Подвижные игры как средство развития ребенка

Подвижные игры как средство развития ребенка thumbnail

«Подвижные игры как средство гармоничного развития дошкольников»

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны: игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. В дошкольном возрасте дети играют постоянно – это их естественная потребность, это способ познания окружающего.

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий. В них проявляются творческие инициативы играющего, выражающиеся в разнообразии действий, согласованные коллективными действиями. В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих. Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель – выполнение какой либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации. Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то, естественно, интересна и эволюция изменения характера и содержания их в возрастном аспекте. Для примера можно привести игры «Прыгайте через ноги», «Школа мяча», «Прыгалки» и другие, в которых действия постепенно усложняются в зависимости от подготовленности играющих и их возрастных особенностей. В культурно-историческом развитии любого народа игра являлась важным фактором воспитания в процессе первоначальной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежали особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности. Во время игр у дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. В играх дети отражают накопленный опыт, углубляют, закрепляют своё представление об изображаемых событиях, о жизни. Ребёнок, как и взрослый, познаёт мир в процессе деятельности. Занятие играми обогащают участников новыми ощущениями, представлениями и понятиями. Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту. Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Вот описание некоторых подвижных игр, в которых могут активно участвовать дети от 3 до 6 лет:

«Удочка»: Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком (удочку). Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим.

«Перетягивание через линию»: Участники игры встают друг к другу лицом на расстоянии 1 метра. Каждый игрок захватывает запястье соперника напротив, между ними проводится линия. По сигналу игроки начинают перетягивать друг друга. Побежденным считается тот, кто переступит линию обеими ногами. Продолжительность игры для одной пары играющих 3-5 минут.

«Вытолкни из круга»: В круг диаметром 3-4 метра встают участники игры. По сигналу соперники (стоящие напротив) начинают выталкивать друг друга из круга. Выталкивать можно руками и туловищем. Побеждает тот, кто останется в кругу. Повторить 3-4 раза, меняя игроков местами.

«Подними соперника»: Дети садятся на пол друг против друга, упираясь ступнями и держась за спортивную палку прямыми руками. По команде начинают тянуть палку к себе, стараясь поднять соперника. Побеждает тот, кому это удается. Палку следует тянуть только на себя, не делая рывков вверх и в стороны. Повторить 4-5 раз.

«Салки»: Водящий поднимает руку и говорит: «Я – салка!». После этого он старается догнать кого-либо из играющих и коснуться его рукой. Убегающие пытаются увернуться от водящего. Игрок, которого водящий коснулся, становится салкой.

«Мы – веселые ребята»: Игроки стоят за чертой на одной стороне площадки. Сказав; «Мы веселые ребята, любим бегать и играть, ну попробуй нас догнать!», играющие бегут на другую сторону площадки за черту. Водящий, находящийся в середине площадке, между двумя чертами, должен догнать и коснуться рукой бегущих. Осаленный игрок помогает водящему. Победителем считается последний осаленный игрок.

«Кто обгонит?»: По сигналу играющие прыгают на одной ноге до линии финиша (8-12 метров), стараясь обогнать друг друга.

«Салки с прыжками на одной ноге»: Водящий, прыгая на одной ноге, старается догнать игроков, прыгающих также на одной ноге. После того, как салка догнал и коснулся любого игрока, они меняются местами. Коснувшийся земли двумя ногами, либо становится салкой, либо выбывает из игры (например, на 3 смены салки).

«Волк во рву»: На площадке чертят две параллельные линии (ров) шириной 55-60 см. Играющие (козлята) находятся на одной стороне рва, а во рву (между линиями) 2-3 водящих (волка). По сигналу «козлята» прыгают через ров, а «волки» стараются их поймать (осалить). Пойманные (осаленные) «козлята» выходят из игры. Когда число не пойманных «козлят» сравняется с числом «волков» игра заканчивается. «Волки» и не пойманные «козлята» меняются ролями.

«Охотники и утки»: На площадке на расстоянии 10-15 метров проводятся две параллельные линии. Все играющие делятся поровну на «охотников» и «уток». «Охотники» становятся снаружи линии, а «утки» между линиями. «Охотники» бросая мяч, стараются попасть им в «уток». Осаленные «утки» выбывают из игры. Когда все «утки» осалены, команду меняются ролями. Выигрывает команда, которая за меньшее время осалить всех «уток».

