Подозрение на аутизм у ребенка 2 года

Подозрение на аутизм у ребенка 2 года thumbnail

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Ниже мы предлагаем вам минимально необходимую первоначальную информацию о расстройствах аутистического спектра (РАС), чтобы вы смогли сориентироваться в своих подозрениях и поняли, что делать дальше.

Мы ответим на самые первые актуальные вопросы, которые задают себе родители, одолеваемые неприятными мыслями о странностях ребёнка.

Что такое аутизм согласно современным знаниям медицины?

Это неизлечимое патологическое состояние всей нервной системы человека, которое отчётливо сказывается на нарушении развития навыков в трёх сферах жизни – коммуникации, поведении и взаимодействии с другими, где так важен эмоциональный интеллект. В данном случае под «эмоциональном интеллектом» следует объединить весь пласт способностей – от воображения до эмпатии.

Аутизм напрямую затрагивает головной мозг – центр нервной системы человека — и проявляет себя в многоликом наборе симптомов.

Почему поставить диагноз РАС достаточно сложно?

Главное, что следует понять сразу: аутизм – это спектр расстройств (РАС). Слово «спектр» означает, что симптомы расстройства, хоть и затрагивают три сферы личности, но проявляются по-разному в каждом отдельном случае.

Например, у одного ребёнка на первый план выйдут нарушения в поведении на фоне отсутствия речи. А у другого будет вполне развитая речь, но много затруднений в общении с окружающими или отсутствие интереса к ровесникам и взрослым. В то время, как у третьего разовьётся близкая к норме способность к речевой коммуникации, но будут явные поведенческие странности и сложности в общении с людьми.

Перспективы детей с РАС также различны. Некоторые взрослые с аутизмом могут вести независимую жизнь, а другие будут нуждаться в сопровождении и опекунстве пожизненно.

Важно и то, что внутри примерно одинакового уровня аутистических проблем сам набор симптомов может также варьироваться. Один ребёнок дополнительно к триаде страдает устойчивой бессонницей.  Второй зациклен на единственном интересе, крайне чувствителен к звукам и отличается склонностью к диарее. А третий отказывается от многих видов еды, гиперчувствителен к яркому свету и страдает от констипации. При аутизме возможны самые разнообразные симптомы — в неодинаковых сочетаниях.

Вот почему так сложно вовремя поставить диагноз РАС и приступить к лечению и педагогической коррекции. Особенно сложно вовремя отдифференцировать аутизм в дошкольном возрасте, когда многие признаки легко посчитать всего лишь задержкой развития – речевого и психического.

Почему так важно заподозрить диагноз РАС как можно раньше?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Потому что лечение и комплексная педагогическая коррекция, начатые в раннем детстве, дают значительные шансы на снижение патологических проявлений и максимальное внедрение человека в общество.

Разные специалисты говорят о разных сроках, однако большинство из них сходятся во мнении, что начало реабилитации хотя бы около 2-х летнего возраста эффективнее аналогичных мероприятий с 3-х или 4-х лет (при прочих равных условиях). Это особенно отчётливо заметно при выраженных нарушениях речи при аутизме.

Я понимаю, что мой ребёнок странный (или он мало говорит, или он несносен в поведении и т.п.). Но я не знаю, аутизм ли это?

Наиболее верное мировоззрение для всех современных родителей – это повышенная настороженность к отклонениям в психическом и речевом развитии ребёнка на КАЖДОМ месяце жизни – вплоть до 3-х лет.

Почему же надо идти на поводу у столь щепетильной тревожности? —  спросите вы. Как минимум по четырём причинам:

  1. Высокая распространённость аутизма в мире, в том числе на постсоветских пространствах
  2. Неизлечимость патологии на текущем уровне знаний медицинской науки
  3. Возможная тяжесть заболевания и будущая инвалидность ребёнка
  4. Повышенные шансы на успешную реабилитацию при раннем вмешательстве с комплексом лечебных и педагогических мероприятий

Так что же мне делать, если я подозреваю аутизм у своего ребёнка?

Читая эти строки, постарайтесь успокоиться.

Возьмите ручку и бумагу и отметьте те пункты из предложенной таблицы , которые справедливы для вашего ребёнка. Данная таблица позволяет осуществить предварительную оценку развития ребёнка от 6 месяцев до 3 лет.

