Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития

Подготовка ребенка к школе с проблемами речевого развития thumbnail

Подготовка к школе и задержка речевого развитияСовременный мир развивается настолько быстро, что социальные требования к человеку непрерывно возрастают. Этот процесс касается и детей. К примеру, чтобы поступить в 1 класс, малыш должен уметь читать, писать, считать и решать простые задачки. И такие запросы выдвигаются в самой обычной школе. Чтобы ребенка взяли учиться в более престижное учреждение, ему придется пройти настоящий экзамен. Однако это огромная нагрузка на нервную систему и далеко не все дети могут с ней справиться. Особенно это касается малышей с задержкой речевого развития.

ЗРР ‒ отставание от нормы возрастного развития речи. Статистика утверждает, что с начала XXI века количество детей, имеющих подобное отклонение, выросло в десятки раз.

Это заболевание чаще всего диагностируется у детей возрастом старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать активно разговаривать. Если ребенок молчит, или его речь непонятна, он сильно выделяется на фоне своих сверстников. Именно тогда большинство родителей начинают бить тревогу.

Следует отметить, что 5 лет ‒ это уже поздний возраст для лечения ЗРР. Чем позже начнется терапия, тем меньше шансов на успех. Так, в возрасте 6 лет вероятность составляет всего 0,2%, после семи – надежды на полное выздоровление уже практически нет. Лучше всего начинать лечение, когда малыш только начинает полноценно разговаривать. Как правило, это 2-3 года.

Задержка речевого развития: основные причины

У большинства детей после двух лет происходит настоящий речевой прорыв. Развитие мозга к тому моменту достигает необходимых для полноценного общения параметров. Если же речь малыша запаздывает, на то может быть ряд причин ‒ внутренних и внешних.

Внутренние факторы исходят из особенностей функционирования организма:

  • тяжелое течение беременности и родов;
  • аномалии развития (патология ротовой полости, глухота);
  • перенесенные инфекции и травмы;
  • различные заболевания (аутизм, синдром Дауна, слабоумие, болезни эндокринной системы, ожирение, гормональные расстройства и т.д.).
  • Задержку речевого развития, возникшую по внешним причинам, значительно легче откорректировать:

  • Стресс. Один из главных психологических факторов. Такая ситуация может возникнуть из-за испуга, начала посещения детского сада, переезда и т.д.
  • Невостребованность речи. Некоторым родителям достаточно того, что дети указывают на предмет, не называя его. Таким образом, ребенок теряет интерес к правильному произношению, ведь его понимают и без слов.
  • Разговор на разных языках. Если члены семьи разговаривают с малышом на нескольких языках, ребенок понимает слова, однако не может сопоставить их и отнести к одной языковой группе.
  • Задержка речевого развития: симптомы

    ЗРР может начать проявлять себя очень рано. Поэтому родителям с самого рождения малыша необходимо внимательно следить за возможными признаками заболевания:

  • Ребенок до 8 месяцев не произносит элементарные звуки («м-м-м», «у-у-у»).
  • В 10-14 месяцев малыш не реагирует на свое имя. Внимание привлекает плачем или различными вербальными способами (толкнуть взрослого, бросить какую-то вещь и т.д.).
  • Не выполняет просьбы взрослого («Принеси игрушку», «Не снимай шапку»).
  • Не узнает предметы и явления на слух (как гремит гром, едет машина).
  • У ребенка старше двух лет задержка речевого развития проявляется более выразительно:

  • Малыш знает меньше 20 слов и не умеет их комбинировать (под словами подразумеваются также звуки «ма» ‒ мама, «хо» ‒ хочу и т.д.).
  • Слова произносятся невнятно.
  • Ребенок не играет с другими детьми.
  • Не отвечает на вопросы, не называет членов семьи и простые предметы.
  • Если родители заметили у малыша хотя бы некоторые из вышеперечисленных признаков, нужно незамедлительно обращаться к логопеду. Самое главное ‒ не слушать советы родственников и знакомых, утверждающих, что нужно подождать до 5 лет. Якобы в таком возрасте само наладится. Это заблуждение! Дело в том, что период чувствительности детского мозга очень ограничен. Вот почему вовремя принятые меры способствуют быстрейшей коррекции речевого дефекта.

    Отставание речи обязательно станет причиной появления трудностей с изучением школьной программы. Если задержку вовремя не откорректировать, ребенку будет сложно читать и писать, а также могут возникнуть проблемы с социальной адаптацией. Поэтому врачи советуют обязательно пройти специальные курсы подготовки к школе, разработанные для малышей с ЗРР.