«Бой петухов»: Чертится круг диаметром 1,5-2,0 метра, в который заходят два участника игры и располагаются на расстоянии полшага друг от друга. Оба сгибают одну ногу, придерживая ее рукой сзади за стопу, другая рука за спиной. Суть игры заключается в том, что, прыгая на одной ноге и, толкая соперника плечом, вывести его из равновесия и вытолкнуть из круга.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Источник

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Цель:

Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения ребенка к движению как способу существования живого; активное освоение им двигательного опыта через игру; формирование сохранения собственного здоровья и здоровья детей.

В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкольников не умеют правильно общаться. Современные дети не могут правильно играть, общаться, правильно ответить на обращения с просьбой, не способны сопереживать или симпатизировать, но большей части недружелюбно относятся к окружающим или совсем отказываются от общения. Недостаточное развитие коммуникативных способностей вызывает серьезную озабоченность преподавателей дошкольных учреждений. Современные дети, замыкаясь на компьютерных играх и просмотре телевизионных передач, мало общаются не только с родителями, но и со сверстниками. Но ведь без живого общения жизнь ребенка теряет свою яркость, блекнет насыщенность его эмоциональных ощущений. Кроме того, способность оптимально общаться с окружающими-залог успешного продвижения ребенка во всех сферах жизни.

Воспитания коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста -основная задача для подготовки ребенка во взрослую жизнь.

Игра – жизненная потребность ребенка, она занимает важное место в жизни дошкольника и является главным средством воспитания. Среди всего многообразия игр, следует особо выделить подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные действия, которые обусловлены сюжетом и правилами игры, и направлены на достижении определенной условной цели. Подвижная игра имеет большое значение для всестороннего, гармоничного развития детей и является эффективным средством формирования здорового образа жизни.

Задачи:

1. Создание условий для разнообразной двигательной активности;

2. Формирование умений и развитие физических качеств участников;

3. Побуждение участников мастер-класса к творчеству в двигательной деятельности;

Предлагаю вашему вниманию игры, наиболее часто проводимые в наших детских садах с детьми старшего дошкольного возраста.

1. Подвижная игра “Мыши водят хоровод”.

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего – «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,

На печи дремлет кот.

Тише мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите,

Вот проснется Васька кот –

Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

2. Кенгуру.

Участники строятся у стартовой линии. По определенному сигналу начинают скакать на двух ногах 20-30 м, зажав большой мяч между ног. Побеждает участник, раньше всех закончивший прыжки. Если мяч выпадет, его следует подобрать и с этого же места продолжать прыгать.

Можно проводить командные соревнования, передавая мяч как эстафету.

3. Пустое место.

Играющие встают в круг, заложив руки за спину, а водящий за кругом. Он, обходя круг, дотрагивается до руки кого-либо из игроков и бежит в любую сторону за кругом, а вызванный -в обратную сторону. Задача бегущих – обежав круг, первым занять пустое место. Оставшийся без места становится водящим.

4. Игра “Горелки”.

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой – с левой. Их задача – выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

5. Рыбалка.

Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую веревку или канат и крутить ею по низу, стараясь ею коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы веревка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.

6. Смешилка.

Дети сидят на стульчиках, а воспитатель или ребенок становится перед ними и показывает любое движение или рассказывает стих, стараясь рассмешить детей. Все должны быть серьёзными. Ребенок, который засмеялся, платит штраф: закрывает глаза и отгадывает, что ей положили в руку или сам, идет смешить, а тот, кто рассмешил садится на место.

7. Угадай что это за животное.

Водящий садиться ко всем детям спиной. Каждый игрок по очереди подходит к нему и издает звук, изображая любое животное, например, корову. Водящий угадывает, что это за животное.

8. По кочкам через болото.

Воспитатель распределяет детишек по командам. Впереди каждой из команд ложатся кирпичики на определенном расстоянии.

Цель игры: пройти по кирпичикам заданный участок, не касаясь ногами пола. Побеждает команда, у которой последний игрок достигнет цели первым.

9. Укради морковку.