Что делать, если вы отметили один или несколько признаков у ребёнка в любой из областей, описанных в таблице?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧАМ КАК МОЖНО СКОРЕЕ (!)

Здесь важно понять, с какого уровня специалистов начинается приемлемый уровень компетенции. Даже если ваш педиатр или семейный врач уже лечил вашего ребёнка успешно, он относится к звену первоначальной помощи, глубоко знает не так уж много болезней и зачастую выполняет роль всего лишь диспетчера в случае тонких неврологических отклонений, решая вопрос «к кому отправить дальше, сужая специальность». Обращаясь к нему по вопросам неврологии, вы становитесь заложником его знания или незнания о разных степенях и проявлениях аутизма.

Вот частые отговорки плохо осведомлённых педиатров на те признаки в развитии ребёнка, которые могут быть симптомами РАС.  Такие поверхностные суждения могут украсть у вас драгоценное время на пути к правильному диагнозу.

Если вы узнали своего педиатра или себя в этих отмашках, то взвесьте трезво — как давно вы отбросили волнение на задворки сознания, и что изменилось или нет в странностях ребёнка за прошедший период. Если изменений нет – срочно к компетентному врачу!

Читайте также:  Тафен назаль ребенку 2 года

Начинайте с невролога (невропатолога).

Но приходите к неврологу не просто так, кратко обозначив свои опасения – в пассивном ожидании встречных откровений от врача.

Наоборот! Займите активную позицию: принесите записанные настораживающие симптомы (из таблицы выше) и подробно расскажите о своих наблюдениях по части странностей ребёнка.

В такой же манере можно пройти консультацию у опытного детского психолога.

Полезной будет и консультация детского психиатра, если такой специалист вам доступен. Реальность постсоветских пространств такова, что опытные детские психиатры сосредоточены в областных центрах.

Не бойтесь психиатра!

Ищите детского специалиста — опытного и знающего. При поиске грамотного врача к вашим услугам:

  • Отзывы в интернет — на форумах и блогах
  • Вопросы к родителям в тематических группах в соцсетях
  • Вопросы к врачам, которых знаете
  • Регалии и должности имеющихся в доступе психиатров (заведующий отделением, сотрудник кафедры медицинского университета и т.п.).

Заранее поймите, что при весомом подозрении на РАС хороший невропатолог сам должен направить вас на консультацию к психиатру.

Узнав еще до очной встречи о подозрениях родителей, невропатологи и психиатры зачастую просят подготовиться к первой консультации. Тогда анамнез вашего ребенка (т.е. историю его жизни и болезни) специалист сможет прочитать с листа или получить на электронную почту перед приемом.

В среднем случае это страхует от потери важных данных из зоны внимания врача. Кроме того, такая подготовка к консультации высвобождает время приема на общение со специалистом: вы успеете задать больше уточняющих вопросов.

Что делать, если вы услышали диагноз РАС или нечто похожее?

Если вы подозреваете у ребенка аутизм

Итак, вы побывали у врача и услышали «расстройство аутистического спектра». Или любую другую формулировку, где звучат слова «аутичный» или «аутистический».

Отнеситесь к этому КРАЙНЕ СЕРЬЁЗНО. И никогда не расслабляйтесь от того, как вам подали эту информацию, насколько спокойным был доктор.

Даже если звучат слова «предварительный диагноз», «возможно», «пока неясно, будем наблюдать»НЕ РАССЛАБЛЯЙТЕСЬ! Идите дальше по пути быстрого обследования, повторного приёма и даже перепроверки у ещё одного специалиста.

Дело в том, что диагностика аутизма несовершенна по многим причинам. Среди них и неготовность врачей брать на себя ответственность в раннем возрасте ребёнка, и невозможность поставить диагноз по стандартам до определённого возраста, и низкий уровень квалификации («я вижу странности, но я не уверен» = пишу «аутичные черты»).

Оставим погрешности медиков на их совести, а недостатки системы – на совести законодателей. Для родителей самым важным должно стать то, что ключевые опасные слова озвучены и у врача (!). Теперь это не только ваши туманные опасения. И это значит, что именно вам следует взять под контроль все возможные сценарии развития.

О том, какие шаги следует включать в алгоритм поведения, если ребёнку диагностирован аутизм, читайте здесь. 

