Подъем ноги ребенка 1 год

Подъем ноги ребенка 1 год thumbnail

Авторы: Шлыков Кирилл

Человеческие детеныши — дети — в процессе роста и развития претерпевают значительные изменения. Это касается и мышц, и нервной системы, и костей. Последние не просто увеличиваются в размерах, а меняют свою форму (иногда в принципиально противоположном направлении). В связи с этим некоторые формы, деформации и отклонения, считающиеся таковыми для взрослого, в определенные этапы развития ребенка являются абсолютно нормальными.

Для новорожденного характерна О-образная форма ног. Колени смотрят кнаружи. Своды стоп (без нагрузки!) присутствуют, стопы развернуты внутрь. Колени чуть согнуты. Вообще до 2–3 месяцев жизни младенцам свойственен физиологический гипертонус мышц, поэтому объем движения в суставах несколько ограничен. Самое главное в 1–2 месяца — исключить врожденную патологию и отследить правильность формирования тазобедренных суставов.

Дальше с 2 до 7–8 месяцев идет формирование мышечной системы и формирование изгибов позвоночника (последнее тоже очень важно для правильного формирования стоп). Формируются важные навыки переворачивания, удержания головы. Ребенок учится активно сидеть и ползать.

К моменту вставания (8–9 месяцев) ребенок должен иметь сильные мышцы, поэтому неправильно использовать различные приспособления (ходунки, прыгунки, тележки). Они помешают малышу САМОстоятельно овладеть этими функциями. В этот период О-образная деформация стоп сохраняется, ребенок широко расставляет ноги, стопы могут разворачиваться кнаружи. При нагрузке стопы абсолютно плоские, заваливаются внутрь. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (до 30–40 градусов). Дети часто любят сидеть в W-позиции (ноги согнуты и разведены, ягодицы между стоп). Особенности строения детских костей обеспечивают это. Но находится в такой позиции (особенно длительно) я не рекомендую.

В 9–14 месяцев ребенок совершает первые шаги. Походка неуверенная, ребенок широко расставляет ноги, вся нога поворачивается кнутри (в разной степени выраженности). В этот период важно дать малышу научиться самому держать равновесие. Ничего страшного, если он будет иногда опускаться на четвереньки, садиться на пол, спотыкаться, падать. Этот этап очень важен и нужен для того, чтобы в более старшем возрасте его мышцы, суставы и мозг были обучены управлению и координации. Самое главное — максимально уберечь малыша от неудачных падений и травм. Шлем, наколенники-налокотники или просто ваш постоянный контроль.

К полутора годам ребенок обучается держать себя уверенно, ноги в коленях и голени постепенно выпрямляются или даже переходят в Х-образную форму. Именно такая форма усиливается до 3–3,5 лет. При ходьбе у многих выявляется выраженный заворот стопы кнутри (пальцами внутрь) преимущественно за счет костей голени (колено при этом смотрит прямо или слегка кнаружи). Стопы все еще заваливаются внутрь, но контур уже не должен выступать сильно за внутренний край стопы. В этот период и до 3–4 лет ребенок начинает периодически без видимой причины вставать и ходить на носочках. В норме последнее должно быть лишь иногда, эпизодически, то есть полная опора на стопу в остальное время должна присутствовать.

К 2–2,5 годам ребенок уверенно ходит, прыгает. Колени Х-образно деформированы. Начинает появляться свод с внутренней стороны, но визуально стопа остается плоской. Самое главное, чтобы уплощение и завал стопы были симметричны и не наблюдалось нарушений в вышележащих отделах (таз, позвоночник, положение головы и прикус).

В 3–4 года Х-образность коленей достигает максимума. Ходьба пальчиками внутрь исчезает или значительно уменьшается. Косолапость остается лишь за счет разворота бедра. Медиальная арка свода становится выраженной (при нагрузке 4/5 площади подошвы контактируют с поверхностью), вальгусная установка стопы уменьшается. Передний отдел стоп без нагрузки развернут подошвой кнутри (но угол поворота не должен превышать 20–25 градусов).

