Подвижные игры как средство развития речи ребенка

Подвижная игра как средство развития речи дошкольников

Всем известно, что работа по развитию речи дошкольников будет намного эффективнее, если ее закрепление происходит во всех видах деятельности, в том числе, в двигательной деятельности: а именно при проведении различных упражнений и гимнастик (дыхательной, пальчиковой, гимнастики для глаз), и, конечно же, в подвижных играх, имеющих словесное сопровождение.

Е.И.Тихеева отмечала, что в речевых проявлениях действуют моторные механизмы не только речевого аппарата, но моторный механизм ребенка в целом. Задержки в развитии речи и недостатки речи взрослого человека часто зависят от недостатков его моторного развития в детстве.

Психологи утверждают: «Неподвижный ребенок не обучается», так как движения и речь тесно связаны на неврологическом уровне. Они два выхода одного и того же мыслительного процесса. Часть мозга, отвечающая за речь, активизируется не только, когда мы говорим, но и когда жестикулируем, выполняем определенные движения. Следовательно, движения, сопровождаемые речью и, наоборот, речь, сопровождаемая движениями, способствуют лучшему запоминанию текста, его эмоциональному восприятию.

Самыми привлекательными для детей являются игры, которые дают возможность подвигаться, попрыгать, побегать, т. е. подвижные игры.

Подвижная игра помогает в решении одной из основных задач – вызвать у детей желание говорить, подтолкнуть их к речевым контактам, к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Чтобы овладеть правильным произношением звука, ребенок должен часто повторять его в словах и фразовой речи. Этому требованию отвечают подвижные игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий те или иные действия. Именно в условиях игры появляется возможность обеспечить нужное количество повторений на разном материале.

Подвижную игру можно и нужно приспособить к интересам развития речи ребенка.

Игра «Живая стрелка»

Цель. Закрепить умение определять в слове первый звук и давать ему характеристику, упражнять в беге по кругу и остановке по сигналу.

Оборудование: картинки, сумка, нагрудник со стрелкой.

Ход игры. В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет первый звук и дает ему характеристику.

Игра «Кто быстрее перенесет предметы»

Цель. Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки, бегать в определенном направлении, совершенствовать координацию движений рук и ног.

Оборудование: 3 стола, игрушки.

Ход игры. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки, названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. На другой стороне группы – два пустых стола. По сигналу команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы, названия которых начинаются на звонкие звуки, дети другой – на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет предмет, взрослый вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.

Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает – Каждый всех их назовет.

Цель. Закрепить временные понятия в активном словаре ребенка.

Оборудование: мяч

Ход игры. Дети встают в круг. Взрослый с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март…». Вместо следующего месяца взрослый называет имя ребенка: «Маша!». Названный ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.

Игра «Кто кем был?»

Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.

Цель. Закрепить умение верно употреблять падежные окончания.

Оборудование: мяч

Ход игры. Взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное. Ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект (цыпленок – яйцом, лошадь – жеребенком, дуб – желудем, рыба – икринкой.

Подвижная игра «Медведь»

Цель. Автоматизация в речи «С»

Ход игры. Дети встают в круг, считалкой выбирается «медведь», который ложится в центре круга. Дети идут, взявшись за руки и читая стихотворение И. Токмаковой:

Как на горке снег, снег.

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег.

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь.

– Медведь проснулся!

После этих слов дети разбегаются, а медведь ловит.

Подвижная игра «Змея»

Цель. Автоматизация звука «З»

Ход игры. Дети под тихую музыку бегают, ходят по залу. Водящий – «змея» ходит и произносит:

– Я, змея, змея, змея. Я ползу, ползу, ползу. Маша, будь моим хвостом.

– Хорошо.

– Ребенок встает за спиной водящего, берет его за его талию.

Затем идут уже вдвоем, хором повторяя слова игрового текста. Игра продолжается, пока не будут охвачены действием все дети.

Читайте также:  Роль комплекса оживления для развития ребенка

Подвижная игра «Сова и комары»

Цель. Автоматизация звука «З»

Ход игры. Выбирается водящий – «сова», остальные дети – «комары».

Дети – «комары» – летают по залу, площадке и «звенят»: «ЗЗЗЗЗЗ».

«Сова», стоя на стуле, в стороне, произносит слова:

– Я, сова, большая голова.

На суку сижу, во все стороны гляжу, комаров ловлю!

