Поездка на море с ребенком 2 года на машине
Думал я думал, написать или не написать об этом. Все-таки мой опыт специфический, и зазря не хочется страшить людей сомневающихся и размышляющих о том, ехать им куда-то с ребенком или нет. С другой стороны, вижу, что не только родители особых детей, но и родители обычных не часто ездят куда-то, поэтому поделюсь моим небольшим опытом, как я ездил в Геленджик на машине из Москвы.
Стоит ли путешествовать с ребенком
Прежде всего, поездка должна стоить того. Лучше ехать куда-то в очень интересное или нужное место, чтобы было ясно, зачем все это происходит и зачем ты тратишь на перемещения столько энергии и сил. Понятно, что дети разные, и порой их наличие вообще почти ничего не меняет в плане путешествий. Не менее понятно, что родители тоже отличаются по моральной стойкости и отношению к тем или иным перипетиям. Так что у вас будет свое личное понимание того, стоит вам ехать или нет, нравится ли ездить с маленьким ребенком или стоит подождать.
Несмотря на мой опыт, все-таки хочу сказать, что для большинства родителей поездка с ребенком на машине проходит довольно безболезненно, примеров среди моих друзей масса. Есть некоторые нюансы, к которым нужно подготовится морально и физически, сделать поправку на формат путешествия с детьми и скорректировать под это маршрут. В любом случае, вы наверняка перевозите своего ребенка в машине по городу и уже сейчас знаете, как он себя ведет, а также знаете его особенности.
Вполне может быть, что людям слишком любящим комфорт, будет не очень здорово путешествовать с детьми, так как ребенок может спать хуже обычного, перевозбуждаться, плакать и капризничать, выносить мозг всем вокруг. И возможно даже нужно быть заядлым путешественником, немного «повернутым» на поездках, чтобы не обращать внимания на все эти перипетии. Но просто знайте, большинство страхов сидит только в голове, а стереотипы создали люди, которые никуда не ездили. Поэтому нужно проверять все на личном опыте.
Советы для путешествия с ребенком
Общие нюансы
Попробую описать общие нюансы, которые мне кажутся важными и подходят всем без исключения.
- Проще всего путешествовать, когда ребенок еще не ползает или когда он уже начал ходить. В первом случае ему будет гораздо проще быть на одном месте (в автокресле или на руках), а также ему не нужны большие пространства для перемещений, ни в машине, ни на остановках, ни в отеле. Второй случай сложнее, но ходячему ребенку гораздо легче найти место в дороге, где он сможет подвигаться, нежели ползающему. На обочинах и на паркингах (в России они ужасны) ползать негде, только если где-то в травке, но не всем детям это нравится. Так что, если у вас ползающий или ходячий ребенок, то готовьтесь к множественным остановкам.
- Даже если ваш ребенок отлично спит в детском кресле, все-таки постарайтесь не проводить в машине весь день или даже сутки. Есть мнение, что ребенок может спать, но при этом не высыпается, то есть он как бы засыпает не по своей воле, просто нервная система не выдерживает и отключает организм, хотя визуально кажется, что ребенок просто сладко спит, все это может выражаться в капризах, мелких простудах и тд. Поэтому уж ночевать точно лучше в отеле/квартире/палатке, а не ехать без остановки круглыми сутками. Подумайте, как лучше подстроится режим дня вашего ребенка.
- Не гонитесь за максимальным количеством достопримечательностей и мест в путешествии, как это было до рождения ребенка. Дети довольно быстро перевозбуждаются и им нужно дозировать новые впечатления, да и вам самим будет сложно. Какой смысл путешествие превращать в гонку.
- Отель лучше бронировать заранее, чтобы не искать его потом на месте. Это легко делается через RoomGuru, в котором можно пробить скидки на конкретный отель сразу во всех системах бронирования. Иногда цена может быть на 30% отличаться. Также там есть некоторое количество аппаратментов, но их можно искать также и через другой сервис, о нем ниже.
- Останавливаться можно не в отелях, а в квартирах через Airbnb. Особенно, это актуально для России, потому что хорошая квартира может быть дешевле, чем хороший отель. А пространства для семьи в квартире гораздо больше, да и приготовить еду ребенку будет очень просто, так как есть кухня. С другой стороны, отели работают круглосуточно, там есть кафе и вообще можно ничего не готовить. В любом случае, выбор за вами. Если вы еще не знакомы с сервисом, то обязательно прочитайте мой подробный отзыв о нем, где рассказано о том, что это такое, как правильно зарегистрироваться, как получить бонус 20$, как бронировать жилье и тд.