К возрасту 4–6 лет Х-образность ног начинает уменьшаться, своды стоп при нагрузке становятся выраженнее, контакт следа с поверхностью уменьшается до 2/3. Ребенок уверенно ходит, бегает, прыгает, стоит на одной ноге. На носочках свод очень выражен, стопа на носках устойчива.

В возрасте 7–8 лет колени уже почти «ровные» (нормальные относительно взрослого). Завал стопы внутрь отсутствует, медиальная арка свода стопы выражена за счет окончательного заворота переднего отдела кнутри. Стопы, при прямом положении колена несколько развернуты кнаружи.

К 9–10 годам скрученность бедренной кости уменьшается практически до показателей взрослого. На этом заканчивается торсионное развитие нижних конечностей, обеспечивающее правильные функции ног при ходьбе.

Естественно, все описанное — это лишь средние показатели, как бывает обычно. В любом случае лучше не игнорировать сроки профилактических осмотров и вовремя приходить на прием к ортопеду. Особенно же необходимо посещение ортопеда, если имеются жалобы на боль или повышенную утомляемость при ходьбе.

(Как правильно выбрать обувь ребенку, читайте здесь.)

опубликовано 23/10/2018 16:16
обновлено 29/10/2018
— Уход за ребенком, гигиена, Рост и развитие

Источник

В 50-70 годы чешский доктор Вацлав Войта, который занимался лечением новорожденных, заметил, что у детей есть инстинктивные, или рефлекторные движения. Их наличие или отсутствие позволяет сделать выводы о том, насколько развитие двигательной активности малыша соответствует его возрасту. Эти рефлекторные движения являются результатом возникновения импульсов в центральной нервной системе.

Доктор Вацлав Войта за работой

Доктор Вацлав Войта за работой.

Каждому месяцу на первом году жизни ребенка соответствуют определенные навыки:

1 месяц

В положении лежа на спине малыш сжимает кулачки, сгибает ручки в локтях, бедра также согнуты под углом 90 градусов. При повороте головы положение рук изменяется. В положении на животе руки максимально согнуты в локтевых суставах и прижаты к туловищу, ноги поджаты под себя. Тазобедренные суставы не лежат на поверхности опоры. Если они распластаны (поза лягушки), возможно, имеет место мышечная гипотония. Малыш пока не фиксирует взгляд. Это происходит лишь к концу первого месяца.

2 месяц

В положении на животе малыш опирается на предплечья. Может кратковременно поднимать и удерживать голову. В положении на спине постепенно уменьшается угол сгибания конечностей. Происходит контакт «рука-рука». Малыш охотно подтягивает и сгибает ноги. Ребенок чувствует центральную ось своего тела. В положении лежа на спине голова и туловище располагаются по продольной оси. Руки раскинуты в стороны, ладони смотрят вперед.

f1.jpg

Контакт «рука – рука – рот».

3 месяц

В положении лежа на животе тело располагается симметрично. Малыш опирается на локти, уверенно удерживает голову. В положении лежа на спине сгибает ноги под углом 90 градусов во всех суставах. Тазобедренные суставы ложатся на опору. Ось голова-позвоночник-таз прямая. Малыш тянет обе руки в рот. Не нужно сразу вынимать их, это необходимый этап двигательного развития. Нецеленаправленно захватывает предмет. Исследует свое тело руками до пояса.

4 месяц

В положении лежа на спине происходит контакт «стопа-стопа». Малыш может поворачиваться на бок и обратно. Опирается пятками на поверхность, поднимает в этом положении таз и двигает им из стороны в сторону. В положении лежа на животе может опираться на один локоть, выводя при этому другую руку вперед. Демонстрирует «обезьяний» захват –удерживает предмет четвертым и пятым пальцами кисти.

5 месяц

Ребенок делает попытки переворота со спины на живот. Может тянуться рукой за предметом через центр тела (к противоположной стороне). В положении лежа на спине происходит контакт «рука-бедро». Тянет руки в рот и сосет их. Обследует свое тело руками до колен. Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Захват осуществляется 2-5 пальцами кисти. В положении лежа на животе половину времени проводит в позе «самолетик», а вторую половину – с опорой на руки.