Воспитатель рисует круг диаметром 8 м. В круг кладет 10 кубиков. В этой игре круг символизирует огород, а кубики морковку. Из игроков выбирается один сторож. Его задача охранять морковки. Остальные игроки становятся зайцами. Они должны постараться украсть эти морковки из круга-огорода. Кого «сторож» поймает, тот выбывает из игры. Победитель – самый ловкий, т. е. тот, кто украл морковку и не был пойман «сторожем».

10. Угадай, кого поймал.

Рекомендация:

До начала этой подвижной игры воспитатель должен показать детям картинки животных и рассказать им немного о них.

Вдоль стены комнаты устанавливаются стульчики и на них садятся дети. Воспитатель разрешает детям встать и погулять по помещению.

Например, «сходите в лес и поймайте там птичку, жучка, пчелку, муравья, ежика, кузнечика, стрекозу и т. д.». Дети изображают, как будто кого-то ловят. Они начинают прыгать и бегать за воображаемым животным или насекомым.

Воспитатель говорит: «пора домой». Дети возвращаются и усаживаются все по своим местам. При этом они держат ладошки закрытыми, чтобы их пойманный зверек не смог убежать.

Воспитатель вызывает одного из игроков и предлагает ему показать кого он поймал. Ребенок без слов изображает пойманного зверька. Например, бегает и жужжит, а потом падает на спину и болтает в воздухе руками и ногами, т. е. имитирует движения жучка. В это время дети внимательно наблюдают и затем отгадывают кто это. После верной отгадки вызывается другой игрок и все пытаются отгадать его «пленника». И так 5-6 раз.

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника.

Ну вот, сегодня мы с вами рассмотрели подвижные игры в старшей группе для детей 5-7 лет. Надеюсь, они вам понравились. Нужно заметить, во избежание недоразумений, что эти игры даны для детских садов в помощь воспитателям, поэтому они для родителей могут показаться, немного сложными. Но если вы захотите ими воспользоваться, думаю, ничего страшного от этого не случится, а наоборот, будет только одна польза. Детки вместе повеселятся, а заодно и получат необходимые навыки.

Предложите эти подвижные игры в детском саду. Уверенна, ваши дети будут вам очень благодарны.

Источник

Методическое объединение педагогических работников пгт.Никель

«Социально-личностное развитие детей в ДОУ»»

МБДОУ детский сад № 12

10 апреля 2013 г.

Кузьмина Анастасия Сергеевна

Инструктор по физкультуре

МБДОУ детский сад № 9

«Подвижные игры как средство гармоничного развития ребёнка»

(По сезонная система использования подвижных игр).

Подвижные игры, как и другие виды игр, являются формой организации жизни детей, имеют большое значение в воспитании взаимоотношений. В этих играх чаще всего участвуют группы детей, объединенных общими интересами.

Подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств.

При использовании подвижных игр необходимо соблюдать дидактические принципы: доступность, систематичность, последовательность, активность, сознательность и др.

Воспитательное воздействие подвижных игр в большей мере зависит от посильности игровой задачи и степени физической нагрузки. Несмотря на то, что игры требуют большой затраты энергии и побуждают организм ребенка к усиленной работе, они обычно сопровождаются радостным настроением. Однако радостное возбуждение будет способствовать правильному развитию ребенка только в том случае, когда перед ним поставлена задача, требующая известного напряжения, но вполне для него доступная. Перевозбуждение является признаками физической перегрузки. Всякая деятельность детей должна доставлять им радость, как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает и двигательную активность, поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес.

Подвижные игры, которые будут использоваться в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнять движения, входящие в игру. При проведении игр, как в помещении, так и на воздухе необходимо чередовать игры, требующие интенсивности движения, с более спокойными. Летом, в жаркие дни, подвижные игры проводятся в прохладном затененном месте участка. Зимой во время прогулки нужно всячески стимулировать движения, организация игры с бегом, прыжками: «Поезд», « Воробушки и автомобиль», « Пятнашки», «Снежные круги», «Загони льдинку», и др. Но и зимой надо чередовать движения с отдыхом, не допускать, чтобы дети перегревались. Во всех возрастных группах подвижные игры, организуются воспитателем или инструктором по физической культуре, должны быть интересны для детей, проходить живо, эмоционально, непринужденно. Только в этом случае они будут эффективным средством воспитания детей. Для того чтобы в каждой группе эта работа была систематичной, чтобы ни один ребенок не выпал из поля внимания, подвижные игры должны быть предусмотрены в плане организованной деятельности детей на каждый день. Воспитатель намечает, какие подвижные игры будут проведены со всей группой, какие игры он организует с группой детей, какие предложит отдельным детям в календарном плане , делает себе вывод в отдельных успехах детей в зависимости от них будут решаться новые задачи, предусмотренные программой воспитания и обучения детей в детском саду по каждой возрастной группе.