    Обнаружив симптомы, сразу паниковать не стоит! Диагноз «задержка речевого развития» ставится на основании единого заключения нескольких врачей: невропатолога, логопеда и психолога. Иногда требуются консультации фонолога, оторинолариноголога, психиатра. В большинстве своевременная терапия заканчивается полным излечением.

    Курсы подготовки к школе: особенности обучения

    Ребенку с задержкой речевого развития необходим особый подход и специфическая методика обучения. Своими силами родители не способны с этим справиться. Поэтому необходимо обратиться к помощи специалистов.

    В ходе знакомства с ребенком опытный врач или коррекционный педагог должны вызвать у малыша чувство доверия. Для этого существует несколько способов. Один из самых распространенных ‒ исключить ситуацию «доминирования». Во время общения взрослый не «нависает» над ребенком. Он размещается на его уровне лицом к лицу. Таким образом, дети невольно чувствуют расположение к человеку.

    На курсах подготовки к школе педагоги понимают, что ребенку с ЗРР присуща низкая степень устойчивости внимания. Вот почему необходимо специально организовывать и перенаправлять концентрацию дошкольника. Ему следует предоставить большее количество пробных попыток, чтобы малыш смог войти в ситуацию и освоить новый вид деятельности.

    Часто случается, что задержка речи является основным фактором неадекватной вербализации понимаемого или происходящего вокруг. К примеру, если ребенку показать страшную картинку, он ответит, что боится. Однако объяснить почему, не сможет. Многие простые для других детей вещи малышу с ЗРР непонятны. Поэтому всю информацию необходимо дробить на порции. Короткие отрезки важно преподносить ребенку поэтапно. Все задачи должны быть сформированы четко и конкретно.

    Обычный школьный учитель не всегда сможет понять, что детям с проблемами речи может быть присуща быстрая утомляемость или, наоборот, чрезмерная возбужденность. В таких случаях педагог поступит с малышом также как с другими учениками: накричит или накажет иным способом. Это крайне неверный подход! Такое поведение может привести к усугублению ситуации.

    Курсы подготовки к школе необходимы еще и по той причине, что психологи прекрасно понимают, когда дети с ЗРР манипулируют взрослыми. Они могут избегать ситуаций, которые требуют целесообразности действий и волевых усилий. Поэтому врач должен применить всю свою проницательность, чтобы отличить утомленного малыша от «симулянта».

    Огромную роль играет церемония прощания маленького пациента и психолога. Обычных слов «До свидания!» недостаточно, ‒ у ребенка может остаться негативный осадок после посещения курсов. Как правило, педагог использует следующие фразы: «Мне сегодня было очень интересно общаться с тобой. Ты придешь еще?», «Сегодня ты столько всего рассказал. Смотри: я целую страницу об этом написала!» и т.д.

    Читайте также:  Результат физического развития ребенка к 4 годам по фгос

    Успешность лечения и подготовки к школе напрямую зависят от вовлеченности родителей в процесс. Только в тандеме ребенок-родитель-специалист можно добиться положительных результатов и освоить новые знания, навыки и умения!

    Источник

    Особенности подготовки детей с нарушениями речи к школьному обучению

    Статья посвящена изучению особенностей развития детей с нарушениями речи и его статусной позиции в коллективе. Для того чтобы дети с речевыми нарушениями не испытывали затруднений при установлении контактов со взрослыми и обладали достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, чтобы  проблема осознания своего дефекта не приводила к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации нужно готовить их к школе. Значимым компонентом готовности детей с тяжелыми нарушениями речи к школе является социально-психологическая составляющая. 

    Ключевые слова:  готовность к школе, самооценка, дезадаптация

    Основы формирования всесторонне развитой личности закладываются в дошкольном детстве. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития.

    Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы народного образования. Перед педагогическими работниками, учеными стоит общая задача совершенствования всей воспитательно-образовательной работы в детском саду и улучшения подготовки детей к· систематическому школьному обучению.

    Понимание педагогами значимости и сущности целенаправленной подготовки детей к школе играет особую роль. Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни: он вступает в новый тип отношений с окружающими людьми, у него начинаются складываться новые формы деятельности.

    Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая и социальная готовность к школе один из важных и значимых аспектов этой задачи.

     Психологическая готовность ребенка к школе состоит из:

    1. мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учиться)
    2. интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления; представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.)
    3. волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчиняться;
    4. социально-психологической готовности.