Автор: Екатерина Гедражко

Источник

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж – 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 9 февраля, 2020

Обновлено: 24 сентября, 2020

Аутизм – патологическое состояние, которое отражается на восприятии человеком окружающего мира. В зависимости от тяжести протекания, проявления могут быть незаметными, не мешают социализации и жизни в обществе. В тяжелых формах приводят к развитию интеллектуального отставания и полной самоизоляции от действительности.

Ребенок аутист стремится уединиться

При этом ранние первые признаки аутизма можно заметить уже в 2 года, дети-аутисты, у которых проблема выражена достаточно серьезно, заметно отличаются от сверстников по своим реакциям на раздражители, обычные бытовые моменты.

Причины возникновения аутизма

Истинные причины патологии пока так и не уточнены. Но врачи уже выделяют определенные факторы, повышающие риск развития диагноза у малышей.

Причины возникновения проявлений аутизма у детей 2-х лет:

  • наследственная предрасположенность, которая у малышей проявляется сильнее, чем у родителей;
  • гормональные нарушения со стороны эндокринных желез мозга (эпифиз, гипофиз);
  • поражение ЦНС в период беременности или впервые месяцы жизни;
  • стресс, в 2 годика это может стать посещение детского сада, прививка;
  • интоксикация ртутью и другими тяжелыми металлами, нейротропными токсинами;
  • химическое отравление матери в период беременности;
  • необоснованный прием антибактериальных препаратов в первый год жизни;
Ребенок ссорится с другим ребенком
  • заболевания вирусной или бактериальной природы, затрагивающие мозг.

Развиться, аутичные черты и признаки у ребенка 2 лет способны даже при воздействии единичного фактора. Наибольшее значение придают наследственности. Сочетание нескольких триггеров отягчает течение и коррекцию патологии.

Когда у ребенка из группы риска находят подозрительные симптомы, они не всегда говорят о непоправимой болезни. При правильной терапии, детки, в большинстве своем, перерастают такие особенности. И, взрослея, социализируются в обществе.

Учитывая возраст, дебют аутического расстройства нередко сочетается с эпизодом вакцинации, которая к тому же является и психологическим стрессом. Такое совпадение стало поводом для лженаучной статьи, давшей начало антипрививочному движению.

Как определить аутизм у ребенка в 2 года: симптомы

Как проявляется аутизм у ребенка до и после 2-х лет, какие аутичные черты и признаки станут заметны, предугадать невозможно. И в этом заключается основная проблема раннего выявления проблемных деток.

Читайте также:  Туры в болгарию с ребенком 2 года
При аутизме ребенок разучился есть самостоятельно

При типичном течении, отмечается регрессия социальных и когнитивных навыков, которые были сформированы к возрасту 1,5-2,5 лет. В то же время, встречаются атипичные варианты патологии. Они носят характер поведенческих или психических расстройств.

Характерные симптомы и признаки детского аутизма в 2 (два) года:

  • Проблемы с речью в легкой или сильной степени выраженности. Малышу не интересно общаться с окружающим миром, поэтому он не стремиться запоминать больше слов, обращаться с фразами к окружающим. О себе говорит в 3-м лице. При этом может повторять достаточно сложные слова, услышанные один раз случайно.
  • Избегает, не ищет эмоционального контакта, близости с родственниками и постоянными окружающими. Ребенок не любит сидеть на руках, плохо переносит, когда его трогают, проявляют интерес, внимание. Сам не выделяет в общении мать и отца перед остальными, контактирует с людьми на одном уровне доверия.
  • Отсутствуют игровые действия, “положенные” по возрасту. Из-за отсутствия абстрактного мышления, малыш не может представить и проиграть ту или иную ролевую модель. Ему не интересны игрушки в целом, однако иногда привязывается к конкретной вещи и везде носит ее с собой.
Ребенок с аутизмом отворачивается от мира
  • Нежелание социализироваться. Они не хотят или перестают играть с другими детьми, не испытывают интереса к новым людям. Если их заставлять взаимодействовать, пробуют прятаться и убегать.
  • Приступы агрессии в случае неудачи задуманного, истерики. Эмоциональный негативизм направляется как на самого себя, так и на окружающих.
  • Чрезмерная реакция на внешние изменения. Дети с аутичными чертами способны зацикливаться на одном виде деятельности надолго. Их раздражают малейшие перемены вокруг, особенно тяжело они переносят смену режима дня, окружающей обстановки.

Описанные выше симптомы могут как иметь место с самого рождения, так и развиться впоследствии.