Мне хочется поделиться опытом проведения с детьми игр и упражнений ,которые хорошо себя зарекомендовали, помогли в воспитании целого ряда положительных двигательных и морально – волевых качеств детей. Эту систему подвижных игр уже использую третий год в своей работе. Было выявлено, что все воспитатели используют игры указанные в «Программе воспитания и обучения в детском саду», но их бывает недостаточно, даже для проведения непосредственной образовательной деятельности по развитию движений, прогулок, а между тем надо, чтобы дети играли ежедневно как на воздухе, так и в помещении в свободное от занятий время. Поэтому в этой работе внесены и дополнительные игры, руководствуясь требованиями программы. В процессе работы вносила коррективы в существующие правила общеизвестных игр, изменяла методические приемы.

В результате была составлена картотека игр используемых не только на непосредственной образовательной деятельности по физической культуре, на прогулках, а также составлена возрастная (от 3 – до 7 лет) помесячная, по сезонная системная таблица подвижных игр с учетом основных видов движений ( ходьбы, бега, прыжки , метание, лазанье, равновесие, ИМП, спортивные игры ), которыми с успехом использую при проведении подвижных игр на непосредственной образовательной деятельности. В ней подобраны игры по принципу общепринятой физической нагрузки:

1. Активизирующая игра для детей, повышающая общий тонус («Чье звено скорее соберется»).

2. Игра , развивающая отдельные группы мышц( « Ровным кругом»);

3. Игры, совершенствующие навыки основных видов движения («Пчелы и медвежата»);

4. Успокаивающие дыхание и работу сердца ребенка игры («Найди медвежонка»).

На воздухе непосредственную образовательную деятельность по физической культуре я провожу используя подвижные игры, подбирая их так, чтобы был новый материал и повторение, закрепление. В результате дети стали знать много игр, их правил, название игр и часто используют в самостоятельной деятельности.

Дети уже не играют по одному, а играют вместе всей группой, в результате чего дети сплачиваются, становятся дружелюбными, активным, дисциплинированными.

Подвижная игра является незаменимым средством развития движений детей. Выбор той или иной игры зависит не только от ее содержания и особенностей, но и от возраста.

Для детей третьего года жизни рекомендуется выбирать игры несложные по сюжету; содержание их должно быть взято из хорошо знакомой детям окружающей жизни. Правила должны быть простыми, смысл их понятен детям, количество правил – незначительно. Подвижная игра в младшей группе не должна требовать таких движений, которые не под силу ребенка или связаны с большим напряжением. В играх младшей группы инструктор по физической культуре и воспитатель берут на себя роль, помогают, подсказывают отдельным детям, робких иногда ведет за руку и т.д.

Для детей четвертого года жизни имеет большое значение воображаемая ситуация. В этом возрасте необходимо добиваться от детей точного выполнения правил игры. В связи с тем, что кругозор детей значительно расширился, движения стали более координированные и двигательные, задания можно давать более сложные.

Для детей шестого года жизни необходимо подбирать игры с усложняющейся тематикой. Инструктор по физической культуре и воспитатель должен внимательно следить за ходом игры, по мере возможности предоставлять больше самостоятельности детям в распределении ролей, проведении игры, контролем над соблюдением правил и решения возникающих конфликтов. Необходимо гибко сочетать групповую и индивидуальную организацию детей. В старшей группе инструктор и воспитатель дают объяснения не только по ходу игры. О ее содержании и правилах рассказывается детям непосредственно перед игрой. Всегда следует помнить, что успех во многом зависит от того, как дети поймут правила. Детей этого возраста интересует процесс игры, и ее результат.