- Очень полезная штука в автомобиле для безопасности детей — это блокировка дверей и стекол, чтобы ребенок не выпал из машины. Даже если он ни разу не пытался открыть дверь, то это только вопрос времени.
- Если очень много сомнений в своих силах и силах ребенка, то имеет смысл потестить на короткой поездке. Чаще всего именно родителям сложно ездить с детьми, а не детям. Не всем хватает моральных сил выдерживать все эти сложности.
Что брать с собой
О полезных вещах в дорогу и различных аксессуарах имеет смысл подумать заранее. Например, я вожу с собой инвертор для зарядки всего через 220В, пару держателей для смартфона (он используется в качестве навигатора и точки Wifi), мягкий и безопасный столик для детского кресла (например, такой), несессер с кармашками на сиденье, складное ведро и мини-лопату.
Также, если я еду в кемпинг, то беру с собой палатку, спальники, матрас, фонарики и прочие нужные штуки. В основном все покупаю, либо в Декатлоне, либо заказываю через Алиэкспресс. Да ждать с Али приходится 2-4 недели, но зато там куча всего продается и совсем недорого, надо будет как-нибудь список написать, чего уже приобрел для путешествий.
При покупках на Алиэкспресс можно получать кешбек до 11%. Для этого вам нужен сервис Backit и парочка моих лайфхаков. Все очень подробно я написал в своей инструкции, как и что делать.
При заказе онлайн на сайте Декатлона, но через кешбек сервис Letyshop, будет возврат 2.5-5% за все товары. Если вы еще не в курсе, то у них есть доставка, поэтому можно все заказать себе домой. Кстати, там не только Декатлон, но и куча других магазинов.
- Меня очень сильно в машине спасала тонировка, но я, к сожалению, не догадался еще повесить и шторки дополнительно. Желательно иметь и то, и другое. Потому что тонировка облегчает работу кондиционера (даже в современных машинах с климат-контролем без тонировки будет не очень), а шторки могут значительно приглушить свет в салоне.
- Игрушки в автомобиль для детей лучше всего брать какие-нибудь особенные: новые или любимые. Причем, нужно не все сразу показывать, а по очереди, сегодня одни, завтра другие, и тд. Этот момент нужно хорошо продумать, чтобы ребенка хоть как-то отвлекать в дороге. Не лишним будет планшет с заранее установленными детскими приложениями и мультиками.
- От укачивания в транспорте для детей и взрослых рекомендую браслеты на руку. До последнего не верил, но они реально работают!
- Если ребенок избирателен в еде, то её нужно обязательно взять с собой. Я утром заваривал кашу в термокружке, и потом ее хватало на два приема вместе с фруктовой/овощной пюрешкой. И отлично шли хлебцы, как способ отвлечь ребенка. Так же у меня еще была газовая горелка на всякий случай, чтобы иметь возможность приготовить еду. На трассе есть кафе, но, как правило, в них ассортимент не для ребенка, да и стремно в незнакомом месте такое ребенку давать. Кстати, из-за еды именно с грудным ребенком (который еще на груди) легче всего ездить, дал грудь и все.
Личный опыт с ребенком, который мало спит
Самый главный вывод, который я сделал в этой поездке, это то, что удовольствие от поездки должно быть суммарно больше, чем затраченные моральные и физические усилия. То есть поехать-то реально, как показала практика, но вот захочешь ли ты это повторять, это уже другой вопрос, и абы куда ехать совсем не хочется. В моем случае, по-любому надо было вывезти ребенка на море, на свежий воздух и к солнцу, чтобы он восстановился после тяжелой болезни и больницы, а самолет на тот момент был не по карману. Плюс я еще хотел проверить Геленджикский район на предмет переезда туда, так сказать, двух зайцев сразу. У меня получилось где-то примерно поровну затраченные усилия и польза с впечатлениями, так что оно суммарно того стоило.
Зная, что Егор очень плохо спит (это заключается в том, что он не спит в автокресле ни при каких обстоятельствах, а так же он может проснуться от малейшего движения или света), я сразу решил ехать минимум с двумя ночевками, в Воронеже (квартира в Воронеже) и под Ростовом. 500 км в день вполне нормальное расстояние, которое можно преодолеть с большим количеством остановок. Правда из-за ремонтов трассы М4, иногда приходилось довольно медленно ехать и на преодоление этих километров уходило много времени.
В дороге я регулярно останавливался на 2 дневных сна Егора, давал часок поспать, и пробовал ехать дальше. Как правило, он просыпался от первой же ямы, коих на наших дорогах не счесть. В идеале для таких поездок нужны длительные остановки на сон (пока не проснется) и микроавтобус, где будет гораздо больше места в салоне, и где можно нормально прилечь на сиденье. В Лансере сиденье заднее для этого совсем не подходит. И еще желательно дорогу по типу немецкого автобана со множеством паркингов для отдыха.
