Поддержка ребенка в индивидуальном развитии в доу
Технологии поддержки детской индивидуализации
в условиях дошкольного образования
Выполнил: воспитатель
МДОУ «Детский сад №17 с.Пушкарное
Белгородского района
Белгородской области»
Рыжкова Д.А.
Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования – поддержка детской инициативы. И действительно, если мы обратимся к тексту документа, то увидим, что эти слова встречаются там довольно часто. Обратите внимание на следующие слайды 2, 3, 4
В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, наш педагогический коллектив находится в постоянном поиске новых форм и способов организации непрерывной образовательной деятельности в детском саду. Дошкольное детство является самым благоприятным моментом для формирования таких качеств личности как фантазия, смекалка, пытливость, любознательность, изобретательность, воображение. Мы считаем, что эти качества находят яркое выражение в творчестве дошкольника.
Успешное развитие ребенка обеспечивают два равноценных процесса – социализация и индивидуализация. Социализация выступает как присвоение ребенком норм, качеств, следование определенному образцу, т.е. процесс отождествления. Индивидуализация – постоянное открытие, утверждение и обособление, формирование себя как субъекта. Нивелирование одного за счет абсолютизации другого ведет к ущербности образовательного процесса. Поэтому проектирование образовательного пространства, планирование взрослым образовательных ситуаций, отбор средств развития, принцип линейности в организованной образовательной деятельности по-прежнему важны, актуальны, но приоритетной и преобладающей должна стать ситуация, когда ребёнок – субъект деятельности, а не объект педагогического воздействия. Реализация субъектного подхода предполагает создание рефлексивной среды: в мышлении – через решение проблемных ситуаций; в деятельности – через формирование установки на кооперирование, а не на конкуренцию; в общении – через развитие отношений, подразумевающих доступность собственного опыта человека для других и открытость опыта других для себя.
Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.
Проблема развития детской инициативности и индивидуальности является одной из самых важных в современной педагогике, и ставит перед системой образования основную цель – воспитание у подрастающего поколения активности, самостоятельности принятия решения, стремления к созиданию.
Далее разграничим понятия «индивидуализация образования» и «индивидуальный подход».
Индивидуальный подход – организация педагогом образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития. Чаще всего предметом индивидуального подхода становятся какие-либо проблемы, дефицитарные состояния в развитии ребенка.
Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы.
Индивидуализация образования исходит, во-первых, из того, что каждый ребенок развивается в своем темпе, «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком (или детьми); во-вторых, из принципов безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, каков он есть; в-третьих, из понимания того, что не только и не столько обучение, сколько учение ведет за собой развитие.
Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д.
Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. От педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.
Индивидуализация распространяется на каждого ребенка. В основе индивидуализации лежит убеждение.
Познакомимся с педагогическими стратегиями, обеспечивающими индивидуализацию дошкольного образования. Выделяются несколько уровней индивидуализации: на уровне группы, подгруппы, на персональном уровне. В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения).
Компетентность и увлечения взрослых (воспитателя) создают условия для индивидуализации образования. Самым поверхностным примером групповой индивидуализации является динамика продвижения в содержании обучения. Даже в параллельных группах одного детского сада, укомплектованных из детей примерно одного возраст, одна и та же образовательная программа осуществляется по-разному.
Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес к определённым видам детской деятельности. Например: конструированию ( постройка дороги), где один ребёнок может давать советы, явно или неявно руководить строительством, другой – строить. Третий – ожидать окончания работы с тем, чтобы первым провести по дороге машину. Один может сопровождать все свои действия речью, а другой – работать молча. Один проявляет творчество, другой только воспроизводит образцы.
Наконец, индивидуализация образования реализуется на персональном уровне, когда развитие ребёнка выше или ниже типичного для его возраста, либо ребёнок имеет какие-либо ярко выраженные особенности, влияющие на качество его жизни.
Индивидуализация учения и развития проявляется стихийно. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.
Одним из важнейших методов индивидуализации обучения является метод реагирования. Он включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, процесс повторяется. Если не достигнуты – условия и методы поддержки пересматриваются. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; в других случаях он требует больших усилий и длительного времени.
В методе реагирования главное – стимулирование и поддержка инициативы, активности и самостоятельности детей.