Дети седьмого года жизни проявляют высокую организованность при проведении подвижных игр, им необходимо с целью воспитания организаторских способностей поручать проведение игр сначала с двумя – тремя сверстниками, а потом со всей группой. Для этой возрастной группы желательно предлагать игры, требующие большого напряжения сил, большей сосредоточенности, смелости, находчивости и работоспособности. Во всех возрастных группах могут оказаться дети замкнутые и робкие, быстро утомляющимися и легко возбудимые. Застенчивые и робкие в начале вовлекаются в игры с небольшой группой, требуемые действия инструктор по физической культуре и воспитатель небольшой группой, требуемые действия инструктора по физической культуре и воспитатель выполняет вместе с ними, поддерживая и поощряя в них веру в свои силы. Постепенно опека ослабляется, предоставляется большая самостоятельность. Для легко возбудимых детей желательно предлагать нешумные, по возможности спокойные игры; при распределении ролей поручать действия, требующие сосредоточенности. Основными предпосылками плодотворности воздействия игры на развитие играющих являются: добросовестная подготовка к игре самого воспитателя, инструктора, его умение в понятной и увлекательной форме передать детям ее содержание.

Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире; развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры появляются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребёнка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование их качеств личности. Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.

ЛИТЕРАТУРА : «Подвижные игры» автор В. Т, Коротков, «Занимательная физкультура в детском саду» для детей 5-7 лет автор К. К. Утробина, « Играйте на здоровье « автор Л. Н. Волошина» Спортивные игры и упражнения для детей дошкольного возраста» автор Т. И. Дмитриенко, « Физкультурные игры и занятия, упражнения на прогулке автор В. Г. Фролов». Игры для детей» автор В. П. Яковлев, «Школа мяча» Н. И. Николаева.

МЛАДШАЯ ГРУППА

Виды движений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Ходьба и Бег

«В гости к мишке»,»

«Пойдем гулять»

«Ножки по дорожке»,

«Пузырь»

«Поезд»

«Найди свой домик»

«Лохматый пес»

«В гости к зверятам»

«Найди флажок»

«Мамы и дети»

Прыжки

«Мой веселый….

«По ровненькой дорожке»

«Зайка серый умывается»

«Зайка беленький сидит»

«Достань погремушку»

«Воробушки и кот»

«Через ручеек»

«Лягушки»

«Кони«

«Поймай комара»

Метание

«Прокати мяч»

«Мяч в кругу»

«Попади в ворота»

«Лови мяч»

«Лови-бросай»

«Прокати мяч, обруч,,,»

«Мяч в корзину»

«Кегли»

«Обруч прокати»

«Вратарь»

Лазанье

«Доползи до мишки»

«Воротники»

«На горку и с горки»

«Будь осторожен»

«Паучки»

«Через препятствия»

«Птички в гнездах»

«Обезьянки»

«Мыши в кладовой»

« Наседка и цыплята»

Равновесие

«По дорожке дети шли»

«В лес за грибами»

«Смело шагай»

«Снежные дорожки»

«На горку -с горки»

«Через ручеек»

«По мостику-По мостику»

«По узенькой дорожке»

«В лес гулять идем»

«На мосточке»

И.М.П.

«Нади цыпленка»

«Найди мешочек»

«Угадай кто кричит?»

«Найди кролика»

«Где мышка?»

«Где позвонили?»

«Найди котенка»

«Где клубочки?»

«Добрая собачка»

«Найди след»

Спортивные игры

«Мяч в ворота»

«Кто дальше бросит?»

«Кто быстрей до флажка?»

«Дорожка препятствий»

«Санки с горки»

«Ходьба на лыжах»

«Перебежки»

«Кто дальше прыгнет?»

«Лучший бегун»

«Эстафета с кубиками»

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Виды движений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Ходьба и Бег

«К мишке в гости»,

«Цветные автомобили»

«В осеннем лесу»,

«Найди себе пару»

«Цепочкой»,,»

«Кто внимательный?»

«Поезд»

«Найди свой домик»

«Скворечники»

«Найди по следу»

«По дорожке дети шли»

«Пешие переходы»

Прыжки

«Мой веселый….мяч»

«Воробышки и кот»

«Зайцы и волк»

«Наседка и цыплята»

«Лиса в курятнике»

«Зайка серый умывается»

«Кто дальше через ручеек?»