Спрыгивает со стула и ловит «комаров». Пойманный ребенок садится на стульчик. Игра продолжается, пока не будут пойманы все дети или не закончится музыка.

Подвижная игра «Синица»

Цель. Автоматизация звука «Ц»

Ход игры. Дети стоят в кругу, в центре – ребенок – «синица».

Дети идут по кругу:

– Синица, синица, веселая птица!

Где ты была, где ты жила?

«Синица», летая по кругу, отвечает:

– Я летала по кустам, я летала по садам.

Я покоя не давала мошкам!

После последних слов дети разбегаются, «синица» их ловит.

Подвижная игра «Курочка – рябушечка»

Цель. Развитие диалогической речи, автоматизация звука «Ц»

Ход игры. Выбираем «курочку», остальные дети – цыплята.

– Курочка – рябушечка, куда идешь?

– На речку.

– Курочка – рябушечка, зачем идешь?

– За водичкой.

– Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

– Цыплят поить. Они пить хотят, на всю улицу пищат!

«Цыплята» разбегаются, «курочка», догнав ребенка произносит:

– Иди к колодцу пить водицу! (Пойманный ребенок садится на стул).

Подвижная игра «Кот на крыше»

Цель. Автоматизация звука «Ш»

Ход игры. Считалкой выбирается «кот», он сидит в центре круга – «спит». Дети идут по кругу:

– Тише мыши, тише мыши.

Кот сидит на нашей крыше. (Произносят тихо и медленно).

– Мышка, мышка, берегись и коту не попадись! (Произносят громко и быстро).

С окончанием текста кот «просыпается» и гонится за мышками.

Подвижная игра «Жуки»

Цель. Автоматизация звука «Ж»

Дети – «жуки» «летают» по залу и жужжат: «ЖЖЖЖЖ».

Останавливаются, приседают:

– Жу – жу, жу – жу – я на ветке сижу.

Я на ветке сижу, букву «Ж» все твержу.

Ложатся на спину, руки и ноги поднимают вверх.

– Жук упал, и встать не может, ждет он, кто ему поможет: «ЖЖЖЖЖЖ».

Встают и игра продолжается.

Подвижная игра «Щука и пескари»

Цель. Автоматизация звука «Щ»

Ход игры. Выбирается «щука». Определяется территория, на которой щука может ловить пескарей. Например, ковер, если это зал. «Пескари» «плавают» вокруг щуки и произносят следующие слова:

– Щука в озере жила, щеткой воду мела.

Щи варила для гостей, угощала пескарей.

С окончанием слов щука начинает ловить «пескарей», которые «заплывают» на опасную территорию.

Подвижная игра «Огуречик».

Цель. Автоматизация звука «Ч»

Ход игры. Выбирается «мышка» и место где она «живет». На определенном расстояние фиксируется место – «домик» для детей. Дети выходят из домика и произносят, прыгая на одной ноге:

– Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик. Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!

По сигналу: «Мышка!», дети убегают в свой домик, а мышка догоняет.

Подвижная игра «Вороны и собаки»

Цель. Автоматизация звука «Р»

Ход игры. Выбираются два ребенка – «собаки», которым отводится определенное место, остальные дети – «вороны».

Воспитатель. Вот под елкой запушенной скачут, прыгают вороны, из-за корочки подрались, во все горло раскричались.

Дети. Кар, кар, кар, кар!

Воспитатель. Тут собаки прибегали, а вороны улетали!

Выбегают «собаки» и догоняют «ворон».

Подвижная игра «Скворушки и кот»

Цель. Дифференциация звуков «Рь» – «Р»

Ход игры. Выбирается «кот», который отходит в уголок. Дети берут стульчики, ставят по кругу, приседают за ними и произносят:

– В домике, скворечнике, скворушки сидят.

Из окна скворечника скворушки глядят.

А в углу, а в углу хитрый кот сидит.

Притворился наш кот, будто сладко спит.

Затем дети «выбегают» из домиков и бегают по свободному пространству.

По сигналу: «Кот проснулся!» – летят в свой домик, кот ловит детей, которые не успели найти «свой скворечник».

Подвижная игра «Яблоня»

Цель. Автоматизация и дифференциация звуков «Л» – «Ль». Координация речи с движением, развитие мелкой моторики, овладение вопросительной интонацией.

Ход игры. Выбирается «яблонька», которая встает в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки:

– Яблоня, яблоня, где же твои яблоки?

Затем останавливаются и на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке, а «яблонька» отрицательно качает головой.