Машина небольшая, даже переднее сиденье было заваленоШторки в машину на скорую рукуПомимо того, что Егор не спит в детском кресле, он в нем еще и сидеть не хочет. Вот для этого и нужны игрушки на всю дорогу. Рекомендую запасаться ими заранее. Думаю, тут еще прекрасно подойдет планшет с играми, в машине все средства хороши. Правда Егор периодически отвлекался и шаловливыми ручками, дергал папу за волосы. Может быть в доме на колесах было легче. Эх, прям мечта моя.
Хочется папе помогать вести машинуЭто не взлетная полоса, это псевдо-паркинг с мусоромP.S. Важно понимать, что все дети разные, и если, кто-то может путешествовать, не останавливаясь месяцами, то это не значит, что и ваш ребенок это тоже одобрит. И наоборот, если кому-то сложно, то не факт, что и вам будет трудно. Ко всему нужно подходить с головой, но главное, не боятся что-то пробовать и делать свои личные выводы.
Источник
Возможно, это покажется странным, но оптимальный способ передвижения с маленькими детьми к месту отдыха – автомобиль.
Во-первых, вы можете позволить себе взять чуть больше вещей, чем обычно (вплоть до коляски и подогревателя для детского питания).
Во-вторых, – не портите нервы ни себе, ни окружающим, как это часто бывает в путешествии на поезде.
Фотография сделана давно, до принятия всяких законов. Проезд был официально разрешён: оплачиваешь экологический сбор и проезжаешь. Мы ничего не нарушаем. Бугазская коса.
В-третьих, вы мобильны. С мобильными отдыхающими квартирные хозяева больше считаются: не понравилось место, переехали на другое (нынешний год не в счёт).
В-четвёртых, даже если просчитать амортизацию автомобиля, выходит значительно дешевле, чем на поезде (в этом году за плацкартные билеты “туда” со всеми скидками на детей мы отдали чуть более 12000, не считая метро и электрички, на машине нам поездка бы обошлась в 6000).
Основные проблемы поездки на автомобиле – большое расстояние и риск. Мы много лет путешествуем на дальние расстояния. И я хочу поделиться основными правилами, которые мы для себя выработали.
Естественно, универсальных советов нет и быть не может, многое зависит от самого водителя, его автомобиля, состава команды, стиля и опыта вождения, маршрута.
Но есть внешние факторы, на которые вы повлиять не в силах, и которые тоже нужно учитывать, если вы хотите добраться до места.
Когда выезжать.
В дальние поездки мы стараемся выезжать под утро, по холодку. Три–четыре часа утра – лучшее время выезда (выезжаем мы из ближнего Подмосковья, юг). Обычно в это время дороги пустые, дети спокойно спят до десяти-одиннадцати утра.
Первая остановка. Дети бодры и веселы.
К этому времени мы не нарушая успеваем спокойно проехать Воронеж. Можно остановиться, позавтракать. Побегать, попрыгать, сделать зарядку. Ещё физиолог Сеченов доказал, что смена деятельности – лучший отдых. Полчаса на отдых и в путь.
После одиннадцати на дороге начинает твориться чёрт знает, что. Торопыги летят и дудят, хомяки лезут в левый ряд, шашечники играют в шашки. Плюс фуры, которые не хотят ехать в своём правом ряду. Весь этот сумбур нервирует и утомляет.
Два-три часа дети едут спокойно и не надоедают. Пока они молчат лучше, по возможности, не останавливаться. Дальше – остановки по требованию, в идеале на заправках (можно и заправиться, и делишки сделать, и ножки размять). Маленьким детям трудно сидеть на одном месте долгое время.
Можно найти такие места, где отдыхающих мало.
Чтобы развлечь маленьких детей в дороге, мы качали для них сказки. Взрослым слушать в сотый раз «здравствуй, дружок», конечно, утомительно. Но детей на время занимает.
Где заправляться.
Мы стараемся заправляться только на крупных сетевых заправках. Хапнуть, конечно, можно и там, но на маленьких невнятных заправочках вероятность заправиться некачественным топливом в разы больше. К тому же, обычно при выезде с заправки есть табличка, на которой указано расстояние до следующей заправки. Обычно мы берём с собой в дорогу двадцатку солярки на всякий случай.
С какой скоростью двигаться.