«Поймай бабочку»

«Лягушки и комары»

«По ровненькой дорожке»

Метание

«Прокати по мостику»

«Подбрось-поймай»

«Сбей булаву, кубик..»

«Попади в кольцо»

«Достань погремушку»

«Мяч лови»

«Лунки»

«Мяч через сетку»

«Кто самый меткий?»

«Кольцебросы»

Лазанье

«Кролики»

«Наседка и щенята»

«Перелет птиц»

«Котята и щенята»

«Обезьянки»

«Мыши в кладовой»

«Пожарные на учении»

«Пролезь в обруч»

«Пастух и стадо»

«Пчелы и медведь»

Равновесие

«Через мост перейти»

«На прогулку в лес идем»

«Через препятствия»

«По узенькой дорожке»

«Снежные дорожки»

«По ледяной дорожке»

«Через ручеек»

«Тигры в клетке»

«Козлики»

«По горам по долам»

И.М.П.

«Иголка и нитка»

«Раздувайся пузырь»

«Улитка»

«Найди кролика»

«Где позвонили?»

«Течет ручей»

«Найди след»

«Кто ушел?2

«Где позвонили?»

«Угадай чей голосок?»

Спортивные игры

«Гонка на велосипедах»

«Веселые старты»

«Кто скорее к флажку?»

«Забей шайбу»

«Гонка на лыжах»

«С горы на санках»

«Эстафета с мячом»

«Лучший бегун»

«Гона на самокатах»

«Мяч через сетку»

Виды движений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Ходьба и Бег

«у медведя во бору»

«Ловушки»

«Парные перебежки»

«Чья команда быстрее»

«Перемени предмет»

«Два Мороза»

«Коршун и наседка»

«Пятнашки»

«Пустое место»

«Экскурсия за пределы детского сада»

Прыжки

«Кто скорее»

(скакалки)

«Зайцы и волк»

«Перебежки»»

«Пастух и стадо»

«Прыгаем по кругу»

«Удочка»

«Не оставайся на полу»

«Волк во рву»

«Дорожка препятствий»

«Классы»

Метание

«Чья команда самая смелая»

«Сбей кегли»(шахматный порядок)

«Кто дальше мяч»(стоя на коленях)

«Забрось в кольцо»

«Загони льдинку в лунку»

«Нагрузи санки»

«Чья команда самая меткая?»

«Мяч по кругу»

Пустое место»

«Охотники и утки»

«Передай-садись»

Лазанье

«Котята и щенята»

«Наседка и цыплята»

«Кто быстрее до флажка?»

«Разведчик»

«Медведи и пчелы»

«Быстро возьми»

«Мышеловка»

«Пожарные на учении»

«Караси и щука»

«Белки в лесу»

Равновесие

«Через мост перейти..»

«В лес осенний мы идем»

«Бездомный заяц»

«Чья команда быстрее?»

«Волшебные елочки»

«Выше ноги от земли»

«Заморожу»

«Разойдись на мостике»

«Следопыты»

«Цапля»

И.М.П.

«Улитка»

«Пустое место»

«Кто ушел?»

«Путешествие за кладом»

«Угадай по голосу»

«Сделай фигуру»

«Найди клад»

«Добрые слова»

«Необычный художник»

«Змея»

Спортивные игры

«Лучший бегун»

«Гонки на велосипедах»

«Эстафета с мячами»

«Забей шайбу»

«Гонки на лыжах»

«С горы на санках»

«Веселые соревнования»

«Дорожка препятствий»

«Мяч через сетку»

«Бадминтон»

СТАРШАЯ ГРУППА

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Виды движений

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Ходьба и Бег

«Мы веселые ребята»

«Хитрая лиса»

«Перемени предмет»

«Краски»

«Два Мороза»

«Совушка»

«Ловишка лови ленту»

«Горелки»

«Коршун и наседка»

«Жмурки»

Прыжки

«Скакалки»

«Удочка»

«Не оставайся на полу»

«Волк во рву»

«Охотники и зайцы»

«Кто выше прыгнет?»

«Кто дальше прыгнет?»

«Через ручеек»

«Классы»

«Лягушки»

Метание

«Ловишка с мячом»

«Кого назвали,тот ловит»

«Кто самый меткий?»

«О