Примером обучения на основе метода реагирования является использование модели трех вопросов.
Что знают? Что хотят узнать? Как хотят узнать?
Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности.
Задача педагога – помочь тем, кому трудно начать или выполнить отдельные операции. Одному он поможет словесными указаниями, другому предложит схему, модель или рисунок, третьего подбодрит, четвертому окажет практическую помощь. Конечно, этот метод наиболее эффективен, когда педагог работает с малой группой.
Отбор материалов. Гибкость и разноуровневость.
Метод строительных лесов. В основе этого метода – идеи Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Сущность этого метода не в опережающем обучении ребенка тем знаниям или умениям, которые, с точки зрения педагогов, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, но в том, чтобы, создавая условия, помочь ребенку самому сделать следующий шаг.
Иррадиирующее обучение (от слова «иррадиация» – распространение, увеличение) как метод индивидуализации обучения основано на признании различий интересов, мотивов и на динамике продвижения. Предлагая интересное дело тем детям, кто хочет им заниматься, можно достичь больших успехов в обучении. Все, что вводится в развивающую среду группы, предлагается как новое знание или новое умение. Это может быть новая игра, новый материал для рисования, новое для детей этой группы математическое действие, новое стихотворение, новый предмет, т.е. нечто, чего в опыте детей еще не было. Например: воспитатель предлагает новую настольную игру-лото «Животный и растительный мир». Это своего рода презентация нового взрослым. Затем те, кто хочет научиться в неё играть присоединяются к воспитателю. Остальные занимаются другими видами деятельности. Далее дети, которые уже умеют играть в эту игру, учат других. Таким образом они представляют продукт своей деятельности другим и самостоятельно презентуют собственный опыт.
Для обеспечения индивидуализации учения необходимо, чтобы ребенок, во-первых, имел возможность выбора (содержания, вида деятельности, материалов, места и способов действий, партнерства); во-вторых, получал опыт осознания того, что его личная свобода – в способности выбирать из своих многочисленных «хочу» те, за которые он готов нести личную ответственность; в-третьих, получал поддержку в ходе поисков, проб и ошибок, в процессе которых «хочу» преобразовывались в «могу»; в-четвертых, имел опыт кооперации с другими людьми.
Соответственно педагогические условия индивидуализации обучения и учения, образования в целом должны включать:
- создание безопасной предметно-пространственной развивающей среды для реализации ребенком своих замыслов индивидуально или в кооперации с другими;
- поддержку или инициирование взаимодействия с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.), включенными в образовательную деятельность ДОО, в том числе (но не исключительно) с образовательными целями;
- знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребенка;
- готовность взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
- отведение ничем не подменяемого времени для свободной игры.
Источник
Способы и направления поддержки детской инициативы в ДОУ
О личности 21 в. мы говорим как о человеке активном, ответственном, способном принимать решения в ситуации выбора обладающем лидерскими качествами. Такого человека мы должны воспитывать с дошкольного возраста. Поэтому мы всё чаще слышим о том, что необходимо повышать качество образования, изменять подходы к нему. Сейчас как никогда нужна психолого-педагогическая поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников. Об этом нам говорит Закон «Об образовании РФ» и, конечно, ФГОС ДО.
Одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Целевые ориентиры.
Если обратится к словарю Ожегова, инициатива – это почин, внутреннее побуждение к новым формамдеятельности, предприимчивость, первый шаг в каком-либо деле;руководящая роль в каком-либо действии.
Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой.
Инициативность проявляется больше всего в общении, опытно-экспериментальной деятельности, игре, художественном творчестве.
Для инициативной личности характерно:
– произвольность поведения;
– самостоятельность;
– развитая эмоционально волевая сфера;
– инициатива в различных видах деятельности;
– стремление к самореализации;
– общительность;
– творческий подход к деятельности;
– высокий уровень умственных способностей;
– познавательная активность.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н.А. Коротковой):
1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Как же развивать инициативность в дошкольниках?
Способы и направления поддержки детской инициативы в нашем детском саду:
1. Создание предметно-пространственной среды;
2. Организация практической деятельности детей и взрослых;
3. Творческое сотрудничество педагогов, детей и родителей;
4. Социокультурное окружение.