На платнике, где ограничение 110 км/ч, мы обычно едем 120-125. На бесплатной – разрешённая скорость плюс 15 км/ч сверху. Иначе можно увлечься и попасть под камеру, а штрафы (придут потом) и общение с людьми в погонах в пути на море совершенно лишние. Кстати, вы обращали внимание, что посты ДПС гораздо чаще встречаются по пути на море, чем обратно? Интересно, к чему бы это?
Сейчас здесь проходит крымский мост, а раньше был пустынный берег. На дальнем плане – Крым.
Скорость 90 км/ч даёт существенную экономию топлива (у нас получается 8,5 л солярки на 100 км), но оптимальная скорость всё же – это скорость потока.
Почему водители в левом ряду моргают фарами вам в спину.
Пока у нас не было автомобиля с круиз-контролем, я тоже этого не понимала. А функция очень удобная: автомобиль сам поддерживает заданную скорость, нога водителя отдыхает. Если впереди в левый ряд выполз упрямый тихоход, опять нужно устраивать танцы с педалями. Раздражает.
Где поесть горяченького на трассе, чтобы не получить расстройство желудка.
Часто на различных форумах и бортжурналах, посвящённых пути на море, рекомендуют определённые кафешки и столовые на трассе. Но дело в том, что всё постоянно меняется. У кафеюшки может поменяться хозяин и т. д. В итоге вместо вкусного обеда вас могут накормить бурдой.
Нынче термос можно найти на любой вкус и кошелёк.
Можно определить качество кафешки значительно проще. Останавливайтесь перекусить там, где едят дальнобойщики. У них всегда самая свежая информация. Этот способ нас ни разу не подводил. Всегда еда была вкусной и свежей.
Если опасаетесь есть в придорожных столовых, можно взять с собой горячий суп в термосе. До обеда суп ваш не испортится (проверено на себе).
Останавливаться ли на ночлег, и если останавливаться, то где?
Мы едем на море двумя днями. Почему, объясню ниже. Место остановки мы выбираем с таким расчётом, чтобы к одиннадцати утра следующего дня оказаться на месте.
Путешествуя на машине даже с маленькими детьми можно увидеть много интересного. Абрау-Дюрсо. Да, тут я жирная, но зато у меня младшая на грудном вскармливании.
Мы нашли для себя удобный во всех отношениях мотель: одноэтажный, машина паркуется прямо напротив выхода из номера (удобно выносить-заносить вещи и спящих детей), есть столовая, которая работает круглосуточно (там, кстати и дальнобойщики едят).
Почему мы не ездим на море одним днём, хотя возможности это позволяют.
Причина одна: безопасность.
К вечеру дети устают, начинают капризничать и всячески выражать своё недовольство.
Поэтому мы останавливаемся в около шести вечера в удобном для нас мотеле, ужинаем (папа позволяет себе одну бутылочку пива), гуляем, в восемь ложимся спать, а в четыре утра подъём – снова в путь.
Долгий (и часто очень печальный) опыт работы на скорой убедил меня в том, что самое пиковое и аварийное время – вечерние сумерки.
У водителей (не у всех, но у многих) притупляется внимание, снижается реакция плюс усталость даёт себя знать. И даже, если вы – идеальный водитель и хорошо чувствуете дорогу, можете ли вы поручиться за тех, кто едет с вами в потоке?
Почти невесомость.
В любом случае «устал – отдохни» – железное правило, дорога не прощает ошибок.
В первое наше путешествие на море на машине я с удивлением узнала, как много летунов на «крузаках» и других «танках» стремится душой и телом к нашим южным морям. Бездонные кошельки позволяют им игнорировать штрафы.
С запредельной скоростью, «задавив тапку в пол», они несутся к своей мечте: в тот же вечер «вымыть сапоги в море и нажраться в сопли». Недаром аварийность в Ростовской области – одна из самых высоких в летний период.
Выезжая в три утра, мы спокойно, по холодку доезжаем до места. Раньше на пути была серьёзная препона «Цукерова балка». По пути «туда» мы старались объезжать её «тайными тропами». Сейчас, к счастью, она уже не актуальна.
По платной дороге быстрее, но дороже.
И ещё. Купив рацию, работающую в АМ-диапазоне и настроив её на волну, которой пользуются дальнобойщики (15-й канал, частота 27,135 МГц) , вы всегда будете в курсе происходящего на трассе.
Удачи и хорошего отдыха!
Про транспондер можно почитать здесь.
Что лучше: гостевой дом или советский санаторий – здесь.
Источник
Салют, друзья!