6 месяц

В положении лежа на животе симметрично опирается на выпрямленные руки и голени. Стоя на четвереньках, малыш может поднять одну руку параллельно полу. Уверенно захватывает игрушку. Может демонстрировать координацию при перевороте со спины на живот (обычно единичный случай). Происходит контакт «рука-стопа-рот». До 6 месяцев ребенок не должен скрещивать ножки, это признак неврологической патологии.

f2.jpg

Контакт «рука – стопа».

7 месяц

Сидение в позе «русалка» с опорой на одну руку. Принимает положение стоя на четвереньках, раскачивается при этом. В положении лежа легко заводит ногу или руку на противоположную сторону. Осуществляется координированный поворот на бок (не спонтанный) и на живот. Ребенок также умеет переворачиваться с живота на спину. Удерживает предметы в обеих руках одновременно.

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки

Малыш лежит на животе, опираясь на вытянутые руки.

8 месяц

Малыш начинает ползать по-пластунски, ноги пассивны. Осуществляет переворот с живота на спину через уверенное положение на боку. Хватает игрушки, расположенные сверху. Сидит и даже может вставать у опоры. Очень важен момент пинцетного захвата – ребенок впервые удерживает или пробует взять предмет подушечками большого и указательного пальцев. Пальцы при этом прямые.

9 месяц

Ребенок уверенно ползает на четвереньках. От пинцетного захвата малыш переходит к щипковому – указательный и большой пальцы сгибаются, скругляются в момент удерживания предмета.

10 месяц

Ребенок совершенствует свои навыки ползания на четвереньках.

11 месяц

Малыш делает первые шаги. Ходьба у опоры осуществляется в основном боком приставным шагом, а также корпусом вперед (также у опоры). Может находиться в положении стоя, опираясь на опору только одной рукой, поворачивает корпус.

12 месяц

Самостоятельное стояние и самостоятельная ходьба. 

Сдвиги в сроках на 6 недель в ту или иную сторону также являются вариантом нормы. Грубое нарушение сроков может стать поводом для внепланового визита к педиатру или детскому неврологу. Очень важно отслеживать двигательную активность ребенка на первом году жизни. Это позволяет очень рано выявить имеющуюся патологию или предпосылки к ее возникновению. В столь раннем возрасте очень многие нарушения легко поддаются коррекции и от них не остается и следа.

Источник

Постановка стоп очень важна для здоровья не только опорно-двигательного аппарата. Как бы это не казалось странным, но развитие умственных способностей, состояние внутренних органов грудной и брюшной полостей во многом зависит от того, как ребенок с начала самостоятельного хождения ставит ноги. Плоскостопие и косолапость зачастую приводят к тому, что уже в младших классах школы малыш отличается хронической неуспеваемостью. Он отстает от своих сверстников и в физическом развитии. Просто хорошо видно последствия будет чуть позже, на этапе переходного пубертатного периода.

Но все трудности и проблемы возникнут позже. Поэтому зачем беспокоиться заранее? Пока же не совсем правильная постановка стопы у детей в возрасте 12 – 18 месяцев вызывает милые улыбки у мамы и папы, бабушки и дедушки. Как же иначе, ведь малыш так забавно бегает, смешно переваливаясь с боку на бок.

Между тем, именно в младенческом возрасте можно быстро и просто провести коррекцию всех врожденных и приобретенных недугов, связанных с неправильной постановкой стопы. Очень важно спустя 2-3 месяца после того как ребенок прочно встал на ноги и начал уверенно ходить без посторонней помощи, провести первую диагностику правильности постановки стопы. Если никаких дефектов выявлено не будет, повторный осмотр ортопеда следует провести через 6 и 12 месяцев. Первичные навыки постановки стопы можно сформировать с помощью специальной обуви. Не стоит позволять малышу длительное время бегать босиком. Обувайте его в специальные пинетки с ортопедической подошвой. Это позволит ему с раннего возраста привыкнуть к правильной постановке стопы.