– Где же твои яблоки? (поднимают плечи и разводят руки в стороны).

– Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Читайте также:  Конный спорт в развитии ребенка

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали? (поднимают плечи, разводят руки в стороны).

(Загибают пальцы на правой руке).

– Не морозил их мороз.

И не ветер их унес.

Не спалило их огнем.

Града не было с дождем.

Птицы их не поклевали…

«Яблонька»: дети оборвали!

(Дети разбегаются, а «яблонька» их догоняет).

Подвижная игра «Апельсин»

Цель. Автоматизация в речи звука «Ль»

Ход игры. Выбирается «волк», который садится на пол в центре круга. Дети стоят вокруг него, произносят текст и выполняют пальчиковую гимнастику, выпрямляя из кулака по одному пальцу на каждой руке.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Это долька для ежа,

Это долька для чижа,

Это долька для утят,

Это долька для котят.

Это долька для бобра,

Ну, а волку – кожура!

– Он сердит на нас, беда! Разбегайтесь, кто куда!

Дети разбегаются, а «волк» их догоняет.

Источник

(слайд № 1)Дорогие, коллеги и гости праздника! Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как можно использовать подвижную игру в развитии речи ребёнка.

Проблема развития речи очень важная и сложная. Как её решить? К сожалению, у детей, имеющих дефекты речи, страдает не только речь, но и общая моторика:

Дети не могут ловить и бросать мяч, прыгать на одной ноге. Имеются отклонения в развитии движений пальцев: дети не умеют одновременно сжать два кулака, загнуть поочерёдно пальцы, им трудно держать кисточку и карандаш, они не умеют пользоваться ножницами. Поэтому важно уделять большое внимание коррекции тонкой моторики.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребёнка ,характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех участников правилами.

При правильной организации игры, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся подвижная игра оказывает благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата ,мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей.

А если ко всем этим плюсам физического развития детей мы ещё усложним подвижную игру дидактической, которая направлена на умственное развитие детей, то у нас получится практически идеальный вариант умственного и физического развития дошкольников!

Такая игра называются – подвижная игра с дидактической направленностью. О таких играх мы сегодня и поговорим!

Для начала я предлагаю повысить нашу умственную активность с помощью пальчиковых игр.

Японская пословица гласит: «Расскажи мне – я услышу

Покажи мне – я запомню, дай мне сделать – я пойму!»

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает всем этим трём принципам слышу – вижу – делаю!

Массаж большого пальца – повышает активность головного мозга

Указательный – связан с желудком

Средний – улучшает работу кишечника

Безымянный положительно сказывается на работе печени и почек

Мизинец – влияет на работу сердца

После того как мы разогрели наши пальчики предлагаю вам выполнить ряд не очень сложных упражнений. Первое упражнение называется «слипшиеся конфетки» второе – « разделим пальчики по парам» у всех получается? Не расстраивайтесь, обязательно получится! Ну и третье упражнение называется указательный и средний палец вместе – остальные врозь поссорились! Сложно? Зато какой мозговой штурм!

Систематическая тренировка пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга, и как следствие – улучшение речи, внимания и памяти детей.

Игры и упражнения для совершенствования тонких движений пальцев рук необходимы для подготовки руки к письму, при их выполнении дети повторяют движения за взрослыми, проговаривая слова текста, что является отличной тренировкой органов артикуляционного аппарата в процессе формирования общих речевых навыков.

Какие игровые упражнения вы проводите в группах?

Пальчиковая гимнастика

(Самомассаж, крупотерапию проводите?) Молодцы!

Вернёмся к детям. В работе с детьми предлагаю больше времени уделить подвижным играм (двигательной активности) с определённым словесным содержанием, которые позволяют эффективно добиваться введения поставленных звуков в речевое общение, а также положительно влияют на развитие дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата.

Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребыванием в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний.

В современных методических разработках предлагают интегрировать две группы игр – подвижные и дидактические.

Особенность таких игр, это наличие нескольких целей:

(слайд № 2)

Подвижные игры, используемые в работе с детьми, можно разделить на три условные категории. ( слайд №3)

Итак, рассмотрим примеры из каждой категории. Начнём с игр направленных на формирование лексико -грамматической стоны речи ребёнка.(слайд №4)

Я приглашаю ко мне желающих принять участие в столь увлекательном занятии. Примеры игр вы видите на слайде. А МЫ С ВАМИ СЕЙЧАС ПОИГРАЕМ В ИГРУ “Подними геометрическую фигуру».

