтесь оставить на час ребенка подруге, няне или бабушке, чтобы посетить парикмахерскую или просто отдохнуть.
  3. Не оставляйте интимную часть жизни с партнером без внимания. Даже если близость теперь происходит не так часто, поцелуи, объятья и нежные слова способны поднять настроение и снять напряжение в отношениях.
  4. Всегда делитесь с супругом или супругой своими опасениями, тревогой и радостью по поводу развития ребенка. Поддерживайте и хвалите новые роли друг друга — это поможет обоим родителям чувствовать уверенность в своих силах, значимость и нужность своей семье.

Источник

Немаловажным фактором, влияющим на развитие ребенка, является восприятие его членами семьи. З. Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Можно попытаться найти объяснение очень распространенному вопросу родителей: «Почему в нашей семье дети такие разные? Росли в одной семье, относились мы к ним одинаково, а в результате один – серьезный, спокойный и рассудительный, а другой – шалун, капризный и очень впечатлительный».

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка строгино

Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. Родители только начинают открывать для себя мир ребенка, переживают и тревожатся за него. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. У него есть ряд преимуществ по сравнению с детьми из многодетных семей: на нем сконцентрировано все внимание родителей. Они могут больше времени уделить развитию ребенка, лучше обеспечить его. Первенцы, как правило, больше ориентированы на успех и достижения. Вместе с тем такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован.

Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми, отверженными. У них начинает действовать «синдром детронизации» (термин А. Адлера). «Маленького принца (принцессу) согнали с трона», – так может воспринять ребенок эту ситуацию. Он вынужден искать новые формы поведения. Чтобы добиться внимания и любви родителей, ощутить свою значимость в семье, ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет).
Психолог может дать родителям следующие рекомендации:

  • после появления новорожденного в доме постарайтесь избежать существенных изменений в жизни семьи, в ваших отношениях со старшим ребенком;
  • старайтесь уделять старшему ребенку достаточно внимания, демонстрируйте ему свои нежные чувства;
  • помогите старшему найти адекватную форму вхождения в жизнь изменившейся семьи – как помощника, как друга малыша.

Вторые дети обычно более дружелюбны, лучше умеют общаться, так как много времени проводят со старшими братьями или сестрами. Родители более спокойно относятся ко вторым, третьим детям, потому что ими уже освоена роль родителей. Младшие дети более творческие и самостоятельные, но под покровительством и защитой старших у них может сложиться заниженная самооценка и чувство неполноценности.

Старший ребенок, провоцируя младшего на различного рода состязания, являясь в них победителем, может высмеять его, демонстрируя свое превосходство. Тогда младший ребенок выбирает по отношению к родителям испытанный способ поведения: «Когда я беспомощен и слаб, я могу требовать всего, чего хочу, родители обязательно будут заботиться обо мне».

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привелегий старшего, он как бы «ограничен» первым ребенком – сильным и способным. В то же время роль «малыша» для него уже не подходит. Он не может конкурировать с ним, так как не обладает его качествами. Оказавшись между старшим и младшим, средние дети чаще других чувствуют себя отвергнутыми, одинокими. Родителям следует помочь найти место ребенку в структуре семейных отношений.

Если в семье рождаются близнецы, то в их психологическом развитии возникают две основные проблемы: взаимное соперничество и зависимость. Близнецы показывают более низкие результаты, по сравнению с другими детьми, в тестах на интеллект. Они позже начинают говорить. Это объясняется тем, что они не стремятся выходить за пределы пары, не «тянутся» за другими. Близнецы (особенно одного пола) с большим трудом расстаются. Именно поэтому к ним стоит относиться, как к двум разным людям. Лучше не одевать их одинаково, поощрять развитие их индивидуальных интересов и склонностей.

Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности.

Основными предпосылками формирования у ребенка высокой самооценки являются прежде всего внутренняя установка матери на принятие ребенка и уровень ее собственной самооценки, а также дисциплинирующее начало в семейном воспитании.

Установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Концепция собственной ценности созревает у ребенка интуитивно, а оценочные установки передаются через механизм социального подкрепления со стороны любящих родителей, которые выступают не только в роли проводников этих установок, но и в качестве моделей для подражания. Считалось, что теплота и забота со стороны матери должна благоприятно влиять на формирование «Я-концепции» как мальчиков, так и девочек, но для девочек значительно сильнее. В то же время теплота в отношении ребенка со стороны отца, который включается в воспитательный процесс сравнительно поздно, должна оказать более сильное влияние на благоприятное развитие «Я-концепции» мальчиков. И хотя эта гипотеза не подтвердилась, но зато породила многие работы по исследованию влияния матери и отца на формирование половой идентичности ребенка.

Было также обнаружено, что корреляция между самооценкой и отношениями с родителями зависит преимущественно от характера отношений ребенка с родителями одного с ним пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности и защищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки из подобных семей. Благоприятное воздействие на «Я-концепцию» ребенка оказывают активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его поведение.

На основании приведенных фактов можно сделать вывод, что тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития «Я-концепции». Р. Берне объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа «Я-концепции» закладывается в раннем детстве, когда главным значимым Другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.

Источник