Соматическая патология

Кроме особых повадок 2-летнего ребенка, больного аутизмом, косвенные признаки у больных мальчиков и девочек могут проявляться и на телесном уровне:

При аутизме дети часто болеют
  • сниженный иммунитет (слабая реакция на Манту, рецидивные инфекции);
  • чрезмерно острое или притупленное сенсорное восприятие;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • судорожные припадки (сходны с эпилепсией);
  • нарушения в работе поджелудочной железы (медленнее усваивается глюкоза);

Вышеперечисленные признаки, появившиеся у ребенка в 2 года, не говорят о том, что он аутист с точностью 100%. Они указывают на необходимость дополнительных исследований.

Особенности лечения

Распознавая аутизм у ребенка до 2 лет, врачи определяют, как аутист реагирует на мир, на какой стадии находится заболевание по симптомам и основным признакам. Затем подбирают корректирующее лечение в подходящих для малыша условиях.

Это сложная процедура, так как диагностика основывается на психофизиологических тестах, составляемых для каждого пациента отдельно. Также изучаются особенности поведения и реакций на действия взрослых, раздражители.

Главная трудность борьбы с аутизмом – отсутствие внешней выраженности, по фото не понять, что в 2 года дети-аутисты. Видеозапись гораздо информативнее в этом плане.

Лечение проводится в виде длительной коррекционной психотерапии с вариативной результативностью.

Доктор проводит тест ребенку с подозрением на аутизм

Стоит заранее быть готовым к возможно низким или отсутствующим результатам даже при многолетнем приложении усилий.

Семейная терапия

Основная нагрузка ложится в данном случае на родителей. Поэтому им следует знать заранее об особенностях терапии аутистов:

  • составьте четкий распорядок дня и не отступайте от него;
  • не меняйте обстановку вокруг малыша, даже мелкие изменения способны привести к регрессу;
  • выберите одного специалиста для проведения занятий, смена врача приведет к стрессу и сбросу достижений;
  • постоянное повторение – залог успеха, закрепляйте изученные навыки, новую информацию, отрабатывая их по нескольку раз в день;
  • терапия не ограничивается больницей, ребенку понадобится адаптированный садик, школа, секции;
Врач обучает родителей работе с ребенком аутистом
  • общайтесь с людьми, также проходящими через это, обмен опытом, поддержка, нужны родителям особого ребенка;
  • научитесь отдыхать, растить аутиста, даже с незначительными отклонениями от нормы – трудно.

Благодаря отдыху, удается избежать эмоционального опустошения и сохранить силы. Мама и папа, находящиеся в состоянии стресса или депрессии, негативно влияют на аутиста.

Транскраниальная магнитная стимуляция для лечения аутизма вписывается во все схемы. Бывает, что используются медикаментозные препараты, хоть они и не способны вылечить болезнь. Однако уменьшают патологические проявления за счет улучшения самочувствия малыша и корректировки его поведения:

  • нейролептики для коррекции поведения;
  • ноотропы для лучшего развития коры головного мозга;
  • седативные препараты для установления правильного дневного ритма, устранения проблем со сном;
  • препараты для борьбы с сопутствующими болезнями (кишечник, иммунитет и т.д.).

Нужно быть готовым к тому, что терапия продлиться всю жизнь, будет иметь свои положительные и отрицательные периоды.

Список использованной литературы

  1. Зенков Л.Р. Непароксизмальные эпилептические расстройства. М.: МЕДпресс-информ, 2007; 280с.
  2. Canitano R. Epilepsy in autism spectrum disorders. Eur Child Adolesc Psychiatry 2007;1:61-6.
  3. Gardoni F. MAGUK Proteins: New Targets for Pharmacological Intervention in the Glutamatergic Synapse // Eur J Pharmacol. – 2008. – V. 585. – P. 147-152.
  4. Ремшмидт Х. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение: Пер. с нем. М.: Медицина, 2003;120 с.
  5. Арушанян, Э. Б. Участие мозговой железы эпифиза в регуляции поведения / Э. Б. Арушанян // Мед. вестник Сев. Кавказа. – 2009. – № 4. -С.66-75.
Читайте также:  Можно ли новопассит ребенку в 2 года

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Вячеслав Хрущев, Мужчина, 34 года