Шлю вам пламенный привет из Сочи. Стрелки ровно на два часа назад… Позади 2300 км, 3 с половиной дня пути из Уфы, которые мы снова проделали на нашем автомобиле. И маршрут был знакомый, не раз и не два уже за последнее время пройденный. О том, как и сколько мы едем, где останавливаемся и т.п. я уже очень подробно рассказывала вот в этих постах:
В Сочи на машине: мы снова сделали это!
В Сочи на машине зимой: сложно, но можно
Но на этот раз был один маленький нюанс: с нами ехал наш четырёхлетний ребёнок. И для него это была первая такая длительная поездка на автомобиле. В этом и заключался весь квест: как ему дадутся эти тысячи километров, когда едешь по 14-15 часов в день? Мы и сами то приезжали уже обычно изрядно вымотанные дорогой… А тут с нами будет ребёнок.
Отсюда куча вопросов: как построить оптимальный маршрут, с учётом комфортных ночёвок? Что делать, если по дороге что-то пойдёт не так (ведь дети имеют свойство неожиданно заболевать…)? А вдруг его будет укачивать?
Я знаю, что подобные сомнения есть у многих родителей. Стоит ли ехать с ребёнком на море на машине? Не превратится ли такой семейный отдых в сущий ад?
Короче, я отдышалась и спешу поделиться с вами о том, каким был для нас этот квест: дальняя дорога на авто с ребёнком. Читайте, берите на заметку.
На море на машине с ребёнком
Ехать или не ехать: взвесим за и против
Если честно, я сильно сомневалась в успехе этого мероприятия. И если бы у меня был выбор, не факт, что выбрала бы поехать на машине с ребёнком на такое расстояние. Но у нас выбора не было: мы едем не на пару недель, а на всё лето и даже осень. Машина нам тут нужна. И без ребёнка тоже никак Так что, без вариантов…
Если у вас есть другие варианты (на машине или на поезде, на машине или на автобусе и т.п.) — то смотрите сами, к какому склоняться. Но кое-что имейте ввиду:
- Во-первых, учитывайте состояние здоровья вашего ребёнка. Если он у вас от каждого сквозняка сразу с температурой под 40 сваливается…Ну, тогда наверное это не ваш вариант. Наш же ребёнок уже два года ходит в садик, а потому какая-никакая закалка от сквозняков у него есть.
- Во-вторых, все дети по-разному переносят пребывание в автомобильном кресле. Мои дети к ним привыкали с самого рождения: я не умею сидеть на одном месте, без руля себя уже не помню (стаж вождения у меня уже 18 лет), и они с рождения перемещались со мной по городу и за город в автомобиле. И потому, если ваш ребёнок ездил с вами до этого на 300 км, то и 1000 км он вполне потянет. А вот если его уже через 10 минут поездки на автомобиле начинало тошнить… Тут тоже ничего хорошего не получится из такого отдыха.
- В-третьих, у всех детей разный темперамент. Взрывной непоседа и умиротворённый флегматик будут по-разному вести себя на протяжении поездки. Подумайте, чем сможете их занять в дороге.
При этом есть у такого выбора и определённые плюсы:
Экономия: на детей от 2-х лет авиабилеты стоят до 90% от взрослого тарифа.
Количество вещей: с появлением ребенка количество вещей, которые нужно взять с собой на отдых, увеличивается в геометрической прогрессии. И ваш чемодан может существенно превысить по весу допустимые в авиакомпании нормы. А в машину можно погрузить буквально все, от складной коляски до самоката и даже велосипеда.
Свобода передвижения: опять же на отдыхе с маленькими детьми смотреть достопримечательности гораздо удобнее на своём авто. Ведь вы сами решаете — куда и когда поехать, не зависите от расписаний автобусов, от экскурсионной группы и т.п.
Дорога на юга: наш маршрут
Обычно эти 2300 км мы преодолевали с одной ночевкой летом и с двумя — зимой. При этом нам многие говорили, что дескать не слишком то вы торопились, ребята, мы тут за один присест это расстояние пролетали. Но мы так над собой издеваться принципиально не желали: спать в машине, есть в машине, гнать на пределе…
Ну, а на этот раз мы и вовсе решили не рисковать. И распланировали ночёвки так, чтобы за день проезжать не более 1000 км. Итак, вот так мы поделили этот маршрут:
День 1: Уфа — Саратов
Ехали как в первый раз: с трассы М-5 уходили в Оренбургской области на Бугуруслан, доезжали до Самары, и минуя её по объездной, уходили на юг: на Чапаевск, Пугачёв и т.д. В Саратов заезжали со стороны Маркса и Энгельса. Не любим мы трассу М-5 из-за плотного трафика. Обгонять эти бесконечные фуры — да ну, нафиг. Наш маршрут на 20 км длиннее, но в 5 раз спокойнее.