1. Предметно-пространственная развивающая среда.
Детская инициатива как нельзя лучше проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Поэтому мы создаём условия для активной самостоятельной деятельности детей.
Для осуществления выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей созданы центры выбора или инициативы ребёнка: «Домик желаний», «Калейдоскоп интересов». Дети делают выбор в начале дня, чем бы они хотели сегодня заниматься.
Дети активно пользуются предметами развивающей среды, поэтому они взяли на себя обязанности поддерживать порядок в различных центрах. Придя утром в группу, воспитанники берут «Коробочку хлопот». Каждый выбирает бейджик с указанием той обязанности, которую он готов выполнять в этот день.
Как способ стимулирования и развития детской инициативы в подготовительной группе живёт «умная» сова. У каждого ребёнка есть дневник успеха, куда вклеиваются наклейки за проявленные знания, смекалку, хорошо выполненное задание. По итогам месяца вручается умная сова тому ребёнку, у которого больше всего наклеек. Обладать умной совой, конечно, хочет каждый, даже самый наименее активный ребёнок.
Центры сюжетно-ролевой игры, где ребёнок учится самостоятельно выбирать и менять роли, делать открытия.
Центр книги. Здесь размещаются книги, предусмотренные лексической темой и интересами детей. Воспитатель наблюдает за возникающим интересом детей и поддерживает его с помощью литературы. Много книг, сделанных своими руками.
Одно из средств поддержки детского творчества- театрализованная деятельность. Центры театрализации в каждой группе наполнены разными видами театра (би-ба-бо, пальчиковый…..). Все детские задумки, фантазии, сочинения дети в сотрудничестве с педагогами передают в ролях, самостоятельно выбранных или обыгрывают с различными куклами.
Макеты.Разнообразны по тематике. Позволяют ребёнку разворачивать игру по собственному замыслу и желанию. Часть из них сделана совместно с детьми.
Экспериментирование и игра- важнейший вид поисковой деятельности. В группах созданы «Лаборатории», где дети находят с удовольствием занятие по душе.
Для самостоятельной продуктивной деятельности в группе оборудуются «Центры творчества», которые созданы по принципу доступности и мобильности. В каждой группе выделены места для выставок рисунков, поделок детей. Дети самостоятельно размещают свои работы по своему желанию. В центрах по изобразительной деятельности находятся разнообразные схемы, алгоритмы и таблицы, модели, способствующие формированию самостоятельности, навыков планирования, развитию мышления детей. В центре собраны различные средства художественной деятельности и материалы (краски, мелки, карандаши).
2. Следующее направление работы педагогического коллектива: совместная практическая деятельность с детьми воспитателей и специалистов.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Следовательно, необходимо как можно чаще создавать для ребенка такие ситуации, где ему предстоит сделать выбор, принять какое-то решение. Такие ситуации мы создаём как во время проведения НОД, так и в совместной деятельности с детьми во всех режимных моментах. Самое трудное – вовремя поймать детский интерес и определиться, что с ним делать. Например, в группе «Берёзка» и «Радуга» возник интерес детей к прошлому своих родителей, которые тоже когда-то ходили в детский сад, были маленькими, как они выглядели, во что играли. Дети захотели больше узнать о своей семье. Педагоги, поддержав эту инициативу, организовали выставку «Любимая игрушка моей мамы».
Попросили мам принести их детские фотографии, составить краткий рассказ о своём детском саде. В результате получилась газета «Моя мама тоже ходила в детский сад…».Или, например, так получилось, что группу «Ручеёк» у нас посещают только мальчики. Вот в их мальчишеской среде проявился интерес к динозаврам. Педагоги группы, заметили это, поддержали интерес детей, устроив День динозавров: собрали коллекцию динозавров, лепили, рисовали, раскрашивали, читали о динозаврах, рассматривали картинки.
Творческие мастерские. Работают в различных направлениях. Одно из современных – плетение из резиночек. Девочка принесла набор для плетения в группу и заразила остальных детейэтим занятием. Дети с удовольствием делают браслеты, кольца для своих мам, дарят друзьям.
С интересом занимаются лепкой из теста букв.