Здравствуйте Ариель Аркадьевич.Моему Владу сыну 2.1. Месяца два назад, после случайного прочтения симптомов аутизма в инстаграме у доктора Коморовского, я поняла что у нашего сына есть признаки аутизма. До этого я списывала это на характер, на то что он мальчик и у него особенные интересы, так как старшая у меня девочка 12 лет и я уже почти забыла ,что и как должно быть у маленьких деток. Начну сначала. Родился недоношенным в 37 недель, 88 по Апгар плановым кс весом 3100. Развивался немного с отставанием, наблюдались мы платно у хорошего детского врача в здравице. Отставание в развитии педиатр списывала на недоношенность. Прививки по плану, гулил в 6 месяцев (бабаба, папапа, абу, агу), сел ровно 8 и пошел в год( старшая дочь тоже села в 8 месяцев, но пошла раньше в 11). Был беспокойным, постоянно плакал, кормила грудью через каждые 2 часа, подолгу укачивали, на улице спал лучше. В 6 месяцев попал в больницу с температурой 39, в 8 месяцев перенес ротавирусную инфекцию, в год и месяц попал в реанимацию с инвангинацией кишечника, в год и четыре месяца перенес моноуклеоз с очень высокой температурой. ВЛАД ПОСТОЯННО БОЛЕЛ. Может поэтому я не особо обращала внимание на его развитие и несколько странные игры, главным для меня было здоровье ребенка. Упустила из виду и поздно забила тревогу. Он никогда не играл с машинками, не катал их, мог пособирать лего. Основной его интерес это свет, светильники, выключатели, он любит открывать и закрывать двери, играет с кастрюлями и крышками, кусает кошек за хвост. Свои игрушки бросает в кучу и смотрит на мою реакцию, иногда смеется от того что ругаю его. Сам не ест, хотя раньше ел вилкой. Сейчас я его кормлю, а он смотрит мультики или видео на ютубе. Ест неплохо, супы не ест вообще. Из каши только манную и гречневую, любит котлеты и курицу, помидоры и огурцы с редиской, хлеб, жаренную картошку, блины со сметаной, пирожки с мясом, сосиски. Пьет в основном воду, но иногда может выпить сок или компот. Есть указательный жест, показывает по просьбе себя, маму, папу, старшую сестру, кошек, предметы мебели, животных на картинках, сказочных героев. Может выполнить простые просьбы( дай пульт, принеси попить, положи книгу на диван, дай пять, поцелуй маму). Контакт в глаза есть, на улыбку отвечает улыбкой. Может показать части тела у себя , у мамы, у куклы. Хорошо реагирует на сестру. Может играть с ней в догоняшки, убегать от нее, прятаться за шторочку или в шкафчик. На других детей пока только смотрит на улице не долго, но всегда показывает где мальчик , девочка на улице. На горшок не ходит, не могу приучить, сейчас по-тихоньку стал садиться, может иногда пописить. Если писиет в трусики то показывает что мокрый, но не всегда. Говорю ему снимать плавочки, снимает сам. Не всегда сразу откликается на имя. Собирает пирамидку, вкладыши, сортер. Если хочет пить то показывет на кран на кухне, показывает на вазу с конфетами. Любит щекотки, любит когда катают на плечах. Сам приносит обувь свою по моей просьбе. Иногда играет с телефоном, может изобразить как он разговаривает по телефону подносит к уху. Иногда показывает как скачет лошадка. Может вместе со мной поиграть и покормить зайчика морковкой и куклу. Сейчас мы проходим обследование, сделали ээг. Ничего особенно оно не показало. Были на приеме в здравице у Корень О.Л. На приеме он поставил ребенку коммуникативные нарушения поведения, гиперактивность и аутоагрессию. Были на приеме в здравице у детского психиатора Стройновой Е.А. Она поставила ему общее расстройство психологического развития и аутизм под вопросом. Были с сыном в Новосибирском психоневрологическом диспансере у психиатора Карпушиной Л.В. , она не видела аутизма. На приеме он собрал вкладыши, показал собачку и лису в книге, маму и папу, потолок и компьютер. Врач сказала что у него нормальный глазной контакт. В диагнозе написала зрр и назначила пить магний и пантогам, и через 2 месяца снова быть на приеме. Близкие родственники не видят проблемы, считает что ребенок перерастет еще. Муж не видит проблемы списывает на характер. Он тоже поздно заговорил и совершенно не беспокоится по поводу отсутствия речи у сына.

Скажите есть ли аутизм по описанию?

Источник