     Социальная готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, взрослыми. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться.

    Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умении подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

    Сложилось определенное противоречие между требованиями школы и готовностью детей их принять. Сегодня значительное количество детей, несмотря на соответствующий возраст и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают большие трудности в адаптации к школьному обучению.          

    У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание [3]. Для  общего недоразвития речи характерными признакам и являются: нарушение фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и смысловой стороны речи. Это, в свою очередь, осложняет процесс подготовки дошкольников с общим недоразвитием к школе.

    Нередко стойкое речевое недоразвитие у детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают. У таких детей отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать в рамках задания.

    Дети, имеющие нарушения речи, не способны к длительной игровой деятельности, они упрямы, в отдельных случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному[3].

    Наблюдаемые у детей с тяжелыми нарушениями речи серьезные трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с окружающими.

            Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним.

    Роль, которую играет ребенок в игре, очень сильно зависит от особенностей характера, темперамента ребенка. Поэтому, в каждом коллективе найдутся «звезды», «предпочитаемые» и «изолированные» дети [1].  

              Среди «непринятых» и «изолированных» чаще всего оказываются дети, которые плохо владеют коммуникативными средствами, находятся в состоянии неуспеха во всех видах детской деятельности. Их игровые умения, как правило, развиты слабо, игра носит манипулятивный характер; попытки общения  этих детей со сверстниками не приводят к успеху инередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых» [2].

    В целом коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы.

    Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, приобретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом. что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности [1].  

    Большую роль в общении детей с окружающими, играет – самооценка ребенка.

    Самооценка является ядром самосознания, так же как и связанный с самооценкой уровень притязаний. Самооценка и уровень притязаний могут быть адекватными и неадекватными. Последние, бывают завышенными и заниженными. Самооценка и уровень притязаний ребенка оказывают большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом.

    У детей с тяжелыми нарушениями речи обычно заниженная самооценка. Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться.

    Эти дети как правило имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними  никто не хочет дружить.

    У большинства старших дошкольников с нарушениями в речевом развитии преобладает ситуативно-деловая форма сотрудничества, что характерно для нормально развивающихся детей 2-4 лет. Предпочитаемый вид коммуникации – общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой речи. Практически у половины детей с ОНР не сформирована культура общения: они фамильярны со взрослыми, у них отсутствует чувство дистанции, интонации часто крикливы, резки, они назойливы в своих требованиях.

    Читайте также:  Развитие ребенка в митино

    У некоторых детей с ОНР преобладает внеситуативно познавательная форма общения. Они с интересом откликаются на предложение взрослого почитать книги, внимательно слушают несложные тексты, но по окончании чтения организовать с ними беседу трудно: как правило, дети почти не задают вопросов по содержанию, не могут сами пересказать услышанное в силу несформированности репродуцирующей фазы монологической речи. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у него кратковременен, и беседа не может длиться более 5-7 мин. Значительная часть детей данной категории старается изолироваться от взрослых. Они замыкаются в себе, очень редко обращаются к старшим, стесняются и избегают контактов с ними.

    Очень важной для формирования личности ребенка с речевой патологией является проблема осознания своего дефекта. Расстройства в эмоционально-волевой и личностной сферах детей с нарушениями речи не только снижают и ухудшают их работоспособность, но и могут приводить к нарушениям поведения и явлениям социальной дезадаптации.

    Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с тяжелой речевой патологией препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции в коллективе сверстников [1].

    Указанные особенности в развитии детей с нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы. При организации работы при подготовке детей с речевыми нарушениями необходимо учитывать их психологические особенности, степень речевых нарушений, личностные качества.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Косякова О.О. Логопсихология: учебное пособие / Ольга Олеговна Косякова Ростов-на-Дону: Феникс.2007, 284 с.
    2. Павлова О. С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи. М., 1998.
    3. Пантелеева Л. А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями/ Логопед 2004 №4, с.61

    Источник

    «Речевая подготовка детей к школе»

    Речь – это форма мышления. Основная функция речи – общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

    К шестилетнему возрасту словарный запас нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов.

    Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это – устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения). Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного. Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления.