В настоящий праздник выросла детская инициатива поздравлять именинникав детском саду. В этот день дети поздравляют своего товарища, учатся говорить подходящие слова, дарят подарки, играют в весёлые игры. Часто праздник проходит в форме квеста.
Проектная деятельность. Также мы используем для поддержки детской инициативы. На слайде вы видите проект «Дружба начинается с улыбки». Были реализованы проекты: «Загадочная страна», «Я живу в Петербурге», «Книгоград» и другие.
Также с целью развития творческой инициативы дошкольников мы используем анимационную деятельность. На практике мы убедились, что создание мультфильмов своими руками – это один из эффективных инструментов разностороннего развития и воспитания ребенка. Подробнее расскажет об этом педагог, непосредственно принимавший участие в этой работе.
Одним из главных психолого-педагогических условий развития детской инициативы -это создание психологически комфортной атмосферы в группе. Помощь в этом воспитателю оказывает педагог-психолог. Развитие лидерских качеств, преодоления страхов и неуверенности в собственных силах, развитие познавательной активности- направления, по которым осуществляет поддержку детской инициативы педагог-психолог:
– песочная игротерапия.
– музыкотерапия
– куклотерапия.
Родители
Говоря о развитии инициативы и творческих способностей детей нельзя не сказать о творческом сотрудничестве педагога, родителей и детей. Только сотворчество мотивирует к желанию сделать что-либо самому. Для этого необходимо нацелить родителей на поддержание в ребенке пытливости и любознательности. Это не только позволяет вовлечь родителей в образовательный процесс, но и сплачивает семью (многие задания выполняются совместно).
Родители принимают активное участие:
– в обогащении развивающей среды группы (гр. «Улыбка»- изумительные герои сказки, связанные своим руками бабушкой одного из воспитанников, гр. «Ручеёк»- декорации к сказкам);
– в мастер-классах («Мастерская Дедушки Мороза», «Загадочный вечер», «Математический вечер»).
– в проектной деятельности (совместно с детьми рисуют, лепят, придумывают загадки, делают книжки-малышки, участвуют в выставках, в мероприятиях детского сада)
– в конкурсах (в спортивных соревнованиях «Семейная спортакиада», где семья Калининой Ярославы заняла 1 место).
4. Социокультурное окружение. Мы стремимся к тому, чтобы дать ребенку возможность познать мир целостно во всем его многообразии, поэтому считаем для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания дополнительные образовательные ресурсы. Походы в библиотеку, посещение музеев, выставок, памятников архитектуры нашего города – эти события рождают у детей ощущение необыденности, дают толчок для новых педагогических идей, основанных на ярких детских впечатлениях, желании детей вспомнить о событии. Взаимодействие с социальными партнёрами стимулируеттворческую активность и развитие новыхинициатив как у детей, так и у педагогов.
После посещения Клуба юных натуралистов в ДДТ «Преображенский» группе «Ручеёк» педагоги с детьми оформляют страничку в альбоме о своих впечатлениях, где размещаются рисунки детей, картинки, загадки о животных и птицах.
«Музей воды» – любимый детьми, музей, который мы посещаем уже систематически со всеми группами, начиная со старшей. После увлекательного путешествия в мир воды вместе с главной героиней Капелькой дети со взрослыми уже в детском саду проектировали различные виды деятельности: рисовали Капельку, составляли рассказы о её путешествии, провели День воды совместно с воспитанниками другой группы, экпериментировали с водой.
В библиотеке им. Пушкина наши воспитанники ежегодно участвуют в конкурсе чтецов стихотворений современных российских детских поэтов «Остров детства», посвящённом «Международному дню ребёнка» и занимают призовые места.Мы участвуем не только в конкурсах чтецов, но и во многих других: «Шире круг» (ДДТ «Преображенский), «Планета детства», «Новогодняя открытка» и т.д. Целью участия в конкурсах видим в стремлении создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
В конце я хочу сказать, что поддерживая детскую инициативу, познавая и понимая, как развивается, растет, мыслит и чувствует ребенок-дошкольник, мы сможем помочь ему найти свое место в этом сложном мире, развить интересы и способности, все те прекрасные возможности, которые даны ему природой.
Источник