Единственный минус — саратовские дороги. Они не меняются. Из года в год мы точно знаем, что протрясёмся на них как следует. Но не критично: откровенно убитых участков не так много. Просто дорога заплатчатая. Видно, что ремонтируют, но глобально уже пора менять всё полотно местами.
Что в это день порадовало, так это нечастые остановки. Первая остановка была на обед: съехали на полянку в лесочек, поели домашние заготовки. Поразминались немного, потянулись. Дальше ехали до заправки. Там тоже 15 минут отдыхали, ели мороженое. Следующая, третья остановка была просто на обочине: под Самарой, на объездной, ребёнок напугал нас, сообщив что у него болит ножка. Судорогой свело, подумали мы. Остановились, походили 5 минут, вроде всё прошло.
В четвертый раз остановились просто поразмяться — ребёнок попросил выпустить его побегать. Побегали, сделали зарядку, поехали. Затем снова была остановка на заправке, за 150 км до Саратова. Там же мы посидели в кафе — в этом кафе нам всегда выпечка нравилась. В этот раз тоже не обошлось без свежих вкусных пирожных.
И затем уже ехали до Саратова без остановок.
Итого: 930 км за 13 часов, с пятью остановками. Считаю, вполне приемлемый темп. Всем комфортно. Наши худшие опасения не подтвердились: ребёнок не ныл, смотрел по сторонам и комментировал увиденное, пел песни, спал (буквально полчаса, где-то в середине маршрута). Спрашивал, когда приедем на море. Просил поставить любимую песню. В общем, всё в рамках приличия 🙂
День 2: Саратов — Ростов-на-Дону
Переночевали мы в Саратове во вполне приличном отельчике на ул.Гоголя, недалеко от центра. С утра проснулись, позавтракали и решили дать себе буквально час-полтора на прогулку по Саратову. Чтоб и ребёнок немного побегал перед дорогой, выплеснул энергию. И сами как-то ни разу, сколько раз проезжали мимо Саратова, особо город не видели.
Благодаря классику, название этого города знают даже школьники: «В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов!» Строго говоря, это неправда — не был Саратов захолустьем даже во времена написания «Горя от ума»! Во всяком случае — не захолустнее, чем все прочие губернские города. А уж в 20-х годах XX века из всех городов Поволжья Саратов и вовсе экономически и культурно развитый, благоустроенный городок.
И нам он показался вполне симпатичным. В городе, так несправедливо ославленном Грибоедовым, есть много интересного. Тот же автомобильный мост через реку Волгу, по которому мы въезжали в город уже поздним вечером, подсвеченный ночным освещением, представляет собой очень красивое зрелище.
К сожалению, наши временные рамки не позволяли нам совершить полноценную экскурсию по городу. Лишь из окна машины мы увидели красивый храм, сверкающий на солнце куполами, и здание Саратовской государственной консерватории, которое напоминает городские ратуши в европейских городках…
А вот прогуляться по набережной Космонавтов мы успели. Глаз радовался открывающейся с набережной панораме: бескрайняя гладь Волги, теряющий в дымке противоположный берег.
Да и сама набережная очень располагаем к неторопливым прогулкам. Бегуны, велосипедисты и прочие спортсмены облюбовали её для своих тренировок. Интересные граффити на стенах не дадут вам заскучать во время пробежки:
Доходим до ещё одной достопримечательности — ротонды на набережной.
Отсюда есть лестница в воду, что позволяет спуститься в воды Волги. И несмотря на то, что конец мая в этих широтах — ещё не купальный сезон, некоторые пловцы и пловчихи тут уже вовсю рассекали речную гладь! А количество людей, принимающих солнечные ванны, было и того больше.
Прогулка по набережной занимает занимает у нас больше часа. Возвращаемся к машине: теперь можно и проехать пару сотен километров без остановок.
Едем по трассе на Волгоград. Поток транспорта не слишком плотный, остаётся время и видами из окна полюбоваться. Днём здесь довольно красиво: поля, вилы на волгу иногда открываются. Поэтому когда почувствовали, что проголодались, просто сворачиваем с трассы в сторону Волги. Минут десять едем по полю и выезжаем на уютное местечко, с которого открывается хороший вид.
Устраиваем себе перекус на лоне природы. Солнышко уже совсем припекает, ароматы трав и щебетанье птиц вносят полную идиллию в эту пастораль.