Цель: развивать двигательную активность, закреплять геометрические формы.

Читайте также:  Физическое развитие слабовидящего ребенка

Ход игры: Игроки идут вокруг обруча, в центре его кладут разные геометрические фигуры. Воспитатель ударяет в бубен. Все играющие движутся по кругу. По окончании звона каждый участник игры поднимает геометрическую фигуру, называет её форму и цвет. (слайд №5)

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО! Следующая игра будет направлена на развитие фонематического слуха. А называться она будет

«Найди свой домик»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окнами; предметные картинки; сундучок.

В разных местах группы расставляются домики. В домике с одним окном живут слова с одним слогом, с двумя окнами – с двумя слогами, с тремя окнами – с тремя слогами.

Дети по очереди берут из сундучка картинки. По первому сигналу логопеда дошкольники разбегаются по группе, а по следующему сигналу находят домики, где будут жить их картинки.

С этим заданием тоже справились – молодцы! А теперь следующая игра, для активизации словаря детей.

игра «Сочиним сказку»

На лесной опушке жил зверёк, в названии которого был звук(а). Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)

У него был огород, в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки). Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей-зайчат, в названии которых был звук(а). Как вы думаете, что это были за игрушки? (Машина, кукла, пирамидка и т.д.) Зайчата были рады!

Вам понравилась сказка?

Спасибо за игру, а теперь чтобы убедиться в возможности широкого применения представленного метода на практике, предлагаю разработать варианты интерпретации игр. Работать будете самостоятельно в группах.

Слушатели делятся на две группы и каждой группе раздаются пронумерованные карточки-подсказки в виде облаков с определенным текстом.

Используя эти карточки, вы сможете составить модель своей подвижной игры с дидактической направленностью, и прокомментируете её. Игры называются

« Попади в цель» (вариант использования на занятиях по совершенствованию согласования числительных с существительными или на занятиях по развитию элементарных математических представлений)

Цель: совершенствовать навык метания в горизонтальную цель прямой рукой снизу; развивать меткость и ловкость; закреплять количественный счет; закреплять умение согласовывать числительные с существительными, автоматизация произношения свистящих звуков.

Содержание: участники строятся в колонну друг за другом. На некотором расстоянии от них лежит обруч, в котором ,находятся карточки с изображением определенного числа предметов (один сапог, одни санки, два снеговика, три осы, три стакана, четыре совы, пять собак, пять снеговиков, шесть листиков, шесть слив, семь самолетов, восемь лис, девять сапог, десять носков)

Задача игроков – поочередно правой, а затем левой рукой по одному разу бросить мешочки с песком в круг и стараться попасть в карточки, на которых нарисовано большее число предметов. После броска игрок считает предметы на карточках, в которые попал, и называет полученное число. Побеждает в игре тот, кто попал в цель, правильно сосчитал и набрал больше очков.

«Кто быстрее? » (вариант использования на занятиях по обучению грамоте)

Цели: совершенствовать навык бега по прямой, развивать быстроту; различать звуки {Л} и {Р}, автоматизация звуков {Л}, {Р} в словарях, предложениях.

Содержание: участники разделяются на две команды и строятся друг за другом в две колонны. На противоположной стороне стоит столик, на котором лежат листочки из бумаги разного цвета. По моей команде игроки, стоящими первыми, бегут к столу и выбирают по одному листочку: игроки команды №1

выбирают листок того цвета, в названии которого присутствует звук {Л}, а игроки команды №2 выбирают листок того цвета, в названии которого присутствует звук {Р}. Игроки бегом возвращаются на место и передают эстафету следующему игроку.

Задача: пройти дистанцию как можно быстрее и правильно выполнить задание. Побеждает та команда, члены которой первыми поднимут руки с цветными листиками и не ошиблись при выборе листочка.

После определения победителя педагог задает вопрос игрокам: Предполагаемый ответ: .

Ну вы просто отлично со всем справились! В заключении я предлагаю вам сыграть ещё в одну игру, которая называется «светофор» я прошу вас подойти и взять три карточки желтую. Красную и зеленую. Взяли – молодцы!

А теперь тот, кому было интересно и он узнал что-то новое для себя пусть поднимет зелёную карточку

Тот кому было интересно ,но ничего нового он не узнал -пусть поднимет жёлтую карточку, ну и тот кому было скучно и неинтересно поднимите красную карточку! Я очень рада, что всем понравилось! Спасибо за внимание!

Источник