    Не все родители понимают значимость процесса развития речи детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают, что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них сделает. Мною в группе №8 был проведён опрос среди родителей по теме «Как Вы развиваете речь своему ребёнку?» Предлагала я и папам, и мамам ответить на поставленный мною вопрос, но от пап получила категорический отказ. Из чего сделала вывод о том, что папы совершенно не занимаются развитием речи своих детей. Результаты опроса оказались предсказуемыми. Большинство родителей мало внимания уделяют развитию речи у ребёнка. Вот некоторые ответы родителей: «Читаем по слогам», «Пишем», « Возим в цирк». По данным результатам можно сделать вывод, что родители не понимают, какими методами и способами нужно развивать речь своему ребёнку.

    Есть, конечно, и другие ответы: «Составляем рассказы по картинкам», «Развиваем мелкую моторику», «Читаем книги», «Придумываем загадки», «Разговариваем об окружающем мире». Но это ответы тех мам, которые сами являются педагогами, либо у кого уже есть старшие дети.

    Поэтому основная роль по развитию речи лежит на педагогах ДОУ: воспитателях, психологах, логопеде.

    Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три одинаково важных и взаимно связанных компонента – общение с ребёнком, игра с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные психологами методики обучения. Для того чтобы ребёнок одновременно и получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная тишина. Все это можно делать с тем же, если и не большим, успехом в свободной и совершенно непринуждённой обстановке – на детской площадке, в группе, на экскурсии, в музыкальном зале. Чрезвычайно необходимы для развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие виды детского творчества.

    Для обучения детей 6-ти лет навыкам устной речи, как необходимого условия развития навыков чтения (письменной речи), я предлагаю некоторые развивающие игры и методические рекомендации:

    Игры, развивающие устную речь ребёнка:

    * Испорченный телефон.

    * Съедобное – несъедобное.

    * Назвать любые слова на определённую букву

    * Что звучало? (Постучите вместе с ребёнком палочкой по столу, по полу, по пластмассовой игрушке. Затем завяжите ребёнку платком глаза, постучите по одному из названных предметов и попросите его угадать, по какому предмету Вы постучали. Чтобы ребёнок сумел лучше отработать этот навык, периодически меняйтесь с ним ролями.)

    * Назвать больше слов по теме. ( в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т.д.)

    Читайте также:  Развитие ребенка в реутове

    * Составить цепочку слов. (Так, чтобы последняя буква предыдущего слова была бы и первой последующего. Например: ребёнок-корова-аромат-торт-тень.)

    * Составить цепочки слов-антонимов. (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т.д.)

    * Назвать все известные предметы одного и того же цвета. ( Например: жёлтого-лимон, солнце, подсолнух, канарейка; или красного-помидор, перец, кровь и т.д.)

    * Угадай, что я хочу сказать. (Произнесите первый слог в каком-либо слове, и попросите ребёнка угадать все слово целиком по этому слогу. Загадывайте и отгадывайте по очереди.)

    * Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа). Например: предложите ребёнку взять карандаш и положить его между компьютером и книгой, или на третью полку в правом ряду, или справа от телевизора.

    Некоторые рекомендации родителям по развитию устной речи ребёнка:

    * Обращать внимание на то, насколько связно, логично и грамматически правильно ребёнок излагает свои мысли.

    * Помогать ребёнку описывать предметы, события и явления как можно более подробнее. Границы познаний ребёнка при этом расширяются и его речь обогащается.

    * При разучивании стихов и песенок, ребёнок не должен создавать видимость ”как-бы поёт”, не понимая смысла слов и произнося нечленораздельно какие-то слога. Надо помочь ему, особенно в песнях, правильно понимать и произносить каждое слово. Поэтому – пойте вместе с ним.

    * Учить ребёнка находить и придумывать рифмы.

    * Чаще применять самим и поощрять использование детьми поговорок, пословиц и распространенных выражений.

    * Учить ребёнка придумывать и загадывать загадки.

    * Учить придумывать смешные истории.

    Что такое речевая готовность ребёнка к школе?

    Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

    1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

    2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.

    3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

    4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

    5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

    Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

    Задача логопеда — устранить речевые дефекты и развить устную и письменную речь ребенка до такого уровня, на котором он бы смог успешно обучаться в школе.

    Программа обучения в начальных классах насыщена, ее усвоение детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, затруднено. Поэтому на логопедических занятиях не даются заданий сверх программного материала, не перегружает первоклассников дополнительной информацией.

    Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.

    Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения).

    Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

    Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

    Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития.

    Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

    Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

    Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

    – создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

    – проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

    – не ругать ребенка за неправильную речь;

    – ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

    – не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

    – осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

    Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

    Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

    1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

    2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

    Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

    В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

    Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

    Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, учителей начальных классов, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

    Источник