Потом едем без остановок до самого Волгограда. когда проезжаем его по объездной, ребёнок начинает жаловаться на боль в животе. В этот момент мы как раз ехали мимо супермаркета «Лента». Срочно сворачиваем к нему и бежим в туалет, на ходу пытаюсь выяснить — не тошнит ли его… Но всё обходится без эксцессов. После посещения туалета мы бодры и веселы.
Выпиваем по стакану кофе с мужем, успокаиваемся на счёт состояния ребёнка окончательно и едем дальше.
А дальше нас ожидает довольно долгий отрезок пути до трассы М-4. Этот участок маршрута как-то всегда тянется долго, хотя по карте не выглядит каким-то очень уж длинным — всего 350 км… Но по факту на него у нас уходит немало времени. При этом остановки мы даже и не делаем. Ребёнок получил телефон с мультиками на ютубе (хотя я и противница такого времяпровождения в автомобиле — от этого укачивает).
Наконец, выезжаем на М-4. Здесь уже останавливаемся на заправке, заодно и разминаемся. До Ростова-на-Дону, где у нас запланирована вторая ночёвка остаётся совсем немного — всего 120 км. Тем не менее, мы въезжаем в него уже в темноте. Без проблем находим свой отель по навигатору (судя по карте, где-то недалеко от набережной). Но выяснять это у нас уже нет сил. Второй день всегда как-то тяжелее даётся, все части тела устают от долгого сиденья в машине. Так что, мне тут писали конечно в комментариях к предыдущим статьям, что можно без ночёвок этот путь проехать… Ну, флаг вам в руки и барабан на шею, как говорится. Нам такие гонки ни к чему.
На подъезде к Ростову-на -Дону по встречной полосе мы наблюдаем многокилометровую пробку: машины стоят во всю ширину трассы М-4. Видимо, в пятницу все рванули за город, и образовался такой вот транспортный коллапс.
День 3: Ростов-на-Дону — МОРЕ
С утра отправляемся на прогулку по Ростову-на-Дону. На осмотр этого города я выпрашиваю у мужа времени побольше: когда-то очень давно, примерно в том же возрасте, что и мой сын сейчас, я была здесь в гостях у родственников отца. И Ростов запомнился мне, маленькой девочке, как очень красивый и зелёный город. Поэтому мне захотелось освежить свои детские впечатления.
Начинаем опять таки с набережной. Она названа в честь флотоводца, адмирала Федора Ушакова. Дон, конечно, не такой широкий, как Волга, но виды со смотровой открываются очень, очень красивые!
Набережная тоже очень симпатичная. По сравнению с саратовской — более зелёная. И если в саратовской нам запомнились красивые граффити, то ростовская набережная заполнена различными памятниками и скульптурными композициями: памятник М. А. Шолохову, «Якорь», «Нахалёнок», «Ростовчанка», танцующий фонтан, «Индустриальное сердце», «Механический музыкант», «Дед Щукарь», «Григорий и Аксинья», «Дон-Батюшка», «Спорт», «Художник», «Разин с дружиной», памятник пограничникам, «Рак» и т.д.
Сейчас, жарким субботним утром, здесь не слишком много народа (причина проста — помните вчерашнюю пробку на выезд из города?). Зато очень оживлённое движение наблюдается по реке: туда-сюда курсируют баржи, прогулочные катера.
Далее направляемся к Театральной площади. Здесь наше внимание привлекает красивое здание -Ростовский театр драмы.
Собственно, потому и площадь названа Театральной. Второе примечательное строение — Главное управление Северо-Кавказской железной дороги. Именно рядом с ним мы паркуем машину и идём прогуляться по окрестностям.
Объект, на котором сразу останавливается взгляд, — стела высотой 72 метра. Это памятник «Освободителям Ростова», установленный в 1983 году в память об освобождении города от фашистских войск. Решение об установке памятника было принято сразу после освобождения Ростова в 1943 году, но долгое время банально не хватало денег.
Переходим дорогу по подземному переходу и оказываемся перед входом в парк. Это парк им.Октябрьской революции. Обычный городской парк, очень зелёный, в жаркий день отличный вариант для прогулок с детьми. За полчаса обходим его по периметру и возвращаемся в машину.
Далее едем по ул.Большая Садовая. Это самая красивая улица Ростова-на-Дону. Она пересекает центральный район города с запада на восток.
И мы крутим головами, чтоб не пропустить ничего. Вот красивое здание — Ростовский государственный музыкальный театр.
Сын в восторге: мама, вон фонтан! А вон ещё один парк! И вообще — город утопает в пышной зелени! Именно таким я его и помню.