Что обеспечивает правильная постановка стоп?

Каждый человек должен обладать информацией о том, что обеспечивает правильная постановка стоп во время ходьбы, бега и просто стояния на месте. Для понимания нужно знать анатомическое строение стопы:

  1. это более тридцати мелких костей, включая фаланги пальцев, плюсневую часть, пяточную и таранную кости);
  2. мелкие суставы, которыми соединяется вся эта костная конструкция, обеспечивают гибкость, подвижность и амортизационную способность;
  3. мышцы отвечают за распределение усилий и диффузное питание хрящевой ткани суставов
  4. связочный сухожильный аппарат фиксируют положение костей и мышц, создают условия для сохранения целостности даже при высоких физических нагрузках.

Анатомически стопа устроена так, что представляет собой очень прочную амортизационную конструкцию. При правильной постановке стопы эффективно гасятся все колебательные движения, возникающие в момент контакта ноги с твердой поверхностью.

Если этого не происходит, то механическая нагрузка распределяется неправильно. Могут пострадать более крупные суставы нижних конечностей (коленный, голеностопный и тазобедренный).

При правильной постановке стопы во время ходьбы первой точкой касания становится пятка, затем нагрузка перераспределяется на боковую сторону подошвы и переходит на подушечку в районе основания большого пальца. Здесь находится крепление мышечного продольного свода стопы, который принимает «эстафету» распределения нагрузки от поперечного мышечного свода.

Если касание происходит в каком-то ином порядке, то гашения механического импульса обоими сводами стопы не происходит, и нагрузка уходит на голеностопный сустав. Следом происходит компенсаторное напряжение мышц голени, за счет чего смещается положение берцовых костей в полости коленного сустава.

Постепенно формируется Х-образное и О-образное искривление ног. оно оказывает негативное влияние на состояние тазобедренных суставов и позвоночника. Очень часто у ребенка с выраженным плоскостопием выявляется сутулость и искривление грудного отдела позвоночника. При косолапости сглаживается поясничный изгиб и также формируется нарушение осанки. Все это компенсаторные патологические изменения. Они запускают процесс нарушения работы вегетативной нервной системы, провоцируют изменение положения внутренних органов грудной и брюшной полостей.

Без правильной постановки стоп невозможно сформировать красивую осанку, безопасную походку и привычку к регулярным физическим нагрузкам, поскольку любые упражнения будут приводить к чувству мышечного переутомления нижних конечностей. Занимайтесь правильной постановкой стопы ребенка с самого раннего детства.

Если есть подозрения на то, что у малыша развивается косолапость или плоскостопие, обратитесь к ортопеду. Сделать это можно абсолютно бесплатно в нашей клинике мануальной терапии. Мы предлагаем бесплатную консультацию доктора в любое удобное для вас время. Для получения услуги достаточно позвонить нам и записаться на прием.

Разновидности неправильной постановки стопы

Неправильная постановка стопы может иметь разновидности к зависимости от деформации поперечного или продольного свода ступни. Подразделение проводится на врожденные и приобретенные патологические изменения. Врожденной часто является косолапость, образующаяся при дефиците некоторых веществ в питании будущей матери. На неправильное формирование скелета плода также могут оказывать негативное влияние факторы внешней среды, такие как химическая загрязненность воздуха, радиоактивность, излучение от электрических приборов.

По типу неправильная постановка стопы подразделяется на плоскостопие и косолапость. В первом случае происходит перераспределение физической нагрузки на внутренние края стопы, во втором – вынос основной амортизационной нагрузки на внешние плоскости. Плоскостопие может быть поперечным, продольным или комбинированным. Косолапость чаще всего бывает спровоцирована дефицитом витамина D и развитием рахита.

Вальгусная постановка стоп у ребенка

В практике ортопеда вальгусная постановка стоп у ребенка очень часто является следствием врожденных патологий и дефектов формирования костного и мышечного аппарата нижних конечностей. Заметить подобную деформацию очень легко:

  • поперечный мышечный слой слаборазвит и не имеет подъема;
  • пяточная кость вывернута наружу;
  • при ходьбе вся нагрузка распределяется на продольный мышечный свод;
  • пальцы разведены и смотрят в сторону мизинца.

В течение короткого времени вальгусная постановка стоп приводит к характерному Х-образному искривлению нижних конечностей. Подобный признак отчётливо виден у малышей уже в возрасте 2-х лет.

Коррекция должна начинаться как можно раньше, желательно до начала активной самостоятельной ходьбы. Применяются специальные методики мануальной терапии, позволяющие укрепить продольный свод стопы и определённые группы мышц голени, бедра. Это способствует естественному процессу нормальной постановки стопы.

Плоско-вальгусная постановка стоп

Разновидностью описанного вида нарушения является плоско-вальгусная постановка стопы, отличающаяся сочетанием с выраженным плоскостопие. При типичном развороте пятки и пальцев к наружному краю, происходит деформация поперечного и продольного сводов. За счет этого стопа становится широкой. Х-образное искривление голеней при таком типе менее выражен о и может определяться на ранних стадиях только специалистом.

Варусная постановка стопы

Еще один тип деформации – варусная постановка стопы, отличающаяся неправильным распределением нагрузки с преимущественным вовлечением наружного края стопы. В таком состоянии стопа как бы подворачивается во внутрь, пальцы развернуты по направлению друг к другу. У малышей в возрасте 1,5 – 2-х лет эта патология часто сопровождается неуклюжестью и склонность к повышенному травматизму. Ножки ребенка словно заплетаются друг об друга, создавая ему сложности при передвижении без опоры.

Если не проводить коррекцию варусной постановки стопы, то в скором времени появится вторичная О-образная деформация голени и бедра. Исправить это положение костей в крупных суставах в будущем будет очень сложно. Поэтому постарайтесь проводить своевременную диагностику и начинать эффективное лечение у ортопеда на ранних стадиях.

Неправильная постановка стопы у ребенка при ходьбе: что делать?

Если видна неправильная постановка стопы у ребенка, то следует в первую очередь обратиться к специалисту. Врач ортопед проведет ряд диагностических тестов, осмотрит стопу малыша и поставит точный диагноз. Самостоятельно, в домашних условиях выявить нарушение постановки ног очень сложно, поскольку существуют различные сочетанные деформации, частично компенсирующие друг друга, при которых диагноз затруднителен.

Только врач может сказать, что делать для проведения коррекции и стоит ли использвоаться специальные ортопедические стельки. Кстати говоря, в последнее время стельки и обувь с ортопедическими свойствами стали настоящим маркетинговым бичом современных деток. Мамы покупают им подобные модели безо всякого согласования с ортопедом. не проводится никакого обследования. Ребенок может быть совершенно здоров, но его заставляют носить ботиночки с коррекционными стельками, предназначенными для исправления плоскостопия. В результате у ребенка формируется деформация стопы.

Не стоит поддаваться на рекламные уловки маркетологов. Назначить использование ортопедической обуви может только врач ортопед после диагностики. Если у ребёнка правильная постановка стопы при ходьбе, то ему априори не нужны специальные виды обуви. Ну а если у него сформировалась неправильная постановка стопы, к сожалению, одними стельками этого не исправить.

Помочь сможет только специальная разработанная программа коррекции. Она включает в себя массаж, точечную акупунктуру, остеопатию и лечебную гимнастику. В нашей клинике мануальной терапии есть специальные авторские методики, позволяющие эффективно проводить коррекцию всех видов неправильной постановки стопы.

Запишитесь на бесплатную консультацию. Посетите ортопеда. Узнайте о том, правильно ли ваши дети ставят ножки при ходьбе и беге.

Консультация врача бесплатно. Не занимайтесь самолечением, позвоните и мы поможем +7 (495) 505-30-40

Источник