Заканчиваем мы осмотр Ростова на тихой пешеходной улочке: это Соборный переулок. Мы не смогли просто проехать мимо! Припарковав машину на соседней улочке, отправляемся пешком по переулку. Это по сути ростовский Арбат. Очень атмосферное место!
Ну, и в конце переулка красуется Собор Рождества Богородицы — ещё одна достопримечательность Ростова. Внутрь мы не попали — там идёт реконструкция. Ограничились внешним осмотром. Вообще, самой прогулкой по Ростову мы остались очень довольны. Вдохновлённые красотой города, выезжаем по мосту через Дон и через полчаса снова на трассе М-4, мчим в сторону Краснодара.
Останавливаемся только на перекус, свернув в местечко под названием Весёлое. Мы всё ездили мимо него и думали — каково это жить в деревеньке с таким названием? Особого веселья на улицах не заметили — обычная маленькая станица. Но на краю красивого поля пообедали, достав из машины раскладные стол и стулья. А фрукты, овощи, хлеб и сыр были закуплены ещё в Ростове.
Вообще, езда по М-4 — это просто песня: идеальное дорожное полотно, чёткие указатели, куча заправок и кафе. Одним словом, рай для туриста-автолюбителя. Единственный момент: цены на бензин по сравнению с уфимскими подорожали уже процентов на 10: если в Уфе мы заправлялись по 36,5-37 рублей за литр, то здесь уже литр 95-го стоит под 40 рублей…
Зато радовала погода за окном авто. Мы все ехали в отличном настроении. Мы с мужем наслаждались музыкой, дорогой и погодой. А наш ребёнок уже знал — сегодня он точно увидит море!
Миновали Краснодар, и на горизонте показались горы. Последние километры до побережья километры летят незаметно для нас: серпантин здесь не сильно выраженный, плотного трафика на дороге сейчас, в мае, ещё особо нет.
На побережье мы решили посмотреть новое место — бухту Инал. И там же заночевать. Потому что и Джубгу, и Лермонтово, и Лазаревское, и прочие места мы уже выбирали для ночёвок в предыдущие разы. А вот в бухту Инал ни разу не заезжали.
Прямо по дороге бронируем подходящий по цене отель. Точнее, это турбаза. И в принципе, остаёмся довольны выбором. Место живописное, территория хорошая, домики вполне приличные. Ну, и на этом наш автозабег собственно до моря заканчивается. Мы сидим в беседке, употребляем южное вино с адыгейским сыром, купленным по дороге, и провожаем закат. Наш ребёнок резвится на качелях-каруселях рядом, на детской площадке.
Вообще говоря, на следующий день нам ещё предстоит доехать до Красной Поляны (ведь именно она наша конечная цель). Но эти 170 км, даже по серпантину, для нас уже — как поездка к себе на дачу. Каждый поворот этого серпантина знаком: вон там мы сидели у моря, когда ехали из Сочи в Крым; вот здесь фотографировались в первую свою поездку; а вот в этой пончиковой мы всегда обязательно и всенепременно останавливаемся: пончики там — ум отъешь!
Так что особо писать об этом отрезке пути не вижу смысла. Разве что отмечу, что успели проскочить вдоль побережья до начала многочасовых летних пробок, когда сюда поедут со всей страны такие же автотуристы. Так что, если ваша поездка придётся на июль-август, учтите — пробок на дороге вдоль побережья вам, увы, не избежать…
Посмотрите это видео, чтобы понять — готовы ли повторить наш опыт:
Подводим итоги: предупреждён значит вооружен
Итак, не так страшен оказался чёрт, как его малюют. От этой поездки у нас остались вполне положительные впечатления. Всё сложилось вполне благоприятно, наши расчёты по скорости передвижения с ребёнком оказались очень грамотными, и мы ехали именно так, как запланировали. Благодаря неспешному графику переездов, мы посмотрели пару городов на привычном маршруте.
За ребёнка вообще можем теперь гордиться — он ни разу не довёл нас до точки кипения))) И вообще, некоторые дети зачастую гораздо выносливее некоторых взрослых.
И, заканчивая эту статью, хочу дать некие общие советы тем, кто отважится ехать с ребёнком на машине к морю.
Что взять с собой:
- Про автокресло даже писать не буду — не представляю, что кто-то отправится в дорогу с маленьким ребёнком без него;
- Воды побольше пить рекомендую всем! обезвоживание = плохое самочувствие. Питание 6больше фруктов и овощей, они легче усваиваются, и проблемы с животом менее вероятны;
- Игрушки, которые помогут вашему ребёнку скоротать время! Только не планшет с компьютерными играми! Во-первых, зрения это точно не улучшает. а во-вторых, даже меня укачив?